conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

04.09.2018

Зачем в России со следующего года вновь поднимают акцизы на топливо.

"Российская газета"

Со следующего года в России поднимают ставки акцизов на моторное топливо в полтора раза от текущего уровня. Это повышение ретранслируется в потребительские цены — на заправках. С одной стороны, автомобилистам из-за этого придется платить больше, с другой — эта плата станет подспорьем регионам для улучшения качества дорог.

Эту тему 3 сентября обсудили эксперты на "круглом столе", организованном "Парламентской газетой". Поводом стала новая редакция статьи Налогового кодекса (подписана президентом в июле), которая предполагает, что после снижения акцизов в июне этого года они вновь вырастут с 1 января 2019 года — с 8213 до 12 314 рублей за тонну бензина пятого класса (с учетом индексации на уровень инфляции) и с 5665 до 8541 рубля за тонну дизеля.

Увеличение акцизов приведет не только к росту цен (по ожиданиям Федеральной антимонопольной службы и минэнерго, он будет ограничен или близок к темпам инфляции), но и к увеличению доходов регионов, которые смогут улучшить местную инфраструктуру. А львиную часть денег на благоустройство дорог регионы должны найти сами, обратил внимание заведующий сектором "Промышленность и инфраструктура" Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

Доля налогов в конечной цене литра моторного топлива оценивается по-разному: например, в начале этого года ФАС говорила о 65 процентах (без структурной разбивки), а независимые отраслевые консультанты Vygon Consulting называли цифру 36 процентов по итогам 2017 года (доля акциза в цене — 7,5 процента). Российский топливный союз дает вдвое более высокую оценку — почти 70 процентов в виде налогов, около 20 процентов — акциз.

В прошлом году, вероятнее всего, доля налогов в цене могла составлять и 65 процентов, но сегодня она сократилась за счет того, что выросла в цене нефть, считает руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. Он объясняет рост доли нефти в цене тем, что поднялись долларовые котировки, а курс рубля ослаб, из-за чего рублевая цена и повысилась. Летом это подтверждали и участники рынка: например, глава "Роснефти" Игорь Сечин оценивал рост цены сырья для переработки в 25 процентов.

Во всех отраслях, которые имеют экспортную альтернативу (в том числе в топливной), Россия фактически живет в рамках валютного ценообразования, так как курс рубля к доллару или евро до сих пор включен в формулу расчета цен на продукцию первого передела, пояснила председатель Комитета по экономике Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Тамара Канделаки. При этом потребитель — и население, и бизнес — живет в рублевой зоне, ведь его доход не привязан к курсу иностранной валюты. Нынешняя система налогообложения не учитывает этот диссонанс, считает Тамара Канделаки.

Эксперты согласны в одном: внутренняя цена на бензин и дизель с 2019 года может вырасти как из-за опосредованной привязки к цене на внешнем рынке, так и из-за роста акцизов, однако эффект на розничное звено можно самортизировать. В частности, если успеть до конца года на уровне правительства рассчитать, какой объем вычета по акцизу на нефть в рамках завершения налогового маневра будет действовать для каждого перерабатывающего завода, заключил Масленников.

Александра Воздвиженская

 

 

Разрешение на укладку через воды Дании еще не получено.

"Ведомости"

Укладка подводной части газопровода "Северный поток — 2", соединяющего напрямую газовые системы России и Германии, в ближайшее время начнется с территории Финляндии, сообщил представитель Nord Stream 2 AG "Ведомостям". Против этого выступают некоторые страны — члены Евросоюза. Судно-трубоукладчик Solitaire проложит часть газопровода в финской исключительной экономической зоне, а затем перейдет на другой участок. Позже в этом году Solitaire должен будет начать укладку труб в водах России, информировал представитель Nord Stream 2 AG.

Solitaire, по данным сайта Marine Traffic, уже прибыл к порту Хельсинки. Куда он должен отправиться после захода в этот порт, пока не известно. Заходить в порт Solitaire не нужно, на него будут доставлять трубы с логистического хаба в городе Котка, рассказывает представитель Nord Stream 2 AG. Представитель судовладельца — голландской компании Аllseas — комментировать предстоящие проекты, в которых задействовано судно, не стал. Solitaire — одно из трех судов компании Allseas, которые должны работать на прокладке "Северного потока — 2". Договор Nord Stream 2 AG подписывал с Аllseas в апреле 2017 г. Еще одно судно — Audacia — сейчас стоит на рейде Амстердама, а Pioneering Spirit (бывшее Pieter Schelte) находится в Черном море.

Финансовый директор "Газпрома" Пол Коркоран рассказывал в июне во время Мирового газового конгресса, что компания Nord Stream 2 AG намерена начать прокладку труб "Северного потока — 2" летом, даже не имея на руках разрешения на укладку в территориальных водах Дании. По какой причине начало укладки труб перенеслось на осень, представитель компании не говорит.

Nord Stream 2 AG получила разрешения от четырех из пяти стран, по водам которых должен пройти трубопровод, продолжает представитель Nord Stream 2 AG. "Власти [этих стран] предоставили нам слоты для выполнения работ, и мы действуем соответственно", — заверил он.

Расписание укладки трубы "Северного потока — 2" основано на нескольких сценариях, которые учитывают национальные разрешения на укладку труб и их условия, называет представитель Nord Stream 2 AG причину того, что укладка подводной части газопровода начинается с финских вод.

Когда должна начаться укладка подводной части "Северного потока — 2" в российских водах, представитель проектной компании говорить отказался, но предупредил, что техническая возможность поднять часть уже уложенной трубы и продолжить сварку есть.

Проектная мощность "Северного потока — 2" — 55 млрд куб. м в год, стоимость строительства его морской части оценивается в 9,5 млрд евро. 100% Nord Stream 2 AG принадлежат "Газпрому". 50% капитальных затрат финансирует сама компания, оставшуюся часть — европейские партнеры. "Газпром" подписал в 2017 г. соглашения с пятью европейскими компаниями — австрийской OMV, французской Engie, британско-голландской Shell и немецкими Wintershall и Uniper — о том, что они предоставят займы на общую сумму 4,75 млрд евро. Завершить строительство газопровода "Газпром" рассчитывает к концу 2019 г. К этому же времени должно закончиться действующее соглашение "Газпрома" с "Нафтогазом Украины" о транзите российского газа в Европу через Украину.

Приготовления к прокладке газопровода идут и в Германии, возле города Грайфсвальд, куда приходит подводная часть трубы, напоминает собеседник, знакомый с менеджментом Nord Stream 2 AG. Сейчас идет работа с воды в направлении к берегу и принадлежащее итальянской трубоукладочной компании Saipem судно Castoro 10 начало подготовку грунта для укладки в воде 29 км труб, объявляла Nord Stream 2 AG в конце июля.

Однако до сих пор нет понимания, по какому маршруту должен пройти "Северный поток — 2". Изначальный сценарий предполагал прокладку трубы через исключительную экономическую зону Швеции и Финляндии, а также в территориальных водах России, Германии и Дании. Все страны, кроме Дании, уже согласовали укладку трубы. Поэтому 10 августа Nord Stream 2 AG предложила альтернативный маршрут в обход острова Борнхольм, этот маршрут пересекает датскую исключительную экономическую зону и не входит в территориальные воды. Против строительства "Северного потока — 2" выступают США, а также Польша и Украина.

"Я думаю, ни у кого уже нет сомнений в реализации проекта, — оценивает скорое начало строительства замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. — Проект будет достроен в любом случае. Если США введут санкции [против участников "Северного потока — 2"], это приведет лишь к созданию некоторых сложностей с организацией проектного финансирования и перераспределением финансовой нагрузки со стратегических партнеров проекта на банковский сектор". В случае необходимости "Газпром" может самостоятельно достроить проект без западного финансирования, уверен собеседник "Ведомостей" в одном из европейских партнеров российской госкомпании.

"Нельзя исключать, что санкции США могут привести к тому, что европейские правительства будут вынуждены защищать свои компании и банки от негативного американского воздействия. В этом случае "Северный поток — 2", который сейчас реализуется исключительно на коммерческой основе, может получить поддержку правительственных финансовых институтов этих стран", — полагает Гривач.

"Газпрому" не впервой начинать строительство проекта до получения всех согласований и идти ва-банк, говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: "4,75 млрд евро не такая уж существенная сумма для "Газпрома". Например, программа капитальных вложений по группе в 2018 г. составит около $25 млрд (21,5 млрд евро)". Да, придется больше занимать, признает Маринченко, а учитывая стратегическую важность проекта, в крайнем случае денег даст государство. Гораздо большую опасность представляет возможность попадания "Газпрома" или Nord Stream 2 AG под санкции, которые надолго ограничили бы его возможность выходить на западные рынки капитала. Но вероятность этого все-таки мала, полагает Маринченко: это еще сильнее бы рассорило США с ключевыми европейскими странами, прежде всего с Германией".

Виталий Петлевой, Артур Топорков

 

 

Почему Россия не остановила добычу на Одесском месторождении.

"Газета РБК"

Россия не прекратила добычу газа на крупнейшем месторождении крымского шельфа, несмотря на судебный спор с Украиной. Приказ об остановке добычи отменили на фоне несогласованности баланса добычи и потребления газа в Крыму.

Нерешенный вопрос

Россия не прекратила добывать газ на крупнейшем месторождении крымского шельфа — Одесском, несмотря на то что ранее планировалось остановить добычу с 1 июля. Об этом РБК рассказали три источника, близких к ГУП "Черноморнефтегаз", который занимается добычей газа в Крыму, и источник в правительстве.

Продолжение добычи подтверждает динамика данных по добыче конденсата "Черноморнефтегаза" (данных по добыче газа пока нет). "В июле добыча конденсата снизилась по сравнению с июнем на 5,4%, до 2,4 млн т, то есть не больше, чем она снижалась в последние полгода", — указывает аналитик Reuters Максим Назаров. В 2017 году добыча на Одесском месторождении составляла около 900 млн куб. м газа в год, это половина добычи "Черноморнефтегаза".

"Черноморнефтегаз" сейчас отбирает газ из уже пробуренных скважин, указывает источник РБК, близкий к компании. По его словам, Одесское — новое месторождение, оно еще не вышло на пик добычи, но развивать его больше не будут: в этом году "Черноморнефтегаз" отказался от планов пробурить две новые скважины. Добыча здесь продолжит снижаться, заключает собеседник РБК.

Один из источников РБК рассказал, что крымское министерство топлива и энергетики отменило приказ об остановке Одесского, который в прошлом ноябре подписал экс-гендиректор "Черноморнефтегаза" Борис Зимин. Это произошло во время назначения нового гендиректора Александра Кузнецова (назначен врио в конце марта, а гендиректором, по данным ЕГРЮЛ, — в середине июля), объясняет он. Другой собеседник говорит, что "решение по Одесскому подвисло", так как за полгода местные власти и Минэнерго не смогли окончательно согласовать баланс добычи и потребления газа в Крыму. Из-за этого не ясно, сколько денег понадобится "Черноморнефтегазу" из федерального бюджета (для субсидирования тарифов для крымских потребителей в случае покупки более дорогого газа с материка), добавляет собеседник РБК. Представители "Черноморнефтегаза", Минэнерго и вице-премьера Дмитрия Козака отказались от комментариев, представители украинского и российского МИДов не ответили на запросы РБК.

Газ в обмен на переговоры

Россия планировала остановить добычу на Одесском месторождении из-за рекомендации Министерства иностранных дел, объясняли источники РБК, напоминая, что Одесское расположено ближе к Одесской области Украины, чем к берегу Крыма. Если исходить из того, что Россия претендует на исключительную экономическую зону в пределах 200 морских миль (370 км) от берегов Крыма, то российская и украинская экономические зоны будут накладываться друг на друга, и в этом случае суды или договаривающиеся государства часто отталкиваются от критерия срединной линии (линия, проведенная так, что каждая ее точка равноудалена от ближайших точек противолежащих берегов). Разграничение спорных экономических зон в таком случае может быть осуществлено по срединной линии, и Одесское месторождение находится за срединной линией в украинской экономической зоне.

Украина в иске ссылается на то, что Россия ведет хозяйственную деятельность в ее морских границах. В МИДе решили: если мы там деятельности не будем вести, не будет и предмета спора, объяснял один из источников РБК.

Скорее всего, Одесское остановят, это вопрос времени, сказал источник РБК, близкий к правительству. В мае "Черноморнефтегаз" провел аукцион на выполнение геофизических работ для ликвидации 33 скважин в 2018-2020 годах (о каких месторождениях идет речь, в документации не сказано).

После прекращения добычи спор по порядку использования налагающихся частей исключительных экономических зон может быть решен только по соглашению сторон (то есть России и Украины) и это не компетенция арбитража, говорит адвокат Art de Lex Артур Зурабян. То есть после решения состава арбитража, каким бы оно ни было, обе стороны будут вынуждены сесть за стол переговоров, указывает он.

Замена Одесскому

В 2017 году добыча газа в Крыму составила 1,7 млрд куб. м, а потребление — 1,8 млрд куб. м, следует из программы газификации региона на 2018-2022 годы. Но к 2022 году, согласно прогнозу местных властей, Крыму перестанет хватать собственного газа: добыча упадет на 45%, до 0,9 млрд куб. м, а потребление из-за ввода двух новых электростанций и развития газификации, напротив, вырастет на 80%, до 3,2 млрд куб. м. Таким образом, Крыму нужно будет закупать 2,3 млрд куб. м газа с материка. Такая возможность есть: в 2016 году был запущен газопровод мощностью до 4 млрд куб. м газа в год. Разница в тарифах с Краснодаром составляет около 1500-2000 руб. за 1000 куб. м, то есть к 2020 году объем ежегодной субсидии из бюджета может составить 3,5-4,5 млрд руб., говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Но российский газ может и не понадобиться: "Черноморнефтегаз" нашел большие запасы на структуре Гордиевича вблизи Голицынского месторождения и в будущем этот проект может стать основным источником газа для Крыма, говорит источник РБК, близкий к правительству. По предварительным данным, запасы большие, но на геологоразведку и оценку нужно еще около двух лет, добавляет источник, близкий к "Черноморнефтегазу". Крымские власти предварительно оценивали запасы структуры Гордиевича в 30-100 млрд куб. м, промышленная добыча тут может начаться после 2020 года.

Алина Фадеева

 

 

"Взгляд"

Россия и Белоруссия вступили в очередную словесную перепалку, и она весьма напоминает серию других подобных конфликтов между двумя союзниками. Речь идет об условиях поставок российских энергоносителей. Похоже, Минск изобрел новую схему жульничества, позволяющую зарабатывать на перепродаже российской собственности.

Беспошлинный экспорт нефтепродуктов в Белоруссию экономически нецелесообразен. Во-первых, потому, что республика обеспечивает свои потребности в нефтепродуктах за счет переработки российской нефти. Во-вторых, "они просто могут реэкспортироваться", заявил российский министр энергетики Александр Новак. Эти слова можно расценить как ответ Александру Лукашенко на целую серию претензий, озвученных им к России на прошлой неделе.

Новак объясняет, что Россия поставляла некоторые виды нефтепродуктов, потому что у РФ и Белоруссии единое экономическое пространство. Теперь Россия намерена согласовывать параметры предельного уровня поставок российских нефтепродуктов в Белоруссию. О каком объеме может идти речь, он не уточнил. По сути, Новак подтвердил появившуюся ранее информацию о намерении России ограничить с четвертого квартала 2018 года беспошлинные поставки нефтепродуктов в Белоруссию.

Сокращение поставок нефти и нефтепродуктов — это традиционное средство давления Москвы на Минск. Однако аргументы России вполне справедливы. Белоруссия производит 25 млн тонн нефтепродуктов в год, а потребляет только 6-7 млн тонн, поэтому она действительно способна сама себя обеспечивать нефтепродуктами, подтверждает Анна Кокорева из "Альпари".

Кроме того, российские власти обеспокоены, что ситуация с нефтепродуктами напоминает скандальное "дело с растворителями". В 2012-2013 годах Москва обвинила Минск в реэкспорте российских бензинов под видом разбавителей и растворителей, что позволяло Минску не платить экспортную пошлину в российский бюджет.

Тогда действовало правило: Белоруссия получает из РФ нефть и нефтепродукты по внутрироссийской цене беспошлинно и безакцизно, но если она желает поставлять бензин на реэкспорт в третьи страны, то должна уплатить пошлину в российский бюджет. Нелегальная схема была выявлена благодаря жадности белорусских компаний: данные таможни показали, что Белоруссия неожиданно стала мировым лидером по экспорту разбавителей и растворителей (по ним платить пошлины не надо), тогда как в стране даже нет производственных мощностей для таких объемов продукции. Москва попросила Минск прекратить нахальную схему, и поставки растворителей и разбавителей вновь вернулись на прежний уровень. Тогда Россия потеряла, а Белоруссия заработала на этой "левой" схеме, по экспертным оценкам, около 1,5 млрд долларов.

В 2016 году Москва вновь заподозрила Минск в похожей схеме реэкспорта с уходом от налогов (пошлин), только на этот раз нефтепродукты шли под видом битумных смесей и нефтехимии. Экспорт этих продуктов из Белоруссии вдруг вырос в 10-20 раз.
Ситуация в первом полугодии 2018 года очень похожа на схему ухода от таможенных пошлин. Иначе чем объяснить существенный рост экспорта антидетонаторов и антиоксидантов?

"Россия недовольна ростом белорусского импорта российских нефтепродуктов, с последующим их экспортом и зачислением экспортных пошлин в белорусский бюджет. Если за весь прошлый год Белоруссия импортировала 3,3 млн тонн российских нефтепродуктов, то только в первой половине этого года импорт уже составил 2,1 млн тонн и при сохраняющейся динамике может превысить прошлогодний показатель в 1,5 раза", — говорит старший аналитик "Альпари" Вадим Иосуб.

Интересно, что в 2015 году Белоруссия получила право переводить пошлины от реэкспорта нефтепродуктов в свой собственный бюджет, а не в российский, как раньше. Москва пошла на такие уступки в силу изменения собственного налогового законодательства по экспорту нефти и нефтепродуктов, которые были невыгодны Белоруссии. Получается, что сейчас от неуплаты экспортных пошлин страдает не российский, а белорусский бюджет.

Однако Москва беспокоится именно о потерях российского бюджета. Как объясняет Игорь Юшков из Фонда энергетической безопасности, российским нефтяным компаниям все равно, кому поставлять нефтепродукты — Белоруссии или в европейские страны. Они получают одну и ту же прибыль в любом случае. Но если при экспорте нефтепродуктов в Европу они платят экспортные пошлины и пополняют российский бюджет, то при продаже беспошлинно в Белоруссию российский бюджет не получает ни копейки. Зато белорусские компании имеют возможность существенно зарабатывать на ценовой разнице при реэкспорте.

"Эти объемы российских нефтепродуктов белорусы закупают явно не для внутреннего рынка. Они их дальше перепродают. Цена на нефть и нефтепродукты в Европе быстро росла, поэтому выгодно гнать максимальное количество нефтепродуктов на экспорт и получать сверхприбыль. Белорусы закупали российские нефтепродукты по 382,6 доллара за тонну, а экспортировали в среднем по 509,4 доллара за тонну. Разница почти в 127 долларов с каждой тонны — это помощь белорусской экономике", — говорит Игорь Юшков. Всего белорусы экспортировали нефтепродуктов на 6,6 млн тонн за полгода на сумму около 3,4 млрд долларов.

Одно дело — продавать бензин по льготной цене соседу в рамках Союзного государства. И совсем другое — когда твой союзник просто-напросто перепродает втридорога поставленный ему по льготной цене бензин, а разницу кладет себе в карман. "Ежегодно российский бюджет недополучает 12 млрд рублей из-за беспошлинных поставок нефтепродуктов в Белоруссию", — говорит Кокорева.

При этом у Минска есть вполне легальный способ зарабатывать за счет российской нефти, которая поставляется также по льготной беспошлинной цене — 274 доллара за тонну. Переработав ее на своих НПЗ, Минск может экспортировать нефтепродукты уже по рыночной высокой цене.

Белоруссия уже высказала недовольство заявлением российского Минэнерго. "Введение запретов и ограничений в данном вопросе нарушит основные принципы договора о создании ЕАЭС. Отсутствие сырья снизит загрузку отдельных предприятий, что негативно скажется на конкурентоспособности белорусской нефтехимической продукции", — цитирует "Белта" Рыбакова. По его словам, заявления российской стороны "имеют цель повлиять на ход переговорного процесса и лишены конструктивности".

Угроза ограничить беспошлинные поставки нефтепродуктов — это, скорее, часть большой игры вокруг российско-белорусских отношений в целом. "Идет торг, как нам жить с белорусами дальше. Потому что в России реализуется налоговый маневр. Российским НПЗ дается отрицательный акциз из российского бюджета, а белорусам никто не дает. Поэтому Белоруссия активно торгуется, желая получить тоже какие-то преференции в нефтяной сфере. Думаю, они ведут переговоры о том, чтобы за счет российского бюджета белорусским НПЗ давали такие же отрицательные акцизы. Россия тоже выторговывает себе какие-то бонусы и укрепляет свою переговорную позицию", — считает Игорь Юшков.

Подобные споры Москвы и Минска имеют давнюю историю, и не только по поводу нефти. Весной 2017 года был достигнут компромисс по газовому конфликту. Минск тогда хотел выбить себе меньшую цену на газ, а Газпром настаивал на сохранении контрактной цены. В итоге победа осталась на стороне России.

Зато по нефти Белоруссия получила новые преференции. В частности, стороны договорились, что 6 млн тонн нефти из России проходит транзитом через Белоруссию по трубопроводу "Дружба", не меняя права собственности. Российские компании продают ее на экспорт и платят в российский бюджет экспортные пошлины. "Но, по прошлогодним договоренностям, Россия эти деньги должна была перечислять в белорусский бюджет. Проверить — сделала она это или нет, мы объективно не можем. Лукашенко уверяет, что Россия в какой-то момент перестала передавать эти деньги в белорусский бюджет", — говорит Юшков.

Также в СМИ говорилось о том, что Россия якобы заблокировала выделение двух траншей кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). А также не даст 1 млрд долларов в виде кредита правительству Белоруссии для перекредитования по старым долгам.

Ольга Самофалова

<< Сентябрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ