Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

04.09.2019

В России снизилась экономическая доступность бензина, газа и электричества.

"Российская газета"

За последние пять лет в России снизилась экономическая доступность бензина, природного газа и электроэнергии для населения, говорится в августовском энергобюллетене Аналитического центра (АЦ) при правительстве, с которым ознакомилась "Российская газета". Произошло это в основном из-за опережающего роста цен на ресурсы по сравнению с доходами населения.

Так, в 2018 году среднедушевой доход позволял купить на 5-8 процентов меньше энергоресурсов (в зависимости от их вида), чем в 2013 году, отмечают в АЦ. Цены на бензин выросли на 37-39 процентов за 2013-2018 годы, тарифы на электроэнергию для населения -на 33 процента, природный газ — на 20 процентов за 2014-2018 годы, среднедушевые доходы — на 28 процентов в номинальном выражении, говорится в бюллетене.

Объем энергоресурсов, которые можно было купить за среднедушевой доход, неизменно сокращался и достиг 750-800 литров бензина (снижение на 10-14 процентов), 8,7 тысячи киловатт-часов электроэнергии (минус 8 процентов) или 5,4 тысячи кубометров газа (минус 5 процентов). Таким образом, за последние годы финансовая нагрузка на потребителей в части энергоресурсов выросла — это стимулировало людей экономить их или сокращать другие расходы. К тому же сильно различается экономическая доступность ресурсов по регионам. Играет роль не столько разница в уровне тарифов, сколько уровень среднедушевого дохода в регионе. Это хорошо заметно по списку регионов-лидеров по доступности энергоресурсов (северные нефтедобывающие автономные округа, а также Москва) и регионов-аутсайдеров (Тыва, Калмыкия, Ингушетия, традиционно стоящие в конце перечня Росстата и по уровню среднедушевых доходов).

Тарифы на газ и электроэнергию в России для населения являются сравнительно низкими по сравнению с зарубежными странами — это позволяет иметь достаточный уровень обеспеченности ими практически во всех регионах, говорит замглавы департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра при правительстве Александр Амирагян. Этому в том числе способствует и наличие льгот для определенных категорий потребителей (например, пенсионеров), добавляет он. Однако в бедных регионах затраты на электроэнергию и газ "съедают" сравнительно большую часть суммарных доходов домохозяйств, что значительно снижает их возможности по расходам на другие цели, подчеркивает аналитик.

По словам Амирагяна, снизить дифференциацию между регионами-аутсайдерами и регионами-лидерами с точки зрения затрат на энергоресурсы в первую очередь можно за счет опережающего роста доходов населения в бедных регионах. "Для этого необходимо обеспечить высокие темпы экономического роста, в том числе за счет реализации крупных инвеспроектов и улучшения инвестиционного климата", — считает аналитик. По его мнению, успешными можно считать примеры Ленинградской области, Калмыкии и Адыгеи, где доходы населения растут за счет активизации инвестиционной деятельности.

Роман Маркелов

 

 

Президент ФК ЦСКА учредил компанию по утилизации бурового шлама.

"Газета РБК"

Компания "Корпорация инновационных технологий" (КИТ) подала заявку на проведение общественных слушаний по проекту утилизации отходов с получением из них новых материалов, следует из документов компании, с которыми ознакомился РБК.

КИТ, зарегистрированная 17 июня 2019 года в селе Внуково Московской области, намерена утилизировать нефтяные и буровые отходы в Самарской области, Ханты-Мансийском автономном округе, где работает большинство российских крупных нефтяных компаний, а также Краснодарском и Красноярском краях, следует из документов. Компания владеет лицензиями на обращение с опасными и неопасными отходами, она будет оказывать услуги по их перевозке, указано в ЕГРЮЛ.

По данным СПАРК, 35% КИТ 29 августа получил Евгений Гинер, став крупнейшим акционером. Его партнерами являются гендиректор компании Сергей Елфимов (22,5%), а также Алексей Шармазанов (20,5%), Вера Митрофанова (15%) и Михаил Платков (7%).

Гинер через своего представителя подтвердил РБК, что учредил компанию "Корпорация инновационных технологий" и является ее основным акционером. "Компания намерена оказывать нефтяным компаниям услуги по утилизации буровых шламов с использованием специально разработанной уникальной технологии производства композитного строительного материала из них", — сказал бизнесмен. Он отказался раскрыть инвестиции в проект и потенциальных заказчиков. РБК направил запросы в пресс-службы крупнейших российских нефтяных компаний — "Роснефти" и ЛУКОЙЛа.

Заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов сказал РБК, что буровые шламы и нефтяные отходы относятся к отходам не ниже четвертого класса опасности и подлежат утилизации. Их незаконное хранение вне специально отведенных амбаров приводит к причинению ущерба природе и почвам. "Компания, которая претендует на работу с нефтяниками по утилизации буровых шламов, обязана получать экологическую экспертизу своей технологии утилизации шламов в Росприроднадзоре. Но запроса на экспертизу от КИТ пока не поступало", — отметил Амирханов. По его словам, ряд участников рынка уже производят строительные материалы из буровых отходов, целесообразность их применения зависит от климата и условий конкретного региона. Главный научный консультант "НПО Химпромтех" профессор Николай Самутин отметил, что на обезвреживание отходов нефтегазовой промышленности в России расходуется около 300 млрд руб. в год, из которых до 70% приходится на ХМАО.

Гинер добавил, что также является акционером компании "Дмитровский завод РТИ" (владеет 25%, по данным СПАРК, еще 10% — у Платкова), который занимается переработкой использованных автомобильных шин.

В ближайшее время бизнесмен планирует запустить третий проект — по утилизации использованной бытовой и компьютерной техники, текстиля и других отходов. Инвестиции во все три проекта, связанные с обращением с отходами, бизнесмен оценивает в несколько сотен миллионов рублей. "К проектам сбора и утилизации бытовых и твердых коммунальных отходов у меня интереса нет", — добавил он.

Евгения Гинера, который родился в Харькове, "Ведомости" называли другом семьи главы "Ростеха" Сергея Чемезова. Помимо футбольного клуба ЦСКА он владеет несколькими энергетическими активами в России и на Украине. Бизнесмен контролирует 65% ООО "ИК "Технопромэкспорт" (в августе 2016 года подписала контракт на строительство ТЭС "Хормозган" в Иране, еще 35% компании у "Ростеха"), 99% ООО "Уралэнергоинвест", занимающегося торговлей химическими продуктами, и 9,9% в страховой компании "Капитал Лайф". Украинские СМИ также называют его одним из бенефициаров группы VS Energy, владеющей вторым по размеру оператором распределительных сетей на Украине после ДТЭК Рината Ахметова.

Людмила Подобедова

Но вряд ли они обеспечат массовый приток инвестиций.

"Ведомости"

Компании, построившие инфраструктуру общего пользования на Дальнем Востоке, могут получить льготы по налогу на прибыль, НДПИ, земельному и имущественному налогам. Такое предложение содержится в проекте национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 г. и на перспективу до 2035 г. ("Ведомости" ознакомились с копией, содержание подтвердил представитель Минвостокразвития). Программа будет обсуждаться на Восточном экономическом форуме (ВЭФ), который начнется в среду во Владивостоке.

Экономика Дальнего Востока среди аутсайдеров — по большинству показателей занимает предпоследнее место в стране, признают авторы аналитического обзора InfraOne "Инвестиции в инфраструктуру. Дальний Восток". Даже появление в составе округа двух новых регионов — Бурятии и Забайкальского края — ситуацию не изменило, а только увеличило потребности в инвестициях, особенно в инфраструктуру.

В развитии инфраструктуры Дальний Восток также отстает от других регионов страны. Индекс ее развития за 2018 г. опустился ниже среднероссийского (5,44 и 5,59 соответственно), оценивают аналитики InfraOne. По их подсчетам, за 2019-2021 гг. в инфраструктуру региона нужно вложить минимум 150-180 млрд руб. (или 5-6% необходимых инвестиций в инфраструктуру всей России). А для развития округу нужно около 350-355 млрд руб. вложений до 2022 г.

Механизмы поддержки инвестиций в инфраструктуру региона уже есть. С 2015 г. бизнес может получить субсидии из федерального бюджета на создание инфраструктуры, необходимой для запуска новых производств на территории Дальнего Востока. Взамен инвестор должен сам построить инфраструктурные объекты и запустить новое предприятие. Инфраструктура остается в собственности инвестора, бюджет не тратит деньги на эксплуатацию. За счет этого механизма в инфраструктуру региона было привлечено 234 млрд руб. от 14 компаний, сообщил представитель Минвостокразвития.

Новый механизм предлагает стимулировать инвестиции не с помощью субсидий, а налоговых льгот.

Законопроект готовится к внесению в правительство, говорит представитель Минвостокразвития. Минфин проект поддерживает, говорит его представитель. Минвостокразвития рассчитывает, что новый механизм может заработать уже в 2020 г.

По проекту инвесторы, самостоятельно построившие необходимую для предприятия инфраструктуру, будут получать льготы по основным налогам. Регионы сами смогут решить, предоставлять ли льготы, по каким налогам и для каких проектов, уточняет представитель Минвостокразвития. Для этого компания и регион должны будут заключить соглашение о строительстве объекта, после его ввода в эксплуатацию регион оценит стоимость объекта (в том числе изучит, не использовались ли материалы и работы по завышенным ценам), объясняет представитель Минфина. Затем компания и регион должны подписать документ, где будут указаны сумма и налоги, по которым недоплачивает компания, уточняет он.

На Дальнем Востоке уже действуют разные льготные налоговые режимы. Например, для резидентов региона (за исключением нефтегазовых и финансовых проектов) первые пять лет обнуляется налог на прибыль, имущественный и земельные налоги, а также снижается НДПИ и страховые взносы (в течение 10 лет). Также на льготы могут претендовать участники региональных инвестпроектов, они не платят налог на прибыль в федеральный бюджет 10 лет, а в региональный платят лишь 10% в течение пяти лет, хотя регион может и обнулить свою часть. Такие региональные проекты есть на Дальнем Востоке, рассказывает партнер Dentons Василий Марков.

Всего за 2018 г. на льготы по ненефтегазовым расходам (без учета льгот по НДС) бюджет потратил 781,3 млрд руб., оценивал Минфин в проекте "Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020-2022 гг.". Налоговые расходы на льготы по НДПИ за 2018 г. превысили 1,2 трлн руб.

Предложение Минвостокразвития — важная новация, считает вице-президент ООО УК "Полюс" Сергей Журавлев. Большинство золоторудных месторождений находятся в отдаленных и труднодоступных участках местности: без дорог, линий электропередачи, рассказывает он, компаниям зачастую проще и быстрее их построить самостоятельно, чем ждать, пока это сделает государство. Сейчас такие затраты могут быть компенсированы за счет бюджетных субсидий, но их лимиты ограничены, рассказывает Журавлев. Компенсация расходов на инфраструктуру за счет налоговых льгот — более прогрессивный механизм, который также снижает нагрузку на бюджет, объясняет Журавлев.

Налоговые льготы лучше прямого субсидирования, считает руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. Механизм может сказаться на росте инвестиций в инфраструктуру Дальнего Востока, но вряд ли за счет этих мер они станут массовыми, считает она.

Сам по себе механизм возврата инвестиций через освобождение от налогов удачный, полагает и Марков. Но он не всегда работает, напоминает он, например, инвестиционный налоговый вычет (компании могут вычесть из налога на прибыль до 50% расходов на инфраструктуру. — "Ведомости") пока на практике так и не заработал, признает он. А для Дальнего Востока льгота будет менее интересна, ведь первые годы ставка по многим налогам и так обнулена. Вряд ли подобные льготы — это то, с чего нужно начинать привлечение инвестиций на Дальний Восток, заключает Марков.

Екатерина Мереминская

 

 

Как появились 5 миллионов тонн некондиционного сырья, остается тайной.

"Независимая газета"

Попадание загрязненной нефти в экспортные магистрали нанесло стране серьезный экономический, материальный и имиджевый ущерб, заявил Владимир Путин. И президент "Транснефти" Николай Токарев еще в апреле пообещал президенту, что ситуация нормализуется "в ближайшее время". Однако и в сентябре о нормализации ситуации говорить не приходится. Более того, выяснилось, что международный и внутренний кризис, который возник из-за грязной нефти, далек от разрешения.

Представители компании "Роснефть" заявили во вторник, что спустя четыре месяца с начала кризиса трубопроводная монополия "Транснефть" не дала внятные ответы на вопросы, касающиеся загрязнения сырья хлорорганическими соединениями, и не нашла решения проблемы с качеством нефти, сообщает Reuters.

"В настоящее время судьба всего объема суррогатного сырья остается без решения, претензии пострадавших грузоотправителей и их контрагентов не урегулированы", — говорится в сообщении "Роснефти".

Российская нефть Urals была загрязнена хлорорганическими соединениями в середине апреля, что стало причиной приостановки поставок в Европу и отгрузки некондиционного сырья из порта Усть-Луга. За несколько месяцев "Транснефть" очистила участки нефтепровода "Дружба", по которым российская нефть экспортируется в Европу, и трубопровод в Усть-Лугу, перекачав большую часть сырья на территорию РФ для хранения и последующего разбавления загрязненного объема с чистой нефтью, напоминает агентство Reuters. Трубопроводная монополия также пообещала компенсировать нефтяным компаниям вызванные кризисом убытки, однако, по мнению Роснефти, пока не сильно в этом преуспела.

После начала кризиса с качеством российской нефти марки Urals потребители начали прорабатывать альтернативные маршруты поставок и искать новых поставщиков для своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В системе магистральных нефтепроводов на территории РФ нет адекватного мониторинга качества сырья, а грузоотправители в процессе смешения грязной и чистой нефти никак не участвуют и не могут влиять на качество конечной смеси.

На выходе из трубы поставщики нефти получают смесь, которая может не соответствовать качеству, сданному конкретным грузоотправителем в систему магистральных трубопроводов изначально. При этом представители "Роснефти" опасаются, что качество российской нефти марки Urals в порту Приморск может ухудшиться относительно текущих уровней, что приведет к дополнительным убыткам.

В августе представители "Транснефти" публично уведомили на совещании в Минэнерго РФ, что намерены поставлять на НПЗ Центрального региона и в порт Приморск нефть с содержанием хлорорганических соединений до 6 ppm (parts per million — частей на миллион, то есть 1% равен 10 000 ppm). Такая концентрация хлорорганики является максимальным пределом по российским нормам, но становится "запретительной" для европейских потребителей. Таким образом, ухудшение качества нефти может привести к новому удару по репутации России как надежного поставщика.

Пока "Транснефть" договорилась только с "Казтрансойлом", пообещав компенсировать ущерб казахстанским производителям за отгрузку некондиционной нефти в балтийском порту Усть-Луга в размере 15 долл. за баррель, напоминает Reuters.

Ранее председатель совета директоров "Роснефти" Герхард Шредер в письме к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву предложил повсеместно в РФ внедрить практику привлечения независимых инспекторов для контроля качества нефти. С такими идеями Шредер выступил в ответ на предложение "Транснефти" передать ей в оперативное управление более 150 пунктов сдачи сырья, в том числе принадлежащие нефтяным компаниям, сообщает ТАСС.

В "Роснефти" отметили, что комментарии официального представителя "Транснефти" Игоря Демина в отношении компании являются бессодержательными, не соответствуют действительности и никак не объясняют появление 5 млн т суррогата в системе трубопроводов. "Высокое качество нефти, сдаваемой "Роснефтью" в систему магистральных трубопроводов, подтверждается актами приема-сдачи сырья, подписанными в том числе и представителями самой "Транснефти". Производители оборудования, которым располагают российские и европейские НПЗ, исключают возможность переработки нефти, содержащей хлорорганики больше 1 ppm, по причине коррозии и выхода оборудования из строя", — говорится в заявлении компании.

Кроме того, "Роснефть" назвала неприемлемыми комментарии "Транснефти", касающиеся письма председателя совета директоров Герхарда Шредера в правительство РФ из-за инцидента на нефтепроводе "Дружба". "Роснефть" надеется на извинения в адрес экс-канцлера со стороны "Транснефти", сообщается на сайте "Роснефти".

Не устранены последствия загрязнения нефти и в соседних странах. Так, Польше может потребоваться около года на вывод загрязненной нефти из своей системы передачи и хранения нефти после попадания в нее по трубопроводу "Дружба" некачественного сырья. Об этом во вторник заявил зампред правления компании — оператора польского участка нефтепровода "Дружба" PERN Рафал Миланд.

Михаил Сергеев

 

 

<< Сентябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ