Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

04.10.2013

Минэкономразвития предложило госмонополиям пожить год в режиме самоограничения.

"РБК daily"

Минэкономразвития, которое в этом году возглавил Алексей Улюкаев, представило правительству план действий по снижению издержек госмонополий при заморозке тарифов. В 2014 году ведомство предложило сократить инвестзатраты "Газпрому" и "Россетям" на 10%, а РЖД — на 50 млрд руб. Для РЖД тарифное сдерживание продлится до 2019 года. Вместе с тем монополии получат ряд бонусов в виде дисконта на продажу газа или повышенных тарифов на перевозку некоторых грузов.

В распоряжении РБК daily оказался разработанный Минэкономразвития план действий по сдерживанию расходов "Газпрома", РЖД и "Россетей". Одно из ключевых предложений министерства для монополий — отказаться в 2014 году от индексации заработной платы и других выплат своим сотрудникам. Также всем трем компаниям предлагается сократить как минимум на 10% закупочные цены по пятидесяти позициям товаров. Сделать это предлагается за счет увеличения объема закупок и усиления антикоррупционных мер.

Кроме того, МЭР предложило сократить инвестиционные затраты "Газ­прома" и "Россетей" на 10% (запланированные на следующий год инвестпрограммы — 700 и 150 млрд руб. соответственно), а у РЖД — на 50 млрд руб., до 339 млрд руб. Для этого монополиям надо провести аудит всех инвестпроектов дороже 5 млрд руб. и не допустить удорожания строек. МЭР также не против реструктуризации кредитов РЖД и "Россетей" за счет средств ФНБ, Пенсионного фонда и федерального бюджета. "Документ разработан таким образом, что каждая из компаний получит ряд преференций, но взамен им предстоит выполнить поставленные перед ними задачи, в противном случае будем наказывать", — сообщил РБК daily источник в правительстве.

Ранее чиновники решили, что в 2014 году рост тарифов на услуги естественных монополий будет нулевым, а в 2015-2016 годах проиндексируются на инфляцию предыдущего года. Между тем для РЖД эта схема работы может сохраниться до 2019 года. Из документа МЭР следует, что вопрос утверждения для РЖД тарифов на 2015-2018 годы будет решен в декабре.

Дисконт для "Газпрома"

Компания может получить право на продажу газа на внутреннем рынке на 20% ниже тарифа, установленного Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Этот вопрос будет рассмотрен в ноябре, отмечается в документе МЭР. Вместе с тем предлагается заморозить оптовые цены на газ до июля 2015 года, установив их на уровне второго полугодия этого года (ценовой коридор предусмотрен на уровне от -3% до +3% от среднего значения). Помимо этого для газоперерабатывающих организаций могут быть установлены тарифы на 3-5 лет. В "Газпроме" сообщили, что не видели последних предложений МЭР, но отметили, что сотрудничают с министерством.

РЖД прокатят с тарифами

Для поддержки РЖД МЭР готово в октябре рассмотреть индексацию тарифов на уровень выше инфляции для нефтегазовых, транзитных и импортных грузов. Вместе с тем в 2014 году монополия должна увеличить доходы от перевозки всех грузов минимум на 5% и сократить издержки от перевозки убыточных. Для этого министерство предлагает сблизить уровень тарифов на перевозку грузов различных тарифных классов.

Кроме того, РЖД предстоит решить проблему инфраструктурных ограничений. Из документа следует, что средняя скорость передвижения вагонов должна быть увеличена на 60 км/сут., до 300 км/сут., или 12,5 км/ч. Впрочем, если верить прогнозам Минтранса, такого показателя РЖД достигнут только после 2020 года. Также МЭР намерено не допустить роста цен на сдаваемые в аренду вагоны выше уровня этого года, хотя за последние 1,5 года суточная стоимость на аренду полувагона и так упала в 2 раза, до 600-700 руб. Для этого МЭР предлагает возобновить практику привлечения РЖД вагонов своей "дочки" ФГК.

В РЖД не стали комментировать документ МЭР, но отметили, что им уже приходилось снижать затраты на закупку товаров на 10% и будет сложно сделать это еще раз. Глава агентства Infranews Алексей Безбородов не верит в эффективность предлагаемых министерством мер. Он считает, что нужно менять всю тарифную систему.

Россетям пересмотрят пятилетку

В сфере энергетики МЭР предлагает сократить доходы и генераторам, и сетевым компаниям. Для первых в следующем году предполагается отменить индексацию цен на мощность и по регулируемым договорам (КОМ и РД). Кроме того, МЭР предлагает обсудить перенос сроков договоров о предоставлении мощности (ДПМ) по ВИЭ (возобновляемые источники энергии) на период после 2014 года. Эти и ряд других мер, по подсчетам министерства, в следующем году позволят потребителям сэкономить около 10 млрд руб.

Также министерство предлагает "проработать целесообразность" дополнительных мер. Самая громкая из них — пересмотр параметров договоров о предоставлении мощности. Договоры фиксируют высокую доходность на инвестированный капитал (14%) в течение 15 лет после завершения строительства объекта. "Нулевая индексация КОМ и РД в очередной раз нарушает рыночное регулирование в электроэнергетике и, безусловно, негативно скажется на работе компаний", — заверил РБК daily директор НП "Совет производителей энергии" Игорь Миронов. Вмешательство в жестко регламентированные параметры ДПМ, по его мнению, недопустимо.

В отношении дочерних компаний "Россетей" могут быть пересмотрены параметры RAB (метод регулирования, при котором в тарифе учитывается доходность на инвестированный капитал). Так, МЭР предлагает изменить порядок оплаты услуг территориальных сетевых организаций, которые обслуживают преимущественно одного потребителя. Их затраты исключат из котлового тарифа. По расчетам ведомства, сетевые компании смогут сэкономить на этом до 5 млрд руб. Для сетевых организаций, которые регулируются методом долгосрочной индексации (как правило, не МРСК) с НВВ не менее 500 млн руб., МЭР предлагает заморозить тарифы на 2014-2016 годы. Естественный рост сетевого тарифа в этом случае снизится на 10 млрд руб. в 2014 году.

Представитель "Россетей" сказал РБК daily, что пересмотр параметров RAB является не самой предпочтительной мерой. В случае же если такое решение будет принято, главное, чтобы у дочерних компаний "Россетей" сохранилась возможность нести уже набранную долговую нагрузку и привлекать необходимый объем финансирования. Минэнерго принципиально не согласно с некоторыми пунктами плана (в частности, с пересмотром параметров ДПМ). При этом в ведомстве отмечают, что МЭР направило документ в правительство без учета замечаний Минэнерго.

Юлия Галлямова, Алина Фадеева

 

 

Минэнерго не согласно менять инвестиционные условия для генерации, позволять МРСК заниматься сбытовой деятельностью и ликвидировать "Системного оператора", как предложило Минэкономразвития.

"Ведомости"

Вчера Минэкономразвития внесло в правительство план сохранения инвестпрограмм естественных монополий в условиях тарифных ограничений. В нем сохранились многие меры, меняющие основные условия работы на оптовом рынке электроэнергии и механизмы возврата инвестиций, которые раньше предлагала Федеральная служба по тарифам. У Минэнерго остались "принципиальные разногласия", которые не были учтены при подготовке плана, говорит его представитель.

Среди спорных предложений — пересмотр параметров договоров на поставку мощности (ДПМ) для тепловой, гидро- и атомной генерации, передача функций гарантирующих поставщиков "Россетям", а также объединение ФСК и "Системного оператора". По этим разногласиям Минэнерго подготовило письмо вице-премьеру Игорю Шувалову, указывает представитель ведомства. "Такие решения приведут к снижению прозрачности работы инфраструктуры оптового и розничного рынков, неэффективности решений по перспективному развитию энергосистемы и отдельных объектов электроэнергетики и скажутся на экономических результатах работы электроэнергетики в целом", — говорит представитель "Системного оператора".

Для оптового рынка электроэнергии Минэкономразвития предлагает отменить индексацию цен на мощность в 2014 г., в том числе по регулируемым договорам, пересмотреть величину предельной максимальной цены на мощность до уровня 2013 г. "Нулевая индексация конкурса по отбору мощности (КОМ) и регулируемых договоров в очередной раз нарушает рыночное регулирование в электроэнергетике и, безусловно, негативно скажется на работе компаний", — уверен директор НП "Совет производителей энергии" Игорь Миронов. Минэнерго также ранее называло нулевую индексацию КОМ избыточной мерой.

Также можно сдерживать тариф за счет снижения цен на газ для электроэнергетики (включая когенерацию) и пересмотра параметров ДПМ для АЭС, ГЭС и тепловой генерации. В сценарном прогнозе Минэкономразвития в 2014 г. уже предусмотрена нулевая индексация цен на газ. Ранее Минэнерго предлагало Минэкономразвития изменить срок окупаемости ДПМ только по тепловой генерации с 15 до 30 лет и компенсировать выпадающие доходы за счет средств Пенсионного фонда. "Важно реализовать строительство в запланированные сроки, и любые вмешательства в эти жестко регламентированные инвестиционные проекты недопустимы", — утверждает Миронов.

В плане сохранилось и предложение ФСТ перенести на период после 2014 г. ДПМ с возобновляемых источников энергии. Использовать меньше мощностей возможно путем снижения коэффициента резервирования и организации перетока дешевой электроэнергии из второй ценовой зоны (Сибирь) в первую (европейская часть).

Для сетевых организаций, тарифы которых на 2014 г. зафиксированы, допускается пересмотр параметров тарифообразования с учетом инвестиций и издержек, позволяющего вернуть инвестиции с доходностью на уровне 10% в 2014 г. А обеспечить доход сетевым организациям может передача им от сбытовых компаний функций гарантирующих поставщиков МРСК. В этом году компанию не допустили до конкурсов на статус гарантирующего поставщика, оспорить условия конкурса в суде "Россетям" не удалось. МРСК выполняют функции гарантирующих поставщиков в течение года в тех регионах, где сбытовые компании лишились этого статуса.

Анастасия Фомичева, Милана Челпанова

 

 

Углеводородный ценовой шок может ударить по отечественному бюджету.

"Независимая газета"

Растущая добыча нефти и газа в США может понизить мировые цены на углеводороды и подорвать относительную бюджетную стабильность в России. Казна и отечественные госкомпании уже пострадали от снижения цен на газ. Теперь же под угрозой оказались и мировые цены на нефть, от которых прямо зависит благополучие России.

В гонке по добыче России проигрывать не привыкать. Еще в 2012 году США впервые с 1982 года обогнали Россию по производству природного газа. А в этом году США произвели нефти и газа в количестве, аналогичном 22 млн. баррелей нефти против 21,8 млн. баррелей, произведенных Россией. Как отметила вчера Wall Street Journal, производство углеводородов в США, где осваивают новые технологии добычи, стремительно растет. По данным аналитиков издания, американский импорт природного газа за последние пять лет сократился на 32%, а сырой нефти — на 15%. И поскольку Соединенные Штаты являются "столь крупным потребителем энергии, расширение собственной добычи нефти и газа сделало доступным большой объем энергоносителей и для других покупателей".

Впрочем, есть и немаловажные препятствия. В частности, новые технологии непопулярны у общественности и, как ни странно, также зависят от высоких цен на углеводороды на мировом рынке. Дорогостоящая добыча сланцевого газа и нефти может серьезно пострадать в случае резкого падения цен. А этот вопрос очень важный, учитывая, что американские компании, усиленно инвестируя в производство, накапливают долг. Согласно оценкам аналитиков Barclays, только в 2012 году им пришлось занять 50 млрд. долл.

По словам исполнительного директора Международного энергетического агентства (МЭА) Марии ван дер Хевен, "Северная Америка породила "шок предложения", от которого идут волны по всему миру". По ее словам, положительным фактором в этом является то, что это успокаивает рынок, который был весьма стеснен все последние годы. Однако она предупредила, что от передела сфер влияния в мире выиграют далеко не все. Между тем российское руководство продолжает уповать на нефть и не видит оснований для особых тревог. Как заявил на днях в рамках форума "Россия зовет!" президент Владимир Путин, "107 долларов за баррель в среднем по марке Urals — это более чем достаточно". Все потому, что бюджет был сверстан исходя из более скромных показателей.

Напомним, что в бюджет РФ на 2014-2016 годы заложена цена на нефть на уровне 93 долл. за баррель в 2014 году, 95 долл. — в 2015 и 2016 годах, сообщил в конце сентября министр финансов РФ Антон Силуанов. Он добавил, что в макроэкономическом прогнозе при этом заложена цена на нефть в 101 долл. за баррель в 2014 году и 100 долл. — в 2015 и 2016 годах.

"Все, что сверх этого — мы выработали бюджетное правило, — мы направляем в резервные фонды, — отметил Путин. — Думаю, что этой подушки безопасности будет достаточно, чтобы пройти какой-то неблагоприятный период в развитии мировой и российской экономики". К тому же, по его словам, "судя по тому, как ситуация развивается в мировой экономике, спрос на энергоресурсы вряд ли будет уменьшаться в ближайшее время".

По мнению опрошенных "НГ" экспертов, несмотря на все последние события, России пока опасаться нечего.

"Лидерство в гонке по добыче углеводородов — не самое главное, — считает руководитель отдела инвестиционного анализа компании "Универ" Дмитрий Александров. — Соединенным Штатам было важно снизить собственную зависимость от импорта, чего они и добились. Но на мировых ценах эти достижения вряд ли будут сказываться".

Аналитик финансовой компании AForex Артем Деев отмечает, что с учетом особого акцента на высотехнологичные способы добычи сланцевой нефти в США, а также снижение геополитической напряженности на Ближнем Востоке в целом перспективы цикла суперцен на черное золото могут быть уже не столь безоблачны. Однако и списывать со счетов его точно не стоит.

"Котировки на нефть смогут удержаться не только выше заложенного в бюджет уровня 95 долларов, но и устоять выше 100 долларов, — полагает аналитик компании AForex Артем Деев. — Во-первых, учитывая ситуацию в США, фактически оказавшихся на грани дефолта, вряд ли стоит надеяться на сокращение стимулирующих мер, предусмотренных программой количественного смягчения. А значит, спрос на нефтяной актив по-прежнему будет повышенным. Во-вторых, относительное разрешение конфликта на Ближнем Востоке и нахождение дипломатического компромисса между США и Сирией отнюдь не являются прологом будущего спокойствия и стабильности Ближневосточного региона".

Аналогичной позиции придерживается и аналитик компании "Альпари" Анна Кокорева. "Правительство России и, в частности, Минфин заложили довольно адекватные цены на нефть в бюджет 2014-2016 годов, — отмечает она. — Ситуация на Ближнем Востоке неоднозначная: с одной стороны — зыбкий мир в Сирии, с другой — потепление в отношениях Ирана и США. Новые военные действия в Сирии могут поднять цены на нефть, а неожиданная дружба Ирана и Штатов, наоборот, их уронит".

Так или иначе, по ее мнению, низкие цены на нефть не выгодны не только для России, но и для США. "Импорт углеводородов из других стран в Штаты сократился в основном из-за добычи сланцевой нефти, — продолжает Кокорева. — Однако при низких ценах на сырье рентабельность ее добычи также низка, а бизнес становится убыточным. Чтобы добыча нефти была выгодна, цена должна находиться выше отметки 95 долларов за баррель, так как себестоимость добычи одного барреля сланцевого топлива составляет 85-90 долларов".

Сергей Куликов

 

 

Антимонопольное расследование в отношении "Газпрома" в ЕС перешло в новую стадию. Компании предъявят больше претензий, чем планировалось.

"Ведомости"

Еврокомиссия сформулировала претензии к "Газпрому" по антимонопольному расследованию и теперь готовит заявление, сообщил зампред Европейской комиссии по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния. Претензий к "Газпрому", который подозревают в злоупотреблении своим доминирующим положением и назначении несправедливых цен на свою продукцию, оказалось больше. "Газпром" мог еще и чинить препятствия свободному потоку газа через территории государств — членов ЕС и диверсификации источников поставок, передает "Интерфакс" со ссылкой на представителя Еврокомиссии. Представитель "Газпрома" Сергей Куприянов сказал "Ведомостям", что претензий ЕС компания пока не получала.

Антимонопольное расследование в отношении "Газпрома" началось два года назад по жалобе Литвы, но оно охватило еще и Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Болгарию. По словам Куприянова, "Газпром" не может раскрывать, какие документы компания предоставляла по запросу Еврокомиссии. Часть необходимой европейцам документации могла быть изъята во время обысков в офисе литовской "дочки" "Газпрома" в начале 2013 г.

Представители ЕС ранее заявляли, что иск к "Газпрому" может быть подан весной 2014 г. Если ЕС выиграет разбирательство, то сможет легализовать "реверсные" поставки газа европейских клиентов "Газпрома" на Украину (пока по условиям контрактов, действующих между "Газпромом" и рядом стран, переправка его в другие страны запрещается контрактом). Кроме того, "Газпром" могут через суд обязать выставлять на аукцион все свободные мощности его газопровода. А также компании придется заплатить штраф в размере до 10% от своего оборота за нарушение норм европейского законодательства о конкуренции.

Судебная тяжба между "Газпромом" и ЕС может затянуться на годы, а ее исход неоднозначен. "Вне зависимости от формы собственности и структуры присутствия в Европе "Газпром", как коммерческая структура, попадает под действие законодательства ЕС, включая законодательство о конкуренции", — считает партнер Squire Sanders Брайен Хартнетт. По его словам, Еврокомиссия имеет полномочия по рассмотрению вопросов, связанных с деятельностью компаний, занимающих доминирующее положение на рынке и подозреваемых в злоупотреблении этим положением. "Установление необоснованно высоких цен расценивается как неправомерное действие. Однако достаточно сложно установить, являются ли такие цены правомерными или нет", — отмечает юрист. По этой причине Еврокомиссия в прошлом избегала подобных оценок, так как это обязывало ее выступать в качестве регулятора цен, говорит он. "Рассмотрение подобных вопросов — крайне сложный и длительный процесс, который может тянуться годами до вынесения конкретного решения. Кроме того, это требует раскрытия большого объема информации от самой компании", — заключает Хартнетт. По итогам 2012 г. доля российского газа на европейском рынке составляла около 26%.

Представитель Еврокомиссии в четверг не ответил на запрос "Ведомостей".

Елена Ходякова

<< Октябрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ