Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

04.12.2013

Нефтяная сделка Анкары и Эрбиля грозит и целостности самой Турции.

"Независимая газета"

Турция договорилась с автономным Иракским Курдистаном об экспорте нефти. Об этом в понедельник заявил премьер автономии Нечирван Барзани в столице Иракского Курдистана Эрбиле. По его словам, никто не может противиться договоренности, выгодной и народу Ирака, и народу Турции. Багдад и Вашингтон высказались против: соглашение может нарушить стабильность в Ираке. Аналитики утверждают, что под угрозой также и суверенитет Турции.

Речь идет о многомиллиардной сделке, согласно которой Курдистан сможет экспортировать через Турцию в Европу до 1 млн баррелей в сутки к 2015 году. Подача газа начнется до 2017 года. Соглашение предусматривает также сооружение новой линии нефтепровода в Старый Свет. Ныне нефть из Курдистана идет по нитке Киркук-Джейхан.

Доходы от продажи нефти будут сосредоточены на специальном счете в турецком правительственном банке. В результате реализации сделки Турция получит нефть, Курдистан — 17% дохода и большую свободу, а Ирак — львиную долю дохода от экспорта углеводородов — 83%, пишет Wall Street Journal.

Запасы сырой нефти в Курдистане, по оценкам, составляют 45 млрд баррелей из 120 млрд баррелей суммарных иракских запасов. В курдском регионе есть и большие запасы природного газа. Турция, практически не имеющая углеводородов, столкнулась с нехваткой энергоносителей после введения санкций в отношении Ирана и искала ему замену. Кроме того, Анкара стремится стать глобальным транзитером энергоресурсов с востока на запад. Поэтому богатый нефтью и газом Иракский Курдистан оказался очень кстати.

Премьер Барзани сообщил, что принципиальная договоренность была достигнута еще в апреле 2012 года и подписана 27 ноября 2013-го, когда он посетил Турцию. Но возникли проблемы из-за возможной негативной реакции США и Ирака, поэтому официального заявления стороны не делали до сего момента. Вашингтон и Багдад потребовали решить вопрос в рамках иракской Конституции, так как наметившийся тренд грозит развалом страны. "Мы не поддерживаем экспорт нефти из любой части Ирака без одобрения иракского федерального правительства. Мы продолжаем призывать федеральное правительство Ирака и региональное правительство Курдистана достичь конституционного решения, и это наша неизменная позиция", — заявила Джен Псаки, официальный представитель Госдепа. Министр энергетики Турции Танер Йылдыз направился в Багдад. 1 декабря вице-премьер Ирака по вопросам энергетики Хусейн аль-Шахристани публично заявил: Эрбиль и Анкара договорились не реализовывать проект до одобрения Багдадом.

Ирак недоволен попытками автономии вести независимый образ жизни. Он называет любое энергетическое соглашение Эрбиля нарушением суверенитета и целостности страны и полагает, что самостоятельная внешнеполитическая деятельность автономии приведет к ее независимости. Багдад опасается, что доходы от нефти получат только курды, а не все граждане Ирака.

Компромиссом в нефтяной сделке стала договоренность между Анкарой, Багдадом и Эрбилем о создании трехстороннего комитета по экспорту иракской нефти. Об этом было заявлено 2 декабря в Багдаде министром энергетики Турции Йылдызом на пресс-конференции с вице-премьером аль-Шахристани, подтвердившим: "Мы согласились, что любой экспорт должен быть одобрен иракским правительством, и мы еще обсудим этот механизм". Однако во вторник, 3 декабря, газета Asharq Alawsat сообщила, что трехсторонний формат не устраивает иракскую сторону. Она хочет вести двусторонние переговоры с Турцией, а курдская делегация будет частью иракской.

Турецкие СМИ сообщают, что Анкара, давшая Багдаду серьезный повод для недовольства, изо всех сил старалась не злить иракское руководство. Турецкая газета Radikal приводит забавную перепалку на пресс-конференции между журналистом и министром Йылдызом. Репортер задал вопрос: "Господин министр, премьер Эрдоган называл этот регион Курдистаном, а вы почему называете его Северным Ираком?" Йылдыз ответил, что так записано в Конституции Ирака, а мнение народа надо уважать.

Мотивация турецкого министра шире и глубже. Курдский вопрос в Турции стоит не менее остро, чем в Ираке вопрос шагов курдской автономии к суверенитету. Турецкие курды более 30 лет вели борьбу за независимость, теперь цель более проста: культурная автономия. Вместе с тем боевые отряды Курдской рабочей партии (КРП) готовы к борьбе. В рамках программы примирения с курдами, затеянной Анкарой несколько месяцев назад, договорились о выводе отрядов КРП из Турции в Северный Ирак. Посредником на переговорах выступал Эрбиль. Анкара в ответ совершила ряд гуманитарных уступок турецким курдам. Выигрыш — получение премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом симпатий курдов накануне выборов, назначенных на лето 2014 года. Вместе с тем экономическая договоренность с Иракским Курдистаном, дающая большую самостоятельность автономии, может стать примером для турецких курдов, стратегической целью которых, как и всех частей этого народа, живущего в Ираке, Иране, Сирии и Турции, было и остается создание независимого государства. И это чрезвычайно опасно для Турции.

Рискованный шаг Анкары следует оценивать с учетом общей ситуации в регионе, обусловленной сирийским кризисом, уверен президент Института религии и политики Александр Игнатенко. "Турция оказалась в ситуации, когда она в любом случае вынуждена принимать во внимание курдский фактор и то, что в перспективе Курдистан станет независимым и получит выход к побережью Средиземного моря, — пояснил он "НГ". — Курдистан будет достаточно мощным, чтобы отобрать у Турции какие-то территории". По словам аналитика, Эрдоган решил "извлечь из этой неприятной геополитической ситуации экономические выгоды", но сделал это "не от хорошей жизни".

Евгения Новикова

В борьбе за Украину Россия и Евросоюз применили испытанный прием. "Газпром" даст "Нафтогазу" отсрочку за газ, а ЕС заявляет о начале реверсных поставок сырья из Словакии.

"Ведомости"

Еще недавно "Газпром" пугал Украину введением предоплаты за газ. Ведь госкомпания "Нафтогаз Украины" до сих пор полностью не рассчиталась за поставки в августе и октябре. Но угроза не реализована. Наоборот, "Нафтогаз" получил отсрочку по текущим платежам. Вчера предправления украинской компании Евгений Бакулин объявил о переносе оплаты за потребленный Украиной в октябре — декабре газ на весну следующего года: "Мы с "Газпромом" разработали предварительное соглашение". Представитель "Газпрома" комментировать это отказался.

В октябре 2013 г. "Нафтогаз" приобрел 1,4 млрд куб. м газа на $540 млн. Данные за ноябрь и план на декабрь не раскрываются. В IV квартале прошлого года "Газпром" поставил на Украину 5,8 млрд куб. м газа на $2,47 млрд.

Сейчас долг "Нафтогаза" перед "Газпромом" за поставки в августе составляет $765 млн. Деньги будут выплачены в ближайшее время, пообещал Бакулин. Он добавил, что правительство планировало урегулировать этот вопрос до 7 декабря, но, поскольку работа кабинета министров заблокирована из-за акций протеста, этот процесс затормозился. Средства для расплаты с "Газпромом" "Нафтогаз" может получить, продав 3 млрд куб. газа за $1,6 млрд оператору газотранспортной системы страны — "Укртрансгазу". Последнему газ нужен для обеспечения производственно-технологических и собственных нужд, приводит данные "Укртрансгаза" украинский "Вестник госзакупок". Газ должен быть поставлен до 31 декабря 2014 г. Таким образом, "Укртрансгаз" купит у "Нафтогаза" газ по $533 за 1000 куб. м, при этом российский газ, по данным "Нафтогаза", обходится ему сейчас по $410, а по данным "Газпрома" — по $380.

"Мы настойчиво убеждали Российскую Федерацию пойти на пересмотр этого контракта", — говорил ранее украинский премьер Николай Азаров в интервью украинскому телеканалу ICTV. "Мы поставили перед собой согласованную с Россией цель — разработать "дорожную карту", которая должна снять все противоречия между странами, и далее приступить к ее реализации, — рассказал "Ведомостям" представитель премьера. — Также очевидно, что противоречия возникли с трех сторон — между Украиной, Россией и Европейским союзом, поэтому мы работаем над тем, чтобы логично в трехстороннем формате решать и эти противоречия".

Президент Украины Виктор Янукович в ближайшее время посетит Россию, где планируется подписание "дорожной карты" сотрудничества двух стран, сообщал 1 декабря Азаров в интервью программе ТСН телеканала "1 + 1".

Между тем Евросоюз стремится снизить зависимость Украины от российского газа. "Как мы понимаем, словацкие операторы и Украина близки к сделке" о реверсных поставках газа из Словакии, сообщила "Ведомостям" представитель Еврокомиссии. Дополнительные детали она раскрывать не стала. За счет реверсных поставок из Словакии Украина может дополнительно получить более 10 млрд куб. м газа в год. Вопрос о реверсных поставках газа из стран Восточной и Центральной Европы прорабатывается Украиной в последние несколько лет. Правда, менеджеры "Газпрома" всегда заявляли, что такие поставки противоречат контрактам на поставку газа. Дело в том, что, например, в контракте между "Газпромом" и Словакией четко прописываются обязательства о том, что газ должен быть доставлен до пункта сдачи в Германии. Если же газ не разворачивать на границе, возвращать его обратно на Украину у Словакии возможности нет.

"Каждая из сторон стремится любыми средствами привязать к себе Украину. И газ стал довольно эффективным средством решения политических вопросов", — считает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. По мнению аналитика, Россия может пойти на дальнейшие уступки в части погашения задолженности за газ и даже снизить цену газа, на чем давно и безуспешно настаивают украинские политики.

ЕС же будет поддерживать проекты по реэкспорту газа из Европы на Украину, продолжает Нестеров. На прошлой неделе министр энергетики Украины Эдуард Ставицкий говорил о том, что соответствующий документ направил оператор словацкой газотранспортной системы — компания Eustream и в нем идет речь о разрешении прокачивать газ из Европы через Словакию.

В январе — ноябре 2013 г. Украина импортировала из Европы через Польшу и Венгрию около 1,875 млрд куб. м газа, превысив на 44,2% объем импорта из Европы, заложенный в прогнозный баланс поступления и распределения природного газа (1,3 млрд куб. м), свидетельствуют данные оперативного мониторинга операторов ГТС Венгрии и Польши — FGSZ Ltd, Gaz-System S. A. За 11 месяцев через Польшу в украинскую ГТС поступило 839 млн куб. м газа, через Венгрию — 1,036 млн куб. м газа.

При этом Украина потребляет все меньше российского газа, констатирует директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По данным отчетности "Газпрома", закупки российского газа Украиной сократились с 47 млрд куб. м в 2008 г. до 33 млрд куб. м в 2012 г. При этом за первые 10 месяцев этого года поставки газа на Украину из России снизились до 21,4 млрд куб. м. А "Нафтогаз" газ из России на Украину стала импортировать также группа Ostchem Дмитрия Фирташа, на которую постепенно переходит основной объем импорта.

Елена Ходякова, Михаил Серов

 

 

Чтобы продавать его на российском рынке.

"Известия"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила схему снижения дефицита топлива в Сибири и на Дальнем Востоке, а также выравнивания розничных цен на бензин в целом по стране. По словам заместителя главы ФАС Анатолия Голомолзина, ведомство предлагает нефтяникам экспортировать за рубеж дизельное топливо, которого в России производится в избытке, и получать взамен бензин для его последующей реализации на внутреннем рынке. По словам чиновника, это особенно актуально в тех регионах — например, в Сибири и на Дальнем Востоке, — где наблюдается дефицит топлива и высокие цены на него.

Анатолий Голомолзин подчеркивает, что в антимонопольном ведомстве обсуждается применение нескольких вариантов поставок по схеме замещения. По одной из них нефтяникам предполагается поставлять бензин, к примеру, в центральную часть России, затем продвигая его за Урал, тем самым насыщая внутренний рынок Дальнего Востока.

Согласно второму варианту, происходит обмен дизельного топлива на бензин между европейскими и азиатскими рынками. По словам чиновника, это сходные модели. Но реализовать вторую будет более экономически выгодно, ведь при этом отсутствуют транспортные издержки. В результате применения схем замещения дизельного топлива импортным бензином, по задумке ФАС, можно ожидать  падения цен на бензин на Дальнем Востоке и их приближения к уровню центра европейской части России.

— Предложения будут обсуждаться в правительстве после их согласования с Минэнерго и Минфином. Сейчас проводится ряд обсуждений с нефтяниками относительно условий, при которых эти сделки могут быть реализованы. В частности, речь идет об освобождении этих сделок от экспортных и импортных пошлин. При этих схемах будут взыскиваться налоги внутреннего рынка (акцизы и НДС), которые суммарно по объему сопоставимы с платежами, поступающими в бюджет от уплаты таможенных пошлин. В итоге для бюджета ситуация не меняется, а для рынка — кардинально улучшается, — отметил замглавы ФАС.

Он пояснил, что в стране  есть избыток дизельного топлива, более 50% производства которого отправляется на экспорт. При этом экспорт бензина составляет примерно 10% от его производства, а ситуация с его наличием в некоторых регионах России напряженная. В итоге часть отправляемого нефтяниками на экспорт дизеля предлагается обменивать на бензин, закупаемый на зарубежных НПЗ как сторонних производителей, так и отечественных нефтяных компаний. Голомолзин полагает, что таким образом потоки нефтепродуктов можно перенаправить с башкирских НПЗ на Дальний Восток, а не в центральную часть России, где есть даже профицит бензина.

— Общее перераспределение потоков нефтепродуктов приведет к оптимизации расходов нефтяных компаний, особенно поставщиков топлива в Сибири и на Дальнем Востоке. Это выровняет баланс спроса и предложения в целом по стране, — отметил чиновник.

Подобную схему замещения поставок бензина с внешних рынков ФАС предлагала еще год-два назад, когда страна переходила на экологический стандарт топлива "Евро-3" и "Евро-5" с более низкокачественных бензинов. И всё для борьбы с дефицитом качественного автобензина в стране. Однако тогда это предложение правительство не поддержало, мотивируя невозможностью изменения налогового и таможенного законодательства. Сейчас же нефтяники не видят в этой схеме пользы для своего бизнеса.

По словам источника в "Сургутнефтегазе", в компании проводились расчеты применения такой схемы, но они показали ее экономическую несостоятельность.

— Во-первых, размер  экспортных пошлин на бензин и дизельное топливо отличается на 30%, во-вторых, приобретать бензин в Европе — на порядок дороже, чем производить его в России. Продажа такого топлива на внутреннем рынке не окупит себя даже с учетом предложенных антимонопольным ведомством преференций. Кроме того, компании вынуждены нести транспортные расходы при реализации такого замещения, — отмечает собеседник "Известий".

Он добавляет, что в реализации этой схемы сегодня нет необходимости: дополнительные потоки импортного бензина только обрушат внутренний рынок России и ударят по интересам производителей топлива. Ведь спрос на бензин падает до весны, поэтому  с декабря по апрель-май этот вид топлива традиционно экспортируется в большем объеме, чем в теплое время. При этом предложение автобензинов в стране растет быстрее спроса, поскольку практически все крупные нефтяные компании модернизируют свои НПЗ, увеличивая их мощности и глубину переработки нефти. По данным источника в "Сургутнефтегазе", спрос на бензин растет на 2-3% в год, а предложение — на 7-8%.

На отсутствие в предлагаемой идее здравого смысла указывает собеседник "Известий" в "Башнефти". По его мнению, сейчас в России производится больше бензина, чем потребляется.

— Если мы будем завозить бензин с внешних рынков, то придется снижать его переработку внутри страны, — комментирует источник "Известий".

Людмила Подобедова

 

 

<< Декабрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ