media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

05.02.2015

Президент Путин ответил на жалобы "Роснефти" на налоговый маневр. В правительстве Игорь Сечин был за маневр, теперь — против. "Где настоящий Сечин?" — спросил он самого Сечина.

"Ведомости"

Вчера на встрече с президентом Владимиром Путиным президент "Роснефти" Игорь Сечин пожаловался на налоговый маневр в нефтяной отрасли — снижение экспортных пошлин и повышение НДПИ в течение трех лет.

Сечин начал встречу с рассказа о достижениях компании за прошлый год, планах на 2015 г. и консервативном сценарии (при цене нефти в $50 за баррель). "А как НПЗ на Дальнем Востоке (ВНХК — Восточная нефтехимическая компания. — "Ведомости")?" — поинтересовался Путин. В ответ Сечин решил поделиться проблемами: придется "взвешивать эту работу в связи с изменением налогового режима, потому что он меняет экономику этого проекта". "Так в лучшую сторону", — сообщил ему, улыбаясь, Путин. Сечин, видимо, улучшения до встречи с Путиным еще не успел оценить, поэтому после короткого отступления продолжил жаловаться на маневр: "Таможенные пошлины на сырую нефть и на нефтепродукты сейчас сравниваются <...> Это, конечно, меняет экономику для переработки", пообещав, все же реализовать проект.

Тут Путин предпринял еще одну попытку убедить Сечина и, наклонившись к нему, сказал, уже не улыбаясь: "Игорь Иванович, когда вы работали в правительстве, вы были за налоговый маневр, как только в компанию перешли — теперь вы против налогового маневра". "Где настоящий Сечин — до или после?" — поинтересовался Путин. "Интересы компании — это важно <...> но есть еще интересы всей экономики", — напомнил он Сечину. После этого журналистов вывели из зала, а президент и Сечин продолжили разговор.

Маневр ухудшает экономику компаний с низкой глубиной переработки нефти, в корзине которых велика доля темных нефтепродуктов. Удар двойной: повышение внутренней цены нефти и пошлин на мазут (до 100% от нефтяной к 2017 г.) могут уничтожить некоторые НПЗ. Но у ВНХК должна быть высокая глубина переработки нефти — до 90% против средних 70% в России — согласно презентации "Роснефти". Работу НПЗ, в корзине которых велика доля светлых нефтепродуктов, маневр делает более выгодной: пошлина на их экспорт снижается с 59% от нефтяной в прошлом году до 30% к 2017 г.

В начале января Сечин в письме просил президента обсудить изменение маневра на готовящейся сейчас комиссии по ТЭКу (Сечин — ее секретарь). Повестка комиссии еще не утверждена, говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Во время открытой части встречи с президентом Сечин не упомянул другие риски маневра для компаний. Он рассчитывался при высоких ценах на нефть, при низких же увеличение НДПИ бьет по экономике добывающих проектов. В настоящее время в Минэнерго обсуждается корректировка формулы расчета НДПИ, рассказывали федеральные чиновники: изменения снизят зависимость налоговой нагрузки от цен на нефть.

На встрече с президентом снижение НДПИ не обсуждалось, говорит нефтяник, знакомый с итогами встречи с Путиным. Президент в обсуждении маневра не отказал, оно продолжится, отмечает федеральный чиновник. В этом уверен и другой чиновник: ведь сейчас речь идет о потерях не только нефтепереработки, но и добычи.

Маргарита Папченкова

 

 

"Взгляд"

Украина после зимы снова хочет закупать газ только в Европе, тогда как сама Европа надеется запустить трансатлантическую торговлю газом с США. России в этой цепочке вроде как места нет. Однако в реальности надежды и Украины, и ЕС по поводу "газовой независимости от России" вряд ли реализуемы.

Украина не оставляет желания избавиться от российского газа. После того как закончит действовать "зимний пакет" с Газпромом, Киев снова рассчитывает закупать исключительно газ из Европы. Причем по такой низкой цене, которую Украина все время требовала от Газпрома, несмотря на ее явное противоречие контрактным условиям от 2009 года. А именно — по 250-300 долларов за тысячу кубометров, как заявил глава украинского правительства Арсений Яценюк.

"Цена на газ в этом квартале не 500, не 385, а 329. Относительно следующих кварталов — я даю поручение минэнерго вместе с НАК "Нафтогаз Украины", мы ждем цену на природный газ у наших европейских партнеров на летний сезон, то есть второй и часть третьего квартала, от 250 до 300 долларов США", — сказал премьер.

"Неотложная задача для минэнерго и НАК "Нафтогаз" — в летний период закачать максимум газа в украинские газовые хранилища по самой низкой цене. Падение цен на нефть дает возможность нам воспользоваться позитивной рыночной конъюнктурой и не переплачивать России", — заявил Яценюк.

Стоит пояснить, что это не Европа неожиданно решила продавать Украине газ подешевле. Так складывается рыночная конъюнктура на рынке. Из-за падения цен на нефть дешевеет и голубое топливо. В газпромовских контрактах цена на газ привязана к нефтяным котировкам с лагом в 6-9 месяцев. Как отмечали в Фонде национальной энергетической безопасности, во втором квартале цены на российский газ как раз должны оказаться в районе 250-300 долларов за тысячу кубометров для европейских потребителей.

А, как известно, реверсный газ из Европы на Украину только на бумаге европейский, а по факту это тот же российский газ, который трейдеры ЕС перепродают Киеву. Поэтому цена реверсного газа в т.н. летний период будет сопоставима с газпромовским (в зимний период голубое топливо из ЕС обходится Украине, как правило, дороже).

У кого бы Киев ни покупал газ со второго квартала 2015 года — у европейских трейдеров или напрямую у Газпрома — цена будет в районе 250-300 долларов. Поэтому Яценюк, говоря о переплате за российский газ, явно лукавит. Выбор, у кого покупать, зависит не от цены, а от националистических предпочтений и геополитических игр.

А ЕС все еще верит обещаниям США

Пока Украина надеется на дешевый "европейский" газ, Брюссель напоминает США о необходимости реализовать идею поставок в Европу американского СПГ. Еврокомиссар по энергетике и климату Мигель Ариас Каньете в рамках обсуждаемого сейчас соглашения по торговле и инвестициям между ЕС и США (TTIP) предложил ввести свободную трансатлантическую торговлю газом. "Энергия должна быть основной частью обсуждения TTIP. Нам нужно, чтобы трансатлантическая торговля газом была свободной", — заявил он в Вашингтоне.

Более того, Каньете высказался за распространение принципов торговли газом между ЕС и США на весь мир. "Мы не должны останавливаться на TTIP. Мы должны продвигать наш подход по всему миру, особенно в странах, где государство играет чрезмерную роль в секторе энергетики. Цель — набор более строгих правил для энергетического сектора во всей многосторонней торговой системе", — сказал он.

Брюссель вспомнил про обещание Барака Обамы, данное еще в марте прошлого года. Тот уверял, что разрешит экспорт газа в Европу, чтобы освободить ее от российского газа. Вот только с тех пор ситуация не изменилась, и практических шагов в этом направлении Вашингтон так и не сделал.

При этом планы Обамы и так сложно реализуемы: американский СПГ может приплыть в Европу только далеко после 2020 года. Для начала США надо разрешить экспорт газа, который сейчас запрещен. И это не так просто, так как может иметь печальные последствия для самих Штатов — дефицит голубого топлива и рост цен на него. Плюс как США, так и самой Европе еще надо построить инфраструктуру для отправки и приема СПГ.

Западная Европа еще сможет принять теоретический американский СПГ, но вот Центральная и Восточная Европа — нет, потому что там банально нет инфраструктуры. Вице-председатель ЕК по энергосоюзу Марош Шевчович сам очень аккуратно поднял этот вопрос, заговорив о возможности централизованной закупки газа всем Евросоюзом, намекая на СПГ из США и других стран. Евросоюз пока не согласовал возможность общих закупок газа.

"Что касается общих закупок газа, в ЕС есть два направления мысли. В Западной Европе, где больше сжиженного газа, более взаимосвязанный рынок, рыночные механизмы работают достаточно хорошо, это дело газовых компаний закупать, вести переговоры и работать на рыночных принципах. Опыт в Центральной и Восточной Европе другой, потому что у них часто сложнее переговорная позиция, они подписывают долгосрочные контракты с трудными условиями и статьями. Там больше симпатии к этому подходу", — сказал Шевчович.

Говоря о Центральной и Восточной Европе, еврокомиссар имеет в виду контракты с Газпромом. Однако проблема тут не в якобы монопольной позиции Газпрома, а в том, что энергетическая инфраструктура в этой части Европы осталась с советских времен, она исторически заточена на поставки из России. И если в Западной Европе европейцы сами строили инфраструктуру, связывая энергопотоки между странами, то в энергетическое развитие Центральной и Восточной Европы Брюссель не вложил ни копейки. В отличие от того же Газпрома, который на свои средства построил "Северный поток" для прямых поставок голубого топлива и собирался вложиться в "Южный поток".

Даже решение этих двух проблем — разрешение экспорта из США и постройка инфраструктуры — не означает, что американский газ потечет в Европу. Потому что американские трейдеры все свои будущие поставки ориентируют на премиальный азиатский рынок, где цены на СПГ самые высокие в мире. А ЕС хочет недорогой газ, как минимум сопоставимый по цене с российским трубопроводным. Сейчас СПГ в Европе стоит вдвое дороже газпромовского. ЕС все равно покупает СПГ, однако в несопоставимо меньших объемах.

Европейские страны закупают дорогой сжиженный природный газ в убыток себе только ради того, чтобы снизить долю Газпрома на своем рынке. Последнее получается, кстати, пока плохо. С 2010 по 2014 год Газпром увеличил свою долю на рынке ЕС с 23% до 30%, говорил недавно глава российской компании Алексей Миллер. "Добыча газа в Европе падает, битву за сжиженный природный газ она проиграла, да и спотовая близорукость негативно отразится на ее среднесрочном и долгосрочном планировании", — отметил Миллер.
Более того, в ближайшие два-три года доля Газпрома на европейском рынке как минимум сохранится. Такой вывод делают сами европейские эксперты. Об этом говорится в последнем исследовании организации "Европейский геополитический форум" со штаб-квартирой в Брюсселе.

Авторы доклада указывают, что ближайший год спрос на газ в Европе расти не будет на фоне отсутствия экономического роста. Однако и новых поставщиков — в первую очередь сжиженного природного газа — стоит ждать не ранее 2016-2020 годов. С точки зрения спроса и предложения в ближайшие два-три года ситуация для Газпрома "перспективная и многообещающая", указывают европейские эксперты.

Конкурентами Газпрома в Европе, говорят они, будет в основном Норвегия, которая снижает добычу топлива, а также Алжир и Египет, у которых есть для Европы лишь совсем небольшие объемы СПГ.

Миллер в свою очередь уверенно заявляет, что доля Газпрома в ЕС за следующие десять лет снова вырастет. А это значит, что у Украины не будет выбора — из Европы реверсом к ней будет поступать не американский, а все тот же российский газ.

Ольга Самофалова

 

 

Сколько можно ждать восстановления цен.
 

"РБК daily"

Мировые цены на нефть находятся на 50% ниже прошлогоднего пика и на минимуме за пять с половиной лет. Аналитики указывают на то, что похожий спад уже был — в 1985-1986 годах. Тогда нефть подешевела на 67%, и цены держались на низком уровне больше десяти лет.

Цена нефти Brent, международного эталона, в текущем цикле падала максимально на 58% относительно июньского пика в $115: это произошло 13 января, когда цена составила $47,82. По данным Bespoke Investment Group, это третий по величине падения "медвежий" цикл из нескольких десятков, происходивших за последние 30 лет.

Сильнее нефть падала только в 2008 году (-72%) и в 1985-1986 годах (-67%). На какой из этих эпизодов больше похож нынешний ценовой обвал? Если на коллапс 2008 года, то нефть в скором времени должна вернуться на более привычные уровни. А если на кризис 1980-х, то период низких цен может надолго затянуться.

Обвал 2008 года совпал с финансовым кризисом и глобальной рецессией и, по мнению большинства экспертов, был вызван резким сокращением потребления нефти. Напротив, после 1985-1986 годов мировая экономика росла относительно стабильно, отмечается Всемирный банк (ВБ) в январском глобальном экономическом прогнозе. По мнению аналитиков ВБ, наиболее интересные параллели прослеживаются между нынешним кризисом и именно ситуацией середины 1980-х. После резкого роста цен на нефть в 1970-х годах развитие технологий позволило не только сократить потребление нефти, но и начать добычу на новых месторождениях. Это породило чрезмерное предложение на рынке, а отказ Саудовской Аравии от поддержки цен в конце 1985 года спровоцировал падение цен на 61%, указывают авторы доклада.

Тогда тоже выросло производство

В конце 1970-х цены на нефть были взвинчены до беспрецедентного для той поры уровня: они выросли с $3 за баррель в начале 1970-х до $35 в 1981 году. Этому способствовали сразу несколько "шоков" того десятилетия — арабское нефтяное эмбарго, иранская революция и ирано-иракский конфликт. В пересчете на современные цены средняя цена нефти в 1980 году соответствовала $104 за баррель, следует из данных статистического ежегодника компании BP.

Сверхвысокая цена была стимулом для разработки новых месторождений. Именно в это время Великобритания и Норвегия начинают добычу на шельфе Северного моря (в дальнейшем нефть с месторождения Brent легла в основу глобального нефтяного эталона), США начинают разработку нефтяных запасов на Аляске, увеличивают производство Китай и Оман, а Мексика в 1981 году начала экспортировать более 1 млн барр. в сутки с гигантского месторождения Кантарел. В это же время СССР приступает к активной разработке нефтяных запасов Западной Сибири, которые вскоре позволят стране стать ведущим мировым производителем нефти. С начала 1970-х к 1980 году добыча в этом регионе выросла почти в 10 раз и составляла более 6 млн барр. в сутки. Многие из этих проектов станут приносить плоды только в начале 1980-х, когда нефть уже начнет дешеветь.

Похожая ситуация — активно растущее предложение — сформировалась на рынке и к середине 2014 года, только на сей раз "лишнее" предложение образовалось в результате "сланцевой революции" в Штатах. С начала 2011 года к концу 2014 года суточное производство нефти в США выросло более чем на 60%, с 5,5 млн до 9 млн барр. (данные американского Управления энергетической информации). А рост суточного предложения за счет стран, не входящих в ОПЕК, в 2014 году составил рекордные 1,9 млн барр., согласно последнему докладу Международного энергетического агентства (МЭА).

Тогда Саудовская Аравия тоже отказалась снижать квоту

В ноябре прошлого года ОПЕК отказалась снижать квоту на добычу нефти, тем самым подтолкнув рынок к дальнейшему падению. Аналитики заговорили о ценовой войне против дорогой нефти, а сами члены картеля заявили, что готовы выдержать сколь угодно низкие цены, лишь бы сохранить свою долю рынка.

Главным инициатором свободно-рыночного решения проблемы нефтяных цен выступила Саудовская Аравия. У королевства уже был неудачный опыт влияния на цены в начале 1980-х, и повторять его саудиты явно были не настроены.

Тогда Саудовская Аравия попыталась поддержать цену, сократив свою добычу с 10,27 млн барр. в сутки в 1980 году до 2,5 млн барр. в сутки в 1985 году. Но это не остановило падение цен, поскольку ни другие члены ОПЕК, ни тем более посторонние государства сокращать добычу не спешили. А вот саудиты потеряли долю на рынке: например, экспорт в США упал до 26 тыс. барр. в сутки с 1,4 млн в 1979 году. Поступления в бюджет королевства упали с максимума в $119 млрд в 1981 году до $26 млрд в 1985 году, отмечал Дэниел Ергин в книге "Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть".

Не добившись успеха в защите цены, саудиты начали бороться за долю на рынке и увеличили добычу в четыре раза за последующие несколько лет. Отказ Саудовской Аравии от прежней политики спровоцировал обвал нефтяного рынка: всего за четыре месяца 1986 года цена нефти упала почти на 70%, с $31,75 до $10 за баррель.

Остановить панику на рынке удалось только в декабре 1986 года, когда на встрече ОПЕК в Женеве экспортеры договорились о новой квоте на уровне 17,3 млн барр. в сутки и "ориентировочной цене" в $18 за баррель. В последующие несколько лет нефть оставалась на уровне $15-18, а с поправкой на инфляцию цены держались на низком уровне фактически до начала 2000-х годов.

Сколько теперь ждать подорожания

После кризиса 1985-1986 годов понадобилось почти 15 лет, чтобы цены вновь начали расти, отмечает Всемирный банк. Драйвером потребления нефти стал интенсивный экономический рост в Азии, прежде всего в Китае.

Учитывая параллели с серединой 1980-х, экономисты ВБ задаются вопросом, не является ли нынешний спад признаком окончания суперцикла, который привел к стабильно высоким ценам в последние годы. Как отмечает глава исследований сырьевых рынков Goldman Sachs Джефф Карри, на интервале последнего столетия суперциклы нефтяного рынка продолжались в среднем 25-30 лет. С этой точки зрения нынешний спад как раз вовремя: после нефтяного коллапса 1980-х прошло 29 лет.

Впрочем, директор бостонской консалтинговой фирмы ESAI Energy, руководитель практики по России и Каспию Эндрю Рид считает, что столь долгий период низких цен (1986-2000 годы) был вызван скорее процессом перехода нефтяного рынка на новый механизм ценообразования. Именно после эпизода 1985-1986 годов начали формироваться спотовый, а затем и форвардный и фьючерсный рынки, в противовес существовавшей ранее политике фиксированных цен со стороны корпораций или самих членов ОПЕК.

Алена Сухаревская, Иван Ткачев, Олег Макаров

 

 

<< Февраль, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ