Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

05.02.2015

Президент Путин ответил на жалобы "Роснефти" на налоговый маневр. В правительстве Игорь Сечин был за маневр, теперь — против. "Где настоящий Сечин?" — спросил он самого Сечина.

"Ведомости"

Вчера на встрече с президентом Владимиром Путиным президент "Роснефти" Игорь Сечин пожаловался на налоговый маневр в нефтяной отрасли — снижение экспортных пошлин и повышение НДПИ в течение трех лет.

Сечин начал встречу с рассказа о достижениях компании за прошлый год, планах на 2015 г. и консервативном сценарии (при цене нефти в $50 за баррель). "А как НПЗ на Дальнем Востоке (ВНХК — Восточная нефтехимическая компания. — "Ведомости")?" — поинтересовался Путин. В ответ Сечин решил поделиться проблемами: придется "взвешивать эту работу в связи с изменением налогового режима, потому что он меняет экономику этого проекта". "Так в лучшую сторону", — сообщил ему, улыбаясь, Путин. Сечин, видимо, улучшения до встречи с Путиным еще не успел оценить, поэтому после короткого отступления продолжил жаловаться на маневр: "Таможенные пошлины на сырую нефть и на нефтепродукты сейчас сравниваются <...> Это, конечно, меняет экономику для переработки", пообещав, все же реализовать проект.

Тут Путин предпринял еще одну попытку убедить Сечина и, наклонившись к нему, сказал, уже не улыбаясь: "Игорь Иванович, когда вы работали в правительстве, вы были за налоговый маневр, как только в компанию перешли — теперь вы против налогового маневра". "Где настоящий Сечин — до или после?" — поинтересовался Путин. "Интересы компании — это важно <...> но есть еще интересы всей экономики", — напомнил он Сечину. После этого журналистов вывели из зала, а президент и Сечин продолжили разговор.

Маневр ухудшает экономику компаний с низкой глубиной переработки нефти, в корзине которых велика доля темных нефтепродуктов. Удар двойной: повышение внутренней цены нефти и пошлин на мазут (до 100% от нефтяной к 2017 г.) могут уничтожить некоторые НПЗ. Но у ВНХК должна быть высокая глубина переработки нефти — до 90% против средних 70% в России — согласно презентации "Роснефти". Работу НПЗ, в корзине которых велика доля светлых нефтепродуктов, маневр делает более выгодной: пошлина на их экспорт снижается с 59% от нефтяной в прошлом году до 30% к 2017 г.

В начале января Сечин в письме просил президента обсудить изменение маневра на готовящейся сейчас комиссии по ТЭКу (Сечин — ее секретарь). Повестка комиссии еще не утверждена, говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Во время открытой части встречи с президентом Сечин не упомянул другие риски маневра для компаний. Он рассчитывался при высоких ценах на нефть, при низких же увеличение НДПИ бьет по экономике добывающих проектов. В настоящее время в Минэнерго обсуждается корректировка формулы расчета НДПИ, рассказывали федеральные чиновники: изменения снизят зависимость налоговой нагрузки от цен на нефть.

На встрече с президентом снижение НДПИ не обсуждалось, говорит нефтяник, знакомый с итогами встречи с Путиным. Президент в обсуждении маневра не отказал, оно продолжится, отмечает федеральный чиновник. В этом уверен и другой чиновник: ведь сейчас речь идет о потерях не только нефтепереработки, но и добычи.

Маргарита Папченкова

 

 

"Взгляд"

Украина после зимы снова хочет закупать газ только в Европе, тогда как сама Европа надеется запустить трансатлантическую торговлю газом с США. России в этой цепочке вроде как места нет. Однако в реальности надежды и Украины, и ЕС по поводу "газовой независимости от России" вряд ли реализуемы.

Украина не оставляет желания избавиться от российского газа. После того как закончит действовать "зимний пакет" с Газпромом, Киев снова рассчитывает закупать исключительно газ из Европы. Причем по такой низкой цене, которую Украина все время требовала от Газпрома, несмотря на ее явное противоречие контрактным условиям от 2009 года. А именно — по 250-300 долларов за тысячу кубометров, как заявил глава украинского правительства Арсений Яценюк.

"Цена на газ в этом квартале не 500, не 385, а 329. Относительно следующих кварталов — я даю поручение минэнерго вместе с НАК "Нафтогаз Украины", мы ждем цену на природный газ у наших европейских партнеров на летний сезон, то есть второй и часть третьего квартала, от 250 до 300 долларов США", — сказал премьер.

"Неотложная задача для минэнерго и НАК "Нафтогаз" — в летний период закачать максимум газа в украинские газовые хранилища по самой низкой цене. Падение цен на нефть дает возможность нам воспользоваться позитивной рыночной конъюнктурой и не переплачивать России", — заявил Яценюк.

Стоит пояснить, что это не Европа неожиданно решила продавать Украине газ подешевле. Так складывается рыночная конъюнктура на рынке. Из-за падения цен на нефть дешевеет и голубое топливо. В газпромовских контрактах цена на газ привязана к нефтяным котировкам с лагом в 6-9 месяцев. Как отмечали в Фонде национальной энергетической безопасности, во втором квартале цены на российский газ как раз должны оказаться в районе 250-300 долларов за тысячу кубометров для европейских потребителей.

А, как известно, реверсный газ из Европы на Украину только на бумаге европейский, а по факту это тот же российский газ, который трейдеры ЕС перепродают Киеву. Поэтому цена реверсного газа в т.н. летний период будет сопоставима с газпромовским (в зимний период голубое топливо из ЕС обходится Украине, как правило, дороже).

У кого бы Киев ни покупал газ со второго квартала 2015 года — у европейских трейдеров или напрямую у Газпрома — цена будет в районе 250-300 долларов. Поэтому Яценюк, говоря о переплате за российский газ, явно лукавит. Выбор, у кого покупать, зависит не от цены, а от националистических предпочтений и геополитических игр.

А ЕС все еще верит обещаниям США

Пока Украина надеется на дешевый "европейский" газ, Брюссель напоминает США о необходимости реализовать идею поставок в Европу американского СПГ. Еврокомиссар по энергетике и климату Мигель Ариас Каньете в рамках обсуждаемого сейчас соглашения по торговле и инвестициям между ЕС и США (TTIP) предложил ввести свободную трансатлантическую торговлю газом. "Энергия должна быть основной частью обсуждения TTIP. Нам нужно, чтобы трансатлантическая торговля газом была свободной", — заявил он в Вашингтоне.

Более того, Каньете высказался за распространение принципов торговли газом между ЕС и США на весь мир. "Мы не должны останавливаться на TTIP. Мы должны продвигать наш подход по всему миру, особенно в странах, где государство играет чрезмерную роль в секторе энергетики. Цель — набор более строгих правил для энергетического сектора во всей многосторонней торговой системе", — сказал он.

Брюссель вспомнил про обещание Барака Обамы, данное еще в марте прошлого года. Тот уверял, что разрешит экспорт газа в Европу, чтобы освободить ее от российского газа. Вот только с тех пор ситуация не изменилась, и практических шагов в этом направлении Вашингтон так и не сделал.

При этом планы Обамы и так сложно реализуемы: американский СПГ может приплыть в Европу только далеко после 2020 года. Для начала США надо разрешить экспорт газа, который сейчас запрещен. И это не так просто, так как может иметь печальные последствия для самих Штатов — дефицит голубого топлива и рост цен на него. Плюс как США, так и самой Европе еще надо построить инфраструктуру для отправки и приема СПГ.

Западная Европа еще сможет принять теоретический американский СПГ, но вот Центральная и Восточная Европа — нет, потому что там банально нет инфраструктуры. Вице-председатель ЕК по энергосоюзу Марош Шевчович сам очень аккуратно поднял этот вопрос, заговорив о возможности централизованной закупки газа всем Евросоюзом, намекая на СПГ из США и других стран. Евросоюз пока не согласовал возможность общих закупок газа.

"Что касается общих закупок газа, в ЕС есть два направления мысли. В Западной Европе, где больше сжиженного газа, более взаимосвязанный рынок, рыночные механизмы работают достаточно хорошо, это дело газовых компаний закупать, вести переговоры и работать на рыночных принципах. Опыт в Центральной и Восточной Европе другой, потому что у них часто сложнее переговорная позиция, они подписывают долгосрочные контракты с трудными условиями и статьями. Там больше симпатии к этому подходу", — сказал Шевчович.

Говоря о Центральной и Восточной Европе, еврокомиссар имеет в виду контракты с Газпромом. Однако проблема тут не в якобы монопольной позиции Газпрома, а в том, что энергетическая инфраструктура в этой части Европы осталась с советских времен, она исторически заточена на поставки из России. И если в Западной Европе европейцы сами строили инфраструктуру, связывая энергопотоки между странами, то в энергетическое развитие Центральной и Восточной Европы Брюссель не вложил ни копейки. В отличие от того же Газпрома, который на свои средства построил "Северный поток" для прямых поставок голубого топлива и собирался вложиться в "Южный поток".

Даже решение этих двух проблем — разрешение экспорта из США и постройка инфраструктуры — не означает, что американский газ потечет в Европу. Потому что американские трейдеры все свои будущие поставки ориентируют на премиальный азиатский рынок, где цены на СПГ самые высокие в мире. А ЕС хочет недорогой газ, как минимум сопоставимый по цене с российским трубопроводным. Сейчас СПГ в Европе стоит вдвое дороже газпромовского. ЕС все равно покупает СПГ, однако в несопоставимо меньших объемах.

Европейские страны закупают дорогой сжиженный природный газ в убыток себе только ради того, чтобы снизить долю Газпрома на своем рынке. Последнее получается, кстати, пока плохо. С 2010 по 2014 год Газпром увеличил свою долю на рынке ЕС с 23% до 30%, говорил недавно глава российской компании Алексей Миллер. "Добыча газа в Европе падает, битву за сжиженный природный газ она проиграла, да и спотовая близорукость негативно отразится на ее среднесрочном и долгосрочном планировании", — отметил Миллер.
Более того, в ближайшие два-три года доля Газпрома на европейском рынке как минимум сохранится. Такой вывод делают сами европейские эксперты. Об этом говорится в последнем исследовании организации "Европейский геополитический форум" со штаб-квартирой в Брюсселе.

Авторы доклада указывают, что ближайший год спрос на газ в Европе расти не будет на фоне отсутствия экономического роста. Однако и новых поставщиков — в первую очередь сжиженного природного газа — стоит ждать не ранее 2016-2020 годов. С точки зрения спроса и предложения в ближайшие два-три года ситуация для Газпрома "перспективная и многообещающая", указывают европейские эксперты.

Конкурентами Газпрома в Европе, говорят они, будет в основном Норвегия, которая снижает добычу топлива, а также Алжир и Египет, у которых есть для Европы лишь совсем небольшие объемы СПГ.

Миллер в свою очередь уверенно заявляет, что доля Газпрома в ЕС за следующие десять лет снова вырастет. А это значит, что у Украины не будет выбора — из Европы реверсом к ней будет поступать не американский, а все тот же российский газ.

Ольга Самофалова

 

 

Сколько можно ждать восстановления цен.
 

"РБК daily"

Мировые цены на нефть находятся на 50% ниже прошлогоднего пика и на минимуме за пять с половиной лет. Аналитики указывают на то, что похожий спад уже был — в 1985-1986 годах. Тогда нефть подешевела на 67%, и цены держались на низком уровне больше десяти лет.

Цена нефти Brent, международного эталона, в текущем цикле падала максимально на 58% относительно июньского пика в $115: это произошло 13 января, когда цена составила $47,82. По данным Bespoke Investment Group, это третий по величине падения "медвежий" цикл из нескольких десятков, происходивших за последние 30 лет.

Сильнее нефть падала только в 2008 году (-72%) и в 1985-1986 годах (-67%). На какой из этих эпизодов больше похож нынешний ценовой обвал? Если на коллапс 2008 года, то нефть в скором времени должна вернуться на более привычные уровни. А если на кризис 1980-х, то период низких цен может надолго затянуться.

Обвал 2008 года совпал с финансовым кризисом и глобальной рецессией и, по мнению большинства экспертов, был вызван резким сокращением потребления нефти. Напротив, после 1985-1986 годов мировая экономика росла относительно стабильно, отмечается Всемирный банк (ВБ) в январском глобальном экономическом прогнозе. По мнению аналитиков ВБ, наиболее интересные параллели прослеживаются между нынешним кризисом и именно ситуацией середины 1980-х. После резкого роста цен на нефть в 1970-х годах развитие технологий позволило не только сократить потребление нефти, но и начать добычу на новых месторождениях. Это породило чрезмерное предложение на рынке, а отказ Саудовской Аравии от поддержки цен в конце 1985 года спровоцировал падение цен на 61%, указывают авторы доклада.

Тогда тоже выросло производство

В конце 1970-х цены на нефть были взвинчены до беспрецедентного для той поры уровня: они выросли с $3 за баррель в начале 1970-х до $35 в 1981 году. Этому способствовали сразу несколько "шоков" того десятилетия — арабское нефтяное эмбарго, иранская революция и ирано-иракский конфликт. В пересчете на современные цены средняя цена нефти в 1980 году соответствовала $104 за баррель, следует из данных статистического ежегодника компании BP.

Сверхвысокая цена была стимулом для разработки новых месторождений. Именно в это время Великобритания и Норвегия начинают добычу на шельфе Северного моря (в дальнейшем нефть с месторождения Brent легла в основу глобального нефтяного эталона), США начинают разработку нефтяных запасов на Аляске, увеличивают производство Китай и Оман, а Мексика в 1981 году начала экспортировать более 1 млн барр. в сутки с гигантского месторождения Кантарел. В это же время СССР приступает к активной разработке нефтяных запасов Западной Сибири, которые вскоре позволят стране стать ведущим мировым производителем нефти. С начала 1970-х к 1980 году добыча в этом регионе выросла почти в 10 раз и составляла более 6 млн барр. в сутки. Многие из этих проектов станут приносить плоды только в начале 1980-х, когда нефть уже начнет дешеветь.

Похожая ситуация — активно растущее предложение — сформировалась на рынке и к середине 2014 года, только на сей раз "лишнее" предложение образовалось в результате "сланцевой революции" в Штатах. С начала 2011 года к концу 2014 года суточное производство нефти в США выросло более чем на 60%, с 5,5 млн до 9 млн барр. (данные американского Управления энергетической информации). А рост суточного предложения за счет стран, не входящих в ОПЕК, в 2014 году составил рекордные 1,9 млн барр., согласно последнему докладу Международного энергетического агентства (МЭА).

Тогда Саудовская Аравия тоже отказалась снижать квоту

В ноябре прошлого года ОПЕК отказалась снижать квоту на добычу нефти, тем самым подтолкнув рынок к дальнейшему падению. Аналитики заговорили о ценовой войне против дорогой нефти, а сами члены картеля заявили, что готовы выдержать сколь угодно низкие цены, лишь бы сохранить свою долю рынка.

Главным инициатором свободно-рыночного решения проблемы нефтяных цен выступила Саудовская Аравия. У королевства уже был неудачный опыт влияния на цены в начале 1980-х, и повторять его саудиты явно были не настроены.

Тогда Саудовская Аравия попыталась поддержать цену, сократив свою добычу с 10,27 млн барр. в сутки в 1980 году до 2,5 млн барр. в сутки в 1985 году. Но это не остановило падение цен, поскольку ни другие члены ОПЕК, ни тем более посторонние государства сокращать добычу не спешили. А вот саудиты потеряли долю на рынке: например, экспорт в США упал до 26 тыс. барр. в сутки с 1,4 млн в 1979 году. Поступления в бюджет королевства упали с максимума в $119 млрд в 1981 году до $26 млрд в 1985 году, отмечал Дэниел Ергин в книге "Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть".

Не добившись успеха в защите цены, саудиты начали бороться за долю на рынке и увеличили добычу в четыре раза за последующие несколько лет. Отказ Саудовской Аравии от прежней политики спровоцировал обвал нефтяного рынка: всего за четыре месяца 1986 года цена нефти упала почти на 70%, с $31,75 до $10 за баррель.

Остановить панику на рынке удалось только в декабре 1986 года, когда на встрече ОПЕК в Женеве экспортеры договорились о новой квоте на уровне 17,3 млн барр. в сутки и "ориентировочной цене" в $18 за баррель. В последующие несколько лет нефть оставалась на уровне $15-18, а с поправкой на инфляцию цены держались на низком уровне фактически до начала 2000-х годов.

Сколько теперь ждать подорожания

После кризиса 1985-1986 годов понадобилось почти 15 лет, чтобы цены вновь начали расти, отмечает Всемирный банк. Драйвером потребления нефти стал интенсивный экономический рост в Азии, прежде всего в Китае.

Учитывая параллели с серединой 1980-х, экономисты ВБ задаются вопросом, не является ли нынешний спад признаком окончания суперцикла, который привел к стабильно высоким ценам в последние годы. Как отмечает глава исследований сырьевых рынков Goldman Sachs Джефф Карри, на интервале последнего столетия суперциклы нефтяного рынка продолжались в среднем 25-30 лет. С этой точки зрения нынешний спад как раз вовремя: после нефтяного коллапса 1980-х прошло 29 лет.

Впрочем, директор бостонской консалтинговой фирмы ESAI Energy, руководитель практики по России и Каспию Эндрю Рид считает, что столь долгий период низких цен (1986-2000 годы) был вызван скорее процессом перехода нефтяного рынка на новый механизм ценообразования. Именно после эпизода 1985-1986 годов начали формироваться спотовый, а затем и форвардный и фьючерсный рынки, в противовес существовавшей ранее политике фиксированных цен со стороны корпораций или самих членов ОПЕК.

Алена Сухаревская, Иван Ткачев, Олег Макаров

 

 

<< Февраль, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ