Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

05.02.2016

Минфин предложил повысить акцизы на бензин.

"Российская газета"

В Минфине предложили повысить с 1апреля акцизы на топливо. Сборы за литр бензина могут вырасти на два рубля, за дизель — на рубль. Бурной реакции розничных цен на повышение акцизов в ведомстве не ожидают, однако эксперты "РГ" считают, что ценники на заправках все же могут быть переписаны.

Решение о повышении акцизов не раз обсуждалось в правительстве, и хотя оно окончательно не принято, законопроект на эту тему подготовлен, сообщил "РГ" представитель минфина. "В текущей крайне сложной бюджетной ситуации это единственный способ пополнить дорожные фонды. С падением нефтяных цен при прочих равных условиях равнодоходная цена на бензин на внутреннем рынке должна снижаться", — рассказал он.

По оценкам минфина, при выполнении этого условия повышение акцизов не скажется серьезным образом на рознице. "Если цены на нефть вернутся к росту, мы предложим вернуться к прежним ставкам акцизов или снизить их", — подчеркнул представитель минфина.

По мнению исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, планы по повышению акцизов все же могут привести к росту розничных цен на бензин. Стоимость литра бензина или дизеля на АЗС поднимется на те же 1-2 рубля в зависимости от вида топлива.

На прошлой неделе вице-премьер Аркадий Дворкович заявлял о наличии предложений по корректировке акцизов на моторное топливо для компенсации выпадающих доходов региональных дорожных фондов и полного обеспечения ремонта, реконструкции и строительства новых дорог. По его словам, цены на бензин в России при этом в 2016 году не поднимутся выше уровня инфляции, которая должна остаться в пределах 10 процентов. По оценке главы минэкономразвития Алексея Улюкаев, уровня годовой инфляции ниже 10 процентов удастся добиться даже при ценах на нефть 25 долларов за баррель.

По оценке Росстата, в 2015 году инфляция в РФ составила 12,9 процента, а цены на бензин поднялись на 4,8 процента. По предварительным данным, с конца декабря 2015 года к 1 февраля 2016-го бензин в среднем по стране подешевел на 0,3 процента. С 25 по 31 января снижение средних цен на бензин зафиксировано в 19 регионах страны.

Роман Маркелов

 

 

Российская монополия может начать сбивать цены на европейском рынке.

"РБК daily"

"Газпром" начал подготовку к ценовым войнам за долю европейского рынка в ожидании поставок сжиженного природного газа из США. Аналитики считают такой подход логичным и оправданным экономически. В "Газпроме" подготовку к ценовым войнам отрицают.

Как Саудовская Аравия

Руководство "Газпрома" изучило экономические аспекты использования ценовой войны и находится в процессе обсуждения этого вопроса, сообщает Financial Times со ссылкой на осведомленные источники. Издание приводит высказывание замглавы газового концерна Александра Медведева, который 1 февраля на встрече с инвесторами в Нью-Йорке заявил о том, что низкие спотовые цены в Европе уже сделали поставки СПГ из США экономически невыгодными.

"Несмотря на то что на рынке преобладает точка зрения о том, что СПГ из Северной Америки может изменить текущую ценовую модель в Европе, в действительности об этом вообще не идет речи", — сказал Медведев.

Инвесторы опасаются, что "Газпром" перейдет к такой же стратегии на газовом рынке, к какой Саудовская Аравия прибегла на нефтяном, пишет FT. Но аналитики утверждают, что такой подход для российской компании экономически оправдан. По их мнению, пишет издание, низкие цены на европейском газовом рынке означают, что существует возможность относительно легко опустить их до уровня, на котором поставлять СПГ из США будет невыгодно, что позволит "Газпрому" защитить свою долю на рынке в регионе, приносящем ему значительную часть выручки.

Как Саудовская Аравия обладает способностью нарастить добычу нефти в случае необходимости, так и "Газпром" располагает крупнейшими резервными мощностями на газовом рынке, отмечает FT. По данным российской компании, указывает газета, эти резервы составляют примерно 100 млрд куб. м, что эквивалентно четверти от ее объема добычи и 3% от мирового.

Сколько может потерять "Газпром"

По оценке специалиста по российскому нефтегазовому сектору из Оксфордского института энергетических исследований Джеймса Хендерсона, доставка газа в Германию обходится "Газпрому" в $3,5 за миллион британских тепловых единиц, тогда как поставки СПГ из США будут рентабельны при его стоимости в $4,3 за миллион британских тепловых единиц. При этом цены на газ в США уже достигли 16-летнего минимума.

В последние годы в США появилось множество проектов по переработке дешевого газа, ставшего доступным в результате сланцевого бума, напоминает FT, по данным которой первые поставки американского СПГ за рубеж ожидаются в ближайшие два месяца. Совокупный потенциал экспортных мощностей американских газовых проектов эквивалентен двум третям от экспорта "Газпрома" в Европу, отмечает издание.

По оценке аналитика парижского банка Societe Generale Тьерри Бро, чтобы вытеснить американский СПГ с европейского рынка, "Газпрому" придется пожертвовать выручкой на сумму $1,3 млрд, что составляет менее 1% от среднегодовых продаж компании. Контрактные цены "Газпрома", которые привязаны к стоимости нефти, снижаются в соответствии с тенденциями на рынке и, как отмечает FT, вероятно, еще больше упадут в ближайшие шесть-девять месяцев.

По мнению Бро, европейские спотовые цены, вероятно, упадут ниже уровня предельной стоимости поставок американского СПГ во второй половине этого года. Аналитики, однако, полагают, что "Газпрому" будет проблематично держать низкие цены долгое время, пишет FT. В качестве среднесрочной стратегии "Газпром", по их мнению, может вести такую ценовую политику, чтобы помешать появлению новых СПГ-проектов.

"Газпром" опровергает

Зампред правления "Газпрома" Александр Медведев заявил, что российская газовая монополия не планирует развязывать ценовую войну. В компании не видят смысла в поставках СПГ из США в Европу.

"В долгосрочных контрактах нет дисконта цен, есть установка нового уровня цен по формуле в соответствии с ситуацией на рынке. Другой объем нашего экспорта косвенно связан с ценообразованием на газовых хабах в определенных коридорах. В отношении этих цен никаких дисконтов мы не применяли и применять не будем", — заявил Медведев на Дне инвестора в Лондоне.

Зампред "Газпрома" отметил, что в компании вообще не видят смысла поставлять СПГ в Европу, в то время как его экспорт в страны Азии может принести производителям большую прибыль. "Поэтому мы спокойны, но внимательны", — пояснил Медведев, отметив, что в случае необходимости "Газпром" сможет использовать резервы и сократить свои затраты на добычу и транспортировку газа.

Ранее Медведев сообщал, что в 2015 году "Газпром" увеличил свою долю на газовом рынке Европы до максимального за последние десять лет уровня в 31%.

Согласно презентации "Газпрома" для инвесторов, по оценкам компании, в 2015 году потребление газа в Европе увеличилось, а собственное производство сократилось на 2%. Из поставщиков за рубеж наибольшим образом увеличил поставки именно "Газпром" (на 8,2%, до 158,6 млрд куб. м). За счет этого его доля выросла с 30,2 примерно до 31%.

Андрей Кузнецов, Евгений Калюков, Людмила Подобедова

 

 

Белоруссия отказывается поставлять в Россию бензин.

"Независимая газета"

Правительство Белоруссии заявляет, что поставки бензина в Россию невыгодны, и сокращает их объем. Вице-премьер Владимир Семашко утверждает, что потери белорусов от поставок в РФ составляют 100 долл. с тонны. Эксперты прогнозируют напряженность в отношениях союзниц.

"Для нас поставлять сегодня бензин в Россию — работать глубоко в убыток", — заявил журналистам в Минске на церемонии открытия выставки "Электротех" вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко. Чиновник заверил, что соглашения, принятые в рамках ЕАЭС, позволяют Белоруссии уменьшать согласованные объемы поставок нефтепродуктов, произведенных из российского сырья, если они экономически невыгодны. По информации Семашко, потери от поставок в Россию составляют до 100 долл. с тонны. Именно на такую сумму больше платят европейские потребители произведенного в Белоруссии бензина. Семашко также заявил, что в России сейчас профицит бензина, поэтому никакой проблемы белорусская сторона тут не видит. "Россия тоже не стоит на месте, их НПЗ модернизируются, вкладываются деньги", — пояснил он. Белорусский вице-премьер допускает, что ближайшей союзнице может не хватить топлива весной во время посевной кампании. "Если возникнет дефицит, то Беларусь, возможно, будет его восполнять", — сказал он.

Напомним, что о прекращении поставок в Россию бензина из Белоруссии на прошлой неделе уже писали некоторые российские СМИ. Сообщалось, что последние поставки были в начале января. В результате за весь первый месяц года Белоруссия продала в Россию только 239 т  нефтепродуктов, что составляет 0,2% от прошлогоднего уровня. Эксперты уточняли, что традиционно доля белорусского бензина на российском рынке составляет 3-5%.

Комментарий Министерства энергетики России, который цитировали белорусские СМИ, в своих оценках коренным образом отличался от того, что думает Владимир Семашко. По словам представителей ведомства, Россия имеет право уменьшить объем нефти, поставляемой на белорусские НПЗ. Причем сокращение может быть в пять раз больше, чем недопоставленный объем нефтепродуктов. К слову, Белоруссия провинилась еще в прошлом году, продав на российский рынок около 800 тыс. т вместо запланированных 1,8 млн т. Тем не менее на 2016 год стороны согласовали поставки 24 млн т нефти.

В российском ведомстве заявили, что белорусская сторона прекрасно осведомлена о негативном отношении партнера к своим обязательствам.

Эксперты, помня опыт прошлых лет и констатируя шероховатости в отношениях Москвы и Минска, заговорили о том, что одними предупреждениями в этот раз может не обойтись. "Если Россия претворит в жизнь свои угрозы, выручка белорусских нефтеперерабатывающих заводов упадет не только из-за низких цен на нефтепродукты", — говорит белорусский экономист Борис Желибо. Эксперт добавляет, что в этом случае давление на белорусский рубль еще более усилится, а ситуация в белорусской экономике ухудшится. Правда, в условиях стремительно дешевеющей нефти доходы Белоруссии и так упали, а на рынке переизбыток нефти, поэтому, может, Россия и не станет заниматься такими "мелкими пакостями", высказывают предположение эксперты рынка.

Правда, вопрос объемов — не единственный, который омрачает отношения союзниц. Минск по-прежнему настаивает на пересмотре нефтяной формулы, то есть той, по которой формируется цена на российскую нефть, поставляемую в Белоруссию. Нынешняя формула выглядит так: цена нефти на FOB минус экспортная пошлина и затраты на транспортировку и минус дисконт в размере 3,7 долл. с тонны. Именно этот дисконт Белоруссия и хочет увеличить. Сначала речь шла о 10 долл., но в ходе переговоров Минск уменьшил свой аппетит до 5 долл. Тем не менее РФ считает и этот вариант неприемлемым.

Эксперты напоминают, что Лукашенко  знает о тех условиях, которые он должен выполнить, чтобы у РФ и деньги на кредит нашлись, и нефтяные трейдеры стали сговорчивее. Это полная внешнеполитическая поддержка. Судя по всему, белорусский лидер к этому не готов.

Антон Ходасевич

 

 

Энергокомпания Михаила Прохорова более чем на год затянула сдачу энергоблоков, и теперь государство вправе понизить ей тариф. Она просит "Совет рынка" хотя бы не штрафовать ее за опоздание.

"Ведомости"

В повестку ассоциации "Совет рынка" вернулись штрафы "Квадре" за невыполнение обязательств по вводу в эксплуатацию энергоблоков на четырех электростанциях. В четверг в ассоциации прошло совещание, собранное по инициативе "Квадры", на котором рассматривались варианты решения проблемы, рассказали "Ведомостям" чиновник и источник в самой компании и подтвердили двое участников совещания.

"Квадра" до сих пор не ввела в эксплуатацию энергоблоки на Дягилевской ТЭЦ, Алексинской ТЭЦ, Воронежской ТЭЦ-1 и Курской ТЭЦ-1, которые строятся по договорам о предоставлении мощности (ДПМ). Начисленный за просрочку штраф уже достиг 3,5 млрд руб., говорит источник, близкий к компании. Для сравнения: выручка "Квадры" за первую половину 2015 г. — 24,5 млрд руб.

Такой механизм, как ДПМ между производителями и потребителями энергии, появился в ходе реформы РАО "ЕЭС России". Генерирующие компании приняли обязательства построить определенное количество энергоблоков, жестко зафиксировав в договорах объем их мощности, площадки и сроки строительства. Неисполнение этих условий грозит компаниям серьезным штрафом. Зато ДПМ гарантирует производителю возврат инвестиций с высокой доходностью (до 14% годовых) в течение 10 лет. В 2015 г. потребители заплатили за мощность 465 млрд руб., из них 180 млрд руб. — по ДПМ.

Несмотря на жесткие условия ДПМ, в некоторых случаях энергокомпании могли получить до года отсрочки на начало поставки мощности.

Тем не менее к сентябрю 2015 г. накопилось множество просроченных объектов по ДПМ, и "Совет рынка" принял решение заморозить взимание штрафов. Тогда он рассматривал четыре варианта решения проблемы: взимать штрафы как прежде, отказаться от штрафов, расширить условия предоставления отсрочек, перенести сроки начала поставок мощности; последние три варианта требовали подписания допсоглашений к ДПМ. Договориться с потребителями в итоге не удалось, и в конце года "Совет рынка" решил, что штрафы будут взиматься без отсрочек.

Избежали выплаты штрафов только две энергокомпании — ОГК-2 и "Квадра": в конце 2015 г. наблюдательный совет "Совета рынка" дал им отсрочку.

"Квадра" предложила членам "Совета рынка" два выхода из ситуации, рассказывают собеседники "Ведомостей". Первый — не списывать штрафы до сентября 2018 г.: к этому времени компания должна ввести в эксплуатацию все просроченные объекты (Дягилевскую ТЭЦ — в июле 2017 г., Алексинскую — в октябре 2017 г., Воронежскую ТЭЦ-1 — в апреле 2018 г., Курскую ТЭЦ-1 — в июле 2018 г.), следует из письма директора по энергорынкам "Квадры" Валерия Солдатова к председателю наблюдательного совета "Совета рынка" Юрию Удальцову (копия есть у "Ведомостей"). Во втором варианте компания предлагает отказаться от строительства ТЭЦ-1 в Курске и тем самым снизить расходы потребителей; взамен, ждет "Квадра", ей простят все штрафы. Потребители предложили "Квадре" отказаться еще и от обязательств по ДПМ в Воронеже, добавляет один из собеседников, к чему компания пока не готова.

Но по-прежнему обсуждается и базовый вариант, по которому "Квадра" заплатит все накопившиеся штрафы и продолжит оплачивать новые до тех пор, пока не введет все объекты, говорят собеседники "Ведомостей".

Проблема усугубляется тем, что штрафы за срыв сроков строительства Дягилевской и Алексинской ТЭЦ начисляются уже больше года, а в таких случаях Федеральная антимонопольная служба (ФАС) назначает всем электростанциям компании-штрафника спецтариф, сказал представитель "Совета рынка".

Просрочка поставки мощности по ДПМ на Дягилевской и Алексинской ТЭЦ уже превысила год, говорится и в письме директора Сообщества потребителей энергии Василия Киселева руководителю ФАС Игорю Артемьеву (копия есть у "Ведомостей"). Основания для перевода всех электростанций "Квадры" на регулируемые цены наступили еще в декабре 2015 г., но ФАС до сих пор не установила такой тариф для "Квадры" — компания продолжает получать плату по рыночной цене, возмущен автор письма. Это грозит потребителям энергии необоснованными расходами, волнуется он.

Скорее всего ФАС уже взялась считать спецтариф для "Квадры" — он может оказаться ниже цены, сложившейся на конкурентном отборе мощности, и на него должны будут перейти все станции энергокомпании, предполагает один из участников заседания в "Совете рынка". А разрешение оплачивать штраф с отсрочкой может быть оспорено — поэтому, думает собеседник "Ведомостей", "Квадра" и попросила "Совет рынка" собрать совещание.

Представитель ФАС на запрос "Ведомостей" не ответил.

Позиция Минэкономразвития неизменная: обязательства необходимо выполнять, иначе выплачивается штраф, — это основа ДПМ, говорит представитель ведомства. Он советует "Квадре" просчитать оба варианта и выбрать оптимальный. Представитель Минэнерго не смог оперативно ответить на запрос.

Достройка объектов по ДПМ может затянуться еще сильнее, отмечает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова: на генерирующие компании давит как экономическая конъюнктура, так и необходимость выплачивать штрафы.

"Квадра" и без штрафов в очень тяжелом состоянии, говорит собеседник в компании: ей не на что даже обслуживать электростанции, а штрафы погубят ее окончательно. Президент "Онэксима" Михаил Прохоров (контролирует "Квадру") давно пытается продать компанию, но пока безуспешно. На прошлой неделе "Квадра" продала очередную электростанцию — Щекинскую ГРЭС в Тульской области. А недавно стало известно, что на пост председателя совета директоров компании приглашен бывший гендиректор "Русгидро" Евгений Дод. В скором времени компанию может покинуть ее гендиректор Владлен Александрович, говорит источник в "Онэксиме". Представитель "Квадры" отказался от комментариев.

Иван Песчинский

<< Февраль, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ