media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

05.03.2014

Это позволит сократить затраты на разведочное бурение на шельфе. Минэкономразвития — против инициативы нефтяников, Минприроды — за.

"Известия"

"Роснефть" предлагает предоставить иностранным компаниям статус субъекта топливно-энергетического комплекса (ТЭК) путем корректировки законодательства "О континентальном шельфе". Этот статус позволяет владеть лицензиями на эксплуатацию опасных объектов. К ним относятся буровые установки, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), электростанции, месторождения и ряд других. Минэкономразвития выступает против этой инициативы, мотивируя это необходимостью регистрации иностранных структур ТЭКа по российскому законодательству. Минприроды поддерживает позицию "Роснефти".

Как сообщил в своем докладе "Об устранении административных барьеров" (копия есть у "Известий") на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича глава Минприроды Сергей Донской, "Роснефть" внесла в профильные ведомства предложение о возможности для иностранных лиц быть субъектами ТЭКа и иметь соответствующие объекты в пользовании.

— Это предложение не поддерживается Минэкономразвития России. По мнению наших коллег, соответствующий запрет включен в целях обеспечения контроля и надзора за использованием объектов, отнесенных к высокой категории опасности, — сказал министр.

Сейчас иностранные компании, работающие в области разведки и добычи нефти и газа, обязаны регистрировать в России свои дочерние предприятия. Технические параметры соблюдения промышленной безопасности на опасных объектах проверяет Ростехнадзор.

Как сообщили "Известиям" в пресс-службе "Роснефти", компания предлагает предоставить иностранным буровым подрядчикам возможность оформления лицензий на эксплуатацию опасных производственных объектов через свои филиалы и представительства в России.

— Это абсолютно логично в условиях, когда современные буровые подрядчики — это международные компании, а реализация предложений "Роснефти" позволит увеличить налоговые поступления в российскую казну, — считают в компании.

Источник "Известий" в "Роснефти" дал понять, что необходимо привести в соответствие с последней редакцией 187 ФЗ (от 30.09.2013) "О континентальном шельфе" админрегламент Ростехнадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденный приказом Ростехнадзора от 12.12.2012 № 714, а также статью 13 федерального закона № 99 "О лицензировании". В результате ряд буровых подрядчиков "Роснефти", которые сегодня еще не имеют своих российских представительств и дочерних структур, смогут оперативно приступить на подрядной основе к разведочному бурению в Карском море (намечены на август 2014 года. — "Известия"). Это поможет сократить бюрократические процедуры и снизит цену услуг на данные виды работ для "Роснефти" по сравнению с той же линейкой предложений у ведущих буровых компаний, которые уже зарегистрированы в России.

Официальный представитель Минэкономразвития сообщил, что позиция ведомства со стороны Минприроды истолкована неправильно.

— Мы не выступаем категорически против предлагаемой инициативы предоставить иностранным компаниям статус объектов ТЭКа. Мы говорим о том, что действующим законодательством уже предусмотрен подобный механизм и целесообразность разработки дополнительных норм неочевидна, — подчеркивают в министерстве.

К примеру, объекты, расположенные на континентальном шельфе, с учетом специфики работ могут относиться к высокой категории опасности (возникновение чрезвычайных ситуаций и др.). В связи с этим в целях контроля и надзора за использованием таких объектов юридические лица, в том числе иностранные, которые владеют соответствующими объектами, обязаны зарегистрироваться на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Этот механизм предусмотрен Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и распространяется на все объекты как на шельфе, так и на суше.

По словам заместителя начальника управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора Валентина Козельского, решение о возможности внесения изменений, предложенных "Роснефтью", должно принимать правительство. В ведении Ростехнадзора лишь технические проверки промышленной безопасности особо опасных объектов ТЭКа.

Ведущий юрист компании Sameta Ксения Левина объясняет, что деятельность субъектов ТЭКа регулируется как  законодательством "О континентальном шельфе", так и законом "О безопасности объектов ТЭКа", согласно которому компании в ряде случаев обязаны отчитываться о своей работе не только Ростехнадзору, но и Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству внутренних дел и другим спецслужбам. Именно этим законом установлен запрет для иностранных юрлиц на владение объектами ТЭКа высокой категории опасности (к ним относятся, в частности, добывающие предприятия, нефтеперекачивающие и наливные насосные станции, НПЗ и пр.). Это связано с контролем антитеррористической безопасности. В случае если организация не является зарегистрированным в России лицом, такой контроль может быть затруднен.

Schlumberger Россия, а также российские представительства Shell и ExxonMobil от комментариев отказались.

Людмила Подобедова

 

 

Потребители энергии просят Минэнерго сохранить сроки выплат по ДПМ или привлечь к расчетам фонд национального благосостояния.

"Ведомости"

К генерирующим компаниям, которые возражают против изменения договоров о предоставлении мощности (ДПМ), присоединились крупные потребители. Письмо с возражениями вчера директор НП "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев направил министру энергетики Александру Новаку (копия есть у "Ведомостей"). Представитель Минэнерго на вопрос о получении письма не ответил.

Во время реформы "РАО ЕЭС России" ДПМ позволили привлечь в энергетику множество частных инвесторов, которые на выгодных условиях (возврат инвестиций за 10 лет с доходностью в 14%) начали строительство новых мощностей. Платить по договорам обязаны все потребители, кроме населения. Но в прошлом году Минэнерго начало обсуждать возможное изменение параметров ДПМ, чтобы обеспечить выплаты для некоторых энергоблоков (в этом году их впервые нужно рассчитывать с учетом цены долгосрочного конкурентного отбора мощности, который так и не был введен), а также сгладить резкий рост нагрузки на крупных потребителей в 2016-2023 гг. Для этого в январе Минэнерго предложило растянуть сроки выплат по договорам с 10 до 15 лет, пообещав инвесторам сохранить норму доходности.

Но продление сроков выплат до 15 лет при сохранении базовой доходности в 14% приведет к крайне негативным финансовым последствиям для потребителей электрической энергии, говорится в письме Киселева. Потребителям энергии придется заплатить 2,97 трлн руб. (расчет НП "Совет рынка"), таким образом они переплатят 323 млрд руб. При этом сглаживание цены электроэнергии в 2016 г. составит только 0,2%, а в 2017 г. — 0,9%, что граничит с уровнем математической погрешности. "Мы настаиваем на сохранении сроков выплат в течение 10 лет: лучше ужасный конец, чем ужас без конца", — сказал "Ведомостям" Киселев.

Чтобы сгладить резкий рост цен и в том числе удержать их в рамках прогноза социально-экономического развития в 2016-2018 гг., потребители предлагают рассмотреть возможность финансирования объектов ДПМ с привлечением средств фонда национального благосостояния (ФНБ). "Генераторы могли бы заключить с ФНБ договоры цессии, переуступив фонду право требования выплат с потребителей и сохранить расчеты между всеми сторонами в течение 10 лет", — рассказывает Киселев. А выплаты по ДПМ таким образом уйдут с рынка электроэнергии, перейдя в сектор расчетов с финансовым институтом, что позволит удержать рост цен на электроэнергию в рамках прогноза Минэкономразвития, добавляет он.

Представитель НП "Союз производителей энергии" (объединяет крупнейшие генерирующие компании) отказался от комментариев. Источник в одной из генерирующих компаний говорит, что схема с привлечением ФНБ уже обсуждалась на одном из совещаний в Минэнерго. "Мы относимся к этой идее сдержанно, так как сохранение 10-летнего срока выплат выгодно только ограниченному кругу крупнейших потребителей, которые могут привлечь кредиты и платить по ДПМ даже в пиковый период", — объясняет он. Для большей же части потребителей выгоднее будет заплатить большую сумму, но поэтапно и более мелкими суммами, резюмирует он. Представитель "КЭС-холдинга" (один из основных противников увеличения сроков выплат по ДПМ) сказал, что компания приветствует любые инициативы правительства, направленные на исполнение обязательств перед инвесторами.

Алина Фадеева

 

 

Украина вскоре лишится льготного режима оплаты за российский газ.

"Взгляд"

Гигантская скидка, данная Украине Газпромом в прошлом году, просуществует, судя по всему, еще не более месяца. И на это у Газпрома есть железные основания: вопреки договоренностям, Киев продолжает задерживать платежи за газ. А оплатить старые долги перед Газпромом Украина сможет, взяв у России новые.

Газпром принял решение с апреля не продлевать скидки на газ для Украины, заявил глава компании Алексей Миллер на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Причина в невыполнении достигнутых договоренностей в декабре 2013 года, когда Москва и Киев подписали дополнение к контракту от 2009 года по предоставлению беспрецедентной скидки на газ в 33%. Украина стала получать газ по 268,5 долларов за тысячу кубометров вместо 400 долларов по контрактной формуле цены. При этом дополнением предусмотрен ежеквартальный пересмотр цены на газ. Главное условие скидки — безусловное погашение задолженностей текущих поставок, говорит Миллер. Однако эти условия не выполняются.

По словам главы Газпрома, из общей задолженности за поставленный газ за 2013 год Украина погасила лишь 1,3 млрд долларов — "чуть менее 50%" всей суммы долга. На данный момент общая сумма задолженности Украины за российский газ составляет 1,529 млрд долларов, уточнил Миллер. И сюда входит задолженность еще за прошлый год, которая так и не погашена.

"Плюс накапливаются долги и за текущие поставки: не оплачены поставки газа Газпрому за январь, а вчера украинские партнеры проинформировали, что не смогут оплатить в полном объеме поставки газа и за февраль", — отметил Миллер.

Медведев полностью поддержал решение Газпрома, который, по его словам, должен настаивать на полном погашении долгов со стороны украинского контрагента. "И второе: решения по отмене льготных форм поставок, которые вы принимаете, в этих условиях выглядят абсолютно правомерными, — подчеркнул глава правительства.

"Тот, кто не платит за поставленные товары, должен понимать, что на него лягут все неблагоприятные последствия, в том числе и связанные с отменой ранее достигнутых договоренностей по льготным формам поставок", — сказал Медведев.

Чистый бизнес

В свою очередь президент Путин заверил, что отказ от продления скидок со стороны Газпрома — это "чисто коммерческая составляющая". "Это не связано ни с событиями на Украине, ни с политикой никакой", — подчеркнул президент.

По его словам, Украина так и не начала гасить долги за газ даже после того, как Газпром ввел скидку, а правительство оплатило первый транш украинских облигаций. Если украинские партнеры не заплатят и за поставки газа в феврале, то долг перед Газпромом возрастет почти до 2 млрд долларов. А это может повлечь сокращение инвестпрограммы Газпрома, подчеркнул Путин.

За первый квартал Украина и так сэкономила на российском газе как минимум 1 млрд долларов. "Точные данные об объемах импорта российского газа Украины есть только по январю — 2,47 млрд кубометров, что на 0,8% ниже уровня прошлого года. В целом за первый квартал можно ожидать объем импорта на уровне 6,7-7 млрд кубометров газа", — говорит газете ВЗГЛЯД старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.

Таким образом, за первый квартал Украина должна будет заплатить за российский газ около 1,9 млрд долларов с учетом скидки, сэкономив на этом порядка 1 млрд долларов. В эту же сумму оцениваются и потери Газпрома от снижения цены. Это довольно существенные потери для компании, отмечает эксперт.

Накануне минэнерго Украины попыталось убедить Газпром, что намерено выплатить 400 млн долларов. Это должна быть оплата как раз за поставки газа в феврале. Однако пока оплата за февраль прошла только на словах. При этом министр энергетики Юрий Продан пожаловался, что весь долг не получится оплатить "такими резкими темпами".

При этом во вторник Евросоюз пообещал помочь Украине выплатить около 2 млрд долларов задолженности, которую она имеет перед Газпромом. Об этом заявил комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Оттингер.

Юридически все корректно

"Согласитесь, что довольно глупо давать скидку на газ власти, которая занимает откровенно антироссийскую позицию и чуть ли не к войне готовится с Россией", — говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Но при этом Газпром, по его словам, поступил юридически абсолютно корректно. "Если бы Газпром разорвал соглашение или заставил платить в десять раз дороже, тогда это была бы другая история. Но здесь мы имеем дело с контрактом от января 2009 года, который подписан до конца 2020 года", — говорит Симонов.

Когда Януковичу предоставлялась скидка, то было четко сказано, что это не означает изменения контракта, что эта скидка будет проверяться ежеквартально с точки зрения выполнения Украиной ряда условий. "Условие номер один — погашение долгов. Долги погашены? Нет. В чем вопрос тогда? Мы же предупреждали. Долг на 1,5 млрд висит по-прежнему. Украина пыжится, пыжится, говорит, что вроде платит, но пока оплаты нет. И сильно сомневаюсь, что до конца марта она будет", — считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

"Причем контракт от 2009 года подписан с участием Юлии Владимировны Тимошенко, кандидата в президенты Украины. Рада ее выпустила из тюрьмы, значит, измены в этом контракте нет. Значит, новая власть подтвердила легитимность контракта от 19 января 2009 года. Вот по нему мы и живем", — заключает Константин Симонов.

Россия поможет оплатить свой газ

Несмотря на все это, Газпром предложил, а глава правительства Дмитрий Медведев поддержал идею проработать вопрос выделения Украине кредита для погашения газового долга. "Для Газпрома самым простым и эффективным вариантом был бы вариант предоставления Украине кредита в объеме 2-3 млрд долларов на погашение задолженности за прошлый год и для оплаты текущих поставок газа", — заявил Миллер.

"Это — возможный способ решения данной задачи, — ответил глава правительства. — Я дам поручение Минфину взвесить все возможности, текущие сложности, все противопоказания, естественно, связанные с низким кредитным рейтингом Украины в настоящий момент и другими аспектами российско-украинского сотрудничества". "Не секрет, что те 50%, которые они оплатили, были оплачены за счет того, что мы им предоставили суверенный кредит", — добавил премьер-министр.

В данном случае речь не идет о том, что Россия собирается снова купить украинские долги. Кредит предлагается предоставить именно Нафтогазу. "Схемы могут быть разные. Но скорее всего, речь о банковском кредите Нафтогазу от российского банка — это может быть Газпромбанк, Сбербанк или другой банк. Но это не выкуп облигаций", — согласен Константин Симонов.

При этом Сергей Агибалов считает, что "Газпромбанк сейчас не испытывает восторга от идеи кредитования Нафтогаза, к тому же украинские власти, легитимность которых РФ не признает, уже думают о его приватизации". "Поэтому, наверное, для Газпрома было бы более предпочтительно, если бы кредит был со стороны Минфина или, например, Антикризисного фонда ЕврАзЭС", — считает нефтегазовый эксперт.

Во вторник Владимир Путин подтвердил, что Россия готова рассмотреть выдачу дальнейших траншей кредита на 15 млрд долларов Украине (3 млрд долларов уже выданы в конце 2013 года). Однако западные партнеры просят этого не делать, а предоставить помощь в рамках МВФ, чтобы правительство Украины провело необходимые реформы для оздоровления экономики, отметил Путин. Но, по его словам, "так как Нафтогаз не платит за газ, то рассматриваются разные варианты".

Между тем Симонов не согласен с возможным решением предоставить Нафтогазу кредит. "Я не совсем понимаю, зачем нам кредитовать украинского контрагента. Получается абсурдная схема — мы будем давать кредиты, и из наших же денег нам будут возвращать долги", — возмущается Симонов.

Надо сказать, что ранее тот же Газпромбанк и Сбербанк уже не раз кредитовали Нафтогаз, чтобы тот мог расплатиться за российский газ. При этом с оплатой этих кредитов постоянно возникали проблемы. Например, в 2012 году Нафтогаз получил 2 млрд долларов в кредит от Газпромбанка под 8,5%. Кредит должен был быть погашен до 24 июня 2013 года, однако этого не случилось. Украина попросила Газпромбанк продлить срок использования кредитных средств в связи со сложным финансовым положением Нафтогаза. В октябре прошлого года российский банк пошел на пролонгацию кредита под госгарантии.

"Раньше мы действительно давали кредиты через Газпромбанк и другие банки, помогали. Но тогда был другой подход. Раньше Украина приходила и говорила: "Ребята, простите, нет денег, поверьте, вот карманы выворачиваем, помогите, пожалуйста". А сейчас есть власть, которая посылает чуть ли не на три буквы, и зачем ей давать кредиты? Это их проблемы. Не понимаю, почему мы должны проявлять гуманизм по отношению к новому украинскому руководству, которое занимает по отношению к нам истеричную позицию", — считает Константин Симонов.

В любом случае банки — это коммерческие структуры, и они предоставляют кредиты на рыночных условиях, закладывая все риски заемщика. А для Украины, которая находится в преддефолтном состоянии, и для ее контрагентов деньги сейчас существенно подорожали. По крайней мере нерыночные 5% можно смело отметать. Под такие проценты Россия выкупила ранее еврооблигации Украины.

Ольга Самофалова

<< Март, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ