conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

05.06.2014

Владимир Путин поручил правительству докапитализировать газовую монополию.

"РБК daily"

Государство может поучаствовать в строительстве газопровода в Китай, первая очередь которого оценивается в 25 млрд долл. Президент Владимир Путин поручил проработать вопрос о докапитализации "Газпрома" для создания дополнительной инфраструктуры на Дальнем Востоке. Вчера чиновники финансово-экономического блока правительства не могли сказать, как именно пройдет докапитализация и откуда деньги.

В конце мая "Газпром" подписал с CNPC 30-летний контракт на поставку газа в Китай на 400 млрд долл. Тогда Путин заявил, что для выполнения этого контракта потребуются суммарные инвестиции в инфраструктуру более 70 млрд долл. А предправления "Газпрома" Алексей Миллер уточнял, что объем российских инвестиций составит 55 млрд долл.

Средства требуются для освоения Чаяндинского и Ковыктинского месторождений в Восточной Сибири, газ которых будет поставляться в Китай, а также для строительства газопровода "Сила Сибири". Его протяженность составит 3,2 тыс. км, он пройдет от Якутии до Владивостока с отводом на Китай в районе Благовещенска.

"Думаю, что "Газпром" возражать против этого не будет, но правительство и Минфин должны подумать о докапитализации "Газпрома" на объем стоимости строительства новой инфраструктуры. Здесь есть разные возможности. В том числе привлечение ресурсов наших партнеров по данным проектам. Мы договорились о получении предоплаты, аванса (китайская CNPC может предоставить аванс на сумму до 25 млрд долл. — РБК). Но можно пойти и по пути докапитализации", — сказал Путин (цитата по Интерфаксу).
Средства можно найти в золотовалютных резервах, предположил президент: "В какой-то мере бесконечное наращивание золотовалютных резервов несет в себе определенные риски. Но, во всяком случае, об этом можно подумать. Имея в виду, что контракт, о котором мы говорим, является долгосрочным и уже точно абсолютно окупаемым".

Высокопоставленный чиновник Минфина утверждает, что до совещания в Астрахани не слышал, чтобы вопрос о докапитализации "Газпрома" обсуждался. Также говорит и источник в Росимуществе. "Ситуация экстраординарная", — заявили несколько чиновников Белого дома по поводу того, каким именно способом "Газпром" может получить средства.

Проектное участие

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков пояснил РБК, что под докапитализацией не подразумевается допэмиссия "Газпрома": "Речь не идет о вливании в уставный капитал, речь идет о проектном участии. Государство может оплатить проекты. Сформулировано поручение правительству это проработать".

"Вряд ли это будет выпуск облигаций и привлечение под них средств ВЭБа, поскольку это уже нельзя будет считать докапитализацией", — размышляет высокопоставленный источник в Минэкономразвития. Скорее всего, о выпуске облигаций речи не идет, поскольку это будет означать увеличение долга, а не увеличение капитала, соглашается с ним собеседник РБК в Минфине.

Тезис Путина об окупаемости восточного проекта позволяет предположить, что финансирование пойдет по линии Фонда национального благосостояния. Его средства вкладываются на возвратной основе.

Возможно, президент имел в виду, что правительство может докапитализировать "Газпром" за счет средств ФНБ (составляют 3,033 трлн руб.), потому что государственные сбережения учитываются в составе ЗВР, предполагает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

"Правительство не может распоряжаться золотовалютными резервами Банка России, остается только та часть резервов, к которым относятся Резервный фонд и ФНБ. Скорее всего, президент говорил об этом", — считает главный экономист ING Russia по России и СНГ Дмитрий Полевой. По его словам, пока все предложения о том, чтобы что-то профинансировать, связывались с ФНБ, потому что возможности его использовать четко прорисованы. Но "Газпром" заявок на эти деньги не подавал.

"Роснефть" в трубе "Газпрома"

Первая очередь "Силы Сибири" оценивается в 25 млрд долл., напоминает аналитик UBS Максим Мошков. Если речь идет о финансировании строительства инфраструктуры, то, скорее всего, ей смогут пользоваться и независимые производители газа, добавляет он.

На вчерашнем заседании Сечин впервые публично выступил за либерализацию экспорта трубопроводного газа, монополия на который принадлежит "Газпрому". "Мы просим рассмотреть возможность предоставить независимым производителям право экспорта газа с новых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке", — сказал он. "Это вопрос, конечно, дискуссионный, но такая мера будет являться дополнительным стимулом развития всего региона", — отметил он.

В конце прошлого года "Роснефть" и НОВАТЭК получили право на экспорт сжиженного природного газа наряду с "Газпромом". Но на главное преимущество "Газпрома" — экспорт трубопроводного газа — "Роснефть" ранее не посягала, Сечин говорил, что компания заинтересована в развитии на внутреннем рынке газа. Представители "Газпрома" и НОВАТЭКа не комментируют это предложение.

"Присутствие независимых производителей уменьшит риски, поскольку газ в Китай планируется поставлять с новых месторождений, которые еще не освоены", — отмечает партнер Greenwich Capital Лев Сныков. Но участие государства в проекте даст правительству больше оснований в будущем увеличивать налоги для "Газпрома", считает он.

Тимофей Дзядко, Яна Милюкова, Елена Малышева

 

 

Генподрядчиком одной из строек "Русгидро" на Дальнем Востоке — ТЭЦ в городе Советская Гавань — может стать "Глобалэлектросервис" группы "Сумма" Зиявудина Магомедова.

"Ведомости"

Один из основных подрядчиков ФСК — "Глобалэлектросервис" может получить крупный подряд "Русгидро" на Дальнем Востоке, следует из протокола заседания закупочной комиссии, размещенного на сайте госзакупок. Компания предложила выполнить работы генподрядчика под ключ на ТЭЦ в городе Советская Гавань за 13,9 млрд руб., ее единственный конкурент — группа Е4 — подала заявку стоимостью 14,5 млрд руб. (максимальная цена была 14,97 млрд руб.). А по пункту "итоговая неценовая предпочтительность" обе компании получили 3 балла. Конкурс одноэтапный, переторжку решено не проводить, указано в протоколе. Два источника, близких к участникам тендера, говорят, что победителем с высокой долей вероятности будет "Глобалэлектросервис". Представитель "Русгидро" отмечает, что структура "Суммы" сделала лучшее ценовое предложение, но подчеркивает: итоги будут подведены 6 июня. Представитель "Глобалэлектросервиса" комментировать возможную победу не стал. "Мы, так же как и “Глобалэлектросервис”, ждем решения конкурсной комиссии", — сказал представитель Е4.
"Если два конкурсанта набрали одинаковое количество квалификационных баллов, конкурсная комиссия с вероятностью 90% сделает выбор в пользу того, кто предложил более низкую цену", — говорит адвокат "Юков и партнеры" Марк Каретин. Но могут быть и исключения: например, если баллы не учитывают какие-то компетенции участников и оцениваются отдельно, добавляет он.

ТЭЦ в Советской Гавани — один из четырех приоритетных проектов "Русгидро" на Дальнем Востоке. "Глобалэлектросервис" уже участвовал в двух дальневосточных конкурсах. Компания подала самую дешевую заявку на конкурсе по Благовещенской ТЭЦ стоимостью 6,5 млрд руб. ("Силовые машины" победили с заявкой в 7,3 млрд руб.), но не была допущена ко второму этапу. "Глобалэлектросервис" не представил информацию об опыте строительства двух энергообъектов стоимостью от 3,5 млрд руб. каждый, чего требовали условия конкурса, объяснил представитель "Русгидро". На конкурс по Якутской ГРЭС через месяц подрядчика пустили: к этому времени он ввел несколько объектов, в том числе ВЛ 500 КВ Курган — Ишим за 7,9 млрд руб., объясняют представители "Русгидро" и "Глобалэлектросервиса". Но в ходе переторжки структуру "Суммы" обошла "ТЭК Мосэнерго".

На конкурс по ТЭЦ в Советской Гавани "Русгидро" смягчила требования к участникам: теперь они должны были обладать опытом строительства только одного крупного генерирующего объекта стоимостью от 3,5 млрд руб. "Решение принято в связи с существенным сокращением количества потенциальных контрагентов, способных качественно и в срок выполнить масштабную задачу по строительству новой станции в городе Советская Гавань", — объяснил представитель.

До сих пор "Глобалэлектросервис" оставалась крупным подрядчиком ФСК (за 2012 г. заключено пять новых контрактов на 14,5 млрд руб., данных на 2013 г. нет). Но после замораживания тарифов сетевая компания сократила инвестпрограмму в 2014-2017 гг. на 24% до 471 млрд руб. Снизится и маржа подрядчиков: за меньшие деньги компания собирается построить 99 и 94% запланированных ЛЭП и подстанций.

Алина Фадеева

Владимир Путин призвал развивать импортозамещение в ТЭК.

"Российская газета"

На заседании Комиссии при президенте по ТЭК глава государства поручил правительству подготовить план мероприятий по локализации производства на базе инвестпрограмм компаний отрасли. Владимир Путин также призвал обратить внимание на Восточную Сибирь и Дальний Восток и обеспечить выход на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Также нужно подумать о докапитализации "Газпрома".

Хотя "импортозамещение — это не панацея от всех проблем", оно позволит обеспечить надежность многих проектов, убежден президент. Но полностью отказываться от импортных поставок Россия не будет. "Важно, чтобы на корпоративном уровне исполнение контрактов было гарантировано в долгосрочном периоде", — пояснил Путин, обещав поддержку локализации. "Надо активнее создавать условия для производства лучших образцов техники и оборудования мирового уровня на нашей территории, в том числе за счет налогового стимулирования и других мер поддержки", — заявил он.

Глава государства также призвал расширять ресурсную базу нефте- и газодобычи в Сибири и на Дальнем Востоке. "Мы давно проводим работу по диверсификации маршрутов поставок энергоресурсов и добились здесь заметных результатов. Яркое свидетельство тому — договоренности, достигнутые в ходе недавних российско-китайских переговоров, — проиллюстрировал он. — Таким образом, наша приоритетная задача — обеспечить соответствующей инфраструктурой стратегический выход ТЭКа в восточном направлении, обеспечивающем экспорт страны в АТР".

"Где у нас "Газпром"? — Путин не сразу нашел в зале, переполненном чиновниками и бизнесменами, представителя компании (ее глава Алексей Миллер вел переговоры с "Нафтогазом" в Берлине). Помог найти нужного топ-менеджера глава "Роснефти" Игорь Сечин.

"Правительство и минфин должны будут подумать над возможностью докапитализации "Газпрома" на объем стоимости строительства новой инфраструктуры", — объявил президент. "Мы договорились и о получении предоплаты, аванса. Но можно пойти и по пути докапитализации, тем более что в современном мире это бесконечное наращивание золотовалютных резервов тоже несет в себе определенные риски", — заметил он. "Подобная практика позволила бы нам закрепиться в качестве надежных, перспективных поставщиков энергоресурсов на самых емких и быстрорастущих рынках мира", — полагает Путин.

Президент затронул и еще одну тему — принципы ценообразования на внутреннем рынке газа. "Цена газа влияет и на условия работы экономики в целом, и на конечную стоимость почти всех товаров и услуг", — напомнил он. Россия входит в число лидеров по производству этого вида топлива. "Огромные запасы газа — наше очевидное достояние и конкурентное преимущество", — подчеркнул Путин.

"Принципиально важно, чтобы ценообразование на газ было прозрачным, экономически обоснованным, исключающим ненужных посредников, а объемы гарантированно доступными для всех потребителей, включая граждан", — считает глава государства. Цена на газ должна стимулировать модернизацию отрасли.

Надо добиваться и снижения затрат при транспортировке и хранении. "Наши внутренние потребители, конечно, не должны субсидировать транспортировку газа на экспорт", — предупредил Путин. "Нужно вести дело к тому, чтобы на внутреннем рынке действовал единый газотранспортный тариф для всех пользователей единой системы газоснабжения, включая и саму группу собственника, то есть сам "Газпром", — поручил он. "Главный производитель не должен злоупотреблять своим монопольным положением на рынке транспорта", — предостерег президент.

"Не менее важно обеспечить гарантированный доступ к магистральным газопроводам по долгосрочным контрактам всех производителей", — считает Путин. "Газпром" требует от своих иностранных партнеров именно такой работы, но внутри страны далеко не всегда выстраивает работу на этих принципах со своими партнерами, внутри России", — попенял он.

"Предстоит продолжить работу по развитию биржевой торговли газом", — продолжил глава государства. При этом фьючерс должен быть обеспечен транспортом в приоритетном порядке. "В этой связи необходимо разработать концепцию развития внутреннего рынка газа, которая отражала бы все аспекты и факторы, влияющие на ценообразование как в текущей, так и в долгосрочной перспективах, в том числе учитывала процессы углубленной интеграции, договоренности с нашими партнерами по Евразийскому экономическому союзу", — поручил президент.

"Грамотная и долгосрочная газовая политика позволит нам создать новые стимулы для расширения использования газа на внутреннем рынке, продолжения газификации регионов", — убежден глава государства. Новый документ должен учитывать и развитие газотранспортной системы Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В связи с контрактом с КНР она будет расширяться, что потребует вложений. "Но результат, как мы с вами понимаем, того стоит, — сказал Путин. — Новые мощности не только заметно будут укреплять наши позиции на рынках стран АТР. Крайне важно, что они должны нам помочь газифицировать регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, должны придать мощный импульс развитию этих территорий".

Речь шла не только о газе. "Нужно, чтобы Дальневосточный центр судостроения стал генеральным заказчиком всей морской техники для шельфовых проектов с задачей постепенно довести долю локализации в строительстве судов до 70%", — также заявил президент. По его словам, дальневосточные проекты нужно включить в федеральные целевые программы. Глава государства также рассчитывает, что благодаря развитию НПЗ в регионе удастся решить проблему монопольных цен на бензин.

Совещание продлилось не один час, и глава государства не раз комментировал доклады. В частности, пресек критику главы ФАС Игоря Артемьева цен на газ. Чиновник заявил, что это "не имеет ничего общего с рыночным ценообразованием". "Вы так больше никогда не говорите", — поправил Путин. "У нас рыночное ценообразование", — подчеркнул он. С сомнением президент отнесся и к предложению главы минэнерго Александра Новака ввести налог на добавленный доход для топливно-энергетических компаний. По его мнению, там работают такие специалисты, что в итоге "финансовый результат" будет минимальный, а налогооблагаемая база — "ничтожна".

Свои предложения выдвинул и Сечин, в частности, попросил дать независимым производителям право экспортировать газ с новых месторождений Сибири и Дальнего Востока и выдавать лицензии на участки недр компаниям, контролируемым российскими резидентами.

Кира Латухина

 

 

Минфин и Минэнерго готовы провести налоговый маневр в нефтяной отрасли за четыре года, однако президент "Роснефти" Игорь Сечин категорически против изменений. Менять налоговую систему в отрасли все равно придется, предупреждают эксперты.

"Ведомости"

На вчерашней комиссии по ТЭКу при президенте обсуждали основные параметры налогового маневра в нефтяной отрасли — резкое снижение пошлин до уровня, близкого к Казахстану ($80), снижение акцизов и такое же резкое повышение НДПИ. Накануне Минэнерго и Мин­фин согласовали финальную версию маневра.

"Ведомости" ознакомились с параметрами маневра. Планируется, что он продлится четыре года, а не два, как изначально предлагал Минфин. Но нефтяников уже в следующем году ожидают сильные изменения налоговых параметров. В 2015 г. предельный коэффициент в формуле экспортной пошлины на нефть снизится с 59 до 42% (в действующем бюджете на 2014-2016 гг. в следующем году предусмотрено снижение лишь до 57%). К 2018 г. пошлина опустится до 30% — почти до уровня казахстанской (сейчас — $80, т. е. 28%). Это снизит бюджетные риски от создания Евразийского экономического союза (ЕЭС): у российских компаний не будет соблазна экспортировать нефть не через Россию, а через Белоруссию, которая может произвольно установить очень низкие пошлины.

Пошлины на светлые нефтепродукты к 2018 г. снизятся до 26%, в том числе на бензин. Сейчас на бензин действует заградительная пошлина — 90%. Она была введена, чтобы предотвратить дефицит на внутреннем рынке. Пошлина на мазут будет повышаться до 100%, но не резко, как предусмотрено действующим бюджетом, а к 2018 г.

НДПИ на нефть в 2015 г. вырастет до 775 руб. за 1 т (в 2014 г. — 493 руб.), а через четыре года достигнет 950 руб. Это не такое сильное повышение, как Минфин рассчитывал изначально. Но эффект для бюджета и при таком сценарии будет нулевым, выпадающих доходов не будет, поясняет чиновник финансово-экономического блока.

У компаний в первый год может снизиться маржа из-за возросших издержек: при снижении пошлины на нефть до уровня, близкого к казахстанскому, стоимость сырья для НПЗ вырастет примерно на $300 за 1 т и многие проекты станут нерентабельны, подсчитали в Московском нефтегазовом центре EY. Но в последующие годы компании компенсируют потери благодаря росту цены на бензин — по плану Минфина, они могут повыситься на 1-2 руб.

Минфин подготовил другие инструменты поддержки: низкие акцизы для производителей нефтепродуктов, в нефтехимии отрицательные акцизы и низкая цена на сырье.

Добывающий сегмент окажется в выигрыше от такого маневра, оценивает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов: средний проект без льгот при цене на нефть в $110 за баррель в ближайшие два года дополнительно получит примерно $0,7 на каждый баррель, в 2017-2018 гг. эта величина превысит $1 за баррель. При росте цен на нефть положительный эффект для добычи увеличивается, при снижении — уменьшается (из-за особенностей формулы расчета НДПИ и экспортной пошлины).

Перерабатывающий сегмент от маневра проиграет, хотя он и выгоднее для них, чем нынешний сценарий увеличения пошлин на мазут до 100% с 2015 г.: доходность снизится не так сильно, продолжает Борисов. При такой конфигурации маневра маржа условного НПЗ в Центральной России в ближайшие два года снизится с $9 до $4 за баррель, а к 2018 г. — до нуля, оценивает эксперт: "И только завершение модернизации заводов позволит восстановить уровень маржи".

Влияние на бюджет пока сложно оценить, считают аналитики. В ближайшие два года при текущих ценах на нефть оно будет нейтральным, а дальше все зависит от изменения товарных потоков, поясняет руководитель международной налоговой практики EY для нефтегазового сектора Алексей Кондрашов: "Надо учитывать изменения в структуре корзины нефтепродуктов — например, при росте выпуска светлых бюджетные поступления могут сократиться".

Однако даже согласованные параметры маневра не устроили президента "Роснефти" Игоря Сечина. "Эти предложения создают дестимулирующий эффект добычи и противоречат задачам по развитию Сибири и Дальнего Востока", — заявил он. Маневр ухудшит экономику новых крупных проектов, серьезные риски возникнут у "Роснефти" при реализации проекта Восточной нефтехимической компании, произойдет снижение инвестклимата в целом, предупредил он президента Владимира Путина.

Решение о маневре нужно принимать быстрее, ответил Сечину замминистра финансов Сергей Шаталов: изменения нужны, чтобы сохранить поступления в бюджет, гармонизировать пошлины внутри ЕЭС, а также защитить нефтяников от резкого роста пошлин на мазут.

Путин с Шаталовым согласился: правительство должно определиться с параметрами маневра в ближайшее время. Налоговый маневр неизбежен, его надо провести в ближайшее время, предупреждает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов: "В противном случае условия для экспорта российской нефти будут гораздо выгоднее в Белоруссии, и это обрушит поступления российских пошлин в бюджет".

Маргарита Папченкова

 

 

<< Июнь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ