media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

05.08.2015

Сечин предупредил Путина о дефиците топлива и попросил новых преференций.

"РБК daily"

Россию ждет дефицит бензина, если не предоставить нефтепереработчикам новые льготы. Об этом президент "Роснефти" Игорь Сечин предупредил Владимира Путина. Его предложения, скорей всего, будут рассмотрены в октябре.

Что просит Сечин

В письме Путину, направленном 15 июля (РБК ознакомился с его копией), Сечин сетует на губительные, по его мнению, для российской нефтепереработки последствия действующего с 1 января 2015 года налогового маневра и просит Путина поддержать отрасль новыми льготами. Президент "Роснефти" констатирует убыток или, по крайней мере, "резкое падение доходности" в первом квартале 2015 года по ряду НПЗ.

По словам топ-менеджера, если не ввести дополнительные льготы, Россия может столкнуться с дефицитом бензина на внутреннем рынке до 5 млн т в год к 2017 году при сохранении нынешнего уровня потребления. Привести к таким последствиям, как следует из письма Сечина, может полная остановка проектов модернизации НПЗ крупных нефтяных компаний либо их существенное затягивание.

В качестве мер компенсации негативных последствий налогового маневра для отрасли Игорь Сечин предлагает ввести несколько новых льгот. Речь идет о субсидировании процентной ставки по займам для инвестиций в проекты модернизации НПЗ для тех компаний, которые продолжают эти проекты. Крупнейшую из программ модернизации проводит "Роснефть", подчеркивает в письме Сечин. Также глава "Роснефти" просит отказаться от индексации для таких компаний железнодорожных тарифов, не уточняя, идет ли речь только о тарифах на перевозку нефтеналивных грузов.​

Отрасли также поможет введение налоговых каникул по экспортной пошлине на нефтепродукты в зависимости от глубины переработки (понижение ставки для продуктов с более высокой глубиной переработки), либо хотя бы дифференциация этих пошлин в зависимости от класса произведенного бензина, следует из письма Сечина. Он также предлагает выдавать новые лицензии на разработку месторождений нефти и газа под условие, что добытое сырье будет перерабатываться на российских заводах и затем поставляться на внутренний рынок.

Топ-менеджер также выступает за увеличение дифференциала между ставками акцизов на автомобильное топливо разных классов: он предлагает поэтапно снижать акциз на топливо евро-5 до 6600 руб. за тонну в 2016 году и до 4960 руб. за тонну с 2017 года (предложения комитета Госдумы по бюджету и налогам от начала июля — 7530 руб. за тонну на 2016 год и 5830 руб. на 2017 год. В 2015 году действует ставка 5530 за тонну).

Получат ли нефтяники льготы

Сечин просит рассмотреть все эти предложения на президентской комиссии по ТЭКу (топ-менеджер является ее ответственным секретарем), которая назначена на октябрь. На копии письма стоит написанная от руки резолюция "На октябрь" и подпись Владимира Путина. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отказался от комментариев.

"Мы считаем, что большой налоговый маневр ставит в крайне тяжелое положение нефтепереработку в целом по стране. Маржа переработки обнуляется и даже становится отрицательной. Если государство не хочет в корне менять налоговый маневр, но желает, чтобы программа модернизации НПЗ продолжалась, и не было сокращения производства бензина в стране, то мы предлагаем ему так или иначе поддержать отрасль", — сказал РБК пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев. Содержание письма и факт его отправки он комментировать отказался. Леонтьев добавил, что индексация тарифов — важный вопрос для "Роснефти" и она последовательно выступает за их разумные размеры.

По мнению источника РБК в Минфине, предложения Сечина не будут одобрены в фискальном ведомстве. "Никаких данных о негативных последствиях для переработки нефти вплоть до убытков и закрытия заводов мы не получали. В новых пакетах льгот смысла нет, так как последствия явно преувеличены", — считает чиновник.

Представитель РЖД отказался от комментариев. "Коллегам стоит не преференции у государства за счет других участников рынка просить, а работать над собственными издержками, в том числе в нефтепереработке", — порекомендовал источник в монополии.

Будет ли дефицит

О возможном снижении переработки нефти и выпуска бензина заговорили по итогам первого квартала 2015 года, когда нефтяники проработали в условиях налогового маневра первые три месяца. "При цене нефти $60 за баррель налоговая нагрузка [на нефтяные компании]  увеличивается лишь на $0,5 с барреля нефти. Структурными последствиями маневра стали снижение объема переработки нефти и производства мазута, а также увеличение экспорта сырой нефти", — такую оценку приводил "Оперативный мониторинг экономической ситуации в России" за апрель 2015 года, составленный экспертами РАНХиГС и Института Гайдара.

Весной о проблемах с переработкой из-за налогового маневра рассказывал источник РБК в "Башнефти": поскольку компания в большей степени поставляет бензин на внутренний рынок и вынуждена закупать часть нефти для переработки на своих заводах, она столкнулась с ростом внутренней цены на нефть и ростом НДПИ, которые не может компенсировать за счет снижения экспортной пошлины, как другие нефтяные компании.

Директор московского нефтегазового центра EY Денис Борисов считает просьбы нефтяников о поддержке обоснованными. "Особенности формульного исчисления экспортных пошлин в России приводят к тому, что, в отличие от европейских НПЗ, при снижении цены на нефть экономика российских заводов ухудшается, так как внутренние цены на сырье (нетбэк) снижаются в меньшей степени, чем мировая цена", — поясняет аналитик. По оценкам EY, это, наряду с "большим налоговым маневром", привело к тому, что маржа переработки в РФ для среднего завода сократилась в этом году примерно на $5-7 за баррель. "Рассмотрение вопроса об адресной корректировке параметров новой фискальной системы, особенно с учетом того, что в 2016-2017 годах условия работы в рамках "маневра" станут еще более жесткими, действительно необходимо для сбалансированного развития отрасли", — заключает Борисов.

Директор по развитию бизнеса агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов считает, что дефицит бензина в России в размере до 5 млн т в год с 2017 года возможен только при полной остановке модернизации всех заводов "Роснефти" или ее завершения не ранее 2018-2019 годов. Если власти примут во внимание кризис и падение цен на нефть и решат отсрочить на несколько лет запрет на оборот топлива класса Евро-4 в России, то бензина в стране хватит, считает Турукалов.

Людмила Подобедова, Анатолий Темкин

 

 

"Газпром" заканчивает формирование консорциума для расширения "Северного потока". К проекту уже присоединилась Wintershall, а вскоре в него может войти Engie.

"Ведомости"

Французская Engie (ранее GDF Suez) в ближайшее время может официально присоединиться к проекту "Северный поток — 2", сообщило Reuters со ссылкой на источники. О том, что Engie интересуется проектом, в середине июля говорил предправления "Газпрома" Алексей Миллер: "Engie готова вступить в переговоры по подготовке юридически обязывающих документов" (цитата по "Интерфаксу"). Обсуждение условий вхождения компании в проект продолжается, отметил другой источник Reuters. Представители Engie и "Газпрома" отказались от комментариев.

В июне "Газпром" подписал с Shell, E.On и OMV меморандум о строительстве двух новых ниток "Северного потока". Тогда гендиректор OMV Райнер Зеле говорил, что в проекте могут появиться еще один-два участника (его слова передавал "Интерфакс"). На прошлой неделе о вхождении в проект объявила германская Wintershall. Таким образом, с вхождением Engie консорциум может быть окончательно сформирован.

Миллер обещал, что проектная компания будет зарегистрирована до конца сентября. Иностранные партнеры получат в ней от 9 до 15%, может быть — до 15,5%, с пониманием того, что у "Газпрома" будет 51%, говорил он.

Wintershall, E.On и Engie являются акционерами двух действующих ниток "Северного потока". У первых двух по 15,5%, у французской компании — 9%. Еще одним акционером является нидерландская Gasunie (у нее тоже 9%). Ее участие в расширении газопровода также обсуждалось, но о результатах переговоров не сообщалось.

Предварительная стоимость "Северного потока — 2" — 9,9 млрд евро, говорил Миллер. Запустить обе нитки мощностью 55 млрд куб. м планируется до конца 2019 г. Для их строительства планируется привлечь проектное финансирование.

Сейчас Engie получает по "Северному потоку" 2,5 млрд куб. м. Всего "Газпром" в 2014 г. экспортировал во Францию 7,6 млрд куб. м. Большая часть газа идет транзитом через Украину. "Газпром" собирался после 2019 г. перенаправить украинский транзит по газопроводу "Турецкий поток". Но переговоры о его строительстве застопорились.

В то же время Франция в перспективе рассчитывает получать и иранский газ, хотя от российского не откажется, заявил недавно в интервью "Интерфаксу" посол Франции в Москве Жан-Морис Рипер: "Мы, конечно, продолжим покупать российский газ по "Северному потоку", возможно, по "Турецкому потоку", когда соглашение будет заключено, возможно, будет американский сланцевый газ".

"Европейские компании используют любовь "Газпрома" к строительству газопроводов для получения выгоды в других российских проектах, — говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — Подписав необязывающий меморандум о намерениях, европейцы могут, например, получить ценовые скидки и более мягкие условия в действующих контрактах с "Газпромом".

Галина Старинская

 

 

Власти планируют умерить аппетиты естественных монополий.

"Независимая газета"

Правительство РФ хочет изменить ситуацию, когда некоторые естественные монополии требуют от него определенных решений по тарифам и при этом не занимаются повышением собственной эффективности. Именно с такой целью в стране и создается новый мегарегулятор на базе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и присоединенной к ней Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Об этом вчера рассказал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он сообщил, что изменения грядут болезненные, но все же не революционные, и добавил: новый мегарегулятор по своей рыночной силе будет сопоставим с Центробанком.

В России появляется все больше мегарегуляторов. Вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов анонсировал создание на базе Роспатента мегарегулятора в сфере интеллектуальной собственности. Также Шувалов вчера рассказал, какие надежды возлагает правительство на еще один мегарегулятор, который будет создан на основе ФАС и присоединенной к ней ФСТ. О решении правительства упразднить ФСТ путем ее вливания в ФАС "НГ" писала ранее.
"У наших естественных монополий существует определенная привычка защищать свои инвестиционные расходы, просить у правительства все время новых решений по тарифам для того, чтобы обеспечивать расходы", — сказал вчера Шувалов. При этом, как передает слова Шувалова Интерфакс, не все естественные монополии заботятся о снижении издержек и повышении эффективности труда.

"Сложилась определенная система отношений, которую нам сейчас придется изменять. Это будет очень болезненно и тяжело. Но мы здесь не хотим допускать никаких революционных движений, уничтожать то, что было накоплено, и будем мягко как-то отстраивать новый институт", — пояснил первый вице-премьер.

Шувалов при этом добавил, что создаваемый внутри правительства новый мегарегулятор "по своей рыночной силе будет сравним с Центральным банком РФ". Он напомнил, что и в случае с ЦБ сначала возникали сомнения, стоит ли ему отдавать функции мегарегулятора: "Для нас это был сложный шаг, лет 20, наверное, спорили, нужно это делать или нет". Но практика показала, что решение о наделении Центробанка дополнительными функциями было правильным, говорит Шувалов.Так что и в случае мегарегулятора естественных монополий правительство тоже надеется на успех.

Опрошенные эксперты считают, что если создаваемый мегарегулятор действительно получит возможность влиять на естественные монополии, то можно ожидать серьезных изменений. Вопрос лишь в том, насколько далеко готовы пойти сами власти.
"Для создания мегарегулятора, который способен умерить аппетиты естественных монополий, нужна немалая политическая воля, и этот процесс можно только приветствовать и ожидать, что он будет доведен до конца", — говорит руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа.

"Если заявленные цели будут подкреплены функционалом регулятора и полностью поддержаны государством, то влияние новой структуры будет системообразующим", — продолжает аналитик компании "Солид Менеджмент" Сергей Звенигородский. Ключевое слово тут — "если". В идеале же, как говорит эксперт, "настройка экономики страны с помощью мегарегуляторов поможет сократить издержки и повысить эффективность всех экономических процессов".

"Реализация заложенных возможностей и рисков будет зависеть от четкости заявленных целей, задач и функций в законе о мегарегуляторе и последовательных действий при их осуществлении", — предупреждает замгендиректора компании "ФинЭкспертиза-Капитал" Эмилия Сибирева.

В то же время, по словам экспертов, повод для столь глобальных изменений действительно есть. "Влияние монополий уже переросло конструктивное начало и стало тормозом для развития экономики страны, — считает Сергей Звенигородский. — Монополии не всегда руководствуются экономическими соображениями и часто принимают решение об инвестициях в некоторые проекты по политическим мотивам. Если же появится мегарегулятор, то будут решаться вопросы внутренних издержек корпораций и их влияния на всю экономику".
Правда, как замечает эксперт, надежды участников рынка на то, что естественные монополии после появления мегарегулятора перестанут повышать тарифы, вряд ли оправдаются. "Тарифы будут расти и дальше, — говорит он. — Но в монополиях изменится подход к издержкам и эффективности бизнеса". Сами тарифы станут более обоснованными. Их предельный рост будет рассчитываться уже из реальных оценок бизнеса, поясняет Звенигородский.

Об этом же говорят и другие эксперты. "Создание единого регулятора — существенное изменение. Оно может привести к повышению эффективности естественных монополий, которые будут вынуждены следовать поставленным тарифам", — поясняет аналитик компании "Финам" Антон Сороко. Теоретически государству станет проще защищать установленные им тарифы, "а значит, не придется косвенно финансировать инвестиционную программу монополистов", добавляет он. Однако полной заморозки тарифов не произойдет. Как напоминает эксперт, ранее уже предпринимались такие попытки, и они оказывались неудачными: после того как тарифы размораживали, их сразу резко повышали — сильнее, чем было до заморозки.

Звенигородский уточняет, что в конечном счете роль мегарегулятора сводится не только к карательным функциям, но и к надзору, наладке системных ошибок и устранению белых пятен законодательства.

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) ранее уже оценил как плюсы, так и минусы появления в стране такого мегарегулятора.

"Основные риски несет… государство, так как наличие двух регуляторов (ФАС и ФСТ. — "НГ") с пересекающимися интересами позволяло при принятии решений иметь несколько аргументированных позиций, — поясняли в ИПЕМе. — Трудно ожидать такого же плюрализма мнений от единого мегарегулятора. При всей нынешней прогрессивности и открытости ФАС, новому регулятору с каждым годом будет все труднее избегать соблазна впадения в грех единственно верной точки зрения".    

Анастасия Башкатова

 

 

Пока надежды на лучшее заканчиваются в стране реализацией худших сценариев.

"Независимая газета"

И в Кремле, и во всех ведомствах, связанных с экономикой, пристально наблюдают за динамикой цен на нефть. Об этом ранее сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Но такие наблюдения, судя по всему, пока не приносят особой пользы. В очередной раз российские власти наступают на одни и те же грабли: не верят в ухудшение конъюнктуры, ждут от нефтяных цен спасения и затем неожиданно для себя получают углубление экономического кризиса в стране.

Стоит напомнить. Осенью 2014 года нефть марки Brent опустилась ниже 100 долл. за баррель. И у многих это вызвало опасения — у многих, но не у руководства страны.

В середине октября прошлого года, когда нефть торговалась уже ниже 90 долл. за баррель, президент Владимир Путин сказал, что скоро цены скорректируются, потому что никто из участников рынка не заинтересован в удержании низкой цены. Под низкой ценой тогда понимались 80 долл. за баррель. "Если мировые цены будут держаться на уровне 80 долл., то все производство рухнет", — говорил президент.

Одновременно с этим Центробанк тогда разрабатывал несколько сценариев для экономики РФ. Сценарии учитывали три варианта стоимости нефти в 2015 году: 105, 95 и 84 долл. за баррель. Отдельно был также разработан стрессовый сценарий, вероятность реализации которого в Центробанке назвали низкой. По этому невероятному сценарию нефть в 2015-м опускается до 60 долл. за баррель, что приводит к экономическому спаду по итогам года на 3,5-4%.

Теперь взгляд российских властей кардинально поменялся. Центробанк весной придумал новый шоковый вариант — уже для 40 долл. за баррель нефти. При этом цена 60 долл. за баррель воспринимается как вполне обычное явление — такую стоимость закладывают в бюджет на 2016 год. И Центробанк сообщает, что растет вероятность продолжительного сохранения нефтяных цен не выше 60 долл. за баррель.

Падение нефтяных котировок, однако, не остановилось. Судя по биржевым сводкам, почти весь июль нефть марки Brent торговалась ниже 60 долл. за баррель. И мы опять слышим от российских властей примерно те же успокоительные заявления, что и раньше.
Дмитрий Песков признает: существуют разные прогнозы по дальнейшей динамике нефтяных цен — от апокалипсических до оптимистичных. Однако, по его словам, "никто не делает каких-то скоропалительных выводов понедельно или помесячно, потому что мы все видим, что динамика достаточно неустойчивая и временами разнонаправленная". Чтобы о чем-то судить, нужно рассматривать более длительную перспективу — хотя бы квартальную, уточняет он.

Глава Минэнерго Александр Новак на прошлой неделе сказал, что диапазон колебаний от 50 до 65 долл. за баррель — "это нормальный ожидаемый процесс, никаких суперотклонений мы не видим". Министру, похоже, стоило бы назвать более широкий диапазон колебаний, чтобы вселить в общественность побольше оптимизма. Потому что теперь в отдельные моменты нефть опускается уже ниже названных им значений. В понедельник впервые с середины января 2015 года Brent упала ниже 50 долл. за баррель. Вчера на дневных торгах нефть все же попыталась отыграть свое падение и вернулась на отметку чуть выше 50 долл. за баррель.

Конечно, прогнозировать нефтяные цены — это, как не раз подчеркивали отраслевые эксперты, дело неблагодарное: всегда есть опасность, что какой-то фактор не будет учтен и что именно он сыграет ключевую роль, опровергнув все прогнозы. Однако можно попытаться хотя бы учесть те негативные тенденции, которые уже происходят на рынке, и перестать надеяться на чудесное нефтяное спасение. Потому что когда в основе экономической политики лежат надежды на чудо — такая политика становится абсолютно не адекватной реальному положению дел.

<< Август, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ