conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

05.09.2014

"Южный поток" может получить исключение из Третьего энергопакета ЕС, как его конкурент TAP.

"Ведомости"

Европейская комиссия (ЕК) готова предоставить "Южному потоку" исключение из норм Третьего энергопакета по аналогии с проектом газопровода TAP, по которому Европа планирует получать газ из Азербайджана через Турцию, сообщил ИТАР-ТАСС.
Третий энергопакет требует от владельцев трубопроводов в Европе предоставлять их мощности третьим поставщикам, что "Газпром" в случае с "Южным потоком" не устраивает. Он хочет поставлять по нему только свой газ. Третий пакет также предусматривает возможность запрета на владение трубопроводами компаниям, которые используют их для транспортировки своего сырья.
TAP в 2011 г. обратился за исключением из этих правил, и в мае 2013 г. получил согласие ЕК на это. Ему на 25 лет предоставлено право не предоставлять трубу третьим компаниям и не менять структуру собственности. TAP и "Южный поток" проходят по территории ЕС и стран Договора об энергетическом сообществе, поэтому для обоих проектов возможны одинаковые исключения, сказал представитель ЕК. Но эта возможность предусмотрена газовой директивой Третьего энергопакета — TAP получил исключение на этом основании.

В нем говорится, что газопровод может получить исключение, если его строительство увеличит конкуренцию и безопасность поставок газа, если без изъятия инвестиции невозможны, а сам трубопровод не нанесет вред рынку, его регулированию и проч. Правда, эти критерии не применяются автоматически. Каждое исключение анализируется отдельно, говорит представитель ЕК. Но чтобы это произошло, компания, владеющая трубопроводом, должна подать соответствующую заявку. А от "Газпрома" она не поступала. Представитель концерна не ответил на запрос.

В Европе "Южный поток" должен пройти через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению. Россия исходила из того, что регулирование газопровода в этих странах станет происходить на основании межправительственных соглашений, подписанных еще до вступления в силу Третьего энергопакета, сообщил представитель Минэнерго. Но ЕК настаивает, чтобы эти страны исходили прежде всего из норм пакета. Россия же еще год назад предложила ЕК подписать соглашение о регулировании трансграничной инфраструктуры, в том числе "Южного потока". "Должны быть новые правовые нормы, не российские и не европейские, а наднациональные", — говорил в конце августа министр энергетики Александр Новак.
ЕК отказалась, говорит представитель министерства. В январе была создана специальная рабочая группа, чтобы найти решение, у нее было три заседания, но с апреля работа приостановлена по инициативе ЕК, сказал он. Представитель ЕК это не комментирует.
После начала украинского кризиса ЕК отказалась обсуждать статус "Южного потока". По ее требованию строительство газопровода на своей территории уже остановила Болгария, где недавно сменилось правительство. Хотя прежнее успело выдать разрешение на стройку. ЕК также отложила решение о предоставлении "Газпрому" всех мощностей газопровода Opal, который является продолжением "Северного потока" в Германии. Из-за требования резервировать мощности для сторонних поставщиков "Газпром" может использовать Opal только наполовину.
29 августа Новак, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер и предправления "Газпрома" Алексей Миллер встречались в Москве, чтобы обсудить возобновление трехсторонних переговоров по газу с Украиной. Накануне Новак сообщил, что с Эттингером будет обсуждаться и Opal с "Южным потоком". Источники "Ведомостей", готовившие эти переговоры, говорили, что "Газпром" увяжет переговоры о статусе труб с ценой газа для Украины, от чего зависит транзит газа в Европу зимой. После встречи Эттингер заявил, что ЕК может вынести решение по Opal 15 сентября, но "Южный поток" на этих переговорах вообще не обсуждался. Но это не так, варианты исключения для газопровода обговаривались, сказал источник "Ведомостей", близкий к "Газпрому". Стороны обсуждали возможность переквалификации "Южного потока" в промысловый газопровод, что также позволяет получить изъятие из норм пакета, писал ИТАР-ТАСС. "Мы на переговорах приводим пример Норвегии, которая на этом основании получила послабления, но это еще не значит, что пытаемся пройти по этой схеме сами", — уточнил источник, близкий к "Газпрому".

Михаил Серов, Мария Киселева

 

 

Минфин раскритиковал законопроект Мин­энерго о новой системе налогообложения нефтяной отрасли: в таком виде она создает большие риски для бюджета.

"Ведомости"

Замена НДПИ на НДД (налог на добавленный доход) для нефтяного сектора обсуждается несколько лет, в этом году правительство решило провести эксперимент на ряде месторождений (пока не отобраны). Премьер Дмитрий Медведев просил подготовить законодательную базу, а в конце августа Минэнерго разослало законопроект по ведомствам.

По проекту пилотными могут стать и новые, и действующие месторождения. Предлагаются две схемы, передал министр энергетики Александр Новак через пресс-службу. Первая — налог на финансовый результат (НФР): налогооблагаемая база — операционная прибыль от добычи, из которой вычитается 10% капвложений в течение четырех лет после начала инвестиций. Вторая — НДД: налогом облагается денежный поток от добычи нефти.

НДД более выгоден компаниям, объясняет человек, близкий к Минэнерго: налоговая база сразу уменьшается на капвложения, а при НФР — постепенно плюс вычет в 10%. НФР будет применяться к отдельным месторождениям на стадии эксперимента, затем при полномасштабном внедрении системы компании полностью перейдут на новый налог, отмечает Новак, а НДД будет внедрен только для отдельных месторождений.

Ставка обоих налогов — 60% (НДПИ при этом — 0%, пошлина на экспорт нефти — 30% с 2017 г.). Для НДД можно ввести прогрессивную ставку в зависимости от рентабельности, отмечает Новак, но только для новых месторождений — для действующих прежние капзатраты не должны учитываться.

Минэнерго планирует распространить НФР на всю отрасль при условии небольшой ставки налога на прибыль. Рассматривается и комбинированный вариант: компании раз в пять лет смогут менять систему налогов — обычная или НФР. Новак считает, что новые налоги позволят увеличить добычу. Но для Минэнерго крайне важно не допустить потерь бюджета, подчеркивает он.

Минфин категорически против предложенной Минэнерго конструкции (облагать налогом денежный поток), так как идеи могут поставить под угрозу устойчивость доходов, обеспокоен директор департамента Минфина Илья Трунин. Сейчас бюджет получает доходы от добычи даже при отрицательном операционном денежном потоке в отдельные периоды, отмечает он, во многих случаях при высокой доходности проекта налог должен уплачиваться и при отрицательном денежном потоке.

Кроме того, Минфин согласен на реформу только для тех участков, лицензии на которые были выданы незадолго до внедрения нового налога, указывает Трунин, но не для действующих проектов. Не хочет Минфин давать компаниям и право выбора налогов — переход на новую систему должен быть обязательным для всех проектов, удовлетворяющих определенным условиям. Система не должна применяться, только если она приводит к снижению налоговой нагрузки, объясняет Трунин.

При определении оптимального для отрасли и бюджета налога будет учитываться сложность администрирования, обещает Новак, НФР проще администрировать, поэтому его и планируется распространить на всю отрасль. Минэнерго пока не отказывается от идеи НДД, так как об этом просили компании, объясняет чиновник Минэнерго. В частности, это предлагал в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову президент "Роснефти" Игорь Сечин.

НДД более эффективен для новых проектов, считает директор энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Григорий Выгон: но его администрировать трудно, а НФР — почти так же, как налог на прибыль.

Маргарита Папченкова

 


 

Пожелания непризнанных республик получить из России голубое топливо вряд ли реализуемы.

"Взгляд"

Министр госбезопасности Донецкой республики утверждает, что ДНР начала переговоры о поставках газа из России. Однако даже его коллеги по правительству непризнанной республики скептически отнеслись к данной информации. Есть ли возможности поставок газа из России в ДНР и ЛНР и нужно ли России поставлять на эту территорию газ, разбиралась газета ВЗГЛЯД.

В четверг министр госбезопасности ДНР Леонид Баранов сообщил, что руководство республики начало переговоры с российскими властями о поставках газа в Донбасс. "Мы как раз в Москве сейчас оговаривали вопросы про отопительный сезон, про газ", — передала слова министра "Русская служба новостей".

Однако позднее агентство РБК со ссылкой на российское Минэнерго сообщило, что переговоры о поставках российского газа на территорию ДНР не велись. "Ведомство таких переговоров не проводило", — сказал представитель Минэнерго.

Министр информации ДНР Елена Никитина, к которой обратилась газета ВЗГЛЯД, не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть факт переговоров. "Непонятно, почему Баранов говорит о российском газе", — при этом отметила Никитина. Она также пояснила, что профильным министерством топлива и энергетики республики продолжает руководить Алексей Грановский (вопреки распространявшимся в конце мая в СМИ заявлениям о том, что он сложил свои полномочия).

Помимо прочего, Баранов сообщил: "У нас отдельная ветка, нам гарантировали поступление газа. Труба заходит в Луганскую область и выходит в Донецкой, мы две единственные области, в целом не зависим от Украины вообще". При этом он отметил, что о цене на российский газ для ДНР и ЛНР говорить пока рано, она еще обсуждается.

Поставки в Донецкую и Луганскую народные республики газа автономно от украинской газотранспортной системы технически возможны, пояснил газете ВЗГЛЯД гендиректор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. "Ветка такая имеется, — рассказал эксперт. — В советское время не очень смотрели, проходит ли газопровод по границе республики или нет".

Как объяснил Фейгин, одна из ниток системы "Северный Кавказ — Центр" связывала Ставропольский и Краснодарский край с центром и заходила на крайний восток Украины, потом, уже в 1990–2000-е годы, чтобы от этой зависимости избавиться, был построен обводный газопровод. "Ветка, вполне вероятно, пригодна для транспортировки, из земли ее никто не выкапывал, скорее всего", — заметил эксперт.

Однако не все специалисты разделяют этот оптимизм. Партнер информационно-консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин заявил газете ВЗГЛЯД: несмотря на то, что труба существует и теоретически возможность поставки газа имеется, для России это был бы невыгодный проект.

"Труба требует ремонта, да и за газ самопровозглашенные республики, скорее всего, платить не будут", — считает эксперт. "В свое время Газпром закрыл трубопровод, его нужно обновлять, потому что компания вывела его из эксплуатации, необходимы ремонтные работы", — заметил Крутихин.

По его мнению, восстановление газопровода может стоить десятки миллионов долларов. "Технически проект осуществим, — считает экономист. — Но другой вопрос, как Газпром будет действовать на территории, где ведутся военные действия". По мнению Крутихина, можно уже сейчас предположить, что дохода от этого проекта "не будет никакого, это чистая благотворительность".

"Не совсем понятно, кто и с кем будет вести переговоры, — отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Это только общая фраза — "Россия продает газ", на самом же деле газ продает ОАО "Газпром", в котором некий пакет акций принадлежит государству". С другой стороны, и в случае с поставками газа в Европу топливо покупает не Евросоюз, а компании, работающие в странах ЕС. "Газовый бизнес — это прежде всего коммерческий бизнес — кто в Донецкой республике будет покупателем этого газа?"

Газпром сейчас находится в очень сложном состоянии, к нему все время пытаются применить санкции, но не применяют, потому что он действует крайне осторожно, подчеркивает собеседник. "Не думаю, что ОАО "Газпром" будет заключать контракты с неким ОАО "Ромашка" из Донецкой республики; он не будет делать что-то, что даст возможность применения к себе санкции, — поясняет Симонов. — На мой взгляд, подобного публичного контракта не будет".

Россия не признавала ни ДНР, ни ЛНР, и с правовой и политической точек зрения позиция российской стороны в этом вопросе однозначна: это внутренние дела Украины, отмечает собеседник. "Ситуация в Донецкой республике сложна и с точки зрения экономики, а для определения субъекта таких переговоров ясность в данном вопросе необходима", — добавляет Симонов.
Тем временем процесс обсуждения поставок российского газа на Украину продолжает буксовать.

Напомним, что ранее Киев предложил Москве два варианта цены на газ: 300 долларов за 1 тыс. кубометров в низкий сезон и 380 долларов зимой или по привязке к спотовому рынку (это рынок, на котором действуют специальные условия расчетов между участниками сделки). В свою очередь премьер-министр России Дмитрий Медведев назвал погашение долга условием для возобновления сотрудничества с Украиной в газовой сфере.

Последний раунд российско-украинских переговоров прошел 29 августа. Киев в очередной раз ответил несогласием на компромиссную цену, предложенную российской стороной. После переговоров глава министерства энергетики Украины Юрий Продан назвал цену в 385 долларов за 1 тыс. кубометров "дискриминационной".

Предложения по ценам рассматриваются как некие благие пожелания, но в данном случае речь идет о долгосрочных перспективах, рассматривать которые в нынешней ситуации явно преждевременно, полагает экономист Владимир Фейгин.

"Предложение, которое делает европейская сторона, тоже говорит, что эти предложения слишком долгосрочны, поэтому прагматично решает имеющуюся и требующую немедленного решения проблему — погашение долгов, — отмечает собеседник. — Все долгосрочные планы в нынешней ситуации будут обсуждаться позже". Еврокомиссия также рассматривает пока только проблему украинских долгов, понимая, что этот конфликт требует немедленного решения, подчеркивает Фейгин.

Напомним, что во время недавних переговоров стороны пришли к соглашению, что Еврокомиссия в ближайшее время предложит Украине график погашения долга за поставленный Газпромом газ. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер выразил надежду, что "Нафтогаз Украины" начнет гасить свои долги в ближайшие месяцы. "Долги Нафтогаза перед Газпромом бесспорны", — признавал он.

Газовый конфликт Москвы и Киева обострился после того, как с 1 апреля Газпром повысил Украине цену до 485 долларов. Официальный Киев не согласился с этим и три месяца вел переговоры о ее снижении. Практических результатов они не принесли. В результате Украина задолжала Газпрому 5,3 млрд долларов.

Гуля Арифмезова, Марина Балтачева, Артур Приймак

<< Сентябрь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ