media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

05.10.2016

После месяца острых споров в правительстве и Кремле Минфин отказался от повышения налоговой нагрузки. В ближайшие три года ее рост он обещает только нефтегазовому сектору.

"Ведомости"

Минфин не предлагает кардинальных изменений налогов до 2019 г., следует из проекта Основных направлений налоговой политики (ОННП, "Ведомости" ознакомились с ним). Рост нагрузки ждет только нефтегазовый сектор, будут повышены и некоторые акцизы.

Весь сентябрь в правительстве и Кремле шли налоговые споры — для мобилизации доходов Минфин предлагал разные варианты повышения нагрузки на бизнес и население. Они касались НДС, взносов с фонда оплаты труда, подоходного налога, НДПИ. В частности, Минфин предлагал "ненефтегазовый налоговый маневр" — унификацию ставки страховых взносов, ее поэтапное снижение и повышение НДС. Поступления в бюджет от него Минфин оценивал уже в следующем году в 600 млрд руб., а всего за 2017-2019 гг. — в 1,2 трлн руб.

Но в итоге президент Владимир Путин решил не повышать основные налоги до 2019 г. Решение закреплено и в проекте ОННП.
Минфин в ОННП придерживается стратегии не повышать налоговую нагрузку на предпринимателей, подчеркивает представитель министерства, но, поскольку бюджет нужно наполнять, в документе описываются "дополнительные изъятия" с нефтегазовой отрасли. Речь идет о радикальном завершении "нефтяного маневра" в 2018-2020 гг., включающего отмену экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, рост НДПИ и корректировку акцизов.

Налоговая нагрузка на российскую экономику — 30,17% ВВП — сопоставима со странами ОЭСР (34,44% ВВП в 2014 г.), пишет Минфин. Вместе в неналоговыми платежами нагрузка несколько выше — 30,77%. Минфин намерен проанализировать все неналоговые платежи, и те, у которых налоговая природа, включить в Налоговый кодекс. С середины 2000-х появилось 50 обязательных неналоговых платежей, подсчитывала юрфирма "Пепеляев групп" для ТПП. За 2014 г. их сумма составила не менее 700 млрд руб. (или 0,99% ВВП). За пользование водными объектами бизнесу пришлось заплатить 10,4 млрд руб., за пользование недрами — 90 млрд, еще 21,2 млрд — за пользование радиочастотным спектром.

Среди развивающихся стран Россия по уровню налоговой нагрузки занимает второе место после Бразилии, приводил данные президент Сбербанка Герман Греф на инвестфоруме в Сочи. В 2014 г. налоги выросли в целом по экономике по сравнению с 2008-2009 гг., следует из расчетов РСПП, которые приводит Минфин. России нужно получать преимущества по сравнению с другими странами, советует руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: у нас непривлекательный инвестклимат, высокая стоимость труда, высокие налоги — "нужно в чем-то быть лучше других стран". Проще всего это сделать за счет сокращения налогов, заметил он: "С точки зрения роста важен не объем расходов, а совершенствование их структуры".

Бизнес и инвесторов чрезвычайно лихорадит от дискуссий по изменению налоговых условий — бизнесу нужна стабильность, говорит сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. Он надеется, что к 2019 г. вообще отпадет необходимость повышать налоги. Нужно предложить реформу, которая избавила бы от повышения налогов, считает председатель ЦСР Алексей Кудрин: повышать пенсионный возраст, реформировать неэффективный госсектор, переводить социальную поддержку в адресную форму.

Александра Прокопенко, Филипп Стеркин

 

 

Совет директоров компании одобрил ее участие в покупке "Башнефти".

"Газета РБК"

Совет директоров "Роснефти" одобрил ее участие в приватизации "Башнефти", сообщили близкие к компании источники. Заявка "Роснефти", способной заплатить за актив более $5 млрд, — "наиболее привлекательная", признал еще один претендент — экс-министр энергетики Игорь Юсуфов.

"Привлекательное предложение"

Совет директоров "Роснефти" в субботу, 1 октября, одобрил проведение "крупной сделки", сообщила пресс-служба компании, но деталей не раскрыла. В сообщении лишь поясняется, что устав компании требует вынесения на совет директоров сделок, создающих обязательства или предполагающих расходы в размере более $1,5 млрд.

На совете директоров было одобрено участие "Роснефти" в приватизации "Башнефти", сообщил "Интерфакс" со ссылкой на два источника, близких к "Роснефти", и подтвердил РБК сотрудник нефтяной компании.

Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев отказался от комментариев. Но в пятницу, 30 сентября, он подтвердил интерес "Роснефти" к приватизации "Башнефти" на фоне решения правительства возобновить приватизацию этой компании, отложенную в середине августа.

Тогда же первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что "Роснефть" будет допущена к сделке, хотя ранее вице-премьер Аркадий Дворкович и помощник президента Андрей Белоусов выступали резко против, указывая, что одна госкомпания (69,5% "Роснефти" принадлежит государственному "Роснефтегазу") не может участвовать в приватизации другой — "Башнефти". Точку в этом споре поставил президент Владимир Путин, который в начале сентября в интервью агентству Bloomberg сказал, что участие "Роснефти" — "не лучший вариант", но российские власти не могут "дискриминировать участников рынка". "В конечном-то итоге для бюджета важно, кто даст больше денег при торгах, которые должны быть организованы в ходе приватизационного процесса", — пояснил он.

По заказу правительства компания E&Y оценила 50,08% "Башнефти" в 297-315 млрд руб. В понедельник газета "Коммерсантъ" сообщила, что правительство рассматривает вариант продажи контрольного пакета акций "Башнефти" за 325 млрд руб. напрямую "Роснефти".

Глава Башкирии Рустэм Хамитов еще в субботу, 1 октября, назвал "Роснефть" основным претендентом на "Башнефть". А во вторник это признал и один из претендентов на компанию — фонд "Энергия", принадлежащий экс-министру энергетики Игорю Юсуфову. "В сложившейся обстановке мы считаем, что наиболее привлекательным предложением располагает компания "Роснефть", способная заплатить за этот актив (50,08% "Башнефти") сумму свыше $5 млрд (что составляет наиболее высокую премию для правительства РФ)", — говорится в сообщении фонда. По итогам торгов госпакет "Башнефти" на Московской бирже стоил 265,4 млрд руб. ($4,24 млрд по текущему курсу).

Покупка госпакета "Башнефти" позволит добавить "Роснефти" запасы и добычу углеводородов, что, соответственно, увеличит капитализацию госкомпании, считает компания Юсуфова. По расчетам Raiffeisenbank, эта сделка увеличит запасы "Роснефти" на 5,34%, до 45,3 млрд барр. н.э., а ее ежедневную добычу — на 7,14%, до 5,7 млн барр. в сутки. А ее доля на российском рынке добычи нефти вырастет с 38 до 42%, на рынке переработки — с 30 до 36,8% (за основу взяты данные за 2015 год).

Представитель второго основного претендента на "Башнефть" — ЛУКОЙЛа — во вторник отказался от комментариев. Но еще в пятницу президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов высказывал сомнение, что правительство успеет продать актив до конца года. Свои заявки на участие приватизации "Башнефти" не отзывали еще два претендента — "Татнефть" и Российский фонд прямых инвестиций, рассказывали РБК их представители. Интерес к активу сохраняет и Антипинский НПЗ, сообщил в понедельник "Интерфаксу" его представитель.

Не только "Башнефть"

После продажи госпакета "Башнефти" "Роснефти" правительство может также с премией продать 19,5% "Роснефти" "за цену свыше предлагаемых рынком до $10 млрд", указывает в своем сообщении "Энергия". При этом фонд считает, что покупателем и этих акций (19,5% "Роснефти") может выступить сама "Роснефть". Это является "абсолютно нормальным рыночным механизмом в мировой практике во всех отраслях экономики", — подчеркивается в его сообщении.

Леонтьев из "Роснефти" это не комментирует. По итогам первого полугодия 2016 года операционный денежный поток "Роснефти" составил $11,4 млрд, свободный денежный поток — $6,7 млрд.

Шувалов, объявляя о возобновлении приватизации "Башнефти", сказал, что правительство намерено до конца года продать оба актива (19,5% "Роснефти" и 50,08% "Башнефти") и выручить более 1 трлн руб. Но он тогда говорил, что если "Башнефтью" интересуются российские компании, то "Роснефтью" — "иностранные инвесторы". Среди основных претендентов на акции этой компании ранее назывались китайская CNPC и индийская ONGC.

Главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин еще в конце августа предложил правительству, чтобы "Роснефть" купила контрольный пакет "Башнефти" за $5 млрд, а затем "Роснефтегаз" продал 19,5% самой "Роснефти" за $11 млрд, сообщало агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники. На Московской бирже этот пакет во вторник стоил 716,29 млрд руб. ($11,45 млрд).

Фонд "Энергия", который еще летом подавал заявку на участие в приватизации "Башнефти", как и все инвесторы, "ожидает условия аукциона или конкурса по продаже принадлежащих правительству акций вышеупомянутых нефтегазовых компаний ("Башнефти" и "Роснефти". — РБК)", говорится в его сообщении. Ранее Юсуфов не говорил об интересе к акциям "Роснефти".

Представитель правительства затруднился уточнить, когда будет опубликовано распоряжение о приватизации этих компаний. Но Минфин уже предложил изъять все доходы от продажи акций "Роснефти" в бюджет, сообщил "Интерфакс". Представитель Минэнерго сказал РБК, что это предложение сейчас прорабатывается по поручению правительства. Представители Минфина и "Роснефтегаза" не ответили на запросы.

Тимофей Дзядко

 

 

Объемы перевозки нефти и нефтепродуктов по сети РЖД с начала года сократились на 7,4%.

"Известия"

Отрицательная динамика по объемам транспортировки нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом сохраняется. Согласно статистическим данным ОАО "Российские железные дороги", погрузка нефти и нефтепродуктов на железнодорожной сети за период с января по сентябрь 2016 года сократилась на 7,4% и составила 174,8 млн т.

Одной из причин снижения погрузки нефтеналивных грузов выступает падение рентабельности производства темных нефтепродуктов в условиях низких цен на нефть, пояснили "Известиям" в пресс-службе РЖД. В результате этого их выпуск на российских НПЗ сократился и отмечается переход на выпуск светлых нефтепродуктов, но в меньших объемах.

— Кроме того, перевозки нефтепродуктов с Антипинского и Киришского НПЗ, а также поставки сырья на Хабаровский и Ильский НПЗ были переключены на трубопроводный транспорт, — сообщили в РЖД.

Генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖД) Павел Иванкин напомнил, что железнодорожный и трубопроводный виды транспорта всегда конкурировали друг с другом. По его словам, сырую нефть проще транспортировать по трубе, а, например, такой нефтепродукт, как мазут, можно перевозить только по железной дороге.

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), доля мазута в структуре перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге с 2010 по 2015 год возросла с 25 до 29%. Возросли и объемы перевозки дизельного топлива — с 19 до 21%. В то же время доля сырой нефти сократилась с 22 до 10%. По оценкам ИПЕМ, за пять лет объемы перевозок сырой нефти железнодорожным транспортом сократились на 54,5% — с 60 млн т в 2010 году до 27,3 млн т по итогам прошлого года.

По прогнозам ИИЖД, отрицательная динамика по объемам перевозки нефти и нефтепродуктов по железнодорожной сети будет сохраняться.

— Объемы будут переключаться с железной дороги на трубопроводный транспорт. Это обусловлено различными факторами: законодательством, спросом на мировых рынках, эффективностью переработки, спросом на нефтепродукты на внутреннем рынке. По нашим оценкам, железная дорога потеряет в следующем году в целом по данной номенклатуре как минимум 2,5% к уровню 2016 года, — полагает Павел Иванкин.

Основной причиной текущего снижения объемов перевозок нефтеналивных грузов выступает сокращение мировых цен на нефть и, как следствие, на нефтепродукты, полагает начальник управления корпоративных коммуникаций "Первой грузовой компании" (ПГК) Дмитрий Бауков.

— Кроме того, сокращению перевозок способствуют снижение спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке, проведение налогового маневра, заключающегося в снижении экспортных пошлин и акцизов на нефтеперевозки, а также в повышении ставки налога на добычу полезных ископаемых в России в течение 2015-2017 гг., что способствовало снижению объемов переработки нефти в нашей стране, — сказал Бауков.

Аналитики Научно-производственной корпорации "Объединенная вагонная компания" (НПК ОВК) напоминают, что согласно июльскому прогнозу Минэнерго России добыча нефти по итогам этого года составит около 540-544 млн т (что на 1,3-2,1%  превысит уровень прошлого года), экспортные поставки увеличатся на 4,8%, а переработка нефти сократится на 3,3% (до 272,5 млн т). Прогнозы на 2017 год по добыче нефти находятся в пределах 525-545 млн т, а объем переработки ожидается на уровне 2016 года.

— Таким образом, по оценкам экспертов, до конца года объемы перевозок нефти и нефтепродуктов по железной дороге будут оставаться на текущем низком уровне, а с 2017 года они могут вновь сократиться из-за вероятного снижения объемов добычи. В то же время сокращение переработки нефти также приведет к увеличению доли трубопроводного транспорта и снижению потребности в подвижном составе, — прогнозирует старший аналитик НПК ОВК Лейсана Коробейникова.

Отметим также, что уровень тарифов на транспортировку сырой нефти железнодорожным и трубопроводным транспортом значительно различается. Как отметил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук в своем докладе, сделанном в июне этого года, транспортировка сырой нефти железнодорожным транспортом в ряде случаев в два раза дороже, чем трубопроводным. В частности, при перевозке нефти из Уральского федерального округа в порты Северо-Запада. В качестве примера он привел перевозку нефти из Тюмени в порт Усть-Луга: стоимость транспортировки одной тонны по железной дороге составила бы 2,993 тыс. рублей, а трубопроводным — 1,697 тыс. рублей.

Однако, по мнению Павла Иванкина, величина железнодорожных тарифов вполне отвечает стоимости продукта.

— Уровень транспортной составляющей для данных грузов стабилен и колеблется от 10 до 20% в зависимости от номенклатуры. Текущая тарифная политика не является препятствием к привлечению грузов на железную дорогу, — уверен эксперт.
Он также подчеркнул, для РЖД снижение тарифов на высокодоходные грузы будет неизбежно означать разбалансировку бюджета и увеличение тарифов на другие грузы в качестве вынужденной меры.

В основе этой логики лежит деление РЖД всех перевозимых грузов на три тарифных класса, где к первому классу относятся низкодоходные, сырьевые грузы (например, уголь, железная руда, стройматериалы), перевозка которых осуществляется по заниженным тарифам, что компенсируется за счет повышенных тарифов на перевозку грузов третьего класса, к которому относится готовая продукция. При этом все грузы второго класса перевозятся по себестоимости.

— Сама философия разделения грузов на три класса подразумевает перекрестное субсидирование. И, естественно, источником такого субсидирования являются грузы третьего тарифного класса. Падение объемов высокодоходных грузов и увеличение погрузки низкодоходных грузов запускают "рычаг опрокидывания", когда объем доходов не покрывает расходы при росте грузовой работы. И, естественно, понижение тарифов на данную номенклатуру негативно скажется на доходах РЖД. Только за девять месяцев 2016 года объем перевозок сократился на 7,4%. И если к этому добавить падение доходной ставки, то "рычаг опрокидывания" еще больше увеличит диспропорции в доходах, — говорит Павел Иванкин.

Надежда Мерешко

 

 

"Взгляд"

Европу ждет рекордное падение добычи собственного газа, тогда как спрос на голубое топливо будет расти. Такой неутешительный прогноз дает австрийская газовая компания OMV. Нивелировать эти неприятности может только Россия, уверяют австрийцы. Политика ЕС по выдавливанию Газпрома с рынка ничего, кроме убытков, европейцам не принесла.

Производство газа в Европе будет сокращаться на 50 млрд кубометров в год, при этом спрос на газ будет с каждым годом увеличиваться, заявил на Петербургском международном газовом форуме член правления австрийской OMV Манфред Ляйтнер.

"На 50 млрд кубометров в год будет сокращаться собственная добыча в Европе, должны будем заполнить разрыв за счет импорта. Спрос же будет расти", — сказал он.

Ляйтнер назвал Россию самым важным для Европы партнером в плане поставок газа. По его словам, именно за счет сотрудничества с РФ Европе удастся достичь баланса спроса и предложения газа на своем внутреннем рынке.

"Наше партнерство с Россией — это важный элемент обеспечения того, что Европе в будущем будут доступны надежные поставки газа... будущие совместные проекты необходимы для укрепления доверия этого партнерства", — сказал представитель OMV, передает РИА "Новости".

По его словам, компания OMV пытается убедить европейских политиков, что им стоит быть более сговорчивыми в отношении налаживания новых маршрутов поставок газа в Европу. Как отметил Ляйтнер, в настоящее время Евросоюз не может действовать как единое целое и находить общие решения, в том числе в газовой сфере. "Наличие газа воспринимается как само собой разумеющееся, но, к сожалению, часто он используется в политических дискуссиях", — отметил Ляйтнер.

Он призывает продолжать укреплять свои взаимоотношения с поставщиками голубого топлива, в частности с Газпромом. "На этом фоне партнерство с Россией очень важно для нас. Запасы (газа) в РФ большие, а стоимость добычи относительно низкая. Поэтому мы обсуждаем с Газпромом участие в газовых проектах в России", — добавил представитель австрийской газовой компании.

Ляйтнер назвал довольно шокирующие цифры предстоящего падения объемов собственного газа в Европе. Добыча газа там действительно сокращается, и довольно быстро. Однако все же не на 50 млрд в год. Так, за последние 10 лет объемы добычи газа европейскими странами упали с 310 млрд до 240 млрд кубометров в год, то есть на 60 млрд кубометров.

"При прогнозах сокращения добычи на 50 млрд кубометров в год Европа останется без собственного газа уже через пять лет, что, конечно, невозможно. Видимо, в данном случае имеет место неточный перевод или неточно понятый смысл сказанного представителем OMV", — не верит председатель совета директоров "Инжиниринговой компании "2К" Иван Андриевский.

Впрочем, в последние годы падение добычи в Европе существенно ускорилось. "В среднем сейчас добыча на месторождениях в Европе от года к году падает на 15-20 млрд куб. м. Это хорошо видно на примере Нидерландов — второй страны по объемам добычи газа в Европе", — отмечает Анна Кокорева из "Альпари". Так, за последние два года Нидерланды сократили производство газа на 38% по сравнению с 2014-м, когда было добыто 55 млрд кубометров.

Ежегодно Европа потребляет 440-445 млрд кубометров (по итогам 2015 года). На 45% она самостоятельно обеспечивает свои потребности в газе. Еще около 30% Европа закупает в России, крупными импортерами являются также Алжир и Катар, есть и еще ряд небольших импортеров из Северной Африки. "Такая структура газового рынка сложилась достаточно давно, а изменения в последние 10 лет происходили в основном за счет колебания уровня добычи и потребления газа в регионе", — отмечает Андриевский.

К сожалению, спрос на газ в Европе в последние 10 лет тоже упал — более чем на 20%, или почти на 100 млрд кубов. "Такая статистика предполагает обратный рост потребления — вопрос лишь в наличии благоприятных условий для экономического развития стран Европы, которые, к сожалению, никто гарантировать не может. Поэтому пока говорить о масштабном росте потребления газа в Европе довольно сложно. Хотя в отношении отдельных стран эта тема является актуальной", — отмечает Иван Андриевский.

"Экономика ЕС восстанавливается, возможно, спрос будет расти вместе с ней, но пока резкого скачка в потреблении не предвидится, — согласна Кокорева. — Пока мы можем говорить о росте экспорта газа из РФ или других стран в ЕС за счет замещения европейского газа".

При этом в последние годы Евросоюз проводит планомерную политику по диверсификации поставок газа и снижению зависимости от российского поставщика — Газпрома. Однако добиться успеха в этом направлении не удается, именно поэтому газовый вопрос все чаще политизируется европейскими элитами, причем в последние два года — в открытую.

"Однако за 10 лет кардинально изменить структуру рынка не получилось, хотя локальные "успехи" в этом направлении, наверное, все же были. Об этом, например, говорят в Прибалтике", — говорит Андриевский. Однако эти успехи в виде появления терминала СПГ стоили той же Литве и Польше больших денег.

Польские власти, например, уверяют, что уже через несколько лет откажутся от российского газа, в том числе благодаря СПГ-терминалу в Свиноуйсьце. Однако это политическое заявление, которое невыгодно польскому бизнесу и покупателям газа. Потому что СПГ существенно дороже трубопроводного российского газа. Польше придется, так же как и Литве, заставлять бизнес покупать дорогой СПГ взамен российского газа с помощью специального закона. Кто же в здравом уме захочет покупать газ не по 265 долларов у России, а по 700 долларов у Катара? И Варшаве еще хватает наглости требовать скидку не у катарского поставщика, а у Газпрома. Да и нужных Польше объемов у других поставщиков пока нет и в скором времени вряд ли появятся. СПГ выгоднее продавать в Азии, где спрос все равно растет.

Что касается угрозы сланцевого газа из США, то пробная поставка уже была, однако дальше дело все еще не идет. Ни о какой масштабной экспансии речи не идет. Тем более сейчас, когда цены на газ упали. В любом случае американский СПГ в конечном счете выйдет для Европы опять же дороже российского. Возить танкерами газ, сжижать и разжижать — дорогое удовольствие.

"На данный момент предпосылок для кардинального изменения ситуации в Европе нет. Есть потенциальная опасность от сланцевых поставщиков, но для них, во-первых, интересен более дорогой рынок АТР, а во-вторых, пока масштабных поставок СПГ из Северной Америки не зафиксировано", — говорит Андриевский.

"Наращивание СПГ в ЕС вряд ли будет идти быстро, так как это дорого, покупать традиционный газ дешевле. Снижение добычи в ЕС позволит Газпрому нарастить поставки, а значит, увеличить долю", — согласна Анна Кокорева из "Альпари".

Данные Газпрома по поставкам газа из России в дальнее зарубежье говорят о том, что России более чем удается удерживать позиции лидера на европейском рынке. Так, в 2015 году Газпром нарастил поставки в Европу на 8% — до 159,4 млрд кубов, достигнув рекордной доли в 31% в европейском потреблении. Экспорт Газпрома в Европу составил около трети от общего объема поставок компании и обеспечил более половины ее выручки. В этом году рост продолжается. За девять месяцев 2016 года Газпром нарастил экспортные поставки в страны дальнего зарубежья на 10,7 млрд кубов. Наиболее быстрыми темпами поставки увеличивались в Великобританию — на 4,65 млрд кубометров с начала года, в Германию — на 1,9 млрд кубов, в Голландию — на 1,52 млрд, во Францию — на 1,5 млрд, в Польшу — на 1,36 млрд.

Спрос на российский газ растет быстрыми темпами также и в ряде южноевропейских стран. В частности, поставки в Грецию взлетели на 57%, или на 645 млн кубометров, к прошлогодним показателям. При этом Россия активно готовится наращивать экспортные потоки энергоносителей на Восток. Достаточно сказать, что строится газопровод "Сила Сибири" — для того, чтобы поставлять в Китай десятки миллиардов кубометров голубого топлива.

Ольга Самофалова

<< Октябрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ