media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

05.11.2014

"Ведомости"

Одним из основных сдерживающих факторов ускорения деятельности на восточном направлении является уровень тарифов естественных монополий. С 2010 г. тарифы на транспортировку нефти в восточном направлении выросли на 27%", — говорил в начале июня на президентской комиссии по ТЭКу ее ответственный секретарь, президент "Роснефти" Игорь Сечин (цитата по www.kremlin.ru). На 2014 г. тарифы "Транснефти" заморожены. По распоряжению правительства в 2015-2017 гг. тарифы будут индексироваться с коэффициентом 0,9 к инфляции, а с 2018-2020 гг. — 0,9-1.

Но в сентябре "Транснефть" попросила Федеральную службу по тарифам (ФСТ) с 1 января 2015 г. повысить тариф в среднем на 6,75% (90% от ожидаемого уровня инфляции потребительских цен в 2014 г. — 7,5%), а при поставках нефти по ВСТО через порт Козьмино и отводу Сковородино — Мохэ — на 7,5%, т. е. до 2237,08 руб. за 1 т. Служба монополию поддержала. Был подготовлен проект приказа ФСТ, но он не подписан. Между тем инфляция в 2014 г. может оказаться "существенно больше" 8%, говорил в конце октября министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Сечин считает рост тарифов в восточном направлении необоснованным. Об этом он написал 6 октября президенту Владимиру Путину (копия есть у "Ведомостей"). Сечин ссылается на контракт с CNPC на поставку нефти. "Роснефть" обязалась поставить 360 млн т нефти в Китай, предоплата по контракту составила $67 млрд, часть денег уже получена. Контрактная формула определения цены по этому договору предусматривает ее привязку к международным котировкам и не предполагает ее изменения в случае увеличения тарифа, пишет он: "Инициатива "Транснефти" приведет к уменьшению выручки и снижению налоговых поступлений в федеральный бюджет со стороны "Роснефти". Нефть сейчас торгуется ниже $90/барр. Сечин считает, что нужно не допустить рост тарифа по ВСТО "выше установленных пределов".

Представитель "Роснефти" на запрос не ответил. Путин поручил министру энергетики Александру Новаку рассмотреть этот вопрос и доложить. Представитель Минэнерго отказался от комментариев. Получить комментарии представителя ФСТ не удалось.

На 2015-2017 гг. предусмотрена индексация тарифов на 90% от уровня в среднем по системе, исключение — ВСТО, объясняет федеральный чиновник. По оценке ФСТ, если тариф ВСТО вырастет не на уровень прогнозной инфляции в 7,5%, а на 90% от него, то "Роснефть" в первом полугодии 2015 г. сэкономит 205 млн руб., при условии что грузопотоки компании будут как в первом полугодии этого года. За девять месяцев 2014 г. расходы "Роснефти" на транспортировку нефти за рубеж трубопроводным транспортом (по всем направлениям) составили 118,9 млрд руб., следует из материалов компании.

Представитель "Транснефти" говорит, что предлагаемый однократный тарифный маневр в сочетании с ростом поставок нефти по ВСТО позволит постепенно устранить перекрестное субсидирование восточных поставок за счет западных (президент "Транснефти" Николай Токарев оценивал размер субсидирования в 37 млрд руб.). С 2016 г. индексация на восточном направлении будет производиться на общем уровне, добавил представитель "Транснефти".

Поставки нефти в страны АТР начали резко расти в 2013 г. (см. график). Сейчас доходность поставок нефти по ВСТО выше, чем на западных направлениях, примерно на $30 за 1 т. На долю "Роснефти" приходится около 60% поставок.

 

 

"Газпром" получил право продавать Украине газ со скидкой, поставки могут возобновиться уже на этой неделе.

"Ведомости"

Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление правительства об обнулении таможенной пошлины для "Газпрома" при экспорте газа на Украину до конца марта 2015 г., документ был опубликован 1 ноября. Это позволяет "Газпрому" продавать "Нафтогазу" газ со скидкой $100 к контрактной цене за 1000 кубометров. В результате цена газа для Украины в ноябре — декабре составит $378 за 1000 кубометров, а в январе — марте — $365, сообщало Минэнерго России.

Теперь для возобновления поставок газа "Нафтогазу", которые прекратились в середине июня, Украина должна выплатить "Газпрому" $1,45 млрд старого долга (всего он составляет $5,3 млрд за 11,5 млрд кубометров газа) и внести предоплату за ноябрь. Ранее министр энергетики Украины Юрий Продан говорил, что "Нафтогаз" планирует купить примерно по 2 млрд кубометров в ноябре и декабре. То есть в качестве предоплаты за ноябрь "Нафтогаз" должен заплатить "Газпрому" еще около $750 млн.

Окончательные условия возобновления поставок российского газа "Нафтогазу" были согласованы в пятницу в Брюсселе на трехсторонних переговорах России, Украины и Европейской комиссии. Стороны подписали трехсторонний юридически обязывающий протокол с условиями поставок до конца марта 2015 г. "Газпром" и "Нафтогаз" подписали допсоглашение к контракту, которое регулирует технические вопросы поставок по предоплате.

Сначала Россия настаивала, чтобы Украина и Еврокомиссия дополнительно подписали юридически обязывающий протокол, которым ЕС предоставит "Нафтогазу" гарантии оплаты российского газа. Но этого не произошло. Президент Еврокомиссии Жозе Баррозу лишь написал письмо президенту Украины Петру Порошенко, пообещав финпомощь, говорится на сайте правительства Украины. Устраивает ли это "Газпром", представитель концерна не комментирует. Россия требовала гарантий, так как помимо предоплаты 4 млрд кубометров газа Украина до конца года должна вернуть "Газпрому" $3,1 млрд долга (сперва $1,45 млрд, затем еще $1,65 млрд). Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер в пятницу пообещал, что программы помощи Украине со стороны МВФ и ЕС позволят ей платить за российский газ в том числе и в 2015 г. Пока же Еврокомиссия может выделить Украине на предоплату новых поставок около 760 млн евро, сообщил "Ведомостям" на прошлой неделе представитель ЕК, но сроки не назвал.

Премьер Украины Арсений Яценюк в пятницу распорядился начать оплату долгов и предоплату поставок по условиям трехстороннего протокола (его слова передавало "РИА Новости"). "Есть понимание, что это [оплата первого транша долга] произойдет до конца следующей [этой] недели", — говорил в пятницу предправления "Газпрома" Алексей Миллер (его цитировал "Интерфакс"). После этого "Газпром" готов возобновить поставки, уточнял представитель концерна Сергей Куприянов.

Оплата долгов "Нафтогаза" и возобновление поставок газа на Украину, которых не было более четырех месяцев, не только снизят напряженность вокруг транзита газа в Европу зимой, но и позволят поправить финансовое положение самому "Газпрому", говорит директор Small Letters Крюков. Ведь "Газпрому" пришлось начислять резерв по сомнительной задолженности "Нафтогаза" на 180 млрд руб. и снижать добычу. В этом году, по прогнозу "Газпрома", она упадет на 5% до 463 млрд кубометров. Начисление резерва по сомнительной задолженности могло отразиться на дивидендах, но теперь негативный эффект будет сглажен, отмечает эксперт.

 

 

Бывший глава Schlumberger в России покупает австрийскую C.A.T. оil.

"РБК daily"

Бывший президент Schlumberger в России Морис Дижоль получил контроль над 47,7% австрийской компании C.A.T. оil AG, одного из лидеров на российском рынке нефтесервисных услуг. В конце 1990‑х компания фигурировала в судебных разбирательствах вокруг наследства внезапно умершего топ-менеджера ЛУКОЙЛа.

Подконтрольная Дижолю компания Joma Industrial Source (BVI) выкупила долю австрийского юриста и бухгалтера Вальтера Хефта и теперь выставит обязательное предложение о покупке всех акций C.A.T. oil, сообщили обе компании в пятницу, 31 октября.

Дижоль получил непрямой контроль над 47,7% голосов в C.A.T. oil (при экономической доле 23,97% капитала). Контроль над 30% голосов обязывает Joma выставить предложение о выкупе всех акций. Акции C.A.T. оil обращаются на Франкфуртской фондовой бирже, в пятницу они подорожали на 3,6%. Капитализация компании по итогам торгов составила €743 млн.

Дижоль с 2003 по 2011 год занимал должность президента Schlumberger Russia. Сейчас он входит в советы директоров трех англо-российских компаний с операциями в России – нефтедобывающей Ruspetro, сейсморазведочной IG Seismic Services и буровой Eurasia Drilling.

C.A.T. oil – компания с годовой выручкой €427 млн, ее EBITDA за 2013 год составила €115 млн, чистая прибыль – €51 млн. Компания работает в России и Казахстане, но 97% выручки приходится на российских заказчиков – "Рос­нефть", ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть", "Томскнефть", "Славнефть" и "Русснефть".

История C.A.T. oil запутанна: в России компания работает с 1991 года и упоминалась в деле о внезапной смерти вице-президента ЛУКОЙЛа Виталия Шмидта. Он умер 31 августа 1997 года; его сын Вадим Шмидт, претендуя на наследство, подал несколько зарубежных исков, в том числе против распорядителей фонда в Лихтенштейне, куда после смерти Виталия Шмидта были переведены принадлежавшие ему миллионы долларов. Распорядителями этого фонда, как утверждал Шмидт-младший, были тогдашние топ-менеджеры ЛУКОЙЛа Ралиф Сафин и Семен Вайншток, а также личная переводчица Шмидта Анна Бринкманн.

"Новая газета" в 2000 году писала, ссылаясь на материалы немецкой полиции, что Виталий Шмидт владел 20% в C.A.T. oil, а Бринкманн спустя несколько дней после кончины своего шефа поделила его долю между собой и топ-менеджерами ЛУКОЙЛа. Полиция Германии возбудила дело, но в 2004 году оно было закрыто без предъявления кому‑либо обвинений.

Споры вокруг собственности C.A.T. oil возобновились в 2006 году, когда компания готовилась провести IPO во Франкфурте. Адвокаты Вадима Шмидта в письме организаторам IPO, на которое ссылался The Wall Street Journal, утверждали, что реальными владельцами C.A.T. oil являются Вайншток, Сафин и президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. C.A.T. оil ответила на это, что основным владельцем компании является австрийский бухгалтер Вальтер Хефт, который приобрел акции через серию сделок по кипрскому праву в 2000 году.

57‑летняя Бринкманн через кипрские офшоры владеет 23,73% акций C.A.T. oil. Кроме того, ей напрямую принадлежит 11% акций компании, которые она скупила на рынке с 2008 года.

Joma Industrial не обращалась к руководству C.A.T. oil с предложением о выкупе компании, то есть это может стать недружественным поглощением. В свободном обращении находятся 41,3% акций.

C.A.T. oil специализируется на услугах гидроразрыва пласта (ГРП) и зарезки боковых стволов скважин. Это высокотехнологичные услуги, помогающие добыть трудноизвлекаемые запасы нефти. По данным самой C.A.T. oil за 2012 год, она является лидером в секторе ГРП в России с долей рынка в 30%. Хотя Запад из‑за украинского кризиса ограничил поставки в Россию "чувствительных" технологий для нефтяной отрасли, C.A.T. oil уверяет, что санкции ее не затронули. Европейские санкции, которым должна подчиняться C.A.T. oil, запрещают оказывать услуги по бурению и обустройству скважин на нефтяных проектах в Арктике, на глубоководном шельфе и в сланцевых формациях. Но C.A.T. oil никогда не занималась в России глубоководными, арктическими или сланцевыми проектами, говорится в ее отчете за второй квартал 2014 года, поэтому компания не ожидает, что санкции как‑то повлияют на ее бизнес.

Иван Ткачев

 

 

Минэкономразвития и Минфин готовы снизить сборы с месторождений Охотского и Японского морей

"РБК daily"

В качестве господдержки из‑за санкций "Роснефть" просит у правительства не только 2,4 трлн руб. из ФНБ, но и дополнительных налоговых льгот для работы на шельфе. Часть этих предложений уже поддержали Минэкономразвития и Минфин.

О дополнительных запросах "Рос­нефти" РБК рассказал источник в Минэкономразвития. Компания предлагает распространить льготы по НДПИ и экспортной пошлине на месторождения всего Охотского моря и Японского моря.

Размер льгот зависит от сложности месторождения (делятся на четыре категории; чем выше категория, тем больше льгот). "Роснефть" хочет приравнять юг Охотского моря и Японского моря, которые сейчас относятся ко второй категории сложности, к северу Охотского моря (третья категория сложности). В таком случае ставка неф­тяного НДПИ снизится с 15 до 10%. Минэнерго поддержало это предложение еще в конце 2013 года. К нему присоединилось и Минэкономразвития, говорит источник в министерстве.

Но вопрос о применении пониженной ставки газового НДПИ для газовых месторождений на континентальном шельфе Японского моря ("Роснефть" предлагала установить ее в размере 1,3%) необходимо дополнительно проработать, продолжает он. В частности, возможно введение прогрессивной ставки газового НДПИ в зависимости от размеров доказанных запасов газа. А Минфин не одобрил эти предложения, говорит источник РБК в этом ведомстве. Официальный представитель Минфина не смог прокомментировать этот вопрос.

Перенос со второй в третью категорию сложности месторождений южной части Охотского моря и Японского моря может быть обоснован с точки зрения выяснения природно-климатических и геологических условий, а также затрат на разработку месторождений в этих морях, говорит руководитель группы "Шельфовые проекты и СРП" юридической компании "Пепеляев Групп" Павел Кондуков. Такое послабление может существенно улучшить инвестиционную привлекательность и рентабельность этих проектов, что имеет большое значение для неф­тегазовых компаний, разрабатывающих эти месторождения.

Другое предложение "Роснефти" – снять ограничения по сроку применения нулевой ставки экспортной пошлины для шельфовых проектов, отнесенных к третьей и четвертой группам сложности. Сейчас льгота действует до 12 апреля 2037 года и 31 марта 2042 года соответственно. Минэкономразвития готово рассматривать эту инициативу по конкретным проектам при анализе их технико-экономических параметров, говорит собеседник РБК. Это предложение одобряет и Минфин, добавляет его представитель.

Госкомпания также предлагает ввести налог на финансовый результат по различным шельфовым проектам, который может заменить экспортную пошлину и НДПИ. Но против этого предложения выступают и Мин­экономразвития, и Минфин. Введение этой меры может привести к злоупотреблению со стороны налогоплательщиков, в частности, к перераспределению расходов с целью занижения налогооблагаемой прибыли, указывает источник в Минэке.

Наконец, "Роснефть" призывает освободить от ввозных пошлин и налогов морские и речные суда, а также суда гражданской авиации иностранного производства, переведенные в российскую юрисдикцию и принадлежащие "Роснефти". Ввозные пошлины – это прерогатива Евразийской экономической комиссии (нужно согласовывать с другими членами Таможенного союза – Казахстаном и Белоруссией), а НДС, уплаченный налогоплательщиком при ввозе на территорию России иностранных морских и воздушных судов, используемых в производственных целях, и так подлежит вычету, напоминает источник в Минэкономразвития. А официальный представитель министерства лишь отметил, что и без перечисленных предложений "Роснефть" имеет достаточно много налоговых преференций, позволяющих значительно уменьшать издержки при добыче полезных ископаемых.

Представитель "Роснефти" не смог оперативно прокомментировать запрос о дополнительных льготах и реакцию министерств.

Далеко не все предложения гос­компании имеют прямое отношение к санкциям, отмечает аналитик "Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин. Просто компания решила воспользоваться ситуацией и добиться своего. Оценить влияние этих мер на экономику проектов практически невозможно, потому что "Роснефть" еще не ведет добычу на шельфе, но в случае дополнительных льгот ей будет проще привлекать партнеров, например из Китая, добавляет он.

Людмила Подобедова, Тимофей Дзядко

<< Ноябрь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ