Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

05.11.2020

Выполнять задачу правительство будет за счет повышения энергоэффективности экономики.

Ведомости

Указ "О сокращении выбросов парниковых газов", подписанный президентом и опубликованный 4 ноября, также предписывает правительству разработать Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов и утвердить ее. Как сообщили "Ведомостям" в правительстве, проект такой стратегии уже подготовлен Минэкономразвития.

"Поставленные президентом задачи определяют необходимость перехода экономики страны на низкоуглеродную траекторию при безусловном учете национальных приоритетов устойчивого развития и внимании к окружающей среде, — отметил министр экономического развития России Максим Решетников. — Целевой показатель демонстрирует все большую амбициозность Российской Федерации на климатическом треке и отвечает целям Парижского соглашения и устойчивого развития ООН".

"В 2020 г. закончился срок, определенный указом президента РФ № 752 от 30 сентября 2013 г., которым установлена национальная цель по выбросам парниковых газов в 75% от значений 1990 г., — рассказал "Ведомостям" руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН, профессор, директор Института мировой экономики и международных финансов Финансового университета при правительстве РФ Сергей Рогинко. — Эта цель была досрочно выполнена, а участие России в Парижском соглашении требует повышения амбициозности в определении целей сокращения выбросов. Отсутствие цели на период после 2020 г. в такой ситуации бросается в глаза и привлекает внимание ряда мировых игроков, многие из которых негативно настроены по отношению к России и, как показывает опыт, организуют провокации буквально на пустом месте".

При этом, по некоторым оценкам, объем выбросов парниковых газов в России уже ниже заявленных целей. "Согласно данным последнего национального кадастра антропогенных выбросов парниковых газов, в 2018 г. они составляли 69,7% от уровня 1990 г. без учета землепользования и лесного хозяйства", — говорит заместитель руководителя направления "Экономика энергетики и климат" ЦСР Ирина Поминова. Так что новые требования не ведут к ужесточению условий для бизнеса внутри страны. Обозначенные в указе цели можно считать примером здравого подхода власти к сочетанию климатических целей и экономической целесообразности, отмечает Рогинко.

"В условиях, когда на всех участников Парижского соглашения оказывается беспрецедентное давление с требованием как можно более амбициозных целей по сокращению выбросов, новый указ демонстрирует взвешенную позицию, учитывающую структуру национальной экономики, перестройка которой в ближайшее время невозможна, в том числе из-за санкций, лишивших Россию доступа к дешевому международному финансированию, без которого невозможны проекты альтернативной энергетики и сокращения выбросов", — уверен он.

По мнению ряда экспертов, в такой ситуации задачу по дальнейшему снижению углеродных выбросов надо воспринимать как повод для структурно-технологической модернизации экономики с учетом современных требований по энергоемкости и экологичности. При этом, как указывает академик РАН, научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования Борис Порфирьев, модернизация экономики и повышение качества экономического роста (одним из проявлений которого является снижение выбросов вредных веществ и парниковых газов) невозможны без ускорения общей экономической динамики. "В условиях низких темпов роста экономики переход России на траекторию устойчивого социально-экономического развития с низким уровнем эмиссии парниковых газов просто нереален", — уверен академик.

Любовь Маврина

 

 

Взгляд

Литва первой в Прибалтике отказалась от белорусской электроэнергии, хотя до сих пор была крупнейшим ее покупателем. Если остальные прибалтийские страны, входящие в советское энергокольцо, не последуют примеру Литвы, то смогут на этом заработать. Став энергомостом между Белоруссией и странами Балтии, выиграет и Россия. Но есть риск, что Прибалтика покинет энергокольцо СССР в полном составе.

Литва прекратила приобретение электроэнергии в Белоруссии, потому что заработал первый энергоблок Белорусской АЭС, включенный в объединенную энергосистему БРЭЛЛ, созданную еще в советское время. Во вторник в рамках "антиостровецкого" закона литовская сторона установила нулевую проходимость для коммерческого потока электроэнергии из Белоруссии.

Белоруссия в последние годы стала неплохо зарабатывать на экспорте электроэнергии. Если в 2018 году она экспортировала чуть более 1 млрд кВт·ч на 54,63 млн долларов, то в прошлом году сумела нарастить поставки до 2,4 млрд кВт·ч.

Главными покупатели белорусской энергии традиционно являются страны Прибалтики, а также Украина. При этом Литва — крупнейший потребитель.

Однако литовские власти выступают резко против белорусской АЭС, считая ее якобы небезопасной. Местный глава минэнерго называет станцию "геополитическим проектом России на земле Белоруссии". В итоге Литва законодательно закрепила свою позицию.

"Действия Литвы носят политическую подоплеку. Потому что электростанция возводилась по типовому проекту АЭС-2006, генподрядчиком строительства которого является одна из структур Росатома. Данный проект является российской атомной станцией нового поколения "3+" с улучшенными технико-экономическими показателями", — говорит доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Плеханова Олег Каленов.

Так как нельзя отделить электроэнергию, которая вырабатываются на газовых и атомных станциях, Литва вынуждена была полностью остановить закупку белорусской электроэнергии. "Литва не может заблокировать покупку электроэнергии именно с атомной станции, поэтому она заблокировала покупку любой электроэнергии из Белоруссии. До этого она была крупнейшим клиентом Белоруссии", — говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Ситуация для Белоруссии пока не является критичной. Пока от закупок энергии отказалась одна Литва. Кроме того, атомная станция будет постепенно выходить на полную мощность — сейчас заработал только первый энергоблок. "Пока вся электроэнергия с атомной станции пойдет на внутренний рынок", — считает Юшков.

Но постепенно излишки электроэнергии будут появляться. Куда их девать? По словам эксперта, у Белоруссии и Литвы вырисовывается два пути. Белоруссия может использовать посредника для продажи электроэнергии в Литву. Мостом между Белоруссией и Литвой вполне может стать Россия, которая может неплохо на этом зарабатывать, по крайней мере ближайшие пять лет, а то и больше, считает Юшков.

Второй вариант — перепродажа белорусской энергии через Латвию и Эстонию. Энергосистемы этих стран связаны энергокольцом БРЭЛЛ с Белоруссией и Россией. Латвия и Эстония на словах поддерживают Литву, однако, в отличие от нее, пока не запрещали на законодательном уровне своим компаниям закупать белорусскую энергию. "Система перетоков сейчас будет меняться. Пока не понятно, запретят ли Латвия и Эстония на государственном уровне покупку энергии у Белоруссии или нет", — говорит Юшков.

Пока этого не произошло, Белоруссия может нарастить экспорт электроэнергии в Латвию и Эстонию, которые в свою очередь начнут ее перепродавать Литве, не исключает Юшков. "Наверняка в Прибалтике найдутся компании, которые захотят на этом заработать", — считает он.

При любом раскладе Литва лишь формально прекратит закупку белорусской электроэнергии. Но кардинально отказаться от электроэнергии в кольце БРЭЛЛ она будет не в состоянии. Иначе страна просто останется без света.

Литва, правда, покупает электроэнергию еще у Швеции, но эти поставки нестабильны. Когда в Швеции маловодье из-за бесснежной зимы, электроэнергия на экспорт становится очень дорогой.

У кого теперь Литва будет брать больше электроэнергии — у России или прибалтийских стран — на практике будет зависеть уже от цены, полагает Юшков. Нам, конечно, было бы выгодно перепродавать белорусскую электроэнергию Литве или даже всей Прибалтике, если вдруг Латвия и Эстония тоже законодательно запретят напрямую брать белорусскую электроэнергию.

В будущем Прибалтика планирует вообще выйти из энергокольца БРЭЛЛ, что означает перекрытие перетоков энергии из Белоруссии и России во все прибалтийские страны. Эти планы звучат давно, но их реализация ожидается не раньше 2025 года, и сроки еще могут сдвинуться. Сделать это намного сложнее, чем сказать. Потому что необходимо построить инфраструктуру для включения стран Прибалтики в европейскую энергосистему, где стоимость киловатт-часа значительно выше, чем в энергокольце БРЭЛЛ.

Если вслед за Литвой вся Прибалтика откажется от белорусской электроэнергии, то у Белоруссии останется два варианта. Первый — поставлять ее России, которая станет настоящим энергомостом между Белоруссией и Прибалтикой. Наша выгода здесь очевидна.

Но Юшков считает, что Минск пойдет по второму пути. Энергия, выработанная на атомной станции, будет идти исключительно на внутренний рынок. И она начнет вытеснять энергию, выработанную на станциях с газовой генерацией. И этот сценарий не очень приятен для Газпрома, так как означает снижение закупок российского газа Белоруссией.

"Первый энергоблок АЭС, скорее всего, будет вытеснять электроэнергию с газовых станций. Параллельно Белоруссия будет давить на Газпром, чтобы тот снизил цены на газ.

Белорусы будут представлять эту историю так, что российский газ очень дорог. Но в реальности им просто некуда девать электроэнергию с атомной станции", — считает Юшков.

По словам Каленова, ввод АЭС в эксплуатацию позволит обеспечить около 30% внутренних потребностей Белоруссии в электроэнергии. Помимо этого, работа АЭС позволит заместить 4,5 млрд кубометров природного газа в год, а также решить важные экологические проблемы, связанные с выбросами парниковых газов.

А потом, когда Прибалтика выйдет (когда-то это все же произойдет) из БРЭЛЛ, энергомост через Россию тоже закроется. И здесь в выигрыше может оказаться Польша.

"Прибалтике придется развивать собственную генерацию, строить новые газовые станции. Либо сделать перемычку с Польшей и запитаться через нее", — считает Юшков.

Ольга Самофалова

<< Ноябрь, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ