media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

05.12.2013

"Ведомости"

Минэнерго по инициативе "Сургутнефтегаза" готовит новые предложения по налоговым льготам при добыче трудноизвлекаемой нефти, рассказал в интервью Reuters министр энергетики Александр Новак. С сентября четыре залежи труднодоступной нефти — Баженовская, Абалакская, Хадумская и Доманиковая получили льготы в виде нулевого НДПИ на 10-15 лет. Но эта льгота распространяется только на месторождения с выработкой менее 5% (по закону — менее 3%. — "Ведомости"), сказал Новак. А выработка месторождений "Сургутнефтегаза" в основном превышает этот показатель, поэтому льгота может быть расширена на месторождения с выработкой до 10%, добавил он. Представитель "Сургутнефтегаза" отказался от комментариев.

По словам Новака, в ближайшее время Минэнерго внесет соответствующие предложения в правительство. Это будет закон по стимулированию добычи трудноизвлекаемых запасов, кроме выработанности льготы по НДПИ будут зависеть от толщины пласта и его проницаемости.

Поправки нужны "Сургутнефтегазу", так как он давно работает на Баженовской свите (залежи нефтеносных горных пород на глубинах более 2 км), добывает больше всех и единственный имеет месторождения с выработкой более 3%, говорит источник "Ведомостей" в одной из нефтяных компаний. На Бажене ежегодно добывается около 800 000 т нефти, из них более 60% приходится на "Сургутнефтегаз", говорится в отчете энергетического центра бизнес-школы "Сколково". Незначительный объем приходится на "Лукойл", "Роснефть", "Русснефть", приступить к ней планирует СП "Газпром нефти" и Shell — Salym Petroleum Development.

Представитель "Роснефти" отказался от комментариев. Представитель "Лукойла" говорит, что у компании на Баженовской свите сейчас четыре месторождения и на двух из них (Средне-Назымском и Галямовском) ведется опытно-промышленная добыча. Выработка минимальная, пока идет отработка оптимальной технологии добычи, а как сработают предоставленные по закону льготы, пока сказать трудно, добавляет он. "Газпром нефть" поддерживает инициативу Минэнерго — существующие льготы пока не дают значительного экономического эффекта, говорит представитель компании.

Минэнерго рассчитывает, что трудноизвлекаемая нефть обеспечит ежегодный прирост добычи в России в объеме 15-20 млн т, пишет Reuters. Но без льгот и отработанных технологий заниматься ею бесперспективно, считает представитель "Лукойла".

Потенциал Баженовской свиты высок, ресурсы оцениваются от 2 млрд т (оценка Минэнерго) до 22 млрд т (оценка "Роснефти"), но технологий для промышленной добычи нет, а американские в основном не применимы, пишет в своем отчете "Сколково". Бажен эксплуатируется 55 лет, за это время там добыто лишь 11 млн т нефти. Бурится много "сухих" скважин, а дебет скважин с притоком нефти быстро падает. Для промышленной добычи нужен технологический прорыв, на отработку технологий потребуется 10-15 лет, а пока Бажен сможет обеспечить ежегодную добычу на уровне 1-1,5 млн т, отмечает группа экспертов "Сколково". В то же время, по прогнозу BP, к 2030 г. в России может добываться до 70 млн т углеводородов из низкопроницаемых пород.

Михаил Серов

Мелкие электросетевые компании хотят объединить в разумных рамках.

"Независимая газета"

Спустя почти 10 лет после реформирования РАО "ЕЭС" споры о том, куда двигаться отечественной электроэнергетике, продолжаются. Надежды реформаторов на то, что дроблением энергокомпаний можно создать между ними конкуренцию и так оздоровить отрасль, оказались мифом, считает глава думского комитета по энергетике Иван Грачев. Теперь специалисты ищут пути объединения раздробленных сетевых компаний, которое может исправить положение в электроэнергетике.

"Последствия реформы электроэнергетики показывают, что в практической работе нельзя руководствоваться мифами о рыночных стимулах. Мифом, в частности, оказалось утверждение о том, что простым дроблением энергокомпаний можно создать между ними конкуренцию и тем самым оздоровить отрасль.

В стране действуют тысячи мелких электросетевых компаний, у которых нет денег и производственных мощностей для ремонта сетевого хозяйства", — заявил "НГ" Иван Грачев.

По его словам, эти мелкие компании повышают тарифы и собирают с потребителей деньги на псевдоинвестиционные программы, тогда как в действительности состояние сетевого хозяйства ухудшается. Чтобы переломить тенденцию, необходимы объединение, укрупнение и централизация сетевых компаний. "Юридически подтолкнуть компании к укрупнению можно с помощью новых технических нормативов, которым мелкие компании не смогут соответствовать", — говорит Грачев. По его словам, нужно стимулировать присоединение мелких компаний к "Россетям" или осуществить передачу контроля над ними муниципалитетам.

Как отмечают думские аналитики, проблемы распределительного электросетевого комплекса страны приводят к отключениям электричества в регионах, росту тарифов на электроэнергию, снижению оперативности в аварийных ситуациях, старению и снижению надежности сетей. "В подавляющем большинстве случаев распределительные сети в городах и населенных пунктах России эксплуатируются территориальными сетевыми организациями (ТСО) различных форм собственности, не входящих в структуру ОАО "Россети". Любое юридическое лицо может стать сетевой организацией. Большинство небольших компаний этим пользуется и откровенно паразитирует на услуге по передаче электроэнергии, нагружая своими затратами тариф на электроэнергию, — говорится в презентации доклада. — В России более 3600 таких ТСО, которые живут по своим правилам. Для сравнения: в Германии менее 800 ТСО, в Великобритании — 16".

В качестве компромиссного способа можно рассмотреть вариант консолидации на административном уровне, считает Грачев. "Думаю, что это будет одной из основных тем для обсуждения в первой половине 2014 года", — полагает он.

Как отмечает президент ассоциации электроснабжения городов России "Прогрессэлектро" Александр Маслов, приватизация распределительного электросетевого комплекса была задумана и продекларирована как способ создания конкурентной среды с целью повышения качества предоставляемой услуги со снижением ее стоимости. При этом основная задача по распродаже электрических сетей, принадлежащих ранее местным администрациям и ведомствам, была выполнена. "В результате приватизации на сегодня мы имеем более 3600 локальных территориальных сетевых организаций различных форм собственности. Такого рода ТСО не имеют обязательств выполнять отраслевые стандарты при оказании услуги потребителю и не несут ни юридической, ни экономической ответственности, — продолжает он. — В результате потребители — без их согласия — были разделены на две категории: везучие и невезучие. Везучие — те, которые питаются от сетей, имеющих государственный контроль и четкую техническую и правовую политику. Территориальные сетевые организации, находящиеся в руках частного собственника, как правило, владеющего небольшими участками электрической сети, сами себе определяют уровень и качество предоставляемой услуги и практически не несут никакой ответственности перед потребителем, которого смело можно отнести к категории невезучих. А касаемо влияния подобных рыночных механизмов на стоимость электрической энергии, то чем больше количество ТСО, тем выше издержки, а значит, и тариф".

С этим мнением отчасти согласны и другие опрошенные "НГ" аналитики. "Проблема состоит в разрозненности территориально-сетевых организаций, число которых в России чрезвычайно велико. При этом многие из них получают должную тарифную выручку, но качество услуг оставляет желать лучшего, а некоторые существуют только формально, — отмечает аналитик агентства "Инвесткафе" Екатерина Шишко. — Поэтому сейчас основным направлением развития ТСО является консолидация этих организаций на базе дочерних компаний "Россетей", а также утверждение единой технической политики всех организаций электросетевого комплекса". В частности, по ее словам, планируется законодательно уравнять ТСО и МРСК, что заставит мелкие неэффективные ТСО уйти с рынка. Унификация технологических требований также будет способствовать уходу мелких ТСО. Рассматривается предложение о лицензировании их деятельности. После отсева неэффективных ТСО "Россетям" удастся сконцентрировать большую часть рынка передачи электроэнергии.

В свою очередь, старший аналитик компании "Альпари" Анна Бодрова признает, что электросети повышают плату за передачу электроэнергии, не заботясь о модернизации этих самых сетей. И впоследствии оказывается, что мощности сильно изношены и требуют замены или значительного расширения. "В России нужна общая эффективная модель функционирования электросетей, особенно с учетом роста пиковых нагрузок в сезоны — причем она должна быть основана и на экономических параметрах, и на фактическом опыте работы электросетей, — отмечает эксперт. — Однако у отдельно взятого региона собственные потребности и уровни платежеспособности. При этом нужна единая схема технического подхода. В частности, может быть зафиксирован уровень инвестиций в мощности в процентах от прибыли. Точно так же могут быть установлены сроки плановых ремонтов и т.п.".

Сергей Куликов

 

 

"Ведомости"

"Лукойл", "Новатэк", "Черноморнефтегаз" и "Севернефтегаз" вскоре могут получить добывающие лицензии на участки в Балтийском, Баренцевом, Карском, Азовском и Черном морях, на которых они проводят геологоразведочные работы. Роснедра уже подготовили поправки в закон "О недрах", сообщил вчера "Интерфакс" со ссылкой на документы. Компании могут получить в разработку участок при условии, что до апреля 2008 г. они открыли месторождение на шельфе или получили право пользования таким участком. При этом компания может получить сквозную лицензию. Получить комментарии в Роснедрах и Минприроды не удалось.

В апреле 2008 г. вступил в силу закон "О недрах", который признавал право на шельф только за госкомпаниями с опытом работы не менее пяти лет, т. е. это "Роснефть" и "Газпром". Остальные не могли получать такие лицензии, но те, кто ими уже владел, продолжали работать.

Поправки в закон — эта инициатива "Лукойла". "Я попросил президента внести поправки, касающиеся лицензий, выданных до вступления этого закона в силу. У нас возникают вопросы в Калининграде, на Азове <...> И такое поручение есть — работа идет", — говорил в сентябре в интервью "Ведомостям" президент "Лукойла" Вагит Алекперов. Частично просьба была услышана. В ноябре Каспийская нефтяная компания (по 49,9% — у "Роснефти" и "Лукойла", 0,2% — у "Газпрома") получила лицензию на добычу на Западно-Ракушечном месторождении, которое было открыто в 2008 г. Алекперов просил ускорить выдачу добычной лицензии на месторождение Центральное. Поправки в закон позволяют это сделать. "Лукойл" также может получить право разрабатывать два участка на шельфе Балтийского моря, завершить переоформление лицензии на Варандей-Адзьвинский участок в Баренцевом море.

"Дочка" "Новатэка" — "Новатэк-Юрхаровнефтегаз" может получить в разработку Ново-Юрхаровский участок в Карском море, "Севернефтегаз" — участки Кольский 1,2,3 на шельфе Баренцева моря, "Черноморнефтегаз" — участки на шельфе Черного и Азовского морей. Представитель "Новатэка" от комментариев отказались. Получить комментарии в "Черноморнефтегазе" и "Севернефтегазе" не удалось.

Аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров считает, что частные компании вряд ли получат больше, чем им сейчас дают, — все "жирные куски" на шельфе уже розданы госкомпаниям, заключает он.

Галина Старинская

 

 

<< Декабрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ