media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

06.02.2014

"Газпром" вновь задумался о расширении "Северного потока". Пока можно говорить лишь об одной новой ветке — в Великобританию, где растет спрос, говорят эксперты.

"Ведомости"

Технико-экономический анализ компании Nord Stream AG (оператор газопровода "Северный поток") подтвердил, что строительство одной или двух новых веток газопровода экономически целесообразно, сообщил "Газпром" после встречи предправления Алексея Миллера с управляющим директором Nord Stream AG Маттиасом Варнигом.

Акционеры Nord Stream AG ("Газпром", немецкие Wintershall и E.On, нидерландская Gasunie и французская GdF Suez) признавали строительство третьей и четвертой ниток экономически целесообразным еще в октябре 2012 г., когда закупалась вторая нитка газопровода. Миллер говорил тогда, что новый консорциум для расширения газопровода будет сформирован к началу 2013 г., но этого не произошло. С тех пор "Газпром" подписал два меморандума с Gasunie и GdF Suez об их возможном участии в проекте.

Вместо этого "Газпром" в феврале 2013 г. стал продвигать проект расширения газопровода Ямал — Европа через Белоруссию (ее газотранспортная система принадлежит России) и Польшу. Источники "Ведомостей" в "Газпроме" рассказывали, что если будет принято решение о строительстве Ямал — Европа — 2, то от строительства четвертой нитки "Северного потока" в Европу компания откажется, сохранив проект третьей — для экспорта в Великобританию. Завершить экономическое обоснование расширения трубы Ямал — Европа — 2 планировалось к сентябрю 2013 г. Но и этого не произошло.

Из-за планов "Газпрома" в Польше разгорелся политический скандал. И сейчас поляки расширение Ямал -Европа — 2 не поддерживают, поэтому от этих планов "Газпром" отказывается — в пользу строительства еще одной ветки "Северного потока" в Европу, говорит человек, близкий к "Газпрому". Представитель правительства Польши отказался от комментариев.

Но ситуация вновь может измениться, говорит человек, близкий к "Газпрому". Наиболее вероятно, что ветка газопровода в Великобританию все-таки будет построена, спрос там растет, утверждает он. А по поводу еще одной ветки в Европу такой уверенности до конца нет, сказал близкий к "Газпрому" источник. Когда могут быть приняты окончательные решения, он не говорит.

В сообщении "Газпрома" отмечается, что для окончательного решения необходимы гарантии возврата инвестиций, а это упирается в европейское законодательство по регулированию энергетических рынков. Сейчас две нитки "Северного потока" мощностью 55 млрд куб. м газа загружены на 60-70%, так как немецкий отвод от газопровода — Opal — "Газпром" и его партнеры могут использовать только наполовину. Вторую половину мощностей им по закону необходимо резервировать для сторонних поставщиков, даже если таковых нет.

Россия давно добивается от Еврокомиссии права для "Газпрома" использовать Opal на полную мощность, но безрезультатно. Президент Владимир Путин в конце января, после саммита "Россия — ЕС", заявил, что по газопроводу Opal в принципе удалось договориться. Но представитель Европейской комиссии утверждает, что решения пока нет и найдено оно может быть не раньше марта.

Без этого говорить о строительстве новых веток "Северного потока" в Европу бессмысленно, считает аналитик ИФД "Капиталъ" Виталий Крюков. Пока главной целью возможного расширения трубопроводного проекта, вероятно, может стать Великобритания. Эта страна — крупнейший газовый рынок Европы, она потребляет около 80 млрд куб. м газа в год, в основном в виде сжиженного природного газа (СПГ). В Европе СПГ не хватает, так как он уходит с европейского спотового рынка по долгосрочным контрактам в Азию, из-за чего спотовые цены в Великобритании очень высоки, отмечает Крюков. Дефицит газа в Великобритании позволил "Газпрому" в 2013 г. нарастить туда экспорт почти на 54% до 12,5 млрд куб. м. Фактически лишь британский и итальянский рынки обеспечили "Газпрому" рост экспорта в Европу за прошлый год. Помимо дефицита британский рынок может быть интересен "Газпрому" и тем, что он обособлен от другой Европы, либерализован, но не применяет нормы Третьего энергопакета, заключает Крюков.

Михаил Серов, Елена Ходякова

Сенатор Лебедев требует 2 млрд долларов от Вексельберга и Блаватника за помощь в получении контроля над ТНК.

"РБК daily"

Не прошло и года с момента продажи ТНК-BP "Роснефти" за 61 млрд долл., как в суд Нью-Йорка подан первый иск от бывшего акционера. Совладелец группы "Синтез" и сенатор от Чувашии Леонид Лебедев требует от Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника 2 млрд долл. — он утверждает, что в 1997 году помогал им получить контроль над ТНК и хочет долю от продажи бизнеса "Роснефти". Юристы ждут, что этот процесс будет похож на суд Бориса Березовского с Романом Абрамовичем в Лондоне, в ходе которого вскрылось много деталей ведения бизнеса в России в 1990-х.

Контроль над ТНК

Адвокат Леонида Лебедева подал иск в суд Манхэттена 4 февраля (копия находится в распоряжении РБК daily). В этом документе сенатор отмечает, что в 1997 году отдал Виктору Вексельбергу и Леонарду Блаватнику 25 млн долл. и свои доли в ТНК и ее дочерней структуре "Нижневартовскнефтегаз". Сумма, по словам Лебедева, позволила бизнесменам приобрести "жизненно важный процент собственности", который дал им (совместно с "Альфа-групп") контроль над ТНК. Якобы Лебедев помог партнерам приватизировать 40% нефтяной компании.

Отношения между партнерами, по словам Лебедева, были оформлены спустя четыре года. В 2001 году в Нью-Йорке Лебедев, Вексельберг и Блаватник пришли к соглашению о структуре владения компанией, говорится в иске. Стороны якобы договорились, что за свой вклад г-н Лебедев получает 15% в офшорной компании OGIP Ventures, через которую бизнесмены владели акциями ТНК.

Позже Лебедев и Вексельберг подписали "инвестиционное соглашение", гарантирующее эту долю. Подписи Блаватника под документом нет, так как он был вынужден внезапно уехать, пишет сенатор, однако позднее бизнесмен согласился с его условиями. Таким образом, замечает Лебедев, Блаватник и Вексельберг (вместе с "Альфой") получили контроль над ТНК, которая в 2003 году объединилась с британской BP в ТНК-BP. Консорциум российских акционеров ААР ("Альфа" и OGIP) получил в этой компании 50%.

Опасаясь, что сделка с BP сорвется, Вексельберг и Блаватник скрыли долю Лебедева от британской компании, отмечается в иске. Партнеры хотели выкупить долю сенатора, но тот отказался ее продавать. В июне 2003 года была создана компания Coral, которая получала долю от платежей BP. За три года ей было перечислено в общей сложности 600 млн долл., говорится в иске.

Если истец действительно владел 15% OGIP, он мог бы быть косвенным владельцем 7,5% в ААР и 3,75% в ТНК-BP. За свою долю в ТНК-BP ААР получила от "Роснефти" около 28 млрд долл., поэтому Лебедев претендует на сумму более 2 млрд долл.

Сделка с "Роснефтью"

"В марте 2013 года по итогам сделки "Роснефти" и AAР доля Лебедева в компании ТНК-BP была реализована. На уведомление о досудебном урегулировании реакции не последовало, исковое заявление было направлено в суд", — заявил РБК daily Константин Шварцкопф, официальный представитель Лебедева.

Представитель Вексельберга Андрей Шторх отказался от комментариев. А Майкл Ситрик, представитель Леонарда Блаватника, сказал, что иск основан на ложной и обманчивой переделке фактов, передает агентство Bloomberg.

Руководитель юридического отдела AVG Capital Partners Эльдар Назмутдинов отмечает, что итоги судебного процесса будут зависеть от того, в каком качестве был подписан документ Лебедевым и Вексельбергом, и что в нем написано. "Судебный процесс — исследование письменных документов, если такой документ есть, то все зависит от его содержания", — говорит он.

Юлий Тай, управляющий партнер адвокатского бюро "Бартолиус", считает, что если бы у Леонида Лебедева были юридические доказательства, ему не пришлось бы обращаться в суд. "Первая аналогия, которая приходит в голову, — это дело Березовского против Абрамовича, — говорит Тай. — Лебедев хочет через суд доказать соглашение, которое держалось на доверии и не было подкреплено юридически. Судебные перспективы в таких случаях даже в американских судах меньше 50%".

Если иск будет рассмотрен по существу, то наблюдатели смогут перенестись в Россию 1990-х и узнать, как тогда вели дела российские предприниматели. Судя по формулировкам иска о "творческом подходе к бухгалтерскому учету" и "получении доходов в форме отличной от дивидендов", слушания Лебедев против Вексельберга и Блаватника станут второй главой в истории крупного российского бизнеса. Первый ее том составил процесс Березовский против Абрамовича, завершившийся в Лондоне в 2012 году и обогативший английский язык понятием krysha.

Константин Ямщиков

 

 

Ряд государственных компаний может переехать на Дальний Восток.

"Независимая газета"

Вчера на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева обсуждался целый ряд предложений для создания на российском Дальнем Востоке территорий опережающего социально-экономического роста. Специальные условия, заметил глава правительства, должны быть созданы, в этом ни у кого нет сомнений. Министерства получили время до 15 июня, чтобы окончательно доработать весь комплекс мер.

— Нам нужно создать деловой климат и инфраструктуру, которые позволят нам успешно конкурировать за инвестиции и трудовые ресурсы в глобальном масштабе, — обозначил глава кабмина одну из главных задач. — То есть, иными словами, конкурировать с нашими ближайшими соседями на Дальнем Востоке.

Сейчас ситуация такая, что соседние страны выглядят предпочтительнее. "У нас показатели по всем разрешениям — на строительство, на подключение — худшие в регионе", — подчеркнул Дмитрий Медведев. Возможно, для Дальнего Востока разработают отдельные "дорожные карты" для улучшения инвестиционной привлекательности, куда заложат более амбициозные задачи, чем средние для страны.

Чтобы не повторять ошибок, будут проанализированы предыдущие попытки по развитию дальневосточных территорий страны, которые оказались неудачными. "Воли не хватило довести их до конца", — уверен премьер-министр. Это касается в том числе работы институтов развития, созданных специально под Дальний Восток.

Всю работу должно координировать министерство по развитию Дальнего Востока, указал Дмитрий Медведев. "У вас всех есть своя компетенция, и ее никто не размывает, но если мы создали отдельное министерство, оно должно иметь всю полноту полномочий, — обратился председатель правительства к руководителям других ведомств. — Да, они будут какие-то основные вещи согласовывать и с профильными, отраслевыми министерствами, и с министерствами общего профиля типа минэкономразвития, и ведомствами, которые занимаются решением разных задач, но центр ответственности должен быть там, это совершенно очевидно".

Со следующей недели в кабинете министров начнется работа над законопроектом о территориях опережающего развития на Дальнем Востоке. Вице-премьер — полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев сообщил, что первый вариант документа должен быть представлен к следующему совещанию, которое соберется в марте.

К этому же времени глава кабинета министров ждет предложения по переносу на Дальний Восток офисов ряда госкомпаний, но конкретных названий вице-премьер сказать не смог. "Предложения будут рассмотрены руководством страны. После этого мы будем вам докладывать, а сейчас говорить о предположениях довольно странно", — сказал он журналистам после совещания. Трутнев уточнил, что в случае компаний речь идет о "смене прописки" налогооблагаемой базы.

Бизнес, который захочет работать в дальневосточных территориях опережающего развития, получит специальный налоговый режим. Так, налог на прибыль в стране составляет 20 процентов, а там ставка может быть снижена до 10 процентов. Если НДФЛ установлен на уровне 13 процентов, то в этих территориях доходы физических лиц могут облагаться по ставке 7 процентов. "Это предложение основано на лучших практиках. Мы просто взяли таблицу, где есть показатели по лучшим странам-конкурентам, — пояснил Юрий Трутнев. — Если мы хотим, чтобы инвесторы пришли к нам, наши показатели должны быть не хуже". На территориях опережающего развития в дальневосточном регионе, по словам Трутнева, административные процедуры для предпринимателей будут ускорены в 10 раз.

Перезагрузка институтов развития региона потребует выделить из бюджета 170 миллиардов рублей, причем деньги должны быть выделены уже в этом году. "Это 100 миллиардов рублей в Фонд развития Дальнего Востока — мы планируем создать новый отдельный Фонд развития Дальнего Востока, — и 69 миллиардов рублей планируются на создание акционерного общества "Развитие Дальнего Востока", — рассказал вице-премьер Трутнев.

В общей сложности развитие Дальнего Востока потребует до 2020 года вложить в регион 3,3 триллиона рублей. И как в большинстве других случаев, в правительстве рассчитывают, что процесс этот будет идти в основном за счет частных, а не бюджетных средств. "Надеемся, что на вложенный один бюджетный рубль придется 10 рублей внебюджетных инвестиций", — заявил Трутнев.

Владимир Кузьмин

 

 

Минприроды предложило правительству ввести налоговые преференции и санкции для стимулирования роста разведки и добычи нефти и газа.

"Известия"

Минприроды направило в правительство свои предложения по налоговому стимулированию работ по геологоразведке месторождений нефти и газу и налоговым санкциям за невыполнения этих объемов (копия есть у "Известий"). В случае одобрения инициативы бюджет в течение 20 лет получит дополнительно 1,7 трлн рублей доходов.

Ведомство предлагает комбинировать несколько методов налоговых преференций для тех компаний, которые активно вкладываются в изучение недр. Это налоговые вычеты из НДПИ в размере 60% от суммы средств, вкладываемых компаниями в геологоразведку, отсрочка или снижение разовых платежей за пользование недрами по факту открытия месторождений. А также повышение порога отнесения месторождений к разряду "участков недр федерального значения" (на которые негосударственная компания может не получить лицензию даже в случае открытия месторождения) с 70 млн до 150 млн т извлекаемых запасов нефти.

Поручение правительства РФ стимулировать рост финансирования и объема геологоразведки нефти и газа со стороны компаний оправдано: власти заинтересованы в росте добычи нефти. Если же компании станут эксплуатировать только открытые еще в СССР месторождения, то уже в ближайшие пять лет Россия может столкнуться с существенным падением объема добычи черного золота.

По словам министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского, сегодня 88% нефти добывается из залежей, открытых во времена СССР, до 1991 года, и лишь 5% нефти — на залежах, открытых после 2002 года. На период с 2005 по 2012 год добыча нефти в стране росла в основном за счет ввода крупных месторождений, изученных еще в советские годы. Без их учета ее добыча в стране упала бы до 412 млн т (примерно на 85 млн т). Количество открываемых ежегодно месторождений нефти сократилось с 67 штук в 2008 году до 26 в 2013-м.

По данным Минприроды, недропользователей не в полном объеме выполняют обязательства по сейсморазведке и бурению на своих лицензионных участках, задерживая сроки начала добычи сырья. Компании объясняют это разными причинами: от экономической нецелесообразности геологоразведки в некоторых регионах, где слишком высок риск неподтверждения запасов углеводородов и недостаточно инфраструктуры для их транспортировки, до отсутствия необходимых технологий.

— Государство тоже рискует, когда выдает компаниям поисковые и добычные лицензии. Тех, кто не выполняет взятые на себя обязательства, будут лишать лицензий или наказывать рублем. В частности, мы предложили ввести для компаний финансовые гарантии выполнения геологоразведочных работ, а в случае нарушения сроков и объемов проведения таких работ лишать их льгот на срок задержки введения в эксплуатацию месторождений, — говорит глава Минприроды России Сергей Донской.

Именно он изначально лоббировал идею введения налоговых санкций и преференций в целях улучшения исполнения компаниями параметров лицензионных соглашений. По словам министра, в числе предложенных правительству мер — по частям сокращать размер площадей поисковых лицензий (переводя в нераспределенный фонд недр по 25%  недоразведанных площадей каждые два года). Есть также планы по увеличению платы за пользование недрами в том случае, если запланированные геологоразведочные работы на участках не ведутся.

По заказу Минприроды энергетический центр бизнес-школы "Сколково" построил микро- и макромодели для оценки эффективности различных инструментов стимулирования геологоразведки (ГРР) и предложил комбинировать несколько методов налоговых преференций в целях увеличения объемов прироста запасов нефти.

По словам директора энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Григория Выгона, наиболее эффективно показал себя комплексный подход, сочетающий налоговые вычеты на сумму 60% от суммы затрат компаний на геологоразведку с применением "консолидации" (объединение ГРР и НДПИ по всем лицензионным участкам), "огораживание с аплифтом" (вычеты расходов на ГРР c учетом инфляции из НДПИ для каждого участка), применением отсрочки и снижение разового платежа за пользование недрами по факту открытия.

Бюджетный эффект от предоставления нефтяникам вычетов затрат на геологоразведку из НДПИ на 20-летний период, по оценкам энергетического центра бизнес-школы "Сколково", составит 1,7 трлн рублей с учетом введения мер налогового стимулирования с 2015 года. Только в Западной Сибири это поможет добиться дополнительной добычи в объеме 138 млн т нефти к 2035 году, в Волго-Уральском районе — 58 млн т нефти при сумме вычетов на геологоразведку нефти только в Западной Сибири в размере 706 млрд рублей.

— В первый год действия льготы суммарные потери бюджета по обоим регионам составят 28,8 млрд рублей при методе "консолидации". В целом за 20 лет они достигнут 0,915 трлн рублей при сумме дополнительных доходов бюджета 2,6 трлн рублей. Снижение или отсрочка разового платежа за пользование недрами (при открытии месторождений по результатам поисковой лицензии) первоначально лишит бюджет страны не более 2 млрд рублей в год, но зато позволит малым нефтяным компаниям, на долю которых приходится 17% объема геологоразведки, раньше начинать добычу на месторождениях, платя с этого налоги в казну. Также мы предложили применение метода "огораживание с аплифтом", который исключает выпадающие доходы бюджета в отличие от метода "консолидации", — пояснил "Известиям" Григорий Выгон.

По словам эксперта, в новых районах добычи нефти с неразвитой инфраструктурой, например в Восточной Сибири, экономический эффект от введения налоговых преференций с целью стимулирования геологоразведки просчитать пока сложно, но именно в этих регионах эффективно увеличение порога отнесения открытых месторождений к "стратегическим": до 150 млн т. Частные компании опасаются открыть крупное месторождение, ведь в этом случае лицензию на добычу могут отдать госкомпании, поэтому возможны случаи занижения запасов нефти при постановке их на госбаланс.

Предложения Минприроды будут рассмотрены на совещании у вице-премьера правительства по ТЭКу Аркадия Дворковича уже в конце февраля — начале марта.

Людмила Подобедова

 

 

<< Февраль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ