conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

06.02.2015

Цены на бензин снизятся в 2018 году.

"Российская газета"

В минэнерго не исключили снижения цен на бензин после 2017 года. Это может произойти из-за того, что предложение топлива на российском рынке может превысить спрос благодаря модернизации производства, считает заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов.

Генеральную же схему развития нефтяной отрасли в ближайшее время будут еще обсуждать в правительстве. И официально примут в середине 2015 года. Об этом Кирилл Молодцов заявил в ходе пресс-завтрака "Вызовы и развилки российской нефтяной отрасли" .
"В этом году мы планируем сформировать базовые установки и основные сценарные условия для развития нефтегазовой отрасли до 2020 и дальше до 2035 года. По плану где-то в середине года, после рассмотрения энергетической стратегии", — сказал он. Ранее планировалось рассмотреть документ в первом квартале 2015 года.

Вызовов в отрасли действительно хватает, добавляет модератор мероприятия Григорий Выгон. Среди внешних он назвал увеличение объемов и удешевление предложения нефти в связи с новыми технологиями, а также в результате изменения поведения ОПЕК. "Кроме этого, снижение темпов роста спроса, причины которого — замедление темпов роста мировой экономики, рост межтопливной конкуренции, развитие альтернативной энергетики, повышение энергоэффективности потребления", — перечислил он и добавил, что к внутренним вызовам можно отнести удорожание добычи традиционных углеводородов, субсидирование внутреннего рынка за счет ТЭК, технологическую отсталость отрасли.

В силу этих причин, резюмировал он, остается один вопрос: "есть ли видение долгосрочной конфигурации отрасли?" Да есть, ответил Молодцов, назвав одной из основ стратегии и направлений развития развитие Восточной Сибири и проблемы возмещения традиционных запасов нефти на горизонте 2020-2025 годов. "Мы понимаем, что изученные запасы в основном распределены и надо развивать геологоразведку. Также стоит учитывать рост глубины нефтепереработки", — заявил он.

В то же время замминистра подчеркнул, что, с одной стороны, нам стоит задуматься о росте объемов добычи нефти, коэффициенте ее извлечения из пластов, "но мы должны понимать, что рынок тоже не стоит на месте и сейчас не может потребить больше, чем ему необходимо". В том числе и по этой причине при снижении цены на нефть и курса рубля по отношению к основным мировым валютам, а также в результате налогового маневра российские нефтяные компании потеряли в доходах порядка 15 процентов, по сравнению с прежними условиями.

Снижения добычи нефти в РФ не планируется, несмотря на падение доходов наших топливных компаний

При этом устойчивое обеспечение нефтепродуктами населения России и сопредельных государств требует около 250-300 миллионов тонн нефтепереработки. "К 2035 году нам необязательно заниматься шельфом и трудноизвлекаемыми запасами, вполне достаточно традиционных. С учетом того, что у нас внутренний объем потребления растет не так сильно, запас есть", — уверен Молодцов. Но, тем не менее, и добычу на шельфе, и трудноизвлекаемые запасы, все это стоит развивать, к 2025 году только в акватории планируется добывать до 50 миллионов тонн. Причина простая — технологии. Их необходимо использовать, в том числе разрабатывая новые, чтобы оставаться в "русле событий" и не отстать в плане инновационных технических решений.

Тарас Фомченков

 

 

"Турецкий поток" нарушает газовые соглашения с европейскими странами, уверяет Еврокомиссия. Она уже убрала со своего пути "Южный поток" с помощью правил Третьего энергопакета, которые создавались во многом специально, чтобы навредить Газпрому. Теперь ЕК старается найти юридический повод, чтобы остановить "Турецкий поток". Удастся ли ей это?

"Взгляд"

"Предложение России поставлять газ на турецко-греческую границу и с 2019 года отказаться от использования газопроводов через Украину в качестве главной транзитной трассы в Европу нарушает прежние юридически обязывающие договоры", — заявил вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович. По его словам, подобные соглашения, кроме прочего, содержат пункты, определяющие конкретные места транспортировки и доставки газа.

По его словам, в ходе недавней поездки в Москву он поднимал этот вопрос, дискуссии на эту тему необходимо продолжать, надо вернуться к более рациональному разговору.

Новый еврокомиссар по энергетике уже не раз делает удивительные заявления. Ранее он говорил, что российский проект поставок газа в Турцию вместо "Южного потока" является якобы "экономически несостоятельным". Потом — что решение Газпрома по созданию "Турецкого потока" наносит ущерб имиджу компании. Но все это не подействовало, потому что в реальности является наигранным популизмом.

"Турецкий поток" обойдется России дешевле хотя бы потому, что водная часть трубы будет короче, наземная тоже, так как пройдет только по территории Турции. "Южный поток" должен был идти по территориям сразу нескольких европейских государств. Имидж же Газпрому и заодно России решение заменить "Южный" на "Турецкий поток" только поднимает. Потому что это показывает, как легко Москва маневрирует между препятствиями, которые чинят европейские чиновники из-за геополитики.

Обвинения в нарушении контрактных условий с европейскими покупателями из той же популистской серии.

Как объясняет газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, в договоре с европейцами нет пункта о том, что они получают российский газ на границе с Украиной. Россия перевозит свой газ через Украину, забирает его на украинско-европейской границе и передает европейским потребителям в Австрии. Хранилище в австрийском Баумгатене — точка входа российского газа на европейский рынок. Именно туда изначально должен был приходить и российский газ по "Южному потоку", говорит Гривач. То есть "Южный поток" действительно не менял место получения европейскими странами российского газа, корректировался лишь маршрут.

"Турецкий поток" означает, что российский газ пойдет не только другим маршрутом (не через Украину), но и место получения газа европейцами будет другим. Российский газ на юге Евросоюз сможет купить в новом газовом хабе — на турецко-греческой границе.
Однако смена точки доступа к российскому газу потребует всего лишь корректировки долгосрочных контрактов европейцев с Газпромом. Это то, что предстоит решить путем переговоров, говорит Гривач.

Однако в нарушениях договоров Газпром заподозрить пока сложно. Претензии еврокомиссара необоснованны, потому что пока для Южной Европы ничего не изменилось. Газ из России на юге идет прежним путем. Этот вопрос станет актуальным в 2019 году, когда заработает "Турецкий поток".

Но тогда этот вопрос станет чисто техническим. Потому что как раз в 2019 году заканчивается срок действия транзитного договора между Россией и Украиной. И об этом ЕК знала еще с января 2009 года, с момента подписания контракта. Это означает, что с 2020 года Газпром юридически не будет иметь права поставлять свой газ через территорию Украины, указывает Алексей Гривач. Это сводит на нет все юридические претензии ЕК к Газпрому о смене места продажи газа. Необходимость переписать место доставки газа будет носить чисто технический характер.

Газпром не брал на себя никаких обязательств по заключению нового транзитного договора с Нафтогазом. Он не только никогда не обещал это Евросоюзу, а наоборот, всегда говорил о том, что готов построить "Северный" и "Южный поток" для прямых поставок газа в Европу без каких-либо посредников.

Это сама Украина будет настаивать на продлении транзитного контракта с Газпромом, причем вне зависимости от того, какие к тому времени у нее будут отношения с Россией и в каком вообще состоянии будет находиться транзитная трубопроводная система Украины. Потому что труба — это доходная часть, за транзит газа Киев получает живые деньги. В 2009 году Нафтогаз получил от Газпрома за транспортировку голубого топлива около 1,7 млрд долларов, а в 2013 году из-за выросших тарифов на транзит газа — целых 3,6 млрд долларов.

Не исключено, что к 2019 году у Газпрома будут не только экономические, политические, но еще и технические аргументы для обоснования отказа от транзита газа по украинской территории. Потому что к тому времени техническое состояние украинской ГТС будет вызывать еще больше опасений, чем сейчас. Участившиеся аварии на украинской ГТС в последние годы наглядно свидетельствуют об ее изношенности и проблемах с безопасностью. И это неудивительно, ведь труба построена еще в советское время, ее необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии, на что нужны деньги и желание, но этого десятилетиями не делалось, и есть большие сомнения, что будет делаться в ближайшие три года.

"Ситуация тревожная, так как Украина занимается всем, чем угодно, но не ремонтом своей ГТС. Почти 20 лет никаких серьезных вложений в инфраструктуру не было сделано. Запас прочности был, сейчас он кончается — и начнет лопаться везде", — говорил Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности.

По экспертным оценкам, на ремонт трубы надо минимум 3 млрд долларов. Ремонт и модернизация ГТС — это обязанность Нафтогаза, но компания является фактически банкротом из-за долгов. "Без Нафтогаза долг Украины составляет порядка 70% ВВП, что и так очень много. Но если посчитать еще и дефицит этой компании, общий госдолг превысит 1,4 трлн гривен. А это 103% ВВП. И с ним никто не знает, что делать. Долг умопомрачительный", — говорит газете ВЗГЛЯД президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Последний год жизнь Нафтогазу искусственно продлевают путем выделения денег из быстро тающих золотовалютных резервов Украины. Только сегодня Нацбанк заявил, что дал Нафтогазу прямо из ЗВР 0,5 млрд долларов.

Украина попыталась в 2014 году привлечь американских и европейских инвесторов, пообещав в обмен на инвестиции в ГТС отдать 49% компании-оператора трубы. Россию законом исключили из числа потенциальных инвесторов. Однако найти желающих модернизировать украинскую газотранспортную систему в прошлом году Киеву так и не удалось. И вряд ли этот поиск увенчается успехом в 2015 году, считает лидер движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук. "Памятуя о непредсказуемости и непоследовательности позиции официального Киева, инвесторы вряд ли решатся сотрудничать с "властью камикадзе" в газовой сфере и в 2015 году", — считает он.

Наконец, Еврокомиссия постоянно кичилась важностью выполнения норм Третьего энергопакета. С помощью норм именно этого документа (вкупе с политическим давлением) ЕК заставила южные европейские страны приостановить работы по "Южному потоку", и у Москвы не было другого выбора, как изменить маршрут новой трубы. По нормам этого документа владелец трубы на европейской территории не может на 100% быть и ее оператором, то есть управлять ею. Газпрому предлагали инвестировать в энергоинфраструктуру в ЕС, но прибыль от прокачки газа предлагали поделить с конкурентами. Реализация таких условий ЕК как раз и сделала проект "Южного потока" экономически невыгодным.

Кроме того, ЕК все время выступала за создание торговли в газовых хабах. Именно это и обеспечит Газпром с помощью "Турецкого потока". "Вражеская" российская труба не ступит на европейскую территорию. А каким образом Европа будет забирать газ из хаба и распределять по своей территории — это ее личное дело, как ЕК всегда хотела. ЕС придется теперь самому вкладывать деньги в развитие инфраструктуры, чем и объясняется ее недовольство. Но ни в одном контракте Газпром не обязуется "развозить" газ по странам-потребителям, оговаривается лишь одно место для всех.

Ольга Самофалова

 

 

Украина пытается через суд признать за собой право не только на трубопроводы, принадлежащие "Транснефти", но и на дизтопливо в них.

"Ведомости"

Почти 10 лет Украина пытается оспорить право собственности "Транснефти" на украинские участки нефтепродуктопроводов Самара — Западное и Грозный — Армавир — Трудовая. Их общая длина — 1433 км, украинской частью сейчас владеет структура российской монополии — "Прикарпатзападтранс". Украинская сторона считает, что в 1990-е гг. участки труб были незаконно оформлены в российскую собственность. 25 ноября 2014 г. Ровенский апелляционный хозяйственный суд решил изъять трубы из владения "Транснефти". Высший хозяйственный суд Украины по жалобе "Транснефти" приостановил это решение. Рассмотрение продолжится 10 февраля.

Тем временем украинская сторона пытается усилить свои позиции. В конце 2014 г. прокуратура Ровенской области в интересах Фонда государственного имущества Украины подала новый иск к "Прикарпатзападтрансу" в хозяйственный суд Ровенской области, следует из базы судебных решений Украины. Истец требует признать его право собственности на технологическое дизельное топливо, которое находится в украинской части нефтепродуктопроводов. Дело было принято к производству 22 декабря. В качестве обеспечительной меры истец потребовал запретить "Прикарпатзападтрансу" вытеснять дизтопливо и брать в аренду установки для этих работ. Суд удовлетворил требования лишь в первой части. Источник "Ведомостей", знакомый с ходом процесса, говорит, что заседание перенесено на 12 февраля. По его словам, 3 февраля рассматривался еще один иск из ровенской прокуратуры — о признании права собственности "на нефтепродукты, находящиеся в украинской части нефтепродуктопроводов".

В конце декабря "Интерфакс" со ссылкой на президента "Транснефти" Николая Токарева писал, что компания начала выдавливать 140 000 т дизтоплива (около 40 000 т было технологического топлива) азотной пробкой по трубопроводу в сторону Венгрии. Это нужно, чтобы начать заполнение трубы следующим классом топлива. Часть была выдавлена.

Представитель "Транснефти" говорит, что в трубе сейчас около 86 000 т топлива "Башнефти". Суд разрешил его прокачать в сторону Венгрии. Одобрение на это было получено и от таможенных органов. Но в трубе останется 30 000 т технологического топлива "Евро-3", говорит собеседник издания. Рассматривается вариант его продажи Украине, так как трубопровод все равно нужно заполнять топливом другого качества, рассказывает представитель "Транснефти". Но прежде нужно решить вопрос работоспособности трубы без технологического топлива, как правило, без него скорость транспортировки падает, добавляет он. По данным Thomson Reuters Kortes, цена дизельного топлива класса "Евро-4" сейчас около 27 660 руб. за 1 т. То есть технологическое дизтопливо "Транснефти" может стоить до 800 млн руб.

Представитель "Башнефти" от комментариев отказался. Представители прокуратуры Ровенской области и Фонда государственного имущества Украины не ответили на запрос "Ведомостей".

Основной покупатель дизтоплива по трубопроводу, идущему через территорию Украины, — венгерская MOL. В середине января The Wall Street Journal со ссылкой на представителя компании сообщала о перебоях с поставками российского дизтоплива по этому маршруту, подчеркивая, что "российская сторона выполняет свои долгосрочные контрактные обязательства". По словам представителя "Транснефти", венгерская сторона участвовала в разрешении ситуации с дизтопливом на Украине — прекращение транспортировки в декабре беспокоило MOL. По трубопроводам "Прикарпатзападтранса" поступает 40% дизтоплива, потребляемого Венгрией. Вчера представитель MOL на запрос не ответил. В конце декабря Токарев говорил: "Сегодня не вижу реальной перспективы, что нас кто-то будет слушать". Ранее "Лукойл" заявлял о желании купить эти продуктопроводы. Но у компании сейчас сложности на Украине.

Галина Старинская

<< Февраль, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ