Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

06.02.2019

ФАС назвала возможных виновников скачка цен на топливо в 2018 году.

"Российская газета"

Вероятными виновниками резкого скачка цен на моторное топливо весной прошлого года могут быть два трейдера, которые на биржевых торгах создавали условия для искусственного завышения стоимости нефтепродуктов, рассказал замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цариковский. В ближайшее время ФАС заведет дело в связи с манипулированием цен.

"В прошлом году произошел скачок цен, были очень драматичные события, ряд крупных игроков даже заявили, что не будут участвовать в биржевых торгах, потому что происходит манипулирование ценами на торгах и они не могут участвовать в нечестной игре. Мы внимательно исследовали то, что происходило в то время на торгах нефтепродуктов, и в ближайшее время будет сформировано одно из очень интересных дел по признакам сговора участвовавших в торгах трейдеров", — приводит слова Цариковского ТАСС.

Названия "достаточно крупных", по словам замглавы ФАС, трейдерских компаний, которые будут фигурировать в деле, пока не раскрываются. Цариковский лишь пояснил, что их действия могли повышать цены на бирже и, как следствие, подстегивать рост во всем оптовом звене и далее по цепочке в мелком опте и рознице.

Рост цен на моторное топливо на бирже СПбМТСБ начался в апреле прошлого года на фоне сезонного повышения спроса, однако в течение нескольких недель разогнался настолько сильно, что на заправках ценники тоже начали серьезно повышаться. Ко второй половине мая рост был признан в правительстве неконтролируемым, в связи с чем власти заключили с вертикально интегрированными нефтекомпаниями (ВИНКами) сделку: заморозка цен на АЗС в обмен на снижение ставок акцизов на топливо. В октябре соглашение было несколько модифицировано, и срок его действия продлили до 31 марта 2019 года.

На фоне всплеска цен на бирже СПбМТСБ были впоследствии ужесточены правила торговли, которые наиболее существенно отразились на трейдерских компаниях. После ряда взаимных обвинений между некоторыми участниками рынка члены Совета по товарным рынкам, которые объединяют независимых от ВИНКов игроков, объявили от отказе от вторичных сделок на бирже на срок действия соглашения с правительством, а "Роснефть" на некоторое время приостанавливала поставку топлива на биржу.

В правительстве также обсуждалась возможность лишить биржевых перекупщиков топлива права на возмещение НДС, чтобы сделать их деятельность менее выгодной. Кроме того, речь шла о введении лицензирования экспорта нефтепродуктов. В то же время, например, в Банке России призывали не вводить чрезмерные требования для трейдеров, так как биржа в России находится на начальной стадии развития и требует наличие таких игроков, которые помогают увеличивать ликвидность площадки. В ЦБ отмечали, что вряд ли трейдеры могут расшатать цены до неконтролируемого состояния.

Александра Воздвиженская

 

 

Когда красота не спасает мир, а добивает науку.

"Независимая газета"

Вокруг АО "Росгеология" бушуют страсти. Один из ее недавних руководителей, некий Руслан Горринг, прославился обнародованным скандальным роликом. Такое могло бы присниться лишь в дурном сне: в кресле заместителя генерального директора этого холдинга восседал человек с ментальностью уркагана. Вот такие персонажи последние несколько лет вершили судьбы уважаемых людей, связавших свою жизнь с геологией. Жертвой их делячества стал Всероссийский научно-исследовательский институт геофизических методов разведки (ВНИИГеофизика), о судьбе которого я уже подробно рассказывал в "НГ".

"Росгеология" заполучила в свое распоряжение головной институт ВНИИГеофизика. Сейчас у входной двери трехэтажного здания старой постройки, расположенного в Москве в доме 4 по улице Нижняя Красносельская, появилась новая вывеска. Она гласит о том, что в этом здании теперь находится клуб красоты. Возникло это заведение в здании, служившем до конца 2016 года сугубо научным целям. Теперь вместо головного отраслевого института, вверенного холдингу АО "Росгеология", по данному адресу занимаются косметическими процедурами.

ВНИИГеофизика был создан в 1944 году. У страны тогда нашлись средства для прикладной геофизической науки, нацеленной на создание и развитие новых технологий поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Несколько десятилетий ВНИИГеофизика была лидером в области разработки геофизических методов. Ее результатами успешно пользовались производственные и научные организации СССР. Однако с началом реформ 1990-х годов условия для творческой работы научных сотрудников и инженеров в институте резко ухудшились. По существу, начался исход из института специалистов в другие организации, преимущественно коммерческие, и за рубеж. И в этом смысле ВНИИГеофизика превратилась в своего рода "кузницу кадров". Но число таких кадров в самом институте резко уменьшалось, а его возможности ограничивались, приближаясь к точке невозврата.

Многие годы ВНИИГеофизика была институтом двойного подчинения, имея отношение к Министерству природных ресурсов и Академии наук. Затем в одночасье институт оказался в весьма странном для геофизиков ведомстве под названием Росимущество. С этого момента в директоры института стали попадать люди, не имеющие никакого отношения ни к геологии, ни к геофизике.

Когда ВНИИГеофизика попала в подчинение к вновь созданному АО "Росгеология", у сотрудников института появились было надежды на возрождение остававшихся еще работоспособными экспедиций и научных лабораторий. Оснований для оптимизма было предостаточно. Ведь АО "Росгеология" было создано указом президента страны с целью повышения эффективности геологоразведочных работ. Однако надежды специалистов института оказались обманутыми. В 2016 году всем стало ясно, что для крайне некомпетентного руководства "Росгеологии", весьма далекого от геологии и геофизики, наибольший интерес представляет само здание, а не работающие в нем специалисты.

Стремительно увольняемые из ВНИИГеофизики сотрудники уходили, приговаривая: "Ужасный конец лучше, чем ужас без конца". А почему, спрашивается, непременно должен был случиться "ужас без конца" с приходом к руководству "Росгеологией" Романа Панова, вообще не имевшего ранее никакого отношения ни к геологии, ни к геофизике? Но в этом парадоксе и состоит объяснение отношения к интеллекту специалистов. Ведь по специальности Панов — переводчик с арабского и английского языков, получивший образование в Институте военных переводчиков. Нужен ли был такой специалист в качестве руководителя холдинга "Росгеология"? Отнюдь. Такой человек был бы полезен на Ближнем Востоке, где ему вполне нашлось бы место с его арабским и английским. Панов ведь еще и выпускник Суворовского училища. Видимо, стремление органов "сверху" к порядку внушало надежды на то, что человек оправдает доверие. Но последние годы заставили в этом сильно усомниться.

Эффективность АО "Росгеология" сейчас столь низка, что его, пока не поздно, пора ликвидировать и рассмотреть вопрос о возвращении попавших под ее управление дочерних предприятий в Министерство природных ресурсов, освободив последнее от забот об экологии. Ведь проблема экологии столь значительна, что заслуживает создания своего ведомства.

Григорий Шехтман, геолог-геофизик, доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР

 

 

Экспорт и добыча ее нефти быстро сокращаются.

"Ведомости"

Ситуация в и без того испытывающей проблемы нефтяной отрасли Венесуэлы заметно ухудшилась из-за санкций США. Экспорт венесуэльской нефти теперь быстро снижается, пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на знакомых с ситуацией людей. Но санкции могут создать проблемы не только Венесуэле, но и американским НПЗ, ведь они обостряют нехватку предложения тяжелых сортов нефти.

Экспорт нефти в США был фактически единственным источником твердой валюты для правительства президента Николаса Мадуро. В получении нефтедолларов Венесуэла зависит прежде всего от США, так как в Китай и Россию она поставляет нефть в оплату кредитов, а союзнической Кубе — по сильно заниженной цене. Ежедневные поставки нефти в США составляют около 500 000 баррелей.

Чтобы усилить давление на режим Мадуро и помочь лидеру оппозиции Хуану Гуайдо, которого США и ряд других стран признали временным президентом Венесуэлы, Вашингтон в конце января ввел санкции против нефтяной госкомпании Petroleos de Venezuela (PDVSA). Они разрешают покупать у нее нефть, только если платежи будут переводиться на специальный заблокированный счет эскроу.

Сейчас режим Мадуро пытается найти новых покупателей для своей нефти и требует от них авансовых платежей, но пока сделать это не получается.

Нефти много, а везти некуда

Десятки кораблей, которые прежде перевозили венесуэльскую нефть и нефтепродукты, теперь простаивают возле побережья страны, свидетельствуют спутниковые снимки на сайте FleetMon. По данным Refinitiv Eikon, на этих танкерах находится около 7 млн баррелей нефти. Кроме того, из-за проблем с получением платежей венесуэльские власти на прошлой неделе отложили или перенаправили поставки, имеющие отношение к "Лукойлу", американской Chevron и испанской Repsol, утверждают источники WSJ. Chevron отказалась от комментариев, а "Лукойл" и Repsol не ответили на запросы издания.

В результате в стране растут запасы непроданной нефти. "Это катастрофа, — утверждает лидер профсоюза работников нефтяной отрасли Венесуэлы Луис Эрнандес (цитата по WSJ). — Перевезти нефть почти невозможно".

Добыча падает

Санкции также собствовали дальнейшему сокращению нефтедобычи Венесуэлы, хотя оценки различаются. По данным ОПЕК из вторичных источников, в декабре страна за сутки добывала 1,15 млн баррелей, тогда как в 2017 г. — 1,91 млн баррелей. Но из-за проблем с экспортом добыча теперь не превышает 1 млн баррелей в день, рассказали WSJ люди, пристально наблюдающие за операциями PDVSA. Аналитики Genscape утверждают, что только 31 января суточная добыча сократилась примерно на 60 000 баррелей. Wood Mackenzie оценивает добычу в 1,1 млн баррелей в день, но прогнозирует, что она может снизиться до 900 000 баррелей в день.

Эффект от санкций, по-видимому, оказался сильнее, чем ожидали многие эксперты и сама администрация президента США Дональда Трампа, пишет WSJ. Без доходов от экспорта нефти Венесуэла не сможет среди прочего импортировать компоненты, необходимые для смешивания с ее тяжелыми сортами нефти для производства бензина. По словам участников нефтяной отрасли и дипломатов, в течение недели у страны могут закончиться запасы топлива, включая дизель, который она использует для генерации электроэнергии, поэтому режиму Мадуро необходимо срочно найти выход. "Ситуация быстро превращается в военную экономику", — отмечает бывший замминистра энергетики Венесуэлы Эванан Ромеро.

Страдают и США

От санкций Вашингтона могут пострадать и американские НПЗ, пишет WSJ. Тяжелая венесуэльская нефть нужна им для смешивания с легкой сланцевой. Но если предложение последней в США в избытке благодаря сланцевому буму, то на мировом рынке наблюдается нехватка тяжелой нефти.

До санкций Венесуэла являлась для США вторым по величине импортером нефти. В мире не так много других поставщиков тяжелой нефти. Саудовская Аравия договорилась с участниками соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи, в Мексике нефтедобыча тоже снижается, а Канада столкнулась с проблемами из-за нехватки мощностей трубопроводов для транспортировки нефти.

По данным S&P Global Platts, в прошлом году мексиканская тяжелая нефть сорта Maya была дешевле американской легкой нефти Louisiana Light Sweet в среднем более чем на $7,5 за баррель. Но к февралю этот спред стал меньше $1. "В краткосрочной перспективе ситуация может стать очень серьезной, — приводит WSJ слова Сэнди Филдена из Morningstar. — Цены на тяжелые сорта вырастут, как это бывает при любом дефиците".

Администрация Трампа настаивает, что последствия для США будут минимальными благодаря наличию значительных запасов бензина. Но аналитики предупреждают, что в случае продолжительного дефицита НПЗ будут вынуждены покупать тяжелую нефть дороже или сократить переработку. "Это обязательно приведет к росту цен на бензин", — отмечает аналитик Rystad Energy Паола Родригес-Масиу.

Алексей Невельский

<< Февраль, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ