conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

06.05.2019

Таковы последствия попадания в нее загрязненной нефти, проблемы есть и в российском порту Усть-Луга.

"Ведомости"

4 мая очищенная от дихлорэтана нефть дошла из России до хранилищ под Мозырем и в понедельник, 6 мая, поступит на Мозырский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), говорится в сообщении госкомпании "Белнефтехим". Минэнерго России это подтверждает. Кроме того, оно обещает до 7 мая очистить загрязненную нефть, ушедшую в российский порт Усть-Луга. Ранее о проблемах на этом направлении ничего не сообщалось.

Некачественная нефть поступила на Мозырский НПЗ 19 апреля. Спустя несколько дней прокачку российской нефти остановили Белоруссия, Украина, Польша и Словакия. Возобновлять прокачку российской нефти по "Дружбе" страны-транзитеры пока не планируют.

Загрязнение, как установила "Транснефть", началось с частного узла приема нефти № 623 в Самарской области. Сколько оно длилось и кто поставил некачественную нефть через этот узел, представитель госкомпании не говорит. Владельцем узла называлась компания "Самаратранснефть-терминал". Но та заявила, что продала его еще в 2017 г.

"Чистой воды мошенничество в нарушение всех инструкций и нормативных требований", — оправдывался перед президентом России Владимиром Путиным руководитель "Транснефти" Николай Токарев 30 апреля. "Они смошенничали, а ущерб для нас и экономический, и материальный, да и имиджевый очень серьезный!" — негодовал президент. Путин предложил Токареву поменять систему контроля качества поступающей в нефтепровод нефти, тот пообещал усилить контроль в системе "Транснефти". Делом заинтересовалась ФСБ, рассказывает "Ведомостям" источник в правоохранительных органах.

Грязная "Дружба"

"Дружба" была построена еще при СССР для поставок нефти сначала в страны социалистического лагеря, а затем и в Германию. На границе с Белоруссией у города Унеча от трубы отходит Балтийская трубопроводная система — 2 (БТС-2, 36 млн т в год) до российского порта Усть-Луга в Ленинградской области.

В белорусском Мозыре "Дружба" разветвляется. Южная ее часть (три нитки с пропускной способностью 16,7 млн т нефти в год) идет на Украину, Венгрию, Словакию и Чехию, северная (две нитки, 49,8 млн т) — в Польшу и Германию.

Терминалы в портах Приморска (Ленинградская обл.) и Новороссийск получают нефть по другими трубам, загрязнение дихлорэтаном этих направлений не коснулось.

Загрязнены около 5 млн т нефти в "Дружбе", сообщил "Ведомостям" главный инженер "Гомельтранснефть Дружба" (входят в "Белнефтехим", управляет белорусскими участками трубы) Андрей Вериго. Стоимость такой нефти исходя из цены российской Urals на 30 апреля составляла $2,6 млрд. На территории Белоруссии в трубах "Гомельтранснефть Дружба" и "Полоцктранснефти" около 1,3 млн т загрязненной нефти, Мозырский НПЗ переработал 400 000 т. Польша успела принять около 1 млн т нефти с высоким содержанием дихлорэтана, а Украина — 400 000 т, говорит Вериго. Остальное (1,8 млн т) — на территории России, говорит Вериго.

Потери меньше, утверждает человек, близкий к российскому Минэнерго: "загрязненной нефти всего 3 млн т" стоимостью $1,6 млрд. Представители "Транснефти" и Минэнерго России это комментировать отказались.

Генеральная уборка

Очистка южного и северного трубопроводов "Дружба" началась 1 мая, говорит Вериго: "Транснефть" и "Гомельтранснефть Дружба" сливают загрязненную нефть в резервуары парков "Унеча" (на территории России) и "Мозырь" (в Белоруссии). После очистки на каждом маршруте будет работать по одной нитке, отмечает Вериго. Остальные будут использоваться в качестве хранилища, пока сырье будут очищать.

Как поступить с загрязненной нефтью, еще не ясно, рассказывают человек в нефтяной компании и собеседник, близкий к контрагентам "Транснефти". "Эту нефть можно дополнительно переработать (очистить), продать в нынешнем виде со скидкой от $3 до $15 за баррель или понемногу добавлять в уже очищенную нефть, так, чтобы не превышать нормативы предельно допустимой концентрации", — говорит один из них.

"Гомельтранснефть Дружба" планирует возобновить прокачку нефти и выйти на 60-65% номинальной среднегодовой загрузки (или 40% проектной мощности системы) уже 10-11 мая, следует из заявления компании. Очистные работы снизят пропускную способность нефтепровода "Дружба" на 60% от проектной мощности в первые месяцы после очистки, а по итогам года "Гомельтранснефть Дружба" сможет прокачать в Польшу и через Украину в Словакию лишь 40 млн т российской нефти, говорит Вериго. В 2018 г. по "Дружбе" прошло 48,9 млн т. Важно понимать, что запуск системы — только начало пути: она будет работать "в функционально ограниченном режиме", уточнил Вериго.

Обходные пути

Доставить нефть в Европу можно по железной дороге и через российские порты. Чтобы перекачать 8,9 млн т, достаточно одного Приморска, рассуждает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров: его мощность — 60 млн т, но в прошлом году перевалка нефти там была всего 38,5 млн т. Усть-Луга может перевалить 38 млн т нефти в год, загрузка в 2018 г. была 73%, а Новороссийск — 50 млн т, его загрузка в прошлом году была 55%, говорит Бурмистров. Конечно, перераспределение потоков на Приморск увеличит затраты на транспортировку нефтяных компаний, но ненамного, считает он.

Кто понесет финансовые потери — пока открытый вопрос, рассказывает "Ведомостям" сотрудник крупной нефтяной компании. Отправка нефти по системе трубопроводов "Транснефти" — процесс непрерывный, объясняет он. Вся нефть в трубе признается технической и принадлежит "Транснефти". А крупные нефтяные компании заключают договоры о сдаче нефти рядом со своими месторождениями в России и уже через несколько дней получают нефть рядом с точкой продажи в Европе, хотя физически скорость перемещения нефти по трубопроводу не превышает 250 км в сутки.

Виталий Петлевой

Государство передает ресурсы само себе, констатирует ФАС.

"Ведомости"

"Процесс усиления роли государства в экономике перешел в иное — качественное состояние", — признала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в опубликованном проекте доклада "О состоянии конкуренции в 2018 г.". Государство уже не просто устанавливает правила, а пытается "регулировать всю хозяйственную систему страны".

Это происходит и на федеральном уровне, и в регионах, власти которых вмешиваются в бизнес и не пускают на рынки компании из других регионов. "Ситуацию во многих регионах я бы назвал экономическим феодализмом. Нет ни частного сектора, ни капиталистических отношений, а есть вассалы и князья — госаппарат, который вмешивается в частный бизнес", — говорил руководитель ФАС Игорь Артемьев в октябре прошлого года.

Доля госсектора в экономике разрастается. Перед кризисом 1998 г. она оценивалась примерно в 25% ВВП, пишет ФАС, в 2008 г. — в 40-45%, к 2013 г. превысила 50%. В 2017 г. она могла превышать уже 60-70% ВВП, ссылается служба на оценки не названных в докладе экспертов, в 2018 г. ситуация существенно не изменилась. А в некоторых секторах ухудшилась, например, после перехода в 2018 г. "ФК Открытие", Бинбанка и Промсвязьбанка под контроль Фонда консолидации банковского сектора доля госбанков в активах возросла с 59,2% в начале 2017 г. до 66,2%, ссылается ФАС на данные ЦБ.

Оценки экспертов МВФ скромнее — доля государства в экономике вместе с принадлежащими ему компаниями выросла с 32% в 2012 г. до 33% в 2016 г. Исходя из соотношения консолидированного бюджета и ВВП доля государства составит около 33% ВВП (по расходам бюджета), что сопоставимо с США, говорит главный экономист "ПФ Капитал" Евгений Надоршин, с госкомпаниями и унитарными предприятиями она увеличится примерно до 50% ВВП. Но в России немало формально частных компаний, собственник которых настолько близок к власти, что не принимает самостоятельных решений, отмечает он, с поправкой на это доля государства может даже превышать 70% ВВП. Появляются "частные госкомпании", пишет ФАС, происходит "эрозия цивилизованных имущественных отношений, возможностей реализации прав частной собственности".

Из-за большой госдоли в экономике нарушается "принцип равенства компаний во взаимоотношениях с государством (конфликт интересов собственника и блюстителя равных правил игры)", а конкуренция замещается "административным ресурсом и лоббистскими возможностями", говорится в докладе. Только через госзаказ государство выделило госкомпаниям около 1,7 трлн руб. в 2018 г. (около 25% госзакупок). 77% финансовых и страховых услуг были закуплены у госбанков и госкомпаний, 65% научных и инженерно-технических услуг, в области здравоохранения и социальной сферы — 51%, информации и связи — 45%, транспорта и складского хозяйства — 42%. В госзаказе сформировался особый сегмент "государство для государства" (government to government, g2g), в котором и заказчиком, и поставщиком выступают госорганизации, констатировал Центр стратегических разработок в докладе "Сектор g2g госзакупок в 2018 г.".

Да и частные компании получают крупные контракты без конкурса — через госзакупки или концессии. Например, без конкурса "Стройгазмонтажу" Аркадия Ротенберга достался заказ на строительство Керченского моста и железнодорожных подходов к нему за 242,9 млрд руб. Без конкуренции Центр развития перспективных технологий получил концессию на цифровую маркировку товаров (25% компании принадлежит "Ростеху", 50% — структуре USM Holdings Алишера Усманова, 25% — управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому). Нельзя допустить формирование монополий на данные, призывал на апрельской конференции Высшей школы экономики вице-премьер Максим Акимов.

Утвержденные правительством нацпроекты до 2024 г. стоимостью почти 26 трлн руб. могут только ухудшить ситуацию с конкуренцией, предупреждает служба. Часть мероприятий с бюджетным финансированием не предусматривает отбора на конкурсе компаний, которые получат эти деньги. В нацпроектах нет слова "конкуренция", сетовал Артемьев на коллегии ФАС в апреле, есть серьезная опасность просто потерять ее в таких дорогостоящих и нужных для страны проектах. ФАС предлагает, в частности, определить у нацпроектов целевые показатели по конкуренции и вместе со службой координировать выполнение нацпроектов.

После 2014 г. господдержка и, в частности, госзаказ начали концентрироваться у компаний, связанных с государством, — в условиях ужесточения бюджетных ограничений власти пытались перераспределить госзаказы в пользу тех, с кого проще будет спросить, говорит профессор Высшей школы экономики Андрей Яковлев. Так государство разменяло долгосрочные задачи развития конкуренции и привлечения инвестиций на краткосрочные — упрощение контроля за исполнением госзаказа, констатирует он.

Следят за деятельностью госпредприятий чиновники и к такому контролю возникает немало вопросов, сетует ФАС: "Мониторинг мониторов", по существу, вырождается в неэффективную бюрократическую пирамиду многоступенчатого административного контроля и формальной отчетности".

Государство только мешает конкуренции, считает и бизнес. Его действия 46% предпринимателей называют основной причиной снижения конкуренции, ссылается ФАС на доклад Аналитического центра при правительстве. Государство само подает пример сговора, например, когда вводит регулирование цен на топливо, говорит Надоршин: трудно в такой ситуации ждать, что компании не станут договариваться между собой. ФАС, впрочем, в проекте доклада не пишет про введение с конца прошлого года госрегулирования цен на топливо. Хотя бюджету оно может обойтись дорого — за поставки на внутренний рынок нефтяники только в 2019 г. могут получить 450 млрд руб. компенсации, сообщал Минфин.

Улучшить положение дел должен был Национальный план по развитию конкуренции до 2020 г., утвержденный указом президента Владимира Путина в конце 2017 г., и дорожная карта к нему на 2018-2019 гг. В ней 274 мероприятия в 17 отраслях, уточняет представитель ФАС. Но план плохо выполняется, жаловался Артемьев. Либо с опозданием, либо не выполняется вовсе, комментирует представитель службы, из мероприятий, которые были запланированы на 2018 г., к началу 2019 г. исполнено всего 43%. План предусматривает двукратное снижение антимонопольных нарушений со стороны органов власти. В 2018 г. их стало меньше лишь на 14% — ФАС возбудила 1092 дела.

Полномочия ФАС сильно ограничены, большинство решений, касающихся присутствия государства в экономике, — это не уровень ФАС, часто это политические решения, говорит главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Даже чтобы предъявить претензии крупнейшим госкомпаниям, тоже нужна политическая воля, замечает он.

Екатерина Мереминская

 

 

<< Май, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ