Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

06.05.2019

Государство передает ресурсы само себе, констатирует ФАС.

"Ведомости"

"Процесс усиления роли государства в экономике перешел в иное — качественное состояние", — признала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в опубликованном проекте доклада "О состоянии конкуренции в 2018 г.". Государство уже не просто устанавливает правила, а пытается "регулировать всю хозяйственную систему страны".

Это происходит и на федеральном уровне, и в регионах, власти которых вмешиваются в бизнес и не пускают на рынки компании из других регионов. "Ситуацию во многих регионах я бы назвал экономическим феодализмом. Нет ни частного сектора, ни капиталистических отношений, а есть вассалы и князья — госаппарат, который вмешивается в частный бизнес", — говорил руководитель ФАС Игорь Артемьев в октябре прошлого года.

Доля госсектора в экономике разрастается. Перед кризисом 1998 г. она оценивалась примерно в 25% ВВП, пишет ФАС, в 2008 г. — в 40-45%, к 2013 г. превысила 50%. В 2017 г. она могла превышать уже 60-70% ВВП, ссылается служба на оценки не названных в докладе экспертов, в 2018 г. ситуация существенно не изменилась. А в некоторых секторах ухудшилась, например, после перехода в 2018 г. "ФК Открытие", Бинбанка и Промсвязьбанка под контроль Фонда консолидации банковского сектора доля госбанков в активах возросла с 59,2% в начале 2017 г. до 66,2%, ссылается ФАС на данные ЦБ.

Оценки экспертов МВФ скромнее — доля государства в экономике вместе с принадлежащими ему компаниями выросла с 32% в 2012 г. до 33% в 2016 г. Исходя из соотношения консолидированного бюджета и ВВП доля государства составит около 33% ВВП (по расходам бюджета), что сопоставимо с США, говорит главный экономист "ПФ Капитал" Евгений Надоршин, с госкомпаниями и унитарными предприятиями она увеличится примерно до 50% ВВП. Но в России немало формально частных компаний, собственник которых настолько близок к власти, что не принимает самостоятельных решений, отмечает он, с поправкой на это доля государства может даже превышать 70% ВВП. Появляются "частные госкомпании", пишет ФАС, происходит "эрозия цивилизованных имущественных отношений, возможностей реализации прав частной собственности".

Из-за большой госдоли в экономике нарушается "принцип равенства компаний во взаимоотношениях с государством (конфликт интересов собственника и блюстителя равных правил игры)", а конкуренция замещается "административным ресурсом и лоббистскими возможностями", говорится в докладе. Только через госзаказ государство выделило госкомпаниям около 1,7 трлн руб. в 2018 г. (около 25% госзакупок). 77% финансовых и страховых услуг были закуплены у госбанков и госкомпаний, 65% научных и инженерно-технических услуг, в области здравоохранения и социальной сферы — 51%, информации и связи — 45%, транспорта и складского хозяйства — 42%. В госзаказе сформировался особый сегмент "государство для государства" (government to government, g2g), в котором и заказчиком, и поставщиком выступают госорганизации, констатировал Центр стратегических разработок в докладе "Сектор g2g госзакупок в 2018 г.".

Да и частные компании получают крупные контракты без конкурса — через госзакупки или концессии. Например, без конкурса "Стройгазмонтажу" Аркадия Ротенберга достался заказ на строительство Керченского моста и железнодорожных подходов к нему за 242,9 млрд руб. Без конкуренции Центр развития перспективных технологий получил концессию на цифровую маркировку товаров (25% компании принадлежит "Ростеху", 50% — структуре USM Holdings Алишера Усманова, 25% — управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому). Нельзя допустить формирование монополий на данные, призывал на апрельской конференции Высшей школы экономики вице-премьер Максим Акимов.

Утвержденные правительством нацпроекты до 2024 г. стоимостью почти 26 трлн руб. могут только ухудшить ситуацию с конкуренцией, предупреждает служба. Часть мероприятий с бюджетным финансированием не предусматривает отбора на конкурсе компаний, которые получат эти деньги. В нацпроектах нет слова "конкуренция", сетовал Артемьев на коллегии ФАС в апреле, есть серьезная опасность просто потерять ее в таких дорогостоящих и нужных для страны проектах. ФАС предлагает, в частности, определить у нацпроектов целевые показатели по конкуренции и вместе со службой координировать выполнение нацпроектов.

После 2014 г. господдержка и, в частности, госзаказ начали концентрироваться у компаний, связанных с государством, — в условиях ужесточения бюджетных ограничений власти пытались перераспределить госзаказы в пользу тех, с кого проще будет спросить, говорит профессор Высшей школы экономики Андрей Яковлев. Так государство разменяло долгосрочные задачи развития конкуренции и привлечения инвестиций на краткосрочные — упрощение контроля за исполнением госзаказа, констатирует он.

Следят за деятельностью госпредприятий чиновники и к такому контролю возникает немало вопросов, сетует ФАС: "Мониторинг мониторов", по существу, вырождается в неэффективную бюрократическую пирамиду многоступенчатого административного контроля и формальной отчетности".

Государство только мешает конкуренции, считает и бизнес. Его действия 46% предпринимателей называют основной причиной снижения конкуренции, ссылается ФАС на доклад Аналитического центра при правительстве. Государство само подает пример сговора, например, когда вводит регулирование цен на топливо, говорит Надоршин: трудно в такой ситуации ждать, что компании не станут договариваться между собой. ФАС, впрочем, в проекте доклада не пишет про введение с конца прошлого года госрегулирования цен на топливо. Хотя бюджету оно может обойтись дорого — за поставки на внутренний рынок нефтяники только в 2019 г. могут получить 450 млрд руб. компенсации, сообщал Минфин.

Улучшить положение дел должен был Национальный план по развитию конкуренции до 2020 г., утвержденный указом президента Владимира Путина в конце 2017 г., и дорожная карта к нему на 2018-2019 гг. В ней 274 мероприятия в 17 отраслях, уточняет представитель ФАС. Но план плохо выполняется, жаловался Артемьев. Либо с опозданием, либо не выполняется вовсе, комментирует представитель службы, из мероприятий, которые были запланированы на 2018 г., к началу 2019 г. исполнено всего 43%. План предусматривает двукратное снижение антимонопольных нарушений со стороны органов власти. В 2018 г. их стало меньше лишь на 14% — ФАС возбудила 1092 дела.

Полномочия ФАС сильно ограничены, большинство решений, касающихся присутствия государства в экономике, — это не уровень ФАС, часто это политические решения, говорит главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Даже чтобы предъявить претензии крупнейшим госкомпаниям, тоже нужна политическая воля, замечает он.

Екатерина Мереминская

 

 

Таковы последствия попадания в нее загрязненной нефти, проблемы есть и в российском порту Усть-Луга.

"Ведомости"

4 мая очищенная от дихлорэтана нефть дошла из России до хранилищ под Мозырем и в понедельник, 6 мая, поступит на Мозырский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), говорится в сообщении госкомпании "Белнефтехим". Минэнерго России это подтверждает. Кроме того, оно обещает до 7 мая очистить загрязненную нефть, ушедшую в российский порт Усть-Луга. Ранее о проблемах на этом направлении ничего не сообщалось.

Некачественная нефть поступила на Мозырский НПЗ 19 апреля. Спустя несколько дней прокачку российской нефти остановили Белоруссия, Украина, Польша и Словакия. Возобновлять прокачку российской нефти по "Дружбе" страны-транзитеры пока не планируют.

Загрязнение, как установила "Транснефть", началось с частного узла приема нефти № 623 в Самарской области. Сколько оно длилось и кто поставил некачественную нефть через этот узел, представитель госкомпании не говорит. Владельцем узла называлась компания "Самаратранснефть-терминал". Но та заявила, что продала его еще в 2017 г.

"Чистой воды мошенничество в нарушение всех инструкций и нормативных требований", — оправдывался перед президентом России Владимиром Путиным руководитель "Транснефти" Николай Токарев 30 апреля. "Они смошенничали, а ущерб для нас и экономический, и материальный, да и имиджевый очень серьезный!" — негодовал президент. Путин предложил Токареву поменять систему контроля качества поступающей в нефтепровод нефти, тот пообещал усилить контроль в системе "Транснефти". Делом заинтересовалась ФСБ, рассказывает "Ведомостям" источник в правоохранительных органах.

Грязная "Дружба"

"Дружба" была построена еще при СССР для поставок нефти сначала в страны социалистического лагеря, а затем и в Германию. На границе с Белоруссией у города Унеча от трубы отходит Балтийская трубопроводная система — 2 (БТС-2, 36 млн т в год) до российского порта Усть-Луга в Ленинградской области.

В белорусском Мозыре "Дружба" разветвляется. Южная ее часть (три нитки с пропускной способностью 16,7 млн т нефти в год) идет на Украину, Венгрию, Словакию и Чехию, северная (две нитки, 49,8 млн т) — в Польшу и Германию.

Терминалы в портах Приморска (Ленинградская обл.) и Новороссийск получают нефть по другими трубам, загрязнение дихлорэтаном этих направлений не коснулось.

Загрязнены около 5 млн т нефти в "Дружбе", сообщил "Ведомостям" главный инженер "Гомельтранснефть Дружба" (входят в "Белнефтехим", управляет белорусскими участками трубы) Андрей Вериго. Стоимость такой нефти исходя из цены российской Urals на 30 апреля составляла $2,6 млрд. На территории Белоруссии в трубах "Гомельтранснефть Дружба" и "Полоцктранснефти" около 1,3 млн т загрязненной нефти, Мозырский НПЗ переработал 400 000 т. Польша успела принять около 1 млн т нефти с высоким содержанием дихлорэтана, а Украина — 400 000 т, говорит Вериго. Остальное (1,8 млн т) — на территории России, говорит Вериго.

Потери меньше, утверждает человек, близкий к российскому Минэнерго: "загрязненной нефти всего 3 млн т" стоимостью $1,6 млрд. Представители "Транснефти" и Минэнерго России это комментировать отказались.

Генеральная уборка

Очистка южного и северного трубопроводов "Дружба" началась 1 мая, говорит Вериго: "Транснефть" и "Гомельтранснефть Дружба" сливают загрязненную нефть в резервуары парков "Унеча" (на территории России) и "Мозырь" (в Белоруссии). После очистки на каждом маршруте будет работать по одной нитке, отмечает Вериго. Остальные будут использоваться в качестве хранилища, пока сырье будут очищать.

Как поступить с загрязненной нефтью, еще не ясно, рассказывают человек в нефтяной компании и собеседник, близкий к контрагентам "Транснефти". "Эту нефть можно дополнительно переработать (очистить), продать в нынешнем виде со скидкой от $3 до $15 за баррель или понемногу добавлять в уже очищенную нефть, так, чтобы не превышать нормативы предельно допустимой концентрации", — говорит один из них.

"Гомельтранснефть Дружба" планирует возобновить прокачку нефти и выйти на 60-65% номинальной среднегодовой загрузки (или 40% проектной мощности системы) уже 10-11 мая, следует из заявления компании. Очистные работы снизят пропускную способность нефтепровода "Дружба" на 60% от проектной мощности в первые месяцы после очистки, а по итогам года "Гомельтранснефть Дружба" сможет прокачать в Польшу и через Украину в Словакию лишь 40 млн т российской нефти, говорит Вериго. В 2018 г. по "Дружбе" прошло 48,9 млн т. Важно понимать, что запуск системы — только начало пути: она будет работать "в функционально ограниченном режиме", уточнил Вериго.

Обходные пути

Доставить нефть в Европу можно по железной дороге и через российские порты. Чтобы перекачать 8,9 млн т, достаточно одного Приморска, рассуждает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров: его мощность — 60 млн т, но в прошлом году перевалка нефти там была всего 38,5 млн т. Усть-Луга может перевалить 38 млн т нефти в год, загрузка в 2018 г. была 73%, а Новороссийск — 50 млн т, его загрузка в прошлом году была 55%, говорит Бурмистров. Конечно, перераспределение потоков на Приморск увеличит затраты на транспортировку нефтяных компаний, но ненамного, считает он.

Кто понесет финансовые потери — пока открытый вопрос, рассказывает "Ведомостям" сотрудник крупной нефтяной компании. Отправка нефти по системе трубопроводов "Транснефти" — процесс непрерывный, объясняет он. Вся нефть в трубе признается технической и принадлежит "Транснефти". А крупные нефтяные компании заключают договоры о сдаче нефти рядом со своими месторождениями в России и уже через несколько дней получают нефть рядом с точкой продажи в Европе, хотя физически скорость перемещения нефти по трубопроводу не превышает 250 км в сутки.

Виталий Петлевой

<< Май, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ