media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

06.07.2020

Ранее о либерализации рынка просили владельцы независимых АЗС.

"Ведомости"

В письме Минэнерго от 30 июня главе Независимого топливного союза (НТС; объединяет АЗС, не входящие в вертикально-интегрированные нефтяные компании, ВИНК) Павлу Баженову говорится, что предложения, направленные НТС в Минэнерго и ФАС, обсуждались совместно с Минфином, Минэкономразвития и Минтрансом, что позволило сформировать консолидированную позицию. Профильные ведомства отвергли предложения НТС. "Ведомости" ознакомились с копией документа, его подлинность подтвердил представитель НТС.

В частности, в документе говорится о нецелесообразности приостановки до конца года действия демпфера. Он позволяет правительству косвенно влиять на цены горючего на АЗС: нефтяники платят в бюджет часть прибыли, если оптовые цены на бензин и дизель в стране превышают среднюю экспортную цену. В обратной ситуации им доплачивают разницу из бюджета, чтобы избежать резкого наращивания экспорта. Демпфер позволяет не повышать цены внутри страны, когда они растут за рубежом. Но также не дает им снижаться, даже если во всем мире стоимость топлива идет вниз.

В 2019 г., по данным Минфина, для поддержания стабильных цен на топливо нефтяники получили около 300 млрд руб., говорится в письме Минэнерго. В документе подчеркивается, что демпфирующий механизм позволяет стабилизировать цены для конечных потребителей на АЗС.

В Минфине ранее неоднократно высказывались за сохранение демпфера. Представитель министерства подтвердил "Ведомостям", что позиция ведомства не изменилась. При снижении цен на нефть, как это происходит сейчас, доходы от демпфера дают возможность финансировать расходы бюджета, в том числе социальные, добавили в Минфине.

В Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС на запросы "Ведомостей" не ответили. В Минтрансе сообщили, что направили свою позицию в Минэнерго (подробности не раскрыли).

Также невозможна либерализация цен в рознице, следует из письма Минэнерго: формально государство не устанавливает конечные цены бензина и дизеля. Регулирование происходит за счет демпфирующего механизма, а конечные цены зависят от соотношения спроса и предложения. При этом ФАС работает с ВИНК, с тем чтобы не допускать колебания цен и ажиотажа, а также проводит мониторинг стоимости топлива в рознице и еженедельные заседания биржевого комитета с участием всех участников рынка, следует из июньского письма ФАС в Минэнерго (копия есть у "Ведомостей").

В мае НТС обратился в Минэнерго и ФАС с просьбой приостановить действие демпфера и отпустить цены на заправках, а также отменить запрет на импорт топлива в страну (введен в качестве временной меры до 1 октября). Это помогло бы сдержать рост оптовых цен на топливо и восстановить баланс спроса и предложения, нарушенный из-за пандемии коронавируса, — таково мнение владельцев независимых АЗС (в НТС включено 35 компаний; участниками проектов НТС являются 139 компаний с сетью порядка 6000 АЗС).

На фоне смягчения карантина спрос на бензин в стране начал расти, что привело к резкому увеличению стоимости в опте. Так, в мае бензин марки Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) подорожал на 23,6% до 49 600 руб./т, Аи-95 — на 27,4% до 51 900 руб./т. К 3 июля стоимость 1 т 92-го составляла уже 51 100 руб., 95-го — 59 600 руб. В то же время на АЗС, по данным ЦДУ ТЭК, с мая по июль Аи-92 и Аи-95 подорожали в среднем всего на 0,02 руб./л. Рост цен в опте привел к снижению рентабельности автозаправочного бизнеса. По данным НТС, средняя маржинальность российских АЗС по Аи-92 составляет сегодня 1,56 руб./л (3,65%), по Аи-95 — 1,08 руб./л (2,32%), по дизтопливу — 3,20 руб./л (6,66%).

При этом среднесуточная реализация автобензинов на бирже в июне выросла на 11% к маю. Возникли проблемы с отгрузками топлива по заявкам независимых АЗС. С наибольшими трудностями столкнулись Тульская, Самарская, Тверская, Рязанская и Саратовская области, Башкортостан, говорилось в майском письме Баженова в Минэнерго и ФАС.

Дальнейший рост стоимости нефтепродуктов в мелком опте и сокращение маржинальности грозят топливным кризисом — подобным тому, с которым Россия столкнулась весной — осенью 2018 г., считает Баженов. Средние и крупные независимые сети АЗС имеют небольшой запас горючего и не смогут выдержать текущие ценовые условия более 2-3 месяцев, добавил он.

Рост спроса на Аи-95 действительно был более резким, чем ожидалось, — по данным ритейлеров, в ряде регионов он уже выходит на докризисный уровень, а восстановление производства отстает, сказал "Ведомостям" главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. По 92-му бензину ситуация лучше: котировки в допустимом диапазоне и значительно ниже максимальных уровней 2018 г. Ежов признает, что реализация Аи-95 в рознице сегодня убыточна. Но по Аи-92 и дизелю текущая рентабельность позволяет независимым АЗС держаться на плаву. Баланс на рынке должен восстановиться в течение месяца, полагает он. О том, что спрос на моторное топливо начал стабилизироваться, 2 июля также заявлял начальник управления регулирования ТЭКа и химической промышленности ФАС Армен Ханян. Впрочем, Ежов не исключил, что в долгосрочной перспективе, когда потребление превысит докризисный уровень, ситуация с дефицитом бензина может повториться: нефтяники сегодня экономически не заинтересованы в наращивании мощностей НПЗ.

В "Роснефти", "Сургутнефтегазе", "Лукойле", "Газпром нефти" и "Татнефти" не ответили на запросы "Ведомостей".

Александр Волобуев, Ася Сафиуллина

 

 

Однако создать ее будет гораздо сложнее, чем нефтяную.

"Ведомости"

В начале июня о возможности создания "газовой ОПЕК" неожиданно заговорил замминистра энергетики Анатолий Яновский: "Консолидирующую антикризисную роль в газовой сфере мог бы сыграть Форум стран — экспортеров газа (ФСЭГ)", — заявил он на конференции "Управление рисками в энергетике — 2020". Генеральный секретарь ФСЭГа Юрий Сентюрин также заявлял, что организация выступает в поддержку механизмов обеспечения стабильности на газовых рынках и способна стать координационной площадкой по выработке соответствующей системы мер и договоренностей.

А на прошлой неделе глава Минэнерго Александр Новак заявил, что создание координирующего органа, который будет регулировать объемы продаж газа и цены на голубое топливо, "активно обсуждается в последнее время". Министр убежден: главная причина сегодняшнего хаоса на глобальном газовом рынке — отсутствие регулятора. Соответственно, страны-производители должны договориться о создании единого координирующего органа наподобие нефтяной ОПЕК.

Ситуация на газовом рынке для многих производителей в последние месяцы стала критической. Теплая зима, рекордные запасы топлива в европейских хранилищах и снижение потребления из-за карантинных мер привели к падению цен на газ к минимумам за десятилетия. "В конце мая цена на британском хабе NBP достигла 8 фунтов за 1 млн британских термических единиц. Такого не было с момента начала торговли фьючерсами в 1997 г. С тех пор цены подросли до 14 фунтов, однако их восстановление в ближайшие месяцы остается под вопросом", — отмечают аналитики Bank of America.

При этом, по данным европейской мониторинговой ассоциации GIE, к началу июля хранилища газа стран ЕС были заполнены почти на 80% и при текущих уровнях закачки — в среднем 317 млн куб. м в сутки — свободное место в них закончится к середине августа. Это приведет к обвальному падению цен на топливо, сопоставимому с мартовским крахом нефтяных котировок.

По мнению ведущего эксперта Института современного развития Никиты Масленникова, глобальная газовая конъюнктура сегодня даже хуже, чем на нефтяном рынке. Нисходящий ценовой тренд более выражен. Дестабилизация, разбалансировка происходит и в Европе, и в России, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Усугубляет ситуацию жесткая конкуренция трубопроводного газа и СПГ. Из США, Катара и Австралии идут масштабные поставки СПГ в Европу и Азию. Дешевый СПГ приводит к тому, что доля трубопроводного газа (в основном из России) постепенно снижается, а цены на него падают.

"Мировая газовая отрасль столкнулась с теми же проблемами, что и нефтяная: избыток предложения, усиление конкурентной борьбы, падение котировок. Поэтому рынку нужен регулятор, который сможет не допустить ценового хаоса. Это очевидно. Другой вопрос — появится ли он", — говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Однако создать "газовую ОПЕК" будет гораздо сложнее, чем нефтяной картель. Как отмечает руководитель отдела инвестиционного анализа компании "Универ" Дмитрий Александров, экспортеры газа гораздо более разобщены, чем участники нефтяной ОПЕК.

Катар и другие поставщики СПГ не согласятся в угоду России снизить поставки сырья на рынок, чтобы повысить цену на топливо, поставляемое по трубопроводам, уверены эксперты. К тому же в газовой сфере по сравнению с нефтью меньшая доля природной ренты и большая доля капитальных затрат. Поэтому ограничение уже действующих производств менее вероятно: все участники хотят по максимуму окупить уже сделанные инвестиции.

Дополнительным препятствием для создания газового картеля оказывается межтопливная конкуренция: бедные страны предпочитают использовать уголь, а развитые делают акцент на возобновляемых источниках энергии. Так что расширение использования газа возможно только при низких ценах на него. Все это делает, казалось бы, очень заманчивую идею "газовой ОПЕК" весьма сложной для реализации.

Профессор экономики и энергетики бизнес-школы ESCP Europe Мамдух Салама уверен, что война между производителями газа продлится долго. Но в конечном итоге они поймут, что только сотрудничество поможет поддержать цены не только на трубопроводный газ, но и на СПГ. В результате выиграют все. Похоже, что Россия осознала это первой.

Екатерина Шохина

<< Июль, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ