Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

06.08.2015

Как стало известно "Ведомостям", "Роснефть" почти лишилась шансов на получение денег из ФНБ. Президент России Владимир Путин решил поберечь резервы.

"Ведомости"

Путин решил не выделять "Роснефти" средства из ФНБ на четыре проекта — освоение месторождений Русское, Юрубчено-Тохомское, газовых активов "Роспана" и модернизацию Ангарского нефтехимического комплекса (АНХК). Исключение — судостроительный центр "Звезда". Об этом "Ведомостям" рассказали три федеральных чиновника. Два собеседника уточняют, что о своем решении президент объявил на одном из совещаний в конце июля.

Речь идет о принципиальном решении поберечь резервы — не выделять деньги на новые проекты, объясняют они. Экономика до сих пор в подвешенном состоянии, комментирует один из чиновников. Нужна финансовая кубышка на случай кризиса, добавляет он. Пока не сверстан бюджет на следующую трехлетку, даже обсуждать эту тему бессмысленно, добавляет другой чиновник.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на запрос "Ведомостей".

Проекты госкомпании уже были одобрены Минэнерго и Минэкономразвития. Жестко против выступил Минфин, но с этими разногласиями заявка и поступила в правительство.

Впрочем, у "Роснефти" еще есть шанс получить господдержку. Недавно чиновники сообщили "Роснефти", что деньги из ФНБ можно получить только при одном условии. Для проектов будет выстроена такая жесткая финансовая модель, которая обеспечит возвратность в течение пяти лет при ценах на нефть $40-45 за баррель. То есть так, чтобы это было сопоставимо с вложениями в надежные финансовые активы, объясняет один из чиновников. Это трудные условия, признает он. У "Звезды" еще есть шанс получить деньги, но для этого "Роснефть" должна обеспечить проект заказами. Чиновники помогут, обещает собеседник "Ведомостей".

"Если и выделять средства ФНБ на какой-то проект, то в первую очередь — на кластер "Звезда", поскольку это колоссальный проект развития и, кроме того, общегосударственный проект, а не корпоративный — все-таки мы не судостроительная компания", — говорит представитель "Роснефти".

Возможно, у "Роснефти" есть шансы даже при новых условиях. Последствия от снижения цен на нефть до $40 за баррель частично нивелируются особенностями налоговой системы, так как существенная часть выпадающих доходов приходится на государство, и девальвацией, отмечает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. К тому же Юрубчено-Тохомское и Русское месторождения новые. Первое находится в Восточной Сибири, для него действует пониженная ставка НДПИ в течение 4-5 лет, к тому же оно может претендовать на льготу по таможенной пошлине на нефть, напоминает эксперт Vygon Consulting Сергей Клубков. Несмотря на это, доходность в ближайшие пять лет будет очень низкой: в первые годы из-за больших инвестиций в инфраструктуру внешнего транспорта и бурение.

Русское месторождение содержит вязкую нефть, которая облагается пониженным НДПИ. Но и здесь доходность в первые пять лет будет близка к нулю: надо проводить доразведку, эксплуатационное бурение, инвестировать в инфраструктуру, предупреждает Клубков.
Сейчас в добычных проектах средняя EBITDA "Роснефти" на баррель — $14, говорит портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев. C учетом льгот точка окупаемости Русского — в районе $70 за баррель, а Юрубчено-Тохомского (с учетом льгот по пошлине) — примерно $85 за баррель. Но даже если "Роснефть" привлечет дешевые деньги по ставке ниже рыночной, это не снизит себестоимость разработки более чем на $5 за баррель, добавляет он.

У нефтепереработки все еще хуже. В прошлом году маржа среднего НПЗ была равна $10-12 за баррель переработанного сырья, в 2017 г. при текущих ценах может составить около $2 за баррель, прогнозирует Борисов. Поддержать маржу может модернизация, но на нее денег как раз и стало гораздо меньше, констатирует Борисов.

Есть риск, что "Роснефть" теперь может вовсе заморозить проекты, опасается близкий к Минэнерго чиновник: сейчас приоритет — расплатиться по долгам, возможно, в ущерб проектам. Однако Минэнерго будет настаивать на их сохранении. Юрубчено-Тохомское и Русское являются ресурсной базой для поставок в Китай по уже заключенным контрактам. Также для поставок нефти с этих месторождений строились трубопроводы. Но если проект сорвется, "Транснефть" не окупит инвестиции и понесет потери, указывает близкий к Минэнерго чиновник.

Маргарита Папченкова, Алина Фадеева

 

 

"Газпром" предлагает забытую схему работы с инвесторами.

"РБК daily"

Санкции заставляют правительство вернуться к почти забытой практике соглашений о разделе продукции (СРП). "Газпром" и Shell предложат правительству разрабатывать на основе СРП проект "Сахалин-3".

СРП возвращается

Вопрос о включении активов "Сахалина-3" в проект "Сахалин-2", реализуемый на основе соглашения о разделе продукции (СРП), обсудила 30 июля 2015 года рабочая группа наблюдательного совета "Сахалина-2", рассказали РБК два участника встречи. В рабочую группу входят представители "Газпрома", Shell, Mitsui, Mitsubishi, Sakhalin Energy, власти Сахалинской области, чиновники Минэнерго, Минприроды и Минфина, а также эксперты PwC. Речь шла о строительстве третьей очереди СПГ-завода мощностью 5 млн т в год и Южно-Киринском и Киринском месторождениях газа.

Один из собеседников РБК уточнил, что окончательное решение о механизме расширения состава СРП может быть принято до конца года: уже прорабатывается юридическая схема. В конце сентября детали сделки должен обсудить наблюдательный совет "Сахалина-2" — его участники соберутся на конференции "Нефть и газ Сахалина 2015".

Идею включить активы "Сахалина-3" в СРП "Сахалина-2" поддержали топ-менеджеры компании Sakhalin Energy (оператора "Сахалина-2"), а также представители Shell и "Газпрома", сообщил РБК федеральный чиновник знакомый с материалами рабочей группы набсовета.

Если месторождения и завод станут частью СРП, то они попадут под особый налоговый режим, а вся производимая заводом продукция будет делиться между государством и инвесторами. Последний раз такую сделку инвесторы, регион и правительство заключали 19 лет назад — это было соглашение о проекте "Сахалин-2".

Источник РБК в "Газпроме" утверждает, что вхождение третьей очереди завода по сжижению природного газа в состав СРП — дело решенное, это выгодно монополии: она делит расходы с участниками "Сахалина-2", государством, Shell, Mitsubishi и Mitsui, и доходы участников СРП растут. Месторождения предлагается добавить в проект для гарантии запасов сырья. "Партнеры будут более уверенно вкладывать собственные средства в проект, если он обеспечен ресурсной базой, а также предоставят технологии, в том числе по обустройству подводной части месторождения", — объясняет собеседник в "Газпроме". По его словам, затраты на строительство третьей очереди СПГ-завода оцениваются в $5-7 млрд.

Собеседник РБК в компании Shell говорит, что альтернативой расширению СРП является покупка газа с Южно-Киринского месторождения "Газпрома" для нужд завода. Такой вариант также рассматривается: в понедельник Bloomberg сообщил о планах Shell обменять долю в одном из международных проектов на долю "Газпрома" в проекте "Сахалин-3".

Представители "Газпрома", Минэнерго, Минприроды и Shell от официальных комментариев отказались.

Чиновник Минфина пояснил РБК, что отношение к идее расширить состав активов СРП "Сахалин-2" у его ведомства неоднозначное: "Сначала нужно произвести необходимые финансовые расчеты, во сколько это обойдется государству и сопоставима ли прибыль", — считает он.

По расчетам старшего аналитика UBS Максима Мошкова, общая стоимость разработки Сахалина-3 может превысить $11 млрд, включая стоимость ледостойкой платформы в $3 млрд. $3 млрд уже вложено в проект "Газпромом".

Спорная схема

Всего в России с 1995 года было запущено три проекта по схеме СРП. Помимо "Сахалина-1" и "Сахалина-2" это Харьягинское нефтяное месторождение в Ненецком автономном округе, которое разрабатывает Total. В начале 2000-х годов схему стали активно критиковать российские нефтяники (в первую очередь крупнейшая тогда НК "ЮКОС") и правительственные чиновники, а в мае 2003 года в закон о СРП были внесены поправки, сделавшие заключение новых соглашений.

Основным критиком СРП, в частности проекта "Сахалин-2", выступала Счетная палата под руководством Сергея Степашина. Изучив итоги работы соглашения за 2003-2004 годы, аудиторы СП пришли к выводу, что "условия соглашения (по "Сахалину-2") крайне невыгодны для России". В отчете СП говорилось, что "соглашение подписано с нарушением закона, без конкурсов и аукционов", а нанесенный стране ущерб составил в общей сложности $2,5 млрд. Основная претензия аудиторов сводилась к тому, что инвесторы якобы завысили затраты по проекту на $2 млрд, закупая у иностранных поставщиков слишком дорогое оборудование. В итоге даже в ценах на нефть 2005 года рентабельность проекта не дотягивает и до 17%, и в ближайшие 10-15 лет Россия не получит по соглашению ни тонны сырья, говорил аудитор Александр Беляков.

В 2007 году Счетная палата указала на то, что государство не умеет контролировать работу проектов в режиме СРП. "Распространенность нарушений при реализации СРП во многом связана с неэффективностью государственного контроля", — говорится в заключении Счетной палаты по правительственному докладу "Об итогах работы по подготовке и реализации СРП за 2006 год". Необходим единый нормативно-правовой акт, который регламентировал бы порядок учета имущества оператора, создаваемого в рамках СРП. Таможенные органы из-за несовершенства порядка таможенного оформления товаров не могут обеспечить контроль над получением участниками проектов льгот при уплате таможенных платежей, писали аудиторы СП.

По мнению старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН Михаила Субботина, месторождения "Газпрома" (Южно-Киринское и Киринское) будет сложно включить в качестве ресурсной базы в состав СРП, поскольку это может привести к сокращению выплат в бюджет Сахалинской области из прибыли проекта. В этом случае государству придется компенсировать региону часть средств за счет поступлений от НДПИ "Сахалина-2", которые сейчас поступают в федеральный бюджет.

Но сильным аргументом в пользу дополнения "Сахалина-2" активами "Сахалина-3" служат санкции. "Газпром" не может сам купить оборудование для работы на шельфе (его глубина в проекте — от 110 м до 300 м), а его партнеры могут работать с ним только в действующих проектах. Монополия уже сдвинула срок запуска третьей очереди СПГ-завода на Сахалине. В конце июля корпоративная газета Sakhalin Energy со ссылкой на доклад главы компании Романа Дашкова сообщила, что окончательное решение об инвестировании в третью очередь будет принято во второй половине 2017 года, а запуск намечен на 2021 год.

Людмила Подобедова

 

 

"Лукойлу" не удается нормализовать отношения с румынской прокуратурой. На письма Вагита Алекперова президенту Румынии правоохранители ответили новыми обвинениями.

"Ведомости"

Недавние письма президента "Лукойла" Вагита Алекперова президенту Румынии и председателю Еврокомиссии с просьбами вмешаться в конфликт румынских властей и российской компании не принесли результата. Реакции на них пока нет, говорит источник "Ведомостей", близкий к одной из сторон. Вместо этого прокуратура выдвинула новые требования, обвинив Petrotel Lukoil, которая владеет НПЗ в Плоешти, в проведении торговых операций с компаниями, зарегистрированными в офшорах и контролируемыми лицами, в отношении которых введены санкции Евросоюза. Об этом пишет румынское интернет-издание Economica со ссылкой на обвинительное заключение прокуратуры, его цитирует "Интерфакс". Одна из таких офшорных компаний, с которой Petrotel Lukoil проводила сделки, зарегистрирована в Великобритании, других подробностей румынская газета не приводит. Кроме того, прокуратура возбудила дела в отношении шести менеджеров Petrotel Lukoil, обвинив их в нанесении ущерба компании в 1,8 млрд евро. По версии прокуратуры, в 2011-2014 гг. менеджеры использовали кредиты и материальные ценности Petrotel Lukoil для получения выгоды компаниями, где им принадлежала прямая или непрямая доля. Подозреваемые якобы подписывали в интересах и от имени Petrotel Lukoil контракты на покупку нефти и проводили контракты на поставку нефтепродуктов по невыгодным для компании ценам, что приводило к убыткам. Представитель прокуратуры не ответил на вопросы "Ведомостей". Представитель "Лукойла" сказал только, что 4 августа суд уезда Прахова смягчил меры пресечения для некоторых сотрудников Petrotel Lukoil.

Проблемы в Румынии у "Лукойла" начались в октябре 2014 г. Тогда прокуратура арестовала имущество Petrotel Lukoil, так что компании пришлось остановить НПЗ на несколько недель. При этом власти Румынии пригрозили национализировать НПЗ, если "Лукойл" остановит его окончательно. Но компания обжаловала арест и восстановила переработку. Новые обвинения появились в июле, прокуратура обвинила Petrotel Lukoil в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег и наложила обеспечение на акции акционера Petrotel Lukoil — Lukoil Holding BV — на 2 млрд евро. "Лукойл" неоднократно отвергал все претензии румынских правоохранителей. "Мы уверены в своей правоте и хотим найти компромисс", — говорил вице-президент "Лукойла" Томас Мюллер. Эксперты и источник "Ведомостей" в компании связывают давление прокуратуры с желанием румынских властей сменить собственника НПЗ в Плоешти. "Лукойл" действительно получал несколько предложений о покупке, но продавать НПЗ не собирается, рассказывал Мюллер. Румынское издание Digi24 называло и потенциальных покупателей: это Kajel Holdings Limited (зарегистрирована на Британских Виргинских островах, по неподтвержденной информации, представляет интересы компании China Peace Petroleum Group, писал "Интерфакс"), Vienna Investment Trust SA (зарегистрирована в Австрии, свыше 73% принадлежит бизнесмену Константину Тома) и Universal Premium Fund (зарегистрирован в Люксембурге, принадлежит бизнесмену Теодору Джону Востинару). В "Лукойле" это не комментировали.

Ситуация выглядит так, что "Лукойл" ни в какую не хочет продавать НПЗ, а Румыния очень хочет его отобрать и передать какому-то местному инвестору, рассуждает директор Small Letters Виталий Крюков.

Алина Фадеева

<< Август, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ