media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

06.08.2019

В следующем году ужесточатся требования к содержанию серы в топливе.

"Ведомости"

С 1 января 2020 г. вступают в силу новые требования Международной морской организации ООН (IMO) — содержание серы в судовом топливе будет снижено с 3,5 до 0,5%. Это делается для уменьшения вредных выбросов в атмосферу. Компаниям придется использовать топливо с меньшим содержанием серы или установить на судах дополнительную систему фильтрации выхлопных газов. Игнорирование требований грозит штрафом. Правда, каковы будут санкции, пока непонятно. Размер штрафов определяют страны, где зарегистрированы суда, или порты, говорится в правилах IMO.

Российские суда не боятся серы

Большинство судов в мире в качестве топлива используют высокосернистый мазут или специальное дизтопливо, говорит гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров.

Основной сорт нефти в России — Urals. Его главная особенность — высокое содержание серы. Поэтому российские нефтеперерабатывающие заводы производят в основном мазут с высоким содержанием серы, говорит менеджер одного из судовладельцев: "Установка по улавливанию серы при работе двигателя на высокосернистом мазуте стоит дорого — от $5 млн до $8 млн — и занимает место, которое можно было бы отдать под полезный груз". Собеседник в другой транспортной компании утверждает, что устанавливать такое оборудование на судах с водоизмещением до 8000 т экономически нецелесообразно: "На небольших судах само это устройство и извлекаемая из выхлопных газов сера займут слишком много полезного пространства и снизят эффективность эксплуатации".

Судовладельцы по-разному подошли к решению проблемы. К примеру, крупнейшая в России судоходная компания "Совкомфлот" начала заказывать новые суда на СПГ. Сейчас в ее флоте шесть нефтеналивных танкеров типа "Афрамакс" на газомоторном топливе, еще пять судов (два "Афрамакса" и три MR) на СПГ заказаны "Совкомфлотом" на верфи "Звезда" в Приморском крае. Все остальные суда готовы к переходу на использование топлив с содержанием серы на уровне 0,5%, говорит представитель компании.

Мировой лидер в сфере контейнерных перевозок Maersk после введения новых требований планирует перевести свои суда на использование низкосернистого топлива, некоторые контейнеровозы будут также оборудованы специальными установками. "Сейчас 10% всего топлива, которое мы используем, закупается на российских НПЗ", — говорил гендиректор A.P. Moeller-Maersk A/S. Сёрен Скоу.

"С 2020 г. мы будем выполнять требования IMO по содержанию серы, работая на топливе с максимальным содержанием серы в 0,5% вне зоны Балтийского и Северного морей", — говорит управляющий директор Волжского и Северо-Западного пароходств Юрий Гильц. Он отмечает, что в Балтийском и Северном морях уже с 2015 г. действуют более жесткие нормативы содержания серы в топливе — 0,1%, так что переход для большинства судовладельцев на низкосернистый мазут будет не критичен. Но он ожидает увеличения затрат на транспортировку грузов.

Не все готовы выполнять новые правила IMO. Так, недавно Индонезия заявила, что не будет их соблюдать до тех пор, пока не израсходует запасы топлива с высоким содержанием серы, которое в большом количестве скопилось в местных акваториях.

Много мазута

Спрос на высокосернистый мазут упадет. Argus Consulting Services, консалтинговое подразделение ценового агентства Argus, оценивает общемировой спрос на такое топливо в сегменте бункеровки на уровне порядка 195 млн т в год, при этом отмечает, что после введения новых требований до 40 млн т сернистого мазута останется на бункерном рынке за счет использования установок по улавливанию серы и еще 30 млн т сохранится из-за несоблюдения новых требований. Высокосернистый мазут может подешеветь на 30% примерно до $265 за 1 т, следует из данных Argus Consulting.

В 2018 г. российские НПЗ произвели 16,5 млн т судового топлива, говорит представитель Минэнерго. Он напоминает, что по техрегламенту Таможенного союза содержание серы в нем — не более 1,5%. Но с 2020 г. техрегламент подстроится под новые нормы IMO.

"Российские НПЗ имеют возможность удовлетворить потребности внутреннего рынка в малосернистом бункеровочном топливе без значительных капиталовложений. Воздействие новых норм на экономическую эффективность нефтеперерабатывающей и судоходной отраслей России будет определяться не производственными факторами, а ценообразованием на мировом рынке", — отметил он.

Больше всего мазута, по данным ЦДУ, среди российских НПЗ выпускает "Сургутнефтегаз" — 35% всей переработки. Сравнительно высокая доля мазута и на заводах "Роснефти" — 23%, исходя из отчетности компании. Она получила в 2018 г. 1% общей выручки от продажи бункерного топлива — или 85 млрд руб.

Тем российским НПЗ, которые сейчас производят высокосернистый мазут, особенно независимым с простой технологической схемой, будет сложно после введения новых правил, считает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Он уверен, что цены на такое топливо сильно упадут, а с учетом транспортировки от российских заводов до портов рентабельность такого продукта может стать отрицательной. Выиграют те НПЗ, которые перерабатывают низкосернистую сибирскую легкую нефть, или заранее позаботившиеся о подготовке к новым стандартам. "Они уже сейчас выпускают бункерное топливо, которое удовлетворяет требованиям 2020 г. Для них ситуация только улучшится", — говорит Ежов.

Нефть подешевеет

Из-за новых требований спрос на более сернистую нефть Urals упадет — нефть требует более качественной переработки, чтобы устранить серу. В итоге конкуренция между различными сортами нефти усилится и производители высокосернистой нефти будут вынуждены снизить цены, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Цена на нефть марки Urals может опуститься на несколько долларов по отношению к Brent, рассуждает он.

Argus Consulting считает, что Urals в 2020 г. будет в среднем почти на $5 дешевле рассчитываемой агентством котировки North Sea Dated (считается на базе месторождений Северного моря, куда входит и нефть с месторождения Brent).

"Все будет зависеть от баланса спроса и предложения тяжелой сернистой нефти, к которой относится Urals, на что влияет множество факторов. Ведь в мире достаточно мощностей для переработки такой нефти, и может сложиться такая ситуация, что Urals не подешевеет относительно Brent", — успокаивает Ежов. При этом, скорее всего, вырастут цены на все низкосернистые продукты: мазут, дизельное топливо и вакуумный газойль, продолжает эксперт.

"Российский рынок нефтепродуктов связан с мировым, поэтому можно ожидать, что внутренняя цена на мазут упадет, а цена на дизельное топливо и керосин, напротив, должна вырасти из-за роста привлекательности экспортной альтернативы", — говорит Маринченко.

"В сухом остатке больше всего выиграет "Роснефть", которая является крупнейшим поставщиков российской низкосернистой нефти в Китай [такая нефть подорожает], — говорит он. — Но "Роснефть" же может и проиграть от падения цен на мазут, а какой из этих эффектов пересилит — сказать сложно".

"Газпром нефть" готова к новым экологическим требованиям, говорит представитель компании. В 2018 г. "Газпром нефть" продала более 2,9 млн т судового топлива, а ее продуктовый портфель включает как темные (содержание серы — 1,5%) и дистиллятные топлива, так и экологичные марки топлива с содержанием серы не более 0,1%. Компания намерена создать новый сегмент на рынке — бункеровку сжиженным природным газом, отметил он.

Представители "Роснефти", "Лукойла", "Сургутнефтегаза" не ответили на вопросы "Ведомостей".

Виталий Петлевой

 

 

В Европе стартовал затяжной период дешевого газа.

"Российская газета"

В Европе усиливается падение оптовых цен на газ. Среди основных причин — теплая минувшая зима, высокие запасы "голубого топлива", а также рост предложения сжиженного природного газа (СПГ) и распространение подешевевших возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Новая реальность с низкими ценами на газ, похоже, установилась надолго, и российским экспортерам придется это учитывать.

Об этом говорится в июльском выпуске энергетического бюллетеня, подготовленном Аналитическим центром (АЦ) при правительстве РФ (с ним ознакомилась "Российская газета").

Снижение цен на газ в Европе началось еще в октябре 2018 года, но в этом году скорость падения сильно возросла, констатируют в АЦ. С января по июнь его стоимость опустилась на 50 процентов, в конце июня — падала до минимума с 2016 года.

На тенденцию повлияли разовые факторы — в том числе теплая погода, позволившая сохранить высокие запасы газа в хранилищах. Другие причины более системны. Так, серьезное давление на цены на газ оказало введение новых мощностей по производству СПГ в мире (в России, США и Австралии) вкупе с активной конкуренцией российского и американского СПГ за растущий европейский рынок, говорится в энергобюллетене.

Причиной значительного роста поставок СПГ в Европу также послужило практическое исчезновение премии к цене СПГ в Азии, считают аналитики "ВТБ Капитала". В АЦ с этим соглашаются: цена СПГ в Азии падает с сентября, спрос же на него в регионе временно снизился из-за хорошей погоды, высоких логистических издержек и постепенного ввода в строй атомных электростанций в Японии (одного из ключевых азиатских потребителей СПГ).

Еще один важный фактор снижения цен на газ — тренд на сокращение выбросов парниковых газов и переход на "чистые" источники энергии. Так, за 2018 год мощность ветровых электростанций в Европе возросла на 6,7 процента, солнечных — на 7,6 процента, а выработка только ветровой энергии — на 20 процентов за 2017 год, отмечают в АЦ. Это подкрепляется постепенным снижением стоимости энергии из возобновляемых источников благодаря развитию технологий.

До конца 2019 года значительного восстановления цен на газ на европейском рынке не ожидается, указывают в АЦ. Есть прогнозы, по которым рост цен возобновится не раньше 2020 года, достигнув уровня 2018 года только к 2025-му. Способствовать восстановлению цен на газ в Европе может рост цен на нефть, но и его перспективы довольно туманны. При этом чем дешевле становится газ, тем менее выгодным становится строительство новых мощностей ВИЭ, стоимость которых пока не может в полной мере конкурировать с газом, подчеркивают в АЦ.

Низкие цены на газ в Европе снижают маржинальность поставок российского трубопроводного газа, однако могут "выбить" ряд других поставщиков с европейского рынка (и прежде всего поставщиков СПГ), говорит эксперт управления по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра при правительстве РФ Алевтина Кутузова. Так, "Газпром" обладает сравнительно низкими операционными издержками при поставках газа в Европу, поэтому в текущих условиях способен и нарастить долю рынка, допускает аналитик.

Роман Маркелов

 

 

Ее перевозят танкеры, связанные с китайской госкомпанией.

"Ведомости"

Танкеры, связанные с китайской госкомпанией China National Petroleum Corporation (CNPC), продолжают поставлять иранскую нефть в Китай, несмотря на санкции против Тегерана, обнаружили США. Об этом сообщает Financial Times со ссылкой на знакомого с ситуацией человека и данные TankerTrackers. Если США решат принять жесткие меры, это может еще больше ухудшить отношения Вашингтона и Пекина.

Администрация президента США Дональда Трампа после выхода из международного соглашения о ядерной программе Ирана в мае 2018 г. стремится оказать "максимальное давление" на Тегеран. В ноябре Вашингтон ввел санкции, в том числе запрещающие импортировать нефть из Ирана, хотя он сделал исключение для Китая и еще нескольких государств, разрешив им продолжить закупки до мая 2019 г. Но Пекин продолжил покупать нефть у Ирана и после этого. По данным китайского правительства, в мае он импортировал 7,9 млн баррелей иранской нефти, а в июне — 6,3 млн. Для сравнения: в первые четыре месяца 2019 г. импорт составлял в среднем 16,7 млн баррелей.

Как минимум три танкера Bank of Kunlun (принадлежит CNPC) с мая неоднократно взаимодействовали с иранскими кораблями, пишет FT. Танкеры отключали свои транспондеры на несколько дней, но их перемещения все равно удалось отследить благодаря снимкам со спутника, сделанным компанией Planet Labs и переданным TankerTrackers, а по глубине их осадки — оценить, сколько груза приняли танкеры. "Данные и изображения со спутников определенно позволяют предположить, что связанные с Bank of Kunlun танкеры занимаются транспортировкой иранской нефти, — утверждает Самир Мадани из TankerTrackers. — Эти танкеры служат мостом между Ираном и Китаем".

При этом в конце прошлого года The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники писала, что CNPC решила отказаться от поставок нефти из Ирана. Bank of Kunlun должен был прекратить операции с иранскими контрагентами 4 ноября, в день возобновления санкций. Банк отрицает, что сейчас он связан с импортом нефти.

США в конце июля уже ввели санкции против китайского нефтяного трейдера Zhuhai Zhenrong, обвинив его в покупке иранской нефти. Компания не сможет совершать в США сделки со своими активами и имуществом, а также валютные и банковские транзакции.

Если Вашингтон введет санкции против CNPC, это будет означать значительную эскалацию его конфликта с Пекином, пишет FT. Компания является крупнейшим китайским производителем нефти, а ее публичное подразделение PetroChina работает в США и сотрудничает с международными энергетическими компаниями. Акции PetroChina торгуются в Нью-Йорке. А вот Bank of Kunlun Пекин всегда был готов пожертвовать, рассказал FT бывший высокопоставленный сотрудник американской разведки. В 2012 г. США отрезали Bank of Kunlun от своей финансовой системы за нарушение предыдущих санкций против Ирана, и он до сих пор не имеет доступа к ней. В последние годы банк служил Пекину официальным каналом для закупки нефти у Ирана.

Поставки иранской нефти продолжаются в условиях непростых отношений США и Китая. Страны уже больше года ведут торговые переговоры и никак не могут прийти к соглашению. На днях Трамп объявил о введении с сентября 10%-ных пошлин на импорт китайских товаров стоимостью $300 млрд. Таким образом, под американские пошлины попадет уже практически весь импорт из Китая. В понедельник, 5 августа, курс юаня опустился ниже психологической отметки 7 юаней/$ впервые в 2008 г. По мнению некоторых экономистов, это может быть ответом Пекина в торговой войне с США, хотя Народный банк Китая это отрицает. Трамп назвал ослабление юаня валютной манипуляцией.

Кроме того, Вашингтон не прекращает оказывать давление на Huawei. Поэтому некоторые специалисты сомневаются, что Китай прекратит покупать нефть у Ирана. "Нельзя просить Китай поддерживать свою политику в отношении Ирана и Северной Кореи и одновременно пытаться ослабить или уничтожить его корпорации", — цитирует FT Денниса Уайлдера, бывшего высокопоставленного сотрудника ЦРУ и Белого дома.

Алексей Невельский

<< Август, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ