media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

06.08.2021

Под плавучие АЭС для Баимского месторождения хотят создать изолированную энергосистему.

Коммерсант

Как выяснил "Ъ", ФАС предлагает вывести из-под госрегулирования энерготарифов проект "Росатома" по строительству плавучих АЭС на 140 млрд руб. для снабжения Баимского ГОКа на Чукотке. Поправка позволит "Росатому" и ГОКу заключить договор энергоснабжения на условиях take-or-pay. Но против поправки выступает Минэнерго, что может стать серьезным препятствием для проекта. Однако альтернатив у Баимского ГОКа, вероятно, уже нет.

ФАС предлагает вывести из-под госрегулирования тарифов проект "Росатома" по строительству четырех плавучих атомных энергоблоков (ПЭБ) для снабжения Баимского ГОКа (принадлежит казахстанской KAZ Minerals) на Чукотке. Ограничения в законе "Об электроэнергетике" (35-ФЗ) не позволяют "Росатому" заключить свободный двусторонний договор (СДД) на условиях take-or-pay, заявил в интервью "Ъ" заместитель гендиректора "Росатома" Вячеслав Рукша.

На Дальнем Востоке нет оптового энергорынка, тарифы на электроэнергию там регулируются государством. Там можно заключить СДД, но только после запуска электростанции, отметил господин Рукша. Поэтому ФАС предлагает создать на Дальнем Востоке новый вид энергосистемы — локальную изолированную энергосистему.

"Речь идет о случаях, когда в энергосистеме присутствуют только промышленные потребители и нет территориальных сетевых организаций",— пояснили "Ъ" в ФАС. Внести поправки в 35-ФЗ необходимо до ноября, чтобы заключить СДД в первом квартале 2022 года, отметил Вячеслав Рукша.

Подписание СДД необходимо "Росатому" для привлечения финансирования на строительство ПЭБов. Запуск Баимского ГОКа запланирован на 2026 год. "Росатом" обещает запустить ПЭБы на мысе Наглёйнгын к январю 2027 года. Стоимость строительства ПЭБов — более 140 млрд руб. (без НДС в ценах 2020 года). Срок СДД — 40 лет, полный тариф — 6,45 руб. за 1 кВт/ч (в ценах 2020 года). Ежегодно тариф будет индексироваться по инфляции. По оценкам Владимира Скляра из "ВТБ Капитала", при инфляции в 6,5% тариф к 2027 году может составить 8,56 руб. за 1 кВт/ч. По данным "Ъ", с мыса до ГОКа предлагается построить две ЛЭП 300 кВ.

Чтобы успеть поставить блоки к 2027 году, "Росатому" придется строить первые два корпуса на зарубежных верфях из-за высокой загрузки Балтзавода, заключить договор необходимо в сентябре-октябре, сообщил Вячеслав Рукша. Корпуса будут строить в Китае или Южной Корее, сообщили источники "Ъ" и подтвердили в "Атомэнергомаше" (АЭМ, входит в "Росатом"). Однако Минэнерго выступает против поправок к 35-ФЗ и создания "локальных изолированных систем".

"Внесение изменений в 35-ФЗ не предполагается и не требуется, соответствующий доклад направлен компаниям и в правительство РФ",— заявили "Ъ" в министерстве. Там считают, что закон уже предусматривает возможность заключения СДД в технологически изолированных энергосистемах. А создание "локальных изолированных систем", в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции, нарушит основополагающие принципы госрегулирования электроэнергетики. В министерстве отметили, что схема энергоснабжения ГОКа, портовой инфраструктуры и автодороги уже предполагает переток мощности от Чаун-Билибинского энергоузла через строящуюся ЛЭП 110 кВ Певек — Билибино — Песчанка и не предполагает "монопоставщика". А "фиксировать невозможность появления новых потребителей и поставщиков" в течение 40 лет невозможно.

О необходимости править закон было известно еще на этапе обсуждений проекта, "Росатом" должен был лоббировать принятие поправок через Минэнерго и ФАС, говорит источник "Ъ", знакомый с ситуацией. Поскольку сроки запуска сдвигаются вправо, Баимский ГОК, по данным "Ъ", задумывается о поиске альтернативы. Однако НОВАТЭК, уже начинавший разработку плавучей СПГ-электростанции за 38 млрд руб. для проекта (см. "Ъ" от 7 декабря 2020 года), не планирует возвращаться к нему, говорит источник "Ъ".

Полина Смертина, Татьяна Дятел

 

 

Они позволят разрабатывать запасы углеводородов, которые сегодня нерентабельны.

Ведомости

Специальная рабочая группа при Госдуме по налогообложению нефтяной отрасли консолидировала предложения ресурсодобывающих компаний по корректировкам режима налога на дополнительный доход (НДД). Копия свода инициатив нефтяников есть у "Ведомостей", его подлинность подтвердил участник совещания — член экспертного совета комитета по бюджету и налогам Госдумы Ольга Ануфриева. Основные инициативы следующие.

Нефтяники предлагают создать две новые группы месторождений в периметре режима НДД в дополнение к пяти существующим (они отличаются степенью выработанности, обводненности и другими характеристиками, от которых зависит уровень налоговой нагрузки). Одну для участков с объемом начальных запасов нефти менее 65 млн т и степенью выработанности менее 1%. Другую для месторождений сверхвязкой нефти в Республике Коми. Для обеих групп предлагается обнулить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ, одна из составных частей режима) на весь срок применения НДД. Кроме создания новых категорий бизнес считает целесообразным расширить режим НДД на отдельные участки второй, третьей и четвертой групп.

Другой блок предложений посвящен стимулированию геологоразведки трудноизвлекаемых запасов. В частности, предлагается ввести систему налоговых вычетов: разрешить сокращать платеж по НДПИ на сумму расходов на геологоразведочные работы, разрешить учитывать больше затрат на геологоразведку при расчете налога на прибыль или непосредственно НДД, указано в документе.

Минфин прорабатывает включение отдельных месторождений в уже существующие группы НДД, но создание новых групп не планируется, сказал "Ведомостям" представитель министерства. По его словам, конкретные предложения будут готовы осенью, детали пока не определены. Рабочая группа — консультативный орган и говорить о конкретных решениях и изменениях законодательства пока рано, подчеркнул представитель Минфина.

Минэнерго пока не получило протокол заседания рабочей группы, сообщил "Ведомостям" представитель министерства. Вместе с тем министерство поддерживает необходимость создания условий для добычи запасов, извлекать которые в текущих условиях нерентабельно.

Оценка инициатив

Предложения бизнеса в целом соответствуют стратегии перехода от системы разнообразных льгот для недропользователей к более универсальной модели НДД, считает партнер EY Марина Белякова, знакомая с содержанием документа.

По ее словам, для некоторых месторождений, например сверхвязкой нефти в Коми (Ярегское месторождение высоковязкой нефти в Коми "Лукойла". — "Ведомости"), такая донастройка налогового режима может быть особенно актуальна с учетом отмененных с 2021 г. льгот. Расширение периметра НДД можно только приветствовать, говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов: "НДД — системно более правильный режим налогообложения, поскольку величина налога зависит от прибыли, а не только от объема добычи и различных ручных настроек".

При рассмотрении инициатив надо учитывать несколько нюансов, добавила Белякова. Во-первых, внедрение не должно существенно менять базовую логику НДД. "Например, инициативы по расширению четвертой группы НДД выглядят обоснованными, но они не должны приводить к формированию выпадающих доходов бюджета", — подчеркнула она.

Расширение режима НДД позволит начать добычу на месторождениях, разработка которых сейчас "абсолютно невыгодна" из-за применения НДПИ, говорит руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в СНГ Михаил Орлов.

"Новый налог пользуется популярностью у бизнеса. Все больше компаний хотят перевести свои месторождения на НДД. Важно, что правительство готово расширять этот эксперимент и переводить на НДД новые месторождения", — отмечает Орлов. Впрочем, НДПИ, конечно, более простой для государства с точки зрения администрирования, согласился эксперт.

Ануфриева сообщила "Ведомостям", что свод предложений комплектовался таким образом, чтобы стимулировать разработку запасов, нерентабельную в действующих налоговых условиях, в первую очередь за счет расширения применения НДД. Речь о предоставлении новых льгот для рентабельной добычи, по ее словам, не идет.

Разработка 25% из 31 млрд т геологических запасов извлекаемой нефти сегодня нерентабельна, согласился председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, также участвовавший в заседании рабочей группы. "Таких больших месторождений, как Самотлор (крупнейшее в России нефтяное месторождение, открыто в 1965 г. в Западной Сибири, принадлежит "Роснефти", запасы оцениваются в 3,5 млрд т. — "Ведомости"), уже не будет, а малые в действующих фискальных условиях разрабатывать невыгодно. Поэтому они и не разрабатываются", — пояснил он.

"Роснефть", "Лукойл", "Газпром нефть", "Татнефть", "Сургутнефтегаз", "Русснефть", а также "Газпром" и "Новатэк" не ответили на запросы "Ведомостей". Источник в одной из крупнейших нефтяных компаний сказал "Ведомостям", что консолидировать просьбы нефтяников негласно поручили руководителям регионов. По итогам совещания 29 мая в Сургуте губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова предлагала масштабировать НДД, под условия применения которого сегодня подпадают не все месторождения, на всю нефтяную отрасль. "Недропользователи много вкладывали в период обвала цен на нефть и пандемии коронавируса, в том числе в содержание трудовых коллективов, чтобы избежать увольнений. В этой ситуации все [нефтяники] рассчитывали на понимание со стороны Минфина, но его не увидели", — говорит собеседник.

Другой источник отмечает, что в первую очередь предлагается расширение действующего периметра применения НДД, что "в целом свидетельствует об эффективности" этого налогового режима. Перевод новых запасов в НДД позволит вовлечь их в разработку, что положительно скажется как на объеме добычи, так и на доходах бюджета, считает он.

Собеседник в другой нефтяной компании сказал "Ведомостям", что ресурсодобывающему бизнесу трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям налогообложения. Это приводит к необходимости пересматривать принятые инвестиционные решения, что в конечном счете негативно сказывается на объемах добычи углеводородного сырья, добавляет он. По словам собеседника, нефтяная отрасль не готова к дополнительным бюджетным изъятиям. Наоборот, в посткризисный период, когда спрос на нефть восстанавливается и ограничения добычи, принятые в рамках сделки ОПЕК+, пересматриваются, требуются дополнительные налоговые стимулы для увеличение объемов бурения и производства нефти, считает он. Собеседник также подчеркивает, что профильные ведомства с 2018 г. не могут завершить инвентаризацию месторождений с запасами более 5 млн т, поскольку до сих пор нет единой оценки запасов и общепринятой методики для этого. А именно на основе результатов этой работы и планировалось принять системное и объективное решение о необходимости корректировки режима НДД, говорит он.

"Отсутствие единой методики приводит к тому, что данные, представленные нефтяными компаниями, интерпретируются различным образом и могут послужить основанием как для вывода о целесообразности внесения изменений в действующее законодательство, так и для вывода об обратном", — резюмировал собеседник "Ведомостей".

Ольга Агеева, Александр Волобуев

<< Август, 2021 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ