media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

06.10.2015

ФАС предлагает положить конец монополии на рынке голубого топлива.

"Новые Известия"

Федеральная антимонопольная служба выступила с предложением поэтапного изменения порядка использования газотранспортной системы (ГТС). Инициативы ФАС в случае их реализации приведут к тому, что все компании получат свободный доступ не только к ГТС, но и к подземным хранилищам газа (ПХГ). По мнению экспертов, это позволит газовой отрасли перейти к рыночному ценообразованию и отказаться от тарифов на газ, реализуемый внутри страны.

Глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев накануне заявил о важности выделения ГТС в отдельное дочернее общество "Газпрома" для повышения прозрачности бизнеса, связанного с транспортировкой голубого топлива. ФАС уже внесла в правительство проект постановления о свободных мощностях для транспортировки газа. Данный документ рассчитан на независимых от газовой монополии производителей. Согласно проекту, свободные мощности будут распределяться в зависимости от заявок компаний.

Напомним, что это далеко не первая попытка в новейшей российской истории положить конец тотальной монополии "Газпрома". В 1990-е годы борьба за компанию шла между финансово-экономическим блоком правительства в лице тогдашнего первого вице-премьера Бориса Немцова и главой "Газпрома" Ремом Вяхиревым, который через аффилированные структуры имел планы фактической приватизации концерна. Позже к этой борьбе подключился и скандальный олигарх Борис Березовский, который был явно не прочь подмять под себя газовую монополию — целиком или хотя бы по частям.

С приходом к власти Владимира Путина страсти вокруг разделения концерна затихли, а вскоре и вовсе сошли на нет — ОАО "Газпром" было объявлено национальным достоянием, основным кормильцем федерального бюджета в неофициальном статусе естественной монополии.

Между тем воскресшая ныне идея раздела "большого газового пирога" подкрепляется вполне серьезными аргументами. Специалисты ФАС указывают, что в настоящее время как ГТС, так и ПХГ находятся под полным контролем возглавляемой Алексеем Миллером корпорации. Просто перекачать топливо из одного пункта в другой невозможно без согласования с газовой монополией. Эксплуатацию ГТС производят 16 дочерних предприятий "Газпрома", построенных по территориальному признаку — "Газпром Трансгаз Санкт-Петербург", "Газпром Трансгаз Москва" и т.д. "Дочки" арендуют газотранспортные мощности у материнской компании, отчисляя ей соответствующие платежи.

Не уставая констатировать, что такая схема непрозрачна, ФАС намерена сначала ограничить, а впоследствии полностью ликвидировать монополию "Газпрома" в транспортировке и хранении газа. Начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин указал в разговоре с "НИ" на то, что тарифы на транспортировку должны быть едиными для всех участников рынка. "Никаких преференций для дочерних предприятий "Газпрома" быть не должно — за этим ФАС будет строго следить", — пообещал чиновник.
Есть основания предполагать, что постановление о свободных мощностях ГТС будет принято правительством РФ уже до конца 2015 года. Однако, по словам г-на Махонина, для создания полноценной рыночной инфраструктуры одного доступа к транспортной системе недостаточно. Участников рынка необходимо также допустить к подземным газовым хранилищам с тем, чтобы имелись равные условия для всех сторон — производителей, потребителей, трейдеров.

Кроме формирования конкурентной инфраструктуры, нужны еще организованные торги газом, убеждены в антимонопольной службе. И шаги в этом направлении уже сделаны: торги проводятся в секции природного газа Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

В ходе биржевых торгов цена на газ формируется на четырех станциях, которые представляют собой точки пересечения нескольких газопроводов: Надым, Вынгапуровская, Южный Балык и Парабель. Именно на этих пунктах газ меняет владельца, переходит от продавца к покупателю, который должен быть уверен, что получит приобретенное на бирже топливо в указанном пункте, заплатив установленный тариф за транспортировку. Свободный доступ к ГТС и ПХГ гарантирует доставку газа конечному потребителю.

Таким образом, биржевые торги позволят таким компаниям, как "Новатэк", ЛУКОЙЛ, "Роснефть", "Сургутнефтегаз" продавать излишки газа. Для конечных потребителей стоимость биржевого газа может быть значительно ниже цен на голубое топливо, поставляемое по долгосрочным контрактам. Не случайно охотно покупают газ на бирже нефтехимические предприятия, ТЭЦ, машиностроительные заводы.

Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Владимир Блинков в беседе с "НИ" заметил, что в настоящее время у многих нефтяных компаний в активах сосредоточилась крупная газодобыча. "Нет ничего удивительного в том, что они хотят самостоятельно экспортировать попутно с нефтью добываемый газ — с выгодой для себя, без оглядки на Алексея Миллера, — сказал эксперт. — "Газпром" же старается определить данную газодобычу в те ниши, которые ему наиболее удобны, исключая даже намек на какую-то конкуренцию". Поэтому, считает собеседник "НИ", неслучайно именно сейчас ФАС вышла со своей "антигазпромовской" инициативой — конфликт интересов участников рынка налицо.

Алексей Голяков

 

 

У России серьезные проблемы со сбытом природного газа.

"Независимая газета"

Сообщения СМИ о скорой реструктуризации "Газпрома" с выделением из него транспортного бизнеса пока не подтверждаются. Вчера представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) заявил, что тема разделения "Газпрома" сегодня неактуальна. Между тем российская газовая отрасль испытывает серьезные проблемы — спрос на российский газ сокращается в Европе и Китае, а внутреннее потребление почти не увеличивается. На фоне избытка добывающих и транспортных мощностей освоение новых месторождений и строительство новых газопроводов рискуют стать напрасной тратой денег. И даже перспективный газопровод "Сила Сибири" может оказаться невостребованным. Такой вывод делают эксперты Аналитического центра (АЦ) при правительстве РФ.

Ближайшее заседание президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) будет посвящено стратегии газовой отрасли и предложениям ФАС о выделении из "Газпрома" транспортного бизнеса, сообщили вчера российские СМИ со ссылкой на замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина. Тему разделения "Газпрома", активно обсуждавшуюся еще два десятилетия назад, сегодня поднимают нефтяники, недовольные ограничениями на доступ к трубопроводам.

Между тем начальник управления контроля ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин сообщил вчера ТАСС, что обсуждение реструктуризации "Газпрома" путем выделения из него транспортной составляющей — это тема не ближайшего года. "Мы не готовим к президентской комиссии по ТЭКу вопрос реструктуризации "Газпрома". Я считаю, что обсуждение реструктуризации "Газпрома" — это тема не на ближайший год", — сообщил чиновник ФАС.

Недовольство нефтяников монополией "Газпрома" понять не сложно. Но это далеко не единственная и даже не самая главная проблема нашей газовой отрасли. Более серьезным вызовом для газовиков скорее всего является крах надежд на увеличение экспортного спроса и сохранение высоких цен на газ.

Всего несколько лет назад в РФ надеялись, что Европа чуть ли не удвоит спрос на российский газ. Одновременно гигантский спрос на российский газ возникнет и в Китае, который согласится платить за него по европейским расценкам.

Европе в ближайшие семь-восемь лет потребуется дополнительно импортировать 100 млрд куб. м газа, говорил в 2012 году глава "Газпрома" Алексей Миллер на встрече с Владимиром Путиным. Сегодня Россия уже подписала с Китаем соглашение о строительстве газопровода "Сила Сибири" мощностью до 38 млрд куб. м. И готовит новый контракт по так называемому западному маршруту "Сила Сибири-2" в объеме до 30 млрд куб. м в год с возможностью увеличения до 100 млрд куб. м. Между тем Европа вопреки прогнозам сокращает закупки импортного газа. А в Китае он вовсе может оказаться ненужным.

"Экономика и энергетика Китая претерпевают в последние годы существенные изменения. Прогнозы долгосрочных темпов экономического роста за последние два года снизились с 8,5 до 6,5% в год, что стало одной из причин ухудшения конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. Резко снизились темпы прироста потребления первичной энергии, а потребление угля в 2014 году и вовсе стабилизировалось впервые с 90-х годов", — отмечается в докладе Аналитического центра при правительстве РФ.

"При сохранении модели роста потребления газа нулевых годов нынешнее замедление китайской экономики снизило бы потребность в газе в 2020 году почти на объем планируемых поставок из России по двум маршрутам "Силы Сибири", предупреждают экономисты.
В конце 2013 года семилетний прогноз роста потребности Китая в газе находился в диапазоне от 216 до 496 млрд куб. м. А нынешние прогнозы Института экономических и технологических исследований китайской компании CNPC выглядят гораздо скромнее. По сравнению с 2014 годом Китаю может потребоваться от 90 до 150 млрд куб. м газа дополнительно, сообщается в отчете АЦ. И нет никаких гарантий, что для покрытия этих потребностей вообще понадобится российский газ.

В Европе же сокращение спроса на российский газ уже налицо. В прошлом году Россия экспортировала чуть менее 190 млрд куб. м газа, что является минимальным показателем со времени кризиса 2008-2009 годов. В 2014 году добыча газа в России составила 642 млрд куб. м, что было наименьшим показателем начиная с 2005 года (за исключением кризисного 2009 года). В 2015 году сокращение добычи и экспорта продолжается. Напомним, что в предыдущих версиях Энергостратегии РФ предполагался рост добычи газа в РФ до 815 млрд куб. м. Не менее амбициозные планы были и у "Газпрома". "Газпром" планирует при наличии платежеспособного спроса российских потребителей и благоприятной конъюнктуры внешнего рынка обеспечить годовой объем добычи в размере 640-660 млрд куб. м к 2020 году", — сообщается в стратегии компании.

Но снижающаяся добыча газа — это не следствие недостатка производственных мощностей. На российском газовом рынке предложение существенно превышает спрос. "Только действующие мощности "Газпрома" позволяют добывать около 600 млрд куб. м газа в год при фактической добыче в 432 млрд куб. м в 2014 году; при этом компания также планирует расширять свои добывающие мощности уже в среднесрочной перспективе (проекты преимущественно ориентированы на экспорт, но также ожидается и прирост потребления у отдельных групп потребителей внутреннего рынка). Вместе с тем амбициозные планы по увеличению добычи газа есть и у "Роснефти". Компания планирует нарастить добычу газа с примерно 40 млрд куб. м в 2014 году до 100 млрд куб. м в 2020 году", — напоминают эксперты АЦ. В прошлом году сократились поставки российского газа на экспорт из-за снижения спроса на российский газ со стороны Украины и некоторых стран ЕС, в первую очередь Италии и Германии. Также несколько снизились поставки на внутренний рынок.
Потребление природного газа в России последние 10 лет колеблется на уровне 450-460 млрд куб.м. Период поступательного роста внутреннего спроса с 2000 года по 2005 год, за который потребление газа в России увеличилось почти на 55 млрд куб. м, остался в прошлом.

"Реакции "Газпрома" на принципиальные изменения газового рынка в Европе и Китае пока не видно", — говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Россия по-прежнему планирует строить новые экспортные газопроводы, тогда как уже существующие часто не используются на проектную мощность.

"В прогнозах роста спроса на газ ошиблись не только в России, но во всем мире. Достаточно вспомнить, например, прогнозы Международного энергетического агентства, которое предсказывало бурный рост спроса на газ в Европе", — говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Но на практике темпы роста европейской экономики оказались гораздо ниже, чем ожидалось. Кроме того, в Европе были приняты политические решения об увеличении доли возобновляемых источников энергии и о сокращении импорта газа, — напоминает Правосудов.        

Михаил Сергеев

 

 

В Софии рассчитывают увеличить транзит российского газа, который сейчас дает стране порядка 1% доходов госбюджета.

"Известия"

Болгария, которая наложила в конце 2014 года вето на реализацию российского проекта "Южный поток", хочет стать газовым хабом на выходе российского газопровода из Черного моря. Как сообщил "Известиям" замминистра энергетики Болгарии Антон Павлов, болгарское правительство будет настаивать на расширении пропускной способности и продлении "Турецкого потока" (заменившего "Южный поток") до болгарского хаба либо до строящегося газопровода Греция-Болгария — предполагается, что этот интерконнектор станет своеобразными воротами в европейскую газотранспортную систему.

На текущий момент разработан проект договора между Россией и Турцией на одну нитку "Турецкого потока", которая должна закончиться на границе Греции и Турции, то есть без какого-либо участия Болгарии. Последняя не хочет остаться в стороне от проекта.
– Сейчас мы совместно с Грецией готовим инвестиционное соглашение по строительству интерконнектора, который должен будет соединить Грецию с будущим газовым хабом в нашей стране, — сказал Павлов в кулуарах форума Kazenergy. — Если Россия сможет договориться с Турцией о строительстве второй нитки до Греции, мы готовы обсуждать получение газа. Наше предложение состоит в том, что российский газ может пойти через будущий интерконнектор между Грецией и Болгарией либо напрямую связать трубой Турцию с болгарским хабом.

Проект интерконнектора IGB (Interconnector Greece-Bulgaria; 50% у минэнерго Болгарии, по 25% у греческой DEPA S.A. и итальянской Edison SpA) создан для диверсификации поставок газа в Евросоюз, то есть для частичного замещения российского газа. IGB будут использовать для получения газа по двум другим строящимся магистралям: из СПГ-терминала в греческом городе Кавала и трубопровода TANAP (строится в Турции для доставки газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз, будет проходить мимо IGB до Албании и Италии; мощность 20 млрд куб. м, это больше первоначальной мощности "Турецкого потока").

Проектная мощность IGB, правда, пока что лишь 3 млрд куб. м в год: азербайджанского газа законтрактовано на 1 млрд куб. м в год начиная с 2020 года, говорит Павлов. По планам болгарского минэнерго строительство IGB начнется в начале 2016 года, Еврокомиссия уже выделила на него €150 тыс. из запланированных €210 млн, первый газ он сможет поставлять с 2018 года.

– Порядка 500 млн куб. м мы можем получать из Греции. Таким образом, [в IGB] есть еще 1,5 млрд свободных мощностей, которые могут быть загружены российским газом, — считает собеседник. — Мощности могут быть увеличены, это вопрос переговоров.
Интерес болгарских властей к российскому проекту в первую очередь объясняется их давним желанием построить в стране газовый хаб для управления поставками по TANAP. Об увеличении поставок газа для нужд самой Болгарии (потребляет до 3 млрд куб. м газа, почти на 100% из России через Украину) речи пока не идет, подчеркивает Павлов. Обсудить варианты можно будет на следующем заседании российско-болгарской межправительственной комиссии в конце октября, добавил Павлов.

В Edison SpA комментариев "Известиям" не предоставили. Подключение третьих сторон к проекту IGB возможно в рамках нормативно-правовой базы ЕС, сообщил представитель DEPA S.A. Димитриос Манолис.

Соглашение по "Турецкому потоку" тем временем откладывается и будет подписано не ранее декабря 2015-го — января 2016 года, так как в Анкаре до сих пор не сформировано правительство, сообщал министр энергетики России Александр Новак в начале октября.

Кроме того, нет четкой договоренности по количеству ниток, пока рассматривается вопрос строительства двух линий "Турецкого потока" с общей пропускной способностью в 31,5 млрд куб. м газа в год, уточнял глава ведомства, хотя в последнем проекте соглашения, подготовленном Турцией, значится всего одна — на 15,5 млрд куб. м, причем в сценарии с одной ниткой экспорта газа за пределы Турции не предполагается. Наконец, Турция не хочет подписывать соглашение до согласования скидки на газ, она может составить 10,25%, говорил Новак. Ориентировочно запуск "Турецкого потока" запланирован на декабрь 2016 года. В министерстве энергетики и природных ресурсов Турции не ответили на запрос.

Ранее основным поставщиком для своего хаба Болгария видела именно Россию, рассчитывая получать газ по трубе проекта "Южный поток", напомнил Павлов. Станислав Митрахович из Фонда национальной энергетической безопасности также напоминает, что в декабре 2014 года "Южный поток" был отменен как раз из-за позиции Болгарии, тянувшей с выдачей разрешений на строительство морского участка.

Интересно, что Болгария продолжает морские изыскания по отмененному проекту, говорит замминистра Павлов, объясняя это тем, что болгарское правительство "до сих пор не получало официального оповещения о прекращении проекта, были лишь высказывания российского руководства". В рамках Kazenergy коллеги даже высказывали недоумение по поводу использования Павловым понятия "Южный поток", но Павлов непременно выкладывал свой аргумент.

– Кроме того, Россия до сих пор не выкупила 50-процентную долю болгарских властей в СП South Stream Bulgaria AD, которая должна была строить наземную часть газопровода, — указывает Павлов.

Митрахович считает, что вряд ли Россия будет рисковать снова. Поэтому небольшое ответвление к болгаро-греческому или иному нероссийскому трубопроводу — тот максимум, на который могут рассчитывать болгарские власти, полагает эксперт. Препятствие "Южному потоку" было чисто политическим решением, навязанным Болгарии ЕС и США, теперь болгар к участию в проекте подталкивают причины экономические, такие как опасность потери дохода от транзита, подтверждает старший консультант Балтийского центра социальных исследований Олег Андреев. Болгария за прошлый год выручила €100 млн на транзите (0,7% доходов бюджета страны).

– Это подталкивает Болгарию к тому, чтобы продолжать работы даже по отмененному проекту "Южный поток", о котором болгарские власти часто продолжают говорить, — замечает собеседник.

Есть также вероятность, что "Турецкий поток" все же зайдет на территорию Евросоюза и подпадет под действие антимонопольного "третьего энергопакета" (Турция не входит в ЕС, и поэтому точку продаж приходится делать на ее границе). Европейские страны — партнеры "Газпрома" постепенно склоняют Россию к тому, чтобы дотянуть "Турецкий поток" до трубы Eastring (с 2018 года соединит Словакию, Болгарию, Венгрию и Румынию, пропускная способность составляет 20 млрд куб. м). К примеру, в июне 2015 года предложение о присоединении к системе через продолжение "Турецкого потока" до болгарского хаба России сделала Словакия, крупный транзитер и поставщик реверсного российского газа для Украины; в 2014 году на транзите Словакия заработала €630 млн (около 2% доходов бюджета страны). Идею подключения российской трубы к Eastring в разговоре с "Известиями" поддерживает и министр энергетики Румынии Андрей Доминик Гереа.

– Сейчас в Европе слишком много газовых проектов на бумаге. Прошло уже больше года, а мы всё еще обсуждаем, какой проект нам больше нравится, мы просто теряем время. К примеру, есть два конкурирующих — азербайджанский TANAP и российский "Турецкий поток". Вопрос в том, кто осуществит свой проект быстрее. Российский газ важен для нас, и если Россия решит отказаться от транспортировки газа через Украину и предложит альтернативу, мы ее рассмотрим, — сказал он "Известиям".

Председатель правительства Дмитрий Медведев поручал летом Минэнерго проработать ответ по подключению "Турецкого потока" к Eastring. В этом министерстве и "Газпроме" комментариев не предоставили.

Арсений Погосян

<< Октябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ