media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

06.11.2018

"Ведомости" узнали подробности будущих соглашений властей и бизнеса.

"Ведомости"

"Мы не переходим к ручному управлению" топливным рынком, соглашение с нефтяниками о фиксации оптовых цен — вынужденная мера, говорил вице-премьер Дмитрий Козак в среду после совещания в правительстве. "Ведомости" выяснили подробности этого соглашения: правительство договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями установить предельные цены на топливо для каждого региона, связало нефтяников круговой порукой и пообещало им иммунитет от претензий налоговой и антимонопольной служб за сдерживание цен. Договоренности зафиксированы в протоколе совещания у Козака, с которым ознакомились "Ведомости"; его подлинность подтвердил федеральный чиновник.

Торговля по указке

Заключить соглашения нефтяники и чиновники должны до 7 ноября — они будут зафиксированы постановлением правительства в ближайшее время, говорится в протоколе. Проект постановления разрабатывают Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), он должен был поступить в правительство 1 ноября.

Действовать соглашения будут до 31 марта 2019 г. В них нефтяники пообещают продавать на оптовом рынке бензин и дизельное топливо не дороже, чем решено на совещании. Прейскурант со средними оптовыми ценами на нефтепродукты для каждого федерального округа и каждого региона прилагается к протоколу. Средняя цена Аи-92 по России до января 2019 г. не должна превысить 53 501 руб. за 1 т, Аи-95 — 56 649 руб., дизельного топлива — 51 201 руб.. Это означает, что 1 л топлива должен стоить на оптовом рынке не дороже 39,86, 42,77 и 43,11 руб. соответственно. Исходя из средних цен на заправках, которые публикует "Интерфакс" по данным ЦДУ ТЭК, средняя маржа АЗС в России в октябре с 1 л Аи-92 составит 2,86 руб., для Аи-95 — 3,06 руб., для дизельного топлива — 2,36 руб.

В январе 2019 г. нефтяникам разрешено будет поднять цены не более чем на 1,7% — в связи с повышением НДС с 18 до 20%. Затем они смогут повышать цены только на инфляцию согласно официальному прогнозу — 4,3%. Нефтяники обязуются полностью удовлетворять спрос независимых АЗС на топливо и поставлять на внутренний рынок не менее 17,5% добываемой нефти.

Участники соглашения — все вертикально-интегрированные нефтяные компании: "Роснефть", "Газпром нефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Татнефть", "Русснефть", "Нефтегазхолдинг" и т. д. Если хотя бы одна из компаний уклонится от подписания соглашения с правительством или нарушит его, то пострадают все. Минэнерго и ФАС должны внести предложения по "системным мерам для стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов", говорится в протоколе. Ранее премьер Дмитрий Медведев грозил рынку пошлиной на экспорт нефти и нефтепродуктов. "Создается ситуация, при которой нефтяные компании отвечают друг за друга", — комментирует федеральный чиновник.

"Правительство совместно с нефтяными компаниями выработало ряд специальных мер, направленных на стабилизацию топливного рынка до вступления в силу закона о завершении налогового маневра", — комментирует представитель Козака. Правительство вынуждено действовать в первую очередь в интересах потребителей на внутреннем рынке, продолжает он. Представитель Минэнерго от комментариев отказался.

ФНС и ФАС будут следить за тем, чтобы независимые АЗС не повышали цены. Правительство поручило им "обеспечить проведение внеплановых проверок", "обратив особое внимание на предприятия", где цена топлива выше, чем максимальная цена на оптовом рынке, более чем на 4%. Но установленных в протоколе цен может не хватить для покрытия операционных расходов АЗС, комментирует президент Российского топливного союза Евгений Аркуша: средняя маржинальная доходность для нормальной работы АЗС и уплаты налогов должна быть 4-5 руб. за 1 л топлива.

Фиксируя цены на топливо, правительство гарантирует участникам соглашения отсутствие претензий со стороны налоговой и антимонопольной служб за нерыночные цены. ФАС поручено не привлекать к ответственности компании за заключение с Минэнерго и ФАС соглашений, а ФНС — во время проверок учитывать индикативные цены, о которых договорились бизнес и правительство.

Заключение соглашений Минэнерго и ФАС с участниками рынка осуществляется в соответствии с законом о защите конкуренции, передал представитель ФАС ответ заместителя руководителя службы Анатолия Голомолзина. Но соглашения должны быть временными и не допускать ограничения конкуренции, настаивает он. Сговором такое соглашение между Минэнерго, ФАС и компаниями считать нельзя, согласен руководитель антимонопольной практики Bryan Cave Leighton Paisner Николай Вознесенский: закон о защите конкуренции допускает ценовые соглашения, если они предусмотрены законом, поручениями президента или постановлениями правительства. Но если независимые АЗС подадут в ФАС жалобу, служба будет обязана ее рассмотреть и возбудить дело, если нарушение не связано с соглашением с правительством, говорит Вознесенский.

Налоговики тоже могут учитывать соглашение между компаниями и правительством, считает партнер Herberth Smith Freehills Олег Коннов. К тому же с 2019 г. контроль за трансфертными ценами внутри России отменяется (сохранится для некоторых сделок — например, если их участники пользуются налоговыми льготами). Если правительство устанавливает индикатор цен, то штрафовать за нерыночные цены неправильно, согласен партнер Taxology Алексей Артюх. Представитель ФНС не ответил на вопросы "Ведомостей".

Очистка биржи

До 12 ноября ФАС, Центробанк и Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) должны подготовить предложения, как, изменив правила торговли нефтепродуктами, исключить спекулятивные сделки на внутреннем рынке. Некоторые трейдеры скупают бензин и нефтепродукты на бирже и отправляют их за рубеж, жаловался "Ведомостям" один из нефтяников: у трейдеров нет обязательств перед правительством поставлять на внутренний рынок часть купленного топлива, "спекулянты" могут отправлять его на экспорт или перепродавать самим нефтяникам для поставки на АЗС. Правительство введет "предквалификацию" участников торгов топливом, и до 31 марта 2019 г. допускать к ним планируется только сети АЗС, конечных промышленных и сельскохозяйственных мелкооптовых потребителей.

Тема перепродавцов неоднократно обсуждалась на биржевом комитете, пока однозначного решения нет, признает Голомолзин: "Этот институт является одним из легальных каналов сбыта, ему присущи и недостатки, и достоинства". Этот вопрос нужно обсуждать вместе с развитием срочного рынка, считает Голомолзин. Представитель СПбМТСБ комментировать эту инициативу в понедельник вечером не стал.

Меры по стабилизации внутреннего рынка являются краткосрочными и не вводят запрет или ограничение деятельности добросовестных участников рынка, комментирует идею федеральный чиновник. "Трейдеры являются неотъемлемой частью рынка — они предоставляют ликвидность и дают возможность малым участникам рынка фондироваться", — признает он.

Минфин против

В протоколе Минфину, ФНС и Минтрансу поручено также подумать об изменении механизма сбора акцизов. Они должны проработать идею перенести уплату акцизов с НПЗ на АЗС и сделать акциз на топливо плавающим: ставка растет при снижении цен на нефть и наоборот. Последнюю идею много лет предлагает ФАС, выступала за нее и "Роснефть". Это нужно в том числе для обеспечения ценовой стабильности внутреннего рынка на долгосрочную перспективу, считает Голомолзин. В протокол Козака вошли и некоторые другие предложения "Роснефти" — например, обязать всех нефтяников поставлять определенную часть добытой нефти и газового конденсата на российские НПЗ.

Но Минфин не видит смысла в изменении механизма сбора акциза. Перенос уплаты акциза с НПЗ на АЗС значительно усложнит администрирование, объясняет представитель ведомства: в стране несколько десятков НПЗ и тысячи АЗС. А плавающие акцизы могут создать проблемы с наполнением дорожных фондов, напоминает он.

Правительство не первый раз фиксирует цены, вспоминает Вознесенский, в 2011 г. первый вице-премьер Виктор Зубков выпустил постановление с индикативной ценой на 1 л молока при его закупке у фермеров. Для экономики подобные решения вредны, говорит замдиректора Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Светлана Авдашева, в России низкие розничные цены всегда объясняются интересами потребителя, а регулирование цен носит характер социальной политики. Было выработано компромиссное решение, такова цена социальной стабильности в нефтедобывающей стране, считает федеральный чиновник.

Виталий Петлевой, Елизавета Базанова

 

 

На каких условиях крупнейшая российская нефтяная компания вышла из проекта "Печора СПГ".

"Газета РБК"

После выхода из "Печора СПГ", совместного предприятия с "Аллтеком" Дмитрия Босова, "Роснефть" вернула более $100 млн, которые собиралась вложить в этот проект. Деньги лежали на депозите, проценты по которому шли на геологоразведку.

Возвратный депозит

"Роснефть", которая в конце августа вышла из "Печора СПГ" — совместного предприятия с группой "Аллтек" Дмитрия Босова, полностью вернула все средства, вложенные в этот проект. Об этом РБК рассказали два собеседника, близкие к разным сторонам сделки.

По словам одного из источников РБК, при вхождении в проект "Роснефть" внесла около $180 млн на банковский депозит, а проценты по этому вкладу шли на оплату геологоразведочных работ "Печоры". Второй собеседник подтвердил эту информацию. "Стороны расстались мирно, каждый остался "при своих", — добавил он.

Третий источник РБК, близкий к одному из акционеров СП, утверждает, что сумма, которую "Роснефть" положила на депозит для реализации проекта "Печора СПГ", была меньше, но "более $100 млн". Компания действительно вернула эти средства, сказал он.

Проект "Печора СПГ", который изначально контролировали структуры Босова, предусматривал строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) в Ненецком автономном округе (НАО), а также создание газотранспортной инфраструктуры и строительство отгрузочного морского терминала. В рамках проекта также обсуждался запуск газохимического комплекса по производству метанола или карбамида. "Роснефть" и "Аллтек" завершили создание совместного предприятия в конце 2015 года. Закрытие сделки переносилось несколько раз, среди причин называлось обсуждение цены и условий выкупа доли Босова. Взнос "Роснефти" за 50,1% акций СП ранее оценивался в $110 млн, а через несколько лет после сделки компания должна была получить право увеличить свой пакет до 60%.

Ресурсной базой проекта были Кумжинское и Коровинское месторождения, в сумме их оценочные и разведанные ресурсы составляют 104,5 млрд куб. м газа и 3,9 млн т конденсата. Для расширения проекта и увеличения ресурсной базы "Роснефть" планировала купить также Лаявожское и Ваневийское месторождения, расположенные по соседству, но борьбу за эти участки выиграл "Газпром".

По данным СПАРК, 31 августа 2018 года доля "дочки" "Роснефти" в "РН-Печора СПГ" сократилась с 50,1 до 1%. А пакет сингапурской CH Gas Pte ltd (принадлежит "Аллтеку") вырос с 49,9 до 99%.

Нерентабельные сценарии

"Роснефть" и "Аллтек" вели переговоры о привлечении миноритарного акционера в "Печору", рассказал один из собеседников РБК. Переговоры шли с дочерней структурой China National Chemical Construction Corporation (СNСCС), которая могла войти в проект, если бы началось производство СПГ или газохимической продукции. Такие переговоры действительно велись, но не увенчались успехом, подтвердил второй собеседник. Структура CNCCC не единственный потенциальный инвестор, переговоры завершились задолго до того, как "Роснефть" вышла из проекта, добавляет третий источник.

China National Chemical Construction Corp — крупная китайская нефтехимическая компания с госучастием. Весной 2015 года она приобрела контрольный пакет акций Pirelli (50,1%), еще один совладелец этой компании — Cаmfin, принадлежащий "Роснефти". "Дочка" CNCСC Китайская национальная химико-инженерная строительная компания №7 является одним из крупных подрядчиков "Сибура" по строительству нефтехимического комплекса "ЗапСибНефтехим" в Тобольске. РБК направил запрос в пресс-службу CNCCC.

Основная причина выхода "Роснефти" из проекта — признание его нерентабельным при обоих сценариях реализации — строительстве СПГ и производстве газохимии. "Объем сырья с двух месторождений проекта — Кумжинского и Коровинского — сочли недостаточным, логистику поставок газохимии слишком сложной и дорогой, а поставки СПГ из-за отсутствия лицензии на экспорт — нереализуемыми", — сказал один из собеседников РБК и подтвердил второй источник. В начале 2018 года комитет Госдумы по энергетике дал отрицательное заключение на законопроект, который мог разрешить "Печора СПГ" экспортировать газ. Сейчас такое право есть только у "Газпрома", НОВАТЭКа и "Роснефти".

Помимо экономических причин в остановке проекта "Печора СПГ" есть и технические, замечает руководитель информационно-аналитического центра "Рупек" Андрей Костин. "Для отгрузки газохимической продукции с будущего завода возникли бы трудности из-за мелководья в районе потенциального порта: там было бы невозможно пройти крупнотоннажному танкеру", — отметил он.

Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев отказался комментировать информацию о сумме, которую компания вернула после выхода из проекта, а также переговоры с потенциальными партнерами. По его словам, "Роснефть" не видит перспектив развития "Печоры" и вышла из проекта без каких-либо убытков и обязательств. Представитель "Аллтека" от комментариев отказался.

Людмила Подобедова

<< Ноябрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ