media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

06.12.2013

E. On может продать итальянские активы "Газпрому" и EDF. Сумма сделки может достичь 3 млрд евро.

"Ведомости"

Французская EDF и "Газпром" могут выкупить итальянские активы немецкого энергоконцерна E. On — E. On Italia, сообщило вчера французское издание Les Echos. Представитель  E. On не подтвердил и не опроверг факт переговоров с "Газпромом" и EDF, но рассказал, что компания намерена пересмотреть и оптимизировать портфель итальянских активов. Представители "Газпрома" и EDF от комментариев отказались.

Источник в E.On говорит, что компания продает электростанции E. On Italia, в списке покупателей есть европейские и российские компании — всего 6-7 компаний. В сентябре заместитель начальника департамента "Газпрома" Александр Сыромятин говорил, что компания думает о приобретении электростанций в Италии. "Газпром" изучал и сотрудничество с EDF в газовой электрогенерации в Европе, сообщал Reuters. По данным источников агентства, сумму сделки E. On оценивает в 3 млрд евро. По данным Les Echos, сумма сделки — 2-3 млрд евро.

E. On Italia объединяет генерирующие активы мощностью 6,1 ГВт, половина использует в качестве топлива газ, еще 1 ГВт приходится на возобновляемые источники энергии, остальное — уголь и др. Финансовые показатели E. On Italia не раскрываются. E. On продает активы из-за тяжелой ситуации с газовой генерацией в Европе. С одной стороны, электростанции не могут конкурировать с зеленой генерацией, которая получает госсубсидии и отбирается на рынок в приоритетном порядке, с другой — угольные станции генерируют дешевую электроэнергию из-за низкой стоимости топлива и квот на выброс СО2. В результате, по данным Fitch, в 2012 г. спарк-спрэд (разница между стоимостью газа и ценой выработанного из него электричества), например, в Германии стал отрицательным (-20 евро/МВт ч). При общей убыточности газовой генерации в Италии цены на оптовом рынке несколько выше, чем в Германии (60 евро за 1 МВт ч против 40 евро за 1 МВт ч), спарк-спрэд равен 5,6 евро за МВт ч, т. е. покрывает топливные издержки, говорит аналитик Газпромбанка Наталья Порохова. Среднее по Европе значение — 8 евро за МВт ч.

Итальянские газовые электростанции еще могут стать прибыльными: европейские страны уже задумались о снижении поддержки возобновляемых источников и помощи традиционной генерации. Германия сократила субсидии для солнечной энергетики, планирует снизить финансирование ветроэнергетики, а Великобритания, Франция, Польша и Италия обсуждают создание рынка мощности для поддержки ТЭС. "Активы в Италии могут стать для "Газпрома" стартовой площадкой для покупки других энергетических активов. Вряд ли компания встретит сопротивление на уровне правительства Италии, но сделку может заблокировать Еврокомиссия", — предупреждает эксперт ИПЕМ Александр Григорьев.

Алина Фадеева, Виталий Петлевой

От "Газпрома" требуют многолетних согласований на соответствие европейским нормам.

"Независимая газета"

Российский газопровод "Южный поток" не сможет работать в Евросоюзе, если не подчинится европейским законам в энергетической сфере, а согласование может занять несколько лет, сообщило вчера агентство Reuters со ссылкой на решение Еврокомиссии. ЕС не разрешает поставщикам энергоносителей владеть трубопроводами, которыми они пользуются для доставки топлива потребителям. Проблема серьезная, но, судя по мнению экспертов, у "Газпрома" есть шансы ее решить.

"Могу сказать открыто и откровенно, что "Южный поток" не будет действовать на территории Европейского союза, если не будет соответствовать законам ЕС", — заявил вчера чиновник энергетического департамента Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхардт. "Могу лишь подтвердить нашу готовность к конструктивной работе. Это займет не месяцы, на это потребуется, возможно, два года", — сказал Борхардт, добавив, что закон не запрещает "Газпрому" строить трубопровод.

Несмотря на это, "Газпром" в ноябре начал строить участок газопровода "Южный поток" в Сербии, а зампред правления концерна Александр Медведев сообщил на недавней встрече в Брюсселе, что компания нашла покупателей на весь предполагаемый объем поставок газа в 63 млрд куб. м в год.

Еврокомиссия подозревает российского газового монополиста в злоупотреблении доминирующим положением в Центральной и Восточной Европе, и "Газпром" в ближайшие дни пойдет на уступки Евросоюзу, чтобы избежать этих обвинений, сказал в минувшую среду еврокомиссар по конкуренции Хоакин Альмуния.

Между тем российское правительство, "Газпром" и Еврокомиссия договорились "попытаться найти взаимовыгодное решение" вопроса, связанного с антимонопольным расследованием ЕС в отношении российского газового гиганта, говорится в статье замглавы концерна Александра Медведева,  опубликованной вчера в Financial Times. "Вместе мы постараемся найти решение до того, как будет предъявлено уведомление о претензиях", — сказал представитель российской стороны, добавив, что окончательный компромисс должен учитывать интересы антимонопольных органов ЕС, при этом не нанося ущерба деятельности "Газпрома" на европейском рынке.

По мнению Медведева, компромисс с Брюсселем может быть найден "в относительно короткий срок — за три-четыре месяца". Как сообщил зампредседателя правления "Газпрома" еврокомиссару по вопросам конкуренции Хоакину Альмунии, в ближайшие дни компания представит проект своих предложений по решению сложившейся ситуации. "Я надеюсь, действия ЕК не имеют политического контекста", — добавил Медведев.

Издание отмечает, что прорыв в урегулировании вопроса произошел в прошлом месяце после того, как премьер-министр РФ Дмитрий Медведев направил письмо главе Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу. В результате российское правительство в лице заместителя министра энергетики Анатолия Яновского стало официальным участником процесса урегулирования.

Еврокомиссия с начала сентября прошлого года ведет расследование по трем возможным случаям нарушения правил конкуренции "Газпромом" на рынке ЕС. Евросоюз подозревал российский холдинг в ограничении свободных поставок в страны Союза путем раздела рынков газа, препятствовании диверсификации поставок и установлении несправедливых цен. Расследование затрагивает рынки таких стран, как Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и Болгария.

Вероятность того, что "Газпром" сможет оставаться владельцем газотранспортных сетей, передав их в управление независимому оператору или своей дочерней структуре, все еще велика, считает содиректор аналитического отдела агентства "Инвесткафе" Григорий Бирг. В то же время для удовлетворения требования Третьего энергопакета "Газпрому" придется предоставить доступ к газопроводам сторонним поставщикам газа. "Учитывая масштаб инвестиций, требуемых для строительства, необходимы гарантии по заполнению газопровода, подкрепленные долгосрочными контрактами на поставку сырья, — продолжает Бирг. — Без них инвестировать в проект нецелесообразно. Из-за того, что "Газпрому" при планировании проекта придется рассчитывать мощности не только для себя, но и для сторонних компаний, снижается рентабельность проекта. В Еврокомиссии заявляют, что на согласование всех аспектов соответствия "Южного потока" нормам Третьего энергопакета может уйти несколько лет. Его строительство тем временем уже началось. Не думаю, что "Газпром" приостановит строительство газопровода, скорее всего компания будет рассчитывать на свое лобби в правительствах ключевых стран-потребителей и участников проекта по строительству "Южного потока".

В свою очередь, старший аналитик компании "Альпари" Анна Бодрова считает, что угроза для "Газпрома" существенна, но, пока трубопровод строится, есть возможность обсуждать и согласовывать все непонятные ЕС моменты. "Сейчас российская компания стала более гибкой в процессах согласований и переговоров, поэтому можно надеяться, что "Южный поток" будет соответствовать нормам Евросоюза, если они окажутся адекватными и логичными, — отмечает она. — С другой стороны, европейские политики и экономисты славятся своей любовью к долгим затяжным решениям, и это может повредить деловой репутации "Газпрома" в том числе". По мнению эксперта, договоренности в конечном счете будут достигнуты, потому что Европе нужен газ, раз уж она выторговала себе комфортные условия и цены.

Сергей Куликов

 

 

Бюджетную помощь регионы будут получать в зависимости от состояния экологии.

"Российская газета"

Федеральный экологический совет при правительстве может появиться в России. Он сможет стать площадкой, на которой федеральные и региональные власти смогут координировать экологическую политику.

А состояние экологии в регионах предлагают учитывать при выделении субвенций из федерального бюджета.

С такими рекомендациями выступили участники IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды, закончившего свою работу в Москве. В нем участвовали профессиональные экологи из всех регионов России, на съезде постарались дать слово каждому, чтобы не только услышать различные позиции, но и учесть их при подготовке резолюции, дал оценку мероприятию министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. На съезде были сформулированы вызовы, которые возникнут в ближайшем будущем. А принятая резолюция станет "дорожной картой" в развитии экологического регулирования, пообещал министр.

При этом, как отмечали участники съезда, существует острая необходимость создать площадку для регулярных консультаций руководителей федеральных и региональных органов власти, чтобы вырабатывалась скоординированная экологическая политика. Ей может стать экологический совет при правительстве. Среди других предложений — необходимость одобрения декларации о внедрении принципов "зеленой" экономики в России, введение новых жестких критериев при осуществлении государственного контроля, государственной экологической экспертизы, государственного экологического мониторинга, принятие дополнительных мер по разработке и реализации инвестиционных проектов экологически безопасного удаления твердых бытовых отходов.

Поднималась и тема экологических рейтингов. Они проводятся и сейчас, их достаточно много, но у участников съезда есть вопросы — как по методикам их проведения, так и по интерпретации их результатов. Рейтинги должны быть легитимными, независимыми и применяться в первую очередь для государственного регулирования, считают эксперты. Рейтинги должны способствовать эффективной, конкурентоспособной и экологически ориентированной модели развития экономики.

Участники съезда порекомендовали минприроды разработать методологию экологического рейтинга регионов, основанную на учете абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов, негативного воздействия на окружающую среду, а также эффективности природоохранной деятельности органов власти региона в целом. Идет речь и о разработке и внедрении методики экологических индексов промышленных предприятий по ключевым отраслям (в частности, в сфере добычи и переработки углеводородов, металлических руд, минерального сырья), обеспечивающих корректную оценку уровня воздействия на окружающую среду и управленческих практик, учитывающих отраслевые особенности и масштаб предприятий.

Хотя стоит отметить, что минприроды и так ведет в этом направлении достаточно большую работу. В частности, проводится независимый рейтинг городов. И методика оценки соответствует мировым аналогам и критериям Организации экономического сотрудничества и развития.

Рекомендации общественности будут приниматься к сведению министерством, а общественный совет при ведомстве будет "мониторить" выполнение решений съезда.

Марина Грицюк

 

 

Доля отечественного оборудования при освоении морских газовых и нефтяных месторождений составит до 70%. Сами участники рынка уверены — такое ограничение может только навредить.

"Известия"

Комитет по энергетике Госдумы и Союз производителей нефтегазового оборудования (СПНО) разрабатывают пакет поправок в законодательство, после принятия которых "Газпром" и "Роснефть" будут обязаны закупать российское оборудование для разработки шельфовых месторождений. Норматив для шельфовых проектов предлагается сделать или фиксированным (от 30 до 80% в зависимости от проекта и видов работ), или индивидуальным для каждого из проектов "Роснефти" и "Газпрома".

Как сообщил "Известиям" президент СПНО Александр Романихин, пакет документов разрабатывается при участии депутатов, промышленников, нефтегазовых компаний и отраслевых организаций. До конца этого года инициативы будут представлены в правительство.

Сейчас законодательно обязательная норма по приобретению отечественного оборудования разработчиками шельфа не прописана. Заказчики готовы приобретать его внутри страны, но российским заводам приходится конкурировать с иностранными компаниями по цене-качеству и срокам изготовления техники.

По мнению Романихина, без закрепленной в законе нормы компании, обладающие правом разработки шельфа ("Газпром" и "Роснефть"), предпочитают ввозить в страну преимущественно импортное оборудование. Оно часто превосходит российское по качеству и иногда по цене.

— Но поскольку нефтегазовое машиностроение — стратегическая отрасль промышленности, то, отказываясь от российской техники, мы ставим себя в зависимое положение от технологий зарубежных производителей. Это все равно, что покупать танки в Америке. Мы спонсируем их экономику, в то время как российская нефтегазовая промышленность погибает без заказов, — сравнивает Романихин.

На словах нефтяники не против введения нормы приоритета продукции российской промышленности для шельфа. Но предлагают сделать это поэтапно.

По мнению начальника управления закупок нефтесервисных услуг "Газпром нефти"  Радифа Туктарова, наиболее предпочтительно было бы вводить ее в течение 10 лет.

— Если в 2015 году эта норма может быть всего 5% от общей доли оборудования и услуг, то к 2030 году она может вырасти до 90%, причем без ущерба для сроков и качества разработки морских месторождений, — отмечает Туктаров.

Он считает, что с появлением такой процентной нормы в целях сохранения своей доли участия в проектах на российском рынке иностранным компаниям будет выгодно открывать свои сервисные центры и предприятия в России, создавая в регионах рабочие места.

Станислав Кемишис, заведующий сектором научно-технических центров департамента добычи "Роснефти", полагает, что вводить такое нормирование рано. Ведь отечественная промышленность пока не сможет обеспечить потребности всех шельфовых проектов в стране необходимым оборудованием. А при отсутствии проверенных технологий заказчики могут столкнуться со срывами сроков выполнения работ.

— Сначала нужно составить перечень всех шельфовых подрядчиков и понять, какую часть работ они действительно готовы взять на себя, — говорит Кемишис.

При этом он не против введения нормы обязательного российского участия в поставках оборудования для шельфа, как только будут решены эти проблемы.

Директор центра морских месторождений нефти и газа "Газпром ВНИИГАЗ" Марат Мансуров полагает, что нормами участия отечественной промышленности в проектах разработки шельфа профильные предприятия не реанимировать: для этого необходимы инфраструктурные изменения. А самое правильное — это позволить компаниям конкурировать друг с другом на рыночных условиях.

Советник Аркадия Ротенберга, президента компании "Стройгазмонтаж", Александр Карасевич отмечает, что плохое оборудование не купят, какую бы норму российского участия не вводили.

Карасевич предлагает отечественной промышленности перенимать опыт Китая, который закупает патенты на изготовление продукции и права на ее производство, но не изобретает уже существующие где-то технологии.

— Россию нельзя превращать в полигон для апробирования непроверенного ранее оборудования, поскольку любые его сбои чреваты многомиллиардными убытками и даже катастрофами, — считает советник Аркадия Ротенберга.

Комитет по энергетике Госдумы и Союз производителей нефтегазового оборудования не первыми задумались о необходимости введения приоритета использования российской продукции. В прошлом году Минпромторг направил в правительство Стратегию локализации производства оборудования и развития нефтегазосервисного сектора для шельфовых месторождений до 2020 года. Объем спроса "Роснефти" и "Газпрома" на оборудование в документе оценивался в 124 млрд рублей. При этом чиновники отметили, что российские машиностроители не готовы полностью удовлетворить этот спрос. Стратегию так и не одобрили.

Некоторые компании уже сейчас готовы закупать больше российской техники, чем импортной. Глава "Роснефти" Игорь Сечин говорил, что из $500 млрд запланированных компанией инвестиций в оборудование и обустройство шельфовых месторождений на долю российских производителей придется $400 млрд. Однако сейчас выполнить это обещание на деле непросто.

По нормам 223-го закона "О госзакупках" "Роснефть" наряду с другими компаниями обязана закупать необходимую ей продукцию на тендерах, где главным критерием для победителя является цена лота.

— Если на тендер выходят российская и японская компании и продукция японской — в два раза дешевле, то непонятно, чем должна будет руководствоваться "Роснефть" — действующим законом "О госзакупках" или нормой по фиксированному проценту российского оборудования на шельфе, — задается вопросом сотрудник "Роснефти".

Однако инициаторы поправок в законодательство о разработке шельфа пока не планируют предлагать поправки в 223-й закон.

Людмила Подобедова

 

 

<< Декабрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ