Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

06.12.2017

Темпы газификации регионов растут, но от баллонов минэнерго пока не отказывается.

"Российская газета"

По итогам 2017 года уровень газификации в России вырастет с 67,2 до 68,1 процента, сообщил вчера зампред правления "Газпрома" Валерий Голубев. Несмотря на ускорение темпов, нынешняя модель остается неэффективной из-за местных властей, которые не обеспечивают подготовку потребителей к приему газа. При этом уровень проникновения сетевого газа в ряде регионов крайне низок, поэтому отказываться от поставок альтернативного топлива — в баллонах — минэнерго не собирается.

"Пока у нас есть население, которое зависит от поставок газа в газовых баллонах, мы будем этот вопрос контролировать, стараться найти правильные элементы взаимодействия", — сказал замминистра энергетики Кирилл Молодцов на форуме "Газ России-2017", имея в виду регионы, которые отвечают за такого рода газоснабжение, и поставщиков топлива. "Пока существует регулирование цены сетевого газа, <...> мы будем особое внимание уделять альтернативному газу, с тем чтобы у любого нашего гражданина была возможность говорить: "Да, у меня есть газ", — подчеркнул Молодцов.

По его словам, до сих пор по темпам газификации Россия отстает от других стран. Так, в Белоруссии этот показатель в середине 2016 года составлял 73,9 процента, в Азербайджане, Армении, на Украине — 75-93 процента. Этому есть географо-экономическое объяснение — огромная территория, требующая значительных инвестиций в газотранспортную инфраструктуру. Но есть и другие препоны.

"С точки зрения дальнейшей газификации и развития подключения к сетям органы местного самоуправления и местные власти делают это неэффективно, достаточно сложно по срокам ввода в эксплуатацию этих внутренних сетей", — сказал начальник управления регулирования ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин. По его словам, даже через несколько лет после строительства сетей власти "не понимают, что с ними делать", но главная проблема заключается в том, что все это время с момента ввода газопровода потребитель газ практически не потребляет.

Большинство экспертов считают, что внутреннее потребление газа, в том числе населением, будет стагнировать. Повышенный спрос на это топливо будут предъявлять разве что газохимия и электроэнергетика, полагает управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон.

Чтобы увеличить темпы газификации, нужно менять модель ценообразования на газ и концепцию внутреннего рынка в целом, указали участники дискуссии. При этом надо понимать, что стопроцентная газификация страны невозможна и экономически нецелесообразна, говорил ранее Молодцов. Целевой показатель — 85 процентов, включая автономную газификацию.

Александра Воздвиженская

 

 

Минпромторг предложил ввести стандарт переработки нефти.

"Известия"

Мипромторг предлагает усилить контроль за топливом. В частности, ведомство выступило за создание стандартов переработки нефти. По ним должны будут проверять нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Об этом "Известия" узнали из подготовленных министерством поправок в закон о промполитике. Таким образом, вслед за усилением контроля за контрафактом на заправках власти хотят препятствовать выпуску некачественного топлива. По оценкам Росстандарта, его доля в этом году составляет 11%.

Сейчас для контроля качества бензина на заправках существует как государственный, так и общественный надзор. В то же время работу НПЗ и их продукцию контролируют сами заводы и Ростехнадзор. В середине 2016 года правительство в лице зампреда Аркадия Дворковича поручило Минпромторгу усилить госконтроль за выпускаемым на рынок топливом. В ответ ведомство предложило внести изменения в закон "О промышленной политике в РФ".

Согласно поправкам (текст есть в распоряжении "Известий"), Минпромторг предлагает разработать новые стандарты качества топлива. Ведомство сможет также устанавливать "требования к технологическому обеспечению промышленных производств, порядок определения количества производимых и хранимых отдельных видов промышленной продукции". Также министерство зафиксирует порядок контроля выпускаемых в оборот и уже находящихся в нем отдельных видов промышленной продукции.

В пресс-службе Минпромторга подтвердили "Известиям" разработку поправок по поручению правительства. По данным ведомства, Минэнерго также выступает за усиление контроля нефтепереработки, сейчас поправки согласуются с другими ведомствами и затем будут направлены в правительство, уточнили в Минпромторге.

Нефтяные компании уже ознакомились с поправками, рассказал "Известиям" менеджер "Газпром нефти". По его словам, владельцы НПЗ уже направили ряд замечаний в Минпромторг. Он также отметил, что новые требования должны касаться только малых заводов, не имеющих больших средств на модернизацию и стремящихся максимально снижать затраты. Поправки фактически определяют, какую технологию переработки считать наиболее подходящей, а это ограничивает бизнес, согласен источник "Известий" в "Лукойле".

Росстандарт поддерживает ужесточение надзора, рассказали "Известиям" в его пресс-службе. Качество топлива контролируется техрегламентом Таможенного союза. Но выпуск и хранение остаются неохваченными надзором, отметили в агентстве.
— Внесение изменений позволит в дальнейшем определить порядок обеспечения сохранности показателей и свойств топлива на всех этапах его движения, — сказали в пресс-службе Росстандарта.

В пресс-службах Минэкономразвития и нефтекомпаний не ответили на запросы "Известий". С представителем Аркадия Дворковича связаться не удалось.

Доля контрафакта на заправках постепенно снижается. По данным Росстандарта, если в 2015 году низкокачественное топливо на АЗС находили в 23% случаев, то в 2016 году эта доля снизилась до 17%, а по итогам 2017 года составит около 11%. Чаще всего некачественное топливо обнаруживают на не входящих в сетевые холдинги заправках. По мнению агентства, предлагаемые меры позволят сократить более чем в два раза долю нарушений на рынке.

Ужесточение контроля за перерабатывающими заводами было логичным шагом после начала масштабных проверок на АЗС в 2015 году, считает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

— Малые, независимые НПЗ фактически дотируются такими же независимыми от нефтекомпаний АЗС: из-за текущего роста оптовых цен на топливо они стремятся закупать его по наименьшей цене, которую им и предлагают малые НПЗ, — пояснил он. — Поскольку весь контрафакт идет именно с нефтебаз, вполне логично вводить проверку их технологий.

Новые функции Минпромторга фактически будут дублировать функции Ростехнадзора, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. По его мнению, ужесточение требуется в сегменте транспортировки, а не переработки топлива.

— Проблемы с топливом чаще возникают на этапе транспортировки его до покупателя, когда неясно, что происходит с цистерной на пути до АЗС, — пояснил Александр Пасечник.

По мнению экспертов, проверки будут способствовать уменьшению доли контрафакта на заправках, но в ряде случаев могут необоснованно нагрузить крупные нефтекомпании. По данным Ростехнадзора, за последние несколько лет нефтяники вложили миллиарды рублей в модернизацию собственных мощностей.

Арсений Погосян

 

 

Началось производство СПГ на заводе НОВАТЭКа.

"Газета РБК"

Завод "Ямал СПГ", подконтрольный НОВАТЭКу, начал производство сжиженного природного газа (СПГ) на первой технологической линии проектной мощностью 5,5 млн т СПГ в год, говорится в сообщении НОВАТЭКа, поступившем в РБК.

На пятницу, 8 декабря, запланирована погрузка первой партии СПГ в порту Сабетта, для этого будет использоваться СПГ-танкер "Кристоф де Маржери", названный в честь бывшего главы Total (корпорация владеет 18,9% НОВАТЭКа и 20% "Ямал СПГ"), который погиб в авиакатастрофе во Внуково в октябре 2014 года.

"Начало производства сжиженного природного газа на первой линии завода — важнейшая веха в развитии проекта "Ямал СПГ". Мы открываем новую страницу в истории нашей компании", — заявил предправления и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон (его слова приводятся в сообщении компании).

"Ямал СПГ" — это первый частный завод по производству СПГ в России, строящийся на базе Южно-Тамбейского месторождения. Изначально предполагалось, что у него будет три очереди общей мощностью 16,5 млн т СПГ в год (по 5,5 млн т каждая): вторая должна быть запущена в третьем квартале 2018 года, третья — в начале 2019 года. Но в сентябре 2017 года "Ямал СПГ" сообщил, что планирует построить еще одну очередь мощностью до 1 млн т в год.

Бюджет проекта оценивается в $27 млрд, из которых около $12 млрд предоставили китайские банки, а еще 150 млрд руб. — ФНБ. 50,1% акций "Ямал СПГ" принадлежит НОВАТЭКу, по 20% — у французской Total и китайской CNPC, еще 9,9% у китайского Фонда Шелкового пути.

"Мы гордимся тем, что в конце 2013 года приняли инвестрешение по срокам [строительства СПГ-завода] и капитальным вложениям в этот проект, и в этих рамках мы и идем", — заявил Михельсон на брифинге в Сабетте в конце марта, когда в этот порт прибыл танкер "Кристоф де Маржери". Тогда президент России Владимир Путин, участвовавший в торжественной церемонии по видеосвязи, сказал, что "удивлен" темпами строительства завода. "Если мы будем действовать в таком же ключе и такими же темпами, <...> то, конечно, Россия, без всяких сомнений, не только может, но и станет крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире", — заявил он, пообещав, что государство будет всячески способствовать развитию проекта.

Почти весь газ "Ямал СПГ" (более 95%) уже законтрактован, а первая партия СПГ будет направлена CNPC, сказал в конце октября финансовый директор НОВАТЭКа Марк Джетвей в ходе телеконференции с инвесторами. "Это очень символичный вопрос. С нашей точки зрения, первый СПГ-танкер следует отправить CNPC в знак признания вклада компании в проект и важности рынка Азиатско-Тихоокеанского региона", — отметил он.

Запуск "Ямал СПГ" — эпохальное событие для российской нефтегазовой отрасли, отмечает старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров: этот завод построен с нуля в экстремально тяжелых условиях, без какой-либо инфраструктуры. Себестоимость добычи газа и производства СПГ снижается за счет близости завода к месторождению и низких температур, при которых уменьшается его потребность в энергии, говорит эксперт.

При нынешних ценах на нефть судьба этого проекта была бы менее счастливой, замечает Нестеров: реализация "Ямал СПГ" начиналась в 2013 году, когда нефть марки Brent стоила больше $100 за баррель, а сейчас — $62,5. Поэтому строительство завода могли бы перенести, замечает эксперт. Впрочем, понятно, что в долгосрочных контрактах "Ямал СПГ" заложена цена СПГ, обеспечивающая достаточно высокую рентабельность этого проекта, признает он. В январе 2016 года Михельсон оценивал себестоимость газа, поставляемого на завод, менее чем в $0,6 за 1 млн британских термических единиц (MMBTU), указывая, что проект окупается и при "сверхнизких ценах". Но на тот момент СПГ на азиатском рынке (ключевой рынок для "Ямал СПГ") стоил $6-6,5, а сейчас — $9-10 за 1 ММBTU, отмечает Нестеров.

Открытие "Ямал СПГ" поможет НОВАТЭКу в строительстве новых СПГ-заводов и привлечении партнеров, замечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Если раньше у НОВАТЭКа не было опыта в строительстве таких заводов и компания и не могла многого требовать от своих потенциальных партнеров, то теперь ее позиции гораздо тверже, отмечает он: теперь стоимость доли в новом СПГ-проекте и взнос в его уставный капитал должны значительно увеличиться. Второй СПГ-завод, "Арктик СПГ-2", НОВАТЭК планирует построить на базе Гыданских месторождений, его запуск ожидается в 2022-2023 годах, но компания пока не приняла окончательного решения о его строительстве.

Тимофей Дзядко

<< Декабрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ