Проект строительства Амурского НПЗ мощностью 6 млн т нефти и конденсата в год не будет реализован, заявил РБК вице-премьер, полномочный представитель президента по Дальнему Востоку Юрий Трутнев. "Мы пошли им [инвесторам] навстречу, а проект не реализовался. Страшно это или нет? Нет, не страшно. Мы ничего не потратили из бюджета на строительство инфраструктуры, это риск инвестора", — сказал он.
Строительство завода в селе Березовка Амурской области, недалеко от китайской границы, обсуждалось с 2004 года, а в апреле 2016 года его одобрил президент Владимир Путин. Этот проект должна была реализовать Амурская энергетическая компания (АЭК), которую контролировала китайская "Мэн Лань Син Хэ" (90%). "Мэн Лань Син Хэ" обещала на 90% профинансировать стройку стоимостью более 120 млрд руб., запуск первой очереди предприятия ожидался в 2019 году. В России должно было остаться не более 20% продукции (1 млн т дизтоплива и 55 тыс. т бензина), остальное планировалось поставлять в Китай.
Но инициаторам проекта так и не удалось договориться с нефтяными компаниями о поставках сырья на завод. "Мы поступили честно, я сам их неоднократно предупреждал, что до того, как войти в проект, надо разобраться с поставками сырья. Они не шевелятся, я не слышал, чтобы они нашли нефть", — сказал Трутнев. Проект строительства НПЗ было необходимо согласовывать с властями для выделения земельных участков, получения разрешений на строительство инфраструктуры, налоговых льгот и условий экспорта нефтепродуктов.
Были варианты поставки сырья железнодорожными цистернами из Якутии, но сформулированных предложений о том, как дальше реализовывать проект, не последовало, рассказал вице-премьер. Осенью 2016 года стало известно, что АЭК заключила предварительные соглашения на поставку нефти с двумя якутскими компаниями, в том числе с "Харьягой", принадлежащей структурам бизнесмена Александра Мамута. Но у обеих компаний еще не было добычи, они лишь владели геологоразведочными лицензиями.
"Модель, по которой его [проект Амурского НПЗ] рассчитывали пять лет назад при стоимости нефти $120 за баррель, и модель, которая должна быть сегодня, — это принципиально разные вещи", — говорил 21 декабря 2018 года губернатор Амурской области Василий Орлов, его цитировало издание "Амур.инфо". "Рынок нефти в случае НПЗ — это скорее зона риска. Поэтому этот проект заморожен", — уточнял он. Источник, близкий к участникам проекта, сказал РБК 6 февраля, что они по-прежнему надеются его возобновить, а у вице-премьера устаревшая информация. С представителем АЭК связаться не удалось.
На рынке нет места
"Транснефть" отказалась дать разрешение на подключение Амурского НПЗ к трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), ссылаясь на отсутствие гарантий поставок нефти и необходимость инвестировать до 150 млрд руб. в расширение нефтепровода. Но в феврале 2017 года стало известно, что инициаторы проекта договорились с группой ЕСН Григория Березкина о возможности транспортировки сырья по железной дороге через терминал Уяр. Предполагалось, что это позволит ЕСН компенсировать потери крупного клиента: "Роснефть" поставляет через Уяр нефть для Комсомольского НПЗ, но к 2018 году "Транснефть" должна была построить ответвление от ВСТО для этого завода.
Несмотря на то что отвод на завод "Роснефти" уже построен, он еще не введен в строй, а контракт с Уяром перезаключен до середины 2019 года. "Пункт налива нефти в Уяре продолжает снабжать Комсомольский НПЗ "Роснефти" в прежних объемах, ситуация с Амурским НПЗ не оказала на предприятие никакого влияния", — сообщила РБК представитель ЕСН Марианна Белоусова.
"Газпром нефть" еще в начале 2017 года предупреждала Минэнерго о нецелесообразности строительства Амурского НПЗ. По мнению компании, его появление "создаст избыток предложения на топливном рынке Дальнего Востока и сократит возможности для экспорта нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона". Действительно, Амурскому НПЗ было бы сложно найти место на рынке Дальнего Востока, признает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Сейчас поставки в этот регион обеспечиваются действующими НПЗ (в первую очередь Хабаровским НПЗ Эдуарда Худайнатова и Комсомольским НПЗ "Роснефти"), многие из которых наращивают выпуск бензина, указывает он. К тому же заметного роста потребления не прогнозируется, а это означает, что новому проекту пришлось бы вытеснять эти заводы, не говоря уже о том, что понадобилось бы с нуля выстроить сбытовые каналы. "Это гораздо сложнее, чем просто поставлять нафту на экспорт", — заключил Ежов.
По итогам проведения налогового маневра в нефтяной сфере снизилась рентабельность НПЗ, добавил аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Чтобы не получить убыток, заводу требуется прокачка гарантированных объемов нефти по трубопроводу и высокая глубина переработки с нулевым выходом мазута. Но такой завод, как Амурский НПЗ, ориентированный на экспорт в Китай, нефть для нужд которого планировалось поставлять по железной дороге, оказался бы неконкурентоспособным и неокупаемым, поясняет эксперт.
Людмила Подобедова
Необычное падение цен на газ на главном хабе Европы может создать трудности для Газпрома. Российский газ рискует столкнуться с серьезной конкуренцией со сжиженным природным газом, в том числе из США. Почему спотовые цены в Европе падают, когда на дворе зима, и справится ли Газпром с новой угрозой?
На европейском рынке газа наблюдается необычная ситуация. Зимой сезонный спрос на газ увеличивается, а следом и цены на спотовых площадках. Однако на этот раз стоимость газа, наоборот, упала. По итогам торгов 5 февраля средневзвешенное значение форвардных контрактов до конца 2019 года и спотовых цен с начала года опустилось до 230,8 доллара за тысячу кубометров.
Для сравнения: 1 октября 2018 года среднее значение форвардов 2019 года составляло 298 долларов, а в конце декабря 2018 года — 257 долларов за тысячу кубометров.
Почему в условиях пикового спроса на газ в отопительный сезон голубое топливо так подешевело в Европе?
Виноват в этом, как ни странно, Китай. "На спотовые цены в Европе влияют азиатские рынки. В Азию пришли дополнительные игроки. В четвертом квартале 2018 года запустили четвертую очередь "Ямал-СПГ", увеличились мощности в Австралии, и в США появились дополнительные мощности по сжижению газа. В итоге сложилась интересная ситуация. Китайцы все больше закупают СПГ, в январе даже поставили новый рекорд по месячной закупке. При этом цены упали до 7 долларов за 1 млн британских тепловых единиц (БТЕ), потому что предложение идет еще более масштабное", — объясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
"Китай ранее объявил о масштабном переходе с угля на газ и создал очень благоприятные ценовые условия для СПГ. Весь 2018 год цены держались высокими, потому что Китай, как пылесос, скупал с рынка все излишки. Все начали строить СПГ-заводы под этот рынок сбыта и под высокие цены. Но предложение стало догонять повышенный спрос в Китае, образовался переизбыток. Все это и повлияло на европейский рынок, что доказывает, что рынок газа становится глобальным", — добавляет собеседник.
Так, в январе 2019 года Китай импортировал 6,55 млн тонн СПГ, поставив новый рекорд за месяц. Предыдущий был в декабре 2018 года. Есть мнение, что Китай сам создал этот переизбыток предложения СПГ и сбил цены. Китайские трейдеры закупили слишком много СПГ и не смогли найти спрос на весь газ внутри страны. Поэтому они начали предлагать голубое топливо на внутренний рынок по более низким ценам, а также иностранным покупателям. Возможно, китайцы перестраховались для того, чтобы не повторить историю прошлой зимы, когда образовалась нехватка газа. Но к этой зиме китайцы подготовились хорошо: заполнили газовые хранилища топливом и нарастили импорт.
В Европе цены были ниже, чем в Азии. Поэтому в 2018 году, например, весь СПГ уходил в Китай, а Европе доставалось немного. Теперь же ценовая разница на двух рынках сгладилась, что привело к увеличению поставок СПГ в Европу. Не очень суровая зима и рост предложения сделали свое дело: и так невысокие цены на газ в Европе еще больше снизились на спотовых площадках.
"Цены в Азии и в Европе уже не сильно отличаются — разница всего в 20-30 долларов за тысячу кубометров газа. А когда цены на СПГ в Азии и Европе не так сильно различаются, трейдинговым компаниям, которые скупают СПГ в США, выгодней поставлять свой газ в Европу. Трейдеры выбирают, куда им поставлять, исключительно по экономическим факторам. Это конкуренция рынков. Теперь в Европу американский СПГ идет активнее", — добавляет Юшков.
Все это создает трудности для Газпрома, для которого 2019 год обещает быть более сложным, чем прошлый. В 2018 году газовые цены на споте в Европе были выше, чем по контракту с Газпромом. Теперь ситуация меняется. "Зачастую возникает вопрос — дешевле купить на спотовой площадке, куда приходит СПГ и норвежский газ, или у Газпрома в рамках долгосрочного контракта? Иногда выгоднее купить на споте", — говорит Юшков.
Напомним, что стоимость российского газа по долгосрочным контрактам с европейцами зависит от нефтяных цен с лагом в 6-9 месяцев. После падения цены на газ вслед за обвалом нефти в 2014 году наметилась обратная тенденция. Российский газ с каждым годом дорожал. В 2017 году, по данным самого Газпрома, средняя стоимость экспортного газа выросла на 15,3% — до 181,5 доллара за тысячу кубометров, в 2018 году увеличилась почти на 23% — до 222,8 доллара за тысячу кубометров. И в 2018 году ожидается рост цены, потому что в прошлом году нефть доходила до 80 долларов за баррель.
В базовом сценарии Минэкономразвития РФ на 2019 год прописана среднегодовая цена в 232 доллара за тысячу кубометров, а в консервативном — 224,6 доллара. Стоимость газа на споте уже вплотную приближается к ценам на газ по контракту: во вторник она составила 220 долларов за тысячу кубометров.
Все это угрожает заработкам Газпрома в Европе. Два года подряд Газпром ставил рекорды по экспорту газа. В 2017 году поставил 194,4 млрд кубов газа, в 2018 году — 201,7 млрд кубов. В этом году Газпрому будет намного сложнее удержать объемы поставок на уровне 200 млрд кубов, не говоря уже о том, чтобы выйти на новый рекорд.
Первая проблема — это более низкие газовые цены на споте по сравнению с газпромовскими контрактами.
"Чтобы удержать долю на рынке, Газпром может сам начать выходить на спотовые площадки. Электронные торги он уже опробовал в 2017-2018 году с доставкой в голландский хаб", — говорит Юшков. Это будет, по сути, скидка для европейцев. Хотя такая гибкость приведет к снижению поставок по долгосрочным контрактам.
Еще одна проблема, с которой может столкнуться в Европе Газпром в этом году, — это плохой отбор европейцами газа из своих подземных хранилищ. Во-первых, зима не очень суровая в Европе. Во-вторых, потребитель выбирает покупку газа на споте, а не отбор из ПХГ (так как для закачки покупали газ по более высокой цене). "Это может привести к тому, что в европейских подземных хранилищах к концу отопительного сезона останется довольно большой объем газа. Запасы в европейских ПХГ сейчас уже больше, чем они были на ту же дату прошлого года", — говорит эксперт ФНЭБ. Это значит, что после зимы в 2019 году европейцам надо будет закупать меньше газа для закачки в свои ПХГ.
Возможно, экспорту российского газа сможет помочь продолжающееся падение добычи в самой Европе. Она падает у Нидерландов, у Великобритании, и проблемы с добычей в 2019 году должны начаться у Норвегии, говорит Юшков.
Благополучие Газпрома в Европе во многом также зависит от Китая. "Если в Поднебесной начнется новый этап перехода с угля на газ, то в Китае появится дополнительный спрос, который поглотит те дополнительные мощности по СПГ, которые были введены. И тогда ситуация вернется к тому, что было в 2018 году. Китай снова соберет весь газ с рынка, как пылесос, цены в Азии станут высокими. Такой сценарий был бы благоприятным для Газпрома", — говорит Игорь Юшков.
В противном случае, 2019 год может запомниться гораздо более жесткой конкуренцией Газпрома с поставщиками СПГ. Газпрому придется изменяться вслед за рынком, подстраиваться к новым условиям, чтобы сохранить свою долю рынка, в том числе снижая цены за счет торгов на споте.
"Год будет интересным с точки зрения изменения конкуренции на европейском рынке. Но хотя бы "Ямал-СПГ" не будет составлять дополнительную конкуренцию российскому газу в Европе. Потому что этот проект получит из Южной Кореи почти все заказанные танкеры, и они смогут отправлять хотя бы часть своего газа на азиатские рынки. Особенно летом, когда можно будет быстро проходить по Северному морскому пути", — замечает Юшков.
Ольга Самофалова