Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

07.02.2019

Строительство Амурского НПЗ отложили из-за отсутствия сырья.

"Газета РБК"

Проект строительства Амурского НПЗ мощностью 6 млн т нефти и конденсата в год не будет реализован, заявил РБК вице-премьер, полномочный представитель президента по Дальнему Востоку Юрий Трутнев. "Мы пошли им [инвесторам] навстречу, а проект не реализовался. Страшно это или нет? Нет, не страшно. Мы ничего не потратили из бюджета на строительство инфраструктуры, это риск инвестора", — сказал он.

Строительство завода в селе Березовка Амурской области, недалеко от китайской границы, обсуждалось с 2004 года, а в апреле 2016 года его одобрил президент Владимир Путин. Этот проект должна была реализовать Амурская энергетическая компания (АЭК), которую контролировала китайская "Мэн Лань Син Хэ" (90%). "Мэн Лань Син Хэ" обещала на 90% профинансировать стройку стоимостью более 120 млрд руб., запуск первой очереди предприятия ожидался в 2019 году. В России должно было остаться не более 20% продукции (1 млн т дизтоплива и 55 тыс. т бензина), остальное планировалось поставлять в Китай.

Но инициаторам проекта так и не удалось договориться с нефтяными компаниями о поставках сырья на завод. "Мы поступили честно, я сам их неоднократно предупреждал, что до того, как войти в проект, надо разобраться с поставками сырья. Они не шевелятся, я не слышал, чтобы они нашли нефть", — сказал Трутнев. Проект строительства НПЗ было необходимо согласовывать с властями для выделения земельных участков, получения разрешений на строительство инфраструктуры, налоговых льгот и условий экспорта нефтепродуктов.

Были варианты поставки сырья железнодорожными цистернами из Якутии, но сформулированных предложений о том, как дальше реализовывать проект, не последовало, рассказал вице-премьер. Осенью 2016 года стало известно, что АЭК заключила предварительные соглашения на поставку нефти с двумя якутскими компаниями, в том числе с "Харьягой", принадлежащей структурам бизнесмена Александра Мамута. Но у обеих компаний еще не было добычи, они лишь владели геологоразведочными лицензиями.

"Модель, по которой его [проект Амурского НПЗ] рассчитывали пять лет назад при стоимости нефти $120 за баррель, и модель, которая должна быть сегодня, — это принципиально разные вещи", — говорил 21 декабря 2018 года губернатор Амурской области Василий Орлов, его цитировало издание "Амур.инфо". "Рынок нефти в случае НПЗ — это скорее зона риска. Поэтому этот проект заморожен", — уточнял он. Источник, близкий к участникам проекта, сказал РБК 6 февраля, что они по-прежнему надеются его возобновить, а у вице-премьера устаревшая информация. С представителем АЭК связаться не удалось.

На рынке нет места

"Транснефть" отказалась дать разрешение на подключение Амурского НПЗ к трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), ссылаясь на отсутствие гарантий поставок нефти и необходимость инвестировать до 150 млрд руб. в расширение нефтепровода. Но в феврале 2017 года стало известно, что инициаторы проекта договорились с группой ЕСН Григория Березкина о возможности транспортировки сырья по железной дороге через терминал Уяр. Предполагалось, что это позволит ЕСН компенсировать потери крупного клиента: "Роснефть" поставляет через Уяр нефть для Комсомольского НПЗ, но к 2018 году "Транснефть" должна была построить ответвление от ВСТО для этого завода.

Несмотря на то что отвод на завод "Роснефти" уже построен, он еще не введен в строй, а контракт с Уяром перезаключен до середины 2019 года. "Пункт налива нефти в Уяре продолжает снабжать Комсомольский НПЗ "Роснефти" в прежних объемах, ситуация с Амурским НПЗ не оказала на предприятие никакого влияния", — сообщила РБК представитель ЕСН Марианна Белоусова.

"Газпром нефть" еще в начале 2017 года предупреждала Минэнерго о нецелесообразности строительства Амурского НПЗ. По мнению компании, его появление "создаст избыток предложения на топливном рынке Дальнего Востока и сократит возможности для экспорта нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона". Действительно, Амурскому НПЗ было бы сложно найти место на рынке Дальнего Востока, признает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Сейчас поставки в этот регион обеспечиваются действующими НПЗ (в первую очередь Хабаровским НПЗ Эдуарда Худайнатова и Комсомольским НПЗ "Роснефти"), многие из которых наращивают выпуск бензина, указывает он. К тому же заметного роста потребления не прогнозируется, а это означает, что новому проекту пришлось бы вытеснять эти заводы, не говоря уже о том, что понадобилось бы с нуля выстроить сбытовые каналы. "Это гораздо сложнее, чем просто поставлять нафту на экспорт", — заключил Ежов.

По итогам проведения налогового маневра в нефтяной сфере снизилась рентабельность НПЗ, добавил аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Чтобы не получить убыток, заводу требуется прокачка гарантированных объемов нефти по трубопроводу и высокая глубина переработки с нулевым выходом мазута. Но такой завод, как Амурский НПЗ, ориентированный на экспорт в Китай, нефть для нужд которого планировалось поставлять по железной дороге, оказался бы неконкурентоспособным и неокупаемым, поясняет эксперт.

Людмила Подобедова

 

 

"Взгляд"

Необычное падение цен на газ на главном хабе Европы может создать трудности для Газпрома. Российский газ рискует столкнуться с серьезной конкуренцией со сжиженным природным газом, в том числе из США. Почему спотовые цены в Европе падают, когда на дворе зима, и справится ли Газпром с новой угрозой?

На европейском рынке газа наблюдается необычная ситуация. Зимой сезонный спрос на газ увеличивается, а следом и цены на спотовых площадках. Однако на этот раз стоимость газа, наоборот, упала. По итогам торгов 5 февраля средневзвешенное значение форвардных контрактов до конца 2019 года и спотовых цен с начала года опустилось до 230,8 доллара за тысячу кубометров.

Для сравнения: 1 октября 2018 года среднее значение форвардов 2019 года составляло 298 долларов, а в конце декабря 2018 года — 257 долларов за тысячу кубометров.

Почему в условиях пикового спроса на газ в отопительный сезон голубое топливо так подешевело в Европе?

Виноват в этом, как ни странно, Китай. "На спотовые цены в Европе влияют азиатские рынки. В Азию пришли дополнительные игроки. В четвертом квартале 2018 года запустили четвертую очередь "Ямал-СПГ", увеличились мощности в Австралии, и в США появились дополнительные мощности по сжижению газа. В итоге сложилась интересная ситуация. Китайцы все больше закупают СПГ, в январе даже поставили новый рекорд по месячной закупке. При этом цены упали до 7 долларов за 1 млн британских тепловых единиц (БТЕ), потому что предложение идет еще более масштабное", — объясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Китай ранее объявил о масштабном переходе с угля на газ и создал очень благоприятные ценовые условия для СПГ. Весь 2018 год цены держались высокими, потому что Китай, как пылесос, скупал с рынка все излишки. Все начали строить СПГ-заводы под этот рынок сбыта и под высокие цены. Но предложение стало догонять повышенный спрос в Китае, образовался переизбыток. Все это и повлияло на европейский рынок, что доказывает, что рынок газа становится глобальным", — добавляет собеседник.

Так, в январе 2019 года Китай импортировал 6,55 млн тонн СПГ, поставив новый рекорд за месяц. Предыдущий был в декабре 2018 года. Есть мнение, что Китай сам создал этот переизбыток предложения СПГ и сбил цены. Китайские трейдеры закупили слишком много СПГ и не смогли найти спрос на весь газ внутри страны. Поэтому они начали предлагать голубое топливо на внутренний рынок по более низким ценам, а также иностранным покупателям. Возможно, китайцы перестраховались для того, чтобы не повторить историю прошлой зимы, когда образовалась нехватка газа. Но к этой зиме китайцы подготовились хорошо: заполнили газовые хранилища топливом и нарастили импорт.

В Европе цены были ниже, чем в Азии. Поэтому в 2018 году, например, весь СПГ уходил в Китай, а Европе доставалось немного. Теперь же ценовая разница на двух рынках сгладилась, что привело к увеличению поставок СПГ в Европу. Не очень суровая зима и рост предложения сделали свое дело: и так невысокие цены на газ в Европе еще больше снизились на спотовых площадках.

"Цены в Азии и в Европе уже не сильно отличаются — разница всего в 20-30 долларов за тысячу кубометров газа. А когда цены на СПГ в Азии и Европе не так сильно различаются, трейдинговым компаниям, которые скупают СПГ в США, выгодней поставлять свой газ в Европу. Трейдеры выбирают, куда им поставлять, исключительно по экономическим факторам. Это конкуренция рынков. Теперь в Европу американский СПГ идет активнее", — добавляет Юшков.

Все это создает трудности для Газпрома, для которого 2019 год обещает быть более сложным, чем прошлый. В 2018 году газовые цены на споте в Европе были выше, чем по контракту с Газпромом. Теперь ситуация меняется. "Зачастую возникает вопрос — дешевле купить на спотовой площадке, куда приходит СПГ и норвежский газ, или у Газпрома в рамках долгосрочного контракта? Иногда выгоднее купить на споте", — говорит Юшков.

Напомним, что стоимость российского газа по долгосрочным контрактам с европейцами зависит от нефтяных цен с лагом в 6-9 месяцев. После падения цены на газ вслед за обвалом нефти в 2014 году наметилась обратная тенденция. Российский газ с каждым годом дорожал. В 2017 году, по данным самого Газпрома, средняя стоимость экспортного газа выросла на 15,3% — до 181,5 доллара за тысячу кубометров, в 2018 году увеличилась почти на 23% — до 222,8 доллара за тысячу кубометров. И в 2018 году ожидается рост цены, потому что в прошлом году нефть доходила до 80 долларов за баррель.

В базовом сценарии Минэкономразвития РФ на 2019 год прописана среднегодовая цена в 232 доллара за тысячу кубометров, а в консервативном — 224,6 доллара. Стоимость газа на споте уже вплотную приближается к ценам на газ по контракту: во вторник она составила 220 долларов за тысячу кубометров.

Все это угрожает заработкам Газпрома в Европе. Два года подряд Газпром ставил рекорды по экспорту газа. В 2017 году поставил 194,4 млрд кубов газа, в 2018 году — 201,7 млрд кубов. В этом году Газпрому будет намного сложнее удержать объемы поставок на уровне 200 млрд кубов, не говоря уже о том, чтобы выйти на новый рекорд.

Первая проблема — это более низкие газовые цены на споте по сравнению с газпромовскими контрактами.

"Чтобы удержать долю на рынке, Газпром может сам начать выходить на спотовые площадки. Электронные торги он уже опробовал в 2017-2018 году с доставкой в голландский хаб", — говорит Юшков. Это будет, по сути, скидка для европейцев. Хотя такая гибкость приведет к снижению поставок по долгосрочным контрактам.

Еще одна проблема, с которой может столкнуться в Европе Газпром в этом году, — это плохой отбор европейцами газа из своих подземных хранилищ. Во-первых, зима не очень суровая в Европе. Во-вторых, потребитель выбирает покупку газа на споте, а не отбор из ПХГ (так как для закачки покупали газ по более высокой цене). "Это может привести к тому, что в европейских подземных хранилищах к концу отопительного сезона останется довольно большой объем газа. Запасы в европейских ПХГ сейчас уже больше, чем они были на ту же дату прошлого года", — говорит эксперт ФНЭБ. Это значит, что после зимы в 2019 году европейцам надо будет закупать меньше газа для закачки в свои ПХГ.

Возможно, экспорту российского газа сможет помочь продолжающееся падение добычи в самой Европе. Она падает у Нидерландов, у Великобритании, и проблемы с добычей в 2019 году должны начаться у Норвегии, говорит Юшков.

Благополучие Газпрома в Европе во многом также зависит от Китая. "Если в Поднебесной начнется новый этап перехода с угля на газ, то в Китае появится дополнительный спрос, который поглотит те дополнительные мощности по СПГ, которые были введены. И тогда ситуация вернется к тому, что было в 2018 году. Китай снова соберет весь газ с рынка, как пылесос, цены в Азии станут высокими. Такой сценарий был бы благоприятным для Газпрома", — говорит Игорь Юшков.

В противном случае, 2019 год может запомниться гораздо более жесткой конкуренцией Газпрома с поставщиками СПГ. Газпрому придется изменяться вслед за рынком, подстраиваться к новым условиям, чтобы сохранить свою долю рынка, в том числе снижая цены за счет торгов на споте.

"Год будет интересным с точки зрения изменения конкуренции на европейском рынке. Но хотя бы "Ямал-СПГ" не будет составлять дополнительную конкуренцию российскому газу в Европе. Потому что этот проект получит из Южной Кореи почти все заказанные танкеры, и они смогут отправлять хотя бы часть своего газа на азиатские рынки. Особенно летом, когда можно будет быстро проходить по Северному морскому пути", — замечает Юшков.

Ольга Самофалова

<< Февраль, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ