conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

07.03.2014

В "Народном фронте" считают, что предприятия, занимающиеся жизнеобеспечением граждан, могут находиться только в российской юрисдикции.

"Известия"

В России в ближайшее время может появиться законопроект, запрещающий иностранную юрисдикцию ресурсным компаниям, которые занимаются жизнеобеспечением граждан страны, поставляя им энергию, тепло и воду. Об этом "Известиям" рассказали в пресс-службе ОНФ.

— Многие считают, что в этом вопросе имеет место посягательство на права частного капитала. Но позиция ОНФ состоит в том, что инженерные коммунальные системы и сфера электроэнергетики кардинально отличаются от любого другого бизнеса. Это системы, которые обеспечивают жизнедеятельность людей. Это общественно значимая собственность, даже если она частная. К ней надо относиться с большей ответственностью, и частный капитал сам должен понимать, что он занимается крайне важным делом, где риски недопустимы, — поясняет член центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы "Качество повседневной жизни" Валерий Фадеев.

Он уверен, что если энергетическая компания является офшорной, то в этом случае есть ряд рисков.

— Представьте ситуацию, деньги собрали, увели в офшор и уехали из России или вдруг случился кризис по кипрскому варианту, деньги там, за границей, а счета заморожены, как работать? — спрашивает Фадеев.

По его словам, "Общероссийский народный фронт" (ОНФ) будет настаивать на реализации требования президента РФ вывести из офшоров все компании, связанные с жизнеобеспечением граждан. Работа над законопроектом сейчас находится на этапе обсуждения.

— Этот вопрос стоит в повестке дня страны, и ОНФ занимает в его решении самую активную позицию, — заявил Валерий Фадеев.

В пресс-службе ОНФ уточнили, что пока идет концептуальное обсуждение законопроекта, однако не решен вопрос о том, кто будет заниматься проработкой документа — "фронтовики" или правительство.

Фадеев заявил, что правительство уже подготовило и внесло в Госдуму законопроект, по которому вводится запрет на иностранную юрисдикцию управляющих компаний в сфере ЖКХ. Теперь очередь за законодательной инициативой, которая позволит сделать рынок продажи, потребления энергии и распределения платежей за нее более прозрачным.

Вопрос о юрисдикции ресурсных компаний возник не случайно. Активисты ОНФ проанализировали данные 200 энергосбытовых компаний в России, имеющих статус "гарантирующих поставщиков электроэнергии", и выяснилось, что у почти полутора десятков этих предприятий (14 компаний) владельцами являются иностранные юридические лица, зарегистрированные в офшорных зонах: на Кипре, на Британских Виргинских островах, в Белизе, на Сейшельских Островах.

(Статус гарантирующих поставщиков электроэнергии дает право на льготы при закупках электроэнергии на оптовом рынке, а также право затем монопольно продавать электроэнергию потребителям.)

В пресс-службе ОНФ напомнили, что еще в конце 2012 года президент РФ Владимир Путин критиковал энергетиков за то, что они регистрируют компании в офшорах и таким образом коммунальные платежи россиян могут оседать в зарубежных банках.

— Были зафиксированы случаи банкротства гарантирующих поставщиков в результате вывода денежных средств через офшорные компании. Эти злоупотребления приводили к многомиллионным задолженностям перед сетевыми компаниями, осуществляющими поставку электричества. В конечном же счете страдали граждане, которые испытывали трудности с обеспечением электроэнергией, — заявили в ОНФ.

"Фронтовики" уточнили, что после того как глава государства обратил внимание на эту проблему, Министерство энергетики начало лишать статуса "гарантирующих поставщиков электроэнергии" энергосбытовые компании, которые имеют банковские счета в офшорах и перекачивают туда коммунальные платежи. Так, статуса "гарантирующих поставщиков" были лишены энергосбытовые компании холдинга "Энергострим" в Брянске, Иваново, Орле и Омске. Но, как полагают в ОНФ, Минэнерго не завершило этот процесс, так как Владимир Путин позже вновь неоднократно поднимал эту проблему и дал поручение принять меры по деофшоризации экономики, в том числе в сфере ЖКХ.

Между тем в Минэнерго заявили, что ведомство лишало ресурсные компании статуса "гарантирующего поставщика" только лишь потому, что их исключали с оптового рынка за накопленные долги поставщикам.

В пресс-службе министерства также уточнили, что никакого "процесса отзыва права на работу энергетических компаний с иностранной юрисдикцией" не ведется, пока нет законодательного ограничения (на уровне банков) ведения счетов в иностранных юрисдикциях.

— Деофшоризацию экономики можно проводить только на основании принятия законодательных ограничений по ведению счетов вне российских банков, — уверены в Минэнерго.

Эксперты уверены, что законопроект, запрещающий ресурсным компаниям иностранную юрисдикцию, был бы полезным.

По мнению руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, затишье в процессе деофшоризации энергетиков — явление временное.

— Надо четко понимать, контроль за ситуацией — на карандаше у руководства страны. И энергетическим монстрам, которые особо "отличились", не стоит расслабляться. Инициатива рано или поздно начнет работать. В свое время "Роснефть" провела сделку по слиянию ТНК-ВР в офшорной юрисдикции. На это обратил внимание президент, и тогда Сечин отметил, что это требование иностранных партнеров и выбора не было, кроме как фиксировать сделку вне российской юрисдикции. Но теперь многие компании будут вынуждены выйти из теневых офшорных схем. Об этом упоминалось и в послании Путина, — напомнил Пасечник.

— Закон был бы полезен. В России уже была история с компанией "Энергострим", когда выяснилось, что деньги, полученные за осуществление сбытовой деятельности, выводились в офшор. А затем компания обанкротилась и лишилась статуса "гарантированного поставщика". Едва ли энергетики станут активно возражать — это вызовет определенные подозрения. Но есть недобросовестные компании, которые злоупотребляют своим положением на рынке, и в случае принятия закона им либо придется работать эффективно, либо с рынка уходить, — заявила специалист по энергетическому сектору агентства "Инвесткафе" Екатерина Шишко.

Светлана Субботина

 

 

Глава ФАС России ставит Росатом в пример.

"Независимая газета"

На днях состоялась рабочая встреча главы Федеральной антимонопольной службы России Игоря Артемьева и генерального директора госкорпорации "Росатом" Сергея Кириенко. Встреча была посвящена результатам проведенного ФАС исследования положения о закупке госкорпорации — Единого отраслевого стандарта закупок (ЕОСЗ). Не секрет, что вступившая в силу 1 июля 2012 года норма 223-ФЗ (закон о закупках госкорпораций и естественных монополий), согласно которой все компании обязаны вывешивать информацию о своих закупках на официальном сайте zakupki.gov.ru, вызвала неоднозначную реакцию госкорпораций в связи с организационными сложностями. Поэтому результаты ее практической реализации вызывают интерес у экспертного сообщества.

По результатам проведенного анализа положений ЕОСЗ, Игорь Артемьев оценил систему закупок Росатома как одну из лучших российских практик закупочной деятельности в сфере применения 223-ФЗ. Кроме того, руководитель ФАС России намерен обратиться к руководителю Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства первому заместителю председателя правительства Российской Федерации Игорю Шувалову с предложением одобрить положения ЕОСЗ Росатома в качестве примера положительной практики ведения закупочной деятельности для госкорпораций и других крупных государственных компаний. В ходе рабочей встречи Игорь Артемьев отметил, что Единый отраслевой стандарт закупок Росатома направлен на развитие добросовестной конкуренции и способствует повышению прозрачности закупочной деятельности госкорпорации. "Анализируя закупочную практику Росатома, я бы назвал ее лучшей среди всех госкорпораций и крупных государственных компаний. Система закупок стала открытой и прозрачной, но примеров, подобных Росатому, к сожалению, очень мало. Мы хотели бы рекомендовать всем госкорпорациям с учетом своей специализации делать примерно так, как делает Росатом, и экономить десятки миллиардов рублей на конкурентных процедурах. С соответствующим предложением мы намерены обратиться в правительство Российской Федерации", — отметил Игорь Артемьев. Заслуживают внимания результаты закупочной деятельности госкорпорации "Росатом". Так, общий показатель экономии в 2013 году составил 22 млрд руб. А эффект от внедрения Росатомом собственного стандарта закупок за прошедшие с момента внедрения годы составил 180 млрд руб. К пятилетию системы закупок он может достигнуть 200 млрд руб.

В исследовании ФАС отмечены положения закупочной деятельности, которые позволили сформировать эффективную систему закупок Росатома, а также представлены рекомендации по усовершенствованию  отдельных механизмов проведения закупочных процедур. "Мы проделали огромную работу, развивая свою систему закупок. За это время объем открытых процедур вырос с 20 млрд до 500 млрд руб. в год; на электронных торговых площадках проходит 99% закупок, а количество постоянных участников процедур выросло в 15 раз. Совокупный показатель экономии почти за 5 лет составил 185,7 млрд руб. Мы благодарны за высокую оценку нашей системы закупок и готовы к взаимодействию с антимонопольным ведомством для доработки Единого отраслевого стандарта Росатома", — заявил Сергей Кириенко.

В исследовании ФАС отмечено, что порядок проведения  закупок в атомной отрасли соответствует не только требованиям Гражданского кодекса и нормам 223-ФЗ, но и механизмам нового закона о контрактной системе. Например, при определении случаев заключения договора с единственным поставщиком в ЕОСЗ предусмотрена обязанность заказчиков предоставлять обоснование выбора конкретного поставщика, а также цены договора.

В рамках совершенствования системы закупок в Росатоме особое внимание уделялось вопросам развития конкуренции внутри отрасли. В анализе антимонопольного ведомства отмечено, что положения ЕОСЗ запрещают отраслевым заказчикам устанавливать требования к поставщикам и предмету закупки, которые могут привести к ограничению количества участников закупочных процедур. В Росатоме при закупках нельзя  объединять в один лот товары, работы, услуги, не связанные между собой технологически и функционально. Кроме того, действующее Положение о закупке определяет единый порядок оценки заявок при участии в конкурентных процедурах.

В ЕОСЗ предусмотрена возможность использования такого эффективного механизма закупок, как переторжка. После оценки заявок участников конкурсной процедуры система закупок Росатома позволяет использовать переторжку для улучшения таких условий договора, как цена. Переторжка позволяет добиваться существенного экономического эффекта.

В рамках рекомендаций по усовершенствованию отдельных механизмов проведения закупочных процедур ФАС предложило более подробно описать случаи проведения аукциона, а также конкретизировать случаи проведения конкурентных процедур с квалификационным отбором.

По итогам рабочей встречи была достигнута договоренность о направлениях дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, которое позволит усовершенствовать действующую систему закупок Росатома и внести свой вклад в разработку типового положения о закупке для организаций сферы применения 223-ФЗ.

Олег Никифоров

 

 

Россия и Украина не смогут избавиться от зависимости друг от друга по поставкам топлива, даже несмотря на растущую напряженность в отношениях.

"Известия"

Россия и Украина не смогут избавиться от зависимости друг от друга по поставкам газа, даже несмотря на растущую напряженность в отношениях двух стран после объявления Крыма о решении присоединиться к Российской Федерации. Ведь в случае отказа от поставок газа на Украину (даже при условии сохранения его транзита в страны ЕС) Россия может лишиться ежегодной прибавки к бюджету $12 млрд. Опрошенные "Известиями" эксперты по обе стороны баррикад предложили три сценария развития событий: от пессимистичного — с остановкой транзита российского газа в Европу из-за его воровства обанкротившейся Украиной до компромиссного — с возвращением скидки на газ для мятежного соседа.

Сценарий первый. Напряженный

Украине практически нечем платить за поставки импортных энергоносителей. Это факт. В ситуации 2006 и 2009 годов это уже приводило к проблемам с транзитом российского газа в Европу и даже кратковременным его остановкам. Тогда украинская сторона проводила "несанкционированный отбор" идущего в Европу российского газа. По мнению главы комитета по энергетике Госдумы Ивана Грачева, в текущей экономической ситуации, которую новые власти страны наладить в короткий срок не в состоянии, Украина снова может начать воровать газ из "европейских объемов".

— Чтобы избежать воровства газа, нужно уже сейчас предпринимать меры. России и Европе нужно договариваться об оказании совместной экономической помощи Украине через Международный валютный фонд. Причем выработать механизм контроля расходования этих средств, — говорит Грачев, добавив также, что из-за экономического спада на Украине ее собственное потребление российского газа может снизиться в текущем году еще на 5 млрд куб. м в год.

В 2013 году Украина через "Нафтогаз" приобрела 13 млрд куб. м газа.

При этом депутат не верит в возможность полного отказа от закупок российского газа Украиной по той причине, что Европа не сможет в должном объеме в короткие сроки обеспечить реверс голубого топлива в нужном объеме, а США вряд ли санкционируют экспорт своего сжиженного природного газа (СПГ) стране, которая хронически не платит за поставки.

Глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил на этой неделе президенту Владимиру Путину, что с начала апреля "Газпром" не продлевает скидку на газ для Украины из-за ее  неплатежей по долгам.

Напомним, что в конце прошлого года стороны договорились о снижении цены на газ для Украины до $268,5 за 1 тыс. куб. м вместо $400, но при условии, что решение о применении скидки актуализируется раз в квартал при своевременном расчете по долгам. Однако Украина погасила лишь $1,3 млрд, что составляет менее 50% прошлогоднего долга.

Главный украинский рычаг влияния на Россию — это транзит европейского газа. Местные националисты уже не раз угрожали террористическими актами на газотранспортной системе, однако даже не признаваемые Россией новые власти страны заинтересованы в бесперебойных поставках топлива в Европу. Поэтому, несмотря на все политические катаклизмы в стране, транзит газа в Европу остается стабильным. Ведь любая напряженность в этой области подорвет и без того зыбкую почву легитимности новой власти и поставит под сомнение перспективы Украины попасть в Евросоюз.

— В снижении безопасности транзита газа в Европу не заинтересован никто: ни российская, ни украинская стороны, ни тем более Европа. Около 86 млрд куб. м российского газа — около 55% всего нашего экспорта в Европу идет через территорию Украины. И за надежность поставок отвечает Россия, даже если их срыв происходит не по ее вине, — говорит Павел Завальный, президент Российского газового общества и заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике.

Еще один очаг напряженности — возможность списания долга за газ перед Россией путем приватизации "Нафтогаза". Премьер-министр Украины Арсений Яценюк настаивает на передаче "Нафтогаза Украины" в частную собственность. Он отметил, что компания является лишним грузом для страны. Яценюк предложил продать все компании, которые являются частью "Нафтогаза Украины", на аукционе, чтобы остановить бесконечные коррупционные потоки.

По мнению заместителя гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) РФ Алексея Гривача, приватизация "Нафтогаза" — очень вероятный сценарий, ведь на Украине много олигархов, которые были бы не против по частям за бесценок приобрести его активы. Но с исчезновением "Нафтогаза" в прежнем статусе единой компании могут возникнуть сложности юридического характера по исполнению его контрактов. А новые собственники части активов могут отказаться отвечать по этим обязательствам.

— Реорганизация "Нафтогаза Украины" — это риск для стабильности газовых контрактов с Россией. Однако в случае если украинские власти предпримут попытки уйти от выплаты долга или создадут проблемы с транзитом, у "Газпрома" есть такие рычаги, как предъявление штрафных санкций по пункту контракта "бери или плати" за недобор газа в 2013 году и ранее. Только по итогам прошлого года счет может быть предъявлен на $12 млрд, причем по суду в Стокгольмском арбитражном суде, — говорит Алексей Гривач.

Сценарий второй. Компромиссный

По мнению Валентина Землянского, украинского эксперта в сфере энергетики и бывшего пресс-секретаря "Нафтогаза Украины", отказ Украины от российского газа в среднесрочной перспективе невозможен.

— Восток Украины весь запитан российским газом. Там нет собственной добычи этого сырья. При этом Крым, который объявил о желании присоединиться к России, газ для своих нужд как раз добывает сам. Что касается обещанного Словакией реверса газа, то он возможен только на словах и только в летний период времени, так как зимой Европа сама активно потребляет большие объемы российского газа. Гнать реверс в объемах от 15 млрд куб. м в год можно лишь остановив транзит газа в Европу по системе ГТС, а на это Европа не пойдет, — поясняет эксперт.

По прогнозам Валентина Землянского, на организацию импортозамещения российского газа за счет ресурсов Европы или США, а также собственной добычи Украиной сланцевого газа может уйти минимум 3-4 года. В текущей ситуации единственным выходом из положения он видит выделение Россией очередного кредита для Украины в размере $2-3 млрд на оплату долга "Газпрому", однако вероятность его выдачи в ближайшее время он ставит под сомнение. Что же касается проблемы обеспечения безопасности транзита газа, то эксперт считает, что надежный транзит выгоден всем сторонам.

— Украина опасается ввода войск как со стороны России, так и Запада для защиты транспортировки энергоносителей. И хотя эти страхи больше в головах политиков, это заставляет внимательно относиться к обеспечению безопасности ГТС, — полагает Валентин Землянский.
По его мнению, "Газпром" даже больше Украины заинтересован в достижении компромисса по газовому вопросу. В случае желания объявить ультиматум он мог бы уже предъявить штрафы за недобор газа, но не подает в Стокгольмский суд сразу по нескольким причинам: не желая уронить свою репутацию и опасаясь не исполнить решение Стокгольмского суда на территории Украины. Кроме того, по итогам Харьковских соглашений 2010 года контракт "Газпрома" и "Нафтогаза" скорее можно приравнять к межправительственному договору, а такие обязательства уже не подпадают под юрисдикцию стокгольмского арбитража.

Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy, не исключает появления в системе поставок газа "Газпрома" нового посредника по типу "РусУкрэнерго", которая бы покупала российский газ со скидкой, надежно платя за него, и продавала бы Украине уже дороже. Он отмечает, что эта схема выглядит коррупционной, но в ситуации хронических неплатежей Украины за газ, из-за которой она лишилась 30-процентной скидки, обе стороны могут пойти на этот шаг как альтернативе приватизации "Нафтогаза".

Все опрошенные "Известиями" эксперты сходятся во мнении — наши страны прочно связаны на почве поставок газа и друг без друга просто не справятся. Украине невыгодно потерять деньги от российского транзита газа и сам газ из нашей страны, а России — выгодного клиента. По подсчетам Алексея Гривача из ФНЭБ, в случае потери Украины как рынка сбыта наша страна лишится ежегодно $10-12 млрд.

— Просьба о получении российской помощи должна исходить от самой Украины, она же пока обращается в ЕС и даже в США, но не к нам. Хотя Россия шла ей на уступки как могла, но газ — это такой же товар, как хлеб или металл, за который нужно платить, — отмечает Павел Завальный.

По мнению главы комитета по энергетике Госдумы Ивана Грачева, у России есть возможность перенаправить часть объемов газа на другие рынки сбыта, в первую очередь в страны Азии путем его сжижения, однако это также потребует времени.

Сценарий третий. Европейский

Финансовая помощь Евросоюза Украине общим объемом до €11 млрд будет включать средства для модернизации газотранспортной системы, а также для обеспечения реверсных поставок европейского газа украинским потребителям через Словакию. Такое решение было принято Еврокомиссией 5 марта.

Ранее еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер заявлял, что пакет помощи со стороны ЕС будет включать также финансовые ресурсы для погашения задолженности Украины перед "Газпромом", но в решение Еврокомиссии данное предложение не вошло.

Кроме того, пакет финансовой помощи должен быть утвержден саммитом глав государств, которые входят в Евросоюз. В модернизации ГТС будут участвовать Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк и ЕБРР. Не исключено, что в перспективе Еврокомиссия выразит готовность работать по данному вопросу в трехстороннем режиме с привлечением российской стороны.

Комиссия готова поспособствовать созданию дополнительных каналов поставки европейского газа на Украину, в том числе через Венгрию, Хорватию, Румынию и Болгарию. Также готовность поставлять газ на Украину выразил германский концерн RWE. Объемы реверса газа из Словакии могут насчитывать до 10 млрд куб. м, еще 5 млрд — от RWE. Однако эксперты сомневаются в реалистичности этих объемов.

Людмила Подобедова

 

 

Нефтегазовым компаниям пока не удалось добиться либерализации экспорта сырья из США. Но из-за украинского кризиса вопрос становится политическим.

"Ведомости"

Нефтяные компании пока не смогли объяснить преимущества снятия ограничений на экспорт нефти, заявил лоббистам министр энергетики США Эрнест Мониц на конференции CERAWeek: "Четко и аргументированно доказать не сумели". Главные сторонники либерализации экспорта (сейчас нужно разрешение на поставки) — крупнейшие нефтегазовые компании, например, ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips. Они жалуются, что ограничение экспорта ослабляет их позиции, поскольку конкуренты могут продавать нефть марки Brent по более высоким ценам — примерно на $6 дороже, чем WTI. За отмену ограничений и крупнейшие глобальные трейдеры.

Мониц посоветовал нефтяникам доказать, что решение создаст неоспоримые преимущества для США, которые все еще импортируют около 5 млн баррелей нефти в день. По данным Управления энергетической информации США (EIA), добыча нефти в США составила на этой неделе 8,08 млн баррелей в день. EIA готово проанализировать, как экспорт нефти может повлиять на глобальный и внутренний рынок нефти, а также на обрабатывающую промышленность страны, заявил руководитель управления Адам Сьемински.

Не обнадежил Мониц и экспортеров газа. В 2011 г. администрация Обамы сняла часть ограничений на экспорт сжиженного природного газа, но для поставок в страны, с которыми нет соглашения о свободной торговле, требуется разрешение минторговли. С 2011 г. минэнерго одобрило шесть заявок на строительство экспортных СПГ-терминалов, еще около 20 находятся на рассмотрении. Бизнес настаивает, что в условиях бума добычи сланцевых ресурсов нужна дальнейшая либерализация торгового режима. Решение будет принимать минторговли, ответил Мониц: минэнерго не занимается выдачей лицензий.

Главный вопрос для нефтегазового рынка — об оценке событий на Украине — Мониц аккуратно обошел. Украина в ужасной ситуации, отметил он, правительство США делает все, чтобы помочь этой стране. Между тем американские политики уже ставят вопрос о необходимости разрешить экспорт нефти и газа, чтобы обеспечить поставки в Европу и снизить ее энергозависимость от России. "Мы не должны заставлять наших союзников и дальше зависеть от [президента России Владимира] Путина в своих энергетических потребностях", — заявил во вторник Джон Бонер, лидер республиканцев в палате представителей конгресса США. Сейчас, по данным Citi, 31% импорта газа и 27% нефти в ЕС — из России.

По мнению сенатора Лизы Мурковски, США должны использовать ресурсы как стратегический актив для защиты союзников и разрешения кризисов: чем больше нефти и газа США будут поставлять на глобальный рынок, тем больше это будет способствовать стабилизации цен на нефть. Экспорт американской сырой нефти способен изменить механизм формирования цен на мировом рынке, убеждена министр нефти Нигерии Диезани Элисон-Мадуеке.

Екатерина Кравченко, Михаил Оверченко

<< Март, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ