Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

07.04.2016

ФСК отстояла право на отдельное от "Россетей" казначейство, но за это должна будет регулярно отчитываться перед материнской компанией.

"Ведомости"

"Россетям" и их дочерней компании ФСК оставят два отдельных казначейства — такое решение было принято во вторник на совещании по вопросам электроэнергетики у президента Владимира Путина, рассказали "Ведомостям" два источника, знакомых с его итогами. Механизм единого казначейства "Россетей" должен повысить прозрачность финансовых потоков компании и поможет добиться более высокой финансовой устойчивости, напомнил между тем Путин. "А потоки здесь очень большие, они измеряются триллионами рублей — 2 трлн руб., по-моему", — оценил президент (цитаты по www.kremlin.ru).

"Россети" будут осуществлять полный мониторинг ФСК, продолжают собеседники "Ведомостей". У ФСК стратегический статус и сейчас "Россети" не имеют доступа к ее казначейству, которое распоряжается ликвидностью компании, объясняет один из них: теперь холдинг сможет видеть все транзакции, но не сможет на них влиять. По словам собеседника, ФСК должна будет обеспечить контроль и подотчетность своего казначейства "Россетям".

Также "Россети" получили право формировать список кандидатов в совет директоров ФСК, говорит один из источников. Раньше это делало Росимущество, а правительство утверждало список распоряжением. Таким образом, ФСК не будет отличаться от других "дочек" "Россетей", заключает он. Сейчас "Россети" в совете директоров ФСК представляют два человека — гендиректор Олег Бударгин и член правления Андрей Демин. В свою очередь, у ФСК в совете директоров "Россетей" один представитель — предправления Андрей Муров.

Минэкономразвития будет действовать по поручению президента, сказал представитель ведомства. В 2014 г. все госкомпании получили директиву Росимущества, которая обязывает их создавать единые казначейства для централизованного управления финансами "дочек", напомнил он. Но ФСК была против создания единого с "Россетями" казначейства, в компании считали, что таким образом "Россети" хотят решить проблемы кризисных МРСК и "Ленэнерго". "Россети" же настаивали на консолидации сетевых активов и переводе всех "дочек" компании на единое казначейство. В этом году борьба обострилась. В конце февраля ФСК подала иск к "Ленэнерго" на 3,5 млрд руб. из-за долга за передачу энергии. А на прошлой неделе стало известно об иске ФСК к "МРСК Северного Кавказа" на 8,2 млрд руб. Это убытки, "якобы возникшие в связи с управлением "Нурэнерго", 77% акций в которой принадлежат ФСК", указывала "МРСК Северного Кавказа". Представители ФСК, "Россетей" и ФАС от комментариев отказались. Представитель Минэнерго на запрос не ответил.

Стратегия развития электросетевого комплекса не всех устраивает, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, а казначейство — часть этой стратегии. Ресурсов на ее реализацию нет, а за задачи, поставленные в ней, спрашивают, отмечает эксперт.

Иван Песчинский

 

 

В России обсуждается идея введения углеродного налога на парниковые газы. Станет ли от этого воздух чище?

"Российская газета"

Минприроды России разработало проект комплекса мер по реализации Парижского климатического соглашения. Сейчас различным ведомствам предстоит понять, какими могут быть для России социально-экономические последствия присоединения к документу, тем более в этом вопросе далеко не все так однозначно.

Предыстория такова: утвержденное 195 странами мира в декабре 2015 года соглашение вступит в силу после ратификации не менее чем половиной участников, ответственных за 55 процентов глобальных выбросов. Документ призван заменить Киотский протокол. Главная цель нового соглашения — добиться значительного снижения выбросов парниковых газов, чтобы не допустить повышения средней температуры на планете к 2100 году более чем на два градуса Цельсия по сравнению с началом XX века.

Для этого, в частности, предлагается собирать ежегодно 100 миллиардов долларов с развитых стран на мероприятия по смягчению последствий глобального потепления и развитие энергоэффективных технологий. Россия предварительно взяла на себя обязательство сократить выбросы СО2 в атмосферу к 2030 году на 30 процентов по сравнению с 1990 годом.

Цель заявлена благая — считается, что резкое изменение климата может повредить человечеству, по крайней мере, в отдельных регионах Земли. Вместе с тем в мировом и российском экспертных сообществах до сих пор нет единого мнения о причинах глобального потепления и способах борьбы с ним. Спектр суждений невероятно широк: начиная с того, что периоды потепления и похолодания — естественный циклический процесс, над которым человек не властен, и заканчивая тем, что именно антропогенное воздействие является главной причиной глобального потепления.

За прошедший век средняя температура воздуха действительно выросла на 0,74 градуса, но так ли это критично? К примеру, данные, полученные на основании анализа льдов Антарктики, показывают, что в последние 420 тысяч лет средняя температура на Земле колебалась в пределах 12 градусов.

— Если хотите что-то лечить, поставьте сначала правильный диагноз. Надо определиться, что действительно наносит вред окружающей среде, — считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Достаточно вспомнить опубликованные в СМИ документы, в которых говорилось, что данные измерительных климатических станций подтасовываются, чтобы оправдать теорию глобального потепления. На самом же деле никакого единства ученых на этот счет нет. Наряду с теорией глобального потепления есть и теории глобального похолодания, но они не вписываются в мейнстрим и отбрасываются.

Если говорить об углекислом газе — одном из названных виновников парникового эффекта, то здесь зачастую происходит грубая подмена понятий. Такие выбросы называют вредными, хотя по факту CO2 особого вреда человеку и природе не наносит. Похоже, не все помнят, что углекислый газ — это то, что мы выдыхаем, он необходим при фотосинтезе, росте растений. Так можно дойти до того, что мы начнем призывать людей меньше дышать. Фиксируем: этот вопрос не имеет никакого отношения к борьбе за охрану окружающей среды.
Выбросы CO2 в атмосферу природными источниками больше антропогенных примерно в 20 раз. Считается, что деятельность человека усиливает природную активность. Самыми крупными "загрязнителями" в этом смысле называют Китай, США, Индию и ЕС, и лишь следом со значительным отставанием идет Россия.

При этом на нашу страну приходится четверть мирового лесного покрова, а леса, как известно, активно поглощают СО2. По оценкам отечественных ученых, Россия тем самым полностью нивелирует все произведенные на ее территории выбросы парниковых газов. Правда, по методологии Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) при ООН, доля их природного поглощения лесов составляет всего 15 процентов. Разница в оценках связана с тем, что эксперты ООН учитывают в качестве лесов только деревья высотой от двух метров с определенной плотностью. В результате не принимается в расчет российская лесотундра и лесостепь. Во-вторых, 30 процентов всех лесов РФ отнесены к неуправляемым и тоже не принимаются во внимание, что, конечно же, не мешает им поглощать СО2. Наконец, МГЭИК практически не принимает в расчет поглотительную способность торфяных болот, степей и лугов, которыми наша страна тоже богата. То есть по факту наша богатая растительностью природа CO2 поглощает, а на бумаге — нет. Но это же абсурд!

При должном желании и настойчивости Россия могла бы повлиять на изменение методик ООН, в противном случае стране придется взять на себя чрезмерные ограничения. К примеру, сейчас, чтобы достигнуть заявленной цели по снижению выбросов, в России в числе прочих обсуждается идея введения углеродного налога на вырабатываемые парниковые газы. Чуть ли не налог на выдох. На начальном этапе он может составить 15 долларов США за тонну СО2. По самым скромным подсчетам (при нынешнем курсе валюты), это приведет к росту цен на электричество на оптовом рынке примерно в два раза, тарифы на тепло вырастут в полтора раза. Замещать мощности угольной энергетики сторонники налога предлагают за счет увеличения выработки на ГЭС и АЭС, строительства новых станций. Однако сделать это быстро не получится — требуются многомиллиардные вложения, взять сегодня которые неоткуда.

— Пока я вижу много спекуляций вокруг темы глобального потепления, из-за чего могут быть приняты поспешные решения, носящие дискриминационный характер, в том числе введение так называемого углеродного налога на выбросы. С точки зрения борьбы за климат он нам не поможет, — уверен Константин Симонов.

Отметим, что в Австралии в 2014 году углеродный налог был отменен спустя всего четыре года после введения предыдущим правительством, так как кроме вреда для экономики он ничего не принес. Жителей Зеленого континента сложно заподозрить в наплевательском отношении к вопросам охраны окружающей среды, поэтому, не исключено, России стоит внимательнее присмотреться к их опыту, чтобы не наступить на те же грабли.

Алексей Иванов

 

 

"Роснефть" пытается разрушить монополию "Газпрома".

"Газета РБК"

"Роснефть" ведет переговоры с китайской Beijing Gas Group о продаже своего трубопроводного газа по "Силе Сибири", которую строит "Газпром". Но для этого "Роснефти" надо получить разрешение на экспорт газа.

Как стало и​звестно РБК, "Роснефть" предпринимает еще одну попытку разрушить монополию "Газпрома" на экспорт трубопроводного газа, на этот раз — на восточном направлении. О переговорах "Роснефти" с Beijing Gas Group рассказали два источника в нефтяной компании.

Источники РБК говорят, что прошло несколько раундов переговоров с китайской стороной, последний — во время визита президента "Роснефти" Игоря Сечина в Пекин в середине марта. Газ может поставляться со Среднеботуобинского, Верхнечонского или Юрубчено-Тохомского месторождений "Роснефти" в Восточной Сибири, отмечает один из собеседников. А цена будет не ниже, чем у "Газпрома" (в мае 2014 года заключил 30-летний контракт на поставку CNPC 38 млрд куб. м газа ежегодно на общую сумму около $400 млрд), но это все равно будет дешевле, чем американский сжиженный природный газ (СПГ), добавляет он.

Однако объемы и сроки поставок находятся в стадии согласования, предупреждает другой источник: это будет зависеть от того, сможет ли "Роснефть" добиться права экспорта трубопроводного газа или только попутного нефтяного газа по "Силе Сибири" с месторождений, расположенных вдоль трубы.

Представитель "Роснефти" Михаил Леонтьев отказался комментировать переговоры с Beijing Gas Group, но их факт не опроверг. "Мы ведем переговоры с различными покупателями газа, у нас уже есть покупатели газа в Европе и Азии, но, к сожалению, пока нет права его экспорта", — сказал он РБК. Представитель Beijing Gas Group не ответил на запрос РБК.

Beijing Gas Group не покупает газ у "Газпрома", сказали РБК два источника в "Газпром экспорте". Менеджеры "Газпрома" встречались с ее представителями, но контрактом переговоры не увенчались, сказал один из собеседников. По его словам, Beijing Gas Group закупает газ у CNPC, с которой у "Газпрома" заключен крупный контракт. В строящуюся трубу "Сила Сибири" монополия не намерена пускать конкурентов, говорили неоднократно ее представители. В среду представитель "Газпрома" не ответил на запрос РБК.

"Роснефть" же давно добивается права на экспорт трубного газа самостоятельно или через "Газпром экспорт". В прошлом году Сечин написал письмо президенту Владимиру Путину с просьбой посодействовать заключению договора с монополистом, чтобы поставлять газ в Европу. Но "Газпром" выступил резко против, мотивируя это тем, что появление альтернативных поставщиков обрушит цены на высококонкурентном рынке. А Путин не принял определенного решения по этому запросу.

К поставках газа в Китай нефтяная компания также присматривается уже несколько лет. Ранее Сечин говорил, что "Роснефть" готова поставить по "Силе Сибири" от 2 млрд до 30 млрд куб. м газа. К 2030 году компания планирует добывать 45 млрд куб. м газа ежегодно на месторождениях Восточной Сибири.​

Российское правительство до середины мая 2016 года должно проработать вопрос допуска независимых производителей газа к газопроводу "Сила Сибири", но с сохранением "единого экспортного канала" (то есть через "Газпром"), говорится в протоколе президентской комиссии по ТЭКу (копия есть у РБК), которая состоялась в октябре 2015 года. Речь идет о продаже природного и попутного газа, добываемых на новых месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока. Ранее речь шла о возможности "Газпрома" приобретать у конкурентов и продавать по экспортному нетбэку (экспортная цена за вычетом транспортных расходов) только попутный нефтяной газ по "Силе Сибири".

Китайские потребители, очевидно, заинтересованы в устранении единого экспортного канала газа из России и расширении числа поставщиков газа, чтобы закупать его дешевле, замечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. А на переговорах с "Роснефтью", вероятно, речь идет о поставках в долгосрочной перспективе — после 2020 года, предполагает он.

Людмила Подобедова, Александр Артемьев

<< Апрель, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ