Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

07.05.2020

За прошлый год акционеры получат 23 млрд рублей.

"Ведомости"

Совет директоров "Россетей" рекомендовал акционерам выплатить дивиденды за 2019 г. в размере 17,99 млрд руб. С учетом промежуточных дивидендов за I квартал прошлого года — 5 млрд руб. — общая сумма выплат составит 23 млрд руб., сообщает компания. На выплаты по привилегированным акциям предложено направить 392,8 млн руб. (0,189304 руб. на акцию), по обыкновенным — 17,599 млрд руб. (0,0885155625 руб. на акцию). Решение о дивидендах примет годовое общее собрание акционеров, которое пройдет 1 июня в заочной форме.

Дивиденды за 2019 г. почти в четыре раза превышают дивидендные выплаты за всю историю компании, отметил генеральный директор "Россетей" Павел Ливинский: "На протяжении последних трех лет "Россети" последовательно улучшают производственные и финансово-экономические показатели и активно работают над повышением инвестиционной привлекательности холдинга".

6 мая стоимость привилегированных акций "Россетей" на Московской бирже выросла на 13,96%, по данным на 14.05 мск, обыкновенных — на 2,29%.

"Россети" — крупнейшая электросетевая компания, управляющая 2,34 млн км линий электропередачи, 502 000 подстанций трансформаторной мощностью более 781 ГВА. Компания имеет 37 дочерних и зависимых обществ, в том числе 15 межрегиональных и магистральную сетевую компанию.

Государству через Росимущество принадлежит 88,04% долей в уставном капитале, юридическим лицам — 9,38%, физическим — 2,58%. Компания выплачивала дивиденды не каждый год. В 2007-2009 гг., 2013-2015 гг., а также в 2017 г. дивиденды не начислялись. В 2018 г. были выплаты за I квартал. Сейчас "Россети" обсуждают с правительством дивидендную политику. Компания ожидает, что этот процесс завершится в первом полугодии.

Решение о выплате рекордных дивидендов стало неожиданностью для рынка, говорит эксперт по фондовому рынку "БКС Брокера" Дмитрий Пучкарев: "Дивидендная политика "Россетей" не до конца прозрачна и не позволяет с высокой точностью прогнозировать размер дивидендов. Поэтому наблюдается такой резкий подъем котировок". Одной из причин увеличения дивидендных выплат, по мнению Пучкарева, может быть необходимость пополнения бюджета в условиях снижения поступлений от нефтяной отрасли и давления на финансовый сектор: "Электроэнергетика, в частности "Россети", выглядит более устойчивой с точки зрения влияния коронавируса и способна компенсировать часть выпадающих доходов". Второй причиной может быть стремление компании сделать холдинг более интересным для инвесторов и поднять его капитализацию, считает он. "Локально наблюдается позитивная реакция котировок "Россетей", однако в средне- и долгосрочной перспективе влияние на стоимость бумаг может быть не столь значительным. Сейчас нет уверенности в том, что крупные выплаты сохранятся в будущем. Возможные корпоративные изменения, непрозрачная дивидендная политика — все это вносит неопределенность в кейс "Россетей" и снижает привлекательность акций".

Рекордные выплаты могут свидетельствовать о смене парадигмы и движении компании в сторону увеличения дивидендов, что сильно влияет на восприятие компании инвестиционным сообществом, считает старший аналитик BCS Global Markets Дмитрий Скрябин: "Изменение дивидендной политики "Россетей" уже было неоднократно анонсировано менеджментом, и текущее решение о дивидендах реальное тому доказательство". Для обеспечения повышенных выплат, возможно, потребуется предусмотреть дополнительные источники финансирования, это могут быть займы, повышение внутренней эффективности, снижение капзатрат, рост тарифов для дочерних компаний и повышение дивидендных выплат "дочками", полагает он.

Ася Сафиуллина

 

 

"Взгляд"

Литва, заручившись поддержкой американского МИДа, угрожает Белоруссии и России новыми санкциями от лица всего Евросоюза. Причина — истерика литовских политиков из-за строительства Белорусской АЭС, которую строит российский Росатом. Самое удивительное, что Литва при этом играет с огнем: у Минска есть реальные возможности наказать финансово прибалтийскую республику.

Сейм Литвы принял резолюцию, в которой призвал Европейский союз ввести санкции в отношении России и Белоруссии в связи со строительством Белорусской АЭС и принять меры по недопущению попадания электроэнергии из Белоруссии на рынок электроэнергии Литвы. В частности, санкции предлагаются ввести против российского Росатома и других участников, участвующих в строительстве этой станции. Литовские парламентарии считают, что Белорусская АЭС представляет угрозу всему населению ЕС.

Однако ни Россию, ни Белоруссию эти угрозы со стороны литовских политиков, которые начались с момента принятия Минском решения о строительстве станции, не особо волнуют.

Минэнерго Белоруссии рассказало в среду, что на площадку строительства станции уже доставлено ядерное топливо для первого энергоблока АЭС. В ответ на это МИД Литвы направил в Белоруссию ноту с настоятельным призывом к соседней стране "уделить приоритетное внимание обеспечению безопасности, а не графику строительства, и не ставить под угрозу ни жизнь своих жителей, ни жителей других стран". По инициативе министра иностранных дел Литвы Линаса Линкявичюса состоялся телефонный разговор с белорусским коллегой Владимиром Макеем о доставке ядерного топлива на строящуюся БелАЭС. Буквально в конце апреля литовский министр иностранных дел попросил заместителя госсекретаря США Стивена Бигана поддержать позицию республики в отношении БелАЭС.

Запуск станции планируется в июне, а осенью — уже и подача электроэнергии. Впрочем, неожиданный "черный лебедь" в виде коронавируса и карантина может внести коррективы и отодвинуть срок сдачи первого энергоблока, считают эксперты. Хотя, как известно, белорусский Батька на проблему нового вируса смотрит свысока.

Если теоретически представить, что ЕС идет на поводу литовских политиков и вводит санкции против Белоруссии и России, то больше всего от этого может пострадать сама же Литва.

"ЕС мог бы ввести в теории квотирование или ограничение поставок на отдельные виды продукции, например, на нефтепродукты с белорусских НПЗ. Белоруссия может сильно обидеться и перекрыть транзит товаров через Литву из Белоруссии, и перевести свои грузы в российские и латвийские порты. Это будет означать для Литвы потерю сотен миллионов евро и десятков тысяч рабочих мест. Убытки понесет не только портовое хозяйство страны, но и железная дорога, и многие смежные сектора Литвы, которые обслуживают белорусский транзит", — говорит газете ВЗГЛЯД старший эксперт Фонда "Институт энергетики и финансов" (ИЭФ) Сергей Кондратьев.

Однако ЕС вряд ли введет санкции против Белоруссии и России из-за атомной электростанции, тем более в текущих непростых условиях. У ЕС сейчас куда более серьезные проблемы. ЕС вошел в самую глубокую рецессию в своей истории, ВВП 27 стран союза в 2020 году может упасть на рекордные 7,4%, заявили в Еврокомиссии.

"Вероятность того, что ЕС поддержит резолюцию Литвы и создаст себе проблемы на восточной границе, особенно когда бушует пандемия, очень низка", — уверен эксперт. К тому же если вводить санкции из-за Белорусской атомной электростанции, то по аналогии с этим через два года придется также поступить и с Венгрией, где силами того же Росатома строится АЭС "Пакш-2".

"Мне кажется, что все это война Литвы с ветряными мельницами. Литовская элита уже давно такое практикует. С одной стороны, эти заявления рассчитаны на привлечение внимания Брюсселя к проблемам Литвы в условиях ожидаемого пересмотра бюджета ЕС после Брекзита и политики по изменению инфраструктурных фондов. Литва не хочет терять поступления из этих фондов. С другой стороны, эти заявления больше для внутреннего избирателя. С Белоруссией и Россией Литва не ведет никаких переговоров по поводу атомной электростанции", — считает эксперт "Института энергетики и финансов".

Стоит напомнить, что в обмен на членство в ЕС Литва заплатила собственной Игналинской АЭС, которую ей пришлось закрыть по требованию Брюсселя. Литовцы могли еще лет двадцать получать недорогую электроэнергию и продолжать зарабатывать на экспорте атомной энергии. Вместо этого Литва превратилась в импортера электроэнергии.

Любопытно, что Литва не предъявляет Евросоюзу эти претензии в качестве аргумента помочь разобраться с Белорусской АЭС. Литовская элита старается не вспоминать собственный исторический провал. Ведь перед глазами есть пример Словакии и Болгарии, которые сумели договориться с Брюсселем о сохранении собственной атомной энергетики. Литва же сделала выбор в пользу экономически невыгодного для собственного населения шага. И продолжает двигаться в том же направлении, игнорируя предыдущие ошибки.

"Белорусская АЭС на самом деле является благом для ЕС. Во-первых, прибалтийские страны могут существенно экономить, благодаря закупке электроэнергии в Белоруссии. Во-вторых, эта энергия не оставляет углеродный след и является "зеленой" энергетикой в широком смысле слова. С точки зрения защиты окружающий среды и выполнения обязательств в рамках Парижского соглашения, покупка электроэнергии с Белорусской АЭС выглядит куда более последовательным решением, чем, например, покупка польской электроэнергии, вырабатываемой на старых угольных электростанциях", — говорит собеседник.

Риски того, что Белорусской АЭС, которая изначально была рассчитана на экспорт электроэнергии в Прибалтику, некому будет продавать эту энергию, преувеличены.

Во-первых, новую атомную энергию купит сама Белоруссия для внутреннего потребления. Во-вторых, о готовности покупать белорусскую электроэнергию заявили недавно Латвия и Эстония. "В Эстонии могут быть проблемы с их сланцевыми электростанциями и ростом себестоимости производства электроэнергии", — говорит Кондратьев.

В крайнем случае, белорусскую электроэнергию можно поставить и в Россию. Другое дело, что самой Белоруссии делать это не очень хочется. В России очень дешевая электроэнергия, поэтому Белоруссии намного выгоднее экспортировать ее в страны Прибалтики и зарабатывать на этом больше.

Расчет на Украину у белорусов небольшой, потому что нынешняя власть вводит юридические ограничения на импорт электроэнергии. Однако соседство с Белорусской АЭС может оказаться выгодным и Киеву. Например, при выводе в ремонт энергоблоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС, которые находятся сравнительно недалеко от Белоруссии, говорит Кондратьев. Более того, в перспективе при политической воле Украина может стать энергомостом для поставки электроэнергии из Белоруссии в Польшу, добавляет эксперт.

Еще одна угроза — выход Прибалтики из энергокольца БРЭЛЛ — уже неоднократно переносилась по срокам, и вряд ли это произойдет в 2025 году. "Мне кажется маловероятным, что ЕК будет готова финансировать выход прибалтийской энергосистемы из кольца БРЭЛЛ, субсидировать строительство новых сетей и новых электростанций. А в одиночку выйти Литве будет трудно. Литовские потребители заплатят слишком высокую цену за этот выход. Он приведет к существенному увеличению цены на электроэнергию. Вопрос — будет ли готова литовская политическая элита к такому шагу", — считает Кондратьев.

Энергокольцо БРЭЛЛ — это, по сути, вся необходимая инфраструктура, построенная еще с советских времен, которая обеспечивает переток электроэнергии между Белоруссией, Россией, Эстонией, Литвой и Латвией.

Поэтому литовские потребители на самом деле вполне могут покупать белорусскую электроэнергию — техническая возможность имеется. Даже если власти Литвы введут законодательный запрет на это. "Если литовские потребители столкнутся с запретом, то они могут обжаловать его в литовском или европейском суде. И я более чем уверен, что суд встанет на их сторону, потому что это нарушение их прав. У Литвы нет объективных доказательств того, что производство электроэнергии на Белорусской атомной электростанции небезопасно", — считает Кондратьев.

В качестве аргументов в суде можно предъявить не только признание МАГАТЭ того, что Белорусская АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200 (это российский проект поколения 3+) полностью соответствует всем требованиям по безопасности.

Так, слушания по воздействию станции на окружающую среду были проведены с внушительным списком стран, вблизи которых находится АЭС. "Это большой список. Это практически все страны-партнеры по Балтийскому региону, в том числе Норвегия, то есть достаточно удаленные в сравнении с Литвой страны. И от всех этих стран было получено по Белорусской атомной электростанции положительное заключение", — поясняет собеседник.

Ольга Самофалова

<< Май, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ