conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

07.06.2016

В Кремле нашли инвестора на Эргинское месторождение.

"Газета РБК"

Особое условие

Аукцион по продаже правительством лицензии на разработку Эргинского месторождения нефти запланирован на второй-третий квартал этого года. 25 мая премьер Дмитрий Медведев утвердил правила проведения торгов. Стартовый платеж будет равен 5,35 млрд руб. Победителя аукциона обяжут начать разработку месторождения не позднее двух лет с момента получения лицензии и переработать всю добытую нефть на российских НПЗ.

Но, как выяснил РБК, правительство по требованию Кремля, скорее всего, выдвинет победителю конкурса еще одно существенное условие.

В распоряжении РБК оказалась копия письма главы Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева президенту Владимиру Путину о разработке Эргинского месторождения. Дмитриев просит президента обязать победителя аукциона привлечь в проект миноритарного партнера, имеющего необходимый опыт и юридически обязывающее соглашение на сумму не менее $4 млрд о финансировании долгосрочных проектов в России.

В этом же письме Дмитриев поясняет Путину, о каком миноритарном партнере идет речь. Это суверенный арабский фонд Mubadala, с которым РФПИ создал в 2013 году консорциум. По словам Дмитриева, Mubadala готов вложить в проекты в России $7 млрд (подробнее см. справку). Один из них — разработка Назымского месторождения, где доля Mubadala не превышает 25%, сообщает Дмитриев Путину. По данным источника РБК в Минприроды, консорциум приобрел Назымское месторождение с запасами 4,5 млн т нефти по C1 и 53 млн т по C2 в начале текущего года.

"После изучения всех возможных опций дальнейшего развития консорциума наиболее приоритетным является совместное развитие Эргинского участка недр", — признается Дмитриев в письме. Он сообщает Путину, что арабы могут предоставить не только финансирование, но и профессиональные компетенции для работы на этом месторождении, содержащем трудноизвлекаемые запасы нефти.

Президент 23 мая поставил резолюцию "Согласен" и поручил Министерству природных ресурсов проработать проект.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков и представитель Минприроды от комментариев отказались. Запрос в фонд Mubadala также остался без ответа. Представитель РФПИ от комментариев отказался.

Как не ослушаться президента

Министр природных ресурсов Сергей Донской в марте говорил, что интерес к Эргинскому месторождению проявляют "Роснефть", "Газпром нефть", НОВАТЭК, ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз" и Независимая нефтегазовая компания.

По словам другого чиновника Минприроды, предложение РФПИ может снизить интерес к месторождению и, как следствие, доходы государства от продажи лицензии на разработку недр. Собеседник РБК говорит, что министерство готовит ответ Путину, где этот риск будет указан, а окончательное решение будет за президентом. Сотрудник Роснедр добавляет, что на внесение дополнительного условия в документацию аукциона потребуется время, из-за чего торги могут быть перенесены.

Представитель вице-премьера Александра Хлопонина сказала РБК, что поручение президента прорабатывается и о конкретных сроках проведения аукциона говорить пока преждевременно. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова не смогла оперативно предоставить комментарий.

Представители компаний-претендентов отказались комментировать РБК планы участия в аукционе и возможное партнерство с арабским фондом. У "Роснефти" с 2014 года есть соглашение о стратегическом сотрудничестве с Mubadala. Оно предусматривает возможное участие Mubadala Petroleum в освоении месторождений "Роснефти" в Восточной Сибири и участие "Роснефти" в международных проектах Mubadala Petroleum. В марте 2016 года пресс-служба Кремля перед встречей Путина с наследным принцем Абу‑Даби Мухаммедом Аль Нахайяном сообщала, что "Газпром" и "Роснефть" заинтересованы в перспективах сотрудничества с компаниями из ОАЭ.

Человек, близкий к РФПИ, говорит, что российский фонд открыт для сотрудничества с российскими нефтяными компаниями.

Старший аналитик UBS Максим Мошков считает, что привлечение арабского миноритария в проект Эргинского месторождения не отпугнет участников аукциона, ведь доля 25-49% в проекте дает инвестору право на получение дивидендов, но не управления активом. По его словам, между участниками проекта возможно дополнительное соглашение, предусматривающее раздел нефти с месторождения или ее продажу, а также условия выкупа одной из сторон доли другой в проекте. В текущих экономических условиях и с учетом санкций против России внешнее финансирование не помешает ни "Роснефти", ни "Газпром нефти", которых называют фаворитами аукциона, отмечает эксперт. По его мнению, цена за актив по итогам торгов может превысить стартовую в пять раз.

Руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что своим решением президент хотел доказать, что у России есть экономические партнеры, несмотря на санкции, и Россия открыта для инвестиций. Однако партнерство с ОАЭ может вызвать недовольство китайских компаний, которые являются стратегическими партнерами "Роснефти" и "Газпрома" в крупных проектах и тоже могли бы заинтересоваться разработкой Эргинского месторождения, отмечает эксперт.

Что получат арабы

Эргинское нефтяное месторождение в Западной Сибири является одним из самых крупных разведанных месторождений в РФ и является частью Приобского месторождения, разные участки которого уже разрабатывают "Роснефть" и "Газпром нефть". Его запасы по категориям С12 составляют 103 млн т. Для сравнения, запасы месторождений им. Требса и им. Титова, которые разрабатывают "Башнефть" и ЛУКОЙЛ, оцениваются в 140 млн т нефти, запасы Ванкорского месторождения "Роснефти", крупнейшего в Восточной Сибири, — 500 млн т нефти и конденсата и 182 млрд куб. м газа. Площадь выставляемого на торги участка — 762,8 кв. км.

Людмила Подобедова

 

 

Ведомство взялось проанализировать сотрудничество с иностранцами для выработки дальнейшей внешней политики.

"Известия"

Энергетическое ведомство страны взялось за создание внешней энергетической политики. Эксперты отмечают, что у России есть все шансы завоевать репутацию респектабельного "голоса" на мировом энергорынке, если Минэнерго будет придерживаться открытости и отвечать за свои прогнозы.

Минэнерго разместило на сайте закупок тендер на "оказание услуг по подготовке на основе мониторинга решений межправительственных комиссий и реализации важнейших мировых энергетических проектов в 2016 году, а также анализа текущего состояния и перспектив развития сотрудничества России с зарубежными странами и прогнозов развития мировой энергетики аналитических материалов для обоснования предложений по проведению российской внешней энергетической политики".

Тендер был объявлен 31 мая. Заявки будут приниматься ежедневно до 28 июня 2016 года. Дата рассмотрения заявок — 1 июля. Начальная (максимальная) цена контракта 17 млн рублей.

Заместитель министра энергетики Анатолий Яновский подтвердил "Известиям", что на основе подготовленного анализа будет разработана стратегия внешней энергетической политик страны.

— Да, это действительно так, — сказал собеседник.

Согласно техническому заданию, работа должна учитывать произошедшие изменения международной обстановки, "связанные с введением санкций, а также в условиях снижения цен на нефть". В частности, анализ влияния низких цен на нефть и, как следствие, на газ, на энергетику важнейших регионов и субрегионов мира, а также на топливно-энергетический комплекс следующих стран: Болгария, Испания, Сербия, Турция (Европа); Канада, США (Северная Америка); Бразилия, Венесуэла (Южная и Центральная Америка); Китай, Республика Корея, Япония (АТР); Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Украина (постсоветские страны); Иран, Катар, Саудовская Аравия (Ближний Восток); Алжир, Ангола, Ливия, Нигерия (Африка); а также на развитие регионального и субрегионального сотрудничества.

Как отмечается, в итоговом варианте документа должен быть представлен анализ "перспектив сотрудничества Российской Федерации со странами и регионами мира в двустороннем и в многостороннем формате с учетом действия санкций против ТЭК России, в частности, "перспектив дальнейшего развития взаимоотношений со странами Европейского союза, США и Японией". Победитель тендера должен будет подготовить свои предложения по проведению внешней российской энергетической политики с учетом динамики и перспектив развития мировой энергетики и экономики, а также разработать рекомендации "по направлениям сотрудничества со странами мира в энергетической сфере на двусторонней основе".

—  Конечно, с голосом России мировое энергетическое сообщество не может не считаться. Особенно весомо звучит голос России в Европе, на рынке которой "Газпром" остается главным поставщиком голубого топлива. Кроме этого, Россия — крупнейший мировой экспортер нефти. Несомненен опыт РФ в сфере атомной энергетики. Однако, к сожалению, российская внешняя энергетическая политика "грешит" зависимостью от внешней политики государства вообще, — считает Дмитрий Эдерман, генеральный директор аналитического  сообщества ThetaTrading.

По его словам, эта зависимость возникла не сегодня и в принципе никогда особо не скрывалась: зачастую скидки на газ для той или иной страны обосновывались и обосновываются ссылкой не на экономические расчеты, а на "братские связи" и необходимость поддержать "близкий нам народ".

Приходится констатировать, считает Эдерман, что эта геополитическая составляющая как раз таки и подрывает позиции России на различных переговорах. В результате покупатели стремятся диверсифицировать свой импорт энергоносителей и зачастую действуют по принципу "лучше купить дорого, но главное — не у России". Эти опасения ярко проявляются, например, в дискуссии по поводу "Северного потока-2".

Отсюда очевидно, что для укрепления позиции российского ТЭК на внешних рынках нужно снижение геополитической напряженности. Экспорт энергоносителей должен стать для России просто бизнесом, в котором доминирует прагматичный поход и отсутствует геополитическая подоплека.

Кроме того, как отмечает главный стратег "Брокеркредитсервиса" Максим Шеин, сегодня России просто необходимо доказать свою компетентность в качественной экспертизе энерговопросов и прогнозов.

— Сейчас хороший момент для того, чтобы повысить свой вес на мировом рынке. Многие страны дают очень неоднозначные данные. К примеру, у Кувейта уже несколько лет доказанные запасы остаются на одном уровне. Почему? США дает статистку по запасам нефти и нефтепродуктов, не поясняя, что там учитывается и конденсат. Если Россия выступит экспертным "правдорубом", давая четки пояснения по всем данным, это сыграет положительную роль, — считает собеседник.

Эксперт  отмечает, что необходимо не только изменить подачу информации, но и не давать обещаний, которые не выполнимы.

— Сейчас рынку не нужны прогнозы на 20 лет, которые делаются МЭА, ОПЕК и пр. Мы это уже проходили. Они не сбываются. Россия должна говорить о том, в чем точно уверена. Давать краткосрочные прогнозы, которые сбываются, тогда уровень экспертного мнения России как игрока на мировых рынках повысится. И безусловно, внутренняя и внешняя стратегии должны быть взаимосвязаны, — отметил Шеин.

В Минэнерго "Известиям" заявили, что ведомство организует работу над Russian outlook oil and gas. При этом круг аналитиков и экспертов, которые будут привлекаться к работе над изданием, достаточно широк.

— Первый выпуск планируется до конца года, в дальнейшем будут выходить годовые и квартальные обзоры, — уточнили в Минэнерго.

Ирина Кезик

 

 

Капитализация ФСК рухнула на 10% на Московской бирже. Возможно, ВТБ начал продавать акции сетевой компании, доставшиеся ему от Rusenergo Fund.

"Ведомости"

В понедельник ФСК на Московской бирже подешевела на 8,5% до 162 млрд руб. В течение дня падение доходило до 10%. Объем торгов за день достиг 1,65 млрд руб. — это рекорд с мая 2014 г.

С начала года ФСК выросла в цене на 170%. Была серия хороших новостей, последняя — неделю назад о выплате 16,9 млрд руб. дивидендов за 2015 г. (реестр закрывается 11 июля), говорит собеседник "Ведомостей", близкий к ФСК. Все решили, что дальше суперроста не будет, и скинули акции с прибылью, считает он. По его словам, в течение понедельника было восемь крупных сделок с большими пакетами. Представитель ФСК от комментариев отказался. С таким ростом стоимости акций с начала года неудивительно, что кто-то из крупных держателей решил зафиксировать прибыль, говорит аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр. В условиях ограниченной ликвидности такая фиксация может создать волатильность, отмечает он.

Продает акции ФСК и ВТБ из пакета акций энергокомпаний, доставшегося банку по кредиту кипрского Rusenergo Fund, рассказывает знакомый топ-менеджера ВТБ. Но сколько именно мог продать банк, он не знает. Созданный в 2008 г. Rusenergo Fund (первоначальное название — Otkritie UES Capital Partners Fund) скупал акции РАО "ЕЭС России" у миноритариев, недовольных реформой электроэнергетики. Rusenergo Fund на кредит ВТБ выкупил 5% акций РАО "ЕЭС России" и конвертировал их в акции 23 энергокомпаний. Банк собирался продавать акции ФСК, говорит собеседник, близкий к группе ВТБ, но произошло ли это в понедельник, он не знает. Ранее на аукцион по продаже залога Rusenergo Fund ВТБ выставлял в том числе 1,7% акций ФСК (такой пакет в понедельник стоил 2,8 млрд руб.). Представитель ВТБ от комментариев отказался.

Один из брокеров знает, что из ФСК вышел крупный инвестиционный фонд из Великобритании. Название фонда он не называет, лишь отмечает, что компания имеет агрессивную политику инвестирования и вкладывается в бумаги с наибольшим потенциалом роста.

Есть ли потенциал для дальнейшего роста акций ФСК в цене — не ясно. Главный вопрос, готова ли компания продолжать выплачивать высокие дивиденды, говорит аналитик Raiffeisenbank Федор Корначев: если выплаты будут по-прежнему существенными, может потребоваться увеличение долга (на конец 2015 г. долговая нагрузка компании была 2 EBITDA, или 222,9 млрд руб.).

Виталий Петлевой, Иван Песчинский

 

 

Еврокомиссия находится в шаге от получения права анализировать договоры на поставку газа до их подписания. Глобально для "Газпрома" это ситуацию не изменит, уверены эксперты.

"Ведомости"

Еврокомиссия может получить доступ к договорам на поставку газа и межправительственным соглашениям по энергетике до их подписания. Такое предложение одобрил Совет Европейского союза (ЕС) 6 июня, говорится в пресс-релизе совета. Если Европарламент осенью одобрит это решение, страны ЕС должны будут сообщать Еврокомиссии о планах начать переговоры в сфере энергетики и — регулярно — об их процессе. Еврокомиссия будет оценивать будущие соглашения о поставках газа.

Решение — один из структурных элементов энергостратегии, оно нацелено на "усиление прозрачности и стабильности" в отношениях с третьими странами и усиление их позиций в энергетических переговорах, сообщает пресс-служба совета.

Тема давно поднимается в рамках создания энергосоюза, говорит федеральный чиновник, формально решение с российской стороной не обсуждалось. "Пока юристы не могут определить, какие договоры могут предоставляться — только новые или действующие — и какие гарантии неразглашения информации будут даны", — рассуждает собеседник "Ведомостей". Энергосоюз должен обеспечить прозрачность формирования условий газовых контрактов, прежде всего по цене, скидкам и объемам, говорит управляющий партнер юридической компании Art de Lex Дмитрий Магоня. "ЕС хочет координировать эту работу на наднациональном уровне, чтобы исключить теневые соглашения", — отмечает эксперт. Европейцам кажется, что таковые имеют место в случае с Венгрией и Грецией, добавляет Магоня.

Еврокомиссия продолжает войну с "Газпромом", считает портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. По мнению заместителя гендиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексея Гривача, газовые соглашения намеренно политизированы Брюсселем. Межправительственные соглашения по другим видам энергии исключены из процедуры обязательной оценки со стороны Еврокомиссии до их подписания, указывает он.

Если примут новые правила, национальные правительства стран ЕС окончательно потеряют суверенитет в газовой сфере. После того как Европа заставила Болгарию отказаться от обязательств по подписанному межправсоглашению с Россией по "Южному потоку", стало понятно, что этот инструмент госгарантий по новым большим и долгосрочным инвестициям все равно не работает, замечает Гривач. Поэтому для России и других поставщиков принципиально ничего не меняется. Коммерческие контракты на поставку газа из регулирования были исключены. Для маленьких стран ЕС вопрос реализации больших проектов с третьими странами будет окончательно закрыт, заключает Гривач.

Вряд ли решение кардинально скажется на положении "Газпрома" — пока у него действуют долгосрочные договоры, подчеркивает Вахрамеев. Если Еврокомиссия будет проверять, насколько цены в них конкурентоспособны, то Европу может ждать разочарование. В странах с наличием альтернативных поставщиков (например, в Италии и Германии) цены "Газпрома" могут быть даже ниже, указывает Вахрамеев. В страны Восточной Европы, где "Газпром" занимает доминирующее положение, даже если цена будет завышена, все равно больше никто не сможет поставлять газ, продолжает эксперт. У решения есть положительная сторона, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: Еврокомиссия увидит все разнообразие контрактов и откажется от желания "причесать все под одну гребенку" и взять под свой контроль. По словам федерального чиновника, "Газпром" уже раскрыл все, что мог, в рамках антимонопольного расследования, ему не привыкать.

Если Европарламент закрепит решение министров энергетики стран ЕС своим актом, Еврокомиссия сможет вмешиваться в процесс формирования газовых контрактов, полагает Магоня. "Преимущественно с "Газпромом", поскольку на первый взгляд только он покрывает 40% локальных нужд — условие, при котором Еврокомиссия получает право реагировать. Например, требовать переориентации покупателей на альтернативных поставщиков", — считает юрист. Но "Газпром" сможет обжаловать действия Европарламента и Еврокомиссии в Европейском суде юстиции или заключать контракты как есть — с угрозой их блокирования со стороны Еврокомиссии или последующего обжалования покупателями в компетентных судах.

Представитель Минэнерго не ответил на запрос "Ведомостей", "Газпрома" — отказался от комментариев.

Алена Махнева, Алина Фадеева

<< Июнь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ