conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

07.07.2016

Минфин готов мириться с недобором бюджетных доходов ради налоговой реформы в нефтяной сфере, но предупреждает, что за это потребует повышения НДПИ.

"Ведомости"

Минфин подготовил новые параметры налоговой реформы для нефтяной отрасли (переход с фиксированного НДПИ на налог на добавленный доход, НДД), сказали два федеральных чиновника, знакомых с материалами Минфина. Презентация есть у "Ведомостей".

Реформа будет распространяться как на новые (первая группа), так и на некоторые старые месторождения (вторая группа — для нее будет подготовлен список пилотных проектов). Суммарная добыча на старых месторождениях не должна превышать 10 млн т, для новых ограничения нет.

С нефтяников будет взиматься 50% с доходов от продажи нефти (это и есть НДД) за вычетом расходов на добычу и транспортировку, но не более 9520 руб. за 1 т. НДПИ вместе с экспортной пошлиной вычисляются по формуле, представленной на схеме на стр. 05; при $50/барр. НДПИ на старом месторождении составит $17,5, или 35% цены. Для новых месторождений предусмотрены каникулы: первые пять лет промышленной разработки НДПИ составит $7 при $50/барр. (14% цены), затем будет увеличиваться, и с восьмого года разработки будет применяться обычная ставка.

Сейчас при $50/барр. НДПИ и экспортная пошлина составляют 57% от цены, для проектов с льготами по НДПИ — 50%, для новых проектов с льготами по пошлинам — 13,2%, говорит участник обсуждений. Для новых месторождений с льготами текущая налоговая нагрузка незначительно повышается, а для зрелых — значительно (на 16 процентных пунктов при $50/барр.) снижается, указывает собеседник "Ведомостей".

В итоге выпадающие доходы бюджета, признает финансовый чиновник, составят 34-40 млрд руб. в год, если реформа коснется пилотных проектов с добычей до 10 млн т.

Если список пилотов расширится и суммарная их добыча будет достигать 15 млн т, то потери возрастут до 50 млрд руб. Для компенсации этих потерь добыча должна вырасти на 20-30%, говорится в презентации. Сколько всего будет пилотных проектов, зависит от возможностей нефтяных лоббистов, говорит один из чиновников.

Представитель Минфина объясняет причину щедрости: "Минфин действительно подготовил такие предложения. Но с учетом наличия структурного дефицита федерального бюджета и принимаемых мер бюджетной консолидации налоговый эксперимент для старых месторождений возможен только при условии компенсации выпадающих доходов — через повышение ставки НДПИ для месторождений, в отношении которых НДД не планируется". На сколько именно должен быть повышен НДПИ, он не сказал.

Министр финансов Антон Силуанов предложил повысить НДПИ в январе, с тех пор Минфин не возвращался к этой теме. Компании перевели было дух. Но повышение НДПИ может быть оформлено, например, через ускорение налогового маневра, который сейчас, по словам трех федеральных чиновников, обсуждается в Минфине: обнуление пошлин и сильное повышение НДПИ — это приведет к росту доходов бюджета, налоговая база НДПИ больше, чем пошлин.

Обычные многоходовки Минфина: одной рукой понижает налоги, другой повышает, смеется один из участников обсуждений в Минфине. Налоговая нагрузка на нефтяников сейчас неоправданно велика, в том числе из-за частичного замораживания маневра (НДПИ повысился, а пошлины не снизились), жалуется сотрудник нефтяной компании.

Но ситуация в бюджете сложная, Минфин даже предложил зафиксировать расходы в номинальном выражении на уровне 2016 г. "40 млрд руб. — это довольно крупные потери, окончательно вопрос будет решаться осенью", — говорит высокопоставленный чиновник.

У НДД сложная судьба: Минфин и Минэнерго жестко воевали из-за этого налога. Изначально, зимой, Минфин подготовил законопроект, в котором параметры были гораздо жестче, в таком виде закон сильно повышал нагрузку на месторождения, где действуют льготы по НДПИ и пошлинам. Минэнерго поставило ультиматум: никаких новых месторождений, реформа должна быть только для старых. Минфин предлагал Минэнерго разработать собственные, более мягкие параметры, но Минэнерго отказывалось на протяжении нескольких месяцев, и Минфин решил смягчить реформу по-своему.

Минфин и правда во многом уступил, изменил архитектуру самого налога, говорит сотрудник нефтяной компании. Во-первых, снизилась ставка, изначально было 70%; было выше и ограничение по затратам.

Минфин также предлагал фиксированную ставку НДПИ, напоминает участник обсуждения, а сейчас министерство согласилось с возражениями Минэнерго — ставка должна быть привязана к колебанию цены на нефть.

Но возможное повышение НДПИ все это просто девальвирует — игра с нулевой суммой, подчеркивает сотрудник нефтяной компании.

"Новые параметры министерства получили", — говорит представитель Минэнерго. Сейчас они обрабатываются, совещаний с компаниями еще не проводилось, отмечает чиновник Минэнерго.

Опрошенные "Ведомостями" нефтяные компании не стали комментировать налоговую реформу.

40-50 млрд руб. в масштабах всей отрасли — небольшой выигрыш, говорит портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев: "Логика реформы, видимо, такая — чтобы нефтяники не сильно выиграли". Но все равно для отрасли НДД будет позитивен: изменяется сам принцип налогообложения, это повысит коэффициент извлечения нефти на старых месторождениях, считает Вахрамеев. Сейчас он в России очень низок (около 30%), возможный значительный его рост даст сильное увеличение добычи, надеется он.

Маргарита Папченкова

 

 

Уменьшение производства вызвано теплой погодой и медленным восстановлением промсектора.

"Известия"

Общее производство голубого топлива в России за первое полугодие этого года, как и за последние пять лет, снизилось. Эксперты связывают это с теплой погодой и общеевропейской тенденцией роста энергоэффективности и медленного посткризисного восстановления промсектора. Из-за этого потребление газа сократилось до 20-летних минимумов.

Согласно уточненным данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), за первое полугодие добыча газа в России снизилась на 1,3%, до 307,565 млрд кубометров. При этом производство других энергоресурсов растет. Нефти — на 2,1%, до 269,9 млн т, угля — на 6%, до 186 млн т, генерация электроэнергии выросла на 0,7%, до 537,8 млн кВт•ч. Напомним, что правительство России заложило в федеральный бюджет на 2016 год показатели добычи нефти на уровне 533 млн т и добычи газа — 635 млрд кубометров.

Падение добычи газа наблюдается последние пять лет. Так, в прошлом году падение составило 6,2%, до 311,4 млрд кубометров, в 2014-м — 1,1%, до 332 млрд кубометров, в 2013 году — 0,8%, до 335,6 млрд кубометров, в 2012-м — 2,8%, до 338,6 млрд кубометров. В 2011 году это показатель демонстрировал рост на 4,5%, до 347 млрд кубометров.

Стоит отметить, что с недавнего времени "Газпром" перестал раскрывать данные по добыче. Свое производство раскрывают независимые производители газа. Их суммарная добыча составила 85,647 млрд кубометров. Среди них лидируют две компании — "Роснефть" и НОВАТЭК с добычей 22,9 млрд кубометров и 25,5 млрд кубометров (не консолидированные показатели) соответственно.

Данные "Газпрома" находятся в строке "прочие производители". На их долю приходится 221,9 млрд кубометров добычи.
— Из-за влияния газовой монополии совокупная добыча за этот период понизилась на 1,3%, до 307,5 кубометров. Причина — снижение спроса как в России, так и за рубежом. Российская промышленность все еще не вышла уверенно из рецессии, довольно теплой оказалась погода в этом году. В итоге электростанции и котельные подали меньшие заявки на газ, и его потребление за пять месяцев снизилось на 0,9%, — рассказал вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер.

С таким мнением соглашается и эксперт-аналитика MFX Broker Александр Гриченков. Он связывает падение добычи с падением спроса внутри России.

— Причина в падении спроса на внутреннем рынке, которое с января, по данным Минэнерго, снижалось на 0,9% год к году на фоне снижения закупок газа со стороны электростанций и котельных, — пояснил он.

— В этом году прогноз добычи "Газпромом" в 452 млрд кубометров, вероятно, придется корректировать вниз, — добавил Станислав Вернер.

О корректировке плана добычи в июне говорил и член правления "Газпрома" Всеволод Черепанов.

— Корректировка будет. У нас корректировка помесячно, поквартально. Публично сохраняется прогноз в 452,4 млрд кубометров. Будет меньше. Но не сильно. В том же тренде, что и в прошлом году. Мы ожидаем, что тренд последних трех лет сохранится. Будет не меньше, чем в 2015 году. Внутреннее потребление стагнирует, — отмечал он.

Вчера в "Газпроме" "Известиям" не назвали скорректированную цифру. По итогам же прошлого года добыча составила 418 млрд кубометров.

Экспорт трубопроводного газа тоже снижается. В 2015 году, по данным Минэнерго, этот показатель составил 183 млрд кубометров. Показатель этого года будет ниже.

— Можно с очень большой степенью уверенности сказать, что объем экспорта "Газпрома" в 2016 году будет как минимум в вилке между 166 млрд кубометров и 170 млрд кубометров. Все будет зависеть от того, каким будет IV квартал. Если IV квартал будет холодный, то можно ожидать, что эти цифры будут еще больше, — отмечал глава "Газпрома" на пресс-конференции по итогам проведения годового Общего собрания акционеров, прошедшего в последний день июня.

По словам эксперта-аналитика MFX Broker Александра Гриченкова, опасения по поводу возможности снижения экспорта российского газа в дальнее зарубежье в 2016 году существуют.

— Их даже выразило Минэкономразвития в своем прогнозе, в котором говорится о сокращении данного показателя на 0,8% год к году, — отметил он.

Кроме того, по словам Станислава Вернера, в Европе происходят более драматические изменения.

— По данным Eurogas, из-за роста энергоэффективности и вялого посткризисного восстановления промсектора потребление газа сократилось до 20-летних минимумов. Даже на фоне снижения собственной добычи в Великобритании и Нидерландах, потребности в трубопроводном газе из России, несмотря на его дешевизну по сравнению с СПГ, не увеличились. Ситуация может измениться в будущем с дальнейшим спадом добычи в Норвегии и вводом в эксплуатацию "Северного потока-2", — рассказал он.

Ирина Кезик

 

 

Госкомпании обяжут постоянно отчислять в казну часть чистой прибыли.

"Российская газета"

С 2017 года действующая сейчас для госкомпаний норма о направлении на дивиденды не менее 50 процентов чистой прибыли может стать постоянной. По оценке экспертов, такое решение может приносить российской казне каждый год до 500 миллиардов рублей.

Проект постановления правительства на эту тему уже подготовлен Минфином. "Он направлен на мобилизацию доходов бюджета", — подтвердил "Российской газете" заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев.

Постановление правительства, по которому госкомпании должны направить на дивиденды в этом году не меньше 50 процентов чистой прибыли за 2015 год, было подписано премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым в апреле. До этого норма составляла не менее 25 процентов. Ранее замминистра финансов РФ Юрий Зубарев оценивал доход бюджета от повышения планки отчислений в 250-280 миллиардов рублей.

Итоговый размер прибыли госкомпаний за предыдущий год, не менее половины которого должно уходить на дивиденды (включая выплаты государству как владельцу части акций), может высчитываться по двум системам финансовой отчетности. От этого напрямую зависит конечный объем отчислений в бюджет.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) подразумевают консолидированную отчетность, включающую основную и дочерние компании. При этом российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) — только отчетность главного юридического лица.

По задумке минфина, дивиденды также могут отчисляться из нераспределенной прибыли, если по РСБУ она составляет меньше половины от МСФО.

"Оценочный объем дивидендов госкомпаний, который можно было бы изымать ежегодно, начиная с 2016 года и далее, может составлять до 500 миллиардов рублей", — полагает партнер КПМГ в России и СНГ Антон Усов. При этом наибольшего размера отчислений можно добиться от компаний с государственным участием в нефтегазовом секторе.

Следовательно, итоговая цифра бюджетных выгод от продления нормы отчисления дивидендов в последующие годы будет сильно зависеть от ситуации с ценами на нефть. По мнению Антона Усова, 500 миллиардов рублей казна сможет набирать при условии сохранения текущей стоимости барреля, то есть около 50 долларов.

"Дивидендные доходы никогда не превышали двух процентов суммарных доходов федерального бюджета. В связи с падением нефтегазовых доходов и потенциальным ростом дивидендной базы их вклад мог бы вырасти до 2,5 процента доходов, что эквивалентно 0,3-0,4 процента ВВП", — рассказывает старший аналитик группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Дмитрий Куликов. Если учесть, что в 2014 году дивиденды составили 0,28 процента ВВП, чистый эффект от сохранения нормы может составить до 0,1 процента ВВП или 2,5-3,5 процента ожидаемого дефицита бюджета 2016 года, рассчитывает собеседник "Российской газеты".

В законе о бюджете на 2016 год предусмотрен его дефицит в размере 2,36 триллиона рублей (3 процента ВВП). Таким образом, после продления нормы речь может идти о примерно 80 миллиардах рублей дополнительных средств для госказны (в сумме — плюс 330 миллиардов уплаченных дивидендов по сравнению с 2014 годом).

Пока бюджет не вписывается в рамки планируемого дефицита. В конце июня министр финансов Антон Силуанов заявлял, что по итогам первого полугодия превышение расходов над доходами составило 4,3 процента ВВП. "Мобилизация дополнительных доходных источников до конца года уже маловероятна, поэтому, чтобы вписаться в цифры, пришлось бы все-таки оперативно работать с расходами второго полугодия. Перенос части запланированных расходов (необходимо было бы 500-600 миллиардов рублей) на начало следующего года теоретически возможен, но де-факто не изменит ситуацию с дефицитностью", — считает Дмитрий Куликов.

По его прогнозу, дефицит бюджета в 2016 году при текущих ценах на нефть составит около четырех процентов ВВП.

Роман Маркелов

 

 

Содержание серы в эталонном сорте нефти не должно превышать 1,6%, но для этого потребуется выделение тяжелой нефти в отдельный поток.

"Ведомости"

В России планируется запустить экспортный фьючерс на нефть, сейчас идет подготовка. Планировалось, что может быть два потока нефти: Urals (на базисе балтийских портов) и ESPO (экспортируется по ВСТО). При этом сначала будет создана долларовая котировка, затем возможно создание котировки в рублях, евро и юанях. Объем контракта — 1000 баррелей, а поставочная партия — 720 000 баррелей. Торги могут начаться в ноябре-декабре этого года.

29 июня в ФАС прошло заседание подкомитета (входят представители госорганов и нефтяных компаний) по этому вопросу. Одно из предложений — зафиксировать максимальное содержание доли серы в нефти, которая должна стать бенчмарком, следует из протокола совещания (копия документа есть у "Ведомостей"). В нем указано, что, по мнению большинства участников подкомитета, кроме "Татнефти", "целесообразно принять за основу и установить содержание массовой доли серы на уровне не более 1,6%". Минэнерго рекомендовано рассмотреть возможность внести изменения в соответствующий приказ, следует из документа.

Создание российского бенчмарка — проект Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Cначала в спецификации контракта было прописано содержание серы не более 1,8%, затем было решено сократить показатель до 1,6%, пояснил "Ведомостям" первый вице-президент биржи Михаил Темниченко: "Это положительно повлияет на восприятие фьючерсного контракта участниками". Требование по сере касается поставок через порт Приморск. По данным "Транснефти", в I квартале 2016 г. фактическое содержание серы было 1,5% (см. график). В действующем приказе Минэнерго от 2010 г. указано, что по этому направлению массовая доля серы не должна превышать 1,55%. Сейчас ориентиром для российской Urals является эталонный сорт Brent (содержание серы — 0,2-1%, данные "Роснефти").

Параметры по содержанию серы для фьючерсного контракта были взяты с небольшим запасом, говорит начальник управления ФАС Дмитрий Махонин: "С таким качеством нефти мы можем продать подороже". По его мнению, параметры биржевого контракта, в том числе по сере, должны быть прописаны в нормативно-правовом акте или ином документе, который бы вызвал доверие у покупателя: "Они должны быть неизменны минимум лет 10. Это выполнимо". Чтобы нефть стала эталонным сортом, ее качество должно меняться долгое время, согласен директор Small Letters Виталий Крюков. Изменения в нормативный акт в части содержания серы не планируются, следует из слов представителя Минэнерго.

"Транснефть" заявляла, что сернистость нефти увеличивается: в 2015 г. к прошлому году — с 1,51 до 1,55% по всем экспортным направлениям. Она предлагает выделить высокосернистую нефть в отдельный поток. Вице-президент компании Игорь Кацал говорил, что "Транснефть" готова сформировать поток нефти с содержанием серы в 2,3% до 30 млн т с поставкой через Усть-Лугу.

Минэнерго сейчас не видит в этом необходимости, будет дальше мониторить качество нефти и предлагает вернуться к этой идее в 2017 г. Качественные характеристики нефти останутся в утвержденных пределах до 2018 г., считает министерство.

Для сохранения серы не более 1,6% для эталонного сорта нужно выделять высокосернистую нефть в отдельный поток, говорит представитель "Транснефти". Этот вопрос надо решать, согласен Махонин. Например, путем выделения в отдельный поток такой нефти с возможным снижением ставок тарифов на транспортировку для компаний, которые от этого пострадают: "Такой вариант обсуждается". У "Татнефти" нефть с высоким содержанием серы, поэтому компания выступает против отдельного потока, напоминает Крюков. Другой возможный вариант — строительство в порту НПЗ для переработки высокосернистой нефти, добавляет Махонин.

Представители "Лукойла", "Башнефти" от комментариев отказались, "Роснефти" и "Татнефти" не ответили на запрос "Ведомостей".

Галина Старинская

<< Июль, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ