Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

07.10.2015

Дмитрий Медведев нашел компромиссное решение для нефтяников и Минэнерго: переход на "Евро-5" все-таки отложат, но только на полгода, а не на год, как предлагало министерство.

"Ведомости"

Оборот топлива стандарта "Евро-4" продлевается на полгода, до 1 июля 2016 г. Такое решение во вторник принял премьер-министр России Дмитрий Медведев по итогам специального совещания в Нижнем Новгороде. Таким образом было найдено компромиссное решение. Минэнерго предлагало продлить действие класса "Евро-4" на год, опасаясь, что "Роснефть" не успеет модернизировать свои НПЗ и не сможет выпускать достаточное количество "Евро-5", из-за чего на рынке возникнет дефицит. При этом сама компания на днях пообещала завершить модернизацию в срок — до конца 2015 г.

"Роснефть" никогда не просила продлить сроки действия "Евро-4", подчеркивал представитель компании.

Недавно нефтяные компании уточнили свои прогнозы, сказал на совещании министр энергетики Александр Новак. Если раньше Минэнерго прогнозировало, что переход на "Евро-5" с начала 2016 г. приведет к дефициту бензина в 1,8-3,5 млн т в год, то теперь недостаток может составить 1 млн т, и то в случае максимального потребления (36,4 млн т), объяснил министр. Если потребление будет минимальным (34,4 млн т), на рынке и вовсе образуется 1 млн т профицита, отметил он. В целом компании готовы обеспечить потребности внутреннего рынка при потреблении в 35,5 млн т, но резервных объемов не остается, сказал Новак.

Минэнерго предлагает обязать нефтяные компании 90% выпускаемого в 2016 г. бензина продавать на внутреннем рынке, добавил он. По словам министра, в течение шести месяцев Минэнерго будет мониторить ситуацию на рынке топлива и по итогам примет новое решение. Размер акцизов на "Евро-5" и "Евро-4" пока обсуждается, Минэнерго предлагает сделать дифференциал между ставками в 3500 руб.

Нефтяные компании должны были полностью перейти на выпуск топлива стандарта "Евро-5" с 2016 г. Это предусматривали четырехсторонние соглашения, подписанные Росстандартом, Ростехнадзором, ФАС и компаниями в 2011 г. Планировалось модернизировать 34 действующие установки и построить 99 новых. Нефтяники не укладываются в сроки в силу "существующих трудностей", среди которых "финансовые и производственные причины", рассказал Медведев. Но в целом модернизация (переход НПЗ на выпуск большего объема светлых нефтепродуктов), по его словам, может завершиться в 2020 г. В энергостратегии до 2035 г. говорится, что к 2020 г. глубина переработки нефти вырастет с 72 до 90%, выход светлых нефтепродуктов — с 58 до 73-74%.

Решение отложить переход на "Евро-5" на полгода взвешенное, считает директор по развитию бизнеса агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов. Риски для рынка бензина в случае запрета "Евро-4" очевидны: потребление в 2016 г. может составить чуть менее 36 млн т, объясняет он. Похоже, регуляторы дали компаниям возможность завершить проекты модернизации НПЗ, которые находятся в финальной стадии, полагает Турукалов. А в случае необходимости оборот бензина класса "Евро-4" может быть продлен еще раз, считает он. Финансовых причин, по которым компании могли затянуть сроки модернизации, по сути, две, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Модернизация финансируется из привлеченных средств, поэтому главная проблема — закрытые рынки зарубежного финансирования, объясняет он. Понятно, что компании в этой ситуации пытаются сдвинуть сроки модернизации или получить льготное кредитование. Вторая причина — падение цен на нефть. Конечно, долларовые цены компенсируются девальвацией рубля, но для модернизации НПЗ это не актуально: 80-100% оборудования — зарубежное и закупается в иностранной валюте, заключает Полищук.

Галина Старинская, Алина Фадеева

 

 

"Газпром" еще не подписал соглашение о газопроводе в Турции, но уже сокращает его мощности.

"РБК daily"

Глава "Газпрома" Алексей Миллер пообещал избавиться от "невыгодного транзита газа через Украину" к 2019 году. Проект необходимого для этого газопровода "Турецкий поток" остается на бумаге, поэтому монополия снова рассчитывает на удвоение "Северного потока".

Половина "Турецкого потока"

Мощность "Турецкого потока" составит до 32 млрд куб. м газа, сообщил Миллер 6 октября. Это с учетом мощностей, которые заявлены на севере (газопровод "Северный поток-2"), пояснил он.

Первоначально общая мощность "Турецкого потока" должна была составить 63 млрд куб. м газа в год. Он должен был состоять из четырех ниток по 15,75 млрд куб. м в год. Стоимость четырех ниток "Газпром" оценивал в €11,4 млрд, затраты на строительство первой нитки — €4,3 млрд. Строительство газопровода планировали начать уже в июне-июле этого года, а запустить первые поставки по нему — в декабре 2016 года.

Начать работы "Газпрому" мешает отсутствие межправительственных соглашений с Турцией, переговоры с которой продолжаются с начала года. Летом министр энергетики Александр Новак говорил, что конкретных сроков заключения соглашений нет. "Мы работаем в режиме "чем быстрее — тем лучше", — отмечал он.

2 октября Новак говорил журналистам, что межправительственное соглашение по "Турецкому потоку" подпишут не раньше декабря 2015 года — января 2016  года. Он объяснил задержку тем, что правительство Турции будет сформировано только после парламентских выборов в ноябре.

По словам министра, один из ключевых пунктов, которые предстоит утвердить в межправительственном соглашении, — число ниток газопровода, которые протянут на первом этапе строительства. Окончательное решение не принято, говорил министр. "Будет межправсоглашение на одну нитку, на две или на четыре. Исходя из целесообразности, мы считаем, что должно быть как минимум на две нитки", — сказал тогда Новак (цитата по РИА Новости).

О том, что "Газпром" откажется от планов строительства третьей и четвертой ниток газопровода, сообщалось в начале августа, но тогда зампред компании Александр Медведев это отрицал. "Мы договорились с турецкими партнерами, что сначала определимся с ниткой номер один. А потом будем смотреть другие нитки. Но если кто-то думает, что Турция отказалась от второй и третьей ниток, то это не так. И все будет зависеть от того, какой спрос будет предъявлен Европой", — пояснил он.

Источник РБК в "Газпроме" во вторник подтвердил, что новые переговоры о межправсоглашении с Турцией начнутся не раньше, чем подведут окончательные итоги выборов в Великое национальное собрание Турции (выборы пройдут 1 ноября). ​Замедления переговорного процесса из-за вступления России в военную кампанию в Сирии нет, уверяет собеседник РБК в турецкой делегации на проходящем сейчас Петербургском газовом форуме.

Поворот на север

Возможным альтернативным сценарием на случай провала переговоров о "Турецком потоке" может стать увеличение мощностей "Газпрома" на севере. О том, что концерн построит газопровод — дублер "Северного потока" мощностью 55 млрд куб. м газа в год, Миллер сообщал еще в июне на ПМЭФ-2015. Стоимость газопровода не должна превысить €9,9 млрд. "Северный поток-2" будет введен в 2019 году и повторит технические решения "Северного потока-1", — говорил Миллер на газовом форуме в Санкт-Петербурге 6 октября. "Появится газопровод-брат", — добавил он.

Сроки строительства второго "Северного потока" ни Миллер, ни Куприянов не называли. Но увеличить транзитные мощности в обход Украины "Газпрому" нужно в ближайшие четыре года: в 2019 году истекает действующий сейчас договор о транзите газа с Украиной. И Миллер, и Новак весной несколько раз заявляли, что продлевать контракт с Украиной российская сторона не собирается. К моменту истечения контракта "Газпрому" придется перенаправить не менее 60 млрд куб. м газа — столько компания экспортировала через Украину в 2014 году. По оценке VYGON Consulting, к 2020 году в соответствии с действующими контрактами "Газпрома" на этот маршрут придется еще больше — до 70 млрд куб. м, а по оценке старшего аналитика "Уралсиб Kэпитал" Алексея Кокина — около 80 млрд куб. м.
Во вторник, выступая на Петербургском газовом форуме, Миллер спрогнозировал падение добычи газа в Европе и рост потребления российского газа. "В Европе объем собственной добычи неуклонно снижается. В 2005 году добыча составляла 310 млрд куб. м, в 2010  году — 305 млрд куб. м, оценка на 2015 год — 267 млрд куб. м", — сказал он. К 2025 году, по его словам, объем добычи собственного газа в Европе будет ниже 200 млрд куб. м. "До 2020 года законтрактовано 199 млрд куб. м "Газпрома", после нужно будет заключать новые контракты", — сообщил Миллер.

По его мнению, прекращение поставок через Украину не оставит европейским компаниям выбора и им придется подключиться к "Турецкому потоку". "Газпром" всерьез настроен отказаться от использования транзитных возможностей Украины для поставок газа в Европу, говорил РБК в мае источник в "Газпроме". "Больше всего от отказа от этого решения потеряют EUstream [словацкий газовый оператор, который осуществляет транзит газа из Украины] и Словакия", — говорил он.

Европейцы уже сталкивались с похожей ситуацией во время запуска в 2011-2012 годах "Северного потока". Тогда "Газпром" смог изменить договоренности, уговорив покупателей топлива согласиться на новую точку приема газа. А в мае источник РБК, близкий к "Газпрому", утверждал, что в случае с "Северным потоком" переговоры с покупателями прошли легко и они быстро согласились с новой точкой. "Северный поток-2" должен сработать так же.

Александра Галактионова, Людмила Подобедова

 

 

Американцы обдумывают санкции против самой уязвимой отрасли экономики РФ.

"Независимая газета"

России гораздо выгоднее экспортировать сырую нефть, а не продукты нефтепереработки. Это свидетельствует о серьезном технологическом отставании отрасли. Российская нефтехимия создает не положительную, а отрицательную добавленную стоимость: вся ее готовая продукция стоит на 30% меньше, чем исходное сырье. Таковы оценки Института Гайдара. Американские специалисты уверены, что если ввести санкции против  крайне уязвимой нефтеперерабатывающей отрасли РФ, это станет по-настоящему болезненным ударом для России. Между тем премьер Дмитрий Медведев на вчерашнем совещании по нефтепереработке не высказал особых опасений.

Премьер Дмитрий Медведев ознакомился вчера с работой нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Нижегородской области и обсудил проблемы отрасли. Точнее, не столько проблемы, сколько собственные надежды на лучшее.

В частности, он заявил, что "налоговый маневр" не повлияет на развитие нефтеперерабатывающих предприятий.

Маневр, действующий с 1 января 2015 года, предполагает поступательное снижение экспортных пошлин на нефть и одновременное повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). К слову, Минфин предложил заморозить снижение пошлин на 2016 год, чтобы помочь бюджету. Окончательных решений относительно заморозки вчера объявлено не было.

Также Медведев сообщил, что за 2011-2014 годы инвестиции в модернизацию НПЗ составили 823 млрд руб., в 2015 году они составят еще 214 млрд руб.

Премьер уточнил, что хоть отрасль отстает от графика модернизации, у страны все равно есть "приличные шансы" провести модернизацию предприятий до 2020 года.

Программа по модернизации НПЗ стартовала в 2011 году, был составлен график реконструкции действующих и строительства новых установок НПЗ. Сначала нефтекомпании в основном в него укладывались, однако потом начались проблемы, которые усугубились новым падением нефтяных цен: все больше компаний стремились повременить с модернизацией нефтепереработки.

В проекте Энергетической стратегии до 2035 года, которую в конце августа этого года обнародовало Минэнерго РФ, прописаны довольно амбициозные цели. В ходе модернизации и внедрения новых отечественных технологий отрасль должна увеличить к 2035 году глубину переработки нефти с нынешних 72 до 90%. Глубина переработки 90% характерна для США, Западной Европы, Китая.

Время идет, но особых успехов нет. Это признают и в самом Минэнерго — в тексте стратегии: глубина переработки нефти увеличилась с 2008 года всего на 0,3 процентных пункта.

Один из вызовов для нефтяной отрасли РФ — это, как указывает Минэнерго, "постоянное ухудшение физико-химических характеристик добываемой нефти, что требует внедрения новых технологических решений и инвестиций и повышает себестоимость переработки нефти".

Проиллюстрировать технологическое отставание отрасли можно на простом примере — сравнив экспортную стоимость сырой нефти и произведенных из нее нефтепродуктов. Такое сравнение ранее провели специалисты Института Гайдара, взяв данные за 2013 год.

На внутреннюю нефтепереработку направляется около 270 млн т нефти в год. Если пересчитать этот объем по мировым ценам на 2013 год, то получается 214 млрд долл. Из указанного объема нефти Россия производит в год 39 млн т бензина, 72 млн т дизельного топлива, 10 млн т авиакеросина, 77 млн т мазута и прочих нефтепродуктов. Если предположить, что все это пойдет не на внутренний рынок, а на внешний по мировым ценам, тогда экспортные доходы России составили бы 149 млрд долл. Российская нефтехимия создает отрицательную добавленную стоимость: вся ее готовая продукция стоит на 30% меньше, чем исходное сырье.

Российскому правительству, похоже, стоит подготовиться к еще одному негативному фактору. Американские специалисты обсуждают введение новых санкций — против нефтеперерабатывающей промышленности, которая, по их мнению, крайне уязвима. Как они считают, это станет для России серьезным ударом.

В конце минувшей недели в Wall Street Journal была опубликована статья бывших сотрудников президентской администрации и Министерства юстиции США Полы Добрянски и Дэвида Ривкина, которые призывают конгресс США одобрить новые санкции.

"В то время как Россия является одним из ведущих мировых производителей энергии, ее мощности по переработке нефти устарели, их продукция имеет низкое качество, они не имеют резервных производственных возможностей, а инфраструктура срочно требует значительных инвестиций, — приводит Inopressa слова авторов статьи. — Большинство из пяти десятков крупных российских нефтеперерабатывающих заводов относятся к советскому периоду". Авторы указывают, что для переработки нефти российским предприятиям "необходимы постоянные поставки западного, в особенности американского, оборудования". "Текущие санкции США применяются только к новым российским проектам по добыче нефти и газа. Однако эмбарго — пусть даже одностороннее американское — на экспорт насосов для нефтеперегонных установок, компрессоров, контрольного оборудования и катализаторов приведет к повсеместным перебоям с продуктами нефтепереработки", — считают Добрянски и Ривкин.

Эксперты "НГ" признают, что обсуждаемые санкции могут стать проблемой. "Введение санкций в отношении российской нефтепереработки может оказаться губительным фактором для ее развития, поскольку из-за слаборазвитых отечественных технологий наше государство вынуждено делать упор на зарубежное оборудование при вторичной переработке сырья. Конечно, мы стараемся не сидеть сложа руки, активно внедряем наиболее продвинутые и эффективные российские технологические ноу-хау, но пока избежать сильной зависимости от импорта не удается", — говорит член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. "Более того, российские чиновники своими руками заложили мину замедленного действия, запустив реализацию "налогового маневра" в нефтяной отрасли, — продолжает Касаев. — В результате повышения НДПИ и понижения экспортной пошлины отечественные компании будут с куда большим энтузиазмом поставлять за рубеж сырую нефть, чем заниматься ее переработкой на внутреннем рынке". Как считает эксперт, "для достижения прогресса в этой сфере профильным госструктурам стоит пересмотреть принятые ранее решения с учетом уже имеющихся прорех в развитии нефтепереработки и возможных санкций Запада".

"В России действительно существует острая необходимость в закупке импортного оборудования. Это ставит стратегически важную отрасль в уязвимое положение", — говорит зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин.

Но эксперты надеются, что проблемы не будут столь катастрофичными, как того хотелось бы американской стороне. "В отличие от технологий шельфового бурения, технологии нефтепереработки не столь уникальны. Даже если их не удастся своевременно заместить, оборудование можно купить у других поставщиков, например, у Китая", — замечает аналитик компании "Премьер" Сергей Ильин.

При общем плачевном состоянии отрасли нефтехимикам все же есть чем похвастаться: отрасль постепенно переходит на выпуск сортов топлива с более высокими экологическими показателями.   

Анастасия Башкатова

<< Октябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ