media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

07.11.2019

Независимые нефтяники жалуются на предложенный Минфином налог на попутный газ.

"Газета РБК"

Независимые нефтяные компании пожаловались в правительство на инициативу Минфина ввести налог на добычу попутного нефтяного газа (ПНГ). Соответствующие обращения (есть в распоряжении РБК) на имя вице-премьера Дмитрия Козака, министра энергетики Александра Новака и главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева направило объединение независимых нефтегазовых компаний "Ассонефть" (среди его членов — Иркутская нефтяная компания, РНГ, "Печоранефтегаз" и др.)

Ввести налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для ПНГ предложил Минфин (соответствующий законопроект проходит процедуру публичного обсуждения), чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета (600 млрд руб. за десять лет) из-за льгот по НДПИ для Приобского месторождения "Роснефти" и "Газпром нефти". Льготы уже одобрил президент Владимир Путин, но чиновники еще обсуждают схему компенсации для бюджета.

Сам Минфин неоднократно называл введение налога на ПНГ вынужденной мерой, но иначе бюджет не сможет выполнить уже взятые обязательства по расходам. Согласно инициативе министерства, ставка НДПИ составит 385 руб. за 1 тыс куб. м.: то есть в год его введение обойдется отрасли примерно в 34 млрд руб. (расчеты на основе уровня добычи ПНГ в 2018 году).

Как указывается в письме, подписанном главой "Ассонефти" Еленой Корзун, инициатива Минфина "совершенно необоснованна", так как создает преференции для одних компаний в ущерб другим и нарушает закон "О защите конкуренции". Особенно сильно введение налога на ПНГ ударит по бизнесу средних и малых компаний, подчеркивается в обращении. Ранее с критикой предложения Минфина выступила крупнейшая российская нефтехимическая компания "Сибур", заявившая, что введение НДПИ на ПНГ идет "вразрез c успешной и долгосрочной политикой государства по развитию в стране глубокой переработки углеводородов и несырьевого экспорта".

В Минэнерго на момент публикации не ответили на запрос РБК. В аппарате Дмитрия Козака и в ФАС подтвердили получение письма, но от дальнейших комментариев отказались. Представитель ФАС сообщил, что служба пока формирует позицию.

Директор департамента Минфина Алексей Сазанов ранее говорил журналистам, что сейчас в России создан "очень комфортный уровень налогообложения" нефтяной отрасли, что подтверждается хорошими финансовыми показателями нефтяных компаний, доходности которых с каждым годом растут. Уменьшение же отчислений в бюджет со стороны нефтегазовой отрасли может привести к драматическим социальным последствиям, озвучивал он позицию Минфина.

Чем недовольны независимые нефтяники

В 2018 году, по данным Минэнерго, российские нефтяные компании добыли 89,5 млрд куб. м попутного нефтяного газа — побочного продукта при добыче нефти. Из общего объема, уточняет источник РБК, близкий к министерству, на независимые компании пришлось 2% добычи ПНГ.

Теоретически все нефтяные компании могут отделять попутный нефтяной газ от нефти на специальных установках, подготавливать его и продавать, указывает Корзун. Например, "Сибур" покупает около 23 млрд куб. м ПНГ в год у "Роснефти", "Газпром нефти", "РуссНефти", ЛУКОЙЛа, НОВАТЭКа и "Газпрома". Но для независимых небольших компаний это практически невозможный сценарий, говорится в обращении "Ассонефти".

Основные причины две:

— строительство многоступенчатых компрессоров для отделения и подготовки небольших объемов ПНГ не окупается;
— нефтяные участки малых компаний зачастую находятся слишком далеко от магистральных газопроводов, а строительство новых веток до магистральной трубы экономически невыгодно.

В результате единственное, что остается независимым компаниям, — закачивать газ обратно в пласт для поддержания давления и увеличения нефтеотдачи или сжигать на факеле. В первом случае компаниям придется многократно платить НДПИ за "многоразовую" добычу попутного нефтяного газа, тогда как отказаться от закачки в пласт нельзя: может упасть добыча нефти. Во втором — налог будет добавляться к штрафам, которые по закону нефтяники платят за сжигание ПНГ с 2012 года.

Хуже всего придется разработчикам малых и мельчайших месторождений (с объемом запасов 10-15 млн т), уровень окупаемости которых и без того крайне низок, пишет Корзун. Интерес к таким месторождениям постоянно падает, а дополнительная налоговая нагрузка окончательно убьет спрос на мелкие месторождения, заключает глава ассоциации.

Повлияют ли проблемы небольших компаний на отрасль

Независимые нефтяники играют небольшую роль в отрасли: в 2018 году они добыли только 11,4% нефти в России, остальное пришлось на крупные вертикально интегрированные компании (ВИНКи: "Роснефь", ЛУКОЙЛ и так далее) и участников соглашений о разделе продукции (проекты со специальным налоговым режимом с участием иностранных инвесторов).

Основной признак малых независимых компаний — отсутствие вертикальной интеграции (наличия всех трех видов бизнеса: добычи, переработки и розницы. — РБК), что делает их полностью зависимыми от рентабельности добычи, отмечает заместитель гендиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. Поэтому любые изменения НДПИ для них критичнее, чем для ВИНК, объясняет он.

В последние несколько лет власти обсуждали идею системы "пряников и льгот" для независимых нефтяников: они создают конкуренцию за ресурсы, развивают технологии, так как, как правило, разрабатывают более сложные запасы, чем крупные игроки, рассказывает федеральный чиновник. Но до сих пор отдельного системного стимулирования небольших компаний не выработано.

За исключением Минэнерго, судьба малых компаний традиционно остается вне поля зрения правительства, соглашается Белогорьев. Но в разрабатываемых документах Минэнерго (в частности, проект Энергостратегии России на период до 2035 года и Генеральной схемы нефтяной отрасли), по словам эксперта, им отводится заметная роль. В перспективе независимые должны обеспечивать не менее 15% российской добычи, создавать дополнительный спрос на инновации в нефтесервисе, а главное — взять на себя риски по разработке низкорентабельных малых и средних месторождений, из которых по сути состоит весь нераспределенный фонд недр, подчеркивает собеседник РБК.

"При обсуждении мер стимулирования добычи и переработки нефти за счет предоставления нефтяной отрасли дополнительных преференций не стоит забывать, что это приводит к сокращению доходов бюджета страны", — говорил ранее журналистам директор департамента Минфина Алексей Сазанов. По его словам, расходные обязательства бюджета, в том числе социальные, из года в год растут, "поэтому при предоставлении льгот всегда нужно думать о том, как их компенсировать".

Алина Фадеева

 

 

Александр Новак обсудил с депутатами сдерживание тарифов на электроэнергию.

"Российская газета"

Сократить размер тарифов на электроэнергию, не нанося ущерб ТЭК, невозможно, но сдержать цены можно. Как — рассказал министр энергетики РФ Александр Новак в ходе "Правительственного часа" в Госдуме.

Российские потребители почти перестали уклоняться от платы за электроэнергию, сообщил глава Минэнерго. Заработали новые законы, направленные на повышение платежной дисциплины. "В результате это позволило повысить собираемость платежей до уровня 99 процентов, — отметил министр. — Понимаем, что эта тема еще остается актуальной, особенно в некоторых регионах Северокавказского федерального округа, и будем продолжать в этом направлении работать".

Платить-то платят, но с каждым годом все больше, поставили вопрос ребром депутаты. "На протяжении всех последних лет после начала реформы рост тарифа устойчиво шел выше инфляции, особенно коснулось потребителей на низком и среднем напряжении, — отметил, в частности, глава Комитета по энергетике Павел Завальный. — В итоге — все недовольны тарифами".

Рентабельность в генерирующем комплексе вовсе не заоблачная — около 12%, рассказал Новак. В стоимость "товара" включены расходы, связанные с выплатой зарплат 1,3 млн работникам отрасли, с обеспечением работы инфраструктуры. "Так что взять и в два раза снизить стоимость этого товара не получится", — констатировал он.

"Поэтому наша задача с вами вместе создавать условия для повышения эффективности, для того чтобы снижать издержки в этом комплексе", — подчеркнул министр. Ведь эти расходы зачастую перекладываются на потребителя.

Один из главных путей решения проблемы — повышение эффективного использования резервов сетевой мощности, рассказал Новак. На сегодняшний день неиспользуемый резерв — это порядка 65 процентов от общего объема, то есть почти 100 гигаватт. Нагрузку по содержанию этой неиспользуемой мощности несут потребители, признал министр. То есть, получается, одни потребители платят за содержание резервов других.

"Минэнерго разработало проект постановления правительства, обеспечивающий стимулирование потребителя отказываться от неиспользуемой мощности, и плавный переход на новую систему тарифного регулирования услуг по передаче", — сообщил о решении министр.

Первый зампред комитета ГД по энергетике Сергей Есяков отметил, что за последние семь лет на оптовом рынке выросла часть нерыночных доплат в тарифах за электроэнергию, что является одним из существенных факторов роста цен для конечных потребителей.

Александр Новак согласился с наличием проблемы: доля нерыночных надбавок составляет 14%. Но уже действующие надбавки отменять не планируется, уточнил министр, отвечая на вопрос спикера Госдумы Вячеслава Володина. Однако есть поручение президента подготовить предложения по исключению новых надбавок. А в перспективе действующие нерыночные инструменты прекратят действовать сами собой, то есть такая практика прекратится вовсе. Это произойдет к 2035 году.

В тарифы существенно вкладывается и рост перекрестного субсидирования. "Без создания подлинной конкуренции в отрасли невозможно обеспечить и качество, и адекватную стоимость электроэнергии для роста российской экономики", — подчеркнул поднявший эту тему Павел Завальный.

Новак заверил, что Минэнерго РФ выступает за продолжение работы по развитию конкуренции в сфере генерации и сбыта электроэнергии. Говоря конкретно о перекрестном субсидировании, он рассказал о новой инициативе, которая поможет равномерно распределить нагрузку, связанную с этим механизмом, между всеми потребителями.

Вячеслав Володин предложил вдобавок обсудить и распределение поступлений по налогу на прибыль в бюджеты регионов, которые занимаются выработкой электроэнергии, а также атомной энергии.

А в профильном комитете предложили наряду со сдерживанием цен на электроэнергию в рамках инфляции ввести еще и льготы. "Давать их в зависимости от дохода семьи, льгота, как это делает Америка в Калифорнии", — уточнил Павел Завальный.

Татьяна Замахина

 

 

Счетная палата обнародовала, сколько акционер "Роснефти" и "Газпрома" заплатит дивидендов государству.

"Газета РБК"

Непубличное АО "Роснефтегаз", которое владеет пакетами акций "Роснефти" (50% плюс одна акция), "Газпрома" (10,97%) и "Интер РАО" (27,63%), намерено выплатить в бюджет промежуточные дивиденды за первое полугодие 2019 года на сумму около 51,4 млрд руб. Об этом РБК стало известно из дополнительных материалов к отчету Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за девять месяцев 2019 года.

"Проводится работа по подготовке директив [правительства] по выплате промежуточных дивидендов "Роснефтегаза" в сумме, ориентировочно, около 51,4 млрд руб.", — говорится в материалах аудиторов.

100% "Роснефтегаза", совет директоров которого возглавляет глава "Роснефти" Игорь Сечин, принадлежат Росимуществу, но в предыдущие годы в правительстве постоянно возникали споры по поводу дивидендов "Роснефтегаза", аккумулирующего выплаты госкомпаний, чьим акционером он является.

"Роснефтегаз" возвращает государству все больше

"Роснефтегаз" всегда был одним из крупнейших плательщиков дивидендов в федеральный бюджет, обеспечивая 15-20% всех дивидендных выплат госкомпаний и уступая по этому показателю только "Газпрому". Однако Минфин всякий раз хотел от компании большего.

Судя по увеличенным выплатам последних лет, "Роснефтегаз" перестал быть исключением из правил и согласился перейти на предсказуемую систему выплат в пользу государства. В 2018 году госхолдинг перечислил в бюджет 65,45 млрд руб. — максимум с 2012 года и 21% от суммарных поступлений в казну от госкомпаний, следует из прошлогодней бухгалтерской отчетности "Роснефтегаза", полученной РБК через систему Росстата, и данных федерального бюджета.

В 2019 году Минфин получит от "Роснефтегаза" как минимум 51,4 млрд руб., следует из материалов СП, то есть около 12% всех ожидаемых дивидендов госкомпаний.

Рост выплат "Роснефтегаза" укладывается в общую тенденцию, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин: государству предстоят внушительные расходы на выполнение указа президента по национальным целям развития, а источники дополнительных поступлений в бюджет после введения санкций и замедления экономического роста практически исчерпаны.

С 2018 года "Роснефтегаз" перешел на постоянную выплату промежуточных дивидендов по итогам полугодий, сообщали "Ведомости", и подтверждается материалами Счетной палаты. Компания по решению правительства выплатила промежуточные дивиденды и за первое полугодие 2018 года, пишут аудиторы, не раскрывая их размер.

"Роснефтегаз" начал платить промежуточные дивиденды после того, как на выплаты дважды в год с 2017 года перешла "Роснефть" — главный актив "Роснефтегаза". На пакеты в "Газпроме" и "Интер РАО" холдинг получает дивиденды раз в год (в мае-июне), а по "Роснефти" — еще и осенью, за первое полугодие текущего года. Таким образом, "Роснефтегаз" до 18 ноября 2019 года получит от "Роснефти" еще около 81 млрд руб., которые будут доступны для распределения акционеру — государству.

И платит половину того, что получает

Минфин за последние пару лет заставил практически все госкомпании платить дивиденды исходя из норматива не менее 50% чистой прибыли акционерных обществ по МСФО. Однако "Роснефтегаз" — особая компания: она не публикует свою отчетность, отчитывается по РСБУ и не ведет никакой операционной деятельности. "Роснефтегаз" собирает дивиденды с "Газпрома", "Роснефти", "Интер РАО" и держит деньги на банковских счетах, зарабатывая процентный доход. Поэтому Минфин предлагал к ней особый подход, считая, что холдинг должен просто "ретранслировать" в бюджет дивиденды, собранные со своих активов, независимо от чистой прибыли или убытка и их размера.

Хотя "Роснефтегаз" и перешел на регулярную систему выплат, Минфину, по-видимому, не удалось добиться, чтобы он ретранслировал целиком все доходы от "Роснефти" и "Газпрома". Например, в 2018 году "Роснефтегаз" собрал с них около 131 млрд руб. дивидендов (после уплаты налога на дивиденды "Газпрома"; с дивидендов "Роснефти" налог платить не нужно, так как "Роснефтегаз" владеет в ней более 50%), а в бюджет отдал только половину, а половину оставил себе.

— В материалах госаудиторов не раскрывается, по какому принципу посчитана ориентировочная сумма промежуточных дивидендов от "Роснефтегаза" в 2019 году — 51 млрд руб.

— Но судя по тому, что холдинг собрал в этом году дивиденды с "Газпрома", "Роснефти" и "Интер РАО" на общую сумму примерно 102 млрд руб., он опять выплатит в бюджет только половину.

— Если применить тот же принцип к дивидендам "Роснефтегаза" за второе полугодие 2019 года, он переведет в казну еще как минимум 40,7 млрд руб., а за весь год — порядка 92 млрд руб.

Минфин не ответил на запрос РБК; РБК также отправил запросы в пресс-службы "Роснефтегаза"/"Роснефти" и в Росимущество.

Компания как фонд

— Благодаря тому что "Роснефтегаз" продолжает аккумулировать на своих счетах примерно половину собираемых с компаний дивидендов, его нераспределенная прибыль в 2018 году увеличилась с 394 млрд до 505,5 млрд руб.

— А объем денежных накоплений (финансовых вложений и денежных средств и эквивалентов) вырос с 311,3 млрд до 430,2 млрд руб.

— Нераспределенная прибыль за первое полугодие 2019 года должна увеличиться еще на 50 млрд руб. благодаря нераспределенным дивидендам "Роснефти", "Газпрома" и "Интер РАО".

Средства, накопленные "Роснефтегазом", могут использоваться государством для вложений в определенные проекты: например, в 2016-2018 годах из дивидендов "Роснефтегаза" частично финансировались государственные проекты самолетов Ил-114, Ил-96-400 и двигателей ПД-35 и ТВ7-117.

"Роснефтегаз" также профинансирует строительство четырех культурно-образовательных комплексов в Севастополе, Владивостоке, Калининграде и Кемерово, писал РБК. В 2018 году "Роснефтегаз" пожертвовал 12,8 млрд руб. Российскому научному фонду. "Некоторые вещи мы финансируем оттуда [из "Роснефтегаза"] тогда, когда правительство забывает, что есть приоритеты, на которые нужно обращать внимание", — говорил президент Владимир Путин в декабре 2016 года.

Иван Ткачёв, Алина Фадеева

 

 

Европейцы активизируют попытки помирить газовиков РФ и Незалежной.

"Независимая газета"

В Северную столицу для переговоров с главой "Газпрома" прибыл Георг Граф Вальдерзее, назначенный 1 октября канцлером Германии Ангелой Меркель уполномоченным федерального правительства ФРГ по транзиту газа через Украину. Некоторые аналитики считают, что Граф займется организацией передачи из РФ в Европу той части российского газа, которая не войдет в два "Северных" и "Турецкий поток". Но скорее всего его главная задача на сегодня — помочь Евросоюзу, который никак не может подвигнуть Киев и Москву к поиску компромисса.

На рабочей встрече в Санкт-Петербурге глава "Газпрома" Алексей Миллер в среду изложил Георгу Графу Вальдерзее позицию компании по заключению нового транзитного контракта (старый заканчивается в конце этого года). По его словам, сначала надо урегулировать судебные споры между "Газпромом" и украинской стороной, что означает взаимный отказ от претензий и прекращение судебных разбирательств между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" по контрактам на поставку и транзит российского газа, восстановление баланса коммерческих интересов сторон.

Кроме того, речь идет об отмене решения Антимонопольного комитета Украины о наложении на "Газпром" штрафа за злоупотребление монопольным положением на рынке транзита газа Украины и восстановлении нарушенных имущественных прав компании в стране.

О "нулевом" варианте говорил 30 октября после переговоров в Будапеште президент Владимир Путин, он призвал к обнулению судебных претензий между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины". Но в ответ на это предложение Москвы украинцы выдвинули новые претензии к российской стороне.

Глава "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев написал на своей странице в Facebook во вторник, что претензии Киева к "Газпрому" выросли уже почти до 22 млрд долл. Сюда входят 2,6 млрд долл. по решению Стокгольмского арбитража, штраф Антимонопольного комитета почти в 7 млрд долл. и новый иск на 11,8 млрд (компания запросила пересмотр "Газпромом" тарифа на транзит в период с 13 марта 2018 по 1 января 2020 года, а при неисполнении этого условия украинская сторона будет требовать компенсации в размере 11,8 млрд долл.). Чтобы обнулить все эти требования, отметил Коболев, необходимы встречные претензии на сопоставимые суммы от России. Таких шагов он пока не наблюдает.

В среду министр энергетики РФ Александр Новак отметил, что по иску в Стокгольмский арбитраж разбирательство продолжается, "Газпром" подал апелляцию, и в следующем году она будет рассматриваться. Две другие суммы он назвал абсурдом. По его словам, второй иск украинской стороны, на 11,8 млрд долл., еще даже не рассматривался, поэтому говорить, что кто-то кому-то должен, преждевременно. Решение антимонопольной украинской службы на 6,4 млрд долл. он также назвал абсурдом и политическим, подлежащим "полностью отмене".

Немецкому уполномоченному по транзиту российского газа через украинскую территорию также рассказали, что готовность Украины к прямым закупкам российского газа с 2020 года и определение объемов таких закупок являются не менее важным вопросом, так как решение украинской стороны напрямую влияет на пропускную способность российской газотранспортной системы, которую должен поддерживать "Газпром" на границе с Украиной.

Кроме того, Миллер рассказал Графу, что в рамках имплементации положений Третьего энергетического пакета ЕС в национальное законодательство Украине необходимо, в частности, обеспечить реальную независимость национального регулятора и создать сертифицированного независимого газотранспортного оператора. И если украинская сторона не успеет закончить эту работу к 1 января 2020 года, то "Газпром" готов продлить на переходный период действующий транзитный контракт, но с учетом актуальных рыночных условий.

Вице-президент Еврокомиссии Марош Шевчович в конце октября после очередного раунда трехсторонних переговоров в формате Украина-ЕС-РФ в Брюсселе прямо заявил о разочаровании итогами консультаций с Россией и Украиной по газу. Он считал, что подготовил встречу так, что с политической волей можно было достичь позитивного прогресса. Этого не произошло, а сейчас стороны разошлись еще дальше, так как Украина продолжает повышать ставки.

В среду официальный представитель Еврокомиссии Анка Падурару сообщила, что Шефчович встретился во вторник с заместителем премьер-министра Украины, что различные переговоры продолжаются на двустороннем уровне, но пока нет даты проведения очередного раунда трехсторонних консультаций.

В Европе достаточно газа в хранилищах, чтобы безопасно пройти предстоящую зиму даже и без новых физических поставок. Забиты хранилища и в самой Незалежной. Хотя местные СМИ сообщают, что 10 учебных заведений в одном из городов Харьковской области продлили каникулы до 8 ноября, чтобы не допустить повышения уровня заболеваемости из-за отсутствия отопления.

Эксперты считают, что заполненные газом хранилища отодвигают серьезные проблемы до следующего отопительного сезона, не исключая при этом, что физические поставки российского газа по украинской трубе будут прекращены с начала следующего года.

"Вероятность физической остановки транзита существует, но она все же невелика, — сказал "НГ" эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Станислав Митрахович. — Если не будет заключен новый контракт или соглашение об использовании аукционов на бронирование мощности по правилам Третьего энергопакета, то "Газпром" с высокой степенью вероятности продолжит подачу газа для транзита через Украину "явочным порядком". Украина вряд ли рискнет перекрыть транзит, она не имеет права этого делать по соглашению об ассоциации с ЕС. Если все же Киев решит пойти на перекрытие транзита, ссылаясь на отсутствие контракта, он рискует очень серьезно испортить отношения с ЕС".

Эксперт говорит, что в случае относительно теплой зимы возможность прожить без украинского транзита есть и почти у всей Европы, и у самой Украины. "Большинство европейских потребителей смогут использовать газ из других источников и за счет ПХГ (подземных хранилищ газа. — "НГ"), — говорит Митрахович. — Сам "Газпром" может покупать дополнительные объемы свободного газа на биржах для выполнения своих обязательств перед европейскими клиентами, есть возможность покупать для регазификации СПГ (сжиженный природный газ. — "НГ"), в том числе с проекта "Ямал СПГ". Вопрос в том, что делать потом, когда хранилища опустеют, как проходить следующий отопительный сезон".

Анатолий Комраков

<< Ноябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ