Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

08.02.2017

Минэнерго и Минфин почти договорились о новом нефтяном налоге — выпадающие доходы от него минимизированы.

"Ведомости"

Старт налоговой реформы в нефтяной отрасли был намечен на начало следующего года — такие сроки обсуждались на совещаниях в правительстве. Однако до сих пор Минфину и Минэнерго не удавалось договориться о параметрах нового налога на добавленный доход (НДД). В отличие от НДПИ он будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от ее продажи за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку. НДД может быть на всех новых месторождениях в Восточной Сибири и нескольких старых — в Западной (с суммарной добычей в 10-15 млн т). Из-за последних у бюджета и возникают выпадающие доходы в 50-60 млрд руб. Компенсировать эти потери Минфин хотел путем повышения нагрузки по НДПИ на 60 млрд руб. для всей отрасли, но нефтяники выступили против. Переговоры между министерствами зашли в тупик и на последнем совещании в январе премьер-министр Дмитрий Медведев дал чиновникам месяц, чтобы найти компромисс.

Компромисс уже почти найден — выпадающие доходы бюджета могут оказаться ниже. Для этого будут пересмотрены максимально допустимые затраты, на которые можно уменьшать базу для расчета налога. В подготовленном Минфином законопроекте они составляли 9520 руб./т, что и оборачивалось потерями бюджета в 50-60 млрд руб. Теперь Минфин и Минэнерго договорились снизить эту планку до 7000-7500 руб./т, рассказали "Ведомостям" два федеральных чиновника из обоих министерств. На этом уровне затраты будут закреплены на первые два-три года, уточняет один из чиновников. Тогда выпадающие доходы бюджета будут ниже — 15-25 млрд руб., а это уже приемлемый уровень, при котором компенсация может и не потребоваться, надеется другой чиновник. Минфин изначально завысил предельные затраты, очевидно, что у большинства месторождений они намного ниже 9520 руб./т, считает старший экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

Представители Минфина и Минэнерго не ответили на запрос "Ведомостей".

Какими будут потери бюджета, точно пока не известно, так как не отобраны еще пилотные месторождения, рассуждает Ежов, поэтому Минфин оценивает их исходя из предельных затрат. Если они будут около 7000 руб./т, а эксперимент будет проведен на месторождениях с добычей в 15 млн т, то бюджет потеряет около 30 млрд руб., при 10 млн т — 22 млрд, следует из расчетов Vygon Consulting. Даже 7000 руб./т — завышенные расходы, считает директор нефтегазового центра EY Денис Борисов: текущий уровень производственных издержек для среднего западносибирского проекта — примерно 5000 руб./т. Значения, ранее обозначенные Минфином, более характерны для новых месторождений отдельных регионов. При запуске пилотов на 10 млн т потери бюджета едва ли превысят 20 млрд руб., по оценкам Борисова.

Однако расчеты Минфина не учитывают рост добычи — а это неправильно, ведь НДД и призван стимулировать ее, рассуждает Ежов. При предельных затратах в 7118 руб./т НДД перестает приносить бюджету потери, если добыча на пилотных месторождениях вырастет хотя бы на 20%. При росте на 30% у бюджета будут уже дополнительные доходы почти в 12 млрд руб., следует из данных Vygon Consulting.

Но у реформы, которая, казалось бы, приблизилась к финальной стадии, возникло новое препятствие — просьба "Роснефти" предоставить льготу для месторождения Самотлор как для обводненного, снизив НДПИ вдвое. Это может поставить крест на НДД, сетуют чиновники. Льготу для своего гигантского месторождения "Роснефть" попросила в конце прошлого года. Минфин предложил альтернативу — включить проект в список пилотных месторождений для НДД, но исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин настаивает на льготе, рассказывают чиновники.

Перевод Самотлора на НДД приведет к дополнительным потерям бюджета, но льгота обойдется еще дороже — 60-80 млрд руб., по подсчетам Минфина. Она разбалансирует всю систему, другие нефтяные лоббисты тоже будут просить льготы, сетует федеральный чиновник. Если же "Роснефти" не дадут льготу, то компания обещает выступить против НДД и потопить реформу, рассказывают три федеральных чиновника. Так что при любых раскладах НДД сейчас под угрозой, переживает один из них. Представитель "Роснефти" вчера был недоступен для комментариев.

Один из аргументов компании — льгота была обещана покупателям 19,5% "Роснефти" (Glencore и Qatar Investment Authority), рассказывали люди, близкие к сделке, и чиновники. Есть два сценария события, рассуждает один из чиновников: "Если такие договоренности действительно были, то устные и на высшем уровне, и тогда решение о льготе будет принимать один человек [президент Владимир Путин]; если же их не было, то победит здравый смысл — и Минфин, и Минэнерго считают это нецелесообразным".

Маргарита Папченкова

 

 

У зарубежных банков возникли вопросы к приватизации "Роснефти".

"Газета РБК"

Intesa, выдавшая Glencore и катарскому фонду QIA кредит на €5,2 млрд на покупку доли в "Роснефти", хочет синдицировать его, но может столкнуться с трудностями. Зарубежные банки не готовы участвовать, пока не узнают все детали этой сделки.

Банки хотят прозрачности

Сделка по продаже 19,5% акций "Роснефти" консорциуму швейцарской Glencore и катарского QIA продолжает вызывать вопросы — на этот раз у банков, с которыми итальянская Intesa хочет разделить кредит на €5,2 млрд, выданный покупателям пакета. Как сообщило издание GlobalCapital, специализирующееся на рынках капитала, банкиры требуют ясности в отношении структуры владения приватизированной долей в "Роснефти" и отказываются от участия в синдикации, пока не получат всю информацию о сделке и ее конечных бенефициарах.

Группа Intesa в начале января заключила кредитное соглашение c консорциумом Qatar Holding — Glencore, предоставив ему €5,2 млрд на покупку акций "Роснефти". Представитель банка тогда сообщал, что Intesa будет привлекать другие банки, чтобы разделить с ними этот кредит. €5,2 млрд — это 1,4% кредитного портфеля Intesa на конец 2016 года, но почти 15% текущей рыночной капитализации банка.

Банки на европейском кредитном рынке готовятся к тому, что Intesa пригласит их к участию в синдикате, но на данный момент "они знают о структуре владения [акциями "Роснефти"] или структуре финансирования сделки не больше, чем можно судить по той скудной и неясной информации, которая представлена в официальных заявлениях и сообщениях СМИ", пишет GlobalCapital. Пять источников в различных крупных банках сказали изданию, что не будут участвовать в синдикации кредита, пока не идентифицируют бенефициарных владельцев приватизированных акций "Роснефти", которые принадлежат цепочке SPV-компаний (компаний специального назначения), зарегистрированных в Сингапуре, Великобритании и на Каймановых островах. Представители банков — крупнейших участников европейского рынка синдицированных кредитов (HSBC, Barclays, Societe Generale, BNP Paribas, Credit Agricole, ING Groep, UniCredit) отказались комментировать возможное участие в синдикации Intesa или не ответили на запросы РБК.

Принцип "Знай своего клиента" (Know your customer, KYC), которому следуют международные банки, не позволит многим банкам принять участие в синдикате, если Intesa не предоставит полную информацию, утверждает GlobalCapital. Требования KYC для синдиката — обычная практика, причем для больших публичных компаний они тиражируются шаблонно, из одного договора в другой, подтверждает РБК банкир, специализирующийся на синдицированных сделках на российском рынке. Сама Intesa, предоставляя кредит, должна была проверить конечных бенефициаров структур QHG в соответствии с правилами "Знай своего клиента", отмечало ранее агентство Reuters.

Секрет на Кайманах

Glencore в пресс-релизе от 10 декабря об участии в приватизации "Роснефти" сообщал, что 19,5% акций "Роснефти" приобретает консорциум Glencore и QIA, созданный на паритетных началах. Соответственно, хотя Glencore внес в сделку только €300 млн собственных средств (2,9% от общей стоимости сделки), ему причитаются половина купленного пакета (9,75% из 19,5%) и такая же доля в чистой прибыли "Роснефти", доступной для распределения среди акционеров, следовало из пресс-релиза.

Но из публичной информации о компаниях-покупателях невозможно однозначно вывести факт паритетного владения Катаром и Glencore доли в "Роснефти". Как ранее писал РБК, непосредственным держателем 19,5% акций "Роснефти" стала сингапурская QHG Shares Pte, которая целиком принадлежит британской QHG Investment. Та, в свою очередь, контролируется катарским фондом и британской QHG Holding. А последняя в документах сингапурского корпоративного реестра значится "материнской компанией" консорциума, но участников у нее трое: помимо Glencore и QIA — офшор QHG Cayman Limited, зарегистрированный на Каймановых островах.

В отличие от Великобритании информация об учредителях и владельцах компаний на Каймановых островах не подлежит публичному раскрытию. Использование структуры в этой юрисдикции может отражать тот факт, что Кайманы — это "нейтральная площадка в стабильной правовой системе", предоставляющая определенные налоговые преимущества, однако это еще и юрисдикция, обеспечивающую максимальную конфиденциальность бенефициарных владельцев, пишет местное издание Cayman Compass.

Два источника РБК, близкие к участникам сделки по продаже 19,5% акций "Роснефти", настаивают, что появление офшора с Каймановых островов в структуре собственников носило "технический" характер. Первый источник, близкий к консорциуму покупателей, сказал, что QHG Cayman — это своего рода "провайдер", сервисная компания, которая была нужна, чтобы в сделку мог "зайти" Катар (Qatar Holding формально присоединился к сделке позднее, в конце декабря). Но эта структура останется до тех пор, пока существует партнерство, признал собеседник РБК. "Важно, что она не подконтрольна ни одному из инвесторов, — подчеркнул он, — но ее роль — быть участником и голосовать вместе с остальными (Glencore и Qatar Holding)". Другой собеседник РБК подтвердил, что Glencore и QIA — единственные бенефициары 19,5% акций "Роснефти", никаких других нет.

Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев отказался комментировать РБК вопрос о бенефициарах QHG Cayman. Пресс-служба Intesa не ответила на запрос РБК. Ранее на вопрос Reuters, знает ли Intesa бенефициаров QHG Cayman, банк отвечал, что не комментирует детали клиентских операций, но заверял, что "финансирование было совершено при строгом соблюдении норм и правил".

Нетипичный кредит

То, что Intesa ищет банки для синдицирования кредита уже после того, как она его предоставила, нетипичная ситуация. Согласно сложившейся практике последних лет, сделки клубного характера происходят без андеррайтинга, участники синдиката видны сразу же, говорит банкир, специализирующийся на синдицированных сделках. По его словам, сделки, когда андеррайтер (в случае с приватизацией 19,5% "Роснефти" — Intesa) сначала берет все риски на себя, а затем ищет участников синдиката, — редкость. В этом случае, как правило, у андеррайтера есть до трех месяцев на поиск других кредиторов, реже — до полугода, говорит собеседник РБК.

Другой источник в банковских кругах сказал РБК, что Intesa фактически "продает риск, который взяла на себя больше, чем нужно". Диктовать условия Intesa не может, так как потенциальные участники синдиката знают, что ей нужно разгрузить риск, и будут ждать лучших условий сделки, говорил ранее РБК профессор финансов Хьюстонского университета Крэйг Пирронг.

Источник, близкий к консорциуму Glencore и QIA, предполагает, что Intesa не может собрать синдикат из-за сложной схемы обеспечения и гарантий по кредиту. "Уверен, что дело не в сложности с определением бенефициаров", — рассуждает он, допуская, что Intesa не может раскрыть всю схему таких гарантий.

Ранее РБК сообщал со ссылкой на документы QHG Shares в сингапурском реестре, что обеспечением по кредиту Intesa служат все 19,5% акций "Роснефти", а также права на дивиденды по этим акциям. Кредит маржинальный, и Glencore обязался довнести в качестве залога до €1,4 млрд, если рыночная цена акций "Роснефти" опустится до определенного уровня, однако неназванные российские банки согласились переложить этот риск на себя на условиях, которые не раскрываются.

Пресс-служба Intesa подтвердила GlobalCapital, что будет приглашать международные банки принять участие в синдикате. "Intesa Sanpaolo рассматривает вместе с двумя инвесторами [Glencore и Катар] стратегию по международной синдикации кредита", — цитирует издание представителя Intesa.

Пресс-служба банка, а также представители Glencore и QIA не ответили на запросы РБК. Топ-менеджер российского банка из топ-30 заметил, что теоретически, если зарубежные банки откажутся от синдикации, вполне возможна синдикация с участием банков из России. "Обычно синдикат делается по английскому праву, для этого достаточно одного иностранного кредитора, например, самой Intesa, а остальные кредиторы могут быть российскими — такие сделки не редкость", — рассуждает собеседник РБК.

Помимо согласия прогарантировать за Glencore €1,4 млрд на случай удешевления акций "Роснефти", находящихся в залоге, неназванные российские банки предоставили оставшиеся €2,2 млрд на покупку 19,5% акций "Роснефти" консорциумом Glencore и QIA. Участники кредитного соглашения связаны обязательствами по конфиденциальности, говорит РБК источник, близкий к консорциуму.

Иван Ткачёв, Тимофей Дзядко, Марина Божко, Светлана Дементьева

 

 

Полку оппонентов "Газпрома" прибыло. "Лукойл" вслед за "Новатэком" и "Роснефтью" просит чиновников либерализовать рынок газа.

"Ведомости"

Сложившиеся с "Газпромом" отношения для нас очень дороги", — говорил в интервью "Ведомостям" в сентябре 2015 г. президент и крупнейший совладелец "Лукойла" Вагит Алекперов. "Не было ни одного дня после подписания соглашений [о стратегическом партнерстве], когда бы нас ограничили по объему добычи, ни зимой, ни летом", — отмечал он. А близкие к компании люди рассказывали "Ведомостям", что "Лукойл" доволен контрактом с "Газпромом" и совсем не настаивает на либерализации газового рынка в отличие от других независимых производителей газа — "Роснефти" и "Новатэка".

Но "Лукойл" все-таки рассчитывает на либерализацию газового рынка. В октябре 2016 г. вице-президент компании по геологоразведке Илья Мандрик написал письмо в Минприроды с предложениями к разрабатываемому министерством проекту стратегии развития минерально-сырьевой базы России до 2030 г. "Ведомости" ознакомились с документом. Мандрик просит в "список приоритетов госполитики, направленных на повышение конкурентоспособности отрасли" включить "либерализацию газового рынка, а также доступа к шельфу". Как именно и в какие сроки это надо сделать, Мандрик не написал.

Представитель Минприроды подтвердил факт получения от "Лукойла" предложений по доработке стратегии развития минерально-сырьевой базы России до 2030 г., но комментировать их содержание отказался. Как конкретно предлагает "Лукойл" либерализовать газовый рынок — отменить госрегулирование внутренних цен или либерализовать доступ к трубе на внутреннем и экспортном направлениях, — представитель "Лукойла" уточнять не стал.

До сих пор руководство "Лукойла" всегда говорило, что его устраивает формат работы на газовом рынке, отмечает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Например, в мае 2014 г. "Газпром" и "Лукойл" продлили стратегическое партнерство на 10 лет, которое в том числе предусматривало сотрудничество по транспортировке газа "Лукойла" по газотранспортной системе "Газпрома", а также использование транспорта "Лукойла" для транспортировки газпромовской нефти.

"Соглашения дали возможность "Лукойлу" добывать больше 20 млрд куб. м [газа]", — говорил Алекперов. В 2015 г. компания добыла 20,3 млрд куб. м сырья, в январе — сентябре 2016 г. — 15,2 млрд куб. м. Запасы газа у "Лукойла" — 1,03 трлн куб. м, а нефти — 20,4 млрд барр. Компания получает от продажи газа на российском рынке 0,7% выручки, или 26 млрд руб., за девять месяцев 2016 г. Для сравнения: "Роснефть" с запасами газа немногим больше — 1,6 трлн куб. м — гораздо лучше монетизирует их. От продажи газа компания получила 2,9% выручки за январь — сентябрь 2016 г., или 148,6 млрд руб.

Именно "Роснефть" вместе с "Новатэком" активно лоббируют либерализацию рынка газа вплоть до отмены монополии "Газпрома" на поставки сырья за рубеж по трубе, разделения самого "Газпрома" на транспортную компанию и добывающую. Впрочем, пока правительство эти идеи не поддержало. "Мы бы хотели иметь возможность продавать газ как внутри страны, так и на экспорт, исходя из сложившейся рыночной цены, получить недискриминационные условия", — говорит менеджер одной из компаний — независимых производителей.

Конечно, "Лукойл" заинтересован в монетизации запасов газа, считает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. Но документ, в котором компания просит зафиксировать либерализацию, носит формальный характер, полагает управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. К тому же не факт, что эти формулировки будут учтены при доработке стратегии.

Трудно сказать, как конкретно предлагает изменить рынок "Лукойл", говорит Гривач: "Это может в том числе касаться и отмены регулирования цен на газ, которая влияет на доходы независимых производителей". Он считает, что российский рынок не монополизирован, ведь независимые поставщики занимают на нем 40%. К тому же проблем с доступом к трубе ни у кого в последние годы не возникает. Замена жесткого госрегулирования тарифов "Газпрома" установлением верхней планки цены на газ для промышленных потребителей могла бы сбалансировать интересы экономики России и независимых производителей газа, послужить развитию конкуренции между поставщиками газа, считает Гривач.

Представители "Газпрома" и "Роснефти" от комментариев отказались, представитель "Новатэка" не ответил на вопросы "Ведомостей".

Виталий Петлевой

<< Февраль, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ