media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

08.02.2019

Эксперты назвали причины вероятной дестабилизации топливного рынка.

"Известия"

Экспорт нефтепродуктов из России, по данным Минэнерго, в январе рванул вверх. Доля бензина, отправленного за рубеж, в сравнении с декабрем 2018 года увеличилась на 60%, дизельного топлива — на 30%. Рост экспорта, а также увеличение НДПИ, НДС и ставок акцизов на топливо повышают риски очередного скачка цен после 31 марта, предупреждают опрошенные "Известиями" эксперты.

Факторы роста

Российские нефтяники, по данным центрального диспетчерского управления ТЭК (подведомственно Минэнерго), в январе отправили на экспорт 332,7 тыс. т высокооктанового бензина экологического пятого класса. Рост по сравнению с аналогичным показателем декабря прошлого года составил свыше 60%. Также на внешние рынки утекло 3,1 млн т дизельного топлива, что больше декабрьских показателей примерно на треть и на 15% превышает объемы, которые поступили на внутренний рынок. В декабре и ноябре прошлого года пропорция была обратная — отечественные потребители получили от нефтяников больше солярки, нежели зарубежные.

Увлеченность некоторых НПЗ экспортной альтернативой объяснима, но вкупе с другими факторами создает дополнительные риски скачка цен после 31 марта, когда истечет срок соглашения правительства с нефтяниками, сказал "Известиям" заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

— С апреля начинается посевная, а НПЗ проводят традиционные ремонты. И оба эти фактора способствуют повышению цен на бензин и дизель, — отметил эксперт.

Кроме этого, по его словам, есть и другие причины для роста цен, вызванные решениями правительства. Имеется в виду рост ставок по трем важным показателям: акцизы, НДПИ и НДС. При этом надо учитывать, что доля акциза и НДПИ составляет свыше 40% в цене нефтепродуктов, и плюс, соответственно, 20% НДС. С 1 января 2019 года акцизная ставка на бензин пятого класса и дизельное топливо выросла в 1,5 раза. За минувший год средняя ставка НДПИ увеличилась на 53,3% по сравнению с 2017 годом. Из-за чрезмерного налогового бремени нефтеперерабатывающие заводы теряют в среднем 3 тыс. рублей на тонну дизельного топлива и 7 тыс. рублей на тонну бензина Аи-92.

На уровень конечных цен на топливо оказывают влияние и операционные затраты НПЗ, в первую очередь речь идет о росте транспортных тарифов. Так, тарифы на прокачку нефти по системе "Транснефти" в наступившем 2019 году будут проиндексированы на 3,87%, а тарифы РЖД на грузовые перевозки и пользование инфраструктурой — на 3,5%.

Правительство предусмотрело механизмы для сдерживания внутренних цен на топливо, но насколько они окажутся эффективны, пока никто не может точно сказать, отметил Александр Фролов.

Действительно, в ходе своего выступления на правительственном часе в Совете Федерации вице-премьер Дмитрий Козак сказал, что только в марте будет возможно оценить влияние принятых мер по стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов. В то же время, по словам главы департамента таможенной и налоговой политики Минфина Алексея Сазанова, эффект от демпфирующего механизма, призванного компенсировать нефтяникам часть упущенной экспортной прибыли при реализации топлива на внутреннем рынке, будет виден минимум через 3-6 месяцев.

Александр Фролов отметил это противоречие и назвал принятые правительством меры "костылями, необходимость в которых отсутствовала бы в случае принятия рациональных решений по регулированию рынка моторного топлива".

В ожидании надзора

По словам генерального директора "Инфо-ТЭК Терминал" Рустама Танкаева, налоговый маневр в отрасли, поставивший нефтепереработку на грань рентабельности, уже применяется, а обещанные правительством компенсации для НПЗ только вступают в действие, и неясно, будут ли они иметь реальный эффект. В конце прошлого года "Роснефть" и Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) разработали меры по стабилизации ситуации. В частности, они предлагают ограничить количество спекулятивных операций в ходе биржевых торгов, а также обратились к Центральному банку с инициативой по усилению надзора над их осуществлением. Сегодня непрозрачная структура некоторых биржевых сделок позволяет не раскрывать информацию о них, чем пользуются недобросовестные участники. Доля компаний-перекупщиков на рынке составляет около 80%.

Как писали "Известия", "Роснефть" и СПбМТСБ полагают, что необходимо обеспечить участие в биржевых торгах всех производителей нефтепродуктов пропорционально их доле в общем объеме добычи.

Президент биржи Алексей Рыбников в январе уже отмечал, что идет активное обсуждение темы дальнейшего ужесточения требований к участникам торгов и правилам их допуска. По его словам, если сравнивать фондовый рынок и товарный, то на фондовом рынке и сама биржа, и все участники поднадзорны Центробанку, кроме того, участники торгов лицензируются. На товарном рынке, наоборот, лицензируется только биржа, а участники торгов никому не поднадзорны.

Предложения вполне целесообразны, поскольку они позволяют существенно снизить волатильность на бирже, на котировки которой ориентируются участники рынка, сказал "Известиям" руководитель энергетического департамента Института энергетики и финансов Алексей Громов.

Однако пока эти и другие механизмы контроля не приняты, ситуация остается неопределенной, считает Александр Фролов.

— Рынок пока не застрахован от ценовых скачков, вызванных либо ростом мировых цен на нефть — вопрос к Минфину, повысившему ставку НДПИ, — либо манипуляциями на внутреннем рынке, — сказал эксперт.

По его словам, рынок застыл в ожидании, возможно, перед очередным скачком цен.

Пока же многие эксперты подчеркивают, что стоимость топлива в России имеет потенциал приблизиться к европейской. Согласно исследованию агентства "РИА Рейтинг", в нашей стране одни из самых низких в Европе цен на бензин для населения.

Николай Хренков

 

 

"Взгляд"

Франция неожиданно оказалась в одной компании с Украиной и Польшей — яростными противниками "Северного потока — 2". Париж якобы готов даже поссориться с Германией, но проголосовать в пятницу против российского проекта. Что за новое препятствие выросло на пути нашего газопровода? И сможет ли Газпром с ним справиться?

Немецкое издание Suddeutsche Zeitung уверяет со ссылкой на источники, что Франция якобы намерена выступить против Германии, проголосовав в эту пятницу против проекта "Северный поток — 2". "Мы не хотим усиливать зависимость от России и одновременно причинять ущерб интересам таких стран ЕС, как Польша и Словакия", — заявил источник во французском правительстве.

Германия намерена во что бы то ни стало не допустить внесения поправок к Газовой директиве, что будут обсуждать завтра. Правительству ФРГ уже удалось заручиться поддержкой таких стран, как Австрия, Бельгия, Греция, Кипр и Нидерланды, однако без Франции заблокировать принятие поправок будет теперь крайне сложно, уверяет немецкое издание.

Почему Франция, которая до сих пор не встревала в спор вокруг "Северного потока — 2", длящийся уже не первый год, неожиданно высказалась на эту тему, да еще и оказалась противником российского газопровода? Неужели ряды ярых противников стали пополняться?

Такое заявление Франции выглядит странным, поэтому мало похожим на правду. Во-первых, это не официальная позиция Парижа, а заявление источника в СМИ. Во-вторых, в самой статье нет полной уверенности, что официально Франция проголосует все-таки против российского газопровода. Позиция Парижа может поменяться, если к делу подключится сам Макрон, говорится в публикации.

В-третьих, Франция и Германия — это два главных европейских игрока, и их спор по столь важному вопросу крайне неконструктивен как для Европы, так и для самой Франции. Выглядит странно, что почти сразу после подписания Ахенского соглашения о сотрудничестве двух партнеров Париж сознательно идет на конфронтацию с Берлином из-за российского газопровода, который его вообще особо не интересовал.

Все это может быть специальным вбросом перед голосованием, чтобы привлечь к нему внимание, заставить хотя бы немного понервничать Германию и Россию. С этой целью, например, в четверг в немецком издании Deutsche Welle было опубликовано обращение американских послов в Германии, Дании и в ЕС. В нем они с еще большим жаром пытаются убедить европейских партнеров ФРГ принять поправки к газовой директиве ЕС.

Суть поправок в том, чтобы распространить действие третьего энергопакета ЕС на трубопроводы не только внутри Евросоюза, но и за его пределами, и контролировать газопроводы в нейтральных территориальных водах. "Наша цель — создать набор правил, который уравняет в правах наземные и подводные газопроводы. Теперь мы в ситуации, когда не видим никаких препятствий, чтобы достичь этого решения", — заявил замглавы ЕК по делам энергетического союза Марош Шефчович, передает ТАСС. По его словам, процесс ужесточения газовой директивы ЕС может сдвинуться с места в феврале, благодаря тому, что в первом полугодии 2019 года в Совете ЕС поменяется председатель. Им станет Румыния. Дело в том, что в прошлом году уже была идея внести подобные поправки, но она провалилась.

На самом деле, пятничное голосование не такое важное, как представляется в немецком издании. Никакого окончательного решения против "Северного потока — 2" принято не будет. Скорее всего, оно будет вынесено, когда газопровод уже полностью будет построен (планируется к концу этого года). "Сейчас речь идет о том, чтобы просто вынести на повестку дня вопрос — надо ли снова пытаться внести поправки в Третий энергопакет ЕС. Завтра все страны ответят на этот вопрос — надо или не надо", — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. В прошлом году все это уже проходили и тогда ответ был положительным на этом этапе. Но это в итоге было неважно. Потому что потом было долгое обсуждение, и в конце концов юридическая служба ЕК вышла и поставила точку: внутренние законы ЕС нельзя распространять на третьи страны, это противозаконно.

"В 2018 году ЕК неоднократно говорила, что распространение правил третьего энергопакета на морскую часть "Северного потока — 2" противоречит не только международному законодательству, но и Конвенции морского права ООН. И то, что ЕК теперь руководит Румыния, этот факт вряд ли изменит. Немцы будут отстаивать свою позицию в этом вопросе и защищать "Северный поток — 2", — уверен Юшков.

Собственно, предыдущий провальный опыт делает новую попытку малоперспективной. Видимо, чтобы разогреть интерес к этой возне, и потребовалось внести интригу в историю в виде неожиданной позиции Франции.

Это затруднит Газпрому эксплуатацию морской трубы и сделает ее малорентабельной, говорит Юшков. В рамках третьего энергопакета ЕС Газпрому нельзя будет прокачивать все 55 млрд кубов газа, так как половину газопровода придется отдать неким третьим поставщикам. Газпрому же останутся мощности только на 27,5 млрд долларов. Также Газпром должен будет отказаться от управления трубой и передать ее в руки независимому оператору.

Иными словами, Россия, которая вложила около 10 млрд евро в строительство "Северного потока — 2", должна будет просто так кому-то отдать свой заработок от экспорта и транзита.

Более того, если поправки примут, то они могут распространяться также и на "Северный поток — 1", и даже могут затронуть "Турецкий поток".

"Шансов таким образом навредить российским газопроводам не много. Во-первых, было уже заключение юридической службы ЕК на эту тему. Внутри ЕС они могли бы принять определенный запрет на реализацию этого проекта, но не сделали этого. Запретить путем вмешательства в международное законодательство и в морское право — это намного более сложная схема, и она вряд ли сработает", — считает Юшков.

Аргументы французского источника и американских послов в европейских странах в пользу этих поправок тоже не раз звучали, поэтому не выглядят сильными. Они считают, что российский газопровод подорвет энергетическую безопасность Европы и будет использован Россией как оружие. "Аргументация хромает на протяжении всей критики "Северного потока — 2". По этому газопроводу не планируются новые объемы, по нему будут поставляться все те же объемы газа, что и сейчас идут, только через Украину. Сейчас что ли меньше зависимость от российского газа? От смены маршрута зависимость от российского газа не уменьшится и не увеличится", — парирует Юшков.

Американцы также пугают европейцев тем, что Россия может перекрыть им вентиль и прекратить продавать газ. С другой стороны, тем, что Россия на газе зарабатывает деньги на обучение троллей и провокаторов в интернете. Однако все прекрасно знают, что благодаря продаже газа и нефти живет вся страна и ее граждане. Доходы бюджета наполовину зависят от энергоресурсов. Поэтому газовая зависимость России и Европы обоюдовыгодная. Как Европа пропадет без российского газа (да и нефти), так и Россия — без денег за энергоресурсы.

Французский источник, настроенный против "Северного потока — 2", приводит в качестве аргумента еще и защиту интересов Польши и Словакии. "Это тоже странно. Польше этот газопровод, наоборот, поможет, а Словакии уж точно не навредит", — уверен Юшков.

Уже сейчас Варшава скупает в Германии излишки газа, который приходит по "Северному потоку — 1". Однако поляки никуда его не перевозят, а оставляют немецким потребителям. Он идет в зачет того газа, который должен был прийти к немцам из России по газопроводу "Ямал-Европа" через Польшу. Часть этого газа поляки не прокачивают, а забирают себе и потребляют. "Это крайне выгодная для них схема. Во-первых, излишки покупают в Германии по довольно невысоким ценам, во-вторых, экономят на том, что не тратят денег за прокачку. Когда запустят "Северный поток — 2", Польша еще в большем масштабе сможет реализовывать эту выгодную схему", — говорит Юшков.

Кроме того, газотранспортная система Украины благодаря российской трубе разгрузится, и Польша сможет еще более свободно качать газ на Украину. Польша получит возможность гнать американский СПГ на Украину, как того желает Киев. Так что пострадать от "Северного потока — 2" у Польши никак не получится, разве что морально.

Появление Словакии в этой истории вообще непонятно. Эта страна не участвовала в этом споре и никогда не жаловалась, что понятно — Словакия не пострадает от российского проекта. "Когда принимали решение и по "Северному потоку", и по "Северному потоку — 2", то Газпром специально сделал маршрут доставки газа из Германии в австрийский Баумгартен (это точка приема российского газа европейскими потребителями, прописанная в контрактах) через Словакию. Хотя можно было и без нее обойтись. Но Словакию не оставили за бортом, так как есть контракт. Поэтому непонятно, от чего эта страна должна пострадать", — говорит собеседник.

Ольга Самофалова

Офшорному получателю денег надо будет вести экономическую деятельность.

"Ведомости"

Пользоваться налоговыми льготами в сделках с иностранными компаниями станет сложнее. В четверг правительство одобрило законопроект о ратификации конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с размыванием налоговой базы (MLI), рассказал "Ведомостям" представитель правительства. Россия подписала конвенцию два года назад, с тех пор к ней присоединились 87 стран, из которых 19 уже ратифицировали, сообщает ОЭСР.

Конвенция касается двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, которыми компании могут пользоваться как схемами для ухода от налогов. Классическая — создать техническую компанию на Кипре, чтобы российскому юридическому лицу платить за дивиденды и проценты всего 5 и 0% налогов вместо 15 и 20% соответственно.

По данным ОЭСР, в год бюджеты стран теряют $100-240 млрд из-за того, что корпорации переносят прибыль в низконалоговые юрисдикции, это 4-10% мировых поступлений налога на прибыль. Но планомерное противодействие выводу прибыли из-под налогов к июню 2018 г. позволило государствам вернуть около 93 млрд евро в виде налогов, пеней и штрафов ($106 млрд по текущему курсу), отчитывалась организация.

ОЭСР ежегодно готовит новые рекомендации для борьбы с налоговыми схемами. Но странам с большим числом налоговых соглашений передоговариваться и в каждое вносить изменения слишком сложно. Для этого они и договорились о конвенции — MLI. Это алгоритм, с помощью которого страны выбирают критерии и инструменты для налогового контроля, а также юрисдикции, где они согласны их применять. Если страны совпадут между собой и выберут одни и те же инструменты, соглашения между ними будут автоматически скорректированы и новые инструменты контроля заработают. Например, Швейцария не выбрала Россию — значит, с ней алгоритм MLI применен не будет.

Россия собирается применять MLI с 71 страной, говорится в правительственном законопроекте. Частично внести отдельные изменения в соглашения с Россией готовы такие популярные у российского бизнеса юрисдикции, как Нидерланды, Люксембург, Великобритания и Кипр. Есть все шансы, что документ будет ратифицирован в 2019 г. и уже с 2020 г. его положения начнут применяться, подчеркивает партнер KPMG Анна Воронкова.

Конвенция должна противодействовать выводу прибыли из России, говорит представитель Минфина.

Для добросовестных компаний условия ведения бизнеса не будут ужесточены, уверен он.

Принятие законопроекта принципиально изменит несколько правил российского бизнеса. Главное из них: чтобы воспользоваться льготной ставкой, компания должна доказать деловую цель сделки. Сейчас сделки, единственная цель которых — получение льготы, уже оспариваются Федеральной налоговой службой (ФНС). Но ФНС прибегает к концепции реального собственника бизнеса — если фактический получатель дохода не ведет деятельности в стране с пониженной ставкой, воспользоваться ею нельзя. Деловая цель — более широкая концепция, объясняет партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов: "Можно быть бенефициарным собственником, но сделки проводить с целью минимизации налогов". Это создаст новые риски для бизнеса, предупреждает он. Главный — какой будет практика использования новых правил, считает Воронкова.

Если еще 10 лет назад использование льготы трансграничной компанией не воспринималось как уход от налогов, то несколько лет назад налоговики уже начали задавать вопросы о цели вывода средств из России, вспоминает партнер EY Ирина Быховская: теперь же компании, пользующиеся льготами, будут автоматически обязаны пояснять экономический смысл операций. И в кипрских компаниях с одним-двумя сотрудниками станет еще меньше смысла — придется доказывать, что юрисдикция действительно удобна для совместного предприятия или для привлечения более дешевого финансирования, говорит руководитель налоговой практики UFG Wealth Management Юрий Куликов.

Холдинговые компании, не ведущие самостоятельной деятельности, могут попасть под удар, предполагает партнер PwC Екатерина Лазорина.

Еще одно изменение — ужесточение правил использования льготы по дивидендам. Чтобы воспользоваться ею, акциями нужно владеть минимум год. Популярные у российского бизнеса юрисдикции — Кипр, Люксембург, Великобритания (все они уже ратифицировали конвенцию) такой критерий не выбрали, Нидерланды выбрали, значит, такое правило будет включено в соглашение между странами после ратификации конвенции (Амстердам пока не сделал этого). Пользоваться льготой будет сложнее, но правило хотя бы понятно, говорит Воронкова.

Может измениться и выплата налога с дохода от продажи акций компаний с активами, более чем на 50% состоящими из недвижимости в стране, где она находится. Несмотря на то что у многих стран уже есть такое правило в соглашениях с другими юрисдикциями (например, у Бельгии, Франции, Индонезии, Ирландии, Мальты), новая статья MLI более жесткая — льгота отменяется, если стоимость активов недвижимости превысила 50% от стоимости актива в любой из 365 дней, предшествовавших продаже, объясняет Вахитов. Польша и Турция вводят эти правила впервые, заключает он.

Анна Холявко

 

 

<< Февраль, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ