Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

08.02.2021

Взгляд

В пятницу появилось сразу несколько хороших новостей относительно "Северного потока — 2". Еврокомиссия расписалась в невозможности ввести санкции против него. А Ангела Меркель заявила, что расхождения с Америкой по газопроводу не такие большие, как кажется, и призвала стороны к переговорам. Удастся ли найти компромисс и на какие уступки придется пойти сторонам в рамках этого торга?

Еврокомиссия, которая изначально настроена недружественно, расписалась в невозможности вводить санкции против "Северного потока — 2" в ответ на ситуацию с блогером Алексеем Навальным. Потому что этот проект реализуется группой частных фирм, и Брюссель не может мешать им, если на это согласна Германия, заявил представитель Еврокомиссии (ЕК) Петер Стано. Тем самым Брюссель признал проект "Северного потока — 2" коммерческим, а не политическим.

Кстати, ни одна европейская страна на практике не внесла предложения о новых санкциях против Москвы из-за ареста Навального. Все призывы к этому пока остаются голословными.

Что касается ЕК, то она признает — все, что она могла сделать, чтобы помешать этому газопроводному проекту, она уже сделала. Там напомнили, что новый газопровод должен работать в соответствии с законодательством ЕС. Тем самым Стано говорит о проблеме ввода газопровода на полную мощность. ЕК внесла изменения в Третий энергопакет и добилась того, что "Северный поток — 2" после ввода в эксплуатацию можно будет запустить только наполовину. Вторую половину мощностей должны забронировать некие другие поставщики — альтернативные Газпрому — якобы ради сохранения конкуренции. То, что других поставщиков в Балтийском море в принципе нет, Брюссель не волнует. В любом случае этот вопрос окажется в повестке дня только после того, как "Северный поток — 2" будет достроен.

Строительство же главного участка в датской акватории, возможно, уже началось с конца января силами трубоукладчика "Фортуна". Ранее судно закончило работы в немецких водах и с 23 января 2021 года находится в водах Дании вблизи недостроенного участка "Северного потока — 2" к югу от острова Борнхольм. Небольшая скорость движения баржи, а также перемещение вспомогательных судов вокруг нее может говорить о том, что строительство уже стартовало. Правда, после медленного движения по маршруту трубы судно резко сместилось и слишком быстро пошло, что не соответствует скорости трубоукладки. Это может значить, например, что "Фортуна" пока только готовится к строительству, отрабатывая все этапы, возможно, в ожидании второго трубоукладчика — "Академика Черского". Глубоководное строительство намного сложнее мелководного. К тому же в районе острова Борнхольм находятся захоронения химического оружия времен Второй мировой войны. Другой вариант — "Фортуне" приходится отходить от места стройки из-за погодных условий, так как Балтика зимой бывает сурова. При этом Дания молчит, не подтверждая и не опровергая возможность строительства.

"С политической точки зрения "Фортуну" остановить уже нельзя. А дальше встает вопрос — справится ли она и "Академик Черский" технически со строительством трубы. "Черский" еще не пришел в Данию, видимо, из-за сложностей с сертификатами из-за санкций США. Но скоро, думаю, и это судно выдвинется в датские воды", — не исключает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

"Для нас это принципиальный вопрос — либо мы достраиваем "Северный поток — 2" в 2021 году — я думаю, что технически мы подготовили суда к этому, либо считайте, что мы его уже не достроим", — добавляет собеседник.

Одновременно с этим на высшем уровне явно идет торг по поводу "Северного потока — 2". Сначала США впервые заявили о готовности начать переговоры о снятии санкций с проекта. Другое дело, что Вашингтон ставит невыполнимое условие — не допустить сокращения транзитных поставок через Украину.

В пятницу в Германии заговорили о необходимости всем сторонам сесть за стол переговоров. Глава комитета Бундестага по международным делам Норберт Ретген предложил ввести мораторий на строительство "Северного потока — 2", но не в качестве санкций, а чтобы взять паузу для вступления в трехсторонние переговоры. Во время этой паузы Россия, ЕС и США и должны начать диалог. Ретген верит, что в ходе обсуждения удастся устранить серьезную озабоченность Запада, "а именно то, что этот газопровод будет использоваться как геополитическое оружие против государств Восточной Европы".

Судя по всему, в силу переговоров могла уверовать даже канцлер ФРГ Ангела Меркель. По крайней мере, она заявила в пятницу, что расхождения позиций среди стран Запада, в том числе с США, по проекту "Северного потока — 2" не такие большие, как многим кажется. "Что касается "Северного потока — 2", то мы часто говорили о том, что, с одной стороны, это экономический проект, с другой стороны, у него есть политические последствия, и это играет большую роль в трансатлантических отношениях", — сказала Меркель на пресс-конференции по итогам виртуального заседания Совета по обороне и безопасности ФРГ и Франции.

Однако Меркель уверена, что уже приняты необходимые меры, "чтобы не оказаться в односторонней зависимости так, что мы окажемся в "опасных водах". Она имеет в виду законодательные изменения ЕС в контексте Третьего энергопакета. Речь о запуске трубы на 50% мощности. "С другой стороны, мы еще с холодной войны, как с немецкой стороны, но и не только, имели поставки газа, переговоры и контракты с Россией или бывшим Советским Союзом", — добавила Меркель. И с тех пор Германия ни в какую зависимость от России не впала — она по-прежнему сама решает, что будет лучше для ее экономики.

Наконец, объяснила президенту Франции Эммануэлю Макрону Меркель, Германия отказывается от атомной и угольной энергетики, поэтому ей нужен газ как "переходный источник" к возобновляемой энергетике. Франции, у которой есть атомная энергетика, и поэтому роль газа для нее менее весома, это стоит учесть.

Официальные заявления явно намекают на попытку снизить градус истерии вокруг частного проекта "Северный поток — 2", найти компромисс для того, чтобы Россия смогла спокойно достроить трубу, в которую инвестировали в том числе пять европейских компаний наравне с Газпромом. Другое дело, что реальные торги идут за кулисами, и об их сути приходится только догадываться.

"Я не до конца понимаю контуры этой сделки — что Россия должна заплатить США за возможность спокойно завершить строительство трубы? Сохранить транзит через Украину — это фантазийная история. Тогда вообще непонятно, зачем было строить "Северный поток — 2" в экономическом смысле", — говорит Константин Симонов.

Дело в том, что цель проекта "Северный поток — 2" изначально состояла в том, чтобы заменить старый и чужой газопровод на новый современный и собственный. Речь исключительно о замене маршрута. Ни о каком дополнительном газе для "Северного потока — 2" никто не говорил. Спрос на газ в Европе если и рос, то лишь немного, а после 2020 года и вовсе понятно, что потребуется не один год, чтобы вернуться на уровень спроса 2019 года. Если одновременно будет работать и украинская труба, и "Северный поток — 2", плюс еще, не забываем, первый "Северный поток" и "Ямал — Европа" на белорусско-польском направлении, то это будет означать серьезный переизбыток мощностей. Европа просто не купит столько газа, чтобы заполнить все эти мощности. Стагнирующей европейской экономике столько не надо.

Если, предположим, Россия продолжит кормить Украину через оплату транзита газа по советской трубе и качать газ по "Северному потоку — 2", то это означает закрытие либо "Северного потока — 1", либо транзита по "Ямал — Европа". Даже с экономической точки зрения для Газпрома и России это невыгодно. Это трубы, которые принадлежат Газпрому, и за прокачку газа он платит фактически сам себе. Польский участок газопровода "Ямал — Европа" небольшой, и тарифы на транзит там невысокие.

Самое слабое звено в этой конструкции — именно украинская труба. Там и так тарифы высокие и доходы идут в чужой карман, так еще и труба технически устарела. Это значит, что Киев будет требовать переложить дорогой ремонт в тариф, в итоге за ее модернизацию заплатит Россия. Вместо того, чтобы окупить новейшую трубу в Балтийском море.

"Это анекдотическая ситуация. Пятилетний контракт воспринимался как последний. Украина может оставаться как резервное направление, но Россия не может дать ей новый гарантированный контракт на транзит газа", — говорит Симонов.

История о том, что Россия в перспективе может поставлять через Украину водород в Европу, вообще не грани фантастики.

"Какие обязательства Россия может дать по прокачке водорода, когда в теме водорода сейчас 99% хайпа и лишь 1% реального экономического фундамента. Можно, конечно, подписать декларацию о намерениях, но гарантировать транзит несуществующего продукта на несуществующий рынок в Европе Россия не сможет", — говорит глава ФНЭБ.

"Что еще Россия может продать США? Политические обещания уйти из Донбасса? Ровно так же непонятно, что Германия может дать США, чтобы от нее отвязались. На строительство СПГ-терминалов Германия уже давно согласилась, стройки пусть и со скрипом, но идут. Укрепить трансатлантическое сотрудничество Берлин тоже готов. У меня уравнения не складываются", — заключает собеседник.

Ольга Самофалова

Суд обязал НТЭК выплатить рекордную компенсацию за разлив нефти.

Газета РБК

Арбитражный суд Красноярского края обязал "дочку" "Норникеля" — Норильско-Таймырскую энергетическую компанию (НТЭК) — выплатить более 146 млрд руб. в качестве компенсации за вред, причиненный природе разливом топлива из-за аварии на ТЭЦ-3 в Норильске 29 мая 2020 года. Такое решение суд принял в пятницу, 5 февраля, рассмотрев иск к компании на 148 млрд руб. от Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Представитель Генпрокуратуры сообщил, что надзорные мероприятия по восстановлению экологической обстановки в Норильском промышленном районе будут продолжены и после того, как суд взыскал с НТЭК 146,177 млрд руб.

"Ключевым изменением после этого решения должно стать изменение отношения собственников крупных, опасных производств к тому, как они модернизируют свое производство. Необходимо вкладывать средства в модернизацию производства, внедрение наилучших доступных технологий, для того чтобы не допускать таких аварий. Гораздо дешевле модернизировать производство, чем возмещать ущерб в объеме 146 млрд руб.", — сказала вице-премьер Виктория Абрамченко (слова передал РБК ее представитель).

"Норникель" сообщил, что в соответствии с российским законодательством решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его изготовления в полном объеме, если оно не будет обжаловано. Компания планирует внимательно изучить постановление суда после получения его полного текста. Глава компании Владимир Потанин (контролирует 34,2% ее акций) назвал решение суда уроком для "Норникеля" и сигналом для бизнес-сообщества. "Норникель" после решения суда будет относиться к вопросам экологии и промбезопасности еще серьезнее, отметил он.

Другой акционер "Норникеля" — UC Rusal (владеет 27,8% компании) — считает, что наказание не отражает всех предпринятых менеджментом "Норникеля" усилий по минимизации последствий аварии. Капитализация "Норникеля" снизилась по состоянию на 17:45 мск на 1,9%, до 3,98 трлн руб. (основная реакция рынка на предъявленный компании ущерб была летом, сейчас он уже заложен в котировки). "Норникель" уже создал резерв на $2,1 млрд для уплаты штрафа.

Как проходил судебный процесс

Сам "Норникель" оценивал ущерб от аварии на ТЭЦ-3 в 21,4 млрд руб. Компания считает, что из суммы возмещения следует вычесть затраты, понесенные ею при устранении загрязнения и восстановлении окружающей среды. Согласно данным НТЭК, представленным суду, компания потратила на ликвидацию аварии по состоянию на 22 января около 4,08 млрд руб. Компания была не согласна и с применением Росприроднадзором при оценке ущерба максимально возможного коэффициента длительности негативного воздействия (пять из пяти). Он был использован исходя из того, что компания полностью не ликвидировала последствия разлива топлива в течение 500 часов (чуть меньше 21 суток) с момента аварии и допустила попадание загрязняющих веществ в воду. "Норникель" же считает максимально допустимым коэффициент 1,7, поскольку учитывать необходимо срок между временем обнаружения аварии и началом работ по ее ликвидации, а не окончанием таких работ. "Норникель" утверждает, что начал ликвидацию аварии незамедлительно, то есть 29 мая.

В ходе рассмотрения дела НТЭК просила назначить две экспертизы: о возможности восстановления природных объектов, которым был нанесен ущерб в результате разлива топлива, а также о затратах на ликвидацию аварии. Суд отказал в назначении первой экспертизы, а позднее НТЭК отозвала ходатайство о назначении второй, сообщил "Интерфакс". Это связано с тем, что Росприроднадзор уже предоставил правовую позицию о затратах НТЭК, сказал агентству представитель ответчика.

Адвокат Алексей Мельников считает, что суд должен был назначить экспертизу или как минимум не отказывать в ее назначении по ходатайству ответчика, а также активно участвовать в определении вопросов для экспертизы и выборе экспертного учреждения. Ответчик представил заключение специалистов, где ущерб отличается более чем на 100 млрд руб.: для уточнения этого противоречия и нужно было провести экспертизу, пояснил юрист. Очевидно, что рассматриваемый вопрос требует специальных научных познаний, причем комплексных, в таких областях, как экология, почвоведение, водные экосистемы, техническая безопасность, определение экологического ущерба. Таковыми знаниями суд в силу иной специализации обладать не может, добавил Мельников. Без этого, по его мнению, любое вынесенное решение нельзя считать обоснованным и, следовательно, не нарушающим равенство сторон и принцип справедливости.

Руководитель группы оценки рисков устойчивого развития Максим Худалов отмечает, что решение суда первой инстанции не окончательное. "Так что ждем апелляции, поскольку как минимум непонятно, как были учтены расходы компании на ликвидацию разлива нефтепродуктов", — сказал он. Кроме того, аргументы "Норникеля" против методики расчета Росприроднадзора, похоже, не услышаны вовсе, продолжает Худалов.

По его мнению, поскольку средства компания уже зарезервировала, снижения дивидендов не ожидается. "Год был для "Норникеля" очень хорошим, так что я бы не ждал острой реакции", — резюмировал эксперт. Директор группы корпоративных рейтингов S&P Александр Грязнов заметил, что компания платит дивиденды в размере 60% от своей EBITDA, резерв был создан в 2020 году: соответственно, это негативно отразится на дивидендах за 2020 год, часть которых будет выплачена в 2021-м.

На какие цели пойдет штраф

Глава Росприроднадзора Светлана Радионова в конце января заявляла, что "даже не готова рассматривать" мировую с "Норникелем". В пятницу, 5 февраля, Радионова написала на своей странице в Instagram: "Важно лишь то, что мы впервые в истории России громко заявляем: экология — дело каждого! И загрязнитель платит!" До этого Росприроднадзору удавалось взыскать максимум 3,6 млрд руб., напомнила она.

Почти вся сумма (145,492 млрд руб.) будет зачислена в федеральный бюджет согласно внесенным в июле прошлого года поправкам в Бюджетный кодекс, остальное — в бюджет Норильска.

"Очень важно, получив эти средства, направить их целевым образом на экологические проекты, в первую очередь в Красноярском крае, на территории города Норильск. Я, как вице-премьер, буду за этим внимательно следить", — заявила Абрамченко. "Я уверена, что эти деньги пойдут на решение экологических проблем. Я думаю, что правительство примет именно такое решение", — прокомментировала Радионова (ее слова передал РБК представитель Росприроднадзора).

Власти Красноярского края, в свою очередь, готовятся предъявить "Норникелю" дополнительные претензии. Глава региона Александр Усс написал в Instagram: "Нами будут заявлены дополнительные претензии. Речь — о возмещении вреда объектам природы, которые находятся в ведении края. На восстановление экосистемы потребуются годы".

Светлана Бурмистрова

 

 

Hа Приобском месторождении будут наращивать добычу нефти.

Российская газета

Инвестиционное соглашение о стимулировании добычи нефти на Приобском месторождении подписано Минфином и Минприроды с компанией "Роснефть". Об этом сообщила пресс-служба Минфина.

В этом соглашении определен планируемый в 2021-2032 годах объем добычи, который компания обязуется увеличить за счет получения льготы — налогового вычета.

"В документе четко прописаны условия предоставления налоговых стимулов и ответственность за неисполнение условий соглашения", — сказал Министр финансов Антон Силуанов, комментируя подписание соглашения. По его словам, с применением такого механизма государственная поддержка будет достигать цели по повышению инвестиционной активности компаний и способствовать развитию отраслей экономики.

Предельный размер налогового вычета составляет 3 830 млн рублей в месяц, если среднемесячный уровень цен нефти Urals окажется выше базовой, на основе которой сформированы расходы бюджета (43,3 доллара за баррель в 2021 году). Если цена окажется ниже или равной базовой, то налоговый вычет не предоставляется. Суммарно компания может получить налоговый вычет в размере не более 460 млрд рублей.

Определен также порядок мониторинга за выполнением условий соглашения — каждые 3 года компания должна предоставлять Минфину России отчет с указанием плановых и фактических объемов добычи нефти, а также иных показателей для расчёта доходов федерального бюджета.

Закон о предоставлении налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти в Ханты-Мансийском автономного округе — Югре был принят в 2020 году. Обязательным условием для получения льготы является заключение инвестиционного соглашения о стимулировании добычи нефти на участках недр, к которым применяется налоговый вычет.

Приобское месторождение — гигантское нефтяное месторождение в Ханты-Мансийском автономном округе. Доказанные и извлекаемые запасы оцениваются в 2,4 млрд тонн. Разработку северной части месторождения ведет компания "Роснефть", а южной — "Газпром нефть".

Сергей Тихонов

 

 

<< Февраль, 2021 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ