Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

08.05.2014

Правительство согласно повысить тарифы на железнодорожную перевозку нефтеналивных грузов на 6%.

"Ведомости"

Правительство согласно повысить стоимость перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге, сообщил "Ведомостям" федеральный чиновник и подтвердил источник в РЖД. Теперь решение — за президентом Владимиром Путиным, отмечают собеседники. Прежде президент высказывался в защиту нефтяников. Пресс-секретарь Путина вчера был недоступен для журналистов.

Индексация тарифов на нефтеналивные грузы принесет РЖД дополнительные 12 млрд руб., подсчитали чиновники и монополия. Но это не выведет монополию из минуса — ее убыток по итогам года может составить 25 млрд руб., отмечают собеседники "Ведомостей". Компенсировать оставшуюся часть средств монополии придется самостоятельно.

В начале апреля президент РЖД Владимир Якунин говорил, что компания получила "впервые за всю историю" по итогам I квартала убыток в 16 млрд руб. из-за замораживания тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов (по РСБУ за I квартал убыток РЖД составил 10 млрд руб., данные по МСФО поквартально не раскрываются). "На 6,6%, по сути дела, урезан доходный бюджет компании", — сокрушался топ-менеджер (цитата по "Интерфаксу"). "Прибыль компании “Роснефть” на 50% выше планируемой по 2013 г. Возможные издержки, которые эта компания бы понесла от увеличения тарифа, составили бы 3,8 млрд руб. Общая сумма прибыли — 550 млрд руб.", — подчеркивал Якунин.

Нефтяники против индексации тарифов на перевозку нефти. "Чем нефтяная отрасль хуже других? Нам кажется несправедливым, что РЖД хочет компенсировать выпадающие доходы только за счет роста тарифов для нефтяников. У нефтяных компаний растут акцизы, обсуждается опережающий рост пошлин на темные нефтепродукты. При этом правительство требует ускорить модернизацию мощностей. Чтобы выполнить эту задачу на фоне роста налогов и издержек, нефтяники будут вынуждены повышать цены на топливо. И, возможно, придется сокращать объемы переработки, что автоматом ведет к сокращению платежей в бюджет", — возмущен источник в одной из нефтяных компаний. Представители "Роснефти", "Башнефти", "Газпром нефти" от комментариев отказались. Нефтяные компании получили дополнительный доход в том числе из-за колебания курса рубля к доллару, объясняет федеральный чиновник мотивы решения о повышении тарифа на перевозку нефтеналивных грузов. С начала года рубль по отношению к доллару потерял 9,1% (курс на 8 мая — 35,49 руб. за доллар).

Нефть и нефтепродукты составляют 20% от общего объема перевозок грузов (см. график). Нефтеналивные грузы — одни из самых высокодоходных грузов для РЖД. Но их доля сокращается: в 2013 г. РЖД перевезла 250,3 млн т нефтеналивных грузов (на 3% меньше, чем в 2012 г.). Зато растут перевозки угля (одного из самых дешевых грузов): они выросли на 1% к 2012 г. до 310,8 млн т. Из-за роста перевозок низкодоходных грузов чистая прибыль РЖД в 2013 г. сократилась на 61% до 36,7 млрд руб. (хотя выручка монополии выросла на 12,5% до 1,76 трлн руб.). Бесконечно повышать доходность перевозок РЖД за счет индексации тарифов на нефтеналивные грузы нельзя, нужно менять систему тарифообразования, говорит гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров.

Милана Челпанова, Михаил Серов, Галина Старинская.

 


 

В ближайшее время серьезного снижения цен на нефть ожидать не стоит.

"Российская газета"

Цена нефти продолжает колебаться, находясь в серьезной зависимости от экономических и политических событий. В начале недели стоимость барреля даже упала за планку в 100 долларов, но потом наметился очередной подъем. Не остается в стороне от общей тенденции и российский сорт Urals. Однако, считают эксперты "РГ", такие "волшебные качели" не нанесут серьезного вреда бюджету нашей страны.

Сегодня Россия, как основной производитель энергоносителей в мире, находится в очень непростых взаимоотношениях с основными потребителями. И в этом главная опасность влияния на российский бюджет любых колебаний цен, уверен ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. "В то же время проблемы у бюджета начинаются, когда нефть Brend упадет ниже 100 долларов за баррель и продержится на этом уровне значительное время. Однако есть и факторы, которые не дают ей "пасть так низко", — подчеркивает он.

Энергетический баланс США, подчеркнул эксперт, сегодня обеспечивается за счет добычи сланцевой нефти и газа. В результате мировые цены на нефть и газ держатся у нижней возможной границы. Минимально допустимая цена на нефть сейчас для США 98-99 долларов за баррель сорта WTI. "Это связано с субсидированием добычи сланцевой нефти и нефти из битуминозных песков Канады, которая имеет очень высокую себестоимость (от 60 до 80 долларов за баррель). Если упадет, то значительную часть добычи придется свернуть, и, следовательно, цены на углеводородное сырье опять вырастут", — объяснил эксперт.

Поэтому, продолжает он, бюджет России вряд ли может серьезно пострадать от возможных колебаний цен. Но и нельзя забывать, что каждый "доллар падения" приводит к потерям бюджета и ускорению инфляции, снижению темпов роста ВВП.

Как быть в этой ситуации? Нужно внимательно подумать, как цены на энергоносители формируются внутри страны. Танкаев приводит в пример США, где, "сложнодобываемые углеводороды освобождены от налогов и создают низкие внутренние цены на нефть и газ. Для Нового Света это способствовало подъему промышленности", резюмировал он.

Кстати, уже вчера "черное золото" снова подорожало. Основой для роста стали данные о снижении запасов топлива в США.

Тарас Фомченков

 

 

Украина считает, что определить цену российского газа должен стокгольмский арбитраж.

"Ведомости"

"Нафтогаз" Украины еще 28 апреля предложил "Газпрому" пересмотреть цену поставок газа с нынешних $485 до уровня I квартала этого года — $268,5 за 1000 кубометров. Пригрозив при этом в случае отказа начать разбирательство в стокгольмском арбитраже. Представитель "Нафтогаза" раскрыл "Ведомостям" переговорную позицию его компании. "Наше предложение: мы платим по $268,5, "Газпром" поставляет газ, — говорит он. — Если суд решит, что мы должны доплатить, мы доплатим. Это то, что мы называем "цивилизованно решить спор". Почему "Газпром" должен вернуться к "докрымской" цене? Представитель "Нафтогаза" объясняет, что "такую цену “Газпром” признал рыночной за I квартал и с тех пор на газовом рынке цены существенно не менялись". Кроме того, это примерно соответствует ценам на поставляемый в Европу газ "минус транзит по территории Украины", добавляет он.

У "Нафтогаза" высокие шансы выиграть в стокгольмском арбитраже, сказал во вторник в интервью телеканалу Hromadske TV гендиректор "Нафтогаза" Андрей Коболев. Он рассчитывает, что Украина по примеру других европейских стран сможет вернуть часть уже оплаченных средств в виде ретроактивных платежей.

"Газпром" получил такие предложения "Нафтогаза", подтверждает представитель российской компании Сергей Куприянов. Но идти навстречу концерн не намерен. "Позиция красивая. Но почему же с такой “цивилизованной” аргументацией они не платят вообще ничего? Ни за апрель, идя в арбитраж, ни за март, к которому вообще не может быть вопросов, ни за февраль? Где наши деньги? Почему же с такой “цивилизованной” позицией у нас на счетах по нулям?" — удивляется Куприянов.

С сентября прошлого года "Нафтогаз" копит долг перед "Газпромом". На конец марта он составлял $2,2 млрд. Не расплатился "Нафтогаз" и за поставки в апреле. Вчера был последний день для оплаты. Денег от "Нафтогаза" не поступало, говорит Куприянов. Теперь общий долг вырос до $3,508 млрд. При этом Украина почти с самого вступления в силу нового договора о поставках газа в 2009 г. не выполняла условие "бери или плати". Но если еще три года назад сумма неплатежей за "недобор" составляла меньше $1 млрд, то в 2012 г. она была $7,2 млрд, а в прошлом году — $11,4 млрд.

Представитель "Нафтогаза" не стал отвечать на вопрос, почему его компания не оплатила газ за апрель. Представитель министерства энергетики и угольной промышленности Украины был вчера недоступен для журналистов.

Эксперт украинского Института энергетических исследований Юрий Корольчук полагает, что у "Нафтогаза" мало шансов на успех в стокгольмском арбитраже. Он считает, что у компании нет аргументов, чтобы доказать, что цена должна быть именно $268,5 за 1000 кубометров. "Нафтогазу" в таком случае придется объяснять, почему он согласился платить за реверсный газ из Венгрии и Польши по $380 за 1000 кубометров. Ведь это существенно выше рынка. "В лучшем случае получится пересмотреть в сторону снижения параметр "бери или плати", — предполагает Корольчук.

Елена Ходякова.

 

 

Малому бизнесу обещают триллион рублей от заказов госкомпаний.

"РБК daily"

Малый и средний бизнес может получить дополнительно 1 трлн руб., если стимулировать его участие в закупках госкомпаний, рассчитали в Минэкономразвития. Для "Газпрома", РЖД, "Россетей" и "Автодора" разработают специальные партнерские программы. Они, в частности, будут предполагать выплату авансов малым поставщикам в размере 30%. Монополии от этой перспективы не в восторге, признают чиновники.

Сейчас малые и средние предприятия (МСП) обеспечивают только 10% заказов госкомпаний и инфраструктурных монополий, к концу 2014 года их доля должна возрасти до 15%, а еще через год составить четверть всех закупок, следует из уточненной версии "дорожной карты" расширения доступа МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с госучастием (копия есть в распоряжении РБК).

Еще хуже дела обстоят с прямыми закупками— там на МСП приходится только 2% заказов. В планах Минэкономразвития — к концу года довести долю малого и среднего бизнеса до 5%, в 2015 году — до 10%, говорится в документе. "Дорожная карта" за подписью замминистра Евгения Елина направлена на согласование в правительство, сообщил представитель министерства.

В мае прошлого года правительство утвердило первый вариант "дорожной карты", согласно которому доля МСП в закупках госкомпаний к 2015 году должна была вырасти до 18%, к 2018 году — до 25%. Для прямых закупок показатели также были более скромными: в 2015 году предполагалось достичь показателя в 6% от общего объема, в 2018 году — 10%.

В декабре премьер Дмитрий Медведев обязал компании с госучастием свыше 50% до конца года провести заседания советов директоров для обсуждения нововведений. Госпредставители в советах директоров должны были проголосовать за проекты, предусматривающие увеличение компаниями доли закупок в электронном виде (в 2014 году — не менее 40% в общем объеме закупок, в 2015 году — не менее 45%).

Новая версия "дорожной карты" предписывает "Газпрому", РЖД, "Россетям" и ГК "Авто­дор" разработать партнерские программы с малыми и средними предприятиями, предусматривающие прозрачные критерии аккредитации МСП в качестве поставщиков и подрядчиков. Определить требования к таким программам к июню поручено Минэкономразвития, ФАС, Минтрансу и Минэнерго. Пилотные проекты должны стартовать уже в июле. Среди рекомендаций госкорпорациям — выплата МСП не менее 30% аванса от заказа.

Система закупок госкомпаний ориентирована на интересы крупного бизнеса, в первую очередь на дочерние компании заказчиков, отмечают разработчики "дорожной карты". Кроме того, пробиться к заказам госкомпаний малому и среднему бизнесу мешает "отсутствие у заказчиков простой и прозрачной системы закупок". Речь идет о внутренней коррупции, которая существует в крупных госкомпаниях, говорит вице-президент "ОПОРА России" Владислав Корочкин.

Правительство должно было регламентировать особенности участия МСП в закупках госкомпаний, их годовой объем и порядок расчета работ еще в прошлом году. Но из-за согласительных процедур и сопротивления "Росатома", "Газпрома" и РЖД принятие этого постановления пока откладывается на июнь-июль этого года, рассказал РБК замруководителя рабочей группы Агентства стратегических инициатив по мониторингу "карты" Сергей Ветохин.

"Мы не просто не препятствуем, а, напротив, делаем все, чтобы расширить возможности доступа малого и среднего бизнеса к нашим закупкам", — не согласен представитель РЖД. По его словам, компания разработала проект положения о закупках, он учитывает требования утвержденной в прошлом году "дорожной карты". Этим компаниям будет предоставляться ряд преференций, касающихся сроков заключения договоров после подведения итогов конкурса и сроков оплаты работ. Представитель "Газпрома" от комментариев отказался, в "Росатоме" получить комментарий не удалось.

Сейчас малый и средний бизнес либо активно закрывается, либо уходит в сопредельные государства с более благоприятными финансовыми и налоговыми условиями, говорит член генсовета "Деловой России" Сергей Фахретдинов. "Возможно, таким образом удастся хотя бы частично исправить это положение", — предполагает он.

Увеличение доли МСП в закупках в разы за такой короткий срок вряд ли возможно, сомневается глава профильной рабочей группы Национальной ассоциации института закупок Сергей Дашков. По его словам, крупные госкорпорации не заинтересованы в кратном увеличении числа контрактов. Кроме того, отсутствие заказчиков из МСП может быть обусловлено "объективным характером бизнеса".

Достичь поставленных показателей реально, говорит представитель Минэкономразвития. "В соответствии с 94-ФЗ о федеральной контрактной системе, заказчики были обязаны размещать только у субъектов малого предпринимательства не менее 10% заказов. При этом необходимо учитывать, что указанный контрольный показатель "дорожной карты" включает также закупки у субъектов среднего предпринимательства", — отмечает он.

Алиса Штыкина.

<< Май, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ