Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

08.07.2019

Бизнес-сообщество предложило использовать стратегические запасы топлива для стабилизации цен на него.

"Газета РБК"

Глава Российского топливного союза предложил властям использовать запасы топлива Росрезерва для стабилизации ситуации на Дальнем Востоке. Он также советует продлить в регионе соглашение с нефтяниками о заморозке цен на топливо.

Как Росрезерв может стабилизировать ситуацию с топливом в Приморье

Президент Российского топливного союза (РТС объединяет владельцев независимых АЗС по всей России) Евгений Аркуша направил заместителю руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолию Голомолзину предложения "по мерам стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов на территории ДФО (Дальневосточного федерального округа. — РБК)". У РБК есть копия письма главы РТС от 3 июля, его подлинность подтвердил сам Аркуша, указав, что оно подготовлено в соответствии с поручением по итогам совещания в ФАС.

Аркуша предлагает шесть мер для стабилизации топливного рынка Дальнего Востока, где работает всего два крупных завода (Комсомольский НПЗ "Роснефти" и Хабаровский НПЗ "Нефтегазхолдинга", принадлежащий экс-главе "Роснефти" Эдуарду Худайнатову) и ухудшилась ситуация c ценами на топливо в начале июля, после того как истекло время соглашения десяти крупнейших нефтяных компаний с правительством.

Среди этих мер — продажа части запасов топлива Росрезерва на публичных торгах. "В период освежения запасов госрезерва (старые запасы реализуются на закрытых торгах и заменяются новыми. — РБК) осуществлять для предприятий нефтепродуктообеспечения, находящихся на территории округа, продажу моторного топлива с комбинатов [Росрезерва], находящихся на территории ДФО, посредством публичных торгов через территориальное управление ФАС", — предложено в письме.

Представитель ФАС пока не ответил на запрос РБК. "ФАС уже несколько лет просит профильные министерства сформулировать четкий механизм, позволяющий быстро продавать топливо из Росрезерва. Сейчас действуют некие документы, согласно которым нефтепродукты из Росрезерва можно выводить только по инициативе губернатора. И то при условии, что цена на топливо в рознице поднялась на 10% в течение месяца", — говорил в мае 2018 года "Интерфаксу" начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.

Кто может торговать стратегическими запасами

Росрезерв занимается формированием, хранением и обслуживанием запасов государственного материального резерва, то есть запасов на случай войны, чрезвычайных и прочих ситуаций, в которых необходима неотложная материальная помощь государства. По федеральному закону "О государственном материальном резерве" объем этих запасов, а также информация об их замене относится к государственной тайне. РБК направил запрос в Росрезерв, на момент публикации материала ответа на него не поступило.

В запасах Росрезерва есть керосин, дизтопливо летнего и зимнего сортов, а также бензин АИ-80 и АИ-92, рассказал РБК глава Приморского топливного союза и совладелец сети АЗС в Уссурийске "Октант" Владимир Чирсков. Срок годности таких нефтепродуктов составляет пять лет, поэтому они периодически требуют освежения — с различных комбинатов госструктуры старые объемы реализуются на закрытых торгах примерно по 10 тыс. т в год в каждом регионе, их заменяют новым топливом, пояснил он.

"Пять-шесть лет назад реализацию топлива с дальневосточных комбинатов Росрезерва во время освежения запасов осуществляло дальневосточное управление Росрезерва. И объемы могли выкупить дальневосточные компании", — вспоминает Чирсков. По его словам, сейчас это топливо в Приморье могут купить только компании из Москвы и Петербурга, которые его перепродают: "Сделки непрозрачные. О появлении объемов на рынке мы узнаем от перепродавцов". Такое топливо спасает рынок региона в период повышенного летнего спроса, а его продажа на публичных торгах могла бы помочь ценам снизиться, уверен собеседник РБК.

Обычным трейдерам или владельцам АЗС не попасть на торги топливом из Росрезерва, подтвердил РБК источник на рынке трейдинга нефтепродуктов. По его словам, большая часть топлива, которая появляется на рынке в результате обновления запасов, уходит в силовые структуры и Минобороны, а на свободный рынок выходит небольшой объем, который оказывается у перепродавцов.

"Торги по реализации ценностей государственного материального резерва проводятся в форме закрытых аукционов, и к ним может быть допущен ограниченный круг участников. При этом при проведении торгов не допускается создание преимущественных условий для отдельных участников и необоснованных ограничений доступа к участию в торгах", — заявил РБК представитель Минэнерго.

Гендиректор "Аналитики товарных рынков" Михаил Турукалов замечает, что реализация предложения Российского топливного союза возможна только в случае изменения правил торгов запасами Росрезерва. По текущим правилам сделать торги публичными не получится: потенциальные участники не пройдут отбор. Кроме того, топливо из Росрезерва после длительного хранения может не всегда соответствовать стандарту Евро-5 по показателям содержания серы, а также по визуальным характеристикам", — отметил он. Аналитик полагает, что если бы идея РТС по использованию запасов Росрезерва для Дальнего Востока была поддержана, на рынок региона попало бы дополнительно несколько десятков тысяч тонн нефтепродуктов в год, что позволило бы покрыть дефицит и стабилизировать оптовые цены.

Какие еще меры предлагает Топливный союз

Аркуша также предложил увеличить нормативы продаж топлива на биржевых торгах для Комсомольского НПЗ "Роснефти" и Хабаровского НПЗ "Нефтегазхолдинга", обязать их проводить плановую остановку поочередно, и в этом случае недопоставленный на биржу объем распределить между близлежащими НПЗ с целью "недопущения создания дефицита и роста цен".

Голомолзин говорил РБК 2 июля, что требования регулярной и равномерной продажи (более 10% от производства) на бирже выдвигаются ко всем НПЗ. "Нами подготовлены предложения, чтобы и независимые, а не только доминирующие компании торговали на бирже в режиме равномерности и регулярности. Мы считаем, что и "Нефтегазхолдинг" должен работать в соответствии с общими правилами", — указал он. Представители "Роснефти" и "Нефтегазхолдинга" отказались от комментариев.

Еще одна мера из письма — продлить именно для Дальнего Востока действие соглашения нефтяников с правительством о сдерживании цен на бензин и дизтопливо в части индикативных мелкооптовых цен. Но основная задача для Дальнего Востока, подчеркнул Аркуша, — создать конкуренцию между производителями нефтепродуктов для нужд региона, стимулируя их за счет снижения железнодорожных тарифов на его поставку в ДФО на 60% или введения дополнительного демпфирующего механизма (компенсации владельцам НПЗ) от 5 тыс. руб. за тонну и выше. Решения по Дальневосточному федеральному округу включаются в общие демпферы вместе с авиакеросином, сказал РБК представитель вице-премьера Дмитрия Козака, который курирует ТЭК.

Людмила Подобедова, Алина Фадеева

 

 

Новые собственники Антипинского НПЗ запустят предприятие по давальческой схеме на нефти "Сургутнефтегаза".

"Ведомости"

Антипинский нефтеперерабатывающий завод, крупнейший независимый НПЗ в России, возобновит работу в конце июля, рассказал "Ведомостям" знакомый топ-менеджеров завода и подтвердил человек, близкий к одному из акционеров предприятия. НПЗ был остановлен в апреле — ему не на что стало покупать сырье.

Предприятие начнет работать по давальческой схеме с 20 июля, знают собеседники "Ведомостей", а один из них сообщает, что завод будет работать на сырье "Лукойла" и "Сургутнефтегаза".

Сейчас Антипинский НПЗ находится в предбанкротном состоянии — документы о признании завода банкротом подал гендиректор Максим Андриасов, долг компании — $5 млрд, из них $3 млрд — Сбербанку. Первое слушание о банкротстве Антипинского НПЗ намечено в Арбитражном суде Тюменской области на 18 июля. Намерен ли менеджмент отзывать заявление о банкротстве, не ясно — представитель НПЗ этого не говорит.

Арбитражный управляющий Евгений Семченко объясняет, что на первом слушании в арбитраже может быть введена процедура наблюдения — у НПЗ может появиться временный управляющий, с которым менеджменту нужно будет согласовывать сделки дороже 5% балансовой стоимости предприятия. Однако смысл деятельности управляющего будет состоять в том, чтобы попытаться наладить бизнес НПЗ, вряд ли он будет препятствовать планам собственника.

А новый собственник — азербайджанская Socar — будет покупать нефть и торговать нефтепродуктами, уверяет второй из собеседников "Ведомостей". "Они оплатили "Сургутнефтегазу" [нефть за] июль", — сообщает еще один контрагент Антипинского НПЗ.

Антипинский НПЗ может перерабатывать 9 млн т нефти в год, до весны он входил в группу "Новый поток" Дмитрия Мазурова. В 2018 г. убыток НПЗ достиг 35,7 млрд руб., а долговая нагрузка превысила 20 EBITDA. В I квартале 2019 г. при выручке в 36,2 млрд чистый убыток составил 4 млрд руб.

В апреле Антипинский НПЗ заключил несколько сделок (1020 т дизельного топлива на $728 407) и не исполнил их, писала Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ). Одновременно трейдинговая "дочка" банка ВТБ — VTB Commodities Trading заявила, что Антипинский НПЗ несколько месяцев не выполнял контрактных обязательств: трейдер выдал аванс НПЗ на покупку нефтепродуктов, а НПЗ продал эти нефтепродукты третьим сторонам. VTB Commodities Trading подала в Лондонский суд, чтобы заморозить имущество и активы Антипинского НПЗ.

Все это вынудило Антипинский НПЗ в апреле прекратить выпуск продукции и перейти в режим горячей циркуляции, при котором топлива не производятся, а уже выработанные нефтепродукты прогоняются по замкнутому контуру. В мае завод пришлось вовсе остановить, а недавно он снова введен в режим горячей циркуляции.

Выводить из него НПЗ новые собственники начнут 20 июля, на это потребуется несколько дней, знает собеседник, знакомый с менеджерами предприятия. Первое время завод будет работать на привозном сырье, а позже планирует снова подключиться к системе трубопроводов "Транснефти". В начале мая НПЗ был снят с плана прокачки нефти, и поставки на него были прекращены. "На июль Антипинский НПЗ сделал заявку на [поставку через систему "Транснефти"] 200 000 т", — сообщил собеседник, близкий к одному из контрагентов НПЗ, и подтвердил представитель "Транснефти". Российское представительство Socar ведет переговоры с СПбМТСБ о подключении к системе торгов, знает один из собеседников "Ведомостей", но сам завод продукцией торговать не будет.
Представители СПбМТСБ, "Лукойла", "Сургутнефтегаза", как и Сбербанка, не ответили на вопросы "Ведомостей".

"Благодаря высоким ценам на нефть и стабилизации ситуации на внутреннем рынке сейчас переработка выгодна компаниям, маржа в среднем по отрасли составляет 2000 руб. на 1 т, в прошлом году маржа была всего 1500 руб.", — говорит консультант Vygon Consulting Евгений Тыртов. Он считает, что маржа Антипинского НПЗ при полной загрузке окажется ниже среднеотраслевой, но все равно будет положительной — 900 руб. на 1 т.

"Работа по давальческой схеме особенно актуальна для независимой (не имеющей мощностей переработки) розницы, поскольку позволяет снизить риски увеличения потерь при реализации моторных топлив. При такой схеме компании в случае роста оптовых цен смогут компенсировать убытки в рознице за счет реализации топлива с НПЗ", — заключает Тыртов.

Виталий Петлевой

<< Июль, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ