media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

08.08.2019

Правительство утвердило дорожную карту введения метода эталонных затрат.

"Ведомости"

Правительство 6 августа согласовало дорожную карту перехода к методу эталонных затрат для расчета тарифов на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение. Мероприятия рассчитаны на год — с сентября 2019 г. по август 2020 г. Полный переход планируется завершить в 2023 г. "Ведомости" ознакомились с копиями документов, представители профильного вице-премьера Виталия Мутко и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) подтвердили их подлинность.

Изменить регулирование тарифов поручал президент Владимир Путин в августе 2018 г. Проект нового закона о тарифах подготовили ФАС и Минэкономразвития.

Сейчас тарифы регулируют более 20 федеральных законов и 100 подзаконных актов, рассказывал "Ведомостям" замруководителя ФАС Сергей Пузыревский: закон установит "единые правила игры". В первую очередь — метод сравнительного анализа, он же метод эталонных затрат. Планируется сравнивать операционные расходы и технико-экономические показатели организаций с одинаковой деятельностью в сопоставимых условиях, говорится в приложении к дорожной карте.

Последняя версия законопроекта устраивала не всех. На экспертном совете комитета Госдумы по энергетике в феврале он поддержан не был, напоминал представитель Минэнерго. Теперь же министерство, а также ФАС, Минэкономразвития и Минстрой будут исполнителями дорожной карты. Ведомства с поручением правительства ознакомлены, сказали "Ведомостям" их представители.

За год — до августа 2020 г. — нужно будет изучить текущее состояние объектов, подготовить проект нормативно-правового акта по установлению эталонов, разработать методику расчета эталонных затрат, график перехода на новую систему для регионов и единый классификатор операционных расходов, говорится в дорожной карте. Сроки на проработку всех мероприятий очень сжатые, обеспокоен заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Александр Эпштейн: вероятно, будут утверждать недоработанные документы.

Планируется, что в августе 2020 г. ФАС и Минэкономразвития протестируют расчет эталонов. Хорошо, что начнут с пилотных проектов, а не введут сразу на всю страну, считает Эпштейн, но работа должна быть публичной, с привлечением отраслевых ассоциаций.

Оценить влияние дорожной карты можно будет после разработки нормативно-правовых актов, сказал представитель "Интер РАО": пока правительство их не опубликовало.

Цена должна определяться рыночным способом, отметил заместитель генерального директора "Т плюса" Александр Вилесов: это исключит саму необходимость регулирования затрат и позволит справиться с проблемами обновления системы теплоснабжения. "Газпром энергохолдинг" отказался комментировать неопубликованный документ.

Для водоканалов эталонные затраты — не лучший вариант формирования тарифов, поскольку технологии сильно зависят от условий деятельности, сказал Эпштейн: усреднение приведет к росту неучитываемых расходов. К разработке методик расчета тарифов не будут привлекать Минстрой — ведомство, ответственное за развитие ЖКХ, недоволен он. Этим займутся только ФАС и Минэкономразвития, судя по дорожной карте.

Операционные расходы, которые показывают компании, часто недостоверны, данные для определения тарифов в них неполные и некачественные, говорится в приложении к документу: из-за этого могут возникнуть неточности в расчетах. Поэтому нужно переходить на цифровое регулирование, подчеркивают они: для этого может быть использована Единая информационно-аналитическая система ФАС, созданная 15 лет назад, если ее обновить.

Система будет доступна только федеральным органам, а регионы доступа не получат, обращает внимание Эпштейн. Сбор такой информации необходим для всех уровней власти, и управление нужно передать правительству, а не ФАС. В документе смешано эталонное нормирование и создание информационной системы, говорит он, но создание последней отраслевое сообщество поддержит. Мы приветствуем цифровизацию для прозрачности регулирования, заключил Вилесов.

Анна Червонная, Елена Вавина

 

 

Независимость Приднестровья может закончиться вместе с украинской трубой.

"Независимая газета"

Молдавия с 1 января может остаться без российского газа, а Приднестровью придется расстаться со своей независимостью. При этом степень потери будет определять источник все того же газа. Если он пойдет в непризнанную республику из Молдавии, Кишинев будет управлять своим восточным регионом посредством газового вентиля. Если поставщиком станет Украина, Тирасполю придется считаться с ее интересами. Молдавские власти ведут газовые переговоры с Россией, Украиной и ЕС. Но чтобы покупать газ в Европе по реверсу, нужно, чтобы он был.

У Республики Молдова сегодня есть только один контракт на закупку газа — с российской компанией "Газпром", но обсуждение диверсификации источников газоснабжения ведется на трех направлениях, заявил в эфире одного из национальных телеканалов министр экономики РМ Вадим Брынзан. Он сообщил: "Мы работаем на трех направлениях. Первое заключается в том, чтобы пересмотреть контракт или заключить двухлетний контракт с "Газпромом", чтобы у нас было время до завершения газопровода Унгень (город на границе с Румынией. — "НГ") — Кишинев, который будет готов к марту следующего года. Мы работаем с партнерами из Румынии, чтобы ускорить процесс".

Министр пояснил, что одновременно ведутся переговоры с Украиной — о поставке газа через северные районы Молдавии. "Мы хотим запастись украинским газом, чтобы зимой у нас были запасы газа на тот случай, если с "Газпромом" что-то пойдет не так", — сказал Брынзан.

Еще одним направлением в плане источников газоснабжения является, по мнению Вадима Брынзана, газопровод Turk Stream.

"Мы работаем с болгарской стороной, через территорию которой пройдет этот трубопровод, чтобы привести газ в южную часть Республики Молдова", — сказал молдавский министр. При этом он заметил, что "все эти переговоры" нужно было вести 20 лет назад, но отсутствовал политический интерес. "Делались деньги на сделках с газом и электричеством, потому что они взаимосвязаны. Стоявшие за этим люди заработали серьезные деньги, как здесь, так и в Приднестровье", — сообщил Вадим Брынзан. Он подчеркнул, что долг приднестровского региона перед "Газпромом" не является долгом Республики Молдова: "У них — свой долг, у нас — свой". Ранее о том, что Кишинев не станет оплачивать газовые счета Приднестровья, заявил президент РМ Игорь Додон.

Что касается румынского вектора, по которому в Молдавию может поступать как румынский, так и европейский (купленный в России) газ, то разговоры об этом ведутся уже несколько лет. Ранее премьер (теперь уже экс) РМ Павел Филип торжественно открывал строительство газопроводной ветки Яссы (город в Румынии) — Унгены. Но позже телевизионщики показали, что на самом деле "открывалось": на землю был положен кусок трубы, представленный как начало стройки века, потом успешно забытый. Правда, представители правившей в то время Демократической партии говорили, что трубопровод был построен, но перекрыт из-за нехватки газа у Румынии. Теперь речь идет о строительстве еще одного участка трубопровода на территории Молдавии — до границы с Румынией. Но даже если его протянут и соединят с румынским, он не станет рабочим до тех пор, пока в него не запустят газ. А в Румынии своего газа хватает только для себя, продать РМ она может голубое топливо, поступившее в ЕС из РФ.

Правда, недавно министр иностранных дел РМ Нику Попеску заявил, что ведутся работы по строительству газопровода Яссы-Унгены, причем на семи участках одновременно, скоро на стройплощадки доставят и газовые трубы. Об этом он заявил после встречи в рамках межминистерской рабочей группы Молдова-Румыния, передает protv.md. При этом Попеску не объяснил, зачем строить то, что, как утверждалось прежним молдавским правительством, уже введено в эксплуатацию.

Между тем глава "Газпрома" Алексей Миллер и президент Молдавии Игорь Додон обсудили поставки российского газа в республику. Стороны договорились провести переговоры по условиям новых контрактов с 1 января 2020 года на поставку и транзит газа. Заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отметил: "Опасения Игоря Додона по поводу поставок российского газа имеют под собой все основания. Проблема заключается в особенностях инфраструктуры по доставке газа и устоявшихся маршрутах. Как известно, действующие контракты между Россией и Украиной по транзиту истекают 31 декабря этого года, а для Молдавии этот маршрут — единственный, по которому она способна получить энергоноситель. Если случится нечто, что не позволит продолжить транзит, Украина его перекроет. Молдавия в разгар зимы просто останется без голубого топлива". Сайт "Экономика сегодня" сообщил, что Гривач обратил внимание на отсутствие у республики подземных хранилищ и альтернативных источников получения газа. По его словам, России предстоит провести с Украиной переговоры. Соглашение о транзите газа через украинскую территорию должно появиться до декабря. Но в Кишиневе допускают, что может не произойти. И на этот случай молдавские власти начали переговоры с Киевом по поводу поставок через Украину газа из ЕС, а также о возможной аренде РМ части украинских газовых хранилищ. Об этом рассказала во время визита в Киев премьер-министр РМ Майя Санду. Она также сообщила о планах Кишинева Еврокомиссии. Ранее "Укртрансгаз" уже направлял предложение руководителям молдавской газовой отрасли создать собственный страховой запас газа в украинских подземных хранилищах.

Вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович предложил заключить долгосрочный, как минимум на 10 лет, контракт с "Газпромом", гарантирующий прокачку не менее 60 млрд куб. м в год. Это, конечно, предмет для того, чтобы начать переговоры, но они будут заведомо долгими и трудными, полагают эксперты, подчеркивая, что неизвестно, пойдет ли "Газпром" на такие условия.

Ситуация усугубляется тем, что с 1 января 2020 года Трансбалканский газопровод — Украина, Молдавия, Румыния, Болгария, Турция — прекращает свою работу, так как начинает работать "Турецкий поток". Между тем этот газопровод может стать одним из направлений возможного обеспечения Молдавии и Приднестровья газом.

Приднестровье оказывается в более сложной ситуации, чем РМ, так как оно граничит только с Молдавией и Украиной. С 1 января 2020 года Россия может прекратить транзит через Украину. Румыния, готовясь к этому, срочно тянет газовую трубу к "Турецкому потоку". Из Румынии труба будет протянута и в Молдавию. Но вот дойдет ли она до левого берега Днестра — вопрос. А если и дойдет, то через Молдавию. И Кишинев будет разговаривать с Тирасполем, держа руку на газовом вентиле.

У Приднестровья есть еще одна возможность — получать газ из ЕС через Украину, минуя Молдавию. Но пойдет ли на это Киев, зная, что Кишинев против? А если Кишинев даст добро, то Приднестровье будет зависеть не только от молдавских, но и от украинских властей. А это означает сдачу Тирасполем всех позиций. От возвращения в Молдавию непризнанную республику может спасти только транзитное газовое соглашение РФ с Украиной. Но неизвестно, входит ли это в планы Кремля, который, судя по всему, поставил на новую молдавскую власть.

Светлана Гамова

 

 

"Ведомости"

Регулятор энергосистемы "Совет рынка" предложил ввести потолок цен для программы развития возобновляемой энергетики, не ограничивая мощность новых станций, как это происходит сейчас. Предельная стоимость программы должна определяться ежегодно с учетом других программ модернизации и субсидирования в электроэнергетике, чтобы рост платежей для потребителей не превышал инфляцию (ограничить рост цен поручил в 2018 г. президент России Владимир Путин). Свои предложения регулятор 6 августа направил в Минэнерго, рассказал "Ведомостям" представитель регулятора.

"Совет рынка" предлагает отбирать наиболее дешевые проекты, пока их общая стоимость не достигнет установленного на год ценового предела, рассказал представитель регулятора: "Таким образом, если будут заявляться дешевые проекты, то их можно будет отобрать по объему больше, а дорогих — меньше".

Генерация на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России строится по договорам предоставления мощности (ДПМ, гарантируют инвесторам базовую доходность 12%). По этой программе к 2024 г. в России должны построить около 5,5 ГВт зеленых мощностей. Сейчас в правительстве обсуждают возможность продлить программу до 2035 г.

К окончанию программы ВИЭ-генерация должна конкурировать на общих основаниях, говорит представитель "Совета рынка". Для этого регулятор предлагает установить такие предельные параметры отбираемых проектов, чтобы к концу программы цены на электроэнергию от ВИЭ сравнялись с ценами на оптовом рынке. Субсидии для зеленой генерации должны также зависеть от загруженности станций — полная компенсация затрат возможна только при загрузке до нормативного уровня. Его в свою очередь стоит поднять выше существующего.

Предложенный "Советом рынка" подход обсуждался 15 июля на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, рассказал его представитель. "Совету рынка", Минэнерго и другим министерствам поручено до 6 августа внести предложения по параметрам отборов ВИЭ ("Ведомости" ознакомились с копией протокола). Пока никакие предложения в правительство не пришли, сказал в среду представитель Козака. По оценкам Минэкономразвития, если ограничить поддержку ВИЭ инфляцией, она составит 659,3 млрд руб. до 2050 г., когда заканчиваются повышенные платежи потребителей. Другие данные у аналитика "ВТБ капитала" Владимира Скляра. С учетом действующих программ развития энергетики в 2025 г. инвестиционный ресурс на поддержку ВИЭ составит около 70 млрд руб., ежегодно он будет расти на 25-30 млрд руб., подсчитал он: "Таким образом, в тарифе достаточно ресурса для инвестиций на 1 трлн руб. до 2030 г.". Оценивать ресурс на продление программы после 2025 г. исходя из текущих темпов роста цен некорректно, считает представитель "Совета рынка".

Предложенная "Советом рынка" конструкция будет стимулировать участников отрасли к снижению цен строительства и позволит наращивать мощность новой генерации и производства локализованного оборудования, говорит представитель Ассоциации развития возобновляемой энергетики. Рост мощности повлияет на развитие технологии и повышение эффективности проектов, что позволит наращивать загруженность зеленой генерации, продолжает он: "Мы ориентируемся на рост этого показателя на 10% как для солнечных, так и для ветровых станций". В ассоциации также считают достижимым снижение стоимости зеленой электроэнергии до средней по рынку к 2036 г. Но это требование должно распространяться и на дорогостоящие проекты традиционной генерации, считает представитель ассоциации. Технологии в солнечной энергетике обладают большим потенциалом снижения стоимости за счет эффекта масштаба, поэтому предлагаемый механизм отвечает целям программы, сказал представитель "Хевела" (совместное предприятие "Реновы" и "Реам менеджмента").

Цена электроэнергии уже сейчас перегружена надбавками и субсидиями и продолжает бесконтрольно расти темпом, кратно превышающим инфляцию (около 12% в 2018 г.), говорит заместитель директора Сообщества потребителей энергии Валерий Дзюбенко: "Предложения о дальнейшем росте цены даже по уровню инфляции неприемлемы для промышленных потребителей, целесообразно обсуждать меры по сокращению цен и тарифов, а дальнейшую поддержку ВИЭ за счет платежей промышленности исключить совсем".
Представитель Минэнерго отказался от комментариев.

Елена Вавина

<< Август, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ