media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

08.09.2015

Действие бюджетного правила приостановлено. Оно позволило сберечь нефтяные деньги в тучные годы, теперь их же поможет сберечь его отмена.

"Ведомости"

Бюджет 2016 г. будет сверстан без учета бюджетного правила: комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила приостановку его действия, сообщил вчера зампред Госдумы Александр Жуков. Сам бюджет, по поправкам в Бюджетный кодекс, будет сверстан только на 2016 г., а не на три, как прежде; сдвинется и срок представления бюджета в Госдуму — с 1 на 25 октября. Изменения вызваны сложностью прогнозирования, указал Жуков. А министр финансов Антон Силуанов подтвердил, что бюджет 2016 г. будет сверстан из расчета цены барреля нефти в $50 — как и в 2015 г.

После 2016 г. бюджетное правило вернется, но будет модифицировано, обещал Силуанов.

Приостановка бюджетного правила дает дополнительную гибкость при определении расходов, объяснил замминистра финансов Максим Орешкин, это не значит, что будет более мягкая бюджетная политика. Именно бюджетное правило не позволяло сократить расходы ниже установленных в "Основных направлениях бюджетной политики" — 15,865 трлн руб. в 2016 г. С приостановкой бюджетного правила такая возможность появляется, сказал Орешкин.

"Бюджетное правило — инструмент трехлетнего планирования, необходимый, чтобы в среднесрочном периоде расходы бюджета не слишком занижались и не слишком завышались. К годовому оно не очень применимо и начинает мешать", — говорит помощник президента Андрей Белоусов. Приостановку бюджетного правила поддержал у себя в твиттере и бывший министр финансов Алексей Кудрин, который его ввел: "Оно оказалось слишком мягким".

Бюджетное правило определяет расходы бюджета, исходя из расчетной цены нефти (в среднем за несколько предыдущих лет) плюс 1% ВВП.

Если цена нефти оказывается ниже фактической, дополнительные нефтегазовые доходы поступают в резервный фонд. Если выше — бюджет тратит резервный фонд.

По бюджетному правилу дефицит в 1% ВВП предполагался при долгосрочной средней цене нефти, в 2016 г. она в соответствии с правилом должна составлять $87 за баррель, говорит Орешкин: "Понятно, что такая цена далека от реалий, и поэтому вопрос 1%-ного дефицита сейчас становится чисто теоретическим".

Минфин в начале лета уже предлагал изменить бюджетное правило, скорректировав расчетный курс рубля — обычно он берется из прогноза Минэкономразвития. Это не было проблемой в 2010–2013 гг., когда курс колебался в пределах 29–32 руб./$, отмечает Алексей Девятов из ЦЭФИР, но девальвация все изменила. Получалось, что при расчете бюджета на 2016 г. по цене нефти в $87за баррель, как требует бюджетное правило, и по курсу 56,8 руб./$, как прогнозировало Минэкономразвития на 2016 г., расходы увеличивались на 1,5 трлн руб. Минфин предлагал "уравнять" цену нефти и курс, взяв для бюджетных расчетов тот курс рубля, который сложился бы при цене нефти в $87 за баррель.

Это позволяло избежать навеса расходов в 2016 г., но не позволяло их сократить более чем на 2,5%. Тогда как даже если принять предложение Минфина о продлении 10%-ного секвестра госпрограмм и двукратном сокращении индексации пенсий, в бюджете 2016 г. получалась дыра в 1,9 трлн руб. (около 2% ВВП), а средств резервного фонда едва хватало на два года.

Главный ориентир при подготовке бюджета-2016 — макроэкономическая стабильность, т. е. тот дефицит, который можно позволить, ориентируясь на среднесрочную динамику, говорит Орешкин: "А мы предполагаем, что в ближайшие годы цена нефти останется вблизи текущих значений".

"Предельный уровень расходов рассчитывается как сумма доходов (исходя из прогноза цены на нефть и курса) плюс возможности заимствования на внутреннем рынке и средства резервного фонда — чтобы на конец 2018 г. в резервном фонде и фонде национального благосостояния (ФНБ) совокупно осталось менее 2 трлн руб.", — говорит высокопоставленный чиновник. На 1 сентября в резервном фонде было 4,7 трлн, в ФНБ — 4,9 трлн руб.

Без сокращения расходов небаланс 2016 г., по расчетам Экономической экспертной группы, может составить 2,6 трлн руб. — такова разница между доходами при $50 за баррель и заложенными в законе о бюджете. Вопрос секвестра даже не стоит — вопрос в его масштабе, считает Александра Суслина из Экономической экспертной группы: он будет определяться комбинацией различных источников покрытия дефицита.

Для правительства сейчас критически важно пойти по пути существенного сокращения расходов и убедить в этом президента, говорит высокопоставленный чиновник, иначе либо опустошение резервного фонда, либо нестандартные меры вроде замораживания накопительной пенсии.

Попытки смягчить бюджетное правило неоднократно предпринимали отраслевые лоббисты и некоторые чиновники, которые настаивали на стимулировании экономического роста. Еще в прошлом году Минэкономразвития предлагало так подкорректировать правило, чтобы расходов выходило больше, но президент поддержал Минфин. После резкого обвала цен на нефть Минфин уже сам оказался на другой стороне, понял, что с правилом надо что-то делать, и предложил нейтрализовать эффект девальвации. Реакции правительства на идею не последовало, а сейчас решили не хитрить и просто отменить, вспоминает хронологию один из чиновников. Можно было бы сдержать расходы и менее радикально, используя новую трактовку Минфина, отмечает Суслина.

"Правило не прожило и нескольких лет, порушилось при первом сильном движении котировок", — иронизирует один из чиновников. Но изначально, по его словам, было понятно, что оно будет действовать только в одну сторону, а при падении цен все сделают вид, что его не было: "Тратить последние резервы в кризис президент не станет".

Похоже, долгосрочная бюджетная стабильность и желание сохранить деньги в резервах превалируют над традиционным популизмом в выборный год (в 2016 г. выборы в Госдуму), заключает Владимир Тихомиров из БКС.

Сейчас изменение правила полезно, но вот сама смена правил — неприятный прецедент, предупреждает Суслина: "Оно было непререкаемым — сегодня его приостанавливают, чтобы не раздувать расходы, а в следующий раз могут приостановить, чтобы, наоборот, расходы увеличить".

Маргарита Папченкова, Ольга Кувшинова

 

 

Россия отказалась стать частью мирового нефтяного картеля.

"Российская газета"

Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) предлагала России влиться в свои ряды, однако наша страна сочла такое предложение нецелесообразным. Об этом заявил глава "Роснефти" Игорь Сечин. России это просто невыгодно, считают эксперты "РГ".

"Переговоры, которые проводятся между Россией и ОПЕК, достаточно позитивные, приводят к обмену мнениями. ОПЕК предлагал России стать членом организации", — рассказал президент "Роснефти". По его словам, одна из причин, по которой Россия не пошла в ОПЕК, — разные регуляторная и бизнес-среды. Так, в странах ОПЕК добыча нефти является делом государственных компаний, "а российская нефтяная промышленность является частной, что нехарактерно для стран ОПЕК".

Кроме того, по словам Игоря Сечина, в связи с климатическими особенностями Россия не может быстро регулировать добычу нефти.

"Правительство России, понимая различия в условиях добычи и собственности, соглашается на статус наблюдателей в ОПЕК, но входить в качестве страны-члена Россия, конечно, не может в силу тех обстоятельств, о которых мы говорим", — подчеркнул Сечин.

Но здесь есть еще одно обстоятельство: условия, которые хочет диктовать ОПЕК, не очень выгодны России. "Мы бы потеряли гибкость в политике увеличения или сокращения добычи, так мы были бы лимитированы определенной квотой", — рассказал "Российской газете" доцент РАНХиГС при президенте РФ, кандидат экономических наук Иван Капитонов.

Глава "Роснефти" считает, что в "последнее время функции ОПЕК как регулятора рынка утрачены".

"Смысла какого-то входить в эту организацию для России нет", — заключил Сечин.

Шансов, что всем миром получится договориться об удобных для всех уровнях нефтяных котировок, практически нет. "Крупнейшие производители нефти — Саудовская Аравия, Россия, США, в определенной мере Иран — имеют столь существенные расхождения по целому спектру своих интересов, в том числе геополитических и региональных, что им трудно прийти к согласованным действиям в этом круге вопросов", — замечает Игорь Сечин.

Действительно, ОПЕК в одиночку уже не справляется со своими прямыми функциями, соглашается Иван Капитонов. Ведь сейчас возник фактор, который мешает ОПЕК: идут спекулятивные игры на нефть на финансовых рынках. Если ОПЕК не захочет договариваться с Россией, то мы всегда можем нарастить добычу. А по прогнозам Игоря Сечина, добыча "черного золота" в нашей стране в обозримой перспективе может быть доведена до 700 миллионов тонн в год. Сегодня она составляет чуть больше 520 миллионов тонн, а всего в мире добывается порядка 1,7 миллиарда тонн нефти.

"ОПЕК не на руку повышение добычи со стороны России, так как уже существующий уровень цен на нефть для них не является комфортным. Если кто-то существенно увеличит добычу, цена на "черное золото" пойдет еще дальше вниз", — добавляет Иван Капитонов.
И цифра добычи в 700 миллионов тонн нефти в год не выглядит недостижимой.

"Мы можем выйти на такой уровень, но только в случае применения передовых технологий по интенсификации добычи для повышения коэффициента извлекаемости нефти из скважины", — пояснил эксперт.

Ярослав Николаев

 

 

Москва и Киев снова обсудят скидки на газ.

"Новые Известия"

Переговоры по газу в трехстороннем формате Россия — Украина — ЕС должны пройти 11 сентября в Вене. Такие ожидания высказал министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин, хотя он и не исключил переноса даты переговоров. Между тем приближается четвертый квартал 2015-го и сторонам необходимо как можно быстрее заключать новые договора по поставкам газа на Украину — с тем, чтобы страна не осталась на зиму без топлива.

Естественно, по мере приближения очередного раунда переговоров и отопительного сезона возобновились обсуждения возможной цены и условий поставок российского газа на Украину. Ранее "НИ" уже писала о возникшей в этом вопросе коллизии: "Газпром" настаивает на соблюдении контракта 2009 года, в соответствие с которым цены для украинской стороны на период октябрь-декабрь 2015 года составляет 252 доллара за тысячу кубометров "голубого топлива" без всяких скидок.

При этом, как заявил министр энергетики РФ Александр Новак, Москва готова предоставить Киеву скидку на газ и в четвертом квартале, в результате чего цена на "голубое топливо" получится "незначительно ниже" цены третьего квартала. Напомним, что во втором-третьем кварталах 2015-го российский газ стоил Украине 247,18 доллара за тысячу кубометров. Но с 1 июля Украина отказалась от закупок российского газа, мотивировав это слишком высокой и невыгодной для себя ценой.

Что, впрочем, не помешало Киеву приобретать европейский реверсный газ по цене 250 долларов за тысячу кубометров, что привело к потере 8,6 млн. долларов. Но подтверждение европейской лояльности, видимо, стоит этих денег. Глава "Газпрома" Алексей Миллер со своей стороны заявил, что возобновления российских поставок до конца сентября не будет.

Напомним, что для безболезненного прохождения грядущего зимнего периода Украине надо запасти в своих подземных хранилищах газа (ПХГ) не менее 19 млрд. кубометров. Сейчас, по заявлениям украинского премьер-министра Арсения Яценюка, в ПХГ страны находится 14,5 млрд. кубометров газа, и власти ищут дополнительные финансовые ресурсы для увеличения объемов закупок. На прошлой неделе министр финансов Наталья Яресько обратилась к коллегам из стран Большой семерки с просьбой о финансовой помощи.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что украинские власти намеренно драматизируют ситуацию, дабы снять с себя ответственность за предстоящий отопительный сезон и выбить деньги из Европы.

Между тем "Газпром" не теряет надежды минимизировать транзит своего топлива через территорию Украины. Основные надежды, как известно, возлагаются на "Турецкий поток", который в декабре 2014 года пришел на смену свернутому проекту "Южного потока". Как заявил в минувший понедельник заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев, Турция не отказалась ни от второй, ни и от третьей, ни от четвертой ниток будущего трубопровода. Ранее, в конце июля, Александр Новак подтвердил, что межправительственное соглашение по второй–четвертой ниткам будет выделено в отдельный документ.

Кроме того, 4 сентября в ходе Восточного экономического форума "Газпром" подписал соглашение по трансбалтийскому газопроводу "Северный поток-2", предназначенному для увеличения поставок природного газа в ЕС. Проект предусматривает строительство двух ниток морского газопровода общей мощностью в 55 млрд. кубометров газа в год по дну Балтийского провода из России в Германию.

Если этот проект будет реализован, то он, как и "Турецкий поток", пойдет в обход Украины и тем самым лишит ее транзитных платежей. Напомним, что транзитный договор с Украиной истекает в 2019 году, и Москва уже высказывала намерение не продлевать его дальше. По мнению экспертов, подписание соглашения о "Северном потоке-2" свидетельствует об отсутствии в ЕС единого мнения по вопросу импорта российского газа в целом и через украинскую территорию, в частности. Ведь крупнейшие энергокомпании Великобритании, Франции, Германии и Австрии подписались под проектом, который если не прекращает, то минимизирует поставки газа через страну, которой они официально оказывают поддержку.

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в связи с этим заметил, что пока российский газ для европейского рынка незаменим даже с учетом общего падения потребления "голубого топлива", и его доля вряд ли упадет ниже нынешних 30%. Хотя нынешнее падение цен на нефть, к которым привязано ценообразование на российский газ, может заставить "Газпром" отказаться от этой формулы и перейти на давно лоббируемую Европой привязку к стоповым контрактам на европейских газовых хабах.

Арина Раксина

<< Сентябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ