conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

08.09.2017

Россия может не продлить весной соглашение с ОПЕК об ограничении добычи нефти. Это приведет к падению цен на нефть, говорят эксперты.

"Ведомости"

Россия не принимала решения о продлении соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи нефти. Более того, она считает, что делать это надо только в случае форс-мажора, заявил в интервью РБК-ТВ министр энергетики Александр Новак. "Мы исходим из того, что рынок балансируется, — объяснил чиновник. — Мы видим стабильные цены в районе $50 [за баррель], меньшую волатильность, снижение запасов". "Если вдруг <...> рынок не будет сбалансирован и мы будем видеть риск для рынка, тогда будем обсуждать с коллегами такие опции, как продление", — добавил Новак.

Соглашение о сокращении добычи нефти между ОПЕК и присоединившимися к картелю странами, в том числе и Россией, продлено с 1 июля нынешнего года на девять месяцев — до 1 апреля 2018 г.

Пока форс-мажоры лишь помогают сделке ОПЕК+. Цена нефти Brent превысила $54 за 1 барр. — из-за ураганов в США добыча в Техасе снизилась, напоминает аналитик "Атона" Александр Корнилов. Новак отметил, что текущая цена на нефть позволяет обеспечивать инвестиции в отрасль: "Мы видим возврат инвестиций, которые сократились в 2014-2015 гг. на сумму более $500 млрд. Для нас важно, что такая цена оптимальна и для производителей, и для потребителей. Тем не менее я не исключаю волатильности, которая может зависеть от форс-мажорных обстоятельств, от ситуации в той же Ливии, Нигерии и т. д.". Эффект от сделки ОПЕК+ есть: например, в США (по данным EIA) с начала марта запасы в нефтехранилищах сократились по сравнению с прошлым годом на 2,4%.

Сделка ОПЕК+ мало на что повлияла, считает управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. Как участники ОПЕК добывали в 2016 г. 32,7 млн барр. в сутки, так и добывают. "Про старую договоренность — ограничить добычу 30 млн барр. в сутки — все вообще забыли. Сейчас просто часть участников ОПЕК, например Саудовская Аравия, снизили производство, а другие — Иран, Нигерия и Ливия — увеличили. Последняя, например, увеличила добычу с 390 000 барр. в сутки до 1 млн, скептичен Вахрамеев.

После отмены сделки по ограничению добычи в 2018 г. страны договорились начать постепенно увеличивать добычу, говорил Новак в июне. Саудовская Аравия по итогам июля добывала в среднем 10,1 млн барр. в сутки, сказано в данных ОПЕК, тогда как может увеличить производство до 12,5 млн барр. в сутки, напоминает Вахрамеев. Добычу может увеличить и Казахстан на 6,8% от текущих 1,5 млн барр. в сутки, говорит аналитик Сбербанка Валерий Нестеров. Он отмечает, что производство в России после отмены сделки может также вырасти с текущих 10,95 млн барр. в день до 11,2 млн барр. В 2019 г. производство может составить и 11,6 млн барр. в сутки.

Россия готовится к этому: большая часть бурильных работ приходится на "Лукойл" и "Роснефть", отмечали аналитики Citi. Эксплуатационное бурение у "Роснефти" в первом полугодии 2017 г. к уровню 2016 г. выросло на 22% до 5,5 млн м, у "Лукойла" — на 26,5%, а капитальные затраты в сегменте разведки и добычи увеличились на 18 млрд до 98 млрд руб.

"Сланцевая революция и падение цен на нефть побудили крупнейшие нефтяные компании пересмотреть уровень капвложений, оптимизировать и снизить затраты", — говорит Нестеров. По его мнению, завершение сделки ОПЕК+ снова приведет к падению цен на нефть: спрос уже не будет расти прежними темпами, а хранилища быстро затоварятся после отмены ограничений. Прогнозировать рост или сохранение спроса Вахрамеев не берется: эластичность слишком низкая, изменение спроса на 2% может привести к изменению цены на 40%.

Продлить сделку возможно, полагает аналитик БКС Кирилл Таченников: "Но возможно не на весь объем, так как спрос постепенно растет и как раз на III квартал 2017 г. пришелся традиционный сезонный скачок примерно на 1,3-1,5 млн барр. в сутки, при этом запасы в первом полугодии не выросли". Рост спроса на 1,5 млн барр., как прогнозирует ОПЕК, в 2018 г. недостаточен, чтобы поглотить предложение после отмены сделки ОПЕК+, считает Нестеров.

Виталий Петлевой

 

 

На каких условиях будет урегулирован спор с Exxon.

"Газета РБК"

Россия договорилась об урегулировании спора с Exxon из-за проекта "Сахалин-1", заявил на ВЭФе Владимир Путин. В обмен на отказ от денежных требований американцам обещают продлить проект и расширить участки добычи, выяснил РБК.

Компромисс для Exxon

В рамках урегулирования налогового спора Россия не будет компенсировать ExxonMobil $637 млн, а американская компания признает, что "Сахалин-1" — отдельный проект, по которому продолжает действовать согласованная при его подписании ставка налога на прибыль в 35%. Об этом РБК рассказали два источника: менеджер одной из компаний-акционеров оператора проекта "Сахалин-1" и чиновник, близкий к совету по управлению этим СРП (Соглашение о разделе продукции). Еще один собеседник РБК, близкий к "Роснефти" (владеет 20% в проекте), также слышал о сохранении действующей налоговой ставки в этом проекте.

В обмен на это американцам обещают продлить срок действия СРП. Федеральный чиновник сообщил РБК, что среди условий мирового соглашения обсуждается продление действия лицензии на месторождения Одопту, Чайво и Аркутун-Даги, входящие в "Сахалин-1". Сроки действия лицензий на эти месторождения заканчиваются в середине 2021 года, следует из данных Роснедр.

Собеседники РБК называют два возможных варианта продления сроков этих лицензий: на десять лет с правом еще дважды продлевать на такой же срок (в сумме 30 лет) или единовременно на 30 лет сразу. Такая возможность предусмотрена в действующих условиях проекта "Сахалин-1", говорят федеральный чиновник и чиновник с Дальнего Востока, знакомый с содержанием переговоров. Об обсуждении таких условий урегулирования спора — сохранение налоговой ставки при продлении действия СРП на 10 или 30 лет — знают и два источника, близкие к акционерам "Сахалина-1". А федеральный чиновник добавляет, что ExxonMobil давно просила о продлении срока действия лицензий, поскольку считает проект "Сахалин-1" очень прибыльным и перспективным, и хотела бы продолжать на нем работу.

В рамках урегулирования спора с Exxon обсуждается также внесение изменений в техническую схему разработки месторождений, входящих в "Сахалин-1", которые предусматривают расширение участков и прирост запасов на балансе по итогам доразведки месторождений, говорят федеральный чиновник и менеджер компании-акционера проекта. Но размер расширения и возможного прироста запасов они не раскрывают. Согласовать такие изменения можно только на заседании уполномоченного госоргана по "Сахалину-1", в состав которого входят представители Минэнерго, Минприроды и властей Сахалинской области, говорит один из собеседников РБК.

Глава российского представительства ExxonMobil Гленн Уоллер в конце августа встречался с министром финансов Антоном Силуановым, рассказал РБК федеральный чиновник и подтвердил чиновник, близкий к совету по управлению этим СРП. Через несколько дней после этого он встречался с руководителем Роснедр Евгением Киселевым и обсуждал возможность внесения изменений в лицензионные соглашения, включая расширение участков "Сахалина-1", рассказал РБК чиновник Минприроды (Роснедра входят в состав министерства).

Давний спор

В начале 2015 года ExxonNeftegas ("дочка" ExxonMobil, оператор "Сахалина-1") потребовала от России вернуть порядка $500 млн, выплаченных в качестве налога на прибыль по проекту "Сахалин-1". Компания посчитала, что переплатила эту сумму с 2009 года, когда ставка налога на прибыль в России снизилась до 20%, а ExxonMobil по условиям СРП продолжала платить налог в 35% прибыли. Но договориться с Россией компания не смогла: Минфин неоднократно отмечал, что иск ExxonMobil основан на избирательном толковании соглашения о разделе продукции в отрыве от других его положений и экономической логики. В марте 2015 года она обратилась в Стокгольмский арбитраж, а сумма претензий увеличилась до $637 млн.

В конце марта 2017 года пресс-служба Минфина сообщила, что Россия готова к внесудебному урегулированию спора с ExxonMobil на "взаимовыгодных" условиях, и процесс в Стокгольме был приостановлен. Ситуация изменилась после того, как 9 марта новый глава ExxonMobil Даррен Вудс встретился с президентом Владимиром Путиным. Налоговый спор по "Сахалину-1" они не обсуждали, говорил тогда представитель президента Дмитрий Песков. Но компромисс обсуждался на встрече Вудса с министром энергетики Александром Новаком и руководителем "Роснефти" Игорем Сечиным в тот же день, рассказывали источники РБК.

"Несмотря на то что он там обыски организует в наших учреждениях (речь о распоряжении госсекретаря США Рекса Тиллерсона, бывшего главы ExxonMobil, по проведению обысков в российских представительствах. — РБК), мы разрешаем текущие кризисные вопросы с его бывшей компанией — ExxonMobil. Там есть конкретные вопросы, в решении которых ExxonMobil заинтересована", — сказал Путин, выступая на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в четверг, 7 сентября. Он пояснил, что российские власти нашли возможность "учесть интересы" ExxonMobil в налоговом споре, касающемся проекта "Сахалин-1". "Мы сейчас договорились с ними о том, как мы выйдем из этой ситуации, учитывая их интересы. В самое ближайшее время правительство России объявит об этом", — заявил президент. Но условий урегулирования спора он не назвал.

Соглашаясь на условия России, Exxon в первую очередь решает вопрос стратегического присутствия и своих долгосрочных интересов в России, считает старший аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров. Сейчас "Сахалин-1" — единственный крупный действующий проект Exxon в России, а компания не может позволить себе игнорировать страну: в ближайшие 20 лет Россия останется ведущим продавцом нефти и газа, объясняет он. Из-за санкций, введенных США в отношении России, Exxon в сентябре 2014 года покинула совместные с "Роснефтью" проекты по освоению российского шельфа на Черном море и в Арктике, а также проекты в Западной Сибири. А на "Сахалин-1" санкции не распространяются, так как проект не подпадает под ограничения США. Расширение ресурсной базы этого проекта, которую сможет осваивать Exxon, по мнению Нестерова, может быть компенсацией за отказ от требования $637 млн. Это неплохое завершение ситуации: Россия демонстрирует, что двери для американского бизнеса остаются открытыми, заключает аналитик.

Быстро окупить "прощенные" $637 млн за счет расширения участков не получится — на ввод нового месторождения необходимо примерно пять лет плюс не меньше времени уйдет на то, чтобы окупить новые инвестиции, говорит аналитик АКРА Василий Танурков. Сроки окупаемости несколько снизятся, если уже построена инфраструктура, но даже в этом случае процесс будет длительным, замечает он. Сколько заработает Exxon в результате продления срока действия лицензий, сказать сложно, но очевидно, что в этом случае компания может отразить бумажную прибыль от переоценки доли в "Сахалине-1" за счет дисконтирования дополнительных денежных потоков, которые придутся на период после 2021 года, заключает эксперт.

Решение на подходе

Первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, отвечая на вопрос РБК, что условия мирового соглашения с Exxon пока не согласованы. Подписей сторон спора под документом еще нет, подтверждает источник, близкий к совету по управлению этим СРП. Но, по его данным, документ "в финальной стадии" и будет подписан до 24 сентября. До этой даты Exxon и Минфин в марте договорились отложить судебный спор в Стокгольме. "Суда не будет, стороны помирятся до 24 сентября", — сказал он.

"Мы довольно далеко продвинулись в переговорах, нашли пути выхода из кризисной ситуации, сможем рассказать детали позже", — сообщил РБК пресс-секретарь главы Минфина Андрей Лавров. Представитель российского офиса Exxon Ольга Шишкина не ответила на звонки РБК.

Министр природных ресурсов Сергей Донской сказал РБК, что режим СРП содержит процедуру изменения условий проекта с участием комитета по СРП. "У нас есть процедура. Если будут решения, то будем двигаться по ней", — сказал он. Деталей переговоров он комментировать не стал, отметив лишь, что "стороны слышат друг друга". Министр энергетики Александр Новак в разговоре с журналистами в кулуарах ВЭФа лишь отметил, что соглашение правительства России с ExxonMobil ожидается в сентябре.

"Роснефть" также согласовала подходы по урегулированию проблем с ExxonMobil. Окончательное решение за правительством, сказал журналистам в кулуарах ВЭФа глава российской компании Игорь Сечин. "Мы подходы, которые рассматривались, согласовали. Окончательное решение за правительством", — сказал он.

Людмила Подобедова

 

 

"Взгляд"

Киев вновь требует пересмотра условий контракта на транзит газа. Правда, на этот раз уже после его истечения. Речь идет о переносе точки, где этот газ начинает считаться уже европейским, а не российским. Однако есть масса причин, из-за которых и Брюссель, и Москва вряд ли обрадуются такому подходу.

Президент Украины Петр Порошенко хочет, чтобы Европа с 2019 года — когда заканчивается контракт на транзит российского газа — стала покупать газ на восточной границе Украины. А не на западной, как сейчас.

Поэтому к тому времени нужно добиться "революционного изменения" в организации транзита. Точка сдачи Газпромом газа должна быть на российско-украинской границе (сейчас на европейско-украинской). Украина должна предоставлять транзитные услуги не России, а Евросоюзу, говорит Порошенко.

Что для этого требуется технически? Сейчас европейцы заключают контракты на поставку российского газа только с Газпромом. При переносе пункта приема-сдачи газа европейцам надо будет вместо Газпрома подписать транзитный контракт с Украиной.

Строго говоря, Киев далеко не первый раз высказывает подобную идею. Однако изначально Украина формулировала данное предложение совершенно иначе. "Украина говорила не о переносе пункта приема-сдачи российского газа с украинско-европейской на российско-украинскую границу. А Украина претендовала на роль перепродавца российского газа. Естественно, Россию это не устраивало", — говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Получалось, что Россия должна нести основные затраты на инвестиции для добычи газа, а Украина, не вкладывая ни копейки, получает российское топливо и с наценкой перепродает его Европе.

Схема, надо сказать, не нова. Ею уже активно пользуется сам Евросоюз в отношении Украины. ЕС не производитель, а чистый импортер газа. И тот газ, который покупает Киев реверсом из ЕС, является российским по происхождению, который европейцы с наценкой перепродают Украине. Да еще и под кредиты, что дает двойную выгоду европейским посредникам.
Но какой может быть реакция ЕС на подобное предложение Порошенко?

"Перенос пункта сдачи топлива означает, что Газпром продает европейцам газ на границе России и Украины. Это означает, что все риски транзита Европе придется решать напрямую с Украиной, а не с Газпромом", — говорит Константин Симонов.

Если вспомнить газовый кризис 2008-2009 годов, когда Украина воровала из транзитной трубы российское топливо, Газпром перекрыл вентиль. Тогда Европа предъявила претензии не Украине, а именно Газпрому, ведь именно с ним были подписаны контракты на поставку газа в страны ЕС. Перенос пункта сдачи топлива полностью снимает с Газпрома ответственность за транспортировку газа по украинской территории.

Таким образом, Украина получит рычаг давления на ЕС — как минимум политический, а в лучшем случае она заставит Европу платить за транзит больше, чем сейчас платит Россия.

Но вряд ли Брюссель не понимает подобных последствий. Политика ЕС в отношении Украины лишь на первый взгляд выглядит как бескорыстная помощь, но за ней всегда стоит выгода самого Брюсселя. Это касается и ассоциации Украины с ЕС, и введения безвизового режима, и поставок топлива.

Не менее важный вопрос — согласится ли Россия на схему, предлагаемую Порошенко? Она лишь на первый взгляд выглядит привлекательной для Газпрома. Ведь в случае пересмотра транзитного контракта придется менять все соглашения на поставку газа, заключенные с клиентами Газпрома в ЕС. И кроме того, это станет ударом по юридическим позициям Москвы в свете разбирательства в Стокгольме по поводу текущего транзитного договора.

Однако в 2019 году Газпром может и согласиться. "Ситуация с российской стороны уже меняется. Проложено 250 км "Турецкого потока", идет процесс и по "Северному потоку — 2", — рассуждает Симонов.

Когда придет время заключать новый контракт с Украиной, ее транзитное значение может снизиться в четыре раза — с нынешних 80 млрд кубометров в год до 15-25 млрд. При таком раскладе Россия может и согласиться на условие о переносе точки сдачи топлива. Просто потому, что 15-25 млрд кубов из общего объема поставок газа в Европу в 160 млрд уже не имеют большого значения. Кроме того, если у Украины и Брюсселя по поводу транзита начнут возникать конфликтные ситуации, "Турецкий поток" и "Северный поток — 2" продемонстрируют, насколько верной была политика России по строительству прямых трубопроводов в ЕС.

"Мой прогноз: европейцы в эту историю влезать не будут. Нести ответственность и вести переговоры с Киевом по стоимости и по цене сложно и накладно. Гораздо проще взять газ на границе Украины и ЕС и наблюдать за конфликтом Москвы и Киева на расстоянии", — заключает директор ФНЭБ.

Ольга Самофалова

<< Сентябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ