conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

08.11.2019

Ради сделки финской Fortum и немецкой Uniper в правительстве готовы поменять законы РФ.

"Известия"

Изменение закона РФ об иностранных инвестициях, на которое в кабинете министров готовы пойти ради одной сделки по поглощению немецкой энергетической корпорации Uniper финской госкомпанией Fortum, — опасный прецедент. Об этом заявили опрошенные "Известиями" ведущие российские экономисты. Более того, переход контроля над Uniper в другие руки несет в себе риски для развития как отечественной теплоэнергетики, так и зарубежных проектов — например, "Северного потока — 2". Несмотря на это, в правительстве уже рассматривают возможность одобрения сделки. Единственное препятствие — наличие у Uniper российских активов. Чтобы обойти его, и придется изменить закон, который не позволяет иностранцам покупать отечественные компании, имеющие стратегические объекты. Как сообщили "Известиям" в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), необходимые поправки уже направлены на согласование заинтересованным ведомствам и до нового года вопрос может быть решен.

Вопреки закону

В настоящее время ФАС России проводит оценку представленной в ходатайстве Fortum информации и ждет прояснения позиций заинтересованных ведомств, сообщили "Известиям" представители антимонопольной службы. После этого вопрос о сделке должен быть внесен на рассмотрение правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Впрочем, в повестке ее ближайшего заседания этого вопроса нет, уточнили в пресс-службе правительства.

В начале октября Fortum сообщила о договоренности приобрести у Elliott и Knight Vinke более 20,5% принадлежащих им акций Uniper. В результате сделки доля финской компании превысит 70,5%. Однако эта покупка невозможна без одобрения российских властей, ведь в итоге Fortum получит контроль и над российской "дочкой" Uniper — компанией "Юнипро", 83,7% которой владеет немецкий концерн. При этом "Юнипро" обладает активами, которые относятся к категории стратегических. Это инфраструктурные объекты водоснабжения — артезианские скважины и водопроводные сети, а также биохимическая лаборатория, сообщили "Известиям" в пресс-службе российской компании.

— Включение в реестр стратегических объектов по водоснабжению и водоотведению, а также наличие лицензии по работе со штаммами микроорганизмов относит компанию к категории стратегических, — пояснили в "Юнипро".

Такой статус российской компании не позволяет передать контроль над ней финской Fortum. Этому препятствует федеральный закон №57, принятый в 2008 году.

— В статье 2 этого закона сказано, что компании, подконтрольные иностранному государству, не могут устанавливать контроль над стратегическими обществами в России, — рассказал "Известиям" партнер, руководитель антимонопольной практики Bryan Cave Leighton Paisner Николай Вознесенский. — Частная зарубежная организация может в установленном порядке обратиться в правительственную комиссию по иностранным инвестициям и получить необходимое разрешение. Но компания, контролируемая правительством другой страны, в принципе не может рассчитывать на контроль.

Тем не менее министр экономического развития Максим Орешкин в конце октября заявил, что правительство России всё же может одобрить приобретение Fortum контрольного пакета Uniper в течение полугода. Глава ФАС Игорь Артемьев, в свою очередь, пояснил: для завершения сделки необходимо внести изменения в законодательство, и соответствующий проект уже подготовлен и отправлен на согласование.

— Правительственная комиссия будет вправе давать разрешения на покупку, временную или постоянную, контрольного пакета с отчуждением этого актива, продажи его на аутсорсинг, — сообщил он.

Как уточнили в ФАС, после согласования законопроекта ведомство внесет его в правительство для направления в Госдуму. В ведомстве отметили, что поправки призваны "смягчить барьеры для привлечения иностранных инвестиций в открытые сферы экономики" в тех случаях, когда компании имеют "незначительный" стратегический актив.

Экономист Никита Кричевский считает, что, если вопрос будет решен в пользу Fortum, это не только повлияет на отношение к России иностранных инвесторов в целом, но может поставить под угрозу и реализацию "Северного потока — 2", и отношения с немецким бизнесом, активно работающим в РФ, написал эксперт в своей авторской колонке для "Известий".

Он подчеркнул: поглощение компании Uniper, которое Fortum пытается осуществить с 2017 года, на рынке расценивается исключительно как "враждебное" и "недружественное".

Изменения в законодательстве ради одной сделки станут опасным прецедентом, считает управляющий директор группы компаний "Программа-Выбор" Саида Петрова.

— У нас в стране много зарубежных инвесторов, энергетических проектов, инфраструктурных объектов, и везде есть чьи-то интересы. Закон обеспечивает экономическую и стратегическую безопасность России. Нельзя менять то, что тебя защищает, — заявила "Известиям" экономист.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович также полагает, что стратегические интересы России в этой ситуации должны оказаться важнее.

— Например, когда американо-французская компания Schlumberger хотела купить российскую сервисную компанию, сделку притормозили по стратегическим мотивам. Возникли опасения, что этот актив может оказаться заложником санкционной игры. Возможно, в истории с Fortum и Uniper мы увидим повторение этой логики, полагаю, шансы, что сделку не одобрят, сейчас 2:1, — сказал "Известиям" эксперт.

В Uniper "Известиям" сообщили, что компания никак не вовлечена в переговорный процесс между российскими властями и Fortum. В Минэнерго сообщили, что не комментируют данную сделку, а в Минэкономразвития не ответили на вопрос "Известий" о позиции министерства относительно готовящегося поглощения.

Против течения

Примечательно, что изменение действующего более десяти лет закона обсуждается в момент, когда Госдума рассматривает возможное ужесточение требований к зарубежным инвестициям в другой сфере — информационных технологиях. В июле в нижнюю палату был внесен законопроект, предлагающий ограничить долю иностранного капитала в значимых российских IT-компаниях порогом в 20%. В качестве потенциальных объектов для этого законопроекта назывались "Яндекс" и Mail.ru Group.

Саида Петрова отмечает, что ограничения в сфере информационных технологий менее болезненны для России по сравнению с продажей иностранцам стратегических объектов.

— Усиление контроля в IT-отрасли — цикличный процесс развития экономики. Сегодня чуть затянули гайки, потом рискованный период времени закончится и требования ослабят. Что же касается сделки Fortum и Uniper, то она страшна не сиюминутным моментом, а последствиями от неправильно принятого решения при согласовании такой сделки, — считает эксперт.

Возможная покупка компанией Fortum контрольного пакета Uniper вызывает беспокойство не только в России, но и в Финляндии. Член финского парламента Хьялис Харкимо считает, что эта сделка не имеет смысла. Он, в частности, обратил внимание, что выбросы углерода на предприятиях Uniper выше, чем в Финляндии в целом. Он напомнил, что при создании компании в 2016 году в результате выделения из немецкого энергетического гиганта E.ON ей достались "грязные" генерирующие мощности, использующие ископаемое топливо.

Когда стало известно, что Fortum подала ходатайство об увеличении доли в Uniper, ведущие финские СМИ — издания Turun Sanomat, Uusi Suomi, Hufvudstadsbladet и Kauppalehti — вышли с критикой потенциальной сделки. Они обратили внимание, что покупка Uniper может принести большие потери государственной компании, а значит, и всей экономике Финляндии. Кроме того, покупка "загрязняющих" активов не соответствует климатической политике современной Европы, отметили в СМИ.

Рейтинговые компании также негативно воспринимают готовящуюся сделку. Агентство Moody's уже объявило, что рассматривает возможность понижения кредитного рейтинга Fortum на фоне вероятного увеличения его доли в Uniper. В Moody's также отмечают, что это увеличит удельные выбросы углерода компании.

Принудительное озеленение

В случае перехода "Юнипро" под контроль Fortum в зоне риска оказываются не только стратегические активы, но и сама стратегия дальнейшего развития российской компании, считают эксперты. Сейчас в состав "Юнипро" входят пять тепловых электростанций, включая Сургутскую ГРЭС-2 — крупнейшую ТЭС в России мощностью 5,6 ГВт. "Юнипро" активно вкладывается в развитие своих станций и приняла участие в госпрограмме модернизации старых ТЭС на 2022-2025 годы. Как сообщили "Известиям" в компании, в ходе конкурса были отобраны три блока Сургутской ГРЭС-2.

Fortum же придерживается другой политики. Глава компании Пекка Лундмарк в недавнем интервью "Коммерсанту" сообщил, что Fortum сознательно решил не участвовать в программе модернизации ТЭС.

Но "Юнипро", как отметил декан факультета международных экономических отношений МГИМО Олег Пичков, вкладывает серьезные деньги, порядка 6-7 млрд рублей, в одну только Сургутскую ГРЭС. А переход "Юнипро" под контроль финской компании создаст угрозу для развития ее инвестиционной программы, считает эксперт.

— Если Fortum, контрольный пакет в котором принадлежит правительству Финляндии, купит "Юнипро", то дальнейшее обновление мощностей окажется под угрозой. В Финляндии зеленая повестка сейчас стоит очень остро. Понятно, что инвестиции просядут и прежние темпы модернизации теплоэлектростанций выдерживаться уже не будут, — сказал "Известиям" Олег Пичков.

Финская компания в России целенаправленно движется к зеленой генерации. В 2017 году ее российская "дочка" "Фортум" приобрела три солнечных электростанции, в прошлом году запустила в Ульяновской области первую промышленную ветроэлектростанцию.

У "Фортум" есть и восемь тепловых электростанций, однако компания, судя по сообщениям СМИ, не прочь от них избавиться. По информации "Коммерсанта", Fortum предлагал "Газпром энергохолдингу" (ГЭХ) обменять тепловые активы в Западной Сибири и на Урале на гидрогенерирующие, принадлежащие энергокомпании ТГК-1. Договориться не получилось.

Глава финской компании также заявлял, что Fortum поддерживает планы постепенного отказа от угольной генерации. При этом три электростанции "Юнипро" в качестве одного из видов топлива используют уголь, а Березовская ГРЭС — крупнейшая в Красноярском крае теплоэлектростанция — работает только на буром угле, самом грязном из всех. Его залежи расположены недалеко от станции. Добычей угля занимается разрез "Березовский", для которого станция — основной покупатель. В случае смены стратегии может встать вопрос о дальнейшем производстве электроэнергии из угля и сокращения тысяч рабочих мест.

— У Fortum нет интереса работать со старой энергетикой, значит, компания вряд ли собирается тратить средства и модернизировать станции. Они уже заявили свою позицию, их угольная генерация не интересует. Плюс инвестиционных возможностей Uniper у финнов просто нет, придется брать кредиты и, значит, учитывать требования кредиторов в условиях, когда Европа уже отказывается от использования угля в энергетике, — отмечает Саида Петрова.

По мнению эксперта, в случае установления Fortum контроля над Uniper последняя может быть раздроблена и ее не зеленые активы проданы кому-то другому.

В Fortum "Известиям" не стали комментировать по существу вопрос о возможной судьбе генерирующих активов "Юнипро", ограничившись фразой: "Мы уверены, что всё будет хорошо".

В пресс-службе губернатора и правительства Красноярского края "Известиям" сообщили, что на сегодняшний день заменить в регионе уголь нечем, для развития газификации требуются колоссальные затраты. При этом доля выработки Березовской ГРЭС в энергобалансе Красноярского края составляет 15%. На станции трудится около 1,1 тыс. человек персонала. О закрытии БГРЭС не может быть и речи, на сегодняшний день альтернативы станции на территории края нет, отметили в пресс-службе.

— Мы заинтересованы в том, чтобы любые изменения в составе акционеров крупных компаний происходили без нарушений законодательства, корпоративных конфликтов, социальных напряжений и рисков для энергетической системы, — сказали там "Известиям".

Поглощение компании Uniper приведет и к появлению монополии в одном из регионов страны. По данным ФАС, совокупная установленная мощность генерирующего оборудования "Юнипро" и "Фортум" составит 58,3% от мощности всех электростанций в зоне свободного перетока (ЗСП) "Тюмень". Совокупный объем выработки электроэнергии достигнет 58,8%. Закон между тем признает доминирующим положение хозяйствующего субъекта, если его доля превышает 20%.

Впрочем, замдиректора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Дзюбенко считает, что особых проблем доминирование "Фортума" вызвать не должно. По его словам, в России уже есть зоны, в которых те или иные компании занимают значительные доли рынка. К ним, например, относятся ЗСП "Москва" и ЗСП "Сибирь".

— Там есть некоторые узкие места, по которым и технический, и коммерческий регуляторы отслеживают ситуацию. У ФАС также есть инструментарий, чтобы управлять потенциальными рисками в этом случае. Так что возможность контролировать цены и влиять на них у регуляторов есть, — пояснил "Известиям" эксперт.

Зарубежные риски

Поглощение Fortum немецкой Uniper создает дополнительные риски и для зарубежных проектов России. Немецкая компания — один из участников проекта строительства газопровода "Северный поток — 2", который на прошлой неделе получил последнее из оставшихся разрешений на строительство от правительства Дании. Эксперты отмечают, что не последнюю роль в этом могли сыграть лоббистские усилия германских компаний. Такой же преданности проекту от финской компании, которая может прийти на место Uniper, ожидать сложно.

Станислав Митрахович отмечает, что Uniper с ее традиционной энергетикой воспринималась как безусловный сторонник строительства газопровода. Она по возможности помогала проекту, используя связи с местным правительством и властными структурами ЕС. Возможная смена акционера создает определенные риски для проекта, считает эксперт.

— Я не исключаю, что зеленые силы в Европе, зная аналогичный имидж Fortum, будут его эксплуатировать и оказывать давление на компанию из-за участия в проекте газопровода. Допустим, когда в Европейской комиссии станут выяснять, можно ли давать "Северному потоку — 2" исключение из Третьего энергетического пакета (запрещает предприятиям, добывающим газ, а также его продавцам одновременно контролировать и транспортные сети. — "Известия"), когда будет решаться вопрос о полном или частичном заполнении газопровода, а также ответвлений от него в Германии, насколько компания Fortum будет помогать участникам проекта "Северный поток — 2" — вопрос, — считает Станислав Митрахович.

Олег Пичков отметил также и важность немецкого лоббирования в проекте "Северный поток — 2".

— Германия рассматривает этот газопровод как вопрос своего долгосрочного энергетического выживания. Немецкие компании исключительно заинтересованы в стабильных поставках природного газа из России. Финляндия же оказывается несколько в стороне от этого процесса. Мне кажется, что лучше более консервативно выстраивать наше взаимодействие с Германией и не присоединять к нему дополнительные государства в рамках "Северного потока — 2", — считает эксперт.

Никита Кричевский напомнил, что глава российского подразделения "Фортум" г-н Чуваев имеет двойное гражданство — российское и американское.

— В случае выдачи разрешения на поглощение немецкого энергетического гиганта судьба ненавистного американцам "Северного потока — 2" будет решаться уже не в Берлине, а в Хельсинки при полном участии США, — полагает эксперт.

Экономист добавил, что после сделки под контроль финского правительства попадут принадлежащие Uniper немецкие и австрийские газовые хранилища. "Газпром" в этом году полностью заполнил их газом, усиливая свои позиции в переговорах по новому договору о газовом транзите через Украину. Теперь могут возникнуть проблемы с исполнением договора, полагает эксперт.

Юрий Осинцев

 

 

Украинская ГТС передается компании, которой управляет Минфин.

"Независимая газета"

С 2020-го в Украине должно начать работу ООО "Оператор газотранспортной системы Украины" (ОГТСУ). Завершить все подготовительные процедуры в этом году президент Владимир Зеленский поручил министру энергетики Алексею Оржелю. Предполагается, что изменится вся система управления транспортировкой газа по украинской территории.

Выделение газотранспортной системы (ГТС) из состава "Нафтогаза Украины" и формирование на ее базе независимой хозяйственной структуры называется "анбандлинг". Провести процедуру Киев обязался несколько лет назад, когда был ратифицирован протокол о присоединении к Договору об учреждении Европейского энергетического сообщества. В 2017-м правительство создало ПАО "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ).

Именно с этой компанией украинская сторона предлагает "Газпрому" подписать новый контракт на транзит газа). Но до последнего времени продолжались споры относительно новой системы подчинения и управления.

В середине октября министр Оржель в ходе брифинга подтвердил: "В предыдущие годы у нас был определенный конфликт между "Нафтогазом" и кабинетом министров по поводу модели". По его словам, только осенью с.г. удалось найти компромиссное решение. ПАТ "Магистральные газопроводы Украины" сейчас переводятся в подчинение Минфина (министерство будет представлять государственные интересы в вопросах управления ГТС). С 1 января МГУ будет на правах собственника управлять ООО "Оператор газотранспортной системы Украины". ОГТСУ, в свою очередь, получит в хозяйственное ведение украинские магистральные газопроводы (газотранспортную систему).

Алексей Оржель отметил, что не исключено привлечение иностранных партнеров к работе в ООО "Оператор газотранспортной системы Украины". "Сейчас мы действительно рассматриваем возможность привлечения иностранных партнеров в рамках новой модели… Пока это перспектива, которая сейчас только просчитывается. Сейчас я не могу сказать, что у нас уже есть реальные переговоры с иностранными партнерами. Но если кто-то четко покажет свою заинтересованность в том, чтобы принимать участие, я думаю, что мы наработаем соответствующий юридический механизм", — процитировало министра издание "Цензор.нет".

Верховная рада 31 октября внесла поправки в украинское законодательство, регулирующее деятельность на газовом рынке. После длительных споров большинство депутатов согласились, что в документах следует закрепить право собственности государства на ГТС. "Мы категорически запрещаем отчуждение ГТС. Это не может быть ни приватизация, ни концессия, ни корпоратизация, ни управление. ГТС должна быть на 100% в собственности государства", — сказал журналистам руководитель фракции "Слуга народа" Давид Арахамия.

В законе сказано, что "оператором ГТС, которая находится в госсобственности и не подлежит приватизации, может быть исключительно субъект хозяйствования, собственником 100% корпоративных прав которого является государство Украина". Депутаты отдельной нормой запретили приватизацию оператора ГТС или иной способ отчуждения акций либо доли в уставном капитале оператора ГТС; а также запретили приватизацию имущества, которое используется оператором для транспортировки газа по магистральным газопроводам.

Лидер партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко, которая ранее публично заявляла об угрозе потери Украиной права собственности на ГТС, после голосования отметила, что на сей раз разные политические силы нашли общий язык. "Мы проголосовали в комитете за то, чтобы все статьи (законопроекта. — "НГ"), предусматривающие управление ГТС не государством, а какими-то неизвестными "мировыми корпорациями", были изъяты из текста. Потому что все, что имеет на сегодня народ Украины, управляется кабинетом министров, и государство должно об этом заботиться", — сказала она. Тимошенко подчеркнула, что большинство парламентских фракций согласились, что "ГТС и линии электропередачи не могут быть приватизированы, проданы, переданы в управление, в аренду — любые подобные манипуляции невозможны".

При этом государство обязано обеспечить независимость деятельности нового оператора ГТС. В законе сказано, что правительство, премьер-министр, руководитель министерства, осуществляющего контроль над деятельностью по транспортировке газа (министр финансов), "не могут осуществлять координацию и контроль субъектов хозяйствования, которые действуют согласно лицензии… на транспортировку газа; а также не могут назначать членов органов управления таких субъектов хозяйствования". Споры, которые могут возникнуть между государством как собственником ГТС и компанией — оператором ГТС, должны разрешаться государственным регулятором — Нацкомиссией, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

Но закон, который приняла Верховная рада, пока не может быть подписан президентом. Депутат Алексей Кучеренко зарегистрировал в парламенте проект постановления об отмене этого закона — на том основании, что текст, поданный на подпись председателю Верховной рады, отличается от текста, которым располагали депутаты. Регламент работы требует, чтобы проект Кучеренко был вынесен на голосование. Если он не наберет 226 голосов, то высшее государственное руководство сможет поставить подписи под принятым 31 октября законом и тем самым ввести его в действие.

Хотя окончательного решения нет, Владимир Зеленский фактически поручил провести все подготовительные процедуры для запуска новой модели к моменту завершения действия украинско-российского контракта на транзит газа. Председатель политсовета партии "Оппозиционная платформа — За жизнь" Виктор Медведчук сказал телеканалу "112 Украина", что спасти ситуацию с транзитом почти невозможно: "В течение последних трех-четырех лет я неоднократно говорил господину Порошенко на встречах, что надо решать судьбу ГТС, надо решать судьбу транзита газа, который дает в доходную часть бюджета около 3 млрд долл. ежегодно. И чем ближе это приближалось к 1 января 2020 года, когда договор на поставку и транзит газа между Россией и Украиной заканчивается, тем больше ощущается актуальность данной проблемы. Поэтому, конечно же, ее надо было решать раньше, это надо было делать Порошенко, это надо было делать Зеленскому". Партия, которую представляет Медведчук, давно настаивает, что Украине следовало создать трехсторонний газовый консорциум (Россия-ЕС-Украина). Киев идет по другому пути.

Татьяна Ивженко

В министерстве предупредили о серьезных социальных проблемах и негативных последствиях для экономики страны.

"Известия"

Россия может столкнуться с серьезными социальными и экономическими рисками из-за ратификации Парижского соглашения. В частности, в стране может ухудшиться качество жизни населения. Об этом говорится в рекомендациях, подготовленных Минприроды (есть в распоряжении "Известий"). Министерство рекомендует принять целый ряд мер, которые защитят интересы РФ и позволят выполнить взятые обязательства. Кроме того, в ведомстве считают необходимым дождаться появления стратегии низкоуглеродного развития и закона о госрегулировании выбросов парниковых газов.

Риски будут возрастать

После анализа рисков выполнения Парижского соглашения по климату в Минприроды пришли к выводу: при сохранении заявленного уровня обязательств это не окажет негативного влияния на экономику России. Однако наличие опасных для национальных интересов аспектов в ведомстве всё же признали.

Прежде всего, риск заключается в неготовности проекта закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов. Поэтому первым делом ведомство предлагает всем заинтересованным федеральным органам представить свои предложения для правительства.

Дело в том, что сейчас по этой проблематике отсутствует даже качественная статистика. А без объективного учета объемов эмиссии и поглощения выбросов в рамках Парижского соглашения невозможно обеспечить национальную безопасность России, считают в министерстве.

Невозможно выполнение договоренностей и без корректного учета роли российских лесов в поглощении парниковых газов. Как указывают в ведомстве, РФ обладает крупнейшей долей (около 20%) всех лесных массивов планеты, однако качество статистики в этой сфере пока оставляет желать лучшего.

В качестве примера в Минприроды упомянули ситуацию с учетом выбросов метана. Согласно статистическим данным, в 2016 году их объем составлял 856 млн т СО2-экв. Однако уже с 2017-го — после пересмотра коэффициента учета — он оценивается в два раза ниже (406 млн т СО2-экв.).

В 2017 году уровень эмиссии парниковых газов в России составил 2,16 млрд т СО2-экв., а уровень поглощения лесами — 0,58 млрд т СО2-экв. По этому показателю наша страна занимает пятое место в мире.

"Использование результатов государственной инвентаризации лесов и космического зондирования позволит увеличить оценку поглощения на 0,8-1,0 млрд т СО2-экв. Таким образом, Россия переместилась бы уже на 10-е место по уровню нетто-эмиссии", — говорится в документе.

В Минприроды убеждены, что при выполнении условий Парижского соглашения РФ не должна применять модели, приводящие к увеличению необоснованной финансовой нагрузки на базовые отрасли экономики, росту затрат промышленности и ухудшению качества жизни населения. Для этого также необходима проработка проекта федерального закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов, подчеркивается в рекомендациях ведомства.

В числе рисков, с которыми может столкнуться Россия в результате ратификации соглашения, Минприроды указывает социально-экономические, адаптационные, финансовые и политические. Однако провести их квалифицированную оценку можно будет лишь после разработки национальной стратегии низкоуглеродного развития на период до 2050 года. Причем, считают в ведомстве, после 2030-го риски будут увеличиваться из-за необходимости ужесточения взятых страной обязательств каждые пять лет.

"Очевидно, что по мере исчерпания ресурсов наименее затратных мер регулирования выбросов, финансовые затраты на их выполнение будут возрастать. Это может отрицательно сказаться как на общем развитии экономики страны, так и ежегодных затратах бюджета", — отмечают в Министерстве.

Экологическое оружие

В нижней палате уже ожидают от правительства внесения законопроекта о госрегулировании выбросов парниковых газов, сообщил "Известиям" председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. Это, по словам депутата, станет следующим этапом выполнения Парижского соглашения, ратификацию которого он считает политическим актом России.

— Никто Парижское соглашение не идеализирует. Мероприятия, которые могут последовать за его ратификацией, потребуют определенных затрат со стороны в первую очередь крупного бизнеса, энергетиков, добывающей промышленности. Сегодня мы готовы к обсуждению этого законопроекта, но параметры его нам пока непонятны даже в общих чертах, — заявил "Известиям" парламентарий.

От этого документа будет зависеть и объем затрат, который понесет бизнес, выполняя требования по учету выбросов, отметил он.
— Основная особенность заключается в том, что из семи парниковых газов опасными в России признаются всего три. Но теперь предприятиям необходимо будет учитывать все. Значит, необходима установка дополнительного оборудования и расходы. Поэтому вокруг этого закона будет очень серьезная дискуссия, — пояснил Владимир Бурматов.

Он также добавил, что Госдума намерена провести парламентские слушания документа с приглашением РСПП, экспертов и экологов. Стоить напомнить, что законопроект уже два года разрабатывается Минэкономразвития. В сентябре он был внесен в правительство, которое должно представить его нижней палате. К декабрю министерство должно завершить разработку Стратегии низкоуглеродного развития на период до 2050 года. На просьбу "Известий" назвать более точные сроки и параметры документа в Минэкономразвития не ответили.

Эксперты оценивают выполнение Россией Парижского соглашения неоднозначно. Например, директор Всероссийского института природы, кандидат биологических наук Андрей Пешков считает его вынужденной мерой.

— В эту финансовую пирамиду загнали 197 государств, а самый главный загрязнитель — США -сегодня оттуда вышел. Этот документ, естественно, не в интересах развивающихся стран. Это оружие экологического толка, которое направлено на сохранение доминирования промышленно развитых государств, — заявил "Известиям" эксперт.

По его мнению, если бы Россия не присоединилась к этому соглашению, могли бы появиться поводы для масштабных экономических санкций.

Директор природных программ "Зеленого патруля" Роман Пукалов, напротив, не видит в соглашении особых минусов. Наша страна является донором кислорода на планете, напомнил он. Эксперт считает, что Парижский договор станет стимулом для модернизации промышленности. Тем более что Россия уже и так сокращает выбросы, отметил эколог.

Наталья Башлыкова

 

 

Закрыта сделка по продаже "Стройгазмонтажа".

"Газета РБК"

Бизнесмен Аркадий Ротенберг закрыл сделку по продаже крупнейшего подрядчика "Газпрома" "Стройгазмонтаж". Покупателем выступила "дочка" газовой монополии, а сумма сделки — около 75 млрд руб.

За сколько Ротенберг продал "Стройгазмонтаж"

Сделка по продаже подрядчика "Стройгазмонтаж", принадлежавшего Аркадию Ротенбергу, закрыта. Об этом рассказали РБК источник, близкий к компании, и источник в окружении Ротенберга, а также подтвердил представитель бизнесмена.

Покупателем выступила компания "Газстройпром", новый единый подрядчик "Газпрома", где у монополии 49%, а остальное — у структур Газпромбанка и физических лиц, сообщили собеседники РБК. По словам одного из них, сумма сделки составила около 75 млрд руб. Ранее два источника, близких к подготовке сделки, говорили РБК, что Ротенберг договорился о продаже подрядчика приблизительно за 75 млрд руб. Представитель "Газпрома" отказался от комментариев.

Аркадий Ротенберг создал "Стройгазмонтаж" (СГМ) в 2008 году. Тогда он за 8,3 млрд руб. купил у "Газпрома" пять строительных "дочек" вместе с контрактами: "Ленгазспецстрой", "Волгограднефтемаш", "Спецгазремстрой", "Краснодаргазстрой" и "Волгогаз". Их суммарный оборот в 2007 году составлял 43,5 млрд руб.

"Стройгазмонтаж" стал стремительно расти и уже в 2014 году стал крупнейшим подрядчиком "Газпрома" с выручкой 225 млрд руб. С конца 2014 года Ротенберг стал владельцем 100% "Стройгазмонтажа" напрямую. Вместе со "Стройгазконсалтингом" Зияда Манасира и "Стройтранснефтегазом" Геннадия Тимченко и его партнеров компании образовали так называемую большую тройку подрядчиков.

Пять лет назад в интервью "Интерфаксу" Ротенберг назвал "Стройгазмонтаж" своим детищем. "Мы купили несколько предприятий, которые лежали на боку, и сделали компанию, которая стала одним из лидеров на рынке нефтегазового строительства. Внедрили новые технологии, укрепили кадры, поменяли систему контроля и отчетности. Сейчас СГМ работает как часы, мы гордимся этим", — объяснял бизнесмен. Инвестиции в СГМ и другие бизнесы с 2009 года составили более 55 млрд руб., рассказал Ротенберг. Якорным заказчиком "Стройгазмонтажа" все эти годы оставался "Газпром", но компания получала и другие крупные подряды.

За 2014-2018 годы выручка "Стройгазмонтажа" составила 1,5 трлн руб., а сумма выплаченных дивидендов — 77 млрд руб., следует из данных базы СПАРК.

Активы "Стройгазконсалтинга" уже вошли в состав "Газстройпрома". А вслед за компанией Ротенберга структура "Газпрома" планирует купить и "Стройтранснефтегаз", где 31,5% принадлежит "Волга Групп" Геннадия Тимченко, сообщали источники РБК, близкие к "Газпрому", "Газстройпрому" и Тимченко. "Волга" хочет продать актив до конца 2019 года, говорил один из них.

Куда бизнесмен может инвестировать средства от сделки

Ротенберг планирует направить средства от продажи "Стройгазмонтажа" на инвестиции в России, сказал РБК его представитель, но детали не уточнил.

В 2019 году Forbes оценивал состояние Ротенберга в $2,6 млрд, его интересы представлены в самых разных сферах бизнеса: он контролирует "Мостотрест" (94,2%, крупный инфраструктурный подрядчик, выручка в 2018 году — 133 млрд руб.), "Минудобрения" (80%, выручка в 2018 году — 33,6 млрд руб.), а также владеет 35% в TPS Avia, контролирующей Международный аэропорт Шереметьево, 50% СМП Банка и т.д.

В июне Ротенберг объявил о создании совместного с ВЭБом крупнейшего инфраструктурного подрядчика в России. Доля ВЭБа в предприятии составит 50%, еще 50% — у "Стройпроектхолдинга" (уже контролирует крупного подрядчика "Мостотрест") Ротенберга. Партнеры планируют расширить компетенции нового подрядчика на другие сферы инфраструктурного строительства — энергетику, порты и железные дороги. Диверсифицировать бизнес новая компания планировала за счет покупки "активов крупнейших игроков в этих отраслях" — группы компаний "1520" (один из основных строительных подрядчиков РЖД), "ТЭК-Мосэнерго", принадлежащего сыну Аркадия Ротенберга Игорю, "Трест Гидромонтаж" ("дочка" "ТЭК-Мосэнерго") и других. Представитель Ротенберга в четверг, 7 ноября, отказался уточнить, будут ли средства от продажи "Стройгазмонтажа" направлены в СП с ВЭБом.

5 ноября ВЭБ сообщил о том, что выдал кредит компании "Балтийский химический комплекс" (БХК) на строительство газохимического комплекса в Усть-Луге. БХК — "дочка" "Русгаздобычи", которой владеет Артем Оболенский, председатель совета директоров СМП Банка Аркадия Ротенберга и его брата Бориса. До 2016 года контроль в "Русгаздобыче" принадлежал Ротенбергу, затем он продал долю Оболенскому, который стал единственным акционером компании. БХК планирует построить в Усть-Луге газохимический комплекс стоимостью $13 млрд. Глава ВЭБа Игорь Шувалов говорил, что банк одобрил для проекта в Усть-Луге кредит в 111 млрд руб. Представитель Аркадия Ротенберга сказал РБК, что бизнесмен не планирует инвестировать средства от продажи "Стройгазмонтажа" на реализацию этого газохимического комплекса в Усть-Луге.

Ротенбергов сложно назвать классическими бизнесменами, принимая во внимание множество контрактов вокруг государственных проектов, говорит управляющий директор Advance Capital Карен Дашьян. По его словам, Ротенберги взяли на себя множество обязательств по крупным инфраструктурным и дорожным концессиям и, скорее всего, направят деньги от продажи активов структурам "Газпрома" на эти проекты, а не в технологические проекты и потребительский сектор.

Петр Канаев, Тимофей Дзядко, Алина Фадеева

 

 

<< Ноябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ