08.12.2014
Потребителям будут компенсировать от 1% до 15% от стоимости их покупки, если цену признают завышенной по сговору — законопроект о выплатах жертвам картелей готовит ФАС
"Известия"
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит пакет поправок в закон "О конкуренции", которые обяжут участников картелей компенсировать убытки заказчикам, пострадавшим от их ценового сговора. Об этом "Известиям" рассказал начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский. Речь идет о компенсации от 1 до 15% от понесенных клиентом затрат по завышенной цене у поставщика, занимающего доминирующее положение (его доля на рынке каких-либо товаров и услуг, в том числе региональном, выше 35%). Получать компенсации смогут и организации, и граждане. Внести на обсуждение Госдумы проект документа планируется в весеннюю сессию. В качестве примеров сфер, где могут быть найдены сговоры и выплачены компенсации, Пузыревский привел торговлю бензином, продуктами питания, услуги ЖКХ и пр. Сейчас ФАС, кстати, ведет расследование о резком удорожании гречки.
По словам Пузыревского, необходимость ввести четкие рамки для компенсации пострадавшим от рыночного сговора продиктована тем, что в каждом отдельном судебном случае трудно определить справедливое возмещение. Чтобы получить часть своих денег назад, потребителю надо будет удостовериться, что ФАС выявила ценовой сговор поставщиков, и что в суде факт сговора был подтвержден. Затем приобретатель товара или услуги должен подать иск в суд, приложив к нему чек или договор с недобросовестной компанией и решение ФАС, рассказывает Пузыревский. Если иски поданы одновременно, суд объединит их в одно производство. Если иск подает организация, например общество защиты прав потребителей, в защиту интересов неопределенного круга лиц, тогда в случае успеха такого истца пострадавшему следует, имея на руках это положительное решение суда, подавать свое собственное исковое заявление.
— За нарушение антимонопольного законодательства есть три вида юридической ответственности, — объясняет необходимость уточнения ответственности ритейлеров и их поставщиков Сергей Пузыревский. — Во-первых, это административная ответственность — она у нас на сегодня развита лучше, чем другие, так как в КоАПе прописан более или менее эффективный механизм ее применения. На компании и должностных лиц накладывается больше всего санкций именно административного характера. Во-вторых, уголовная ответственность: она следует за злостное злоупотребление доминирующим положением либо за участие в картеле, которое повлекло извлечение крупного дохода для нарушителя. Количество уголовных дел, однако, исчисляется единицами, их практически нет. То же самое и с третьим видом юридической ответственности — гражданско-правовой. То есть лица, которые столкнулись с проявлениями монополистической деятельности (монопольно высокими ценами, дискриминацией при приобретении товара), фактически не могут гарантировано получить возмещение причиненных убытков. Речь идет не о любом действии, которое связано с завышенной ценой. Цены могут повышаться и из-за экономических процессов, и если компания не доминирует на рынке, то эти механизмы применяться не будут. Но если компания — монополист рынка (занимает долю в 35%), то потребитель имеет права на возмещение убытков.
Сколько выплачивать потребителю — 1% или 15% — будет решать суд. Конечно, как отмечает представитель ФАС, это немного, но такая компенсация будет гарантирована законом и к тому же истец, получивший положительное решение о возмещении, сможет затем подать новый иск и требовать большей суммы.
— Нам задавали вопрос защитники прав потребителей: а что делать, если ущерб был не 15%, а 50%? Если ущерб был больше, то идите и доказывайте его по общим нормам Гражданского кодекса, если сможете. А если у вас нет данных, то пользуйтесь этой альтернативой, которая гарантирует, что хоть что-то да выплатят. Многие из тех, кто сейчас страдает от действий монополистов, довольствуются только тем, что государство наказывает недобросовестные компании, и не получают никакого материального возмещения в свой адрес, — говорит Пузыревский.
В общемировой практике существует два способа коллективного взыскания ущерба с монополистов. Пузыревский отметил, что общества защиты прав потребителей в США подают иски в защиту неограниченного круга лиц и уже сами, собирая реквизиты и доказательства с пострадавших, распределяют полученную компенсацию. В России законодательством предусмотрен другой способ — коллективный иск от множества пострадавших. Если кто-либо не успел подключиться к общей подаче документов в суд, то может затем взыскать свою компенсацию индивидуально, но ссылаясь на положительное решение, уже вынесенное в пользу других потребителей.
По словам Пузыревского, обновленная четкими рамками схема гражданско-правовой компенсации может использоваться достаточно широко — для компаний, завышающих цены по сговору на нефтепродукты, сырье, услуги ЖКХ, железнодорожные билеты и авиабилеты, производителей и продавцов продуктов питания. Представитель ФАС говорит, что даже на этапе обсуждения данная инициатива вызывает критику компаний, которые потенциально могут оказаться в числе ответчиков.
— Естественно, это дополнительная ответственность, и вряд ли она понравится потенциальным нарушителям. Но перед нами не стоит задачи разорить компании, мы должны обеспечить такие нормы, которые предупреждали бы правонарушения со стороны бизнеса и расширяли бы возможности защиты своих интересов для потребителей, — заключает Пузыревский.
Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ убежден, что главное в предложении ФАС — это угроза для компаний-нарушителей понести репутационные риски и финансовые издержки в связи с выплатами многочисленных компенсаций. Сейчас компания лишь платит штраф государству, а потребители не получают ничего.
— По-хорошему это должны быть иски в защиту неопределенного круга лиц, потому что всех пострадавших никто установить не сможет, — говорит Шелищ. По его словам, сегодня законом закреплено, что инициаторами таких исков могут быть Роспотребназор, его территориальные отделения и общественные объединения потребителей.
Первый вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин считает, что новый механизм может коснуться только естественных монополий, которые часто принадлежат государству, крупного бизнеса — либо инфраструктурного, либо государственного.
— Так, например, в нефтяном секторе: вопреки падению цен на сырье, цены на продукты нефтепереработки продолжают расти, — говорит Корочкин. — А доказать ценовой сговор между компаниями малого или среднего сегмента довольно сложно. Нужно собрать такую же доказательную базу для привлечения к ответственности картеля малых региональных предприятий, как и для федерального картеля, который работает на всей территории России.
Анна Лялякина
Евросоюз уточнил формулировки антироссийских постановлений
"РБК daily"
Евросоюз уточнил или подкорректировал ряд важных формулировок в антироссийских санкциях. В частности, вслед за американцами ЕС определил, что следует понимать под "арктическими", "глубоководными" и "сланцевыми" проектами. До этого сфера действия ограничений, наложенных на российские нефтяные проекты, оставалась неясной.
Добрались до глубоководных
В официальном журнале Евросоюза опубликованы поправки к двум санкционным постановлениям от 31 июля и 8 сентября 2014 года, когда Совет ЕС ограничил доступ российских госбанков и госнефтекомпаний к европейскому финансированию и доступ нефтяной отрасли к импортным технологиям и оборудованию. В исходных постановлениях говорилось о запрете на поставки определенных товаров и оказание определенных услуг для "арктических", "глубоководных" и "сланцевых" проектов по разведке и добыче нефти в России. Но все три характеристики были не определены, а это не позволяло точно понять сферу ограничений.
В частности, как подробно разбирал РБК, из-за неоднозначности понятия "Арктика" (у которого на самом деле не меньше десятка определений для различных целей) было не ясно, на какие проекты распространяется эмбарго ЕС. И только теперь — спустя четыре месяца после выхода первоначального постановления — Брюссель наконец уточнил, что под "арктическими" проектами следует понимать проекты на арктическом шельфе. Аналогично их понимают власти США, но они с самого начала давали точную формулировку.
Ранее власти отдельных стран Евросоюза, например Великобритании, указывали, что под Арктикой следует понимать территории, расположенные севернее Полярного круга. При таком толковании в зону действия санкций попадали бы не только шельфовые проекты в Северном Ледовитом океане, но и месторождения нефти на обширной полосе суши в пределах Северного полярного круга.
Даже если бурить
ЕС определил "глубоководные" проекты как проекты по разведке и добыче нефти на глубине более 150 м — это примерно совпадает с санкционным определением США (500 футов, или около 152 м). Кроме того, ЕС постановил, что под "сланцевыми" проектами следует понимать проекты с перспективой добычи нефти непосредственно из сланцевых пород "путем гидравлического разрыва пласта" (фрекинга). Однако поиск и добыча нефти из обычных коллекторов не подпадает под ограничения, даже если для этого приходится бурить "через сланцевые формации".
Аналогичное разъяснение в прошлом месяце дали американские власти, отреагировав на многочисленные запросы своих и европейских компаний, о чем также писал РБК.
"Роснефть" в недавнем ходатайстве, отклоненном британским судом, жаловалась как раз на то, что категории "глубоководный", "арктический" и "сланцевый" в санкциях ЕС не определены однозначно.
До 12 сентября — можно
В новом постановлении ЕС скорректировал и другие формулировки. Если в сентябрьском документе разрешались займы в пользу трех нефтекомпаний и пяти госбанков, преследующие "конкретную задокументированную цель обеспечить финансирование незапрещенного импорта или экспорта товаров и нефинансовых услуг" между Евросоюзом и Россией, то теперь добавлено — "или любым другим государством". Иными словами, Евросоюз не хочет, чтобы кредитные ограничения, наложенные на российские компании, навредили его торговле со странами, не входящими в ЕС (например, Украиной).
Кроме того, ЕС уточнил, что запрет на доступ к заемному финансированию для "Роснефти", "Газпром нефти", "Транснефти", Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка и Внешэкономбанка не распространяется на транши по кредитным линиям, подписанным до 12 сентября, если все параметры таких траншей были согласованы до этой даты и не модифицировались после.
Иван Ткачёв
"Газпром" не спешит исполнять решение о закрытии проекта "Южный поток". Пока формально остановлено только судно-трубоукладчик, но оно и не начинало строительных работ
"Ведомости"
Итальянская Saipem (на 43% принадлежит Eni) сообщила в пятницу о получении уведомления о приостановке работ по морскому участку газопровода "Южный поток". Компания является генподрядчиком по строительству первой ветки трубы. Оценить экономический ущерб пока невозможно, так как срок приостановки и окончательное решение о проекте неизвестны, говорится в сообщении. Представитель консорциума South Stream Transport B. V., который реализует морской участок "Южного потока", говорит, что компания приостановила работы трубоукладочного судна Castoro Sei, которое используется по контракту с Saipem. Правда, это судно к прокладке трубопровода до сих пор и не приступало, а лишь готовилось к началу стройки. Других изменений в проекте не произошло. "Пока мы можем подтвердить только приостановку работы судна Castoro Sei", — сказал представитель консорциума.
Контракт Saipem стоил 2 млрд евро. Еще на 400 млн евро компания получила субподряд от Allseas на строительство второй нитки трубопровода, говорится в обзоре Credit Suisse от 3 декабря. По оценке аналитиков инвестбанка, если контракта на "Южный поток" все-таки не будет, выручка Saipem в 2015 г. сократится на 15%, EBIT на 20%, а чистая прибыль на треть.
При этом представитель South Stream Transport подчеркнул, что у консорциума четыре акционера и только они могут принять решение о внесении изменений в план проекта или его возможной отмене. У "Газпрома" в консорциуме 50%, у итальянской Eni — 20%, у французской EdF и немецкой Wintershall — по 15%. Представители Eni и EdF не ответили на запросы "Ведомостей". Представитель Wintershall сообщил, что акционеры South Stream Transport были заранее уведомлены о приостановке работы судна. От других комментариев он отказался до проведения консультаций с европейскими и российскими партнерами по консорциуму.
Президент России Владимир Путин неделю назад заявил в Анкаре, что Россия не может строить "Южный поток", так как Болгария, где труба должна выйти на сушу, под давлением ЕС не дает разрешения на стройку. А предправления "Газпрома" Алексей Миллер объявил проект закрытым. Вместо строительства газопровода мощностью 63 млрд куб. м через Болгарию планируется проложить трубу такой же мощности через Турцию до границы с Грецией, где может быть создан газовый хаб, объявил Миллер.
В эфире "Вестей в субботу" Миллер в очередной раз подтвердил отказ от "Южного потока". "Это начало конца нашей модели работы на рынке, когда мы ориентировались на поставки конечному потребителю на европейском рынке", — заявил Миллер (цитата по "Интерфаксу").
В то же время поручений о денонсации межправительственных соглашений со странами — участницами проекта нет, говорит источник "Ведомостей", близкий к Минэнерго. Представитель министерства это не комментирует. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков не сказал, будут ли даны такие поручения.
Основной сухопутный маршрут "Южного потока" должен был пройти по Болгарии, Сербии, Венгрии и Австрии. Представители министерств энергетики этих стран не ответили на запросы. Так же поступили представители компаний — партнеров "Газпрома" в этих странах. Представитель австрийской OMV лишь сказал, что компания находится в контакте с "Газпромом".
Во вторник министры энергетики стран — участниц "Южного потока" (без участия России) соберутся, чтобы поговорить о судьбе газопровода. После этой встречи и будут обсуждаться дальнейшие шаги по поводу проекта, говорит источник, близкий к одной из структур "Газпрома". Эта встреча была запланирована еще до объявления об отказе от "Южного потока". Изначально предполагалось, что еврокомиссар по энергетике Марош Шефчович устроит министрам "политинформацию о том, как не нужно строить "Южный поток".
Но "теперь сценарий встречи поменяется", убежден другой источник, близкий к одной из структур "Газпрома". Одновременно на этой неделе могут продолжиться переговоры "Газпрома" с Турцией.
Политического консенсуса между странами — участницами проекта накануне завтрашней встречи нет. После объявления о закрытии "Южного потока", где главной причиной была названа Болгария, премьер-министр этой страны Бойко Борисов спешно встретился с президентом Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером.
После этой встречи Юнкер заявил, что не верит в закрытие проекта, а Россия просто шантажирует Болгарию, но та не должна поддаваться (его слова передал Reuters). Борисов сообщил, что пока не получал от России официального уведомления о закрытии проекта. Он также надеется, что на встрече 9 декабря удастся прояснить ситуацию. "Южный поток" может быть реализован, но по нормам Третьего энергопакета, заявили Юнкер и Борисов. По оценке Миллера, без "Южного потока" в Болгарии не будет инвестировано более $3 млрд.
В свою очередь премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в пятницу прямо заявил, что "ЕС неустанно работал над тем, чтобы сорвать этот проект" (цитата по Reuters). Президент Сербии Томислав Николич в субботнем интервью белградской газете "Вечерние новости" сообщил, что собирается обсудить проект напрямую с Путиным. Представитель "Газпрома" отказался от комментариев.
Михаил Серов, Петр Третьяков
Финляндия приняла решение в поддержку строительства российской АЭС
"Российская газета"
Напомним: контракт на совместное строительство АЭС "Ханхикиви-1" подписали в конце декабря 2013 года проектная компания Fennovoima (зарегистрирована в Финляндии) и "Русатом Оверсиз" — дочерняя структура "Росатома". Лицензия на сооружение новой АЭС была выдана финскими властями еще летом 2010 года, однако никакая российская компания на тот момент в документах не значилась. Поэтому правительству и парламенту Финляндии вновь пришлось рассмотреть вопрос строительства "Ханхикиви-1" — уже с учетом конкретно выбранного поставщика.
В октябре, после бурных дебатов, кабинет министров вынес решение в поддержку российско-финского проекта. А в пятницу, 5 декабря, состоялось решающее голосование с участием депутатов эдускунты — высшего законодательного органа Финляндии. "Ситуация была непростой, — рассказал журналистам глава "Росатома" Сергей Кириенко. — Ведь на парламент Финляндии были попытки оказать давление не только из самой Финляндии". И вдвойне важно, что в этих обстоятельствах, в условиях политического давления на саму Россию, финские законодатели приняли решение о реализации у себя масштабного проекта по российской технологии. "Такая позиция — продуманная, профессиональная и действительно независимая — вызывает большое уважение", — отметил Кириенко.
Проект "Ханхикики-1" предусматривает поставку из России реакторной установки типа ВВЭР мощностью 1200 МВт. Общая стоимость возведения станции, по данным финских СМИ, составит 6-7 миллиардов евро, из которых 1,6 миллиарда выплатит Fennovoima, а оставшуюся сумму внесет "Росатом".
Александр Емельяненков