Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

08.12.2017

Представитель "Транснефти" считает, что речь фактически о дотации прокачки "Роснефти" в Китай.

"Ведомости"

В четверг, 7 декабря, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решила с 2018 г. снизить на 16,7% тариф для транспортировки нефти в Китай через Казахстан, сообщила служба. Это нефть, которую экспортирует "Роснефть". В целом тариф на прокачку по системе "Транснефти" увеличится на 4%. По распоряжению правительства тарифы "Транснефти" в 2018-2020 гг. должны индексироваться на уровень инфляции с коэффициентом 0,9-1. Прогноз инфляции на 2018 г. — 4%.

"Эти решения приняты исходя из непревышения прогнозного уровня инфляции и необходимости обеспечения качества нефти по содержанию серы, транспортируемой на нефтеперерабатывающие заводы России и экспорт. Решения также направлены на выравнивание тарифной нагрузки всех потребителей в связи с принятыми изменениями схемы нормальных грузопотоков нефти", — объясняет ФАС.

В 2011 г. "Роснефть" начала поставлять по долгосрочным контрактам с CNPC нефть в Китай по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) и отводу от него. В 2014 г. добавился новый маршрут — через Казахстан по своповой схеме, прокачка составила 7 млн т, план на 2017 г. — 10 млн т, а в 2018 г., по данным Reuters, "Роснефть" хочет увеличить поставки до 18 млн т.

С этого года по казахскому маршруту "Роснефть" поставляет тяжелую башкирскую нефть. Это высокосернистая нефть (содержание серы — 3,5%), а по контракту с CNPC уровень серы не должен превышать 1,6%. Поэтому нефть "Башнефти" в пути смешивается с западносибирской (содержание серы — 1,6%), и на выходе получается сырье с содержанием серы 1,45%, подходящее для поставок в Китай. Для смешивания нефть необходимо прокачать на большое расстояние, что увеличило стоимость транспортировки. "Роснефть" была этим недовольна и попросила правительство снизить тариф. "Транснефть" считала это необоснованным. "Роснефть" в шоколаде, и ей не стоит жаловаться, так как на восточном направлении, которым компания активно пользуется (70% нефти в ВСТО — сырье "Роснефти"), тарифы дотируются, говорил в январе президент "Транснефти" Николай Токарев.

"Речь идет фактически о дотации "Роснефти" по ее прокачке на Китай, — прокомментировал представитель "Транснефти" нынешнее решение ФАС о снижении тарифа. — Сумма дотации на год по решению ФАС будет составлять примерно 1,1 млрд руб.".

"Транснефть" просила ФАС увеличить тариф на 2018 г. по всей системе на 21%. Она объясняла, что 4%-ная индексация рассчитана исходя из плановой инфляции и не учитывает необходимость платить в виде дивидендов 50% чистой прибыли по МСФО, как того требует от госкомпаний Минфин. Из-за роста тарифа только на 4% у "Транснефти" возникнет дефицит в 88 млрд руб. и его нельзя будет покрыть сокращением инвестпроектов, говорил представитель монополии, тариф на оказание услуг для "Транснефти" — единственный источник доходов.

ФАС учла все затраты компании, в том числе выплату дивидендов, а предложение увеличить тариф на 21% считает необоснованным, приводит ТАСС слова замруководителя службы Анатолия Голомолзина. Проблема выпадающих доходов "Транснефти", впрочем, будет обсуждаться на специальном совещании у вице-премьера — куратора ТЭКа Аркадия Дворковича. Представитель Минэнерго отказался от комментариев, его коллега из Минфина не ответил на запрос.

По итогам первого полугодия "Транснефть" вернула акционерам 24% прибыли. В 2017 г. может позволит себе выплату 50% за 2017 г., у компании достаточно ликвидных средств, считает аналитик Raiffeisenbank Сергей Гарамита. На 30 сентября на счетах компании было 118 млрд руб. денежных средств и эквивалентов. В следующем году свободный денежный поток "Транснефти" покрывает только дивиденды исходя из расчета 25% от чистой прибыли, продолжает он. На конец сентября 2017 г. отношение чистого долга монополии к EBITDA составляло 1,7. "В случае необходимости компания может прибегнуть к заимствованиям для покрытия финансовых вложений", — заключает эксперт.

Галина Старинская

 

 

Зачем "Роснефть" удвоила требования к АФК "Система".

"Газета РБК"

Не договорившись о мировом соглашении по делу "Башнефти", "Роснефть" увеличила требования к АФК "Система" до более 300 млрд руб. Новый иск "Роснефти" — это "акция устрашения", говорят в "Системе".

Что "Роснефть" потребовала от АФК "Система"?

7 декабря "Роснефть" и "Башнефть" подали иск в Арбитражный суд Республики Башкортостан к АФК "Система" и ее "дочке" — "Системе-Инвест" — о возмещении убытков в размере 131,6 млрд руб., сообщила "Роснефть". Эта сумма соответствует сумме дивидендов, "выведенных ответчиками из "Башнефти" с 2009 по 2014 год в свою пользу, за вычетом уплаченных налогов", объясняет компания. В базе суда иск пока не зарегистрирован.

"Система" контролировала "Башнефть" до конца 2014 года, а затем передала ее акции государству по требованию Генпрокуратуры. В октябре 2016 года 50,08% "Башнефти" купила "Роснефть" за 330 млрд руб.

Это уже второй иск к АФК. Первый "Роснефть" подала к "Системе" в мае, обвинив компанию в нанесении "Башнефти" ущерба при ее реорганизации в 2014 году. "Роснефть" просила возместить 170,6 млрд руб., но в августе суд удовлетворил ее требования лишь на 136,3 млрд руб. (и обе стороны сейчас оспаривают это решение в апелляционном суде). Таким образом сумма исковых требований "Роснефти" к АФК выросла до 302,2 млрд руб. Это сопоставимо с суммой, которую "Роснефть" заплатила государству за акции "Башнефти", и вдвое превышает капитализацию самой "Системы" (на закрытии торгов на Московской бирже 7 декабря она составляла 98,4 млрд руб). С момента подачи первого иска "Система" подешевела больше чем в два раза, на 116,6 млрд руб., из них 7 декабря — на 17 млрд руб. (15%).

"Мы в качестве нашей мирной инициативы готовы отказаться от предъявления дальнейших законных претензий к "Системе", если она в полной мере признает решение суда первой инстанции (на 136,3 млрд руб. — РБК), и готовы помочь в исполнении этого решения", — сказал РБК пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев. Однако он не сказал, готова ли "Роснефть" в этом случае отказаться от второго иска, и не исключил подачу новых исков к АФК.

Новый иск — это своего рода "принуждение "Системы" к миру", добавил источник РБК, близкий к одному из истцов. Новый иск "Роснефти" — это "акция устрашения", сказал РБК основной совладелец "Системы" Владимир Евтушенков.

После того как суд частично удовлетворил требования "Роснефти" по первому иску в августе, стороны попытались договориться о мировом соглашении, но в итоге обжаловали решение в апелляционном суде.

Обоснован ли иск?

Новые требования "Роснефти" логично вытекают из решения суда по первому иску, в котором "Система" признается недобросовестным акционером, объясняет нефтяная компания. "Система" и "Система-Инвест" незаконно владели акциями, виновны в сознательном нанесении ущерба "Башнефти" и выведении из нее имущества и активов в свою пользу, говорится в ее сообщении.

Уплаченные дивиденды подлежат возврату, если будет доказано, что акционер незаконно владел акциями, а это уже установлено решением Арбитражного суда Москвы в 2014 году (этот суд по иску Генпрокуратуры изъял акции "Башнефти" в пользу государства) и решением Арбитражного суда Башкирии в августе 2017 года, говорит партнер BMS Law Firm Денис Фролов. Судебная практика складывается не в пользу "Системы": в таких случаях полученные дивиденды взыскиваются как неосновательное обогащение, говорит юрист. Но АФК может попытаться доказать, что у нее не было злого умысла во время владения акциями, а виновато государство, которое с нарушениями приватизировало башкирский ТЭК, оговаривается юрист.

"Второй иск "Роснефти" к "Системе" — еще более кафкианский, чем первый", — парирует партнер Nektorov, Saveliev & Partners Илья Рачков: если у компании есть чистая прибыль, то собрание акционеров принимает решение о распределении дивидендов, и оно является законным. Другое дело, если бухгалтерская отчетность фальсифицировалась (например, завышалась прибыль), тогда можно говорить о нанесении убытков путем вывода средств, но "Роснефти" придется это доказать, говорит он.

Срок исковой давности по таким делам — три года, и, возможно, суд откажет "Роснефти" на этом основании, полагает Фролов. Но нормы закона можно прочитать иначе, как это сделала Генпрокуратура в 2014 году: отсчет срока исковой давности начинается в тот момент, когда истец узнал или мог узнать о нарушении, говорит юрист А2 Михаил Александров.

Как "Роснефть" и "Система" пытались договориться?

После того как Арбитражный суд Башкирии частично удовлетворил претензии "Роснефти" на 136,3 млрд руб., стороны попытались договориться о мировом соглашении. В начале сентября президент Владимир Путин заявил, что по отдельности встретился с главным исполнительным директором "Роснефти" Игорем Сечиным и Евтушенковым. Тогда он выразил надежду на то, что стороны договорятся. Однако он оговорился, что прямых поручений не давал, и не знает, как решится спор.

"У президента была точка зрения — он остается сторонником мировых [соглашений], но все равно принимают конкретные решения хозяйствующие субъекты", — сказал 7 декабря его пресс-секретарь Дмитрий Песков, отметив, что Кремль не может вмешиваться в спор.

"Роснефть" привлекла РФПИ в качестве переговорщика, но договориться с "Системой" не смогла, сообщила нефтяная компания. "Поскольку все наши усилия не дали результата вследствие принципиального отказа ответчиков от диалога и отсутствия с их стороны каких-либо конструктивных предложений по урегулированию спора, "Роснефть" и "Башнефть" продолжат свои усилия, направленные на возмещение ущерба и возвращение незаконно выведенных ответчиками средств в интересах наших акционеров", — говорится в ее сообщении.

"Никаких переговоров между "Роснефтью" и АФК "Система" не было, были только ультимативные требования истцов выплатить всю сумму в полном объеме, что, конечно, сложно назвать конструктивной позицией и готовностью к мировому соглашению", — отметил представитель "Системы" Сергей Копытов. Очевидно, что, штампуя необоснованные многомиллиардные иски, "Роснефть" просто пытается компенсировать свои затраты на "Башнефть", то есть фактически получить актив бесплатно, за счет "Системы", добавил он. Такое поведение часто встречается в корпоративных конфликтах: даже если предмет спора один, истец пытается инициировать очень много дополнительных исков, чтобы создать давление на оппонента и распылить его силы, говорит Михаил Александров.

РФПИ получил полномочия на переговоры всего неделю назад — 29 ноября, следует из пресс-релиза фонда. РФПИ со своей стороны предпринимает "все возможные усилия" для мирного урегулирования спора в ближайшее время, отмечает его представитель. Деталей переговоров он не раскрыл.

Как и где "Система" может защищаться?

У АФК "Система" нет возможности оспорить решение российских судов по этому делу в международном арбитраже, утверждает партнер адвокатского бюро "Юшин и партнеры" Анатолий Юшин: Россия не признает юрисдикцию международных арбитражных судов. Разрешение экономических споров в России заканчивается президиумом Верховного суда, добавляет он.

В случае если "Система" проиграет дело в апелляционной и кассационной инстанциях, она сможет обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), замечает Илья Рачков. А ее иностранные акционеры могут потребовать компенсации в международном инвестиционном арбитраже, если ее лишат активов в России.

Теоретически основной совладелец "Системы" Владимир Евтушенков мог бы самостоятельно обратиться в ЕСПЧ по делу об экспроприации собственности государством, есть немало дел, которые заканчивались штрафами для государств, добавляет Александров. Но в этом случае Евтушенкову придется доказать, что это экспроприация именно со стороны государства, а не коммерческий спор с компанией, подконтрольной государству, оговаривается он.

АФК "Система" не планирует обращаться в международные суды, так как "пока нет такой необходимости", говорил Евтушенков в октябре (цитата по ТАСС).

Сможет ли "Система" расплатиться с "Роснефтью"?

В конце июня судебные приставы наложили арест на ключевые активы "Системы" по ходатайству "Роснефти" — на 31,76% телекоммуникационного оператора МТС (всего "Системе" принадлежит 50,03%), 100% сети клиник "Медси" и 90,47% Башкирской электросетевой компании (БЭСК). Компании также запретили получать дивиденды по этим акциям. Арест был наложен в качестве обеспечительных мер по первому иску "Роснефти". Суд оценил стоимость этих активов в 185 млрд руб., а "Система" — в 250 млрд руб. АФК несколько раз пыталась оспорить обеспечительные меры, но безуспешно.

По данным на 30 сентября, на счетах "Системы" было 20,4 млрд руб., а общий долг компании составлял 149,1 млрд руб., следует из материалов компании.

Из-за ареста 31,76% акций МТС и дивидендов по ним ликвидности "Системы" в ближайшие 12 месяцев хватит только на своевременное погашение текущих долговых обязательств и административные расходы, но не на какие-либо выплаты по искам "Роснефти", говорит директор группы корпоративных рейтингов S&P Global Александр Грязнов. Потенциально "Система" может привлечь и 100 млрд руб., и 200 млрд руб. под залог своих активов, добавляет он. Если "Роснефть" выиграет оба иска против "Системы", то соотношение чистого долга к дивидендному потоку корпорации вырастет с 4 до 9-10, подсчитал Грязнов.

Поступления "Системы" составляют 40-45 млрд руб. в год, в основном от дивидендов — этого может хватить на обслуживание новых долгов, добавляет аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Но тогда компании придется "сильно затянуть пояса", отказаться от выплаты дивидендов своим акционерам и сократить инвестпрограмму, предупреждает он. Но остается открытым вопрос, сможет ли АФК занять необходимую сумму, подчеркнул эксперт.

Алина Фадеева, Тимофей Дзядко

 

 

Антимонопольщики, министерства энергетики и экономики не успели запустить газовую реформу.

"Известия"

ФАС решила перенести освобождение "Газпрома" от регулирования газовых цен для промышленности на полгода — с начала 2018-го на июль. Об этом говорится в подготовленных антимонопольной службой поправках, с которыми ознакомились "Известия". Перенос был ожидаем — это происходит уже в четвертый раз. ФАС, министерства энергетики и экономики вновь не смогли согласовать общую позицию по реформированию рынка газа. По мнению экспертов, оно поможет снизить цены для предприятий.

ФАС, министерства энергетики и экономики не успели провести дерегулирование цен "Газпрома" для промышленности до конца года. Как узнали "Известия" из подготовленных антимонопольной службой предложений, она планирует перенести либерализацию оптовых цен компании с ранее запланированного начала 2018 года на 1 июля. Вместе с тем ФАС предложила отказаться от установления принципа равнодоходности поставок "Газпрома" на внутренний и внешний рынки, при котором цены на газ для промышленности могли бы вырасти. Поправки будут внесены в постановление правительства № 1021 "О государственном регулировании цен на газ".

В Минэнерго получили предложения и изучают их, сообщили "Известиям" в пресс-службе ведомства.

Сейчас "Газпром" имеет возможность вести поставки промышленным потребителям только по утвержденной ФАС цене, в то время как независимые производители могут назначать ее сами. Как правило, "Новатэк", "Лукойл" и "Роснефть" предлагают существенную скидку к цене "Газпрома", из-за чего монополия теряет часть клиентов и постоянно уступает независимым компаниям долю рынка. С другой стороны, "Газпром" зарабатывает на транспортировке чужого газа до покупателя, устанавливая для собственных подразделений более низкие тарифы. Чтобы устранить такой перекос, правительство еще в 2010 году сформировало стратегию перехода от регулирования оптовых цен на газ для "Газпрома" к регулированию тарифа на его транспортировку для всех участников рынка. Впервые переход был запланирован на 2011 год, но затем его трижды переносили вплоть до начала 2018 года.

Как указано в пояснениях ФАС к поправкам, отмена регулирования в начале 2018 года могла бы привести к ухудшению конкуренции на внутреннем рынке газа и неопределенности в ценах. Переход был отложен по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича. Теперь вопрос переходит в компетенцию правительства, сообщил "Известиям" начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин.

— Перенос был логичен. Как нам кажется, на сегодня не удалось принять ряд ключевых документов, которые способствовали бы уходу от госрегулирования. По нашему мнению, правительству лучше и быстрее удастся отрегулировать этот вопрос, — сказал он.

До сих пор Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС не смогли разработать единый транспортный тариф, а правительство пока не утвердило новую планку биржевых продаж для "Газпрома".

В Минэкономразвития, "Газпроме", "Новатэке" и "Лукойле" не ответили на запрос "Известий". "Роснефть" поддерживает либерализацию рынка газа, сообщили в пресс-службе компании.

— При этом естественным условием, необходимым для дальнейшей либерализации рынка, включая рост объемов продажи газа монополистом на бирже, является создание равных условий для всех производителей в части доступа к инфраструктуре и потребителям. На настоящий момент такие равные условия не сформированы, — отметили в компании.

Скорее всего, решение будет перенесено и в пятый раз, уверены опрошенные "Известиями" эксперты. Если же реформу удастся провести, "Газпром" тоже сможет давать скидку на газ своим потребителям. Это вызовет общее снижение цен по рынку.

По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, до сих пор регуляторам не удавалось выбрать общую стратегию развития газового рынка. С другой стороны, правительство может выбрать одно из предложений ведомств, и тогда процесс, возможно, ускорится, отметил он.

Дерегулирование цен — это лишь часть масштабной реформы, рассказал аналитик энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Александр Собко.

— Пока она толком не проработана и явно должна включать и вопросы доступа на экспорт, и социальной ответственности по газификации населения, и отмену регионального перекрестного субсидирования, и многое другое, — перечислил эксперт.
Если ведомствам удастся согласовать позиции, то реформа газового рынка приведет к росту конкуренции, укреплению биржевых торгов и вероятному снижению газовых цен.

Арсений Погосян

 

 

Подписание Конвенции по статусу водоема не гарантирует стабильности региона.

"Независимая газета"

В каспийской интриге, длившейся более 20 лет, поставлена точка. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по итогам совещания глав МИДов сообщил, что страны Прикаспийского региона достигли согласия по правовому статусу Каспия. Дело за президентами. Проведение юбилейного V саммита глав каспийских государств запланировано на будущий год в Астане. Детали проекта Конвенции по статусу Каспия не разглашаются. Известно только, что будет использован секторальный принцип деления.

Замминистра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов приоткрыл тайну механизма сотрудничества прикаспийских стран. Согласно проекту Конвенции о правовом статусе Каспия, которую планируется подписать в Астане, прикаспийские страны признают суверенитет, исключительные права, юрисдикцию друг друга.

"Определены границы водной зоны: 15 миль на поверхности, 10 миль  — рыболовная зона. Остальная часть же была определена для общего пользования судов и других целей", —  сказал азербайджанский чиновник. Он пояснил, что дно моря полностью делится секторально между расположенными рядом и противостоящими странами. Однако это вопрос для переговоров этих стран. "Переговоры по спорным месторождениям пока не результативны, поэтому мы не говорим об этом, и главный вопрос — вопрос делимитации с Ираном и Туркменистаном. В дальнейшем вопрос эксплуатации месторождений будет решаться на основе международного права", — сообщил Халафов.

Вопрос строительства трубопроводов по дну водоема будет согласовываться теми странами, по секторам которых они будут проходить. В большей степени это касается Транскаспийского трубопровода, в строительстве которого заинтересован Ашхабад. Все последние годы власти Туркменистана ведут переговоры с европейскими чиновниками по продаже своего газа. После прекращения поставок туркменского газа в Россию Ашхабад заявил о готовности экспортировать в Европу до 40 млрд куб. м газа в год. Для этих целей он самостоятельно построил газопровод "Восток-Запад", которым соединил крупные месторождения Южного Йолотаня с побережьем Каспия. По задумке, газ должен транспортироваться по Транскаспийскому трубопроводу через Азербайджан, Турцию и далее в Европу. Однако строительство этой трубы блокировали Россия и Иран. Москва и Тегеран настаивали, что ввиду замкнутости моря, уязвимости ее экологии любые трансграничные инфраструктурные проекты должны быть согласованы всеми игроками. После подписания конвенции Ашхабаду нужно будет договориться только с Азербайджаном и Ираном. По словам Халафова, достигнуто также согласие в вопросах судоходства на Каспийском море, сохранения военного баланса, который не будет вредить ни одной из сторон.

Эксперты считают, что подписание конвенции вовсе не означает, что в будущем среди прикаспийских государств не возникнут разногласия. "Принцип раздела Каспия по страновым секторам, в первую очередь в том, что касается дна, — не лучший вариант снижения конфликтности. Спорные месторождения — это, вероятно, вопрос отдельных переговоров для оспаривающих эти месторождения стран. А вот прокладка нефте- и/или газопроводов — вопрос высокой конфликтогенности, в частности, по известному проекту так называемого Транскаспийского газопровода, суть которого — в транспортировке туркменского природного газа в Азербайджан и далее через Турцию в Европу, это уже многолетний предмет серьезного конфликта. К счастью, до сих пор — потенциального", — сказал "НГ" эксперт по Центральной Азии и Ближнему Востоку Александр Князев. По словам эксперта, узаконивание юрисдикции каспийского дна за странами — участницами этого и подобных проектов конфликтность вопроса не снимает абсолютно, просто в случае реализации проекта конфликт будет происходить, вероятно, в менее цивилизованных формах. И в этой ситуации существующее де-факто доминирование российской Каспийской флотилии не требует согласия других стран.

"Флот — такой же фактор реальной политики, как и любой другой из факторов, сформировавшихся географически или, как в данном случае, исторически. Тем более после того, как Каспийская флотилия продемонстрировала свои возможности на сирийском театре военных действий, используя "Калибры". Это сдерживающий фактор, пока трудно даже гипотетически представить его применение в Прикаспийском регионе. Но он способен, как мне кажется, заставить каспийских партнеров задуматься прежде, нежели приступить к реализации того или иного проекта, затрагивающего интересы России", — полагает Князев. Он считает, что во взаимоотношениях России с Ираном и Казахстаном проблем в обозримой перспективе не просматривается. "Пока нет реальных механизмов согласования интересов, а это относится и ко многим предыдущим каспийским решениям — например, о недопущении на Каспия военного присутствия внерегионального игрока, флот имеет право не только существовать в нынешнем виде, но и динамично совершенствоваться. Это как ядерное оружие — его не обязательно применять, но иметь и быть готовым к применению правила современного мира заставляют", — отметил эксперт.

Генеральный директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев в ходе конференции "Проблемы Каспийского моря" отметил, что для России важно, чтобы зона Каспия оставалась в стабильном, спокойном и предсказуемом состоянии, и чтобы третьи силы, которые, может быть, хотят внести сюда конфликтную составляющую, такой возможности не имели. Документ о правовом статусе сужает возможности любых деструктивных сил вмешиваться в эту ситуацию.

По его словам, конвенция может стать своего рода конституцией Каспийского моря. Конституция есть у каждого государства, но ее наличие не означает отсутствие внутренних противоречий и конфликтов. Несомненно, конвенция позволит уменьшить разногласия между прикаспийскими государствами и расширить сферу сотрудничества, но нельзя думать, что она решит абсолютно все вопросы. По его мнению, детали соглашения не разглашаются именно потому, что 100-процентной уверенности в том, что подписание произойдет, нет.

Проект Конвенции по статусу Каспия обсуждается уже 21 год. В 1996 году была создана специальная рабочая группа на уровне заместителей министров иностранных дел. На разных этапах наблюдалась различная динамика. В 2010-2014 годах казалось, что стороны очень близки к подписанию, так как постоянно звучали заявления о скором окончании переговоров, готовности соглашения. Оптимистичные оценки превалировали и в итогах встречи в Астрахани в 2014 году. Но ожидаемый саммит в Астане не состоялся ни в 2016 году, ни в 2017-м. В этой ситуации заявление Сергея Лаврова выглядит оптимистично. Российский министр сообщил, что саммит глав прикаспийских стран должен пройти в Астане в первой половине 2018 года.

Виктория Панфилова

<< Декабрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ