Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

09.04.2019

Глава "Роснефти" раскритиковал нерыночные методы регулирования топливного рынка.

"Газета РБК"

В письме премьеру Дмитрию Медведеву глава "Роснефти" указал на недостатки "ручного нерыночного регулирования цен" на бензин и предложил "системные меры". Но крупнейшие нефтяники уже завизировали итоги совещания в Белом доме.

Сечин раскритиковал правительство

Главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин направил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо, в котором указал на риски, связанные с нерыночным регулированием правительством внутреннего топливного рынка, сообщает "Интерфакс". Федеральный чиновник уточнил РБК, что такое письмо было отправлено 29 марта.

"По факту с мая 2018 года введено ручное нерыночное регулирование цен на моторные топлива; при этом продолжают предлагаться все новые механизмы ручного регулирования предпринимательской деятельности, что не только создает системные риски для функционирования системообразующей нефтяной отрасли, но и, по мнению абсолютного большинства участников рынка, становится дублированием уже существующих регуляторных инструментов", — пишет Сечин. Речь о том, что в конце мая 2018 года из-за резкого роста розничных цен на бензин и дизтопливо правительство договорилось с нефтяниками об их заморозке в обмен на снижение акцизов с 1 июня. В ноябре, на фоне роста оптовых цен, десять крупнейших нефтяных компаний подписали топливные соглашения с Минэнерго и ФАС, которые предполагали сдерживание цен на бензин и дизтопливо, а также возможность их увеличения с 1 января 2019 года не более чем на 1,7% в связи с ростом НДС с 18 до 20% и последующее увеличение, не превышающее темпов инфляции (по прогнозу ЦБ, инфляция составит 4,7-5,2%).

Срок действия соглашения истекал 31 марта, и за несколько дней до этого вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с нефтяниками, на котором было решено продлить действие соглашений до 1 июля. Компании боялись, что правительство слишком сильно зарегулирует цены, но в итоге согласились на продление заморозки, потому что период небольшой — всего три месяца, говорил журналистам владелец НК "Новый поток" Дмитрий Мазуров, который подписывал соглашение в ноябре и был на совещании в правительстве 26 марта. По его словам, компаниям обещали, что соглашение продлевается в последний раз. За сдерживание цен на внутреннем рынке нефтяникам также пообещали увеличить компенсации — демпфирующую надбавку, но источник ее финансирования пока не определили.

Кроме того, правительство решило начать консультации с ЕАЭС о возможности введения лицензирования экспорта нефтепродуктов (выдачи разрешений на экспорт только при условии поставок определенного объема топлива на внутренний рынок), рассказывал представитель Козака. С критикой этого предложения выступил гендиректор "Газпром нефти" Александр Дюков. "Мое отношение — отрицательное. Поскольку я считаю, что мы и так уже зарегулировали нефтяную отрасль, и вводить еще один инструмент администрирования и регулирования мне представляется чрезмерным", — заявил он 28 марта. "С одной стороны, мы регулируем розничные цены, с другой стороны, у нас есть демпфер, который не является оптимальным, потом у нас есть соглашение (о стабилизации цен на топливо), у нас есть возможность повышения экспортных пошлин нефти и нефтепродуктов, соответственно, еще пытаемся ввести пятый инструмент", — перечислял он.

В ответ на письмо Сечина и критику других нефтяников пресс-служба правительства в понедельник, 8 апреля, прислала ссылку на сообщение, размещенное на сайте Белого дома, об итогах совещания у Козака 26 марта. В нем говорится о "принятии к сведению" обязательств "Роснефти", "Газпром нефти", ЛУКОЙЛа и еще семи крупнейших нефтяных компаний по обеспечению топливом внутреннего рынка во втором квартале 2019 года на условиях, определенных соглашениями между ними, Минэнерго и ФАС, заключенными в ноябре 2018 года. По итогам этого совещания был подписан протокол, который "содержит визы руководителей крупнейших нефтяных компаний", подчеркивается в сообщении.

При этом Сечин в своем письме Медведеву указывает, что меры, принятые по итогам этого совещания, были объявлены без обсуждения с нефтяными компаниями, сообщает "Интерфакс". Представитель "Роснефти" отказался это комментировать. Подписание протокола означает лишь факт ознакомления с его содержанием, но его нельзя приравнять к соглашению с правительством, добавил источник в одной из крупных нефтяных компаний.

Что предлагает "Роснефть"?

Внутренний рынок бензина и дизтоплива в России сбалансирован, что дает возможность перейти к рыночным механизмам регулирования, пишет Сечин. В качестве "системной меры" он предлагает уже с мая 2019 года перейти на новый способ развития рынка, закрепив в лицензионных соглашениях для нефтяных компаний обязанность перерабатывать на российских НПЗ и поставлять на рынок бензин и другие светлые нефтепродукты в объеме не менее 17,5% от нефти, добываемой в России (за исключением проектов СРП и поставок в Белоруссию). С такой инициативой "Роснефть" выступала еще в прошлом году и ее уже поддержало правительство, напоминает Сечин.

Глава "Роснефти" также допускает, что можно будет проводить обмен ("свопирование") доли обязательного объема перерабатываемой нефти на "корзину светлых нефтепродуктов". То есть компании, имеющие свободные мощности по переработке в России, могли бы покупать нефть у добывающих структур по договорной цене, а затем выдавать им произведенные из этого сырья нефтепродукты за определенную плату. Ставка процессинга может быть установлена ФАС для каждого из НПЗ, пишет Сечин, которого цитирует "Интерфакс". Кроме того, вертикально интегрированные компании могли бы помогать в продаже бензина и дизтоплива по рыночной цене производителям, у которых отсутствуют собственные трейдинговые подразделения.

По данным "Интерфакса", Медведев поручил первому вице-премьеру, министру финансов Антону Силуанову и вице-премьеру Дмитрию Козаку подготовить позицию по предложенным мерам. РБК направил запросы их представителям.

"Разумеется, соответствующие экспертные подразделения администрации президента очень внимательно отслеживают ситуацию на топливном рынке. Разумеется, это осуществляется во взаимодействии с правительством. Этот вопрос неоднократно рассматривался, в том числе на совещаниях в Кремле. Это абсолютно нормальная практика", — заявил журналистам 8 апреля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя письмо Сечина. Но он подчеркнул, что письмо адресовано Медведеву, поэтому основные комментарии "должны идти" из правительства. РБК направил запросы в пресс-службы ФАС и Минэнерго, которые от имени правительства заключали топливные соглашения с нефтяниками.

Крупные компании и так перерабатывают более 17,5% нефти, добываемой в России, на своих заводах, поэтому предложенная "Роснефтью" мера может повлиять лишь на мелкие компании, замечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Но и такое регулирование не нужно, уверен он. "Так или иначе ручное регулирование в долгосрочной перспективе вредит рынку, потому что негативно влияет на инвестиционную привлекательность отрасли. В моем понимании, самое логичное было отпустить цены, чтобы они определялись рыночным путем, а для снижения темпов их роста нужно сокращать налоговую составляющую в ценах, например снижать или постепенно отменять акцизы", — заключил Полищук.

Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова

 

 

Сама монополия недополучила более $1,3 млрд.

"Ведомости"

"Газпром" подсчитал ущерб, который наносит федеральному бюджету конкуренция трубопроводного и сжиженного газа (СПГ). В 2018 г. почти 65%, или около 4,9 млн т СПГ, произведенного на "Ямал СПГ" (проект "Новатэка"), было поставлено в Европу, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на письмо зампреда правления монополии Виталия Маркелова. 80% этого объема — 3,9 млн т СПГ (около 5,3 млрд куб. м) было реализовано в Бельгии, Франции, Нидерландах и Великобритании, обращает внимание топ-менеджер. Ссылаясь на то, что "Газпром" с каждой тысячи кубометров экспортированного газа в 2018 г. отчислял в бюджет России более 5000 руб., а проект "Новатэка" от этой нагрузки освобожден, топ-менеджер оценивает недополученные государством доходы в сумму около 30 млрд руб. (около $440 млн по среднему в 2018 г.).

После запуска на полную мощность "Ямал СПГ" в декабре 2018 г. ситуация усугубилась, сообщает Маркелов. "В феврале 2019 г. "Ямал СПГ" стал крупнейшим источником поставок СПГ в Европу (в указанный регион был направлен весь произведенный на заводе СПГ), а экспорт газа "Газпрома" в этом же месяце, напротив, снизился на 13% по сравнению с февралем 2018 г.", — говорится в письме топ-менеджера (здесь и далее цитаты по "Интерфаксу").

Представитель "Газпрома" не ответил на запрос "Ведомостей". В "Новатэке" сообщили, что заявления о вытеснении российского трубопроводного газа с рынка Северо-Западной Европы считают необоснованными. Приоритетность поставок трубопроводного газа на существующие рынки "не вызывает сомнения", сообщил представитель "Новатэка", но напомнил, что "более 96% СПГ с проекта "Ямал СПГ" законтрактовано на поставку в Азию, Испанию, а также на базисе FOB на терминалах перегрузки". В дальнейшем СПГ может направляться покупателями на другие рынки.

Несмотря на растущую конкуренцию на европейском газовом рынке, "Газпром" в 2018 г. установил абсолютный рекорд экспорта в дальнее зарубежье — 201,7 млрд куб. м. Средняя цена продажи составила $245,5 за 1000 куб. м, сообщала компания. Исходя из предположений "Газпрома", что как минимум 3,9 млн т СПГ с Ямала заместили экспорт именно российского трубопроводного газа, размер недополученной монополией валютной выручки мог составить свыше $1,3 млрд. В случае регулярных поставок СПГ "будет являться, по сути, иной формой доставки газа, отличной от трубопроводного транспорта", пишет Маркелов. В пределах действия трубопроводной инфраструктуры "Газпром" способен самостоятельно удовлетворять европейский спрос, настаивает он.

"Газпром" не первый раз апеллирует к тому, что трубопроводный экспорт приносит бюджету страны больше доходов, чем экспорт СПГ. Более того, февраль был не первым месяцем, когда весь произведенный на проекте "Новатэка" СПГ оказался регазифицирован в Европе. В ноябре 2018 г. Россия заняла второе место по объему поставок СПГ в Европу (0,94 млн т), сообщала ICIS, уступив по этому показателю только Катару. Однако столь резко на это "Газпром" не реагировал.

Фактически письмо Маркелова стало отзывом на февральское обращение ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко к президенту Владимиру Путину. Литвиненко убежден, что на базе месторождений в российской Арктике возможно создание СПГ-кластера с общей мощностью производства до 140-150 млн т в год. Для достижения этого показателя Литвиненко предложил закрепить за Ямалом, Гыданом и прилегающими к ним участками морского шельфа статус ресурсной базы для развития СПГ-кластера. Путин идеи Литвиненко не отверг и передал письмо в работу профильным министерствам, знают несколько собеседников "Ведомостей", знакомых с судьбой документа. В Минэнерго, например, предложение сделать развитие Арктики нацпроектом поддержали, говорит один из них. Несколько дней назад за идею сделать развитие СПГ-кластера целью государственного уровня выступил предправления "Новатэка" Леонид Михельсон.

Переосмысление роли месторождений Ямала и Гыдана может представлять большой риск для "Газпрома". "Разработка месторождений полуострова Ямал компенсирует естественное падение добычи в традиционных регионах добычи. Доля добычи газа на полуострове составит 26% в 2025 г. и 49% в 2035 г. от общей добычи "Газпрома" в зоне ЕСГ", — пишет Маркелов. Использование этих ресурсов для развития СПГ-производства приведет к "дефициту баланса [трубопроводного] газа" и не позволит обеспечить энергобезопасность при поставках газа потребителям, подчеркивает он.

140 млн т СПГ равны около 190 млрд куб. м газа в год. "Это гигантская цифра, почти соответствующая экспорту "Газпрома" в Европу. Закономерно, что она вызвала удивление в "Газпроме", особенно если учесть, что пока не понятно, о каких конкретно месторождениях идет речь, — считает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. — Чтобы выйти на такой объем производства, понадобится запустить не менее 5-7 новых СПГ-заводов". Пока речь идет только о строительстве "Арктик СПГ — 2", напоминает эксперт. "России надо искать баланс. За развитием СПГ-отрасли будущее, и у России есть шансы занять достойную нишу. Но важно избежать каннибализации российских поставок газа в Европу. Это тоже важный канал продаж для российского газа, а с точки зрения бюджета — самый маржинальный", — резюмирует Маринченко.

С падением цен на европейских спотовых площадках конкуренция газа "Газпрома" с СПГ усиливается, согласен аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Сергей Капитонов. "Но, что важно, не с российским СПГ, а с абстрактным сжиженным газом мировых рынков", — подчеркивает эксперт. Если бы на контракты "Газпрома" не давила дорогая нефть второй половины 2018 г., и цены по портфелю были бы ниже — не исключено, что никакой СПГ не пришел бы в Европу, считает Капитонов. "Сейчас сжиженный газ помогает России диверсифицировать риски в долгосрочном периоде и вокруг него нет такого градуса политизированности, как вокруг проектов "Газпрома", — отмечает он.

"В целом российским компаниям стоит выстраивать синергию в своей экспортной стратегии, а не пытаться лоббировать какие-то ограничения друг против друга ради сиюминутных выгод", — резюмирует Капитонов: вспомним пример США, где производители СПГ выступают единым фронтом и пользуются поддержкой на государственном уровне — в результате страна превращается в одного из крупнейших экспортеров СПГ в мире.

Артур Топорков, Анна Червонная

 

 

Строительство гигантского энергетического объекта временно остановлено.

"Независимая газета"

Рогунская ГЭС в Таджикистане, торжественный запуск которой состоялся в ноябре прошлого года, остановлена. Вода в водохранилище спущена, по официальной версии, для проведения ремонтных работ. Ввод второго агрегата перенесен с апреля 2019 года на более поздние сроки. Нурекская ГЭС, которая обеспечивала республику электроэнергией, работает в спящем режиме, там началась реконструкция. Страна осталась без электроэнергии. Подача света в крупных городах ограничена до восьми часов, в сельской местности — до четырех часов. Причины, как считают эксперты, комплексные, но главная из них — отсутствие финансирования.

По слухам, авария на Рогунской ГЭС произошла еще в марте. Из-за некачественных работ при возведении плотины началось просачивание воды, когда уровень достиг критической отметки в 900 л/с, компания-застройщик Salini Impregilo S.p.A. приняла решение о сбросе воды и остановке работы турбины. Эту информацию косвенно подтвердила дирекция ОАО "Рогунской ГЭС", сообщив, что это было сделано "в целях проведения ремонтных работ и проверки деятельности первого агрегата гидроузла". Ожидается, что заполнение водохранилища возобновится 15 апреля. Что касается второго агрегата, то его запуск отложен на неопределенное время. Всего на Рогуне планируется установить шесть турбин, проектная мощность каждой — 600 МВт. По официальной информации, на первом этапе их мощность будет снижена до 100 МВт. При этом специалисты указывают, что работа турбин будет остановлена как минимум года на три-четыре, до тех пор пока не наполнится водохранилище. Представитель дирекции ГЭС на условиях анонимности пояснил радио "Озоди" (таджикская служба радио "Свобода"), что строительство плотины затянулось.

По мнению заведующего отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрея Грозина, с самого начала было понятно, что большого смысла, кроме имиджевого, в Рогунской ГЭС нет. Во всяком случае, в том объеме и по тем срокам, которые были заявлены изначально. "Причины остановки Рогуна комплексные — технические, логистические, климатические, но главная — отсутствие денег", — сказал "НГ" Андрей Грозин.

На финансовые проблемы также указывает и таджикский политолог Сайидмухиддин Дустмухаммадиён. По его словам, более 2 тыс.  строителей компаний, входящих в концерн "Рогунской ГЭС", получили уведомление о вынужденных отпусках и увольнениях. Ранее в соцсетях рабочие жаловались, что им задерживают выдачу зарплаты на 4-6 месяцев. "Под вопросом и будущее итальянской компании Salini Impregilo S.p. A в Таджикистане. Денег нет. Душанбе обратился за помощью к Всемирному банку", — сказал "НГ" Дустмухаммадиён.

На днях представители Национального банка Таджикистана (НБТ) обсудили вопросы финансирования рогунского проекта с делегацией Всемирного банка (ВБ). Первый заместитель председателя НБТ Джамолиддин Нуралиев отметил стратегическое значение проекта Рогунской ГЭС и ее эффективность для Таджикистана и стран региона. Он призвал ВБ оказать содействие в привлечении инвестиций для дальнейшей реализации проекта, поскольку этот проект имеет региональное значение и создаст условия в доступе к дешевой электроэнергии. Каким будет ответ, пока неизвестно. Ранее ВБ отказался вкладываться в строительство Рогунской ГЭС и сосредоточил внимание на модернизации другой крупной гидроэлектростанции — Нурекской, выделив на ее реконструкцию 225 млн долл. Что касается строительства Рогунской ГЭС, то, как заявлял Сирил Мюллер, вице-президент ВБ, "у таджикского правительства были свои варианты финансирования объекта, тем более что оно настаивало на ускорении строительства ГЭС".

То, что Таджикистан столкнется с финансовыми трудностями, предполагали в соседнем Узбекистане. Поэтому, как отметил Андрей Грозин, стали либеральнее относиться к реализации супер-ГЭС. "В неформальной обстановке узбекские эксперты отмечали, что власть строит Рогун исключительно в целях самопиара, чтобы продемонстрировать уставшему от постоянных проблем населению успех. Но в практическом смысле ожидания изначально были завышенными. Это вина официального Душанбе, который внушил людям, что все проблемы страны или большая их часть решатся с запуском Рогунской ГЭС. Поэтому сейчас будет тяжело объяснить населению, почему срываются сроки, почему не решен вопрос с энергоснабжением регионов и столицы. С самого начала не надо было возводить Рогунскую ГЭС в ранг национальной идеи. И прямо говорить о возможных проблемах, которые непременно бывают при строительстве таких объектов", — сказал "НГ" Грозин.

Виктория Панфилова

<< Апрель, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ