media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

09.06.2016

Создание нового инструмента окажет влияние на прозрачность ценообразования и снизит уровень контрафакта на рынке.

"Известия"

Сегодня в Санкт-Петербурге состоится презентация запуска нового биржевого инструмента — торгов мелкооптовыми партиями нефтепродуктов. Организаторы, участники рынка и регуляторы сходятся во мнении, что это позволит сделать ценообразование на моторное топливо более прозрачным и при расширении списка продавцов окажет существенное влияние на снижение объема контрафакта на рынке.

Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа презентует в Северной столице запуск мелкооптовых торгов нефтепродуктами. Об этом "Известиям" рассказал вице-президент биржи Антон Карпов.

— Этот эксперимент мы реализуем совместно с Петербургской топливной компанией. Сейчас он обкатывается в рамках их нефтебазы — "Ручьи". ПТК получила в Банке России статус оператора товарных поставок и будет обеспечивать контроль за всем циклом поставки, продажи и отгрузки товара. Мы видим инструмент перспективным и если он будет успешен, то можно будет применить его масштабно, в том числе и на системе "Транснефти" с торговлей нефтепродуктами на линейных производственно-диспетчерских станциях, — сказал он.

В ФАС отметили, что сегодня в системе ценообразования существуют биржевая котировка по крупному опту (отгрузка топлива с нефтеперерабатывающих заводов), которая устойчиво работает в течение последних трех лет, регистрация внебиржевых контрактов, ориентир по нетбэку, а также мониторинг цен розничного звена.

— А мелкооптовый сегмент и мелкооптовый прайс — вопрос, который менее всего понятен и открыт, — отметил начальник управления регулирования ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин. — Мы неоднократно видели жалобы, когда мелкооптовая цена моментально растет вслед за крупнооптовым прайсом, а снижается с определенным временным лагом. Наша задача разобраться в этом. Запустить механизм и начинать развивать его.

По его словам, после открытия базиса ПТК "Ручьи" действительно есть планы развить мелкооптовую реализацию на линейных производственно-диспетчерских станциях "Транснефти".

— Кроме того, есть проекты "Газпром нефти". Они обсуждают Валадарскую нефтебазу. А также у "Роснефти", — добавил Дмитрий Махонин.

В Минэнерго считают, что "запуск мелкооптовых инструментов будет способствовать развитию организованных торгов в этом товарном сегменте, позволит расширить круг участников торгов за счет организаций малого и среднего бизнеса и в целом создаст дополнительные стимулы для роста конкуренции на внутреннем рынке".

Кроме того, по словам заместителя министра Кирилла Молодцова, новый инструмент позволит сократить присутствие на рынке контрафактного бензина.

— Существует распространенное мнение, что мелкооптовая розница — это место появления контрафактного топлива. Появление биржевого инструмента с точки зрения прозрачности его механизма сделает невозможным поставлять контрафакт, — отметил чиновник, добавив, что, безусловно, многое будет зависеть от количества продавцов, того, сколько нефтебаз будет задействовано.

В Российском топливном союзе отметили, что выступали с инициативой запуска торгов мелким оптом несколько лет назад.

— С нашей точки зрения, это даст возможность сократить срок поставки, что очень важно, потому как сейчас срок отгрузки c нефтеперерабатывающего завода составляет 30 дней, а может, и больше. Мелким же оптом ты получаешь быстрее — через пять дней. Это экономит деньги, потому как кредиты сейчас дорогие, — сказал президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Напомним, что независимые игроки розничного рынка привлекают оборотные средства в кредит и для них огромную роль играет время поставки товара. Кроме того, по словам Евгения Аркуши, после запуска торгов мелким оптом рынок получит соответствующий биржевой индекс.

— По крупному опту он есть. Им пользуется ФАС, а по мелкому опту — нет. И зачастую нефтяники пользуются этим моментом, устанавливая цены мелкого опта самостоятельно, — пояснил он, добавив, что введение нового инструмента также выгодно и для самих нефтебаз, потому как они получат увеличение объемов хранимого топлива.

В "Роснефти" "Известиям" сообщили, что в настоящее время 15 сбытовых обществ компании участвуют в биржевых торгах ЗАО "СПбМТСБ".

— Торги осуществляются на мелкооптовых базисах продаж. Опыт биржевых продаж показывает, что данный инструмент имеет высокий потенциал развития при условии его активной поддержки со стороны ФАС России, ЗАО "СПбМТСБ" и других вертикально-интегрированных нефтяных компаний, — сказали в "Роснефти".

В "Башнефти" сообщили, что "изучат возможность использования данного инструмента". В "Лукойле" не предоставили оперативного комментария, однако источник в компании заверил, что компании интересны все инструменты реализации топлива. В "Газпром нефти", "Сургутнефтегазе" и "Транснефти" не ответили на вопрос "Известий".

Ирина Кезик

 

 

Россия в прошлом году стала крупнейшим в мире экспортером нефти и нефтепродуктов, обогнав Саудовскую Аравию, подсчитала ВР.

"Ведомости"

Об этом говорится в пресс-релизе BP, посвященном публикации ежегодного статистического обзора компании. В прошлом году в России было добыто 540,7 млн т нефти и конденсата. На экспорт ушло 254,7 млн т сырой нефти и 150,1 млн т нефтепродуктов, пояснил представитель компании. В сумме этот показатель больше, чем у Саудовской Аравии, добавил он. Данные по экспорту нефти и нефтепродуктов из Саудовской Аравии в отчете не раскрываются. Не стал делать этого и представитель BP. Но в отчете говорится, что добыча нефти в стране выросла до рекордных 568,5 млн т, тогда как внутреннее потребление составило 168,1 млн т. Разница, получается, составила 400,4 млн т.

Экспорт из России вырос из-за увеличения добычи жидких углеводородов при снижении объема переработки, объясняет консультант Vygon Consulting Дарья Козлова. На добычу повлияли меры налогового стимулирования в отношении новых месторождений в ряде регионов и благоприятная ценовая конъюнктура, отмечает директор московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. По его словам, 2015 год был первым более чем за 10 лет, когда переработка в России сокращалась. Прежде всего это связано с уменьшением таможенной субсидии из-за падения цены на нефть, продолжает Козлова. Компаниям выгоднее экспортировать сырую нефть, нежели перерабатывать. При этом основной экспортный нефтепродукт в России — мазут, который стоит дешевле сырой нефти, уточняет Борисов.

В Минэнерго объясняют рост экспорта теми же факторами. Внутреннее потребление нефти в России снизилось на 5,2% из-за спада в экономике, считает ВР.

Наибольший прирост импорта в мире в прошлом году обеспечили Европа (купила 488,1 млн т нефти и 184 млн т нефтепродуктов) и Китай (335,8 млн и 69,5 млн т). Россия остается ведущим поставщиком нефти и газа в Европу, обеспечивая 37 и 35% европейского потребления, по данным ВР. Европа в прошлом году получила 158,5 млн т нефти и 88,9 млн т нефтепродуктов, Китай — 42,4 млн и 3,8 млн т. Фокус на Азию — основной тренд для российских экспортеров в последние несколько лет, доля поставок на Восток растет, говорит старший аналитик "Атона" Александр Корнилов. Пионером здесь он называет "Роснефть" — у нее долгосрочные контракты с CNPC.

Но "Роснефть" в этом году планирует увеличить поставки нефти европейским потребителям по трубопроводу "Дружба" на 3-5% примерно до 28,7-29 млн т, уточнил представитель компании. "В то же время компания активно работает с партнерами из АТР: по итогам 2015 г. объем поставок нефти в этом направлении увеличился на 18,5% по сравнению с 2014 г. до 39,7 млн т", — добавляет он. "Газпром нефть" в прошлом году экспортировала 9,58 млн т нефти в дальнее зарубежье и 2,46 млн т в СНГ, сообщил представитель компании. Представители "Лукойла" и "Сургутнефтегаза" не ответили на звонки "Ведомостей", представитель "Башнефти" был недоступен для журналистов.

В 2016-2017 гг. Россия сможет наращивать экспорт за счет прежних инвестиций и уже запущенных проектов, которые еще не вышли на пик добычи, считает Борисов. В ближайшей перспективе на это указывает рост экспорта по итогам января — мая, говорит Корнилов. Он вырос на 5,8% до 97,3 млн т. При этом добыча за этот срок выросла на 2,3%, передавал "Интерфакс" со ссылкой на данные ЦДУ ТЭК. "С учетом расширения мощности ВСТО только к 2020 г. значительного роста экспорта стоит ожидать в западном направлении", — говорит Козлова.

Алена Махнева

 

 

"Взгляд"

Многочисленные претензии, которые выдвигались к России по поводу использования газа как инструмента политического давления, Запад теперь может обратить в собственный адрес. ФРГ впервые официально выдвинула России требования для реализации проекта "Северный поток — 2", и по крайней мере одно из них носит чисто политический характер. Разумеется, связанный с Украиной. Пойдет ли Газпром навстречу?

Германия готова поддержать проект "Северного потока — 2" при соблюдении трех ключевых условий, заявил вице-канцлер и министр экономики и энергетики ФРГ Зигмар Габриэль. Во-первых, он должен соответствовать существующим в ЕС правилам, во-вторых,  не должен каким-либо негативным образом повлиять на транзит газа через Украину, в-третьих, не должен препятствовать поставкам газа в Восточной Европе.

Габриэль подтвердил то, что и так было уже понятно: третий энергопакет ЕС не имеет отношения к проекту "Северный поток — 2". "У нас есть четкая правовая позиция, и я уверен, что ее разделяет юридическая служба ЕК. Она заключается в том, что газопровод не подпадает под действие пакета законов, функционирующих на внутреннем рынке ЕС", — цитирует его слова агентство Bloomberg. "Северный поток — 2", равно как и первая труба, не идет по территории ЕС, поэтому не подпадает под действие европейских законов.

Интересно, что Габриэль уверяет, что, с позиции Германии, "Северный поток — 2" является вопросом, который нужно оценивать с экономической точки зрения, а не с политической. При этом выставляемые одновременно с этим условия имеют явный привкус политики.
Такие заявления немецкий представитель сделал перед встречей представителей Германии и Европейской комиссии (ЕК), которая прошла в среду в Берлине. На ней обсуждались вопросы по газопроводам в системе "Северный поток". Участие приняли сам министр и европейский комиссар по вопросам климата Мигель Ариас Каньете.

Сами переговоры нового ничего не добавили. Позиция Берлина в отношении условий поддержки проекта газопровода "Северный поток — 2" остается неизменной, заявила РИА "Новости" официальный представитель немецкого министерства экономики и энергетики после встречи.
По ее словам, это условия, которые были сформулированы Германией еще осенью, и они сохранились и по сей день. Но комментировать переговоры она отказалась, напомнив еще раз слова министра о том, что "Северный поток — 2" является в данном случае коммерческим проектом, проектом консорциума".

Проект "Северный поток — 2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Газпрому будет принадлежать 50% в проекте, европейским компаниям OMV, BASF, Engie, Shell, Uniper (выделена из E.On) — по 10%. Новый трубопровод планируется построить рядом с "Северным потоком".

С выполнением двух условий никаких проблем нет, а вот с сохранением транзита через Украину Германия перегибает палку.

Что касается первого условия — соответствия европейским законам, то министр экономики и энергетики ФРГ сам указал на то, что под действие Третьего энергопакета "Северный поток — 2" не подпадает. Речь может идти лишь о продолжении трубы по европейской территории — аналогично трубопроводу Opal.

"Очевидно, что европейские правила будут выполняться. Газ приходит по дну Балтийского моря — от российского Выборга до немецкого Грайфсвальда, и дальше он будет распределяться, конечно, по европейским правилам. Газпром никогда и не настаивал на исключении из Третьего энергопакета, потому что по истории с Opal уже ясно, что никаких исключений не будет", — говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Газ по "Северному потоку" доходит до Германии, а уже по немецкой территории через газопровод Opal поступает покупателям. Из-за норм Третьего энергопакета Газпрому разрешили прокачивать газ по Opal только на 50% мощностей трубы. Оставшуюся половину оставили для некоего "другого поставщика", которого и в помине нет. Она просто простаивает. По нормам Третьего энергопакета на территории ЕС к трубопроводу должен быть обеспечен доступ для любого поставщика газа. Сначала Газпром пытался еще добиться исключения (газопроводу TAP под азербайджанский газ такое дали), но после тщетных попыток смирился. Такая же схема будет использована и для "Северного потока — 2", и здесь Газпром даже не поднимает вопрос об исключениях.

Ровно так же с легкостью Газпром выполнит другое требование к "Северному потому — 2" — не препятствовать поставкам газа в Восточную Европу.

"Каким образом мы будем препятствовать поставкам альтернативного газа в Восточную Европу? Например, построили СПГ-терминал в Свиноустье, правда, он стоит пустой. Польша ждет 1,5 млрд кубометров катарского газа при мощности терминала в 5 млрд кубов. Мы, что ли, препятствуем поставкам СПГ на польский терминал? Нет", — объясняет газовый эксперт.

Есть также план строительства СПГ-завода в Хорватии и соединения его трубой с балтийским терминалом в Свиноустье. "Это безумие с коммерческой точки зрения, но мы не препятствуем: хотите — стройте, если вам деньги некуда девать. У вас 80% терминалов по Европе стоят пустыми, но вы продолжаете их строить — ради бога. Но мы как этому можем помешать?" — удивляется Симонов.

Литва тоже построила СПГ-терминал и начала закупать норвежский сжиженный газ. Она долго обещала стать первым покупателем американского СПГ, но потом передумала. "Литва отказалась покупать американский СПГ под видом экологических требований, на самом деле ее уже не устраивает цена. Она уже думает, как вернуться к российским поставкам", — говорит Симонов.

"Мы никак не можем помешать диверсификации поставок (Европы), если даже такое желание будет. Просто в Европе нет альтернативного газа физически, объемов нет, во-вторых, наш газ по цене по-прежнему оказывается абсолютно конкурентоспособным, и период низких цен это еще ярче показал", — говорит эксперт.

Более того, даже если конкуренты начнут ценовую войну на газовом рынке Европы, у них просто не хватит сил победить Газпром. Буквально неделю назад зампред правления Газпрома Александр Медведев рассказал, что себестоимость добычи компании по-прежнему остается самой низкой в мире: порядка 20 долларов за тысячу кубометров (включая налоги).

Летом 2015 года в Газпроме говорили о себестоимости добычи газа в 2015 году в менее 30 долларов за тысячу кубометров против 38 долларов в 2014 году, включая НДПИ. В переводе на рубли речь шла о 1435 рублях за тысячу кубометров. При текущем курсе доллара это как раз 20 долларов.

"Совершенно очевидно, что мы выдержим цену даже ниже 100 долларов за тысячу кубометров, если говорить о ценовой конкуренции. Ни один другой производитель, в том числе Норвегия, такие цены держать не сможет", — уверяет глава ФНЭБ.

Единственное условие, которое Россия не может выполнить полностью, касается, конечно же, требования сохранить Украину в качестве транзитной страны. "Очевидно, что при вводе в строй "Северного потока — 2" мы будем сокращать поставки через Украину. Прямой маршрут строится именно как альтернатива транзитному", — говорит Симонов. Но с другой стороны, "Северный поток — 2" полностью не убивает украинский транзит, потому что остается вопрос с поставками российского газа в южные страны: Грецию, Болгарию, Балканские страны (включая Сербию) и, наконец, Турцию. Оценочно при вводе в строй "Северного потока — 2" Украина сохранит транзит российского газа в объеме 20-30 млрд кубометров. В 2014 году через Украину было прокачано 62 млрд кубов, в 2015 году — 65 млрд. За это Украина получала каждый год порядка 2 млрд долларов транзитных платежей.

"Получается, что частично мы можем выполнить условие: мы не прекратим полностью транзит через Украину, если, конечно, не решим вопрос с "Южным", "Турецким" или другим подобным трубопроводом. Если этот вопрос решается, то тогда конец транзиту через Украину целиком", — соглашается Симонов.

Кроме того, стоит напомнить, что Германия, в отличие, например, от США и той же Украины, официально заявляет, что "Северный поток — 2" — чисто коммерческий проект, ни в коем случае не политический. Отчего же она тогда выдвигает политические требования для его реализации?

"Требование сохранить Украину в транзите — чисто политическое. В европейских правилах где-то сказано, что производитель должен обязательно при наличии Украины использовать ее возможности и не имеет права напрямую поставлять товар? Этого нет ни в одном европейском законе. На основании чего мы обязаны гарантировать заполнение ее трубы? Через кого мы будем транзитировать газ — это чисто коммерческий вопрос. У нас контракт с Украиной заканчивается 1 января 2020 года, мы вполне можем его не продлевать, и это вопрос коммерческих отношений", — удивляется Симонов.

Парадокс, по его мнению, в том, что Европа постоянно обвиняет Россию в выдвижении политических требований, хотя в первую очередь занимается этим сама. "Нас просят постоянно сохранить украинский транзит. Это политический или коммерческий вопрос? Если политический, тогда нас не обвиняйте в политизации. Если это коммерческий вопрос, то мы действующий контракт выполняем, и до 2020 года транзит, конечно, будет, но после продлять коммерческий договор или нет — это вопрос нашего желания", — говорит Симонов.

Здесь Европа должна сама подумать, чего она хочет — надежных и гарантированных поставок топлива или же доходов для Украины. Потому что сохранение транзита через Украину создает риски в том числе и для покупателя газа — Европы.

"Они считают Украину головной болью для себя или желают всячески ей помогать? Когда в январе 2009 года возник газовый кризис, ни один европейский политик почему-то не заявил, что он готов взять на себя ответственность за Украину как транзитера. Наоборот, все они сказали, что по контракту именно Газпром должен доставить газ до европейской границы, а что там у него произошло с Украиной — пусть он сам разбирается. Отсюда и возникли все эти проблемы", — напоминает Симонов.

Ольга Самофалова

Правительство предупредило о трудностях в поиске покупателя доли госкомпании.

"Газета РБК"

Минфин по-прежнему ждет пополнения бюджета в 2016 году за счет приватизации ряда крупных активов, сказал в среду журналистам министр финансов Антон Силуанов, передает "Интерфакс". "По "Башнефти" да, ожидаем приватизации, и по "Роснефти", и по АЛРОСА", — отметил Силуанов, добавив, что "по "Роснефти" сложнее". При этом он подчеркнул, что продажа 19,5% "Роснефти", принадлежащих "Роснефтегазу", остается в планах: "Коллеги из Минэкономики работают. Будем продавать".

В январе Минэкономразвития сообщало, что правительство рассчитывает привлечь в ходе приватизации 800 млрд руб. — это около 5% от расходов бюджета на 2016 год, или почти 30% от дефицита. В 2016 году правительство планирует приватизировать 19,5% акций "Роснефти", 50,1% "Башнефти", по 10,9% ВТБ и АЛРОСА. В среду днем (на 14:30 мск) на Московской бирже эти активы стоили 1,1 трлн руб., из них на пакет "Роснефти" приходилось 702 млрд руб.

А коллега Силуанова, министр экономического развития Алексей Улюкаев, также в среду заявил, что первой будет приватизирована АЛРОСА, продажа "Башнефти" тоже "очень-очень близко". "С "Роснефтью" у нас немножечко сложнее", — сказал он (цитата по "Интерфаксу"). "Я думаю, что шансы [продать 19,5% "Роснефти" в 2016 году] все-таки больше 50%, но, конечно, гарантий нет", — уточнил чиновник.

"В случае АЛРОСА и "Башнефти" нам просто гарантировано размещение на бирже, но в случае "Роснефти", имея в виду масштабы пакета, таких гарантий нет", — сказал Улюкаев. Поэтому, по его словам, будут вестись переговоры со стратегическими инвесторами и есть вариант "комбинированного размещения": продажа из 19,5% около 5-7% на бирже, остального — стратегическим инвесторам. "Рекомендации будет давать инвестиционный консультант", — заключил министр. Инвестконсультантом по продаже 19,5% "Роснефти" недавно был выбран итальянский банк Intesa, его представитель пока не ответил на звонок РБК.

"В соответствии с техзаданием, представленным Минэкономразвития для инвестконсультанта [Intesa], отобранного "Роснефтегазом" для приватизации "Роснефти", будут проработаны сроки, порядок, способы проведения сделки, заинтересованность потенциальными инвесторами, — сообщил РБК представитель Минэкономразвития. — Пока данная информация в Минэкономразвития не поступала, но ожидаем".

Процесс приватизации "Башнефти" и АЛРОСА "полностью организован" и будет реализован правительством, Росимуществом и Минэкономразвития, пояснил РБК чиновник финансово-экономического блока правительства: "Здесь есть больше возможностей управлять сроками". А процесс приватизации "Роснефти" ведется "Роснефтегазом", поэтому "меньше возможностей давать прогнозы по срокам", добавил он.

Представитель "Роснефти" Михаил Леонтьев сказал РБК, что сложности с приватизацией "Роснефти" есть у правительства, поскольку у него нет никакого конкретного решения по этому вопросу. "Если у них сложности, то куда торопиться", — заметил он. Леонтьев заверил, что свою часть работы "Роснефть" и "Роснефтегаз" по приватизации выполнят, когда получат соответствующие поручения со стороны правительства. По его словам, консультант по приватизации Intesa готовит свое предложение по этой сделке.

В конце мая о возможности участия в приватизации "Роснефти" заявил председатель совета директоров CNPC Ван Илинь (CNPC уже владеет 0,62% российской госкомпании). "В случае наращивания доли хотели бы получить право участия в управлении компанией, естественно, в полном соответствии с приобретенной долей. Опять же мы ожидаем, что формат участия и объем полномочий будут отражены в предложении "Роснефти", — сказал тогда топ-менеджер.

Риски для приватизации "Роснефти" в этом году связаны с санкциями против ее президента Игоря Сечина и со сложностью размещения бумаг на зарубежных рынках, отмечает аналитик "Атона" Александр Корнилов. Кроме того, санкции против России препятствуют привлечению в рамках приватизации крупных международных инвесторов из числа западных компаний, сравнимых по значимости с британской BP, которая уже владеет 19,75% "Роснефти", добавляет он. По мнению Корнилова, если приватизация "Роснефти" не состоится в 2016 году, то нефтяников может ожидать повышение налоговой нагрузки на сумму, сопоставимую с ожидаемыми поступлениями от продажи ее акций (500-600 млрд руб.). Но с ростом цен на нефть (в среду цена нефти Brent превысила $52 за баррель) сумма дефицита сокращается, указывает он.

Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова, Яна Милюкова

 

 

<< Июнь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ