Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

09.08.2017

"Роснефть" раскрыла, сколько ей должна госкомпания Венесуэлы PDVSA: $6 млрд по полученным с 2014 г. авансам. Деньги защищены, уверяет "Роснефть", но предоплат больше не обещает.

"Ведомости"

"Как я уже неоднократно повторял, мы никогда оттуда [из Венесуэлы] не уйдем и никто нас не сможет оттуда выгнать", — говорил 3 августа главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин, обещая наращивать сотрудничество с Венесуэлой в энергетике (цитата по ТАСС). К тому времени доходность облигаций PDVSA была трехзначной (со 138% годовых в конце июля она снизилась до 82,3% 8 августа), аналитики оценивали вероятность дефолта Венесуэлы, а ее долг перед "Роснефтью" составлял $6 млрд — эту сумму назвал советник президента российской компании Александр Крастилевский.

Из этих денег $5,7 млрд — предоплата по контрактам с PDVSA, остальное — проценты, уточнил он. Все авансы хорошо защищены, заверил инвесторов курирующий финансы "Роснефти" вице-президент Павел Федоров, но новых денег компания давать не собирается: "Сегодня нет никаких планов осуществления дальнейших предоплат [Венесуэле по поставкам нефти], но положение может измениться в зависимости от ситуации с нашим контрагентом".

Последний аванс "Роснефть" перечислила PDVSA в апреле, следует из отчета российской компании, а всего с 2014 г. она заплатила PDVSA по предоплате $6,5 млрд. Большую часть, $4 млрд, — в 2014 г., а с мая 2016 г. по апрель 2017 г. — еще $2,5 млрд. Погашения этих долгов "Роснефть", по словам Крастилевского, ожидает в 2019 г.

Политическая и экономическая системы Венесуэлы в тяжелой ситуации, говорят главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова и аналитик Raiffeisenbank Денис Порывай. Он считает, что риск неисполнения обязательств по суверенным бондам высок. "Роснефть" не просто посторонний инвестор и не исходит из чисто экономических соображений при предоставлении кредитов, уверена Орлова.

PDVSA начала поставки нефти в 2016 г., рассказывает Крастилевский. С начала 2016 г. Венесуэла поставила "Роснефти" нефти на $743 млн, а еще $489 млн отдала в виде погашения процентов, отметил он. Проценты тоже были выплачены нефтью, уточнил человек, близкий к "Роснефти".

По каким контрактам были выданы авансы, представитель "Роснефти" не говорит. Сейчас у госкомпаний два договора, следует из документов "Роснефти": на 3,2 млн т нефти и 16,5 млн т нефтепродуктов в течение пяти лет. Еще один контракт компании заключили в 2015 г. на год с возможностью продления на три, но по нему уже "Роснефть" должна была поставлять нефть PDVSA (сколько — не разглашалось). Сколько нефти получила "Роснефть" по контрактам с PDVSA с 2014 г., представитель российской компании не сказал.

Сейчас в Венесуэле острый политический и экономический кризис, президенту Николасу Мадуро противостоит парламент. Обстановка меняется очень быстро, на улицах в протестах гибнут люди, отмечает управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. Долг Венесуэлы, по оценкам специалиста юрфирмы Cleary Gottlieb Steen & Hamilton Ли Бьюкхейта и профессора американского Duke University Мит Гулати, превышает $100 млрд, из них около $60 млрд — облигации правительства и PDVSA. До конца года стране нужно погасить $5 млрд внешнего долга, в том числе $725 млн — в августе.

"Кто будет смотреть на финансовое или производственное положение PDVSA, если вся страна на пороге дефолта?" — иронизирует Вахрамеев.

Скорее всего контракты "Роснефти" и PDVSA структурированы по иностранному праву (английскому или штата Нью-Йорк) и место рассмотрения споров может быть, например, в Нью-Йорке или Лондоне, рассуждает партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный. "И если вдруг начнется неисполнение контрактов со стороны PDVSA, то получить обеспечительные меры в свою пользу "Роснефть" сможет достаточно быстро, но добиться исполнения их на практике в разумные сроки будет трудно. Придется следить за танкерами с нефтью PDVSA и, когда они будут заходить в порты, обращаться в местные суды. Все это будет напоминать историю американских держателей облигаций Аргентины (которая допустила дефолт в 2001 г.) или фирмы Noga, которая пыталась арестовывать российские активы по всему миру, напоминает юрист.

В Венесуэле крупнейшие в мире запасы нефти — 47 млрд т (или 300 млрд барр.), говорится в отчете BP Statistical Review за прошлый год. Для сравнения: в России — 15 млрд т (102,4 млрд барр.).

Виталий Петлевой, Артур Топорков

 

 

Киев не собирается выполнять условия Москвы, позволяющие продолжить транспортировку газа после 2019 года.

"Независимая газета"

"Нафтогаз" увеличит исковые требования к "Газпрому" в Стокгольмском арбитражном суде на 5 млрд долл. Об этом сообщил в интервью "5 каналу" коммерческий директор украинской компании Юрий Витренко.  По его словам, общая сумма иска по контракту о транзите газа достигнет 18 млрд долл. с украинской стороны. "Газпром" по этому контракту требует около 7 млрд долл. Но по второму контракту — о покупке-продаже российского газа Украине — исковые требования значительно больше: более 45 млрд долл. с российской стороны и около 18 млрд долл. с украинской.

Ранее сообщалось, что решение Стокгольмский арбитраж вынесет в ноябре. В конце мая суд обнародовал отдельное решение, касающееся только контракта о продаже российского газа Украине и не связанное с транзитом. Главными моментами этого решения, по сообщениям украинской стороны, стали отмена принципа "бери или плати" (с 2009 по 2019 год "Нафтогаз" обязался покупать у "Газпрома" до 52 млрд куб. м газа в год, но не менее 33 млрд. куб. м — и платить за этот минимальный объем независимо от обстоятельств); отмена запрета на реэкспорт российского газа из Украины, а также отмена формулы ценообразования с привязкой к стоимости нефти.

Украинский иск был обоснован тем, что Киев считает несправедливыми и нерыночными указанные нормы контракта. Требуя их отменить, настаивает на том, чтобы "Газпром" вернул часть уплаченных средств. Руководитель "Нафтогаза" Андрей Коболев пояснил журналистам: "Пересмотреть цену с 2014 года —  значит, что за весь объем газа, который "Нафтогаз" покупал у российского "Газпрома" с 2014 года, "Газпром" должен будет компенсировать определенную сумму".

Российская сторона, напротив, настаивает на выполнении "Нафтогазом" контракта. Финансовые претензии стали накапливаться еще со времен президентства Виктора Януковича, когда украинская сторона, покупая газа меньше, чем оговорено в контракте, отказывалась платить за утвержденный объем. С осени 2015 года "Нафтогаз" вообще отказался от покупки российского газа.

Суд отменил нормы контракта не с момента их подписания в 2009 году, а с 2014 года. Поэтому все стороны ждут окончательного вердикта, который должен определить, кто кому сколько должен.

Второе решение ожидается по отдельному транзитному контракту. Он тоже был подписан в 2009 году. В нем содержались обязательства российской стороны транспортировать по украинской газотранспортной системе (ГТС) определенные объемы газа (более 100 млрд куб. м в год), но не был предусмотрен принцип "транспортируй или плати". То есть не предполагались штрафные санкции за уменьшение объема транспортировки. Стоимость транзита определялась по формуле, которая позволяла украинской стороне зарабатывать на транзите российского газа в среднем 2 млрд долл. в год. Киев хочет пересмотреть формулу, увеличив стоимость транзита — в соответствии с европейскими стандартами (отсюда исковые требования). Иск российской стороны по данному контракту обоснован стоимостью использованного технологического газа в ГТС Украины.

В конце июля МИД РФ обнародовал заявление, в котором предупредил, что Украина может лишиться возможности транспортировки российского газа после завершения действия контракта, то есть с 2019 года. "Концепция строительства "Северного потока — 2" не подразумевает прекращения транзита российского газа по действующим газопроводам. Сохранение транзита газа через Украину было бы возможным только в случае предоставления Киевом конкурентоспособных тарифов на транзит и нивелирования известных транзитных рисков, включая снятие всех претензий и отмену абсурдных исков в отношении "Газпрома", — говорилось в сообщении.

Украинская сторона жестко заявила, что иски отзывать не будет. А теперь коммерческий директор компании сообщил, что сумма исковых требований может даже существенно увеличиться.

В Украине надеются, что на позицию "Газпрома" повлияют новые американские санкции. Президент Петр Порошенко приветствовал это решение: "Как мы и договаривались в Вашингтоне, Конгресс проголосовал, а президент Трамп подписал. Санкции касаются в том числе и политизированного проекта "Северный поток — 2". Они будут действовать до полного освобождения украинской земли". Но проблемы, как известно, возникли с европейским восприятием американских энергетических санкций, от которых могут пострадать некоторые компании в ЕС. Речь идет о ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper, Wintershall, которые подписали соглашение о долгосрочном финансировании (на сумму 9,5 млрд евро) в рамках реализации проекта "Северный поток — 2".

О настроениях в Европе можно судить по тому, что с августа "Газпром" (по решению Еврокомиссии) расширил транспортировку по трубопроводу OPAL. Дополнительный объем (к транспортировке по трубопроводу NEL) позволил нарастить поставки по "Северному потоку". В результате более чем на 20% сократились объемы транспортировки по украинскому маршруту.

Ранее компания "Укртрансгаз" (дочерняя структура "Нафтогаза", занимающаяся транспортировкой газа) сообщила о рекордно больших объемах транзита российского газа по украинской ГТС в первом полугодии с.г. Общий показатель составил 52,3 млрд куб. м — это максимум с 2011 года, по сравнению с таким же периодом прошлого года объем транспортировки увеличился почти на 23%.

Эксперты отмечают, что "Северный поток" (с учетом доступа "Газпрома" к двум ответвляющимся от него трубопроводам по территории Германии — OPAL и NEL) может взять на себя примерно пятую часть транзита, ранее направлявшегося по украинскому маршруту. Но если будут введены в эксплуатацию "Северный поток — 2" и особенно "Турецкий поток", то Украина может вообще потерять транзит российского газа.

Карел Хирман — член Стратегической группы советников по поддержке реформ при правительстве Украины, написал в статье для "Экономической правды", что Киеву уже сейчас нужно готовиться: "Украина должна предоставить своим клиентам по транзиту достоверную схему работы транзитной системы после 2019 года, на основе которой будет возможно подписать выгодный долгосрочный контракт. А дальше — находить трейдеров, которые придут за сибирским газом на украинско-российскую границу".

Он отметил, что в максимально короткие сроки следует отделить "Укртрансгаз" (в руках которого — ГТС и подземные хранилища газа) от "Нафтогаза": "Одновременно нужно заключить договор со стратегическим партнером по управлению газотранспортной системой. Подчеркиваю: не по приватизации, а по управлению, и не с инвестором, а со стратегическим партнером". Таковым, по мнению советника, может стать авторитетная в Европе компания, которая заинтересована "в том, чтобы поддерживать максимальный уровень объема транзита даже без получения прав собственности на украинскую трубу".

Источники "НГ" утверждают, что подготовка к этому ведется: осенью на рассмотрение Верховной рады поступит ряд законопроектов, которые позволят изменить систему работы в газовом секторе. Замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Прокопив, по сообщению "Укринформа", сказал, что через 30 дней после оглашения вердикта Стокгольмского арбитража "Укртрансгаз" станет отдельной структурой, после чего начнется сертификация нового оператора ГТС: "Мы получим независимого оператора ГТС в первом квартале 2018 года". До конца 2018-го, по его словам, будет готов проект относительно модели управления новой компанией "Магистральные газопроводы Украины", а в 2019-м — такой же проект относительно подземных газохранилищ, которые тоже будут выделены в отдельную структуру. Вчера пресс-служба "Нафтогаза" сообщила, что наблюдательный совет компании согласовал избрание президентом ПАО "Укртрансгаз" поляка Павела Юзефа Станчака, который ранее работал в руководстве польской государственной нефтегазовой компании PGNiG.

Польша — одно из главных направлений транспортировки европейского газа в Украину. Кроме того, поставки осуществляются по венгерскому и словацкому маршрутам. На начало августа, как сообщил Юрий Витренко, Украина накопила в подземных хранилищах 13,4 млрд куб. м. "Получается, что выйдем на уровень 16 млрд. куб. м (к началу отопительного сезона. — "НГ"), может, это даже много", — отметил он. В прошлом году к началу зимы украинская сторона располагала 14,7 млрд куб. м. Прежде нормой (гарантирующей бесперебойные поставки российского газа в ЕС в период зимних пиковых нагрузок) считались запасы на уровне не менее 19 млрд куб. м. В официальных планах Украины на текущий год указаны запасы на уровне 17 млрд куб. м.

Татьяна Ивженко

Тарифам на тепло дали альтернативу.

"Российская газета"

Муниципалитеты в России смогут начать реформу местного рынка тепла, если в них доминирует выработка тепловой энергии одной крупной компанией (на начальном этапе речь идет о ТЭЦ).

Предполагается, что можно будет перейти на ценообразование по принципу альтернативной котельной. Если построить свою котельную дешевле, чем питаться от централизованной системы теплоснабжения, значит, тариф в этой местности завышен. Реформа позволит установить предельный уровень цены на тепло, исходя из цены на альтернативной котельной. Если необходимо, муниципалитеты опустят предельный тариф еще ниже.

Такую возможность дают поправки в Закон "О теплоснабжении". Документ сегодня публикует "Российская газета". Он вступил в силу в конце июля, однако, по оценкам минэнерго, скорее всего, его начнут реализовывать через год, когда регионы проанализируют грядущие изменения, призванные модернизировать изношенные теплосети за счет привлечения инвесторов.

При стоимости тепла на ТЭЦ выше, чем на альтернативной котельной, тарифы будут замораживать. При обратной ситуации цены будут постепенно, в течение пяти-десяти лет доводить до уровня альткотельной. Столь длительный период необходим, чтобы избежать одномоментного резкого повышения. Предварительные расчеты минэнерго показывали, что для 37,3 процента населения необходимый уровень повышения цены на тепло при проведении реформы может равняться ежегодной инфляции или ее превышению максимум на два процента.

Учитывая, что за теплоснабжение будут отвечать единые теплоснабжающие организации (ЕТО), то есть закупщик тепла, за их работой будут пристально следить антимонопольные органы. ЕТО обеспечит модернизацию сетей, будет отвечать за качество услуг, отвечать за перерывы в подаче тепла и так далее. Причем чем выше в муниципальном образовании износ инфраструктуры, тем актуальнее для него переход на новое ценообразование, так как оно позволит привлечь инвестиции, а следовательно, принесет дополнительную прибыль ЕТО при повышении эффективности работы.

"Наиболее интересна такая реформа будет тем муниципальным образованиям, в которых есть заинтересованные в модернизации в новых условиях теплоснабжающие организации. Для этого предельного тарифа должно хватить и на модернизацию (чтобы было улучшено качество и надежность для потребителей), и на устраивающую организацию норму прибыли, — считает начальник управления по ТЭК Аналитического центра при правительстве Виктория Гимади. — К таким муниципалитетам можно отнести те, в которых системы централизованного теплоснабжения характеризуются высокой долей выработки тепловой энергии на ТЭС, которые по своим параметрам более эффективны, нежели котельные, поэтому в таких системах будет проще провести модернизацию и при этом окупить ее".

Аналитический центр еще в 2015 году проводил опрос регионов о готовности перейти к новой системе ценообразования (на основе законопроекта того периода, когда предполагалось, что предельный рост цен ограничат ценой альтернативной котельной) в целом по всем поселениям региона или отдельными поселениями. В тот период уже достаточно много регионов проявляли такое желание — например, из Центрального и Приволжского федеральных округов, говорит Виктория Гимади. Как уточнял ранее замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, среди первопроходцев могут оказаться Казань, Набережные Челны, Красноярск, Самара, Дзержинск.

Александра Воздвиженская

 

 

<< Август, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ