В прошлом году правительство решило завершить к 2024 г. начатый еще в 2015 г. налоговый маневр, а именно: экспортная пошлина постепенно снижается до нуля, а налог на добычу полезных ископаемых повышается. Чтобы маневр не ударил по нефтепереработке, правительство решило компенсировать НПЗ часть стоимости нефти (обратный акциз). Претендовать на обратный акциз могут заводы, отвечающие определенным требованиям: например, материнская компания находится под санкциями; или НПЗ за 2017 г. переработал более 600 000 т нефти, выпуск бензина или нафты составлял не менее 10%, а их поставки на внутренний рынок — не менее 5000 т. Поскольку все крупные нефтяные компании находятся под секторальными санкциями, все они и подпадают под эти требования.
Обратный акциз могут получать и независимые НПЗ — если заключат с Минэнерго соглашение о модернизации более чем на 60 млрд руб. Так сделали девять НПЗ, в том числе Афипский, "Орскнефтеоргсинтез" (оба входят в "Сафмар" Михаила Гуцериева), Антипинский (под контролем Сбербанка и азербайджанской Socar). До 2026 г. они в общей сложности должны инвестировать около 300 млрд руб. в модернизацию заводов.
28 августа правительство решило расширить льготы заводам и увеличить ставку обратного акциза на 30%, говорится в протоколе совещания с участием первого зампреда правительства Антона Силуанова и зампреда правительства Дмитрия Козака. Новый обратный акциз заработает с 1 января 2020 г. и будет действовать 10 лет. Им смогут воспользоваться заводы, которые заключили соглашение с Минэнерго о модернизации не менее чем на 30 млрд руб. и инвестировали уже 10% этой суммы. Принято системное решение для развития переработки, сказал представитель Козака.
Больше светлого
"Выход светлых нефтепродуктов в среднем по России по-прежнему очень низкий, а инвестиции в переработку резко замедлились. Нужны новые механизмы, которые запустят инвестиционные процессы в нефтеперерабатывающей отрасли <...> Это мера [увеличение выплат на 30%] стимулирования модернизации действующих НПЗ, которые уже получают обратный акциз", — объяснил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Но сначала заводы должны исполнить те обязательства по модернизации, которые уже приняли на себя, а потом уже претендовать на повышающий коэффициент.
Цель — обеспечить инвестиции в переработку нефти в 250-300 млрд руб. ежегодно и к 2025 г. довести выход светлых нефтепродуктов до 75-80%, что соответствует текущим средним показателям в Европе, очертил перспективы Сазанов. Сейчас выход светлых нефтепродуктов в России — 67-68% (данные Минэнерго).
Плюс 40 млн т
Несколько причин, среди которых изменение макроэкономических условий, для части заводов сделали модернизацию экономически привлекательной — установки глубокой переработки нефти не окупаются в текущих условиях, констатировал замминистра энергетики Павел Сорокин. По оценке министерства, новый инвестиционный коэффициент может сделать рентабельным установку более 40 млн т таких мощностей. Это дополнительно принесет в сегмент переработки более 150 млрд руб. ежегодных инвестиций, предполагает Сорокин.
План модернизации Афипского НПЗ дорабатывается, а модернизация орского завода продолжается, предполагаются инвестиции в размере примерно 30 млрд руб., сказал представитель "Сафмара".
Представители "Роснефти", "Газпром нефти", "Лукойла", "Татнефти", "Сургутнефтегаза" и Сбербанка не ответили на вопросы "Ведомостей".
Привлекательное несовершенство
В условиях налогового маневра и постоянно меняющихся правил российские компании не заинтересованы продолжать радикальную модернизацию заводов, говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: "Хотя с глубиной нефтепереработки был достигнут существенный прогресс, а коэффициент Нельсона, показывающий сложность НПЗ, вырос по России с примерно 4-4,5 в 2012-2013 гг. до 6 в 2018 г., Россия пока существенно отстает от США и Европы, где этот показатель — 10-12". По словам Маринченко, введение повышательного коэффициента к обратному акцизу должно сделать нефтепереработку более выгодной и в теории действительно может стимулировать приток дополнительных инвестиций в отрасль. "Но постоянные попытки перенастроить систему с помощью дополнительных коэффициентов и прочих заплаток свидетельствуют о ее несовершенстве", — заключает он.
Идея увеличить обратный акциз в обмен на улучшение технологического состояния заводов выглядит крайне привлекательной для всей отрасли, считает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Выплаты из бюджета могут составить 30-40 млрд руб. уже в 2020 г., если субсидия будет предоставлена заводам, которые намерены строить мощности для углубленной переработки нефти, продолжает Ежов.
Эта величина рассчитана исходя из 1200 руб. отрицательного акциза и около 100 млн т переработки нефти, в связи с которой нефтеперерабатывающие заводы смогут претендовать на выплаты из бюджета.
По мере роста отрицательного акциза в связи с налоговым маневром эти выплаты будут расти, уверен эксперт, что будет связано с ростом НДПИ и снижением экспортных пошлин. Выплаты могут значительно увеличиться из-за того, что заводы решат провести дополнительную модернизацию для получения субсидии, считает Ежов, но сейчас трудно оценить точную величину выплат.
Галина Старинская, Виталий Петлевой

