media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

09.09.2019

Российские заводы по-прежнему сильно отстают по качеству выпускаемой продукции от европейских и американских.

"Ведомости"

В прошлом году правительство решило завершить к 2024 г. начатый еще в 2015 г. налоговый маневр, а именно: экспортная пошлина постепенно снижается до нуля, а налог на добычу полезных ископаемых повышается. Чтобы маневр не ударил по нефтепереработке, правительство решило компенсировать НПЗ часть стоимости нефти (обратный акциз). Претендовать на обратный акциз могут заводы, отвечающие определенным требованиям: например, материнская компания находится под санкциями; или НПЗ за 2017 г. переработал более 600 000 т нефти, выпуск бензина или нафты составлял не менее 10%, а их поставки на внутренний рынок — не менее 5000 т. Поскольку все крупные нефтяные компании находятся под секторальными санкциями, все они и подпадают под эти требования.

Обратный акциз могут получать и независимые НПЗ — если заключат с Минэнерго соглашение о модернизации более чем на 60 млрд руб. Так сделали девять НПЗ, в том числе Афипский, "Орскнефтеоргсинтез" (оба входят в "Сафмар" Михаила Гуцериева), Антипинский (под контролем Сбербанка и азербайджанской Socar). До 2026 г. они в общей сложности должны инвестировать около 300 млрд руб. в модернизацию заводов.

28 августа правительство решило расширить льготы заводам и увеличить ставку обратного акциза на 30%, говорится в протоколе совещания с участием первого зампреда правительства Антона Силуанова и зампреда правительства Дмитрия Козака. Новый обратный акциз заработает с 1 января 2020 г. и будет действовать 10 лет. Им смогут воспользоваться заводы, которые заключили соглашение с Минэнерго о модернизации не менее чем на 30 млрд руб. и инвестировали уже 10% этой суммы. Принято системное решение для развития переработки, сказал представитель Козака.

Больше светлого

"Выход светлых нефтепродуктов в среднем по России по-прежнему очень низкий, а инвестиции в переработку резко замедлились. Нужны новые механизмы, которые запустят инвестиционные процессы в нефтеперерабатывающей отрасли <...> Это мера [увеличение выплат на 30%] стимулирования модернизации действующих НПЗ, которые уже получают обратный акциз", — объяснил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Но сначала заводы должны исполнить те обязательства по модернизации, которые уже приняли на себя, а потом уже претендовать на повышающий коэффициент.

Цель — обеспечить инвестиции в переработку нефти в 250-300 млрд руб. ежегодно и к 2025 г. довести выход светлых нефтепродуктов до 75-80%, что соответствует текущим средним показателям в Европе, очертил перспективы Сазанов. Сейчас выход светлых нефтепродуктов в России — 67-68% (данные Минэнерго).

Плюс 40 млн т

Несколько причин, среди которых изменение макроэкономических условий, для части заводов сделали модернизацию экономически привлекательной — установки глубокой переработки нефти не окупаются в текущих условиях, констатировал замминистра энергетики Павел Сорокин. По оценке министерства, новый инвестиционный коэффициент может сделать рентабельным установку более 40 млн т таких мощностей. Это дополнительно принесет в сегмент переработки более 150 млрд руб. ежегодных инвестиций, предполагает Сорокин.

План модернизации Афипского НПЗ дорабатывается, а модернизация орского завода продолжается, предполагаются инвестиции в размере примерно 30 млрд руб., сказал представитель "Сафмара".

Представители "Роснефти", "Газпром нефти", "Лукойла", "Татнефти", "Сургутнефтегаза" и Сбербанка не ответили на вопросы "Ведомостей".

Привлекательное несовершенство

В условиях налогового маневра и постоянно меняющихся правил российские компании не заинтересованы продолжать радикальную модернизацию заводов, говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: "Хотя с глубиной нефтепереработки был достигнут существенный прогресс, а коэффициент Нельсона, показывающий сложность НПЗ, вырос по России с примерно 4-4,5 в 2012-2013 гг. до 6 в 2018 г., Россия пока существенно отстает от США и Европы, где этот показатель — 10-12". По словам Маринченко, введение повышательного коэффициента к обратному акцизу должно сделать нефтепереработку более выгодной и в теории действительно может стимулировать приток дополнительных инвестиций в отрасль. "Но постоянные попытки перенастроить систему с помощью дополнительных коэффициентов и прочих заплаток свидетельствуют о ее несовершенстве", — заключает он.

Идея увеличить обратный акциз в обмен на улучшение технологического состояния заводов выглядит крайне привлекательной для всей отрасли, считает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Выплаты из бюджета могут составить 30-40 млрд руб. уже в 2020 г., если субсидия будет предоставлена заводам, которые намерены строить мощности для углубленной переработки нефти, продолжает Ежов.

Эта величина рассчитана исходя из 1200 руб. отрицательного акциза и около 100 млн т переработки нефти, в связи с которой нефтеперерабатывающие заводы смогут претендовать на выплаты из бюджета.

По мере роста отрицательного акциза в связи с налоговым маневром эти выплаты будут расти, уверен эксперт, что будет связано с ростом НДПИ и снижением экспортных пошлин. Выплаты могут значительно увеличиться из-за того, что заводы решат провести дополнительную модернизацию для получения субсидии, считает Ежов, но сейчас трудно оценить точную величину выплат.

Галина Старинская, Виталий Петлевой

 

 

По разных оценкам, этих денег может хватить на увеличение мощностей зеленой энергетики в 1,5-2 раза.

"Ведомости"

Правительство определилось со стоимостью программы развития возобновляемой энергетики до 2050 г. — 725 млрд руб. в ценах 2021 г. Из этой суммы 400 млрд руб. должны быть потрачены в 2025-2035 гг. Об этом говорится в протоколе совещания у вице-премьера Дмитрия Козака от 3 сентября. "Ведомости" ознакомились с копией документа, его достоверность подтвердили два участника совещания.

Генерация на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России строится по договорам предоставления мощности (гарантируют инвесторам базовую доходность 12% за счет повышенных платежей потребителей на протяжении 15 лет). По этой программе к 2024 г. в России должны построить около 5,5 ГВт зеленых мощностей. По оценке Сообщества потребителей энергии, программа стоит около 2 трлн руб. Сейчас в правительстве обсуждают ее продление до 2035 г. Промышленные потребители энергии выступают против — их обязывают оплачивать не только капитальные затраты в зеленую генерацию, но и гарантированные доходы генерирующих компаний.

На строительство ветровых станций до 2035 г. власти направят 222 млрд руб., солнечных — 148 млрд и еще 30 млрд — на малые ГЭС (до 50 МВт). Мощности новых станций в протоколе не указаны. На эти деньги можно будет построить примерно 3 ГВт ветряных станций, 2,2 ГВт — солнечных и 170 МВт малых ГЭС, что примерно соответствует объему действующей программы, но на 30% дешевле, говорит представитель "Совета рынка" (регулятор энергорынка). Если инвестор найдет дополнительные средства и источники возврата инвестиций или повысит эффективность своего производства, он сможет построить больше мощностей, рассуждает он.

В текущих ценах выделенная сумма позволит построить 3-4 ГВт, но развитие технологий и снижение капитальных затрат позволяют увеличить вводы до 5 ГВт, посчитал менеджер практики по работе с компаниями сектора энергетики и коммунального хозяйства KPMG в России и СНГ Сергей Роженко. Ассоциация предприятий солнечной энергетики считает, что денег хватит на строительство только 3 ГВт, что гораздо ниже загрузки, необходимой для наращивания экспорта оборудования, говорит представитель ассоциации. Минимальный объем инвестиций в солнечные станции должен быть не ниже 180 млрд руб. Для сохранения конкурентоспособности российских солнечных элементов на внешних рынках необходимо увеличение производства до 1500 МВт в год, продолжает он.

Никакой рациональной цели для экономики страны в продолжении субсидирования ВИЭ нет, считает представитель Сообщества потребителей энергии: "Затраты колоссальные, цена 1 КВт кратно превосходит мировые аналоги, а объемы производства мизерные, экспортный потенциал близок к нулю. При этом к 2030 г. цена ВИЭ сравняется с традиционной генерацией и дополнительной помощи сверх уже затрачиваемых 2 трлн руб. по текущей программе не требуется".

Минпромторг прорабатывает вопрос распределения средств с участниками рынка и экспертными организациями, сказал представитель министерства. Его коллега из Минэнерго отметил, что стоимость программ развития энергетики, включая возобновляемую, будут дополнительно уточняться.

Елена Вавина

<< Сентябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ