Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

10.03.2015

В совет директоров "Роснефти" предложены 13 человек, в том числе четверо чиновников. Видимо, государство пытается усилить контроль над компанией, считают эксперты.

"Ведомости"

Совет директоров "Роснефти" 6 марта утвердил предложения акционеров компании о выдвижении кандидатов в новый совет директоров, сообщила компания. В списке 13 человек. Среди них не входящие в действующий совет президент "Группы Альянс" Муса Бажаев, помощник президента Андрей Белоусов, председатель совета директоров "МДМ банка" Олег Вьюгин, руководитель Росимущества Ольга Дергунова, президент по региону Бразилия, Уругвай, Венесуэла и Колумбия в компаниях BP Energy do Brasil и BP Brazil Гильермо Кинтеро, член правления ВЭБа Михаил Полубояринов, министр энергетики Александр Новак, специальный представитель президента по вопросам международного сотрудничества в области электроэнергетики, бывший министр энергетики Сергей Шматко.

В совет директоров также предложены входящие в нынешний совет директоров "Роснефти" председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов, управляющий директор компании Nord Stream AG Маттиас Варниг, президент ВР Роберт Дадли, президент "Роснефти" Игорь Сечин, бывший топ-менеджер ExxonMobil Дональд Хамфриз. Дата проведения общего собрания акционеров пока неизвестна.

Государственному "Роснефтегазу" принадлежит 69,5% "Роснефти", второй крупный акционер — британская ВР с пакетом в 19,75%, который дает ей право на два места в совете директоров "Роснефти".

Cейчас в совет директоров входят девять человек, три — независимые. В числе утвержденных советом кандидатов в новый состав как независимый указан только Хамфриз. А независимых директоров должно быть не менее трех, следует из внутренних документов госкомпании. Представитель "Роснефти" не ответил на запрос.

В список кандидатов не попали три академика — вице-президент РАН Александр Некипелов (сейчас председатель совета директоров), член президиума РАН Николай Лаверов, член-корреспондент РАН Артур Чилингаров, — а также президент "Трансмашхолдинга" Андрей Бокарев. "Коммерсантъ" со ссылкой на источники писал, что Сечин против изменений в совете, он опасается "роста чужого влияния" на компанию.

Белоусов и Новак — независимые от Сечина люди, никто из них не связан с ним, не обязан ничем и у обоих есть прямой выход на президента, говорит федеральный чиновник. С другой стороны, вряд ли стоит ждать прямого конфликта Белоусова с Сечиным, он не так сильно увлечен нефтегазовой сферой, от тех же решений по налоговому маневру он отстранился. Новак тоже никогда сильно не противостоит Сечину — все проекты на средства из ФНБ Минэнерго одобряет, отмечает другой чиновник. Сечин достаточно хитро поступил, считает один из чиновников: если в совете директоров Белоусову придется одобрить инвестиционную программу "Роснефти" (а чтобы возражать против нее, нужно затратить время и разобраться в вопросе), тогда потом Сечину легче будет просить деньги на свои проекты — ведь чиновники фактически уже одобрили их.

Государство хочет усилить контроль над "Роснефтью", считает политолог Алексей Макаркин. "Роснефть" претендует на большую сумму из фонда национального благосостояния (ФНБ), эффективность их инвестиций нужно контролировать, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. Компания просила на свои проекты 1,3 трлн руб. из ФНБ (пять проектов уже одобрены). Недавно Сечин предложил первому вице-премьеру Игорю Шувалову изменить механизм проектного финансирования, распространив его на нефтегазовую отрасль. "Значимость "Роснефти" для российской экономики велика, — продолжает Крюков. — У нее есть договоренности с Китаем о долгосрочной поставке нефти, а их надо будет выполнить". Пока добыча у компании падает: в 2014 г. на 1% до 205 млн т.

Галина Старинская

 

 

BP вместе с только что приобретенной Михаилом Фридманом и его партнерами компанией Dea инвестирует $12 млрд в разработку нефтегазовых месторождений в Египте.

"Ведомости"

6 марта BP объявила о подписании финального соглашения о разработке проекта West Nile Delta (WND) в Египте с запасами в 140 млрд куб. м газа и 55 млн баррелей газового конденсата. Вместе с партнером компания планирует инвестировать в проект около $12 млрд. Имя партнера в пресс-релизе не указано.

Партнер BP — немецкая Dea. Вчера и она объявила о разработке проекта WND. На прошлой неделе Dea перешла под контроль инвестфонда LetterOne Михаила Фридмана и его партнеров. Они заплатили за актив 5 млрд евро.

WND состоит из двух блоков: North Alexandria (BP принадлежит 60%, остальное — у Dea) и West Mediterranean Deepwater (BP — 80%, Dea — 20%). В обоих блоках BP является оператором.

BP объявила, что суммарно ей принадлежит 65% в проекте. Инвестиции между партнерами будут распределены пропорционально долям, добавил представитель BP. Получается, что британская компания инвестирует в проект около $8 млрд, Dea — около $4 млрд.

Добыча газа начнется в 2017 г., объявила BP. В перспективе партнеры намерены добывать 12,4 млрд куб. м газа в год (четверть нынешней добычи в Египте), а также как минимум удвоить его запасы. Весь газ будет поставляться на египетские электростанции, сообщила BP.

Это будет второй совместный проект BP и совладельцев "Альфа-групп". С 2003 по 2013 г. они вместе с "Реновой" Виктора Вексельберга и Access Industries Леонарда Блаватника владели ТНК-BP. Проект создавался, когда гендиректором BP был лорд Джон Браун.

Руководителем ТНК-BP стал его заместитель Роберт Дадли. Но уже в 2005 г. последний признавался в интервью "Ведомостям", что между партнерами есть разногласия относительно стратегии компании. А в 2008 г. после ухода Брауна из BP конфликт перешел в открытую стадию. Российские совладельцы добились отставки Дадли. Они утверждали, что Дадли при управлении ТНК-BP действовал лишь в интересах британской компании. А в 2012 г. российские совладельцы ТНК-BP добились расторжения стратегического альянса между BP и "Роснефтью". В итоге дело кончилось тем, что российская госкомпания два года назад выкупила у перессорившихся партнеров все 100% ТНК-BP.

С 2010 г. Дадли возглавляет BP, а на прошлой неделе LetterOne назначила председателем совета директоров L1 Energy (управляет нефтегазовыми активами LetterOne) лорда Брауна.

Представитель BP отметил, что у компании нет никаких опасений относительно нового владельца Dea.

В 2010 г. Dea собиралась вложить $3,6 млрд в WND. BP тогда отмечала, что суммарные инвестиции партнеров составят около $9 млрд. В сообщении Dea говорилось, что WND вместе с британской площадкой Breagh являются ключевыми для дальнейшего роста добычи компании, вывести WND на уровень добычи в 10 млрд куб. м газа в год планировалось к 2015 г. Но BP и Dea никак не могли согласовать с египетскими властями место для строительства завода по очистке газа, поэтому проект не развивался. Британская Financial Times отмечает, что, после того как президентом Египта в прошлом году был избран Абдель Фатта аль-Сиси, Каир всеми силами пытается вернуть доверие западных инвесторов.

Конфликт у российских акционеров ТНК-BP был лично с Дадли, напоминает портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев. Но с учетом того что L1 Energy возглавил Браун, то и основное взаимодействие по совместным проектам будет между Брауном и Дадли. Также у BP в этом проекте меньше рисков, так как у нее контроль в СП, добавляет Вахрамеев.

В Египте стремительно растет потребление газа, особенно со стороны электроэнергетики, констатирует аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. Поэтому развитие новых газодобывающих проектов в стране имеет большие перспективы. Египет раньше был нетто-экспортером газа, но после "арабской весны" потерял этот статус и был вынужден закупать дорогой европейский газ. Поэтому стране очень важно вернуть позиции на рынке, добавляет он. Также на шельфе Египта много неразведанных районов и в перспективе газ оттуда может поставляться в Южную Европу, которая заинтересована в диверсификации поставок, говорит Нестеров. LetterOne, по его мнению, вложит в проект средства, полученные от продажи доли в ТНК-BP.

Петр Третьяков

 

 

"РБК daily"

Саудовская Аравия хочет и спасти ОПЕК, и добиться диверсификации доходов и индустриализации, и сохранить свою долю на нефтяном рынке. Получится ли это, во многом зависит от развития сланцевой энергетики в США.

При каких условиях цены вырастут

Сланцевая революция в США разделила членов ОПЕК по качеству добываемой ими сырой нефти. Экспортеры легкой малосернистой нефти — такие как Алжир, Ангола и Нигерия — потеряли почти все свои доли рынка в США, в то время как экспортеры высокосернистой или тяжелой неочищенной нефти, включая Саудовскую Аравию и Кувейт, потеряли немного.

Практически вся сырая нефть, добываемая в странах Персидского залива, — высокосернистая, а большая часть мировых запасов — малосернистая, никакое сокращение производства Саудовской Аравией и ее соседями не вернет цены к прежним высоким уровням и не восстановит баланс на нефтяном рынке. Единственным способом сделать это — и предотвратить распад ОПЕК — будет сокращение производства легкой малосернистой нефти, в том числе американскими производителями, которые, таким образом, потеряют долю рынка. Хотя если бы это произошло, можно было бы ожидать относительно быстрого роста цен на нефть.

Если же Саудовская Аравия и дальше будет придерживаться своих стратегических целей, низкие цены на нефть могут сохраниться. Начиная с 1970 года несколько членов ОПЕК во главе с Саудовской Аравией старались диверсифицировать свою промышленную базу, стимулируя сектора, где у них есть сравнительное преимущество вроде нефтехимии, а также создавая гигантские нефтеперерабатывающие заводы, чтобы экспортировать продукцию с добавленной стоимостью. В то же время, чтобы повысить доходы, они расширили экспорт газоконденсата, на который квоты ОПЕК не распространяются.

Но как раз в тот момент, когда эти страны начали добиваться успеха, началась сланцевая революция в США, поставившая под угрозу все три их главные стратегические цели. Главным фактором конкурентоспособности нефтехимической промышленности Саудовской Аравии было использование природного газа и этана, гораздо более дешевых, чем нафта — разновидность нефтепродуктов, от которых зависели ее глобальные конкуренты. Теперь, когда США производят огромное количество дешевого природного газа и этана, конкурентное пре­имущество Саудовской Аравии — и ее доля рынка — начинает сокращаться.

То же самое относится к переработке. Поскольку США не разрешают экспорт сырой нефти, сланцевая революция толкнула вниз цену на американскую нефть марки West Texas Intermediate, причем разница с другими мировыми марками нефти достигала $20. Нефтепереработчики США воспользовались более низкими ценами, чтобы увеличить свой экспорт нефтепродуктов — настолько, что они теперь угрожают рыночной доле нефтеперерабатывающих заводов Саудовской Аравии в Азии и в других местах.
Кроме того, американские компании значительно увеличили производство газоконденсата, что позволило стране сократить импорт сжиженного нефтяного газа и значительно расширить экспорт газоконденсата. В результате Саудовская Аравия уступила часть своей доли рынка в Центральной и Южной Америке производителям из США.

Что дают саудовцам низкие цены

Но недавнее падение цен на нефть может изменить ситуацию. Отказываясь от сокращения собственного производства, Саудовская Аравия, похоже, надеется, что низкие цены на нефть приведут к снижению инвестиций в сланцевую энергетику США, таким образом подрывая рост американского производства.

Низкие цены, возможно, уже способствовали тому, что Америка пока не решается начать экспорт сырой нефти, а также повысили политическую жизнеспособность вето президента США Барака Обамы на трубопровод Keystone XL, предназначенный для экспорта и транспортировки нефти из канадских битуминозных песков в Мексиканском заливе. Если учесть задержки с открытием мексиканского энергетического сектора, кажется, что низкие цены на нефть могут принести саудовцам прямую выгоду.

Хотя мотивация решения Саудовской Аравии о сохранении объемов производства, вероятно, была практически полностью экономической, низкие цены на нефть также дают явные политические преимущества. В частности, снижение цен создает серьезные проблемы Ирану, главному конкуренту Саудовской Аравии в регионе, а также нестабильным, зависимым от нефти экономикам России и Венесуэлы. Ни одна из этих стран не имеет достаточных сбережений, позволяющих смягчить удар от сокращения нефтяных доходов.

Рискованная стратегия

В этих условиях вполне вероятно, что Саудовская Аравия будет и дальше отказываться от сокращения добычи нефти, поддерживая низкий уровень цен, пока рыночные силы не подтолкнут их восстановление. Но даже в этом случае рост цен может быть ограничен. В конце концов, теория игр подсказывает, что, после того как будут устранены избытки, доминирующие производители должны предотвратить слишком высокий рост цен на нефть, приводящий к потере ими доли рынка. Это означает, что Саудовская Аравия будет пытаться убедить страны, не входящие в ОПЕК, в основном в Северной Америке, поддерживать рост производства нефти соизмеримо с ростом спроса на мировом уровне.

Короче говоря, в интересах Саудовской Аравии, чтобы цены на нефть выросли достаточно высоко, чтобы поддержать ее экономику, но не настолько высоко, чтобы они побудили к значительному увеличению поставок вне ОПЕК. Чтобы сохранить цены в этом идеальном диапазоне, Саудовская Аравия, возможно, даже снова увеличит уровень производства.

Эта стратегия не лишена риска. В краткосрочной перспективе чрезмерно низкие цены могут спровоцировать политическую нестабильность в некоторых нефтедобывающих странах, что поднимет цены. Кроме того, торможение инвестиций в нефтедобычу, особенно в мегапроекты, может подтолк­нуть цены выше идеального уровня в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Но, пожалуй, самый большой риск представляет сланцевая нефть в США. В течение следующих нескольких лет американские производители, скорее всего, отступят, сосредоточатся на самых выгодных проектах, будут совершенствовать технологии, снижать расходы и затем снова увеличат уровень производства. А тогда нынешняя стратегия Саудовской Аравии уже не позволит ей поддерживать свое доминирующее положение на рынке.

Анас Алхаджи

<< Март, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ